УДК 342.71
ЮРИДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «БЕЖЕНЕЦ» И «ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ».
Иванов Виталий Алексеевич,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: prof.ivanov2014@yandex.ru
Крюкова Ксения Ивановна,
магистрант ФГБУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: kki1990@mail.ru
На основании исследования отмечено отсутствие в научной литературе точного и единообразного определения понятий беженец и вынужденный переселенец. Предлагаем изменения в действующее законодательство, направленные на совершенствование правового статуса этих понятий.
Ключевые слова: беженец, вынужденный переселенец, правовой статус гражданина РФ.
Определение понятия «беженец» дано в Федеральном законе «О беженцах». Согласно закону беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Официальным принятием понятия «беженец» считается момент ратификации Россией в 1992 г. Конвенции о статусе беженцев. Однако свое официальное закрепление оно получило в вышеназванном законе.
Как отмечается в специальной литературе, «беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера или же которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; а также за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства». Законодательство также не допускает признания беженцами лиц, покинувших государство своего проживания по экономическим причинам либо вследствие голода,
эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [7, с. 18].
Что касается, определение понятия «вынужденный переселенец», его определение закреплено в законе «О вынужденных переселенцах».
В соответствии с законом над вынужденным переселенцем - «гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».
При внимательном прочтении видится незавершенность данного определения.
В частности, почему законодатель «обошел стороной» лиц, вынужденно покинувших места своего прежнего жительства в результате техногенных аварий либо климатических катастроф [10, с. 45]
Согласно ст. 1 вынужденным переселенцем может быть признано лицо, отвечающее следующим признакам:
- во-первых, данное лицо должно быть гражданином Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданином РФ признается лицо, имеющее устойчивую правовую связь с Россией, порождающую их взаимные права и обязанности в соответствии с действующим российским законодательством;
Иванов В. А., Крюкова К. И.
1ф
- во-вторых, данное лицо должно покинуть свое место жительства.
- в-третьих, данное лицо должно покинуть место своего жительства в результате насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию, совершаемому в отношении указанного лица или членов его семьи [10, с. 46].
Лицо может быть признано вынужденным переселенцем, если причинами покинуть место жительства для него стали:
а) совершенное в отношении лица или членов его семьи насилие;
б) преследование лица или членов его семьи;
в) реальная опасность подвергнуться такому насилию или преследованию.
Как отмечается в специальной литературе, в настоящее время реально существует проблема точного и единообразного определения понятия «член семьи», так как те законодательные акты, которые содержат данное понятие, определяют его, исходя из собственных потребностей. Так, круг членов семьи в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяется следующими лицами: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В свою очередь, Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в ст. 1 под семьей понимает лиц, связанных родством и (или) свойством, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство. Семейный кодекс данного определения не содержит. Исходя из смысла Закона, к членам семьи лица, желающего получить статус вынужденного переселенца, следует отнести лиц, связанных родством и (или) свойством с указанным лицом и совместно с ним проживающих или проживающих в одной с указанным лицом местности (в пределах субъекта Российской Федерации).
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: 1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации; 2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации; 3) покинувшее место жительства по экономическим
причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, в отличие от беженцев, которым особый правовой статус необходим в силу того, что они утратили защиту собственной страны и вынуждены искать ее на территории чужого государства, вынужденные переселенцы не нуждаются в таком статусе, поскольку остаются на территории собственного государства, являются его гражданами, и поэтому обладают теми же правами, что и остальные граждане. Они нуждаются лишь в предоставлении дополнительных гарантий, облегчающих реализацию этих прав и обустройство в ситуации вынужденного перемещения [8, с. 37].
Закон РФ «О вынужденных переселенцах» 1993 г. предусматривает, что лицо признается вынужденным переселенцем не только в случае осуществления насилия или угрозы такого насилия в отношении лично его, но и проецирует эти положения на членов его семьи. Однако в Законе «О беженцах» 1993 г. отсутствует подобный признак. Каждому члену семьи беженца, достигшему возраста восемнадцати лет, необходимо доказать сам факт преследования. Считаем, что на территории Российской Федерации это ведет к усложнению процедуры предоставления статуса беженца и ограничивает права членов семьи указанных лиц [11, с. 27].
Видится целесообразным внести изменения в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», дополнив пункт 1 статьи 1 указанного Закона положением, в котором зафиксировано следующее: правовой статус вынужденных переселенцев может быть предоставлен и гражданам, вынужденно покинувшим места постоянного жительства, в результате техногенных аварий либо климатических катастроф.
Литература
1. Конвенция о статусе беженцев (Заключена в г. Женеве 28 июля 1951 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 19 февр. 1993 г. № 4528-1(ред. от 22.12.2014) «О беженцах». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 24 окт. 1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп., вступ.
в силу с 15.07.2016). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Дрягин В. В. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев // Эпоха науки. 2015. № 4.
8. Евтушенко В. И. Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и экологических мигрантов: сравнительно-правовой анализ // Научные ведомости белгородского государственного университета. 2009. № 9.
УДК
Одной из наиболее важных, но мало исследованных областей дореволюционного правоведения являются вопросы правовой государственности. Подходы российских ученых Х1Х-ХХ вв. по определению природы и содержания правового государства можно охарактеризовать как основополагающие в формировании общего понимания данного явления в отечественном дореволюционном правоведении.
9. Жеребцов А. Н., Некрасова И. Ю., Шуршалова Е. С. Комментарий к Закону РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (постатейный). Доступ из спра-вочно-правовой системы «Консультант Плюс».
10. Колобов А. В. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2014.
11. Шуршалова Е. С. Конституционно-правовое регулирование и защита прав беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
Однако в связи с длительным периодом изучения историко-правовых явлений и процессов исключительно в диалектико-материалистической призме, основанной на марксистко-ленинском учении, к сожалению, исследованию дореволюционных воззрений о природе правового государства уделено недостаточно внимания. Вместе с тем, представляется, что накопленные именно в этот период научные знания
V. A. Ivanov, X. I. Kryukova LEGAL CONTENT OF THE TERM «REFUGEE» AND «DISPLACED PERSON»
On the basis of the study noted the lack of literature precise definition of refugee and displaced person. Proposed changes to acting legislation, aimed at improving the legal status refugee and displaced person.
Key words: refugee, forced migrant, the legal status of a citizen of the Russian Federation.
IVANOV Vitally Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: prof.ivanov2014@yandex.ru
KRYUKOVA Xenia Ivanovna- Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: kki1990@mail.ru
340
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ
Иванов Виталий Алексеевич,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: prof.ivanov2014@yandex.ru
Петрова Марина Михайловна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: filinn186@mail.ru
В статье обобщены воззрения дореволюционных юристов о правовом государстве. На основе анализа широкого круга источников сформулированы понятие и признаки правового государства в понимании отечественной юридической науки XIX-XX вв.
Ключевые слова: государство, право, правовое государство, власть, гражданское общество, законность.