I Servisa [Russian State University of Tourism and Service], Moscow, Russian Federation,
email: [email protected]
This article considers the specific use of instruments of direct state regulation to various branch groups and sub-groups of services. On the basis of their systematization it is offered an allocation ofthe regulated services.
Keywords: state regulation, services sector, the demand and regulated services
Reference:
1. Fedulin A.A., Bagdasaryan V.E. Mify o servise [Myths about service] // Service plus, 2010, № 1.
2. Zudenkova S.A Gosudarstvennoe regulirovanie sanatorno-kurortnogo kompleksa // Problemy ekonomiki i menedzhmenta [State regulation of the sanatorium complex // Economy and management problems]. 2011, № 4.
3. Kukhtinova L. G. Ekonomicheskiy mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya sfery sotsialnykh uslug: monografía [Economic mechanism ofstate regulation ofthe sphere ofsocial services: monograph]. Penza: Izdatelstvo Penzenskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 2007.
4. Scherbak E.N. Gosudarstvennoe regulirovanie platnykh obrazovatelnykh uslug v sfere vysshego professionalnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: monografía [State regulation ofpaid educational services in the higher education sphere in the Russian Federation: monograph], Moscow: MGOU Publ., 2009.
5. Kharitonova T. V., Yevstigneyev A. S. Osobennosti primeneniya razlichnykh podkhodov k planirovaniyu razvitiya bytovogo obsluzhivaniya naseleniya [Features of application of various approaches to planning of development of consumer services of the population]. Service Plus, 2009, № 3.
6. Ozhegov S.I. Slovar russkogo yazyka [Russian language dictionary]. Moscow: Rucckiy yazyk Publ., 1989.
7. Postanovlenie pravitelstva RF «O sotrudnichestve s zarubezhnymi stranami v oblasti obrazovaniya» [The resolution of the Government of the Russian Federation «About cooperation with foreign countries in the field of education»], № 668 from November 4, 2003.
8. Obscherossiyskiy klassifikator uslug naseleniyu. Utv. Postanovleniem Gosstandarta Rossii ot 28.06.1993 № 163 (s izmeneniyami I dopolneniyami) [All-Russian qualifier of the population services, by the resolution of Gosstandart of Russia from June 28, 1993, № 163 (with amendment and additional).
УДК 1174.37.02 (022)
I АКТУАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СЕРВИСА В МУЗЕЕ
Паудяль Надежда Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, [email protected],
Филиндаш Лариса Васильевна, кандидат философских наук, доцент, [email protected],
Кафедра русского языка и межкультурных коммуникаций в управлении,
ГОУ ФПО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация
Статья посвящена проблеме формирования новой концепции деятельности музея, основанной на представлении о нем как о коммуникативной системе. Рассматриваются некоторые условия успешного сервиса в музейной практике: постоянное развитие, обновление и совершенствование музейной сети, использование информационных технологий, обширная выставочная программа. Ставится проблема информационной политики как инструмента развития и продвижения музея. Уделяется внимание архитектурно-художественному дизайнерскому оформлению музеев и их экспозиций, особенностям профессиональной речи экскурсоводов.
Ключевые слова: коммуникативная система, музеализация, информационный потенциал, корпоративные музеи, информационная система обслуживания посетителей
Понятие «музейная коммуникация», введенное в научный оборот в 1968 году канадским музеологом Дунканом Ф. Камероном,
означает процесс общения посетителя с музейными экспонатами, основанный, с одной стороны, на умении создателей экспозиции
выстраивать с помощью экспонатов невербальные пространственные «высказывания», с другой — на способности посетителя понимать «язык вещей». Дальнейшее развитие теории музейной коммуникации происходит в 1980-е годы благодаря трудам Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронга.
Современная музейная коммуникация ставит задачу взаимодействия музея и аудитории. Это касается и отбора экскурсоводов, и привлечения специалистов — музейных психологов, социологов, маркетологов, менеджеров в туристическом бизнесе и т. д., призванных обеспечить «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации.
Музей как социокультурный институт интегрирует в себе различные виды деятельности человека. Он визуализирует восприятие, погружая человека в ситуацию общения с экспонатом, вещью — представителем иной культуры, подлинником определенной эпохи — подлинностью бытия.
Объекты природы, письменные, изобразительные или вещественные материалы, фонозаписи и кинофильмы, фотографии и др., хранящиеся в музее, определяются словосочетанием «музейные предметы».
Термин «музейный предмет», введенный в отечественной историографии в научный оборот Н.М. Дружининым еще в 1930-е годы, получает теоретическую разработку в исследованиях зарубежных и российских ученых (З. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера, A. M. Разгона, В. Ю. Дукельского, В. В.Кондратьева) как источник особого вида познания и основной элемент системы музейной коммуникации. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, объекты природы или материальные результаты человеческой деятельности должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их готовят к длительному хранению и многоплановому использованию в музее.
Прежде всего, музейные сотрудники выявляют предметы музейного значения, то есть предметы, обладающие научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеющие значимость для использования в музее. Подобного рода предметы имеют определенные «биографические» этапы своего бытования, к которым относятся: использование предметов, их «девальвация», обретение новой ценности, «музеализация».
Данные «биографические» этапы бытования предмета показывают движение вещи в культурологическом контексте. Любой предмет является порождением той или иной эпохи, конкретной действительности, в которой он был создан, а потому заключает в себе ее определенные характеристики. В этом его социальное и историко-культурное значение. Когда эпоха уходит в прошлое, предмет, порожденный ею, сохраняет информацию о ней. В процессе музеализации (или антикваризации) реконструируется прошлое предмета с момента его производства и дальнейшего использования, воссоздается его биография — провенанс, его связи со средой бытования, определяется его культурное значение.
Биография предметов музейного значения начинается с момента их производства. Первый контекст их использования — утилитарный, он может быть назван «контекстом первоначальных значений и первоначальных функций». Это значит, что предметы непосредственно «вписываются» в эпоху. Они составляют стилистическое единство со своим временем, тождественны времени. В первом утилитарном контексте вещи соответствуют эстетическим воззрениям эпохи (произведения искусства), представлениям о комфорте (предметы быта, например, мебель), соотносятся с последними достижениями техники (технические приспособления). Культовые предметы используются по назначению — для исполнения религиозного культа. Предметы обихода непосредственно используются представителями эпохи, а также теми социальными слоями, для которых они изначально были произведены. Это единство с эпохой предполагает и возможность их аутентичного воспроизводства тем же автором или заводом.
Девальвация предмета связана с трансформацией его прежних функций. Когда заканчивается эпоха и проходит мода на многие предметы быта (мебель, одежду, аксессуары), новые художественные течения или достижения технического прогресса могут привести к так называемому функциональному распредмечиванию. Старые бытовые предметы, изначально обладающие одновременно эстетической и утилитарной функцией, где утилитарная является основной, а эстетическая — сопутствующей, могут полностью утратить утилитарную функцию. В случае потери утилитарного назначения многие предметы приобретают особую эстетическую ценность и притягатель-
ность для собирателей, превращаются в предмет коллекционирования, становятся новыми символами высокого социального положения их владельца, получают статус предметов музейного и антикварного значения, то есть приобретают иные различные виды ценности: культурную, эстетическую, социальную, личную, статусную и другие.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить основные критерии, благодаря которым предмет приобретает статус музейного значения: временной фактор, разрушение контекста первоначальных значений, девальвация утилитарной или эстетической значимости вещи, новая ценность старых вещей, приписывание им новых смыслов.
При поступлении в музей объекты принимаются сотрудниками на учет и хранение, проходят сначала первичную, а затем, по возможности, полную научную обработку. В музее главным становится не функциональное, а общественное значение предмета как памятника истории и культуры. Таким образом, предмет, превращенный в свидетельство, знак или символ конкретного факта или явления, обретая новые связи с другими музейными предметами, включается в определенный исторический и социокультурный контекст.
Поскольку некоторые зарубежные теоретики для обозначения особых свойств музейного предмета предлагают использовать термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет), мы считаем правомерным употребление термина «музеализация». Данное понятие может означать документальное оформление предмета музейного значения после его поступления в музей — его переход в статус музейного предмета: постановка на учет, первичная и полная научная обработка, дальнейшее использование в качестве экспоната.
Согласно современным представлениям, музейный предмет рассматривают в совокупности следующих характеризующих его свойств: информативности, аттрактивности, экспрессивности. Некоторые исследователи выделяют в качестве еще одного свойства музейного предмета его репрезентативность — представительность в ряду аналогичных предметов, то есть его способность в сравнении с ними наиболее ярко отражать определенное явление действительности.
Понятие «информативность» раскрывает содержательную сторону музейного предмета,
который выступает как материальное свидетельство прошлого, как «текст».
Информация закодирована в объекте в его атрибутивных признаках (это название и назначение предмета, его размеры, форма, материал и техника изготовления, надписи, подписи, клейма) и составляет его внутреннее информационное поле.
Сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информация «вокруг предмета» образует особое внешнее информационное поле, называемое «легендой» или, говоря современным языком, «провенан-сом», что в контексте с атрибутивными признаками определяет его культурное значение. Внутреннее и внешнее информационные поля переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета1.
Аттрактивность (привлекательность) определяется внешними особенностями предмета, его способностью привлекать внимание посетителей своими формами, размерами, цветом, композицией, трактовкой деталей, ритмическим соотношением пропорций.
Экспрессивность связана с восприятием предмета, его способностью вызывать ассоциации и ощущение сопричастности к конкретным процессам, пережитым явлениям, интересным фактам.
Эмоциональное осмысление значимых событий может возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, связи его с известными событиями и людьми (например, перо и чернильница А.С. Пушкина, гитара B.C. Высоцкого, кольчуга Ермака). Комментарии передаются в экспозиции вербально (через экспликацию2, этикетаж или рассказ экскурсовода) и невербально путем определенным образом организованных, объясненных и размещенных музейных предметов в экспозиции.
Именно экспозиция, выявляя знаковую природу вещей в их взаимосвязях, становится особым синтетическим видом искусства, обла-
1 Понятия «внутреннее информационное поле» (атрибутивные признаки предмета), «внешнее информационное поле» (провенанс), которые в совокупности составляют «информационный потенциал» музейного предмета, введены в научный оборот В.В. Кондратьевым [1].
2 Экспликация — развернутое пояснение, информация о представленных экспонатах и принципах организации экспозиции.
дающим большой силой эмоционального воздействия3. Предметы как средства выражения определенного содержания размещаются в музейной экспозиции в соответствии с разработанной в музее научной концепцией. Передавая идеи и чувства людей, когда-то с ними связанных, а также авторов экспозиции, экспонаты образуют своеобразный «текст», который нужно не только рассматривать, но и осмысливать.
Если обобщить сказанное, то можно утверждать, что экспозиция составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путем зрительного восприятия экспонатов, размещенных в пространстве музейных залов [3].
Имея в виду разнообразие музейных экспонатов, а следовательно, и возможное многообразие музеев, легко понять, что одним из условий успешного музейного сервиса является постоянное развитие, совершенствование музейной сети, создание новых и поддержка традиционных «старых» музеев. Положительным моментом можно считать тот факт, что посещаемость музеев перестает быть для чиновников-администраторов универсальным критерием их востребованности обществом, нужности обществу. Так, в программе «Музейные палаты» на Радио «Москва fm» глава Департамента культуры столицы С.А. Капков поделился мыслью о том, что нельзя закрывать музей в связи с его низкой посещаемостью, потому что он понял: у любого музея есть «своя» аудитория, «свои» посетители: «А сейчас, когда я вижу статистику, когда я сам объехал в будни или в выходные, выглядит так, что у каждого музея и объекта города Москвы есть свой потребитель. Потому что Москва — 14-миллионный город, здесь есть потребитель у всего. Если ты качественно делаешь услугу для своей целевой аудитории, она будет востребована».
В этом отношении приметой времени можно считать создание новых музеев не государством, а корпорациями, компаниями, предприятиями, частными лицами. Если быть точными, история создания таких музеев насчитывает уже более 100 лет. Пионерами были
3 Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехропо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного exposition — изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Музейная экспозиция — размещение музейных предметов, обретающих в экспозиции новый статус экспонатов, то есть предметов, выставленных для обозрения.
страны, где происходила индустриальная революция в разных отраслях промышленности, или государства, для которых особенно важно было создание собственной истории (не удивительно, что до 50% корпоративных музеев до конца XIX века находилось в США). В России один из первых таких музеев был создан в 1898 году на металлургическом заводе г. Царицыно при участии П.А. Столыпина по инициативе директора парижского международного банка Т. Ломбардо. В 1950-е годы в СССР по предложению ЦК КПСС повсеместно создавались музеи больших промышленных предприятий, крупных заводов, комнаты трудовой славы — на небольших фабриках. В 90-е годы они были закрыты, многие экспонаты потеряны, сотрудники уволены.
В настоящее время многие отечественные компании создают свои музеи — «Музей традиционных русских напитков» на заводе «Очаково», «Музей истории шоколада и какао» на кондитерском объединении им. Бабаева и др. Целью таких музеев зачастую является закрепление роли компании, предприятия в истории развития отрасли, в мировой экономике. Например, в Ростове-на-Дону по инициативе директора компании «Бизон» С. Суховенко был создан «Музей сельскохозяйственной техники». Представленные здесь уникальные образцы техники начала XX века являются символом качества. А соседство музейных раритетов с новейшими разработками и последними образцами техники дает возможность проследить историю развития сельхозмашиностроения, показать тенденции в деятельности завода на современном этапе. Все это работает на имидж компании.
Тем не менее, можно отметить некоторые недостатки в этом направлении развития музейной сети: преобладание музеев брендов над музеями общего универсального характера (в век стремительного развития техники и технологии интерес людей не может удовлетворить один только Политехнический музей), увлеченность макетами, несбалансированность предметов мультимедийных технологий. Наибольшей разработанностью проблем сохранения и музеефицирования объектов индустриального наследия может считаться Германия.
Другой слабой стороной в развитии сети музеев можно считать совершенно недостаточное число детских музеев. В Москве, например, после переезда в Загорск Музея игрушек,
созданного Бертаром в 1918 году, нет ничего похожего на этот музей или на Музей детства в Лондоне, который является огромной игровой площадкой, где находят занятия по душе все пришедшие в этот музей, или на Музей Кукол в Париже, который любим и посещаем не только детьми.
Для того чтобы сделать процесс общения посетителей с экспонатами более эффективным, в создании современных экспозиций принимают участие не только музейные сотрудники, хранители и научные сотрудники, но и художники. Они занимаются художественным проектированием экспозиций, то есть конкретную структуру научно обоснованного тематико-экспозиционного плана наполняют художественно-образным смыслом. Не случайно некоторые исследователи сравнивают работу музейного художника (или проектировщика/ экспозиционера) с творчеством театрального режиссера: оба создают специфический спектакль, основанный на зрелищности, в основе которого лежит художественный, музейный или театральный, образ [2, с. 448]. Музейная зрелищность усиливает смысловые акценты экспозиции, делает ее эмоционально выразительной, эстетически целостной и уникальной.
А потому, как еще одно условие успешной работы музейного сервиса, мы хотим выделить выдержанность стиля в оформлении — от архитектуры самого здания до оформления этикетажа. Современные эстетические требования людей стоит учитывать не только при оформлении музеев современного искусства, где естественно и абсолютно необходимо авангардное прочтение. Потенциальный музейный посетитель живет в мире частых революций в области технологии и потому ему привлекательны новации. Надо учитывать мироощущение человека, привыкшего к новым техническим средствам, живущего с новой скоростью, новыми ритмами.
Удачным примером дизайна музейного здания может являться футуристическое здание музея BMW в Мюнхене («белый котел»), которое было спроектировано еще в 1972 году профессором Карлом Шванзером. Музей и штаб-квартира баварского концерна-автогиганта представляют собой знаменитое величественное здание в виде четырех серебряных цилиндров. После реконструкции 2004—2008 годов экспозиционные площади значительно увеличены, грамотно продуманы освещение,
цветовое оформление. А в результате — музей является третьим по посещаемости среди всех музеев Мюнхена (250 тыс. человек в год). А их в столице Баварии немало: три Пинакотеки (Старая, Новая и Современного искусства), Музей кристаллов, Баварский национальный музей, Музей резиденции, Музей кино, Городской музей на Якобс плац, любителей современного искусства привлекает Лейбах-хаус (здесь, в частности, экспонируются работы В.В. Кандинского).
Далеко за пределами Франции известны, например, здание и оригинальное решение экспозиции музея кино в Лионе, созданное архитектором Дэном Ольманом, самое урбанистическое здание с фасадом из стекла, специально построенное для музея «Фонда современного искусства Картье» в 1994 году известным французским архитектором Жаном Нувелем. В сентябре 2011 года в рамках глобальной программы «Города-музеи» в Шанхае в здании одной из бывшей стекольной фабрик открылся музей стекла. В решении его архитектурного облика и оформлении экстерьера принимала участие немецкая архитектурная фирма Logan. Другая немецкая компания — Coordination Asia — создавала концепцию музея, дизайн интерьера и координировала работу международной группы дизайнеров, архитекторов, художников. В результате музей располагает зданием интересной архитектуры, а в экспозиции использованы новейшие технологии. Обозреватели подчеркивали, что это сотый музей, построенный за последние 10 лет. Для сравнения: оформление в футуристическом стиле пространства около музея В. Маяковского в Москве, экспозиция, которая является произведением архитектурно-пластического искусства, создавались в 1987—1989 годах (автор — художник Е.А. Амаспюр). И, по словам директора музея Светланы Стрижневой, ни экспонаты, ни тексты, ни фотоувеличения, ни копии документов, не говоря о системах вентиляции, освещения, пожаротушения и т. д., не обновлялись за все это время.
В настоящее время все чаще используется понятие «искусство экспозиции», которое можно интерпретировать как особый вид искусства экспозиционного дизайна (архитектурно-художественных решений), в арсенал которого входят средства выразительности пространственно-пластических и временных видов (музыка, литература, кино, театр) ис-
кусства, а также технические новшества. Идеальной моделью современной экспозиции считается ансамбль, все элементы которого: музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, пространственно-пластические и технические средства — взаимосвязаны и составляют уникальную, целостную, образно-художественную структуру.
Пожалуй, самым очевидным условием успешности музейного сервиса следует считать создание информационной системы обслуживания посетителей. К настоящему времени музеи имеют информационные системы для посетителей на основе интернет-технологий. Эти системы в большинстве случаев включают в себя сведения о режиме работы, месте расположения, ценах, выставках и проводимых в музее мероприятиях, сотрудниках, фондах и т. д. Информация построена с использованием поэтапного и модульного способа, предоставляемые посетителям информационные ресурсы и услуги ранжированы. Кажется, все сделано для предварительной информированности потенциальных посетителей о музейных услугах. На самом деле ситуация иная: на улицах Москвы не везде есть указатели к ближайшим музеям, даже на центральных улицах нет наглядных карт с информацией о музеях и других объектах, в столичном метро (и на улицах города) нет надписей с использованием латинского алфавита.
Как мы уже говорили, вещи в музее выступают посредниками с отдаленными по времени и пространству культурами. При этом музейные педагоги «переводят» визуальные «высказывания» в вербальную форму и обучают посетителей «языку вещей».
Профессиональная речь музейного экскурсовода складывается из учета определенных объективных (статуса музея, его ведомственной подчиненности, профиля и др.) и субъективных (коммуникативные, психологические, профессиональные качества экскурсовода) факторов.
Формирование музейной терминологии — это развивающийся процесс, зависимый от профиля (отношение к ведущей специальности) и особенно статуса музея в определенный историко-культурный период. Например, в 1950—60-е годы, когда советским музеям вернули статус научных учреждений (утрачен в 1930-е годы), изменилась терминология, обозначающая одно из направлений музейной
деятельности: вместо понятия «просветительная работа» стал употребляться термин «научно-просветительная работа». При этом до конца 1980-х годов научно-просветительная работа музея проводилась на основе «ленинских прин ципов коммунистической пропаганды». Ее основными задачами являлись «распространение марксистско-ленинской идеологии и формирование коммунистического мировоззрения, воспитание коммунистического отношения к труду, пропаганда идеи интернационализма и патриотизма, формирование нравственных качеств личности, борьба против буржуазной и ревизионистской идеологии» (Постановления ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964); «О повышении идейно-воспитательной работы музеев» (1982)).
Вместе со сменой идеологических парадигм из музейной лексики, касающейся работы с посетителями, исчезают такие термины, как «пропаганда», «массовость», «идейное воспитание». Музей рассматривается как средство не «эстетической пропаганды», а развития эстетического вкуса и творческого воображения, формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию.
Главной формой культурно-образовательной деятельности музея остается экскурсия. Ее качественность, содержательность, эмоциональность, доступность, ясность, выразительность и другие характеристики — важные условия успешности музейного сервиса. Экскурсия характеризуется зрительным восприятием с вербальным сопровождением (словесный комментарий), усиленным моторикой — передвижением по заданному маршруту. Коллективность осмотра предполагает возможность возникновения особой психологической атмосферы, вызванной общностью переживаемых эмоций.
Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на конкретную тему, по определенному маршруту, имеет организованный характер, при этом специфика музейной экскурсии заключается в том, что она осуществляется в специально организованном музейном пространстве — экспозиции.
Музейные экскурсии разнообразны: они различаются по месту проведения и объектам показа (экспозиции, выставки, открытые хранения фондов), по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов.
Выделяются обзорные и тематические экскурсии (на темы профиля музея). Обзорные экскурсии, предназначенные для посетителей, впервые пришедших в музей (туристы), носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного собрания, основными разделами экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. Тематические экскурсии более детально раскрывают одну тему или проблему. Иногда в музеях проводятся циклы экскурсий, связанные с определенной проблематикой и предназначенные для постоянной группы посетителей. По целевой направленности различают культурно-образовательные (общеобразовательные) и учебные экскурсии, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской, молодежной или взрослой аудитории, для туристов или местных жителей, для групп однородных или разнородных по составу (например, родителей с детьми) и т. д. [4].
В последнее время благодаря теории музейной коммуникации экскурсию начинают рассматривать как специфический вид общения. Причем общение это носит ролевой характер: каждый участник диалога действует в рамках отведенного ему регламента, а стиль поведения задан ролью экскурсовода и ролью экскурсанта.
При этом необходимо отметить, что роль экскурсовода очень важна для формирования положительного имиджа музея в целом. Экскурсовод должен свободно ориентироваться в экспозиции, знать все об экспонатах и различных разделах коллекции и уметь корректно о них рассказывать. Он должен иметь педагогический опыт, быть учителем, способным донести свои знания до слушателей, обладать личным обаянием. Кроме того, он должен быть специалистом, соответствующим профилю музея. Важнейший критерий профессионализма экскурсовода — это безусловное владение темой. Вместе с тем, в экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. В тех случаях, когда она строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек теряет к ней интерес. Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе. Заученный текст, произнесенный с монотонной интонацией безотносительно к аудитории, которой он адресован — школьникам, туристам, специалистам, коллегам — производит непри-
ятное впечатление, резко снижает интерес экскурсантов. Способность устанавливать контакт с аудиторией и умение корректировать свой рассказ и действия в зависимости от ее реакции являются очень важными показателями мастерства экскурсовода.
В современных условиях использования новых технологий многие музеи используют записи экскурсий по залам с более или менее подробными рассказами об отдельных, наиболее интересных экспонатах. Трудно возражать против использования технических средств в музейной практике. Но решает ли задачи развития зрительного, эмоционального восприятия уникального памятника — музейного предмета бесстрастная, без эмоций речь в наушниках?
Как любое устное выступление, каждая экскурсия состоит из трех частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы. Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о музее, о теме экскурсии и порядке ее проведения. Во вступительной беседе важен не объем сообщаемой информации, а умение экскурсовода расположить к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелательность, непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией, готовность учитывать ее интересы и пожелания. Установленные во время вступительной беседы контакты экскурсоводы пытаются сохранять и поддерживать на протяжении всей экскурсии. Например, переходы: от одного объекта осмотра к другому они используют не в качестве перерыва в работе, а для ответа на вопросы и беседы с членами группы (отчужденность экскурсовода производит неблагоприятное впечатление). В заключительной беседе, которая традиционно состоит из ответов на вопросы, экскурсовод кратко обобщает содержательную сторону экскурсии, концентрирует внимание экскурсантов на главном, интересуется их впечатлениями от увиденного и услышанного, то есть старается закрепить положительные эмоции посетителя музея.
Существуют специальные методические приемы, способствующие формированию в группе доверительной психологической атмосферы, возникновению и сохранению контакта между экскурсоводом и аудиторией. Свою предрасположенность к общению экскурсовод может показать, например, с помо-
щью диалога-беседы в форме вопросов-ответов. Для детской аудитории вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ. Вопросы, адресованные взрослой аудитории, чаще всего носят риторический или косвенный характер; они не предполагают ответа и предназначаются для поддержания тона доверительной беседы — обеспечения фактического общения. Они формулируются примерно так: «Вы, конечно, знаете...», «Вы, вероятно, помните, что...».
В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсовод опирается на наиболее выигрышные экспонаты и умеет правильно соотнести показ и рассказ. Опытные экскурсоводы не поворачиваются спиной к экспонату, они встают вполоборота и не только указывают на экспонат, но и сами на него смотрят, поскольку это необходимо для «прочтения» содержания экспоната.
Несмотря на первичность зрительного восприятия, речь экскурсовода имеет огромное значение при оценке его мастерства. В ней не должны присутствовать назидательность, нравоучительные интонации; она должна быть грамотной и эмоциональной. Книжный текст, произнесенный в экскурсии, на слух не воспринимается, вызывает скуку и ослабляет внимание слушателей. Эмоционально насыщенная речь обладает большей степенью убедительности и обостряет интерес к материалу. Источником эмоций у экскурсантов являются факты, способные взволновать, умело построенный показ и рассказ. Опытные экскурсоводы не демонстрируют свои обширные знания, подавляя посетителей перечислением дат, имен, терминов. Называя необходимые термины и два-три имени, которые действительно нужно знать культурному человеку, они делают рассказ интересным благодаря отдельным подробностям события или явления. Кроме того, они позволяют слушателю быть исследователем. Рассказывая об экспонате, исторической личности или важном событии, экскурсовод задает вопросы, и посетитель сам делает выводы, которые позже подтверждает экскурсовод. В этом случае работает один из важнейших законов общения: закон укрупнения собеседника. Человеку приятнее самому делать открытия с помощью экскурсовода, чем просто выслушивать информацию.
Классическая форма экскурсии — не единственная и универсальная форма работы с му-
зейными посетителями. В настоящее время музеи активно используют интерактивные методы музейной педагогики, вводят в экспозицию интерактивные экспонаты, внедряют мультимедийное оборудование, добавляют увлекательную информацию. В антитезу привычному в музее «Руками не трогать!» повсеместно звучит «Руками трогать!». Разные по профилю музеи (естественно-научные, исторические, художественные, литературные, музеи техники, музеи-усадьбы, музеи-заповедники и т. д.) используют разные формы интерактивных методов работы. Во многих этнографических, краеведческих музеях, музеях под открытым небом проводятся театрализованные экскурсии с участием экскурсантов, разыгрываются и обыгрываются народные традиции, обычаи, праздники. Интерактивные формы общения могут быть рассчитаны, вопреки расхожему мнению, не только на детскую аудиторию. Зачастую выполнение самых простых действий, решение самых элементарных заданий доставляет взрослым не меньшее удовольствие, чем детям. Так, в «Музее промышленной истории Петрозаводска» нехитрое задание собрать с использованием зеркала, а затем вслепую детали некоего механизма, подобрать формы и весы для разных технических моделей (автор идей — Софья Касыл, музейщик из Санкт-Петербурга) нравится и взрослым посетителям. Людям приятно просто прикоснуться к отливкам разных деталей, потрогать пушки, отдельные изделия, самим ввести в действие экспонируемую модель отдельного участка производства. Такой открытый способ организации экспозиции дает посетителям возможность непосредственного «взаимодействия, общения» с музейными предметами. Понятно, что при этом должны использоваться дубликаты, второстепенные экземпляры или копии. Интерактивные экспозиции вовлекают посетителя в диалог с выставкой. Особенно эффективными в этом отношении могут стать мультимедийные компьютерные системы с сенсорным экраном, потому что они приглашают посетителя пройти по пути создания научной теории или стать «участником» разных этапов реставрации художественного полотна или самостоятельно совершить подробную экскурсию по художественной коллекции.
Стремление музеев к большей открытости, широкому внедрению развлекательных техно-
логий задана стратегией развлечения и потребления, которая определяет психологию современного восприятия. При всех очевидных плюсах этого важнейшего изменения в музейной практике для музеев существует опасность превратиться в чисто развлекательные учреждения в ущерб своей образовательной функции. Определенной гарантией здесь может быть по-прежнему ведение в музеях научной
работы, организация конференций, курсов повышения квалификации, семинаров музейных работников по обмену опытом.
Таким образом, в наше время в музее формируется новый, коммуникативный подход, при котором посетитель рассматривается в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений.
Литература
1. Кондратьев В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей: Сб. науч. тр. № 136 / НИИ культуры. М., 1985.
2. Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2006.
3. Филиндаш Л.В. Визуальная риторика как средство коммуникации // Говорящая личность в современном информационном обществе: образ оратора, образ автора, образ публициста: межвузовский сборник научных трудов. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2013. С. 65.
4. Паудяль Н.Ю. Совершенствование разговорной речи студентов-иностранцев на основе их участия в экскурсионной работе // Вестник Тульского государственного университета. Тула, 2013.
ACTUAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL SERVICE IN THE MUSEUM
Paudyal N.Y., Candidate of Philosophical Sciences, associate professor at Gosudarstvenny universitet upravleniya, Institut inostrannykh yazykov i lingvokommunikatsiy v upravlenii, Kafedra russkogo yazyka i lingvokommunikatsiy v upravlenii [The state university of management, Institute of foreign languages and lingvo-communication in management],
email: [email protected]
Filindash L. V., Candidate of Philosophical Sciences, associate professor at Gosudarstvenny universitet upravleniya, Institut inostrannykh yazykov i lingvokommunikatsiy v upravlenii, Kafedra russkogo yazyka i lingvokommunikatsiy v upravlenii [The state university of management, Institute of foreign languages and lingvo-communication in management, Russian language and lingvo-communication in management Department], email: [email protected]
The article is devoted to the problem of formation of the new concept of activity of a museum, based on idea of it as about communicative system. Some conditions of successful service in museum practice are considered: continuous development, updating and improvement of a museum network, use of information technologies, extensive exhibition program. The problem ofinformation policy as instrument ofdevelopment and museum advance is put. The attention to architectural and art design registration of museums and their expositions is paid, as well as to features of professional speech of guides.
Keywords: communication system, corporative museums, information capacity, interactive forms, information system for the visitors
Reference:
1. Kondratyev V. V. Svoystva muzeynogo predmeta i puti ego ispolzovaniya // Muzeevedenie. Problemy ispolzovaniya i sokhrannosti muzeynykh tsennostey: Sbornik nauchnykh trudov [Properties of a museum subject and way of its use // Museology. Problems of use and safety of museum values: Collection of scientific works]. № 136 / NII kultury, Moscow, 1985.
2. Yureneva T. Yu. Muzeevedenie [Museology]. Moscow, 2006.