Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / «ТЕНЕВОЙ» РЫНОК / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / ЕГАИС / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровкина М.В.

В статье рассматривается влияние цифровой трансформации экономики и последствий пандемии COVID-19 на организацию товародвижения алкогольной продукции в условиях цифровизации. Обращается внимание на проблему оборота «теневого» рынка алкогольной продукции, а также предлагаются меры по решению данной проблемы в соответствии с мировым опытом. Рассмотрены возможности онлайн-продаж алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE ORGANIZATION OF THE DISTRIBUTION OF ALCOHOLIC BEVERAGES

The article examines the impact of the digital transformation of the economy and the consequences of the COVID-19 pandemic on the organization of the distribution of alcoholic beverages in the conditions of digitalization. Attention is drawn to the problem of the turnover of the "shadow" market of alcoholic beverages, and measures are proposed to solve this problem in accordance with international experience. The possibilities of online sales of alcoholic beverages are considered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

М.В. Коровкина, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-186-189

Аннотация. В статье рассматривается влияние цифровой трансформации экономики и последствий пандемии COVID-19 на организацию товародвижения алкогольной продукции в условиях цифровизации. Обращается внимание на проблему оборота «теневого» рынка алкогольной продукции, а также предлагаются меры по решению данной проблемы в соответствии с мировым опытом. Рассмотрены возможности онлайн-продаж алкогольной продукции.

Ключевые слова: организация товародвижения, алкогольная продукция, «теневой» рынок, онлайн-торговля, ЕГАИС, логистический сервис.

Глобальные изменения, происходящие в современной экономической экосистеме, обеспечиваются уверенным развитием и применением информационных технологий в различных сферах деятельности. Цифровая трансформация экономики обеспечивает инновационный вектор развития технологического пространства, формируя новую операционную модель логистики. Подобные инновационные логистические технологии обеспечивают повышение эффективности взаимодействия всех участников цепи поставок, сокращение логистического цикла, автоматизацию логистических операций. Благодаря внедрению цифровых логистических решений во все звенья логистической цепи обеспечивается горизонтальная интеграция цепи создания стоимости. За счет чего гарантируется наилучший доступ клиентов к системам производства и реализации.

Вспыхнувшая пандемия коронавируса внесла свои коррективы в трансформационные процессы, изменяя и адаптируя логистические цепи поставок. Закрытие границ, нарушение налаженных поставок, а также вынужденная изоляция направила потребителей в цифровое пространство, которое становится более адаптивным и быстро подстраивающимся под потребности клиента. Эпидемия коронавируса внесла коррективы в устои современного бизнеса и дала возможность для увеличения объемов продаж онлайн-торговли.

Отмеченные выше тенденции сказались и на рынке алкогольной продукции. Так, по оценке экспертов Group-IB, оборот «теневого» рынка алкоголя в интернете в 2021 году вырос на 266 млн рублей, до 2,75 млрд рублей [1] при полном запрете онлайн-продаж алкоголя в России. Динамика этого теневого бизнеса выглядит следующим образом: в 2017 этот сегмент достигал 1,7 млрд рублей, в 2018 году вырос до 2,1 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах остановился на отметке 2,5 млрд рублей. В 2021 году теневой рынок получил новый импульс к росту, благодаря повышению цен на алкоголь на 2,46% и популярности в период пандемии дистанционных онлайн-покупок. В 2021 году эксперты Group-IB обнаружили в интернете около 3 тыс. онлайн-площадок (сайтов, каналов в мессенджерах и групп в соцсетях) для реализации алкоголя, в том числе контрабандного, произведенного и поступающего в продажу без уплаты налогов [2].

Ассоциация предприятий онлайн-торговли неоднократно обращалась к правительству со своими предложениями об организации механизма онлайн-торговли алкоголем, основываясь на международном опыте онлайн-продаж. В России уже действует единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) учета объема производства и оборота алкогольной продукции. Главная цель введения системы - снизить процент

нелегального крепкого алкоголя, который сегодня в России составляет 40-50% [3]. Функционирование используемой системы основывается на том, что каждой организации следует использовать электронные счетчики, которые имеют доступ в Интернет и связь с сервером Росалкогольрегули-рования [2]. Согласно Федеральному закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа», все продавцы алкоголя должны были перейти на онлайн-кассы. Основное требование к новым кассовым аппаратам - это возможность передавать электронные копии чеков в налоговую службу через интернет для усиления контроля и учета налогов государством. В то же время непосредственно продажу алкоголя регулирует №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта». Оба документа не зависят друг от друга и должны выполняться одновременно.

Благодаря развитию цифровизации в нашей стране, каждый потребитель с помощью приложения в смартфоне может также проверить акцизную марку в торговой точке и узнать о легальности алкоголя.

Согласно мировой практике, существует ряд механизмов, регулирующих сбыт алкогольной продукции через сеть:

1. Правом продавать алкоголь через Интернет должны обладать те же субъекты, которые имеют право на розничную продажу соответствующего вида алкогольной продукции. При этом доставка продукции должна осуществляться только в тот период времени, когда возможна розничная продажа алкоголя в магазине, и только при предъявлении удостоверения личности, подтверждающего возраст покупателя (паспорт, водительское удостоверение и т.п.).

2. Европейский опыт онлайн-торговли отражает два формата: домашнюю доставку и click & collect (заказ с самовывозом). Первый формат более распространен в Бельгии и Франции, второй более популярен в Великобритании. Что касается риска продажи несовершеннолетним, то дей-

ствует стандартное правило: курьер обязан проверить возраст принимающего заказ, если у него есть сомнения в совершеннолетии получателя. То есть обеспечивается существующий механизм реализации всех тех ограничений, которые установлены для розничной продажи. Такой механизм успешно применяется в ряде стран, он также опробован и работает в Сингапуре [4].

В России Минфин заявил, что с 31 марта 2022 года по 31 декабря 2024 года эксперимент по розничной торговле алкоголем будет осуществлен через «Почту России». В планах министерства возложить на «Почту России» функции владельца агре-гатора информации о товарах и через нее же будут проходить продажи. Право на торговлю алкоголем получит ряд ритейле-ров, которые смогут реализовывать продукцию на основе договоров с «Почтой России» [5].

Сейчас онлайн-платформы могут работать в качестве витрины, где покупатель знакомится с ассортиментом и бронирует алкогольную продукцию, чтобы потом забрать ее из лицензированной точки поставщика с подтверждением совершеннолетия [6].

Онлайн-покупка алкоголя сегодня сводится к резервированию товара в стационарном месте. Выбрать продукцию можно на сайте, а вот оплатить и забрать ее -только в офлайн-магазине. Кроме того, есть ограничения на рекламу алкогольной продукции. Так что необходимо для легализации продажи алкогольных напитков в интернет-пространстве? Во-первых, нужно разработать более отслеживаемую систему сбыта, изначально пустить в продажу товар, который проще контролировать в сети. Во-вторых, организовать реализацию алкогольной продукции без посредников, напрямую до потребителя, не допуская многоступенчатости.

При организации товародвижения алкогольной продукции необходимо регламентировать каналы продаж. Минздрав РФ разработал поправки в закон № 171-ФЗ («О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта»), согласно которым крепкий алкоголь мож-

но будет покупать только лицам, достигшим 21 года. Новые нормы могут вступить в силу с 1 марта 2022 года. А это значит, что поставщики и курьеры алкогольной продукции должны быть соответствующего возраста.

Мировой рынок стремится удовлетворить новые запросы потребителей в алкогольной и смежных отраслях за счет развития дополнительного сервиса. Крупные стартапы появились в основном на рынке США, например, Saucey - это маркет-плейс, сфокусированный только на алкогольной продукции, который доставляет заказ в течение 30 минут. Главное преимущество сервиса - это наличие большого выбора местной продукции и сезонных напитков, ставка делается на локальных производителей. ТарЯМ доставляет в тот же день инновационные сорта пива в Нью-Йорке, которые продаются только у них, как правило, дешевле, чем в розничном магазине. ТарЯт имеет эксклюзивные соглашения с большинством своих торговых партнеров. 97% брендов, продаваемых на ТарЯт, недоступны в онлайн на других маркетплейсах. Компания делится данными о клиентах и трендах со своими поставщиками и розничными партнерами для улучшения клиентского опыта и оптимизации предложений. Saloonbox работает по принципу ежемесячной подписки. За подписку покупатель будет получать раз в месяц комплект для изготовления коктейлей для двух человек. Компания парал-

коктейлей. Diageo запустили The Bar -вебсайт, который помогает готовить разнообразные коктейли с использованием продукции Diageo дома.

Таким образом, пандемия внесла изменения в повседневную жизнь потребителей, из-за чего многие производители, ре-тейлы и маркетплейсы сделали ставку на индивидуальный подход к клиенту. На мировом рынке алкогольной продукции тоже произошли изменения, нагляднее всего в США, где стали появляться новые игроки, предлагающие покупателям уникальный опыт и сервис. На российском рынке алкогольной продукции крупных изменений в период пандемия Covid-19 не произошло, одной из причин этого стали строгие законодательные ограничения сбыта алкоголя. С помощью ограничений государство усиливает контроль за поступлением налогов, способствует уменьшению фальсификации алкогольной продукции, следит за тем, чтобы отчисления не уходили мимо казны. Цифровизация в сфере организации товародвижения алкогольной продукции в нашей стране позволит обеспечить удобство покупки алкоголя для потребителей, увеличит объемы продаж, а соответственно и повысит налоговые выплаты. Для осуществления данных целей необходимо отрегулировать законодательные инициативы, спроектировать новые каналы сбыта и контроля алкогольной продукции через Интернет на опыте других стран.

лельно доставляет алкоголь отдельно от

Библиографический список

1. Алкомаркеты ушли в мессенджеры: Group-IB оценила оборот нелегальной онлайн-продажи алкоголя в 2021 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.group-ib.ru/media/alco-2021/ (дата обращения: 04.11.2022).

2. Пономарёва Е.А. Единая государственная автоматизированная информационная система и проблемы ее реализации в Российской Федерации // Трибуна ученого. - 2021. -№1. - С. 395-399.

3. Тарасов Н.А. Единая государственная автоматизированная информационная система как инструмент регулирования рынка алкогольной продукции // Вестник Российской таможенной академии. - 2018. - №4. - С. 139-145.

4. Гузенко Н. В., Кононова А. Д. Влияние пандемии COVID-19 на изменение трендов реализации алкогольной продукции // Логистика vs COVID-19: последствия, риски, новые возможности роста. - 2020. - С. 258-263.

5. Эксперимент по онлайн-продаже вина из России начнется не позже 31 марта 2022 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/12603737 (дата обращения: 07.11.2022).

6. Ozon решил зарегистрировать компанию для продажи алкоголя. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/441947-ozon-resil-zaregistrirovat-kompaniu-dla-prodazi-alkogola (дата обращения: 04.11.2022).

7. Myasnikova L. Problems and guide lines of logistic digitalization in trady industry // Atlatis Highlights in Computer Sciences, volume 1. International Conference on Digital Transformation in Logistics and Infrastructure (ICDTLI 2019). - Atlantis Press, 2019. - P. 464-469.

CURRENT TRENDS IN THE ORGANIZATION OF THE DISTRIBUTION

OF ALCOHOLIC BEVERAGES

M.V. Korovkina, Graduate Student

Saint Petersburg State University of Economics

(Saint Petersburg, Russia)

Abstract. The article examines the impact of the digital transformation of the economy and the consequences of the COVID-19 pandemic on the organization of the distribution of alcoholic beverages in the conditions of digitalization. Attention is drawn to the problem of the turnover of the "shadow " market of alcoholic beverages, and measures are proposed to solve this problem in accordance with international experience. The possibilities of online sales of alcoholic beverages are considered.

Keywords: organization of goods distribution, alcoholic beverages, "shadow" market, online trade, USAIS, logistics service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.