Научная статья на тему 'ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / АКЦИЗНЫЕ МАРКИ / РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕ / ALCOHOLIC BEVERAGES / UNIFIED STATE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / CUSTOMS CONTROL / EXCISE STAMPS / ROSALCOHOLREGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Никита Александрович

В статье анализируются особенности применения единой государственной автоматизированной информационной системы. Основное внимание уделяется введению помарочного учета алкогольной продукции. На основе выявленных в ходе анализа проблем формулируются направления совершенствования работы исследуемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED STATE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM AS THE REGULATION TOOL OF THE ALCOHOLIC BEVERAGES MARKET

Features of the application of the unified state automated information system are analyzed in the article. The main attention is paid to the introduction of excise stamps accounting for alcoholic beverages. Ways to improve the work of the studied system are formulated on the basis of revealed problems.

Текст научной работы на тему «ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

Н. А. Тарасов

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье анализируются особенности применения единой государственной автоматизированной информационной системы. Основное внимание уделяется введению помарочного учета алкогольной продукции. На основе выявленных в ходе анализа проблем формулируются направления совершенствования работы исследуемой системы.

Ключевые слова: алкогольная продукция; единая государственная автоматизированная информационная система; таможенный контроль; акцизные марки; Росалкогольрегулирование.

N. A. Tarasov

UNIFIED STATE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM AS THE REGULATION TOOL OF THE ALCOHOLIC BEVERAGES MARKET

Features of the application of the unified state automated information system are analyzed in the article. The main attention is paid to the introduction of excise stamps accounting for alcoholic beverages. Ways to improve the work of the studied system are formulated on the basis of revealed problems.

Keywords: alcoholic beverages; unified state automated information system; customs control; excise stamps; Rosalcoholregulation.

Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время являются неотъемлемым элементом, обеспечивающим эффективное функционирование государственных органов. Задачи, которые решаются с их помощью, многообразны, поэтому они не могли не найти применения в одной из таких важных сфер, как производство и реализация алкогольной продукции.

Контроль и надзор за производством и оборотом спирта и алкоголя в Российской Федерации (РФ) осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) [1], созданная в 2008 г. Ее основные цели и задачи состоят в снижении потребления алкогольной продукции населением, сокращении ее теневого оборота, усилении контроля производства и оборота алкоголя, а также увеличении доходов бюджета от рынка алкогольной продукции.

Важнейшим инструментом, с помощью которого реализуются эти задачи, является единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Первая попытка внедрения ЕГАИС датируется 2006 г. Однако в силу непродуманности и реализации ее в сфере продажи алкогольных напитков внедрение системы не принесло положительных результатов.

Впоследствии исследуемая система была передана Росалкогольрегулирова-нию. При доработке было решено, что ЕГАИС должна контролировать не только производителей алкоголя и оптовых поставщиков, но и розничных продавцов.

Главная цель введения системы - снизить процент нелегального крепкого алкоголя, который сегодня в России составляет 40-50%. Функционирование исследуемой системы основывается на том, что каждой организации следует использовать электронные счетчики, которые имеют доступ в Интернет и связь с сервером Росалкогольрегулирования. Весь объем произведенного и выпущенного на предприятии спирта должен регулироваться такими счетчиками, и данные с них должны передаваться на сервер Росалкогольрегулирования.

Функционирование ЕГАИС регламентировано «Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [2].

Основное функциональное назначение ЕГАИС заключается в обеспечении информационно-технологической поддержки задач, зафиксированных в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [3].

Обладателем информации, содержащейся в ЕГАИС, является Российская Федерация, оператором исследуемой системы - Росалкогольрегулирование.

Функциональные возможности ЕГАИС представлены на рис. 1.

Рис. 1. Функциональные возможности ЕГАИС

Процесс фиксации в ЕГАИС информации об объеме импорта в Россию алкогольной продукции представлен на рис. 2.

Таможенные органы в зоне таможенного контроля осуществляют сопоставление сведений об алкогольной продукции, нанесенных на акцизные марки, которыми указанная алкогольная продукция маркирована, со сведениями, зафиксированными в ЕГАИС и заявляемыми при таможенном декларировании маркированной алкогольной продукции. Должностные лица таможенных органов с помощью специальных сканеров могут осуществлять проверку подлинности акцизных марок, а также считывать сведения, нанесенные на акцизную марку в виде двухмерного штрихового кода, и сверять их со сведениями, зафиксированными

в ЕГАИС [4]. В случае отсутствия информации об импортируемой маркированной алкогольной продукции в ЕГАИС либо несоответствия сведений об алкогольной продукции, нанесенных на акцизные марки, сведениям, содержащимся в ЕГАИС, в отношении такой алкогольной продукции применяются меры, предусмотренные законодательством о таможенном деле в РФ, в том числе направленные на анализ рисков и их минимизацию [5].

Рис. 2. Процесс фиксации в ЕГАИС информации об объеме импорта в РФ алкогольной продукции

С помощью ЕГАИС в текущем режиме контролируется оборот алкогольной продукции с возможностью детализации субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза. Она позволяет эффективно выявлять контрафактную алкогольную продукцию.

C 01.02.2018 Росалкогольрегулирование начало внедрять систему помарочно-го учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0).

Помарочный учет в ЕГАИС подразумевает учет в системе движения каждой единицы маркируемой алкогольной продукции с использованием значения, содержащегося в штриховом коде в формате PDF417 (рис. 3).

Рис. 3. Штриховой код на федеральной специальной марке

Новая версия ЕГАИС 3.0 прежде всего отслеживает легальность алкоголя не только в сфере оптовых поставок, но и в рознице. Именно здесь, по оценкам экспертов, находится огромная доля контрафактной продукции.

Данная система учета касается исключительно маркируемой алкогольной продукции. В отношении этилового спирта, спиртосодержащей продукции и немар-кируемой алкогольной продукции все остается без изменений [6].

Раньше производители и оптовые поставщики алкоголя применяли серийный учет акцизных марок. На партию алкоголя выдавались акцизные марки в количестве, равном количеству выпущенных бутылок. При этом акцизы привязывались не к бутылке, а к выпущенной партии. Было понятно, что бутылке из партии соответствует тот или иной привязанный код из назначенного диапазона акцизов, но не было понятно, какой именно. Одна и та же бутылка в рознице могла быть неоднократно перепродана и оказаться на остатках сразу в нескольких магазинах, а в итоге быть признана контрафактом в той точке, где проводилась проверка.

Чтобы подобные трудности не возникали, государство решило привлечь к контролю за алкоголем розничный сегмент. В рамках нового протокола ЕГАИС 3.0 акцизная марка привязывается не к партии алкоголя, а к конкретной бутылке.

Вести учет в рамках ЕГАИС 3.0 должны: организации общественного питания, производители алкоголя, импортеры, торговые точки, поставщики.

Процесс продажи алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, в магазине розничной торговли представлен на рис. 4.

Рис. 4. Продажа алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, в магазине розничной торговли

Главная цель ЕГАИС 3.0 - усиление контроля за оборотом алкоголя в целях уменьшения объемов контрафактной и некачественной продукции.

В большинстве случаев розничным продавцам алкоголя делать практически ничего не придется, кроме обновления программ, работающих с ЕГАИС. Но некоторым компаниям в связи с переходом на ЕГАИС 3.0 придется приобрести контрольное оборудование, позволяющее осуществлять проверку и учет акцизных марок (сканер штрихкодов и терминал сбора данных).

Все ранее отгруженные остатки алкоголя (до 01.02.2018) торговые точки могут учитывать и продавать по старым правилам вплоть до полной реализации.

На протяжении всего этапа внедрения и последующего функционирования ЕГАИС возникали следующие проблемы, препятствующие нормальной работе системы:

1. Приобретение дорогостоящего оборудования для подключения к ЕГАИС. Предприятия алкогольной отрасли также понесли расходы на обучение персонала. Так, например, на пивоваренном заводе «Бочкари» подсчитали, что стоимость оборудования и подключения к ЕГАИС обошлась в 600 тыс. руб., обучение специалиста для работы в системе - в 40 тыс. руб., а ежегодное обслуживание оборудования - в 300 тыс. руб. В результате, чтобы установить систему и начать в ней работать, потребуется порядка 1 млн руб. при ежегодных тратах в 300-400 тыс. руб., что является расчетом только для одного регионального предприятия [7].

2. Увеличение затрат времени на сканирование каждой бутылки алкоголя, что также сказалось на прибыльности предприятий.

3. Наличие в системе различных технических недоработок: сбои, ошибки, потеря информации, односторонняя связь [8].

4. Медленный отклик системы, который часто приводит к тому, что отгрузка, зафиксированная продавцом, не отображается в системе покупателя, вследствие чего последний не может принять товар. Данные от продавца в ЕГАИС и далее в учетную систему покупателя поступают с ощутимой задержкой.

5. Отсутствие в системе сформированных накладных. На практике может возникнуть ситуация, когда у продавца акцизная марка с проданного товара (алкогольной продукции) считывается, а у покупателя она не распознается. Это происходит из-за того, что сканеры штрихкодов у контрагентов могут быть из разных ценовых категорий. В дорогостоящих моделях имеется функция распознавания поврежденных кодов, а в дешевых аналогах она отсутствует.

6. Сложность в совмещении и неправильных настройках бухгалтерских программ, неработоспособность некоторых модулей или необходимость приобретения специальных программных продуктов. Проблема часто заключается в неправильных настройках систем учета пользователей, не проявлявшихся ранее, либо в неработоспособности некоторых модулей, которые прежде не были задействованы. Все эти ошибки появились только после подключения к ЕГАИС [8].

7. Невозможность осуществления корректного партионного учета1 оборота алкогольной продукции на всех этапах цепочки поставок от производства / импорта до потребителя при сложившихся логистических бизнес-процессах и особенностях работы ЕГАИС. Данная проблема связана с обеспечением требований законодательства в части партионного отображения оборота алкогольной продукции. Основная трудность заключается в определении потенциальных возможностей осуществления оборота алкогольной продукции в разрезе партий (одним из самых простых способов решения этой проблемы является нанесение дополнительной маркировки на логистическую упаковку перемещаемой алкогольной продукции с целью ее дальнейшей идентификации).

8. Несоответствие номеров на марках отгруженной алкогольной продукции данным, указанным в документах и справках, представленным в ЕГАИС. Эти вопросы можно решить способом помарочного сканирования, посредством интегрирования модуля терминала сбора данных ЕГАИС в учетную систему и использования терминалов сбора данных [9].

1 Партионный учет - метод учета товарных запасов, по которому каждая партия товаров учитывается обособленно.

- 143

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2018

Положительным аспектом введения ЕГАИС для добросовестных участников рынка является уменьшение конкуренции со стороны нелегальных производителей и импортеров алкогольной продукции. Необходимость покупки и обслуживания оборудования для ЕГАИС, обучение персонала для работы в системе, а также иные сложности работы с ЕГАИС, в свою очередь, являются причиной дополнительных издержек для легальных производителей и импортеров алкогольной продукции.

Ведение ЕГАИС упрощает процедуры таможенного контроля, так как данный инструмент дает возможность должностным лицам таможенных органов легко определить законность ввоза любой бутылки импортируемой алкогольной продукции. Однако следует подчеркнуть, что вопрос о достаточности степени таможенного контроля ввозимой алкогольной продукции остается открытым, так как объем незаконной алкогольной продукции на рынке РФ по-прежнему достигает отметки 40-50%.

На сегодняшний день ЕГАИС рассматривается таможенными органами лишь как инструмент контроля ввозимой алкогольной продукции. Говоря о потенциальных возможностях исследуемой системы, необходимо отметить, что ЕГАИС может быть усовершенствована в части расширения функциональных возможностей, касающихся расчета таможенной стоимости ввозимой алкогольной продукции, а также начисления, взимания и корректировки таможенных платежей на алкогольную продукцию.

Таким образом, проведенный анализ особенностей функционирования ЕГАИС позволяет сформулировать основные направления совершенствования работы системы с целью повышения ее эффективности:

- использование марок с современными элементами защиты, исключающими применение фальшивых марок;

- нанесение маркировки на логистическую упаковку с целью дальнейшей идентификации алкогольной продукции;

- создание и ведение информационного ресурса ЕГАИС, доступного уполномоченным государственным органам и участникам рынка, а также гарантия работы мобильных средств контроля;

- стандартизация систем декларирования, ведения и применения единых классификаторов продукции с целью увеличения подлинности накапливаемых и анализируемых данных;

- закрепление в ЕГАИС сопроводительной документации на поставляемую продукцию с использованием юридически достоверного электронного документооборота;

- организация в ЕГАИС возможностей современных телекоммуникационных систем и веб-технологий, создающих удобство эксплуатации и минимизирующих затраты клиентов на оборудование и программное обеспечение.

В настоящее время для решения проблем работы ЕГАИС, в целях более эффективного государственного регулирования и устранения негативных последствий для участников рынка, важнейшей задачей является совершенствование технических характеристик ЕГАИС, сокращение стоимости установки и обслуживания комплекса, а также совершенствование методик обучения персонала предприятий, производящих и реализующих алкогольную продукцию, работе с исследуемой системой с применением технических средств и средств дистанционного обучения.

Использованные источники

1. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 154 (ред. от 12.12.2017) «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (вместе с «Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459 (ред. от 24.03.2018) «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (вместе с «Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

4. Тарасов Н. А. Таможенный контроль алкогольной продукции, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 180-187.

5. Методические рекомендации по ведению поштучного учета в ЕГАИС. Версия документа 2.6. 2018.

6. Методические рекомендации по ведению «помарочного» учета в ЕГАИС. Версия документа 1.5. 2017.

7. Пшизова А. Р., Бубликова Ю. В. Внедрение ЕГАИС как один из методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 5 (10). С. 61-65.

8. Мазанкова Т. В., Литвиненко В. А. Опыт и проблемы внедрения ЕГАИС // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 2. С. 85-93.

9. Князев Д. А. Интеграция бизнес-процессов предприятий - производителей алкогольной продукции с ЕГАИС: проблемы и решения [Электронный ресурс] // Огарев-опИпе. Экономические науки: электронное периодическое издание. 2018. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.