Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
реклама / рекламная компания / рекламные услуги / рекламный бизнес / защита прав потребителей / законодательная база / потребитель / производитель / клиент / advertising / advertising company / advertising services / advertising business / consumer protection / legislative framework / consumer / manufacturer / client

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурлаков А.Д., Балашов Е.В.

Данная статья освящает проблему недобросовестного оказания рекламных услуг, результатом которого является введение потребителей в заблуждение. В ней будут рассмотрены самые распространенные и актуальные примеры подобных нарушений рекламного законодательства. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при расширении спектра выбора в различных сферах жизни, будь то товары, услуги или деятельность, активно применяется реклама. Этот инструмент не только предоставляет потребителям обилие вариантов, демонстрируя их плюсы и минусы, но и способствует привлечению внимания к продукту или услуге. Реклама играет важную роль в современном обществе, поскольку является одним из самых важных связующих звеньев между производителем товаров и услуг и потребителем. Особенно актуален этот вопрос в нынешний век развивающихся технологий, в том числе сети интернет. Согласно законам, регламентирующим рекламную деятельность, реклама должна содержать полную, правдивую и исчерпывающую информацию о товаре или услуге. Однако определенная часть рекламодателей вводят потребителей в заблуждение, используя различные способы преподнести свой товар или услугу в лучшем свете или более выгодно. В результате потребители оказываются обманутыми, так как рекламируемый продукт не соответствует заявленным стандартам и условиям. В этой статье мы рассмотрим распространенные методы введения потребителей рекламных услуг в заблуждение и возможные правовые последствия для рекламодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENTMETHODS CONSUMER INTRODUCTIONS MISLEADING ADVERTISING SERVICES

This article highlights the problem of unfair provision of advertising services, which results in misleading consumers. It will consider the most common and relevant examples of such violations of advertising legislation. The relevance of the chosen topic lies in the fact that when expanding the range of choices in various spheres of life, be it goods, services or activities, advertising is actively used. This tool not only provides consumers with an abundance of options, demonstrating their pros and cons, but also helps to attract attention to a product or service. Advertising plays an important role in modern society, as it is one of the most important links between the manufacturer of goods and services and the consumer. This issue is especially relevant in the current age of developing technologies, including the Internet.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ»

УДК 34.096 Бурлаков А.Д., Балашов Е.В.

Бурлаков А. Д.

Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

Балашов Е.В.

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Аннотация: данная статья освящает проблему недобросовестного оказания рекламных услуг, результатом которого является введение потребителей в заблуждение. В ней будут рассмотрены самые распространенные и актуальные примеры подобных нарушений рекламного законодательства.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что при расширении спектра выбора в различных сферах жизни, будь то товары, услуги или деятельность, активно применяется реклама. Этот инструмент не только предоставляет потребителям обилие вариантов, демонстрируя их плюсы и минусы, но и способствует привлечению внимания к продукту или услуге. Реклама играет важную роль в современном обществе, поскольку является одним из самых важных связующих звеньев между производителем товаров и услуг и потребителем. Особенно актуален этот вопрос в нынешний век развивающихся технологий, в том числе сети интернет.

Согласно законам, регламентирующим рекламную деятельность, реклама должна содержать полную, правдивую и исчерпывающую информацию о товаре или услуге. Однако определенная часть рекламодателей вводят потребителей в заблуждение, используя различные способы преподнести свой товар или услугу в лучшем свете или более выгодно. В результате потребители оказываются обманутыми, так как рекламируемый продукт не соответствует заявленным стандартам и условиям.

В этой статье мы рассмотрим распространенные методы введения потребителей рекламных услуг в заблуждение и возможные правовые последствия для рекламодателей.

Ключевые слова: реклама, рекламная компания, рекламные услуги, рекламный бизнес, защита прав потребителей, законодательная база, потребитель, производитель, клиент.

Реклама, содержащая в себе ложную информацию, или, наоборот, не содержащая в себе необходимых подробностей и нюансов о товаре или услуге будет давать неверное представление о рекламируемой продукции. Именно такая реклама будет вводить потребителей в заблуждение и будет являться предметом нашего исследования.

Согласно Федеральному закону «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, который подробно описывает требования к рекламе, ее содержанию, правила проведения кампаний, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить потребителя в заблуждение [1].

Соответственно, недобросовестной будет называться реклама, которая содержит неверные или некорректные сведения о товаре, порочит честь какого-либо лица. Недостоверной - содержащая не соответствующие действительности сведения.

Помимо этого, ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает недобросовестную конкуренцию путем введения потребителя в заблуждение [2].

В настоящее время чаще всего введение потребителя в заблуждение происходит путем:

• Умалчивания существенной информации об условиях (кредитование и мобильная связь),

• Искажения действительных цен и акций со скидками и подарками,

• Безосновательное позиционирование товара в качестве «товара № 1» или рекомендации его каким-либо медийным лицом.

Рассмотрим основные примеры введения потребителей рекламных услуг в заблуждение путем использования подобной рекламы.

1. В статье И.В. Ермаковой рассматривается судебное разбирательство по поводу введения банком потребителя в заблуждение рекламой в СМС рассылке. Дословный текст: «... накопительный счет «Щедрый» лучше, чем вклад! Доход до 7,5% годовых. Начисление процентов на фактический остаток. Пополнения и снятия без ограничений...». Иная информация в СМС не содержалась, подробные условия акции были доступны при переходе по прикрепленной гиперссылке [3].

Таким образом, данная содержит только привлекательные для потребителя условия, и, прочитав их, он не допустит возможности наличия других, менее привлекательных, или же иных факторов, влияющих на размер прибыли. Упущение существенной части информации о товаре или услуге трактуется законом «о рекламе» как введение потребителя в заблуждение, и даже наличие гиперссылки с подробными условиями не освобождает рекламодателя от ответственности за недобросовестное оказание услуг, поскольку СМС информирование не подразумевает доступ к сети интернет.

2. Говоря об искажении цен и условий акции, будет уместным привести один из примеров неоднократного нарушения рекламного законодательства компанией Яндекс-такси

В 2015 году они разместили рекламу, в которой было сказано, что при оплате поездки клиент получит скидку в размере 500 Р, если оплатит поездку картой и введет промокод. Важно, что, размещая эту рекламу, компания не указала важное условие - быть новым пользователем приложения (впервые использовать сервис). Как итог, огромное количество людей лишилось возможности получить скидку, поскольку значимая информация об акции, а, соответственно, и о цене на поездку, была упущена.

Суд признал данную рекламу недостоверной и вводящей в заблуждение потребителя в соответствии с п. 3,7 ст. 5 закона «о рекламе» за нарушение требований к рекламе и отсутствие существенной информации об услуге и условиях ее получения.

Интересен тот факт, что эта компания, как и многие другие, регулярно допускает такие нарушения с целью привлечения большего количества клиентов (пользователей) [5].

3. Нередко компании, для повышения значимости своего товара, прибегают к неоправданному завышению его рейтинга. Самым ярким примером служит маркировка своего товара как «товар №1», без реальных на то причин. То есть, не основываясь на каких-либо рейтингах, конкурсах, статистике или исследованиях.

Таким образом поступила одна из компаний, производящих водку. Она разместила на горлышке бутылки этикетку с дословной надписью: «ВОДКА № 1 В РОССИИ».

При этом стоит отметить, что данный продукт не только не занимала каких-либо призовых, лидирующих мест в конкурсах и рейтингах, а более того, даже не была одной из лучших по характеристикам ГОСТа.

Комиссия ФАС России признала данного производителя виновным в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о конкуренции, который в свою очередь запрещает недобросовестную конкуренцию, основанную на некорректном сравнении рекламируемых товаров с другими товарами [4].

Таким образом, нами были рассмотрены самые распространенные и актуальные способы введения потребителей рекламных услуг в заблуждение, их примеры и судебные решения по подобным делам. Среди них мы выделили три основных способа: умалчивание существенной информации об условиях, искажение действительных цен и акций, а также безосновательное позиционирование товара в качестве «товара № 1». Именно эти три способа являются наиболее распространенными среди современной рекламы, потому как с первого взгляда не содержат существенных нарушений и проще всего воспринимаются потребителем, который впоследствии будет введен в заблуждение.

Чаще всего подобные нарушения признаются судом и влекут за собой наказание для производителя, однако реклама продолжает развиваться,

особенно в сети интернет и социальных сетях, поэтому стоит особенно внимательно следить за этими сферами рекламного бизнеса во избежание новых нарушений закона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006;

2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006;

3. Ермакова, И. В. Защита прав потребителей от недобросовестной сетевой рекламы: некоторые теоретические и практические аспекты // Юридические исследования. 2021. №7. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/zaschita-prav-potrebiteley-ot-nedobrosovestnoy-setevoy-reklamy-nekotorye-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 17.03.2024);

4. Журнал Конкуренция и право. № 4 - М.: Статут, ООО "Пепеляев Групп", 2011. - 70 c.;

5. Журнал Тинькоф // Электронный ресурс. URL: https://journal.tinkoff.ru/stop-bad-ad/ (дата обращения: 18.03.2024)

Burlakov A.D., Balashov E. V.

Burlakov A.D.

Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)

Balashov E.V.

Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)

CURRENT METHODS CONSUMER INTRODUCTIONS MISLEADING ADVERTISING SERVICES

Abstract: this article highlights the problem of unfair provision of advertising services, which results in misleading consumers. It will consider the most common and relevant examples of such violations of advertising legislation.

The relevance of the chosen topic lies in the fact that when expanding the range of choices in various spheres of life, be it goods, services or activities, advertising is actively used. This tool not only provides consumers with an abundance of options, demonstrating their pros and cons, but also helps to attract attention to a product or service. Advertising plays an important role in modern society, as it is one of the most important links between the manufacturer of goods and services and the consumer. This issue is especially relevant in the current age of developing technologies, including the Internet.

Keywords: advertising, advertising company, advertising services, advertising business, consumer protection, legislative framework, consumer, manufacturer, client.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.