Научная статья на тему 'Исследование коммерческой рекламы на примере телеканала'

Исследование коммерческой рекламы на примере телеканала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1029
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ РЕКЛАМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕКЛАМА / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ТОВАРЫ / УСЛУГИ / COMMERCIAL ADVERTISING / LEGAL REGULATION / EFFICIENCY / ADVERTISING / CONSUMER / GOODS / SERVICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кайгородова Ирина Сергеевна, Бальтанова Гульмира Жумабековна

Для выявления целей, распространения и воздействия коммерческой рекламы на человеческое сознание определяем понятия рекламы, ее виды и их количественное соотношение на примере канала «Россия 1». Исследование было проведено теоретическими (анализ) и эмпирическими методами (наблюдение и сравнение). С помощью теоретического метода выбраны объект наблюдения, то есть коммерческая реклама канала «Россия 1», его признаки и классификация. На основании эмпирического метода выявлены сходства и различия объекта и его признаков. В данной статье рассматривается материал по изучению коммерческой рекламы телеканала «Россия 1». Соотношение коммерческой рекламы и некоммерческой. А также отношение товарной рекламы и нетоварной. Реклама это звуковая или визуальная форма маркетингового общения, которая используется, чтобы сделать товар или услугу известными и убедить людей в их покупке. Реклама решает множество задач, основными из которых являются информирование (осведомленность об объекте рекламы), напоминание (поддержка осведомленности и интереса к рекламируемому товару) и убеждение (формирование предпочтения потребителей). А чтобы все было честно, добросовестно и под контролем, государство разработало законы, которые контролируют средства массовой информации. Это статьи 152, 437, 494 ГК РФ, статьи 36, 60 закона РФ «о СМИ». А в заключении сделаем вывод о соответствии основным требованиям правового регулирования РФ, предъявляемым к рекламе. В современном мире реклама играет очень важную роль для конкуренции. Она присутствует в нашей повседневной жизни и необходима всем, независимо будь то производитель или потребитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Commercial Advertising on the Example of a TV Channel

To determine the purposes, distribution and impact of commercial advertising on the human consciousness, we define the concepts of advertising, its types and their quantitative ratio by the example of the channel "Russia 1". The study was carried out by theoretical (analysis) and empirical methods (observation and comparison). With the help of the theoretical method, the object of observation, that is, the commercial advertisement of the Rossiya 1 channel, its signs and classification, was chosen. On the basis of the empirical method, the similarities and differences in the object and its features are revealed. This article examines the material on the commercial advertising of the TV channel "Russia 1". The ratio of commercial advertising and non-profit. And also the ratio of commodity advertising and non-commodity. Advertising is a sound or visual form of marketing communication that is used to make a product or service known and convince people to buy them. Advertising solves a lot of tasks, the main ones of which are informing (awareness about the object of advertising), a reminder (support of awareness and interest in the advertised product) and persuasion (formation of consumers' preferences). And that everything was honest, conscientious and under control, the state developed laws that control the media. These are articles 152, 437, 494 of the Civil Code of the Russian Federation, articles 36 and 60 of the RF law "on the media". In conclusion, we will draw a conclusion about compliance with the basic requirements of the legal regulation of the Russian Federation, which are required for advertising. In the modern world, advertising plays a very important role for competition. It is present in our daily life and is necessary for everyone, regardless of whether it is a producer or a consumer.

Текст научной работы на тему «Исследование коммерческой рекламы на примере телеканала»

Эм кронный научно-жтодичес t$tit яурнал

Омского ТЯуЩШ

Кайгородова И.С., Бальтанова Г.Ж. Исследование коммерческой рекламы на примере телеканала // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№3 (14) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/3/00607.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 659.1.012.12

Кайгородова Ирина Сергеевна

Студентка

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск is.kaygorodova1504@omgau.org

Бальтанова Гульмира Жумабековна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск gzh.baltanova@omgau.org

Исследование коммерческой рекламы на примере телеканала

Аннотация: для выявления целей, распространения и воздействия коммерческой рекламы на человеческое сознание определяем понятия рекламы, ее виды и их количественное соотношение на примере канала «Россия 1». Исследование было проведено теоретическими (анализ) и эмпирическими методами (наблюдение и сравнение). С помощью теоретического метода выбраны объект наблюдения, то есть коммерческая реклама канала «Россия 1», его признаки и классификация. На основании эмпирического метода выявлены сходства и различия объекта и его признаков. В данной статье рассматривается материал по изучению коммерческой рекламы телеканала «Россия 1». Соотношение коммерческой рекламы и некоммерческой. А также отношение товарной рекламы и нетоварной. Реклама -это звуковая или визуальная форма маркетингового общения, которая используется, чтобы сделать товар или услугу известными и убедить людей в их покупке. Реклама решает множество задач, основными из которых являются информирование (осведомленность об объекте рекламы), напоминание (поддержка осведомленности и интереса к рекламируемому товару) и убеждение (формирование предпочтения потребителей). А чтобы все было честно, добросовестно и под контролем, государство разработало законы, которые контролируют средства массовой информации. Это статьи 152, 437, 494 ГК РФ, статьи 36, 60 закона РФ «о СМИ». А в заключении сделаем вывод о соответствии основным требованиям правового регулирования РФ, предъявляемым к рекламе. В современном мире реклама играет очень важную роль для конкуренции. Она присутствует в нашей повседневной жизни и необходима всем, независимо будь то производитель или потребитель.

Ключевые слова: коммерческая реклама, правовое регулирование, эффективность, реклама, потребитель, товары, услуги.

Реклама добирается до людей через различные формы общения. Газеты, журналы и почтовые рассылки. Телевидение, радио и Интернет являются одними из самых важных электронных СМИ. Компании рекламируют все, от автомобилей до конфет. Реклама также используется для изменения идей людей. Например, реклама может попытаться заставить

потребителей выбрать определенную торговую марку или конкретный товар. Объявления появляются почти на каждом шагу. Вы найдете их по радио и по телевидению, в журналах, витринах и на пакетах. Они появляются внутри лифтов, автобусов и даже в школах. Ежегодно на рекламу по всему миру приходится около 600 миллиардов долларов. На мой взгляд, самая влиятельная реклама - это по телевизору. Потому что только на телевидении рекламодатель может использовать все инструменты, чтобы сделать привлекательную рекламу. Люди, которые смотрят телевизор, неизбежно смотрят и рекламу.

Под рекламой понимают передачу информации, обычно оплачиваемую и имеющую характер убеждения, о товарах, работах, услугах или идеях известных рекламодателей посредством различных носителей. Значимость рекламы возросла в современную эпоху крупномасштабного производства и жесткой конкуренции на рынке. Реклама нужна не только производителям, но и клиентам. Функции и преимущества коммерческой рекламы для разных сторон приведены ниже[1]:

1. Экономическая

Реклама стимулирует экономику, сообщая клиентам о доступных продуктах и услугах по относительно низкой цене. Реклама помогает рекламодателям снизить издержки и увеличить прибыль. Кроме того, конкурентные рекламные мероприятия помогают потребителям сравнивать несколько брендов с большим количеством информации, что приводит к улучшению общего качества продукции.

2. Социальная

Реклама предоставляет возможность выбирать аудитории определенные потребительские привычки и предпочтения, которые наилучшим образом соответствуют социальным потребностям. Более того, реклама является крупнейшим источником средств массовой информации и оказывает мощное влияние на наше общество.

3. Идеологическая

Стремится создать общество с определенными мировоззренческими характеристиками, внедряет новые идеологические ценности - например, право граждан на частную собственность, трудолюбие и предприимчивость как основа богатства и благополучия

4. Маркетинговая

Увеличить продажи бренда можно не только рекламой, есть и другие влиятельные факторы, такие как цена, качество продукции или распределение продуктов, могут быть более важными факторами удовлетворения потребительских потребностей.

5. Коммуникативную

Реклама является способом передачи информации от рекламодателя к потребителю, коммуникационной цепочкой между ними.

Реклама является двигателем коммерции. И ее необходимость в условиях свободного экономического рынка возрастает. Поскольку многие компании и фирмы не особо отличаются друг от друга в своем производстве и обслуживании. Реклама помогает выделяться от других фирм. Существуют разные типы рекламы. Например, можно разделить рекламные ролики по своей цели. Основными из них являются:

1.Информирование: компании, которые находятся на этапе внедрения, ставят целью убедить клиентов покупать новый продукт, представленный на рынке. Для этого рекламодатели используют кричащие и привлекательные объявления.

2.Удержание покупателей: цель рекламодателей, чтобы существующие клиенты продолжали покупать их продукцию. Для этого они обычно продолжают приносить что-то новое в продукт и рекламу.

3.Перепозиционирование: эта цель в основном предназначена для тех компаний, которые хотят привлечь клиентов конкурентов. Здесь рекламодатели пытаются убедить клиентов перейти от существующего бренда, который они используют к своему продукту.

4.Напоминание: эта цель предназначена для компаний, которые хотят вернуть своих предыдущих клиентов, которые переключились на своих конкурентов. С помощью скидок, нового дизайна упаковки и так далее[1].

Все виды рекламы делят на две основные группы - это некоммерческая и коммерческая реклама. В некоммерческой рекламе участвуют любые нетоварные предложения, не связанные с конечной целью извлечения прибыли. К ней относят политические, социальные и конфессиональные рекламы. В свою очередь коммерческая реклама может представлять собой новый продукт фирмы с целью продажи этого продукта, или реклама может представлять собой компанию, чтобы сделать свой собственный стиль и быть признанным среди потребителей. К ней относят товарные и нетоварные рекламы. Товарная - это реклама товаров и услуг. Например, «Алмаг-01», «Магнелис-В6» и другие. А нетоварная - это реклама организации, торговой марки, территории, персоны, идеи, деятельности или события. Например, магазин «IKEA».

Рассмотрим результаты исследования распространения основных групп рекламы на примере телеканала «Россия 1». Распространение коммерческой рекламы и некоммерческой представлены на рисунке 1.

Реклама

Рис. 1 Количество коммерческой и некоммерческой рекламы Коммерческая реклама наиболее распространена и составляет 72% от всей рекламы телеканала. Некоммерческая составляет 28%, в основном представлена политическими и социальными роликами. Например, пенсионный фонд России, партия единая Россия.

Большое преимущество составляет коммерческая реклама. Она делится на такие функциональные группы как товарная и нетоварная. Рассмотрим их процентное соотношение распространения в эфире (рис.2).

Коммерческая реклама

Рис.2 Товарная и нетоварная реклама

Больше половины роликов являются товарной коммерческой рекламой (59%). Рекламы товаров в два раза больше чем рекламы услуг. Нетоварная реклама составляет 41% от всех коммерческих реклам, и в основном представлена рекламой торговых марок и организаций (мебельных магазинов и частных медицинских клиник).

Чтобы защитить потребителей от вводящей в заблуждение рекламы, Правительства приняли законы. Некоторые законы даже запрещают определенные виды рекламы. Примером могут служить все товары, изготовление и реализация которых запрещены на территории РФ, к ним относят оружие, наркотики, психотропные вещества, взрывчатку, человеческие органы и ткани как объект продажи. Медицинские услуги по прерыванию беременности также относятся к категории запрещенных[2].

Отношения, касающиеся рекламы как приглашения делать оферты, регулируются гражданским законодательством (статьи 437, 494 ГК РФ). Названным законодательством регулируются и отношения, связанные с опровержением рекламы, содержащей сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица (статья 152 ГК РФ)[3]. К законодательству о рекламе в широком смысле относятся и некоторые нормы законодательства о налогах и средствах массовой информации. Статья 36 Закона РФ «О СМИ» от 27.12.1991 посвящена распространению рекламы, а статья 60 этого Закона — ответственности за нарушение правил распространения рекламы [4].

Реклама должна соответствовать требованиям ФЗ от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» ст.5. В ней говорится о недобросовестности и недостоверности рекламы. Такая реклама не допускается[5].

Под недобросовестной понимается та реклама, в которой содержатся некорректные сравнения товара с аналогичными от других производителей или продавцов, либо данные, порочащие деловую репутацию или достоинство конкурента (и любого лица). Она же продвигает товар, запрещенный к рекламе, под видом аналогичного - похожего или тождественного торгового знака, либо другими способами. Согласно антимонопольному законодательству, это - акт недобросовестной конкуренции.

К недостоверной относится реклама, содержащая ложную информацию или не соответствующие действительности сведения. Например, таковым закон о рекламе считает информацию о преимуществах рекламируемого товара по сравнению с другими, находящимися в обороте. Речь может идти о: любых его характеристиках, потребительских качествах, сроках службы и годности, ассортименте и комплектации; и так далее.

4

Реклама вредного воздействия. Она способна вводить в заблуждение, наносить вполне осязаемый вред имуществу или здоровью. Такая интеллектуальная собственность способна подрывать репутацию либо достоинство. Помимо того, к ненадлежащей рекламе относится еще та, что нарушает моральные принципы и общественные интересы или же вредит окружающей среде. Защитить всех нас от такой рекламы призван названный закон[5].

Реклама помогает распространять информацию о торговой марке, ее продуктах, качестве и месте доступности. Поэтому реклама играет немаловажную роль в сегодняшней конкуренции. Она стала необходимостью для всех в повседневной жизни, будь то производители или потребители. Для потребителей дает информацию о товаре, ассортименте, качестве. Благодаря этому мы можем сравнить и купить подходящий именно нам товар. Для торговых компаний реклама помогает увеличить продажи, повышает спрос на продукт, помогает знать своих конкурентов, а также соответствовать уровню конкуренции.

В современном мире реклама везде. На телевидении и радио, в газетах, журналах и в Интернете и на плакатах на улице и на транспорте. Все они успешны, есть много людей, которые смотрят телевизор, слушают радио и читают рекламу на транспорте. На меня реклама не очень сильно повлияла. Я смотрю телевизор очень редко, а другие виды рекламы использую только для того, чтобы получить интересующую меня информацию. Иногда я читала плакаты в автобусах только для того, чтобы немного развлечься. Я думаю, что сейчас не так много людей, которые подвержены влиянию рекламы. Слишком много рекламы вокруг нас в настоящее время, что люди избегают ее принимать.

Ссылки на источники:

1. Рекламные технологии. Коммерческая реклама: учебное пособие для вузов: Учебное пособие. А.В. Катернюк. Ростов на Д.: Феникс, 2001. - 320 с.

2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.В. Гущина, В.А. Баранова; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 400 с.

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации"

Статья 437 «Приглашение делать оферты. Публичная оферта» Статья 494 «Публичная оферта товара»

Статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации»

4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации»

5. Федеральный Закон «О рекламе» № 38- ФЗ, статья 5

Irina Kaygorodova

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Gulmira Baltanova

Senior lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Analysis of Commercial Advertising on the Example of a TV Channel

Abstract: to determine the purposes, distribution and impact of commercial advertising on the human consciousness, we define the concepts of advertising, its types and their quantitative ratio by the example of the channel "Russia 1". The study was carried out by theoretical (analysis) and empirical methods (observation and comparison). With the help of the theoretical method, the object of observation, that is, the commercial advertisement of the Rossiya 1 channel, its signs and

classification, was chosen. On the basis of the empirical method, the similarities and differences in the object and its features are revealed. This article examines the material on the commercial advertising of the TV channel "Russia 1". The ratio of commercial advertising and non-profit. And also the ratio of commodity advertising and non-commodity. Advertising is a sound or visual form of marketing communication that is used to make a product or service known and convince people to buy them. Advertising solves a lot of tasks, the main ones of which are informing (awareness about the object of advertising), a reminder (support of awareness and interest in the advertised product) and persuasion (formation of consumers' preferences). And that everything was honest, conscientious and under control, the state developed laws that control the media. These are articles 152, 437, 494 of the Civil Code of the Russian Federation, articles 36 and 60 of the RF law "on the media". In conclusion, we will draw a conclusion about compliance with the basic requirements of the legal regulation of the Russian Federation, which are required for advertising. In the modern world, advertising plays a very important role for competition. It is present in our daily life and is necessary for everyone, regardless of whether it is a producer or a consumer.

Keywords: commercial advertising, legal regulation, efficiency, advertising, consumer, goods, services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.