Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, УЧЕТА, КАТЕГОРИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, УЧЕТА, КАТЕГОРИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
объекты накопленного вреда окружающей среды / природная среда / критерии / здоровье населения / проблемы / загрязняющие вещества / objects of accumulated harm to the environment / natural environment / criteria / public health / problems / pollutants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.А. Пичугин, М.В. Черепанов, Е.В. Симакова, Б.Е. Шенфельд

Увеличение количества случаев возникновения различных заболеваний (аллергических, иммунных, онкологических и других патологий) у населения, возникшее в конце ХХ века, сподвигло мировое сообщество обратить внимание на проблему воздействия объектов накопленного вреда на окружающую среду, в частности на здоровье населения. В данной статье выполнен анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и научной литературы, в результате которого были выделены основные проблемы выявления, учета, категорирования и ликвидации объектов накопленного вреда (отсутствие ранжирования объектов накопленного вреда, некорректность формулировок в нормативно-правовых актах, проблема недостаточности критериев оценки воздействия и др.). Отмечается, что в настоящее время в российском законодательстве существует ряд пробелов, не позволяющих в полной мере оценить влияние объектов накопленного вреда на состояние окружающей среды и здоровье человека. Решение указанных проблем позволит более эффективно регулировать вопросы оценки, учета и категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде и проводить мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда и восстановлении компонентов природной среды с учетом их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е.А. Пичугин, М.В. Черепанов, Е.В. Симакова, Б.Е. Шенфельд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF IDENTIFICATION, ACCOUNTING, CATEGORIZATION AND ELIMINATION OF THE OBJECTS OF ACCUMULATED ENVIRONMENTAL HARM

The increase in the number of cases of various diseases (allergic, immune, oncological and of other pathologies) among the population that arose at the end of the twentieth century, prompted the world community to pay attention to the problem of the impact of objects of accumulated harm on the environment, in particular on public health. This article analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation and scientific literature, as a result of which the main problems of identifying, recording, categorizing and eliminating objects of accumulated harm were identified (lack of ranking of the objects of accumulated harm, incorrect wording in regulatory legal acts, the problem of insufficient criteria impact assessments, etc.). It is noted that at present there are a number of gaps in Russian legislation that do not allow to fully assess the impact of accumulated harm objects on the state of the environment and human health. The solution of these problems will make it possible to more effectively regulate the issues of assessment, accounting and categorization of objects of accumulated harm to the environment and to take measures to eliminate objects of accumulated harm and restore the components of the natural environment, taking into account their negative impact on the environment and human health.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, УЧЕТА, КАТЕГОРИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

УДК 502/504

БОТ: 10.24412/1728-323Х-2021-6-113-121

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, УЧЕТА, КАТЕГОРИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Е. А. Пичугин, кандидат технических наук, заместитель начальника отдела проблем охраны окружающей среды, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), pich@ecologyperm.ru, Пермь, Россия, М. В. Черепанов, начальник отдела проблем охраны окружающей среды, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), cherepanov@ecologyperm.ru, Пермь, Россия, Е. В. Симакова, заместитель директора по административным и правовым вопросам, начальник отдела по кадровому обеспечению, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), simakova@ecologyperm.ru, Пермь, Россия, Б. Е. Шенфельд, доктор технических наук, научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), shenfeld@ecologyperm.ru, Пермь, Россия

Аннотация. Увеличение количества случаев возникновения различных заболеваний (аллергических, иммунных, онкологических и других патологий) у населения, возникшее в конце ХХ века, сподвигло мировое сообщество обратить внимание на проблему воздействия объектов накопленного вреда на окружающую среду, в частности на здоровье населения. В данной статье выполнен анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и научной литературы, в результате которого были выделены основные проблемы выявления, учета, категорирования и ликвидации объектов накопленного вреда (отсутствие ранжирования объектов накопленного вреда, некорректность формулировок в нормативно-правовых актах, проблема недостаточности критериев оценки воздействия и др.). Отмечается, что в настоящее время в российском законодательстве существует ряд пробелов, не позволяющих в полной мере оценить влияние объектов накопленного вреда на состояние окружающей среды и здоровье человека. Решение указанных проблем позволит более эффективно регулировать вопросы оценки, учета и категорирования

Введение

На проблему воздействия объектов накопленного вреда на компоненты окружающей среде и здоровье населения в мировой практике обратили внимание в конце XX века когда возросли случаи онкологических, иммунных, аллергических, сердечно-сосудистых заболеваний и врожденных патологий у населения, проживающего в зоне влияния объекта накопленного вреда, в том числе по причине отсутствия на законодательном уровне механизмов ликвидации опасных заброшенных объектов с накопленными высокими концентрация загрязняющих веществ, на которых в прошлом велась хозяйственная деятельность.

В целях решения проблем накопленного вреда окружающей среде в зарубежных странах принят ряд нормативных правовых документов, основополагающими из которых являются:

— В европейских странах — Директива 2004/35/СЕ Европейского парламента и Совета от 21 апреля 2004 года об экологической ответственности в отношении предотвращения

объектов накопленного вреда окружающей среде и проводить мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда и восстановлении компонентов природной среды с учетом их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Abstract. The increase in the number of cases of various diseases (allergic, immune, oncological and of other pathologies) among the population that arose at the end of the twentieth century, prompted the world community to pay attention to the problem of the impact of objects of accumulated harm on the environment, in particular on public health. This article analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation and scientific literature, as a result of which the main problems of identifying, recording, categorizing and eliminating objects of accumulated harm were identified (lack of ranking of the objects of accumulated harm, incorrect wording in regulatory legal acts, the problem of insufficient criteria impact assessments, etc.). It is noted that at present there are a number of gaps in Russian legislation that do not allow to fully assess the impact of accumulated harm objects on the state of the environment and human health. The solution of these problems will make it possible to more effectively regulate the issues of assessment, accounting and categorization of objects of accumulated harm to the environment and to take measures to eliminate objects of accumulated harm and restore the components of the natural environment, taking into account their negative impact on the environment and human health.

Ключевые слова: объекты накопленного вреда окружающей среды, природная среда, критерии, здоровье населения, проблемы, загрязняющие вещества.

Keywords: objects of accumulated harm to the environment, natural environment, criteria, public health, problems, pollutants.

и ликвидации вреда окружающей среде (далее — Директива 2004 г.) [1, 2], на основе которой страны Евросоюза принимают законодательные акты, направленные на возмещения будущего, текущего и прошлого экологического вреда;

— В США — закон «О всесторонней ответственности и возмещении ущерба окружающей среде» [3], которым учрежден Суперфонд (8ирегГипё) [4], направленный на финансирование мероприятий по очистке территорий и акваторий, подвергшиеся негативному воздействию объектов с опасными отходами, а также для ликвидации последствий разливов и других аварийных сбросов химических веществ в компоненты природной среды.

В российском законодательстве принят ряд нормативных правовых документов, направленных на выявление, оценку, учет и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде:

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], которым были внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [6], регламентирующие порядок выявления, оценки, учета, категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде;

— Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445 [7], в которых установлен порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, который включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов, принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, категорирование объектов, обновление информации об объекте и исключение из государственного реестра;

— Правила организации работ по ликвидации накоплен -ного вреда окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542 [8], определяющие порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

— Приказ Минприроды России от 04.08.2017 № 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде, на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке» [9]. В данном приказе введено семь критериев категорирования, которые определяют общее влияние объекта накопленного вреда окружающей среде на состояние экологической безопасности.

При этом в настоящее время существуют ряд пробелов в законодательстве, которые не позволяют полноценно дать оценку влияния объектов накопленного вреда на состояние природных сред и здоровье населения, правильно категори-ровать объекты с выделением наиболее опасных по приоритетности к их ликвидации.

Результаты и обсуждение

Проанализировав нормативно-правовую и научную литературу, можно выделить следующие основные проблемы, ре-

шение которых позволит существенно улучшить механизм выявления, оценки, учета, категориро-вания и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде:

1) Отсутствует нормативно-правовой акт Российской Федерации, устанавливающий порядок выявления и оценки объектов накопленного вреда.

Сотрудники ФГБУ УралНИИ «Экология» в рамках рассмотрения материалов субъектов Российской Федерации о включении объектов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ГРОНВОС) столкнулись с рядом спорных моментов (проблем) по заполнению и представлению заявления о включении объекта накопленного вреда в ГРОНВОС и разработали «Рекомендации по вопросам подготовки заявления о включении объекта накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде», которые Письмом Минприроды России были разосланы в субъекты Российской Федерации. Однако стоит отметить, что данные рекомендации без принятого нормативного документа носят рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению.

2) Отсутствует механизм финансовых гарантий, компенсационных, ликвидационных фондов, низкая доля участия бизнеса в ликвидации объектов накопленного вреда (неразвитый институт Государственно-частного партнерства).

Недостаточная проработанность финансовых инструментов, гарантирующих выполнение мероприятий по возмещению вреда окружающей среде, по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, по восстановлению компонентов природной среды до исходного состояния, а также меры стимулирования использования механизма государственно-частного партнерства в настоящее время привела к тому, что расходы на ликвидацию объектов накопленного вреда легли на федеральный бюджет.

При этом стоит отметить, что в природоохранном законодательстве заложены предпосылки к развитию финансовых механизмов ликвидации накопленного экологического вреда.

Среди механизмов реализации экологической ответственности в принятом в декабре 2009 г. на тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ Модельном законе «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде» [10] с целью гармонизации природоохранного законодательства Российской Федерации и Европей-

ского союза в части компенсации вреда, нанесенного окружающей среде, предусмотрены следующие инструменты:

— механизм финансовых гарантий для покрытия ответственности хозяйствующих субъектов за нанесение вреда объектам охраны, где в качестве основного инструмента финансовых гарантий рассматривается страхование ответственности за вред окружающей среде, причиненный хозяйствующим субъектом;

— финансовая ответственность хозяйствующих субъектов за проведение превентивных природоохранных мероприятий и ликвидацию вреда, причиненного окружающей среде.

Развитие механизма стимулирования предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения г осу-дарственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью, заложено Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [11].

Также статьей 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [6] заложены механизмы развития обязательного государственного экологического страхования.

3) Отсутствует ранжирование (категорирова-ние) объектов накопленного вреда для принятия решения об очередности работ по их ликвидации.

Пунктом 6 статьи 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [6] установлено, что объекты накопленного вреда подлежат кате-горированию. Категорирование объектов накопленного вреда осуществляется с использованием ряда критериев, установленных приказом № 435 [9]. Приказ содержит семь критериев, которые позволяют выявлять объекты накопленного вреда окружающей среде, которые подлежат ликвидации в первоочередном порядке.

При этом стоит отметить, что в приказе № 435 [9] отсутствует ранжирование по категориям, а также соответствующие им входные интервальные значения. Категорирование объектов накопленного вреда является условным и разделяет объекты накопленного вреда на первоочередные и все остальные. При этом граница, позволяющая разграничить объекты накопленного вреда по приоритетности, отсутствует. В настоящее время, чем выше балл при категорировании у объекта, тем он опаснее для окружающей среды и

населения. То есть наиболее значимыми и первоочередными являются объекты суммарное значение, которых является наибольшим или же максимальным.

В действовавших ранее «Методических рекомендациях по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба» [12] была дана классификация объектов НВОС с учетом степени их негативного воздействия на окружающую среду и с учетом критериев для определения приоритетности объектов, установленных ГОСТ Р 54003—2010 [13], основанная на балльной системе. В соответствии с балльной оценкой объекта накопленного вреда предлагалось присваивать им определенный ранг, который определял очередность организации работы по их ликвидации:

— объекты 1-го ранга (количество баллов 15 и более) — объекты, требующие в первую очередь подготовки рекомендаций о целесообразности проведения работ для ликвидации накопленного экологического ущерба;

— объекты 2-го ранга (количество баллов 8— 14) — объекты, требующие во вторую очередь подготовки рекомендаций о целесообразности проведения работ для ликвидации накопленного экологического ущерба;

— объекты 3-го ранга (количество баллов до 7) — объекты, требующие в третью очередь подготовки рекомендаций о целесообразности проведения работ для ликвидации накопленного экологического ущерба.

На основании вышесказанного предлагается предусмотреть ранжирование объектов с присвоением им определенных категорий, с выделением объектов, накопленный вред на которых необходимо ликвидировать в первоочередном порядке.

4) Некорректность формулировок в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

— формулировка «Возможность возникновения экологических рисков». Как правомерно отмечает автор [14], вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (определение экологического риска согласно Федерального закона «Об охране окружающей среды» [6]) не может иметь возможное или невозможное возникновение;

— формулировка «вправе». Как правомерно отмечают авторы [14, 15], применением формулировки «вправе» (п. 3 ст. 80.1, п. 2 ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [6]) может негативно сказаться на процесс

ликвидации объектов накопленного вреда. Предоставленное право выявления, оценки, организации работ по ликвидации накопленного вреда как органам государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органам местного самоуправления может привести к дублированию работ по проведению обследования, инвентаризации и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, что повлечет неоправданные расходы бюджетной системы Российской Федерации. Как отмечает автор [14], коррупцио-генными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и, тем самым создающие условия для проявления коррупции (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [16]). Согласно п. 3 пп. б методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно ш и-рокие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются в том числе определение компетенции по формуле «вправе» — диспози-тивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций [17].

5) Некорректность формулировок критериев категорирования объектов накопленного вреда, установленных приказом Минприроды России № 435 [9].

Так, к примеру, формулировка критерия 1 «объем загрязняющих веществ», оцениваемый в зависимости от объема компонента природной среды, содержание загрязняющих веществ в котором превышает установленное значение норматива качества окружающей среды, не корректна. В составе требований к предоставляемой информации об объектах накопленного вреда окружающей среде в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [6] и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445 [7] сведения об объеме компонента природной среды, содержание загрязняющих веществ в котором превышает установлен-

ное значение норматива качества окружающей среды, не значатся. Остается неясным вопрос, каким образом измерить объем компонента природной среды (например, атмосферного воздуха, либо поверхностной или подземной воды), содержание загрязняющих веществ в котором превышает нормативные значения. Также стоить отметить, что в настоящее время нормативы качества почв для веществ природного происхождения (экологические нормативы качества почв) не установлены, что затрудняет оценку объекта накопленного вреда, на котором будут выявлены данные вещества. Предлагается исключить критерий 1 «объем загрязняющих веществ» из приказа Минприроды России № 435 [9] в связи со сложностью его оценки.

6) Недостаточно проработан вопрос о контроле выполненных на объекте накопленного вреда работ, а также мониторинга объекта после выполнения ликвидационных работ.

В Правилах организации работ по ликвидации накопленного вреда [8] задекларировано, что контроль за выполнением государственного или муниципального контракта на проведение работ по ликвидации накопленного вреда осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как правомерно отмечает автор [18], качество выполненных работ будет осуществлять заказчик (орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления), опираясь на Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [19] без привлечения экспертов и экспертных организаций, которые могут оценить достаточность, выполненных на объекте работ. Также правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда [8] не предусмотрен мониторинг окружающей среды после проведения ликвидационных и восстановительных работ на объекте накопленного вреда.

7) Отсутствует информационный ресурс (реестр, база данных) по технологическим решениям, технологиям, а также алгоритм выбора метода ликвидации объектов накопленного вреда.

В качестве основы для выработки подходов к разработке и наполнению информационного ресурса по технологическим решениям и технологиям ликвидации объектов накопленного вреда

окружающей среды, а также установления алгоритма выбора метода и последовательности работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде предлагается использовать данные выполненных научных исследований в области ликвидации накопленного вреда и данные, заложенные в проектных документах на выполнение мероприятий по ликвидации объекта и восстановлению компонентов природной среды. Так, Соловья-новым А. А., Черниным С. Я. [20] рассмотрены разработанные российскими учеными технологические решения, направленные на л иквидацию объектов накопленного вреда, приведены основные требования к работам по ликвидации объектов, общая характеристика методов и технологических решений классифицированные по источнику воздействия и загрязняющим веществам, которые могут содержаться на объекте накопленного вреда.

8) Отсутствует механизм предупреждения образования новых объектов накопленного вреда окружающей среды.

Также, как отмечают авторы [21], в законодательстве не урегулирован вопрос об ответственности за причиненный вред окружающей среде при реорганизации или ликвидации юридического лица, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Так, может возникнуть ситуация, при которой лицо, причинившее вред окружающей среде, не выполнило свои обязательства по восстановлению природной среды на объекте, а новый пользователь объектом не осуществляет мероприятия по восстановлению природной среды в связи с тем, что негативные изменения природной среды возникли не в результате его деятельности. Причиненный вред окружающей среде остается не возмещенным, и образуются новые объекты накопленного вреда окружающей среде.

9) Проблема недостаточности критериев оценки воздействия объекта накопленного вреда на состояние окружающей среды и человека.

— Отсутствуют критерии оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни.

При оценке и категорировании объектов накопленного вреда окружающей среды не учитывается влияние объектов накопленного вреда на человека (отсутствуют критерии, позволяющие оценить воздействие объекта накопленного вреда на здоровье и продолжительность жизни населения, проживающего в зоне негативного влияния объекта).

Согласно концепции устойчивого развития, одобренной на Конференции ООН по окружаю-

щей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), состояние здоровья и продолжительность жизни рассматриваются в качестве важнейших критериев общественного процесса. Руководствуясь программными документами, принятыми на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в Российской Федерации в 1996 году утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»), направленная на сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей [22].

Согласно паспорту приоритетного проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» [23] одними из приоритетов являются: улучшение экологических условий проживания населения на территории Российской Федерации; снижение воздействия объектов накоплен -ного вреда на здоровье граждан; увеличение численности и продолжительности жизни населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде.

— Отсутствует критерий, разграничивающий объекты накопленного вреда по природно-климатическому фактору.

Экосистема Арктики уникальна и очень чувствительна к антропогенному воздействию человека. Объекты накопленного экологического вреда в Арктической зоне Российской Федерации, воздействуя на компоненты окружающей среды, приводят к деградации экосистемы. При длительном интенсивном воздействии на экосистемы Арктической зоны Российской Федерации происходят существенные отклонения экосистемных параметров от их «нормальных» значений, характерных для ненарушенных условий (превышаются регенерационные возможности экосистемы). Введение дополнительного критерия «Приуроченность участка, на котором расположен объект накопленного вреда окружающей среде, к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации» в приказ Минприроды России от 04.08.2017 № 435 [9], крайне необходимо.

— Отсутствует критерий, разграничивающий объекты накопленного вреда по приоритетности долгосрочной опасности на компоненты окружающей среды и человека.

Необходимость введения критерия обусловлена тем, что объекты накопленного вреда в долгосрочной перспективе оказывают различное негативное воздействие (приводят к разным по уровню опасности негативным последствиям в основном для здоровья человека и продолжительности его жизни) на окружающую среду и человека. Так, объекты накопленного вреда с производственными отходами (в том числе химическими и радиоактивными веществами, пестицидами, ядохимикатами) наиболее опасны по сравнению с объектами накопленного вреда, такими как свалки/полигоны твердых коммунальных отходов.

— Отсутствует критерий предполагаемое использование в будущем территории (участка) с историческим загрязнением для хозяйственных и/или иных нужд с минимизацией вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Необходимость введения критерия заключается в том, чтобы исключить возможность возникновения повторных очагов накопленного экологического вреда на ликвидированных объектах и восстановленных территориях (в основном это относится к закрытым свалкам и полигонам ТКО). Заложенные в ГОСТ Р 54003—2010 [13] и Методических рекомендациях по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба» [12] критерии оценки территории, на которой расположен объект накопленного вреда в части ее возможного перспективного использования после ликвидации (использование под зоны рекреации или общественно-деловую, жилую, промышленную застройку и т. д.) не нашли отражение в приказе Минприроды России от 04.08.2017 № 435 [9].

10) Отсутствует требования к структуре и наполнению государственного реестра объектов накопленного вреда.

По состоянию на 07.05.2021 сведения, содержащиеся в государственном реестре объектов накопленного вреда, малоинформативны. Отсутствие в реестре таких позиций, как фактическое местоположение объекта, объем, масса загрязняющих веществ, уровень и объем негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков (в том числе кратность превышения предельно-допустимых концентраций) не дают представления о влиянии объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Предложения по совершенствованию структуры государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе в части включения сведений об оценке их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни в целях упорядочивания данных об объектах накопленного вреда окружающей среде и определения соответствующих объектов, подлежащих ликвидации, в приоритетном порядке разрабатываются ФГБУ УралНИИ «Экология» в рамках выполнения прикладных научных исследований по работе 4.1 «Разработка предложений по совершенствованию структуры государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе в части включения сведений об оценке их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни в целях упорядочивания данных об объектах накопленного вреда окружающей среде и определения соответствующих объектов, подлежащих ликвидации в приоритетном порядке».

11) Отсутствует обязанность органов государ -ственной власти и подведомственных им учреждений, в результате деятельности которых образо-

вался объект накопленного вреда, непосредственно осуществлять ликвидацию данных объектов.

Как правомерно отмечает автор [21], большое количество опасных объектов накопленного вреда окружающей среды возникло в результате деятельности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации учреждений. В этих целях целесообразно возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации и подведомственные им учреждения работы по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Заключение

Решение вышеуказанных проблем позволит более эффективно регулировать вопросы выявления, оценки, учета и категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде и проводить мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда и восстановлении компонентов природной среды с учетом их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье ч е-ловека.

Библиографический список

1. Directive 2004/35/CE of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on environmental liability with regard to the prevention and remedying of environmental damage: [website]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex%3A32004L0035 (дата обращения 21.04.2021).

2. Об экологической ответственности, направленной на предотвращение экологического ущерба и устранение его последствий [рус., англ.]. Директива № 2004/35/СЕ Европейского парламента и Совета Европейского Союза (Вместе с «Критериями, деятельностью, информацией и данными, международными конвенциями и документами, относящимися к статьям 2 (1) «a», 3 (1), 4 (2), 4 (4), 18 (1)»: принята в г. Страсбурге 21.04.2004 (с изм. и доп. от 23.04.2009). — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Comprehensive Environmental Response, Compensation, and Liability Act (CERCLA) and Federal Facilities: [website]. — URL: https://www.epa.gov/enforcement/comprehensive-environmental-response-compensation-and-liability-act-cercla-and-federal (дата обращения 21.04.2021).

4. Superfund: [website]. — URL: https://www.epa.gov/superfund (дата обращения 22.06.2021).

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ (ред. от 28.12.2016): принят Гос. Думой 24.06.2016: одобрен Советом Федерации 29.06.2016. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021): принят Гос. Думой 20.12.2001: одобрен Советом Федерации 26.12.2001. — Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

7. Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде: постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».

8. Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде: постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542 (ред. от 25.12.2019). — Режим доступа: справочно-пра-вовая система «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке: приказ Минприроды России от 04.08.2017 № 435. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

10. Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде: Модельный закон (Вместе с «Видами д еятельности, потенциально способными нанести вред объектам охраны», «Порядком проведения мероприятий...», «Принципами и основаниями экономической оценки...», «Перечнем данных, подлежащих включению в отчет, указанный в статье 13...»: принят в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 постановлением № 33-10 на 33-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

11. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утверждены Президентом Российской Федерации 30.04.2012. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба (утратил силу): приказ Росприроднадзора от 25.04.2012 № 193. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт».

13. Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения: ГОСТ Р 54003—2010: национальный стандарт Российской Федерации: утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 30.11.2010 № 594-ст. — Режим доступа: справочно-правовая система «Техэксперт»: [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения 15.07.2021).

14. Золотова, О. А. Новеллы законодательства о накопленном экологическом вреде / О. А. Золотова // Правовые проблемы возмещения вреда, причиненного окружающей среде: сборник материалов Международной научно-практической конференции (МИИГАиК, ИЗиСП, 23 марта 2017 г.) / отв. ред. С. А. Боголюбов, Н. Р. Камынина, М. В. Пономарев. — М.: МИИГАиК, — 2017. — 240 с.: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hse.ru/data/2019/03/15/ 1183145837/СБОРНИК март_2017^ (дата обращения 01.07.2021).

15. Игнатьева, И. А. Правовое обеспечение ликвидации накопленного вреда окружающей среде / И. А. Игнатьева // Российский юридический журнал. — 2017. — № 2 (113). — С. 164—177.

16. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ: принят Гос. Думой 03.07.2009: одобрен Советом Федерации 07.07.2009. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

17. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»): постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017). — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

18. Хлуденева, Н. И. Дефекты юридической конструкции ликвидации накопленного вреда окружающей среде / Н. И. Хлуденева // В сборнике: Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии. Сборник материалов Международных научных конференций. — 2019. — С. 388—393.

19. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021): принят Гос. Думой 22.03.2013: одобрен Советом Федерации 27.03.2013. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

20. Соловьянов, А. А. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде в Российской Федерации / А. А. Соловьянов, С. Я. Чернин. — М.: Наука РАН, 2017. — 456 с.

21. Блоков И. П. Накопленный вред окружающей среде: разрушение здоровья и бюджетов / И. П. Блоков, О. Ю. Тар-гулян, Е. И. Усов: [Электронный ресурс]. — URL: https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2020/03/доклад-Огеепреасе-объекты-накопленного-вреда-ОС-в-РФ-2020^Г (дата обращения 19.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

23. Паспорт приоритетного проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов»: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.12.2016 № 12. — Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

CURRENT ISSUES OF IDENTIFICATION, ACCOUNTING, CATEGORIZATION AND ELIMINATION OF THE OBJECTS OF ACCUMULATED ENVIRONMENTAL HARM

E.A Pichugin, Ph. D. (Engineering), Deputy Head of the Department of Environmental Protection, Federal State Budgetary Institution

"Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), pich@ecologyperm.ru,

M. V. Cherepanov, Head of the Department of Environmental Protection, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research

Institute of Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), cherepanov@ecologyperm.ru,

|E. V. Simakova, Deputy Director for Administrative and Legal Affairs, Head of Human Resources Department, Federal State

Budgetary Institution "Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"),

simakova@ecologyperm.ru,

B. E. Shenfeld, Ph. D. (Engineering), Dr. Habil, Scientific Director, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), shenfeld@ecologyperm.ru, Perm, Russia

References

1. Directive 2004/35/CE of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on environmental liability with regard to the prevention and remedying of environmental damage. Electronic resource available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32004L0035, date of access 21.04.2021.

2. Ob ekologicheskoi otvetstvennosti, napravlennoi na predotvrashchenie ekologicheskogo ushcherba i ustranenie ego posledstvii [rus., angl.]. Direktiva № 2004/35/SE Evropeiskogo parlamenta i Soveta Evropeiskogo Soiuza (Vmeste s "Kriteriiami, dei-atel'nost'iu, informatsiei i dannymi, mezhdunarodnymi konventsiiami i dokumentami, otnosiashchimisia k stat'iam 2 (1) "a", 3 (1), 4 (2), 4 (4), 18 (1)": priniata v g. Strasburge 21.04.2004 (s izm. i dop. ot 23.04.2009). Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

3. Comprehensive Environmental Response, Compensation, and Liability Act (CERCLA) and Federal Facilities. Electronic resource available at: https://www.epa.gov/enforcement/comprehensive-environmental-response-compensation-and-liability-act-cercla-and-federal, date of access 21.04.2021.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Superfund. Electronic resource available at: https://www.epa.gov/superfund, date of access 22.06.2021. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 03.07.2016 № 254-FZ (red. ot 28.12.2016) [Federal Law № 254, dated 03.07.2016]: priniat Gos. Dumoi 24.06.2016: odobren Sovetom Federatsii 29.06.2016. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Ob okhrane okruzhaiushchei sredy: Federal'nyi zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (red. ot 09.03.2021): priniat Gos. Dumoi 20.12.2001 [Federal Law № 7, dated 10.01.2002]: odobren Sovetom Federatsii 26.12.2001. — Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Ob utverzhdenii Pravil vedeniia gosudarstvennogo reestra ob'ektov nakoplennogo vreda okruzhaiushchei srede: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 13.04.2017 № 445. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Ob utverzhdenii Pravil organizatsii rabot po likvidatsii nakoplennogo vreda okruzhaiushchei srede: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 04.05.2018 № 542 (red. ot 25.12.2019). Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Ob utverzhdenii kriteriev i sroka kategorirovaniia ob'ektov, nakoplennyi vred okruzhaiushchei srede na kotorykh podlezhit likvidatsii v pervoocherednom poriadke: prikaz Minprirody Rossii ot 04.08.2017 № 435 [Order of the Ministry of Nature № 435, dated 04.08.2017]. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian]. Ob ekologicheskoi otvetstvennosti v otnoshenii preduprezhdeniia i likvidatsii vreda okruzhaiushchei srede: Model'nyi zakon (Vmeste s "Vidami deiatel'nosti, potentsial'no sposobnymi nanesti vred ob'ektam okhrany", "Poriadkom provedeniia mero-priiatii...", "Printsipami i osnovaniiami ekonomicheskoi otsenki...", "Perechnem dannykh, podlezhashchikh vkliucheniiu v otchet, ukazannyi v stat'e 13...": priniat v g. Sankt-Peterburge 03.12.2009 postanovleniem № 33-10 na 33-em plenarnom zase-danii Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG. — Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda: utverzhdeny Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 30.04.2012. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po provedeniiu inventarizatsii ob'ektov nakoplennogo ekologicheskogo ush-cherba (utratil silu): prikaz Rosprirodnadzora ot 25.04.2012 № 193 [Order of the Federal Service for Supervision of Natural Resources № 193, dated 25.04.2012]. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Tekhekspert" [in Russian]. Ekologicheskii menedzhment. Otsenka proshlogo nakoplennogo v mestakh dislokatsii organizatsii ekologicheskogo ushcherba. Obshchie polozheniia: GOST R 54003—2010: natsional'nyi standart Rossiiskoi Federatsii: utverzhden i vveden v deistvie pri-kazom Rostekhregulirovaniia ot 30.11.2010 № 594-st. Electronic resource available at: https://docs.cntd.ru, date of access 15.07.2021 [in Russian].

Zolotova, O. A. Novelly zakonodatel'stva o nakoplennom ekologicheskom vrede. Pravovye problemy vozmeshcheniia vreda, prichinennogo okruzhaiushchei srede: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (MIIGAiK, IZiSP, 23 marta 2017 g.). otv. red. S. A. Bogoliubov, N. R. Kamynina, M. V. Ponomarev. M.: MIIGAiK, 2017. 240 p.: Electronic resource available at: https://www.hse.ru/data/2019/03/15/1183145837/SBORNIK mart_2017.pdf, date of access 01.07.2021 [in Russian].

Ignat'eva, I. A. Pravovoe obespechenie likvidatsii nakoplennogo vreda okruzhaiushchei srede. Rossiiskii iuridicheskii zhurnal. 2017. No. 2 (113). P. 164—177 [in Russian].

Ob antikorruptsionnoi ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov: Federal'nyi zakon ot 17.07.2009 № 172-FZ (Federal Law № 172, dated 17.07.2009): priniat Gos. Dumoi 03.07.2009: odobren Sovetom Federatsii 07.07.2009. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Ob antikorruptsionnoi ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov (vmeste s "Pravi-lami provedeniia antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov", "Metodikoi provedeniia antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh ak-tov"): postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 26.02.2010 № 96 (red. ot 10.07.2017). Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Khludeneva N. I. Defekty iuridicheskoi konstruktsii likvidatsii nakoplennogo vreda okruzhaiushchei srede. V sbornike: Kon-stitutsionno-pravovye osnovy otvetstvennosti v sfere ekologii. Sbornik materialov Mezhdunarodnykh nauchnykh konferentsii. 2019. P. 388—393 [in Russian].

O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: Federal'nyi zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 02.07.2021) [Federal Law № 44, dated 05.04.2013]: priniat Gos. Dumoi 22.03.2013: odobren Sovetom Federatsii 27.03.2013. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Solov'ianov, A. A. Likvidatsiia nakoplennogo vreda okruzhaiushchei srede v Rossiiskoi Federatsii. Moscow, Nauka RAN, 2017. 456 p. [in Russian].

Blokov, I. P. Nakoplennyi vred okruzhaiushchei srede: razrushenie zdorov'ia i biudzhetov / I. P. Blokov, O. Iu. Targulian, E. I. Usov. Electronic resource of available at: https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2020/03/aoKnaa-Greenpeace-o6teKTLi-HaKonneHHoro-Bpeaa-OC-B-PQ-2020.pdf, date of access 19.05.2021 [in Russian].

O Kontseptsii perekhoda Rossiiskoi Federatsii k ustoichivomu razvitiiu: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 01.04.1996 № 440. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

Pasport prioritetnogo proekta "Snizhenie negativnogo vozdeistviia na okruzhaiushchuiu sredu posredstvom likvidatsii ob'ektov nakoplennogo vreda okruzhaiushchei srede i snizheniia doli zakhoroneniia tverdykh kommunal'nykh otkhodov": utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiiu i prioritetnym proektam, protokol ot 21.12.2016 № 12. — Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.