Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УНИФИКАЦИИ НАИМЕНОВАНИЙ И КОДОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СБРОСАХ ОБЪЕКТОВ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УНИФИКАЦИИ НАИМЕНОВАНИЙ И КОДОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СБРОСАХ ОБЪЕКТОВ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду / сбросы / водные объекты / коды / наименование загрязняющих веществ / ошибки / state register of the objects of negative impact on the environment / discharges / water bodies / codes / names of pollutants / errors

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — А Н. Галлямов, М В. Черепанов, Е А. Пичугин, Б Е. Шенфельд

Проведен анализ данных о сбросах загрязняющих веществ объектов негативного воздействия на окружающую среду, содержащихся в государственном реестре учета объектов негативного воздействия на окружающую среду, приведены его результаты. Установлено, что в данных, внесенных в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, обнаруживаются различные ошибки, неточности и несоответствия, в частности в наименованиях и кодах загрязняющих веществ. Также установлено, что количество уникальных наименований загрязняющих веществ, которые содержатся в сбросах сточных вод, превышает количество уникальных кодов в 3,18 раз. Это может быть объяснено тем, что химические вещества могут иметь сразу несколько наименований по различным номенклатурам (например, номенклатура IUPAC — International Union of Pure and Applied Chemistry, Международный союз теоретической и прикладной химии), торговые, тривиальные названия, при этом не взаимоисключающие друг друга и являющиеся синонимичными. Решением может служить присвоение для каждого конкретного загрязняющего вещества только одного уникального цифрового кода, который будет учитывать все синонимичные (оправданные с химической точки зрения), торговые и тривиальные названия химического вещества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — А Н. Галлямов, М В. Черепанов, Е А. Пичугин, Б Е. Шенфельд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR UNIFICATION OF NAMES AND CODES OF POLLUTANTS CONTAINED IN DISCHARGES OF OBJECTS OF ADVERSE IMPACT ON THE ENVIRONMENT

The analysis of data on discharges of environmental pollution from the objects of negative impact on the environment is carried out, it is given in the state register of registration of the objects of negative impact on the environment. It was found that in the data entered the register of the objects of negative impact on the environment, various errors, inaccuracies and inconsistencies are found, in particular, in the names and codes of pollutants. It was also found that the number of unique names of the pollutants that exist in wastewater discharges exceeds the number of unique codes by 3.18 times. This can be explained by the fact that chemical substances can simultaneously have several names according to different nomenclatures (e.g., IUPAC), trade and trivial names, while not mutually exclusive, and which are synonymous. The solution can be one unique digital code for each specific substance, which will include all synonymous substances.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УНИФИКАЦИИ НАИМЕНОВАНИЙ И КОДОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СБРОСАХ ОБЪЕКТОВ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

УДК 502/504

DOI: 10.24412/1728-323X-2021-6-10-16

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УНИФИКАЦИИ НАИМЕНОВАНИЙ И КОДОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СБРОСАХ ОБЪЕКТОВ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

А. Н. Галлямов, инженер отдела проблем охраны окружающей среды, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], Пермь, Россия, М. В. Черепанов, начальник отдела проблем охраны окружающей среды, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], Пермь, Россия, Е. А. Пичугин, кандидат технических наук, заместитель начальника отдела проблем охраны окружающей среды, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], Пермь, Россия, Б. Е. Шенфельд, доктор технических наук, научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], Пермь, Россия

Аннотация. Проведен анализ данных о сбросах загрязняющих веществ объектов негативного воздействия на окружающую среду, содержащихся в государственном реестре учета объектов негативного воздействия на окружающую среду, приведены его результаты. Установлено, что в данных, внесенных в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, обнаруживаются различные ошибки, неточности и несоответствия, в частности в наименованиях и кодах загрязняющих веществ. Также установлено, что количество уникальных наименований загрязняющих веществ, которые содержатся в сбросах сточных вод, превышает количество уникальных кодов в 3,18 раз. Это может быть объяснено тем, что химические вещества могут иметь сразу несколько наименований по различным номенклатурам (например, номенклатура IUPAC — International Union of Pure and Applied Chemistry, Международный союз теоретической и прикладной химии), торговые, тривиальные названия, при этом не взаимоисключающие друг друга и являющиеся синонимичными. Решением может служить присвоение для каждого конкрет-

Введение

Согласно ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1], учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее — объекты НВОС) производится в форме ведения государственного реестра объектов НВОС. При категорировании объектов НВОС, включенных в государственный реестр объектов НВОС, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 [2], учитываются, в том числе, сведения о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты.

В реестре объектов НВОС содержится информация о сбросах загрязняющих веществ (фактическая масса сбросов загрязняющих веществ (с указанием наименований загрязняющих веществ) — т/год, фактический объем сбрасываемых сточных вод — м3/год), требования к составу которой утверждены приказом Минприроды России № 554 от 23.12.2015 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, содержащей сведения для внесения

ного загрязняющего вещества только одного уникального цифрового кода, который будет учитывать все синонимичные (оправданные с химической точки зрения), торговые и тривиальные названия химического вещества.

Abstract. The analysis of data on discharges of environmental pollution from the objects of negative impact on the environment is carried out, it is given in the state register of registration of the objects of negative impact on the environment. It was found that in the data entered the register of the objects of negative impact on the environment, various errors, inaccuracies and inconsistencies are found, in particular, in the names and codes of pollutants. It was also found that the number of unique names of the pollutants that exist in wastewater discharges exceeds the number of unique codes by 3.18 times. This can be explained by the fact that chemical substances can simultaneously have several names according to different nomenclatures (e.g., IUPAC), trade and trivial names, while not mutually exclusive, and which are synonymous. The solution can be one unique digital code for each specific substance, which will include all synonymous substances.

Ключевые слова: государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, сбросы, водные объекты, коды, наименование загрязняющих веществ, ошибки.

Keywords: state register of the objects of negative impact on the environment, discharges, water bodies, codes, names of pollutants, errors.

в государственный реестр НВОС» [3]. В отличие от сведений о выбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, для которых в пункте 2 раздела II Формы заявки требуется указывать код загрязняющего вещества, для веществ, содержащихся в составе сточных вод, указание такого кода не предусмотрено, что может привести к неоднозначности в предоставлении сведений с точки зрения специфики названий химических соединений.

Химические вещества м огут иметь сразу несколько наименований по различным номенклатурам (например, номенклатура IUPAC — International Union of Pure and Applied Chemistry, Международный союз теоретической и прикладной химии), торговые, тривиальные названия, при этом не взаимоисключающие друг друга и являющиеся синонимичными.

Так как реестр объектов НВОС представляет собой огромный информационный массив данных, не исключено возможное наличие ошибок и несоответствий, усложняющих процесс обработки данных и их систематизацию.

Цель данной работы заключается в анализе д анных о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты, содержащихся в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду и подготовке предложений по унификации наименований и кодов загрязняющих веществ в сбросах этих объектов для создания возможности автоматизирован -ной обработки данных, направленной на получение корректных данных о воздействии объектов на окружающую среду.

Модели и методы

Основополагающим документом, который закрепляет основы охраны водных объектов и их использования в ц елях хозяйственно-бытового, культурно-бытового, рыбохозяйствен-ного, питьевого водоснабжения, является Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ [4]. Водный кодекс Российской Федерации определяет порядок предоставления водных объектов в пользование для забора воды, для производства электроэнергии, строительства причалов и мостов, для орошения сельскохозяйственных земель и сброса сточных вод, которые содержат или могут содержать в своем составе загрязняющие вещества.

Учет, измерение и контроль сбросов сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, осуществляется при помощи различных специализированных технических средств. В постановлении Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» [5] определены необходимые для измерения и учета параметры сточных вод. К ним относятся концентрации загрязняющих веществ [мг/м3], объемный расход сбрасываемых сточных вод [м3/ч], температура сточных вод [°C], pH, химическое потребление кислорода (ХПК) [мг/дм3] и мутность. Согласно постановлению [5], автоматические средства, которыми непосредствен-

но производится измерение, должны быть утвержденных типов и иметь свидетельства об утверждении типа средства измерения.

Согласно п. 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 [6], основанием для включения объектов в государственный реестр объектов НВОС является заявка юридического лица, индивидуального предпринимателя, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме [3] и содержащая необходимые сведения для внесения в государственный реестр, среди которых:

— сведения о заявителе;

— сведения об объекте НВОС (раздел I);

— сведения о воздействии объекта на окружающую среду (раздел II), содержащие информацию о фактических выбросах и сбросах с указанием наименований загрязняющего вещества (для выбросов — с указанием кода вещества);

— сведения о разрешительных документах (раздел III) и принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды (раздел IV).

Анализ данных реестра объектов НВОС в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты позволяет оценить воздействие объектов НВОС на водные объекты, в т. ч. установить основных загрязнителей поверхностных водных объектов, выявить основные загрязняющие вещества, присутствующие в сбросах объектов НВОС (табл. 1), сравнивать между собой объекты НВОС различных категорий.

По данным, приведенным в таблице 1, можно сделать вывод о том, что основными загрязнителями водных объектов являются взвешенные вещества, нефтепродукты, сульфат и хлорид анионы, биогенные элементы. К взвешенным веществам относятся глинистые и обломочные минералы, горные породы, силикаты, карбонаты и др., способные оказывать влияние на то, какую прозрачность будет иметь вода, на ее светопроницаемость, на температурные значения (10,1 % записей в реестре) [7]. Кроме этого, взвешенные вещества оказывают воздействие на процесс абсорбции иных токсичных примесей, на компоненты и распределение отложений, быстроту образования осадков.

Одним из последствий производственной деятельности человека является широкое распространение в природной среде нефти и нефтепродуктов (9,7 % записей в реестре). В составе нефти более 450 различных органических соединений, основную массу которых составляют углеводороды [8]. Нефть и нефтепродукты в настоящее время являются одними из основных загрязнителей водных объектов. Попадая в водоемы, они создают разные формы загрязнения: плавающую на воде нефтяную пленку, растворенные и эмульгированные в воде [9].

Наличие в воде сульфат и хлорид анионов существенно не влияет на живые организмы, однако они значительно воздействуют на ее орга-нолептические свойства. Хлориды вымываются атмосферными осадками из засоленных почв, магматических пород, соленосных отложений (7,3 % записей в реестре) [10]. Большое количество хлоридов приносят в водные объекты про-

Таблица 1

Первые 10 загрязняющих веществ, наиболее часто упоминаемых в реестре объектов НВОС

№ п/п Наименование загрязняющего вещества в сбросах из реестра объектов НВОС Количество упоминаний в реестре объектов НВОС

1 Взвешенные вещества (инертная природная минеральная взвесь, состоящая 11 238

из неорганического осадочного материала (глинистые и обломочные минералы,

горные породы, силикаты, карбонаты и др.) с дисперсностью частиц от 0,5 мкм)

2 Нефть и нефтепродукты 10 220

3 БПКПОлн, БПК20 8528

4 Хлорид-анион 8173

5 Сульфат-анион 7824

6 Железо 7530

7 Аммоний-ион, азот аммонийный 7152

8 Нитрат-анион, азот нитратный 6569

9 Нитрит-анион, азот нитритный 6466

10 Фосфаты натрия, калия и кальция одно-, двух- и трехзамещенные 5300

11 Остальные записи в реестре объектов НВОС 32 421

Всего записей в реестре 111 421

мышленные стоки и хозяйственно-бытовые сточные воды. Хлориды легко мигрируют по водоемам, но в то же время не оседают на дне и почти не усваиваются водными организмами. Присутствие сульфатов в промышленных сточных водах обусловлено, как правило, определенными технологическими процессами, которые возникают вследствие использования серной кислоты (изготовление минеральных удобрений и химических веществ) (7 % записей в реестре) [11].

Биогенные элементы, к которым относятся азот аммонийный, азот нитратов, азот нитритов (азотная группа), а также фосфор фосфатов (в данном случае натрия, калия и кальция), составляют суммарно 22,87 % записей государственного реестра объектов НВОС. Попадая в водные объекты, биогенные вещества увеличивают биологическую продуктивность, возрастает численность фитопланктона (микроводорослей).

Стоит отметить, что на 10 наименований загрязняющих веществ, представленных в таблице 1, приходится 70,9 % записей, представленных в реестре объектов НВОС.

В ходе анализа реестра установлено, что количество уникальных наименований загрязняющих веществ, которые содержатся в сбросах сточных вод, превышает количество уникальных кодов в 3,18 раз. Данному факту может быть дано несколько объяснений:

1. Внесение в реестр наименований веществ с грамматическими (орфографическими) ошибками и опечатками.

2. Неверное присвоение кодов веществам.

3. Присвоение одному и тому же веществу сразу нескольких разных кодов.

Таблица 2 Случаи присвоения нескольких кодов одному веществу для 10 наиболее часто упоминаемых веществ

Примеры присвоения нескольких разных кодов одному веществу представлены в таблице 2.

По данным, приведенным в таблице 2, можно сделать вывод о том, что некоторым веществам, в частности соединениям азота, присваивается два и более разных кодов. Действительно, при аналитической обработке данных реестра объектов НВОС встречались случаи, когда одно соединение занесено под различными наименованиями с присвоением каждому отличному названию отдельного кода. Стоит обратить внимание на разрозненность в разрядности кодов. В равной степени встречаются двух-, трех-, четырех- и даже шестизначные коды.

Результаты и их обсуждение

В настоящее время большинство используемых кодов загрязняющих веществ, содержащихся в составе сбросов, соответствует сведениям, указанным в следующих документах:

— в приказе Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (документ утратил силу) (далее — приказ Росры-боловства от 18.01.2010 № 20) [12];

— в приказе Росстата от 27.12.2019 № 815 (ред. от 12.03.2020) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды» (далее — приказ Росстата № 815) [13].

При этом важно отметить, что в случае с приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 [12] в качестве кодов загрязняющих веществ использовались порядковые номера веществ, содержащихся в данном приказе. Применение порядкового номера в качестве кода вещества нецелесообразно. Данный подход неприменим, особенно для массивных перечней, потому что при внесении в перечень дополнений будет происходить смещение позиций перечня и соответственно порядковые номера подвергнутся изменениям.

Как правило, в различных перечнях чаще всего данные расположены в алфавитном порядке с целью удобства поиска необходимой информации, поэтому внесение новых сведений или изменение ранее внесенных сведений также будет производиться с условием сохранения ранее заложенного порядка.

К примеру, наименование вещества «абсорбент тощий» (порядковый номер 2), представленное в приказе Росрыболовства от 18.01.2010

Коды Наименование вещества

16, 53, 54, 57, 313, Аммоний-ион, азот аммонийный

316, 614, 1054

132, 110201 БПКПОЛн, БПК20

143, 9217 Взвешенные вещества

20, 344 Железо

48, 600 Нефть и нефтепродукты

28, 52, 603, 614 Нитрат-анион, азот нитратный

29, 52, 316, 608, 807, Нитрит-анион, азот нитритный

835

19, 40, 476, 801 Сульфат-анион

80, 935, 941, 1352 Фосфаты натрия, калия и кальция

одно-, двух- и трехзамещенные

184, 955, 964 Хлорид-анион

№ 20, изменено в действующем приказе Мин-сельхоза России от 13.12.2016 № 552 (ред. от 10.03.2020) «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» [14] (далее — приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552) на «тощий абсорбент». Так как вышеуказанные перечни вредных веществ составлены с соблюдением алфавитного порядка, то данное изменение ранее внесенного наименования неизбежно привело к перемещению нового наименования из начала списка на более дальнюю позицию и, соответственно, смене позиций (порядковых номеров) всего перечня. Кроме того, в действующем приказе Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 [14] нумерация вредных веществ по порядку отсутствует.

При кодировке загрязняющих веществ важно, чтобы уникальный код был закреплен за тем или иным веществом и не подвергался каким-либо изменениям с течением времени.

Например, для КИ+ все занесенные в реестр наименования «аммоний — ион, азот аммонийный, ион аммония и т. д.» являются синонимами и правильными с химической точки зрения формулами. Аналогичная ситуация складывается с N0^ (нитрат-ион, азот нитратный и т. д.) и N0- (нитрит-ион, азот нитритный и т. д.).

В связи с этим можно заключить, что все синонимы одного и того же соединения должны иметь один и только один код для предотвращения ошибок при автоматизированной обработке данных.

Вместо наименований загрязняющих веществ встречаются, хоть и достаточно редко, другие ошибочные записи. Обобщенные сведения о подобных ошибках представлены в таблице 3.

Процент ошибочных данных в графе «наименование загрязняющего вещества» составляет 0,5 % от общего числа записей. При этом к записям, не относящимся к наименованиям загрязняющих веществ, относятся записи, в которых при-родопользователи указывают об отсутствии сбросов/выпуска сточных вод, что влечет за собой внесение в данные о величине сбросов загрязняющего веществ равной 0. В связи с этим, проанализировав подробнее сведения государственного реестра объектов НВОС о годовых величинах сбросов загрязняющих веществ, был также выявлен ряд несоответствий. В ходе исследования было установлено, что в 6,1 % случаев (6800 записей) фактическая величина сбросов загрязняющих веществ (для некоторых веществ) объектов, осуществляющих выпуск/сброс сточных вод, также соответствует значению 0.

Рассмотрим конкретные примеры данной ошибки. В реестре объектов НВОС зарегистрировано 232 объекта, производящих сброс ртути, вещества I класса опасности (чрезвычайно опасное вещество). Однако для 72 из 232 объектов (31 %) указана годовая величина сбросов ртути, равная 0. Похожая ситуация наблюдается с фенолом, веществом II класса опасности (высокоопасное вещество), для которого из 1630 зарегистрированных объектов для 209 (12,8 %) указано нулевое значение сбросов. Такие сведения не несут практической ценности и в целом являются противоречивыми в данном контексте. Внесение в реестр объектов НВОС наименования загрязняющего вещества заведомо подразумевает его наличие в составе сбрасываемых сточных вод.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1) В настоящее время в реестре объектов НВОС встречаются различного рода ошибки, среди которых несоответствия в наименованиях веществ (грамматические ошибки, опечатки), внесение заведомо неверных данных о величинах сбросов загрязняющих веществ, ошибки в кодировке веществ.

2) Разрозненность в разрядности кодов загрязняющих веществ, присвоение нескольких кодов одному веществу неизбежно приведет к неправильным результатам при автоматизированной обработке данных реестра. Решением может служить присвоение для каждого конкретного вещества только одного уникального цифрового кода, который будет учитывать все синонимичные (оправданные с химической точки зрения), торговые и тривиальные названия вещества.

Таблица 3

Иные ошибочные записи в сведениях о наименовании загрязняющих веществ

Внесенные данные Количество записей

Наименования загрязняющего вещества внесены (без учета ошибок в названиях) 110 865

Не заполнена графа «наименование загряз- 199

няющего вещества»

Записи, не имеющие отношения к наиме- 323

нованиям загрязняющих веществ

Дублирование кода в графе «наименование 34

загрязняющего вещества»

Библиографический список

1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ: принят Гос. Думой 20.12.2001: одобрен Советом Федерации 26.12.2001: ред. от 02.07.2021. — Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

2. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий: постановление Правительства Российской Федерации: утверждено от 31.12.2020 № 2398. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью: приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554: зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2016 № 40963: ред. от 27.09.2016. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ: принят Государственной Думой 12.04.2006: одобрен Советом Федерации 26.05.2006: ред. от 02.07.2021. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: постановление Правительства Российской Федерации: утверждено от 13.03.2019 № 263. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: постановление Правительства Российской Федерации, утверждено от 23.06.2016 № 572. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

7. Взвешенные вещества в водеь // Компания Waterman: официальный сайт. — URL: http://water2you.ru/articles/ khimicheskie-elementy-v-vode-i-pokazateli-kachestva-vod/vzveshennye-veshchestva-v-vode, свободный (дата обращения 23.08.2021).

8. Научно-популярная энциклопедия «Вода России». — URL: https://water-rf.ru/Глоссарий/1337/Загрязняющее_веще-ство, свободный (дата обращения 23.08.2021).

9. Бугаец В. В. Источники загрязнения водных ресурсов как одна из основных проблем экономики природопользования // Научный вестник Московского государственного горного университета. — 2013. — № 11. — С. 31—36.

10. Сульфаты // Компания «РОСАО»: официальный сайт. — URL: http://rosao.ru/information/articles/472, свободный (дата обращения 30.08.2021).

11. Методы определения хлорид-ионов в сточной воде // Компания «Вистарос»: официальный сайт. — URL: https:// vistaros.ru/stati/analizatory/metody-opredeleniya-hloridov-v-vode, свободный (дата обращения 30.08.2021).

12. Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения: приказ Росрыболовства: утвержден от 18.01.2010 № 20: зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 09.02.2010 № 16326 (утратил силу). — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

13. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды: приказ Росстата: утвержден от 27.12.2019 № 815. — Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

14. Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения: приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552: зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 № 45203. — Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR UNIFICATION OF NAMES AND CODES OF POLLUTANTS CONTAINED IN DISCHARGES OF OBJECTS OF ADVERSE IMPACT ON THE ENVIRONMENT

A. N. Gallyamov, Engineer of the Department of Environmental Protection, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute for Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), [email protected], Perm, Russia,

M. V. Cherepanov, Head of the Department of Environmental Protection, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute for Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), [email protected], Perm, Russia, E. A. Pichugin, Ph. D. (Engineering), Deputy Head of the Department of Environmental Protection, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute for Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), [email protected], Perm, Russia,

B. E. Shenfeld, Ph. D. (Engineering), Dr. Habil, Scientific Director, Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems" (FGBU UralNII "Ecology"), [email protected], Perm, Russia

References

1. Ob okhrane okruzhaiushchei sredy: Federal'nyi zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (Federal Law № 7, dated 10.01.2002): priniat Gos. Dumoi 20.12.2001: odobren Sovetom Federatsii 26.12.2001: red. ot 02.07.2021. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

2. Ob utverzhdenii kriteriev otneseniia ob'ektov, okazyvaiushchikh negativnoe vozdeistvie na okruzhaiushchuiu sredu, k ob'ektam I, II, III i IV kategorii: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii: utverzhdeno ot 31.12.2020 № 2398. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

3. Ob utverzhdenii formy zaiavki o postanovke ob'ektov, okazyvaiushchikh negativnoe vozdeistvie na okruzhaiushchuiu sredu, na gosudarstvennyi uchet, soderzhashchei svedeniia dlia vneseniia v gosudarstvennyi reestr ob'ektov, okazyvaiushchikh neg-ativnoe vozdeistvie na okruzhaiushchuiu sredu, v tom chisle v forme elektronnykh dokumentov, podpisannykh usilennoi kval-ifitsirovannoi elektronnoi podpis'iu: prikaz Minprirody Rossii ot 23.12.2015 № 554 (order of the Ministry of Nature № 554, dated 23.12.2015): zaregistrirovano v Miniuste Rossii 05.02.2016 № 40963: red. ot 27.09.2016. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

4. Vodnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 03.06.2006 № 74-FZ (Federal Law № 74, dated 03.03.2006): prin-iat Gosudarstvennoi Dumoi 12.04.2006: odobren Sovetom Federatsii 26.05.2006: red. ot 02.07.2021. Rezhim dostupa: spra-vochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

5. O trebovaniiakh k avtomaticheskim sredstvam izmereniia i ucheta pokazatelei vybrosov zagriazniaiushchikh veshchestv i (ili) sbrosov zagriazniaiushchikh veshchestv, k tekhnicheskim sredstvam fiksatsii i peredachi informatsii o pokazateliakh vybrosov zagriazniaiushchikh veshchestv i (ili) sbrosov zagriazniaiushchikh veshchestv v gosudarstvennyi reestr ob'ektov, okazyvaiush-chikh negativnoe vozdeistvie na okruzhaiushchuiu sredu: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii: utverzhdeno ot 13.03.2019 № 263. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

6. Ob utverzhdenii Pravil sozdaniia i vedeniia gosudarstvennogo reestra ob'ektov, okazyvaiushchikh negativnoe vozdeistvie na okruzhaiushchuiu sredu: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii: utverzhdeno ot 23.06.2016 № 572. — Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

7. Vzveshennye veshchestva v vode. Electronic resource available at: http://water2you.ru/articles/khimicheskie-elementy-v-vode-i-pokazateli-kachestva-vod/vzveshennye-veshchestva-v-vode, date of access 23.08.2021 [in Russian].

8. Nauchno — populiarnaia entsiklopediia "Voda Rossii". Electronic resource available at: https://water-rf.ru/rëoccapHH/1337/ 3arpH3HHM^ee_Be^ecTBO, date of access 23.08.2021 [in Russian].

9. Bugaets V. V. Istochniki zagriazneniia vodnykh resursov kak odna iz osnovnykh problem ekonomiki prirodopol'zovaniia. Nauchnyi vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gornogo universiteta. 2013. No. 11. P. 31—36 [in Russian].

10. Sul'faty. Electronic resource available at: http://rosao.ru/information/articles/472, date of access 23.08.2021 [in Russian].

11. Metody opredeleniia khlorid — ionov v stochnoi vode. Electronic resource available at: https://vistaros.ru/stati/analizatory/ metody-opredeleniya-hloridov-v-vode, date of access 30.08.2021 [in Russian].

12. Ob utverzhdenii normativov kachestva vody vodnykh ob'ektov rybokhoziaistvennogo znacheniia, v tom chisle normativov pre-del'no dopustimykh kontsentratsii vrednykh veshchestv v vodakh vodnykh ob'ektov rybokhoziaistvennogo znacheniia: prikaz Rosrybolovstva: utverzhden ot 18.01.2010 № 20 (Fishery order № 20, dated 18.01.2020): zaregistrirovano v Miniuste Rossiiskoi Federatsii 09.02.2010 № 16326 (utratil silu). Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

13. Ob utverzhdenii formy federal'nogo statisticheskogo nabliudeniia s ukazaniiami po ee zapolneniiu dlia organizatsii Feder-al'nym agentstvom vodnykh resursov federal'nogo statisticheskogo nabliudeniia ob ispol'zovanii vody: prikaz Rosstata: utverzhden ot 27.12.2019 № 815 (order of the Federal state statistics service № 815, dated 27.12.2019). Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

14. Ob utverzhdenii normativov kachestva vody vodnykh ob'ektov rybokhoziaistvennogo znacheniia, v tom chisle normativov pre-del'no dopustimykh kontsentratsii vrednykh veshchestv v vodakh vodnykh ob'ektov rybokhoziaistvennogo znacheniia: prikaz Minsel'khoza Rossii ot 13.12.2016 № 552 (Ministry of Agriculture order № 552, dated 13.12.2016): zaregistrirovano v Miniuste Rossii 13.01.2017 № 45203. Rezhim dostupa: spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tantPlius" [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.