Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таможенный контроль / посттаможенный контроль / СУР / таможенная проверка / льготы / Customs control / post-customs control / RMS / customs inspection / benefits

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.Е. Неровня, И.В. Полухин

Рассматриваются проблемы осуществления таможенного контроля и пути их решения, определена важность применения СУР при проведении таможенного контроля, рассмотрены профили её риска и проведение посттаможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д.Е. Неровня, И.В. Полухин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS CONTROL

This article discusses the problems of customs control and ways to solve them, determines the importance of using RMS in conducting customs control, considers its risk profiles and post-customs control.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 339.543

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Д. Е. Неровня, И. В. Полухин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nerov_dasha98@mail.ru

Рассматриваются проблемы осуществления таможенного контроля и пути их решения, определена важность применения СУР при проведении таможенного контроля, рассмотрены профили её риска и проведение посттаможенного контроля.

Ключевые слова: Таможенный контроль, посттаможенный контроль, СУР, таможенная проверка, льготы.

CURRENT PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS CONTROL

D. E. Nerovnya, I. V. Polukhin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nerov_dasha98@mail.ru

This article discusses the problems of customs control and ways to solve them, determines the importance of using RMS in conducting customs control, considers its risk profiles and post-customs control.

Keywords: Customs control, post-customs control, RMS, customs inspection, benefits.

Таможенный контроль — центральное звено в реализации торговой политики государства и, следовательно, в обеспечении его экономической безопасности, особенность которого в современных условиях является выполнение сложнейшей задачи: сокращение допустимого времени на его осуществление при непрерывном возрастании требований результативности и качества.

С помощью таможенного контроля государственные органы, в частности таможенные органы Российской Федерации, обеспечивают национальную, экономическую и финансовую безопасность страны.

Таможенный контроль, как любой компонент государственного регулирования, имеет свои проблемы и недостатки, которые надо решать и совершенствовать, что и делается в рамках принятой «Стратегия развития таможенной службы России до 2030 года», где запланирован ряд мероприятий, направленных на решение существующих проблем, на совершенствование системы таможенного контроля и как следствие более тщательного контроля за работой системы [4].

На сегодняшний день в области всех видов таможенного контроля существует общая проблема - это недостаточный уровень автоматизации процесса управления рисками как в Российской Федерации, так и на уровне ЕАЭС, что заключается в том, что на пространстве ЕАЭС не унифицированы требования к проведению таможенного контроля, поскольку наднациональные нормативно-правовые акты содержат только общие положения о

проведении таможенного контроля, при этом детально они раскрываются на уровне национальных законодательств.

Также проблемами можно назвать низкий уровень взаимодействия между функциональными подразделениями экономического блока таможенных органов Российской Федерации, подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, и подразделениями, координирующими применение СУР [3].

Ускорение внешнеторгового оборота, которое лоббируется на сегодняшний день, ведет к снижению времени и охвата товаров таможенным контролем при их перемещении через таможенную границу, что напрямую сопряжено с риском пропуска не задекларированных или недостоверно задекларированных товаров, что негативно отражается на экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС.

Здесь эффективным инструментом выступает удаленный выпуск товаров, действие которого осуществляется с помощью СУР.

СУР основывается на принципе выборочное™ при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска.

Поскольку на сегодняшний день основным видом таможенного контроля является посттаможенный контроль (таможенный контроль после выпуска товаров), то необходимо рассмотреть системные проблемы, которые возникают в процессе его осуществления [5].

Проблемой посттаможенного контроля является сложность его применения, так как при реализации его механизма таможенным органам сначала необходимо представить таможенную декларацию и уплатить таможенные платежи, после чего товар выпускается, а затем уже осуществляется таможенный контроль, где основная трудность возникает в том, что не все участники ВЭД относятся добросовестно к соблюдению таможенного законодательства, открыты для общения с таможенными органами и готовы подтвердить заявленные в таможенной декларации сведения после выпуска товаров, несмотря на то, что в соответствии с ТК ЕАЭС они обязаны хранить в течение 5 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем документы, необходимые для проведения таможенного контроля.

Для стимулирования участников ВЭД к представлению запрашиваемых документов у таможенных органов имеется особый инструмент - расчетный метод определения таможенных платежей, который может применяться в ходе посттаможенного контроля [1].

Как правило, таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется в отношении таких категорий товаров чаще всего, так как срабатывают профили рисков, поскольку непредставление каких-либо документов и сведений о льготах и целевом использовании товаров может негативно сказаться на состоянии экономики.

На практике таможенные органы неоднократно сталкивались со случаями непредставления документов, подтверждающих целевое использование товаров.

В рамках вышеуказанных проблем, целесообразно провести ряд следующих мероприятий по совершенствованию таможенного контроля на современном этапе развития таможенного дела:

1. Необходимость внедрения в рамках ЕАЭС общей технологии удаленного выпуска, Интеграционной информационной системы внешней и взаимной торговли ЕАЭС, общей СУР, та как практика применения таможенными органами Российской Федерации современной СУР свидетельствует о ее низкой эффективности, обусловленной длительным циклом формирования и доведения до исполнителей профилей риска.

При этом, общая цифровизация должна осуществляться поэтапно: изначально должна быть построена интеграционная информационная система внешней и взаимной торговли ЕАЭС, затем система удаленного выпуска, а уже на базе функционирующих систем - общая СУР.

Вышеуказанные мероприятия приведут к тому, что будут оптимизированы следующие виды контроля в рамках ЕАЭС: таможенный, налоговый, транспортный, ветеринарный, карантинный, фитосанитарный, санитарно-карантинный, что достижимо только через создание единой базы разрешительных документов на пространстве ЕАЭС, внедрение механизмов удаленного выпуска и контроля товаров после выпуска товаров на пространстве ЕАЭС, применение и совершенствование СУР таможенными органами в целях ускорения и упрощения таможенного контроля за счет того, что выпуск товара при применении СУР осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра.

2. Необходимо сровнять уровень цифровизации на всем пространстве ЕАЭС, так как на сегодняшний день они различны и только стремятся к параллельному развитию для создания единой технологии удаленного выпуска и скорейшей разработке единой информационной системы, благодаря которой будет налажен мгновенный обмен информацией между таможенными и иными государственными органами внутри ЕАЭС [2].

3. Создать автоматизированный сегмент СУР для выявления таможенных правонарушений на основании сведений, которые получены в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

Вместе с тем, в обязательном порядке должна использоваться информация от таможенных служб иностранных государств, особенно от таможенных органов стран-участниц ЕАЭС.

Модернизация СУР должна основываться на положительном зарубежном опыте[4].

4. Полный отказ от бумажного варианта документов, подаваемых одновременно с декларацией на товары.

В рамках этого, целесообразно прописать законодательно, что срабатывание профиля рисков - это не требование к участнику ВЭД предоставления документов на бумажном носителе.

5. Упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, и сокращение времени совершения таможенных операций при переносе акцента на посттаможенный контроль, в рамках чего необходимо усилить системное взаимодействие таможенных органов с налоговыми и таможенными службами других стран, в том числе и таможенными органами стран-участниц ЕАЭС, которое позволит обеспечить сквозной контроль на всем пути перемещения товаров.

Это позволит искоренить случаи, когда в таможенный орган участники ВЭД предоставляют одну информацию, а для налоговой службы, чтобы уменьшить таможенные платежи, суммы занижаются.

Так же необходимо создать систему управления и контроля, позволяющую обеспечить проверку правильности решений, принимаемых при проведении посттаможенного контроля, а также увеличить персональную ответственность должностных лиц таможенных органов за принимаемые решения.

Помимо этого необходимо создать новые технологические схемы таможенного контроля после выпуска товаров, порядок взаимодействия с каждым из государственных контролирующих органов [3].

6. Целесообразность учета таможенными органами аудиторских заключений.

В рамках проведения анализа данных нередко используют профессиональные услуги финансовых, бухгалтерских и иных организаций в части информационных технологий.

Изучение данного опыта может быть востребовано и в ЕАЭС в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля.

Введение института таможенных аудиторов позволит решить ряд задач:

- эффективно перераспределить контрольные функции между таможенными органами и таможенными аудиторами;

- предупредить возможные нарушения таможенных правил со стороны плательщиков таможенных платежей;

- обеспечить проведение мониторинга финансово-хозяйственной деятельности частных субъектов и сферы внешней торговли в целом.

Кроме того, это придаст импульс рынку аудиторских услуг за счет введения нового направления, которое в настоящее время остается недостаточно развитым и востребованным.

7. Функционирование ЕАЭС предполагает необходимость разработки наднациональной системы прослеживаемости.

Особое значение эта система имеет для взаимодействия налоговых и таможенных органов.

Так, при предоставлении в налоговые органы бухгалтерской отчетности участник ВЭД замыкает единую цепочку документарной прослеживаемости [2].

Таможенные и налоговые органы в полном объеме видят движение товара и денежных средств, что сокращает число возможных таможенных и налоговых проверок в будущем.

Возможности цифровой прослеживаемости товаров могут быть востребованы при переходе к полномерной автоматической работе системы управления рисками как основы таможенного контроля.

Таким образом, реализация изложенных выше шагов позволит повысить эффективность таможенного контроля и обеспечит интеграцию таможенных органов в международную систему администрирования таможенного контроля.

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электрон. ресурс]. Информационно-справочная система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/. (дата обращения 22.03.2020)

2. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Информационно - правовое обеспечение Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 304093/. (дата обращения 22.03.2020)

3. Воронцовский, А. В. Управление рисками: учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцовский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 485 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12206-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447050 (дата обращения: 22.03.2020).

4. Клейменова, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : учебник для вузов / А. Н. Клейменова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12204-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447049 (дата обращения: 22.03.2020).

5. Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04948-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438836 (дата обращения: 22.03.2020).

© Неровня Д. Е., Полухин И. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.