УДК 339.543.5
Елаго Т.А., студентка 5 курса, специальности «Таможенное дело», Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия) Гудкова О.В., кандидат экономических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ТАМОЖЕННЫЙ контроль после выпуска товаров как одна
ИЗ ФОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье приведены результаты анализа деятельности таможенных органов Российской Федерации по организации таможенного контроля после выпуска товаров за временной промежуток 2017 - 2019 годов. Ключевой целью проведения вышеупомянутого анализа является оценка контрольной функции деятельности таможенных органов с позиции обеспечения экономической безопасности нашей страны. Данная научная работа включает в себя теоретическую и практическую части. Надо сказать, что в ходе проведения практического исследования все представленные показатели для наибольшего удобства были разделены на несколько более мелких подгрупп, в рамках которых осуществлялась оценка эффективности проведённой работы. Образованные подгруппы отразили в себе количественные показатели организованных проверочных мероприятий; показатели сумм таможенных платежей, пеней и штрафов, доначисленных и взысканных в результате проведения постконтрольной деятельности; а также показатели результативности привлечения правоприменительной практики в разрезе проведения таможенного контроля после выпуска товаров. В завершении проводимой работы дана оценка необходимости применения процедуры таможенного контроля после выпуска товаров с позиции преимуществ и рисков, как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для самих таможенных органов.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, экономическая безопасность, участники внешнеэкономической деятельности, таможенные органы, контрольная деятельность, фискальная политика, правоприменительная практика.
Мир не стоит на месте, различные процессы, такие как глобализация, развитие мировой экономики, появление всё новых областей реализации внешнеэкономической деятельности, политизация и другие явления, влияют на развитие и функционирование многих сфер и направлений жизнедеятельности. В конечном итоге, эти процессы приводят к различным последствиям, прямо сказываясь на экономической безопасности страны, тем самым давая понять, что нуждаются в проявлении некоторого рода контрольной и регулирующей деятельности со стороны государства. Вот почему проблема обеспечения экономической безопасности
страны ставится наиболее остро на современном этапе в разрез происходящих общемировых событий.
Актуальность рассматриваемой темы, на мой взгляд, очевидна, ведь на сегодняшний день грамотно организованная контрольная деятельность государственных органов исполнительной власти во многом является залогом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Для проведения исследования по выбранной теме мной были использованы как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Среди теоретических методов имели место быть анализ, синтез, классификация,
обобщение, аналогия. В числе эмпирических методов чаще всего использовались описание, сравнение и наблюдение.
Деятельность таможенных органов, как одной из ветвей исполнительной власти государства, не является исключением. В свою очередь, таможенные органы Российской Федерации (далее РФ) представляют собой довольно сложную систему, состоящую из целого комплекса взаимосвязанных звеньев, которые, как нам известно, охватывают различные области функционирования внешнеэкономической деятельности.
Одним из ключевых составляющих такой системы является сфера осуществления контрольной и правоохранительной деятельности, которая реализуется таможенными органами нашей страны в разрезе трёх этапов: предварительный таможенный контроль; фактический таможенный контроль и таможенный контроль после выпуска товаров.
Согласно статье 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС), таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, а также законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) о таможенном регулировании. Такие разновидности таможенного контроля как предварительный и фактический уже давно понятны абсолютно каждому участнику внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), и на практике обычно не создают особых затруднений[1].
Гораздо сложнее дела обстоят с пониманием и осуществлением последующей формы таможенного контроля или таможенного контроля после выпуска товаров. Разберемся наиболее подробно со значением вышеупомянутого вида организации таможенного контроля.
Итак, само понятие таможенный контроль после выпуска товаров или же «постконтроль» подсознательно уже наводит каждого из нас на мысль о том, что данный вид контроля проводится после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение согласно заявленной в таможенной декларации таможенной процедуре[2]. Как правило, таможенный контроль после выпуска товаров придуман и существует в первую очередь для того, чтобы ликвидировать упущения и недостатки предшествующих видов таможенного контроля в области осуществления законности перемещения товаров через таможенную границу, и, тем самым, обеспечения экономической безопасности России.
Сама процедура таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает осуществление проверки всей предоставленной при таможенном оформлении документации, в частности достоверности сведений, заявленных ранее участником ВЭД, проверку факта выпуска товаров в соответствии с условиями таможенной процедуры и его целевое использование, особое внимание при проведении контроля уделяется условно выпущенным товарам.
В связи с определением области деятельности специалистов, осуществляющих процедуру таможенного контроля после выпуска товаров, хотелось бы отметить, что
деятельность по проведению данной формы контроля представляет довольно сложный процесс. Организация такой деятельности сопровождается тесным сотрудничеством между таможенными органами, налоговыми органами, органами федеральной службы безопасности, банками и иными организациями, вследствие чего таможенные органы обладают огромным пластом информации, помогающим в выявлении нарушений, связанных с недостоверностью сведений, предоставляемых при таможенном декларировании и, тем самым, своевременно пресекают нарушения таможенного законодательства^]. Как правило, взаимодействие между таможенными органами и иными государственными органами происходит посредством направления запроса в необходимую организацию, что ускоряет проведение таможенного контроля и делает его намного мобильнее.
Важно заметить, что при осуществлении рассматриваемого вида таможенного контроля колоссальное значение отводится системе управления рисками (далее СУР). Связано это с тем, что должностные лица таможенных органов в силу физических особенностей не смогут подвергать контролю абсолютного каждого участника ВЭД. Для этого СУР распределяет всех участников ВЭД на три категории согласно уровню риска, среди которых различают участников ВЭД с низким, средним и высоким уровнями риска[4]. Естественным образом, таможенные органы при осуществлении таможенного контроля после выпуска
товаров интересуют участники ВЭД преимущественно с высоким, а также средним уровнями риска, тем самым область деятельности должностных лиц таможенных органов в этом направлении сужается, приобретая точность и конкретность, а также уменьшая возможность допущения ошибки, что заметно улучшает качество проведённой работы.
Временной промежуток, на протяжении которого может осуществляться таможенный контроль после выпуска товаров, составляет три года, со дня выпуска товара или транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Касаемо круга лиц, в отношении которых осуществляется рассматриваемая форма контроля, следует отметить, что проверке полежат: декларант или лицо, действующее от имени декларанта (таможенный представитель); таможенный перевозчик; владельцы складов временного хранения (далее СВХ); уполномоченные экономические операторы; лица, напрямую или косвенно участвующие в сделках с товарами.
Для того чтобы наглядно удостовериться в важности и необходимости проведения таможенного контроля после выпуска товаров для повышения эффективности обеспечения экономической безопасности Российской Федерации проведём анализ и оценку результатов осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в разрезе трёх предшествующих лет (таблица 1).
Таблица 1.
Анализ результатов таможенного контроля после выпуска товаров за временной _промежуток 2017-2019 годов [5;6]_
Наименование показателя Годы
2017 2018 2019
Количество проверочных мероприятий, шт. 6 731 6 496 5 644
Количество таможенных проверок, шт. 2 983 2 717 2 248
Количество проверочных мероприятий на 1 штатную единицу, шт. 8,1 7,2 6,4
Количество таможенных проверок на 1 штатную единицу, шт. 3,4 3,0 2,5
Количество таможенных проверок по признакам нарушений, шт. 2 578 2 333 1 977
Количество результативных таможенных проверок по признакам нарушений, шт. 2 304 2 120 1 816
Результативность таможенных проверок по признакам нарушений, % 88,7 90,9 91,9
Доначислено таможенных платежей (далее ТП), пеней и наложено штрафов, млн. руб. 11 207 11 922 17 203
Взыскано ТП, пеней и штрафов, млн. руб. 5 989 6 386 9 868
Доначислено ТП, пеней и наложено штрафов на 1 проверку, млн. руб. 4,0 4,4 7,7
Взыскано ТП, пеней, штрафов на 1 проверку, млн. руб. 2,1 2,4 4,4
Доначислено ТП, пеней, наложено штрафов на 1 штатную единицу, млн. руб. 12,9 13,2 19,5
Взыскано ТП, пеней, штрафов на 1 штатную единицу, млн. руб. 6,8 7,1 11,2
Процент взыскания, % 50 54 57
Конфисковано товаров, млн. руб. 110,3 127,8 1 124,1
Количество дел об административных правонарушениях, шт. 4 125 4 645 6 249
Количество уголовных дел, шт. 219 203 194
Количество дел об административных правонарушениях на 1 таможенную проверку, шт. 1,4 1,7 2,8
Количество уголовных дел на 1 таможенную проверку, шт. 0,05 0,07 0,09
Обращаясь к результатам таблицы 1 можно заметить, что основной формой организации таможенного контроля после выпуска товаров является проведение таможенной проверки. Различают два вида таможенных проверок - камеральную таможенную проверку (иными словами плановую) и выездную. Всем нам хорошо известно, что таможенная проверка представляется собой довольно серьёзное мероприятие, требующее достаточных оснований для её проведения. Данный факт свидетельствует о
тщательности подбора базы участников ВЭД, подлежащих постконтролю.
Показатели результативности проведения таможенного контроля после выпуска товаров, представленные в таблице 1, возможно условно разделить на несколько подгрупп. Итак, к первой подгруппе относятся количественные данные о проведении таможенных проверок и проверочных мероприятий в общем итоге и в распределении на 1 штатную единицу. По результатам проведения анализа, с абсолютной уверенностью можно
утверждать, что количество проведённых таможенных проверок и проверочных мероприятий в рамках таможенного контроля после выпуска товаров заметно сократились за временной промежуток 2017 - 2019 годов. Такие выводы и динамика показателей свидетельствуют об уменьшении административной нагрузки, возложенной на бизнес-структуру, что в дальнейшем, на мой взгляд, будет способствовать увеличению доли участия бизнеса во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации[6].
Но в то же время, хотелось бы обратить внимание, на то, что показатель результативности проверочных мероприятий, представленный в процентах, является обособленным от всех показателей и в динамике за 2017-2019 годы, и, несмотря на снижение количества проведенных проверочных мероприятий, лишь увеличивается, достигая значения 91,9 %.
Обращаясь к следующей условно выделенной подгруппе, следует сказать, что она включает в себя данные о доначислении и взыскании различных видов таможенных платежей, пеней и штрафов таможенными органами. Эта условно выделенная подгруппа, в отличие от предыдущей подгруппы, прослеживает положительную динамику по увеличению размера доначисленных и взысканных сумм. Особенно хотелось бы выделить результат, зафиксированный в 2019 году, который составил по доначисленным таможенным платежам 17 203 млн. руб., что превысило значение 2017 года приблизительно на 6 000 млн. руб. . Касаемо взысканных платежей и иных сумм, результат 2019 года составил 9 868 млн. руб., обойдя значение 2017 года порядка на 3 880 млн. руб. [5]. Исходя
из чего, возможно сделать вывод о том, что такое стремительное увеличение показателей данной подгруппы характеризует улучшение эффективности таможенного контроля за счёт повышения качества выбора объектов контроля, решающая роль в котором отводится системе управления рисками. Таким образом, несмотря на общее снижение числа проверочных мероприятий за рассматриваемый временной промежуток, их результативность значительно улучшается, что положительно сказывается на обеспечении экономической безопасности Российской Федерации в целом, а также на увеличении поступления сумм в федеральный бюджет в частности.
Отдельно стоит уделить внимание показателю количества конфискованных товаров и отметить, что их число в минувшем 2019 году резко увеличивается, достигнув результата в 1 124,1 млн. руб. [7].
К заключительной подгруппе показателей, выделенных по результатам анализа данных таблицы 1, относятся показатели, характеризующие больше правоприменительную деятельность таможенных органов, в частности количество возбуждённых уголовных дел и дел об административной ответственности. В ходе проведения анализа можно заметить, что результаты двух рассматриваемых показателей биполярны. Так, за рассматриваемый промежуток времени показатель количества заведённых дел об административных правонарушениях увеличивается, достигая отметки в 6 249 шт., а вот значение показателя количества заведённых уголовных дел имеет не столь существенную тенденцию к снижению, которая составляет разницу в 25 условных единиц между крайними
годами временного периода[6]. Надо сказать, что результаты анализа данной подгруппы аналогичны выводам по предыдущей подгруппе, свидетельствуя о том, что сокращение количества возбуждённых дел достигается посредством улучшения контроля за счёт повышения качества отбора объектов.
Обобщая результаты проведенного анализа, хочется отметить, что осуществление должностными лицами таможенных органов таможенного контроля после выпуска товаров связано как с преимуществами, так и с рисками для участников внешнеэкономической деятельности.
Так, говоря о преимуществах для участников ВЭД и бизнес - структур важно отметить такие аспекты как: сокращение сроков регистрации и выпуска декларации на товары; снижение количества таможенных досмотров; сокращение коммерческих расходов участника ВЭД, связанных с хранением на СВХ и простоем товаров; циф-ровизация документооборота, ведущая к сокращению количества документов в бумажном виде.
Проведение таможенного контроля после выпуска товаров для таможенных органов также имеет ряд положительных моментов, которые можно выделись исходя из результатов проведённого анализа. Так, согласно результатам 2017-2019 годов фискальная и
правоохранительная функции таможенных органов стали осуществляться гораздо эффективнее (согласно данным таблицы 1, вдвое превысив показатели 2017 года), а экономическая целесообразность проводимых проверочных мероприятий существенно возросла.
В то же время современная организация проведения таможенного контроля после выпуска для «недобросовестных» участников ВЭД характеризуется значительной степенью риска. Риск в данном случае связан с применением при организации контроля системы управления рисками и категори-рования участников ВЭД, которое достигается путем тесного межведомственного взаимодействия таможенных органов с другими государственными и частными организациями, а в перспективе также и с таможенными органами зарубежных стран[4].
Подводя итог проведённому исследованию, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день уровень организации таможенного контроля после выпуска товаров в нашей стране характеризуется достаточно высокими и результативными показателями, что в значительной мере повышает качество работы таможенных органов в данном направлении, в целом улучшая степень обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза на 2018 год. -Москва: Издательство АСТ, 2018. - 480с. - (Кодексы и законы) - ISBN 978-51710-9593-2
2. Клейменова, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : учебник для вузов / А. Н. Клейменова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12204-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447049 (дата
обращения: 20.09.2020).
3. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эри-ашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 351 с.
4. Таможенный портал для участника ВЭД [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.alta.ru/. (дата обращения: 15.09.2020)
5. Федеральная таможенная служба: Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.customs.ru. (дата обращения: 18.09.2020)
6. Доклад Федеральной таможенной службы об осуществлении таможенными органами государственного контроля (надзора) и его эффективности за 2019 год [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://customs.gov.ru/activity/kontrol-naya-deyatel-nost (дата обращения: 17.09.2020)
7. Электронный портал: «Всё о таможне» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.tks.ru (дата обращения: 19.09.2020).
CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS AS ONE OF THE FORMS OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN
FEDERATION
The article presents the results of the analysis of the activities of the customs authorities of the Russian Federation on the organization of customs control after the release of goods for the time period 2017 - 2019. The key purpose of the above analysis is to assess the control function of the activities of the customs authorities from the standpoint of ensuring the economic security of our country. This scientific work includes theoretical and practical parts. It must be said that in the course of the practical research, all the indicators presented for the greatest convenience were divided into several smaller subgroups, within which the effectiveness of the work performed was assessed. The formed subgroups reflected the quantitative indicators of the organized verification activities; indicators of the amounts of customs payments, penalties and fines additionally charged and collected as a result of post-control activities; as well as indicators of the effectiveness of attracting law enforcement practice in the context of customs control after the release of goods. At the end of the work carried out, an assessment was made of the need to apply the customs control procedure after the release of goods from the standpoint of advantages and risks, both for participants in foreign economic activity and for the customs authorities themselves.
Keywords: customs control after the release of goods, economic security, participants in foreign economic activity, customs authorities, control activities, fiscal policy, law enforcement practice.
References
1. Customs Code of the Eurasian Economic Union for 2018. - Moscow: AST Publishing House, 2018 .- 480s. - (Codes and Laws) - ISBN 978-5-1710-9593-2
2. Kleimenova, A. N. Customs control after the release of goods: a textbook for universities / A. N. Kleimenova. - 2nd ed. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 136 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-12204-6. - Text: electronic // EBS Yurayt [site]. - URL: https://urait.ru/bcode/447049 (date of access: 20.11.2020).
3. Krivorotov, V.V. Economic security of the state and regions: Textbook for university students / V.V. Krivorotov, A.V. Kalina, N.D. Eriashvili. - M .: UNITY-DANA, 2018 .- 351 p.
4. Customs portal for a participant in foreign economic activity [Electronic resource]: Access mode: https://www.alta.ru/. (date of access: 15.11.2020)
5. Federal Customs Service: Official site of the Federal Customs Service of Russia [Electronic resource]: Access mode: http://www.customs.ru. (date of access: 18.11.2020)
6. Report of the Federal Customs Service on the implementation of state control (supervision) by customs authorities and its effectiveness for 2019 [Electronic resource]: Access mode: http://customs.gov.ru/activity/kontrol-naya-deyatel-nost (date of access: 17.11.2020)
7. Electronic portal: "Everything about customs" [Electronic resource]: Access mode: http: // www.tks.ru (date of access: 19.11.2020).
Об авторах
Елаго Татьяна Андреевна - студентка 5 курса, специальности «Таможенное дело», Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]
Гудкова Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, (Россия), E-mail: [email protected]
Elago Tatyana Andreyevna - 5th year student, specialty " Customs business», of the Bryansk state university named after academician I. G. Petrovsky (Russia), E-mail: [email protected]
Gudkova Olga Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Bryansk state university named after academician I. G. Petrovsky (Russia), Email: [email protected]