АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Л.В. Анохина, канд. экон. наук, доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Калуга)
001:10.24412/2411-0450-2024-11-2-28-32
Аннотация. В статье проведен анализ содержания понятия муниципальная собственность. Рассматривается структура муниципального имущества и методы управления на примере Медынского района Калужской области. Отдельное внимание уделяется обоснованию рекомендаций по повышению эффективности системы управления муниципальной собственностью.
Ключевые слова: государственные программы, инвестиции, муниципальная собственность, муниципальное имущество.
Эффективность управления государственным имуществом является важным индикатором состояния экономики и социальной политики страны. В условиях меняющейся политической среды, внимательное и ответственное отношение к госимуществу становится ключевым фактором обеспечения стабильности и устойчивости. Это требует от государственных органов постоянного мониторинга, оценки и анализа всех процессов, связанных с использованием и управлением имуществом [1].
Управление рынком муниципального имущества осуществляется посредством: законодательных и нормативных документов, а
В соответствии с положениями статьи 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, принадлежит городским и сельским поселениям, а также муниципальным образованиям на законных основаниях. Муниципальное имущество включает в себя лишь то имущество, которое находится под контролем муниципального образования, и в то же время оно может принадлежать государству. При сравнении муниципального и государственного имущества следует обратить внимание на следующие параметры (табл. 1).
также структуры государственных и местных органов власти и организаций (рис. 1).
Таблица 1. Сравнение муниципального и государственного имущества
Параметры для сравнения Государственная собственность Муниципальная собственность
По субъектам Субъектом государственной собственности является население РФ и органы государственной власти и Субъектом государственной собственности - население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти
По объектам Объектом права государственной собственности может быть любое имущество Объектом права муниципальной собственности - любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности
По основаниям приобретения и прекращения права собственности Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения муниципальной собственности (например национализация или международный договор)
По содержанию Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами)
Рис. 1. Методы управления муниципальным имуществом
Способы управления имеют властную и административную природу в контексте муниципального управления. Формы государственного воздействия на муниципальное имущество проявляются через прямое и косвенное регулирование.
Рассмотрим методы управления муниципальными активами на примере Медынского района в Калужской области. Согласно бюджету муниципального образования за 2022 год, от управления и продажи муниципальной собственности были получены определенные доходы [2].
Таблица 2. Доходы от использования муниципального имущества
Наименование показателей План на год Факт 01.01.2023 % исполнения
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 5490,5 5562,4 101,3
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного или муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 5031,0 5130,3 102,0
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность, на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков 4914,15 5033,5 102,4
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность, на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков 4914,15 5033,5 102,4
Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющие государственную (муниципальную) казну (за исключением земельных участков) 116,5 96,8 83,1
Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющие казну городских поселений (за исключением земельных участков) 116,5 96,8 83,1
Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий 50,6 50,6 100,0
Доходы от перечисления части прибыли, оставшейся после уплаты налога и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими поселениями 50,6 50,6 100,0
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 408,9 381,5 93,3
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских поселений (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 408,9 381,5 93,3
Таким образом, можно увидеть, что основной источник получаемых доходов - это арендная плата от использования муниципального имущества.
Если рассматривать изменения за 3 года, то можно увидеть следующую картину (рис. 2).
7 000.0
б 000.0
5 000.0
4 000.0
3 000.0
2 000.0
1 000.0
0.0
6011,0
5 562.4 4 672,4
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА. НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
■ 2022 год 2021 год " 2020 год
Рис. 2. Доходы от использования муниципального имущества
Таким образом, можно отметить, что за 2021 год был максимально большой объем доходов, полученных от использования муниципального имущества.
Общий объем доходов бюджета муниципального образования Медынского района составляет 513 691,29 тыс. рублей.
При этом доходы от использования муниципального имущества составляет порядка 5%, что является крайне низким показателем и говорит о том, что муниципальное имущество используется недостаточно эффективно.
Большая часть объектов находится в собственности муниципального образования. Лишь незначительная часть передана в хозяйственное ведение и безвозмездное управление. Кроме того, Администрация Медынского района активно проводит торги по приватизации/ продаже муниципального имущества.
Помимо этого, Администрацией Медынского района утвержден план по приватизации муниципального имущества, согласно которого и происходит его реализация на торгах.
Общая сумма объектов приватизации имущества составляет 80 280,843 тыс. рублей. Также в Медынском районе ведется реестр муниципального имущества.
Одной из основных задач, которые стоят перед Администрацией Медынского района в контексте улучшения управления муниципальной собственностью, является необходимость завершения процедур, связанных с разграничением и определением принадлежности объектов муниципального имущества.
Кроме того, необходимо реализовать различные инвестиционные проекты на территории Медынского района с использованием объектов муниципального имущества.
В числе ключевых рекомендаций для повышения эффективности управления муниципальными ресурсами в Медынском районе стоит выделить необходимость реализации муниципальной программы на срок с 2024 по 2026 год, касающейся управления муниципальным имуществом. Целями данной программы являются: оптимизирование состава и структуры муниципального имущества; проведение работы по рыночной оценки объектов муниципального имущества; создание условий для пополнения бюджета за счет объектов муниципального имущества [3].
Ожидаемые итоги реализуемой программы ориентированы на увеличение части доходов местного бюджета; а также на улучшение эф-
фективности управления муниципальными активами.
Повышение эффективности управления муниципальным имуществом и земельными участками позволит:
- обеспечить своевременный и качественный реестр по учету объектов муниципального имущества;
- оформить документы на право собственности для объектов муниципальной собственности;
- уменьшить количество муниципальных объектов, которые могут быть переданы в собственность другим муниципальным образованиям;
- сократить количество объектов муниципальной собственности путем вывода имущества в частную собственность;
- определить число объектов, по которым необходимо провести аукционы;
- провести инвентаризацию имущества;
- осуществить действия по взысканию долгов по аренде муниципального имущества;
- провести анализ фактического наличия, назначения и состояния объектов муниципальной собственности;
- организовать контроль на уровне муниципалитета за использованием земельных площадей, принадлежащих местным органам власти.
Эффективность муниципальной программы оценивается по величине поступлений в бюджет от продажи муниципального имущества. Планируется реализовать порядка:
- в 2024 года - 4 объекта на сумму 16 000 000 рублей;
- в 2025 года - 6 объектов на сумму 18 000 000 рублей;
- в 2026 году - 8 объектов на сумму 22 000 000 рублей.
На рисунке 3 показан график получения доходов.
2024 год 2025 год 2026 год
Рис. 3. Ожидаемые доходы
Положительные стороны от реализации данного проекта представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Положительный эффект от предложенных мероприятий
Данные мероприятия позволяет комплексно развивать район, привлекать новые предприятия, значительно улучшать качество жизни населения, повышая благосостояния граждан и решая различные социальные вопросы за счет получения дополнительных денежных доходов Медынским районом.
В результате предложенных мероприятий ожидается следующие положительные моменты в управлении муниципальным имуществом:
- растущий интерес к муниципальным активам;
- увеличение поступлений от аренды;
- улучшение работы Администрации, занимающейся управлением муниципальной
- рост финансовых поступлений в бюджет муниципального образования;
- снижение бюджетного дефицита.
Все это позволит более эффективно развиваться система управления муниципальной собственностью в Администрации Медынского района Калужской области.
Передача имущества в пользования различных предприятий через систему торгов, аукционов, а также посредством приватизации и заключения договорных отношений позволит привлекать инвестиции в район, а также создавать новые рабочие места, извлекать доход и снимать с баланса района то имущество, которое является нерентабельным и неэффективным.
собственностью;
Библиографический список
1. Государственное управление и качество регионального развития: опыт Калужской области / Л.В. Анохина, А.В. Горбатов, И.В. Иконникова [и др.]; Под общ. ред. С.Е. Лариной. - Калуга: АКФ «Политоп», 2019. - 232 с.
2. Администрация Медынского района. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medyn-r40.gosweb.gosuslugi.ru/.
3. Постановление Администрации муниципального района «Медынский район» Калужской области № 682 от 014.10.2020. «Об утверждении муниципальной программы муниципального района «Медынский район «Управление имуществом МР «Медынский район». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medyn-r40.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/.
CURRENT PROBLEMS OF MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT AND WAYS FOR
THEIR SOLUTION
L.V. Anokhina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(Russia, Kaluga)
Abstract. The article analyzes the content of the concept of municipal property. The structure of municipal property and management methods are considered using the example of the Medynsky district of the Kaluga region. Special attention is paid to substantiating recommendations for improving the efficiency of the municipal property management system.
Keywords: government programs, investments, municipal property, municipal property.