УДК 353
Мезенцев В.В. студент 5 курса факультет «Экономическая безопасность» Иркутский государственный Аграрный Университет им.
Ежевского А.А. научный руководитель: Пригожин В.Л., к.э.н.
Россия, г. Иркутск ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ
Аннотация:
Муниципальная недвижимость наряду с местными финансами является экономической основой местного самоуправления. В данный момент, не смотря на глобальную приватизацию, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками недвижимости. Поэтому вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются довольно актуальными в нынешних экономических условиях.
Ключевые слова:
муниципальная собственность, компетенция государственного управления, муниципальная недвижимость, экономический механизм, аренда муниципального недвижимого имущества.
Mezentsev V. V.
Student 5 year, Faculty of Economic Security Irkutsk State Agrarian University. Ezhevsky A.A.
Russia, Irkutsk
scientific adviser : Prigogine V.L., Candidate of Economics EFFECTIVE MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY
Annotation:
Municipal property along with local finance is the economic basis of local government. At the moment, despite global privatization, the state and municipalities remain large owners of real estate. Therefore, the issues of formation, effective management and disposal of municipal property are quite relevant in the current economic conditions.
Keywords:
municipal property, public administration competence, municipal real estate, economic mechanism, lease of municipal real estate
Тема, безусловно, очень значимая и интересная, особенно с точки зрения перспектив развития местного самоуправления. Вместе с тем неоспоримым является тот факт, что муниципальная собственность, в том числе муниципальное имущество, является одной из экономических основ местного самоуправления, что отражено в Конституции Российской
Федерации, и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальное имущество по факту существует с момента признания права муниципальной собственности и разграничения государственной собственности на федеральную, государственную субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и будет существовать постольку, поскольку будет существовать местное самоуправление. С практической точки зрения, целесообразно рассмотреть вопрос об эффективном управлении муниципальным имуществом как о важнейшем аспекте эффективного муниципального управления в целом.
Для начала разберемся, что такое муниципальная собственность и что к ней относится. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, в составы государственной собственности и компетенцию государственного управления входят:
1. Вещи, включая:
-недвижимость, в т.ч. земельную и иную недвижимость (земельные участки, здания и сооружения, отдельные помещения), участки недр, объекты незавершенного строительства, имущественные комплексы предприятий, а так же (в порядке исключения) морские и воздушные суда, космические объекты.
-движимые вещи, в т.ч. оборудование, объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, пакеты ценных бумаг, доли в акционерном капитале хозяйственных обществ, денежные средства и т.д.
2. Информацию, работы и услуги, что напрямую связано и составляет важный компонент обязательных функций государства и предоставляемых услуг населению;
3. Результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные
блага.
Как вы можете заметить, понятие муниципальной собственности довольно широко и раскрыть всю тему в одной статье мы не сможем, поэтому остановимся и разберем отдельно тему муниципальной недвижимости (земельные участки, здания, сооружения и отдельные помещения).
Муниципальная недвижимость наряду с местными финансами является экономической основой местного самоуправления. В данный момент, не смотря на глобальную приватизацию, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками недвижимости. Поэтому вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются довольно актуальными в нынешних экономических условиях.
Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное
развитие жизнедеятельности городского сообщества.
Система управления муниципальной недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования муниципальной недвижимости.
Критерием эффективности использования муниципальной недвижимости может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т.д.
К примеру, до недавнего времени у города Иркутска не было четкого архитектурного плана развития города, из-за этого в городе появилось множество высоток, которые не вписываются в общую картину города, возвышаясь над одноэтажными районами.
Но после успешного эксперимента со "130 кварталом", в 2015 году появляется новый проект АНО "Иркутские кварталы", цель которого: обновление и сохранение исторического облика всей центральной части Иркутска в границах утвержденного исторического поселения. А кроме того, создание удобной и целостной архитектурной среды, доступной для пешеходных прогулок.
Проект "Иркутские кварталы" создан и поэтапно воплощается по заказу администрации Иркутска. "Ядро" рабочей группы составляют историки, архитекторы, предприниматели, специалисты ООО "Сибирская лаборатория урбанистики", многие из которых участвовали в формировании концепции ставшего визитной карточкой города 130 квартала.
Этот проект подает яркий пример взаимодействия Администрации города с населением и малым бизнесом в целях эффективности использования городского пространства.
Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельный;
градостроительный; природоохранный.
С позиций первого аспекта эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с позиций второго - созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса города; с позиций третьего - максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося, в конечном итоге, на здоровье населения.
Касаясь вопроса бюджета муниципального образования, необходимо отметить, что неналоговые доходы (доходы от аренды и продажи муниципальной собственности) приобретают все большее значение для местных бюджетов.
По информации из протокола заседания государственной думы (от 22февраля 2018г.) в 2017 году было продано муниципальной недвижимости на 73,1 миллиона рублей. Бюджет получил разовый доход. Но более целесообразно будет ограничить распродажу муниципального имущества и
продавать только то имущество, содержание которого для муниципалитета обременительно, это недвижимость, не представляющая интерес для муниципалитета, не приносящая ему доход и требующая капитальных затрат на ремонт и содержание.
Всего в муниципальной казне города Иркутска (по данным на 01.01.2013г) содержится 1347 объектов нежилого фонда, общей стоимостью 4059890 тыс.руб. (площадью 4 059 890 м2) Из них 758 (площадью 837 628 м2) переданы на правах аренды и 176 (площадью 70 638 м2) на правах безвозмездного пользования. В итоге остается еще 413 объектов (площадью 3 151 624 м2). Здесь присутствуют и заброшенные сооружения, и бесхозяйственные участки. У большинства объектов не определялась точная кадастровая стоимость, нет нужной документации для сдачи в аренду или продажу данной собственности. Мы каждый день видим заброшенные здания, сооружения и участки в центре города, которые в первую очередь могут заинтересовать потенциальных инвесторов. Именно эти объекты должны быть приведены в порядок (документально) в первую очередь.
Повышение внимания к сдаче в аренду муниципального недвижимого имущества может повысить уровень притока средств в бюджет, но, к сожалению, не решит проблему полностью. Главной целью остается повышение эффективности использования муниципального имущества и земель города Иркутска, позволяющие максимизировать пополнение доходной части бюджета города Иркутска.
Для достижения данной цели следует поставить следующие задачи:
- оптимизация количества и состава муниципального имущества, обеспечение полноты и достоверности информации об объектах муниципальной собственности города Иркутска;
- предоставление объектов недвижимости во временное владение (пользование) по результатам торгов;
- обеспечение сохранности объектов муниципальной собственности города Иркутска;
- постановка муниципальных земельных участков на государственный кадастровый учет, формирование объекта правоотношений;
- проведение торгов по продаже права аренды земельных участков;
- обеспечение соответствия технического состояния объектов муниципальной собственности города Иркутска строительным и техническим нормам и правилам;
- обеспечение безопасности и комфорта пребывания людей на объектах муниципальной собственности города Иркутска;
- улучшение внешнего облика объектов муниципальной собственности города Иркутска.
По итогу, программа повышения качества управления муниципальным имуществом позволит:
-обеспечить контроль эффективности использования муниципального имущества;
- получить техническую документацию для регистрации права муниципальной собственности объектов недвижимости и земельных участков для эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- обеспечить достоверную систему учета Реестра муниципальной собственности;
- обеспечить сохранность муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне;
- повысить потребительские качества объектов муниципального нежилого фонда города Иркутска;
- увеличить доходы местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью
В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований, оптимизация их территориальной организации, подготовка кадров, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Использованные источники:
1. «Концепции управления государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации» , одобрена Постановлением Правительства РФ №1024 от 09.09.99г.
2. URL: http : //www.irkkvartal .ru/info/
3. URL: https://cyberlenmka.ru/article/v/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-sposobov-upravleniya-munitsipalnym-imuschestvom
4. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-munitsipalnoy-sobstvennostyu-problemy-i-puti-sovershenstvovaniya
5. Бедов Г. А., Нескородов В. Б. Особенности статуса муниципальной собственности (постановка проблемы). Владимир, 2008. С. 103.
6. Мишуров С. С., Ледяйкина И. И. Пути повышения эффективности управления комплексом коммерческой недвижимости субъекта РФ // Социально-экономические проблемы развития региона /ред. кол. В. Н. Еремин, Н. А. Амосова. Иваново, 2006. С. 119
7. Петренко П.А. Управление муниципальным имуществом. - М.: Проспект, 2006.
8. Положение об управлении муниципальным имуществом г.Иркутска.
9. Постановление ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, УСЛОВИЙ И СРОКОВ ЕЕ ВНЕСЕНИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДА ИРКУТСКА (с изменениями на: 11.07.2017)
10. Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в процессе приватизации. Под ред. Ю. В. Кузнецова и В. Ивановой-СПб: Изд-во С-Петербургского университета, 2006
11.Рудой В.В., Игнатов В.Г. Местное самоуправление. - М., Феникс, 2006
12. Савранская О .Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2006
УДК 33.338
Мельничук А. В. студент 4 курса экономический факультет Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М. Ф. Решетнева Россия, г. Красноярск СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ
Аннотация:
Статья посвящена исследованию современных инновационных подходов в управлении персоналом. Рассмотрены мнения разных авторов по определению термина «инновации». Также раскрыты принципы, на которых строятся современные инновационные методы управления персоналом, и их применение в кадровой политике нынешних предприятий.
Melnichuk A. V. student
4 year, Faculty of Economics Siberian State University of Science and Technology named after
Academician MF Reshetnev Russia, Krasnoyarsk MODERN INNOVATIVE METHODS OF PERSONNEL
MANAGEMENT IN RUSSIA AND THE FOREIGN COUNTRY
Annotation:
The article is devoted to research of modern innovative approaches in personnel management. The opinions of different authors on the definition of the term "innovations" are considered. The principles on which modern innovative methods of personnel management are built and their application in the personnel policy of current enterprises are also disclosed.
В настоящее время экономическая ситуация в мире и рост конкуренции на рынке труда требуют от организаций поиска новых способов повышения эффективности деятельности. И здесь персонал организаций играет главную роль в конкурентной борьбе компаний на рынке. Современные инновации в управлении персоналом увеличивают значимость человеческих ресурсов. Понятие инновационных технологий и инновационных систем Медынский В.Г. трактует как комплекс методов и инструментов, которые направлены на поддержание внедрения и реализации конкретного нововведения (инновации). В узком смысле инновационной можно назвать любую, не получившую массового распространения