Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛОКАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛОКАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — О.В. Митрохин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Translocal pollution is that resulted from the travel of effluents, discharges, and waste from one administrative area to another of the same country. Approaches to estimating interregional, intraregional, and intradistrict translocal pollution on the territory of the Russian Federation have not been developed so far. By using the calculation values, actual measurements with the background values borne in mind, the author assess intraregional pollution in the Volgograd Region, substantiated its criteria, and proposed a classification of translocal pollution. The proposed nomenclature, criteria, and classification of translocal pollution may be used to assess the transfer and impact of pollutions at the interregional, intraregional, and intradistrict levels on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛОКАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

— усиление ответственности производителей продукции, существенное сокращение обязательной сертификации;

— внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.

ГСЭС является организационной основой профилактической работы в государственной системе здравоохранения. Ее развитие и совершенствование — важнейшее условие улучшения охраны здоровья населения страны.

10. Задачи па предстоящий период. Основными задачами деятельности Службы в области обеспечения санэпидблагополучия на предстоящий период являются:

— дальнейшее совершенствование законодательной базы в указанной области, в частности, принятие федеральных законов "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О транспорте", реформирование трудового законодательства, внесение дополнений и изменений в действующие федеральные законы с учетом меняющейся обстановки в стране;

— изменение подходов к разработке и реализации региональных программ в области санэпидблагополучия населения с акцентом не на количество программ, а на включение в них приоритетных мероприятий в соответствии с конкретной санэпидобстановкой и результатами СГМ;

— обеспечение широкого взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными организациями по реализации федеральных законов в области обеспечения санэпидблагополучия населения;

— повсеместное внедрение системы СГМ с привлечением к решению основных аспектов этой проблемы научно-исследовательских и практических учреждений, кафедр гигиены и эпидемиологии медицинских институтов, широкое использование системы оценки риска влияния среды обитания на здоровье населения;

— ускорение разработки нормативных и методических документов в области санэпиднормиро-вания с учетом первоочередных потребностей Службы, а также необходимость их гармонизации с международными требованиями в рамках подо-готовки России к вступлению в ВТО;

— реализация концепции и региональные программы развития ГСЭС, принятие действенных мер по укреплению материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений, оснащению лабораторных подразделений современным лабораторным оборудованием; обеспечение финансирования учреждений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом "О сан-эпидблагополучии населения";

— повышение юридической грамотности специалистов Службы по применению гражданского, бюджетного, налогового кодексов и КОАП, а также норм трудового законодательства;

— совершенствование системы подготовки кадров специалистов ГСЭС, усиление взаимодействия в этом вопросе ЦГСЭН и медико-профилактических факультетов мединститутов, повышение престижности профессии гигиенистов и санитарных врачей;

— привлечение ведущих специалистов научно-исследовательских и практических учреждений, мединститутов к разработке пакета документов по оптимизации ГСЭН с учетом современных требований;

— осуществление организационных и практических мероприятий по подготовке учреждений ГСЭС в соответствии с федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

— совершенствование деятельности Службы по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, гигиенической сертификации продукции, аккредитации испытательных лабораторий и лабораторных центров;

— активизирование деятельности Службы в государственной системе гигиенического воспитания и образования граждан с широким использованием средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни;

— интенсифицирование научных исследований, в том числе фундаментальных, по проблемам охраны здоровья и окружающей среды, обеспечения санэпидблагополучия населения;

— улучшение финансирования гигиенической науки на основе государственного заказа Минздрава РФ.

Поступила 22.10.01

с о. в. митрохин. 2оо;

УДК 614.7(470.45)

О. В. Митрохин

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСЛОКАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Центр Госсанэпиднадзора в Волгоградской области

В настоящее время во всем мире все большую значимость приобретает проблема оценки трансграничного загрязнения |4, 14, 20, 21]. Особое внимание этому уделяют в Европе из-за высокой концентрации промышленного производства на небольшой площади территории с высокой плотностью населения [16]. Приняты конвенции о трансграничном загрязнении: "О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния" (1979 г.), "По предотвращению загрязнения моря сбросами отхо-

дов и других материалов" (1972 г.), "Базельская международная конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением" (1989 г.), "По защите Черного моря от загрязнения" (1992 г.), "О трансграничном воздействии промышленных аварий" (1992 г.), а также другие международные конвенции и соглашения [14, 17].

По данным государственных докладов "О состоянии окружающей среды Российской Федерации", более чем в половине отдельно взятых субъ-

Термины и определения трансграничного и транслокального загрязнения

Трансграничное загрязнение'

Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) вешсств, источники загрязнения которых расположены на территории иностранного государства2 Нет данных

Трансграничное воздействие — воздействие, приводящее к вредным последствиям с изменением состояния окружающей среды и здоровья населения в пределах действия юрисдикции той или иной страны, возникающее в результате чрезвычайных ситуаций природного или антропогенного характера и других негативных явлений, источники которых находятся в пределах юрисдикции другой страны

Сторона происхождения — любая сторона или стороны, территория которой(ых) является источником серьезного трансграничного ущерба окружающей среде, втом числе чрезвычайных ситуаций природного или антропогенного характера

Транслокальиое загрязнение

Транслокальное загрязнение — загрязнение, возникающее вследствие перемещения выбросов, сбросов и отходов с одной административной территории на другую одного и того же государства

Источники транслокального загрязнения — те источники, которые, находясь на одной административной территории, своими выбросами, сбросами и отходами определяют загрязнение другой административной территории

Воздействие транслокального загрязнения — воздействие, приводящее к неблагоприятным изменениям в окружающей среде и здоровье населения административной территории, возникающим в результате транслокального загрязнения от источника (источников), находяшсгося(щихся) на другой административной территории

Территория происхождения транслокального загрязнения — территория, на которой расположены источники транслокального загрязнения

'Цит. по "Концепции экологической безопасности Российской Федерации", 1999 г. гЦит. по Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" № 96 ФЗ, 1999 г.

ектов Европейской территории России и Урала от 50 до 90% массы выпадений обусловлено межрегиональным переносом загрязнений из отдельных регионов страны. Изучено трансграничное загрязнение атмосферного воздуха между Эстонией, Финляндией и Россией, а также региона Санкт-Петербурга и его окрестностей |2].

В Российской Федерации действуют федеральные законы, статьи которых посвящены трансграничному загрязнению: статья 20 закона "Об охране атмосферного воздуха", статья 17 "Закона об отходах производства и потребления". Принят Федеральный закон "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением" (1994 г.), действует ряд других нормативно-правовых документов (5, 12, 13].

В Концепции экологической безопасности Российской Федерации (1999 г.) даны определения понятиям и терминам трансграничного загрязнения [7|, тогда как гигиеническая терминология и определения по этой проблеме отсутствуют.

В отличие от трансграничного транслокальное загрязнение возникает вследствие переноса и перемещения выбросов, сбросов и отходов с одной административной территории на другую того же государства.

К настоящему времени не обоснованы критерии оценки транслокального загрязнения, а также не разработана его классификация. Не определены подходы к оценке межрегионального, внутрирегионального и внутриобластного транслокального загрязнения.

С учетом вышеизложенного мы поставили перед собой задачу разработать научные подходы к гигиенической оценке транслокального загрязнения территорий:

обоснование терминологии, критериев и классификации транслокального загрязнения, а также провести апробацию предлагаемых подходов при оценке внутриобластного транслокального загрязнения в Волгоградской обл.

С помощью информационно-аналитических методов исследований проанализированы используемые термины и определения трансграничного загрязнения по данным международной и Российской нормативно-правовой и законодательной базы. Для оценки количественного и качественного состава выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, отходов использовали данные форм госстатотчетности 2 ТП — воздух, 2 ТП — во-дхоз, инвентаризации отходов. Изучали данные о распространении загрязнителей по томам ПДВ и ПДС промышленных предприятий области, а также проводили аналитические расчеты дальности распространения по программам "Эколог". Характеристику транслокального загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов осуществляли расчетным путем и в сопоставлении с данными фактических замеров на исследуемой территории. Фоновые концентрации загрязнений оценивали по официальным данным областных учреждений Гос-комгидромета. Оценка состояния водных объектов, которую проводили по данным Госкомприроды, Госкомгидромета, включала в себя наблюдение за гидрохимическими показателями водных объектов, осуществляемое ежеквартально на закрепленных створах по 17 основным показателям. Оценка эмиссии загрязнителей атмосферного воздуха от свалок и терминалов сточных вод выполнена на основании фактических замеров концентрации загрязнителей у поверхности объектов и расчете поступления загрязнителей в атмосферный воздух и подземные водные объекты. С помощью картографических и статистических методов исследования определяли масштаб воздействия транслокального загрязнения на территорию и население. Для оценки интенсивности и опасности воздействия транслокального загрязнения использовали инструментальные, аналитические и статистические методы исследования; для характеристики интенсивности воздействия — данные фактических замеров стационарных и передвижных постов наблюдения за атмосферным воздухом Госкомприроды, Госкомгидромета и Госсанэпиднадзора. Оценку значений

Характеристика масштаба воздействия внутриобластного транслокального загрязнения в Волгоградской обл.

Механизм распространения загрязнения Число административных территорий % от областных показателей Чисто населенных пунктов % от областных показателей Плошаль территории. км1 % от областных показателей Численность населения % от областных показателей

Аэродинамический 8 21,2 96 6,3 18 340 16,0 185,8 6,9

Водно-миграционный 4 12.1 24 1,5 II 354 9,9 76 2.8

Терминальный 3 9,3 28 1.8 5 803 5.0 91,6 3,4

Тиблнца 3

Характеристика интенсивности воздействия внутриобластного транслокального загрязнения в Волгоградской обл.

Механизм распростране- Число администра- % от областных Число населенных % от областных Численность % от областных

ния загрязнения тивных территории показателей пунктов показателен населения показателей

Аэродинамический:

в пределах ПДК 5 15 59 3,8 153 5,7

выше ПДК 2 6,2 37 2,4 32.8 1.2

Водно-миграционный:

в пределах ПДК 3 9 13 0,8 70 2,6

выше ПДК 1 3,1 11 0.7 6 0,2

Терминальный:

в пределах ПДК 1 3,3 11 0.7 76.6 2.8

выше ПДК 2 6,0 17 1.1 15 0,5

проводили по среднегодовым из среднесуточных и максимально разовых концентраций. Всего обобщено и проанализировано более 127 тыс. показателей за 7-летний период. Составлены картограммы области с отображением информации о дальности распространения загрязнителей от стационарных источников загрязнения через атмосферный воздух, водные объекты в среднегодовых концентрациях и долях ПДК с учетом класса опасности веществ. Опасность воздействия транслокального загрязнения оценивали на основании изучения численности населения, подверженного воздействию транслокалыюго загрязнения с помощью статистических, расчетных и картографических методов исследования.

В процессе работы возникла необходимость в разработке терминологии и определении понятий транслокального загрязнения. Термин "транслокальное" образован от латинского trans — движение через какое-либо пространство, пересечение его и латинского localis — не выходящее за определенные пределы. В данном исследовании термин "транслокальное загрязнение" используется для характеристики загрязнения, пересекающего административные границы территорий. В табл. 1 даны термины и определения трансграничного и транслокального загрязнений.

Проведенные на уровне Волгоградской обл. исследования показали, что в качестве критериев транслокального загрязнения прежде всего следует использовать механизм переноса загрязнений. Об этом же свидетельствуют данные литературы. Одни авторы изучали перенос загрязнений через атмосферный воздух [2, 4, 9, 10, 15, 16, 18, 19]; другие — через водные объекты [3, 4, 6, 8, 11]; некоторые — перемещение загрязнений от свалок [1,6, 20]. При оценке транслокального загрязнения предлагается учитывать механизм его распространения: аэродинамический (через атмосферный воздух), водно-миграционный (через поверхностные и подземные водные объекты), терминальный (свалки, терминалы сточных вод, загрязнения от газо- и нефтепроводов).

К критериям транслокального загрязнения можно отнести и масштаб воздействия транслокального загрязнения. Необходимо установление числа административных территорий и населенных пунктов, площади территорий и численности населения, подвергающихся воздействию транслокального загрязнения, а также их удельный вес в процентах от областных показателей. В Волгоградской обл. выявлено 15 административных территорий и районов области (42% областных показателей), 148 населенных пунктов (9,6%), 353,4 тыс. человек (13,1%), подвергающихся воздействию транслокального загрязнения. Площадь территории, на которую распространяется это загрязнение, составляет 35 497 км2 (30% территории области) — табл. 2.

Подобные подходы при характеристике воздействия загрязнений на территорию применяли О. Л. Гав-риленко и соавт. [1], предложившие устанавливать число объектов и их площадь при характеристике воздействия загрязнителей. М. А. Пинигин и соавт. [10] определили процент численности населения административных образований, подвергающихся воздействию загрязнителей атмосферного воздуха в концентрациях в пределах ПДК и выше.

Критерием транслокального загрязнения может также служить и интенсивность воздействия транс-локального загрязнения. Определено число административных территорий, населенных пунктов, численность населения и их удельный вес от областных показателей, подвергающихся воздействию концентраций загрязнителей в пределах ПДК и вы-

Тпблица 4

Характеристика опасности воздействия внутриобластного транс-локального загрязнения в Волгоградской обл.

Механизм распространения загрязнении (вещества 1—2-го класса опасности) Численность населения, тыс. чел. % от областных показателей В том числе дети до 14 лет % от областных показателей

Аэродинамический 11.6 0.4 2,2 0,14

Водно-миграционный 4,8 0.17 1.1 0,22

Терминальный 3,1 0,11 0,7 0,14

Классификация транслокалыюго загрязнения

Критерии Классы транслокалыюго загрязнения

сильное умеренное слабое допустимое

Масштаб воздействия

1-5 ПДК

территории В пределах ПДК

< ПДК

Интенсивность воздействия > 5 ПДК Опасность воздействия:

на все население Все население 2/3 и более численности 1/2—2/3 численности < 1/2 численности

населения населения

на детей до 14 лет Все дети до 14 лет 2/3 и более детей до 14 лет 1/2—2/3 детей до 14 лет < 1/2 детей до 14 лет

населения

ше. Установлено, что в Волгоградской обл. интенсивности воздействия транслокального загрязнения в пределах ПДК подвергается 9 административных территорий (27%), 83 населенных пункта (5,3%) и 299,6 тыс. человек (11% населения области). Воздействию загрязнителей в концентрациях выше ПДК подвергается 5 административных территорий (15%), 65 населенных пунктов (4,2%), 53 тыс. человек (1,9%) — табл. 3.

Опасность воздействия, как критерий транслокального загрязнения, основывается на установлении численности населения (в том числе и детей до 14 лет), подвергающегося воздействию транслокального загрязнения веществ 1—2-го класса опасности. Подобные подходы применены и в приказе Минздрава РФ № 334 "Об организации работ по 2-му этапу социально-гигиеническо-го мониторинга" от 27.08.99, в котором предлагается использовать определение численности населения, находящегося под воздействием веществ различных классов опасности. Оценка опасности воздействия внутриобластного транслокального загрязнения в Волгоградской обл. представлена в табл. 4.

Для гигиенической характеристики транслокального загрязнения потребовалось классифицировать загрязнение в соответствии с предложенными критериями с учетом механизма распространения загрязнения. В табл. 5 представлена предлагаемая классификация.

При оценке внутриобластного транслокального загрязнения в Волгоградской обл. в целом установлено, что ведущим является аэродинамический механизм распространения; по масштабу воздействия загрязнение можно оценить как допустимое, по интенсивности воздействия — как слабое, по опасности воздействия — как допустимое.

Выводы. 1. Предлагаемая терминология, критерии и классификация транслокального загрязнения могут быть использованы при оценке переноса и воздействия загрязнений на межрегиональном, внутрирегиональном и внутриобластном уровнях на территории Российской Федерации.

2. Апробированные подходы к оценке внутриобластного транслокального загрязнения на территории Волгоградской обл. показали высокую информативность и практическую значимость исследований, служащих целям дальнейшего развития социально-гигиенического мониторинга.

Литература

I. Гавриленко О. Л., Гильденскиольд O.A., Гришанов В. Б. и др. // Социально-гигиенический монито-

ринг — практика применения и научное обеспечение: Сб. науч. тр. - М., 2000. - Ч. I. - С. 214-222.

2. Гальперин М. В., Чешукина Т. В. // Отчет ЕМЕР/ МСЦ-В 8/96. - М., 1996.

3. Иванов А. В., Морозов В. В., Гасилин В. В. // Социально-гигиенический мониторинг — практика применения и научное обеспечение: Сб. науч. тр. — М., 2000. - Ч. 1-С. 83-87.

4. Израэль Ю. А. Кислотные дожди. — J1., 1989.

5. Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды. — М., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Копнет И. В. // Социально-гигиенический мониторинг — практика применения и научное обеспечение: Сб. науч. тр. - М., 2000. - Ч. I. - С. 281-286.

7. Концепция экологической безопасности Российской Федерации // Зеленый мир. — 1999. — № 3. — С. 8-15.

8. Новиков Ю. В., Ракитский В. Н., Тулакин А. В. и др. // Социально-гигиенический мониторинг — практика применения и научное обеспечение: Сб. науч. тр. - М., 2000. - Ч. 1. - С. 351-354.

9. Пинигин М. А. // Гиг. и сан. - 1993. - № 7. - С. 4-8.

10. Пинигин М. А., Берглезова Л. Н., Темкина А. А. и др. // Социально-гигиенический мониторинг — практика применения и научное обеспечение: Сб. науч. тр. - М., 2000. - Ч. 1.-С. 361-366.

11. Полянинов Л. Я. // Поволжский экологический вестник. - Волгоград, 1996. - С. 50-53.

12. Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" от 01 июля 1996 г. № 766. - М., 1996.

13. Приказ Госкомитета РФ по охране окружающей среды "Об утверждении порядка выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов" от 31 декабря 1998 г. № 788. - М., 1998.

14. Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы. — М., 1994.

15. Руководство по контролю за загрязнением атмосферы РД 52.04.186-89. - М., 1991.

16. Рябошапко А. Г., Гусев А. В., Ильин И. С. и др. //Совместный отчет Центров ЕМЕП МСЦ-В и КХЦ, Отчет 3/99. - М„ 1999.

17. Фомин Г. С., Фомина О. Н. Воздух. Контроль загрязнений по международным стандартам. — М., 1994.

18. Bjorseth A., Linde G., LindskogA. // Atmosph. Environ.

- 1979. - Vol. 13, N I. - P. 45-53.

19. Minn R. E. // J. Air Pollution Control Assoc. - 1977.

- Vol. 27, N 9. - P. 842-843.

20. Pekar M., Pavlova N., Gusev A. et al. Joint Report of EMEP Centers: MSC -E and CCC. - EMEP Report 4/99. - M., 1999.

21. WHO/EM EP/UNEP Workshop on Modeling of Atmospheric Transport and Deposition of Persistent Organic Pollutants and Heavy Metals. — Geneva, 1999. — Vol. 1. - N 136.

Поступила 2S.04.0I

Summary. Translocal pollution isthat resulted from the travel of effluents, discharges, and waste from one administrative area to another of the same country. Approaches to estimating interregional, intraregional, and intradistrict translocal pollution on the territory of the Russian Federation have not been developed so far. By using the calculation values, actual measurements with the background values borne in mind, the author assess intraregional pol-

lution in the Volgograd Region, substantiated its criteria, and proposed a classification of translocal pollution. The proposed nomenclature, criteria, and classification of translocal pollution may be used to assess the transfer and impact of pollutions at the interregional, intraregional, and intradistrict levels on the territory of the Russian Federation.

Гигиена окружающей среды и населенных мест

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДК 614.72:616-053.2

Н. В. Зайцева, М. А. Зешянова, Д. А. Кирьянов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПО КРИТЕРИЮ ОБРАЩАЕМОСТИ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Пермский научно-исследовательский клинический институт детской экопатологии

В последнее время возросло внимание к возможным последствиям загрязнения атмосферы после проведения ряда исследований, свидетельствующих о наличии зависимости острых реакций населения от кратковременных и незначительных колебаний концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (в пределах 1 ПДК) |4]. Имеются данные о зависимости острых эффектов (увеличение смертности, частоты госпитализации по поводу респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний) от уровня отдельных загрязнителей (пыли, озона, аммиака, угарного и сернистого газа) [2, 5, 6]. Вместе с тем исследований по определению влияния кратковременных колебаний концентраций загрязнений в атмосфере на состояние здоровья населения к настоящему времени проведено недостаточно.

Целью настоящей работы являлось исследование влияния малых концентраций загрязнений и их кратковременных колебаний в атмосферном воздухе на состояние здоровья детского населения.

Исследования проводили на одной из самых экологически неблагоприятных территорий Пермской области — в Соликамске, входящем с 1993 г. в приоритетный список 44 городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. Наиболее опасными примесями, содержащимися в атмосферном воздухе Соликамска, являются формальдегид, фенол, аммиак, хлор, сероводород, хлористый водород, диоксид азота, этилбензол (2-й и 3-й классы опасности).

На территории Соликамска в разных районах расположено 6 стационарных постов наблюдений за качеством атмосферного воздуха, на которых ежедневно контролируется 9 веществ: пыль, сернистый ангидрид (S02), диоксид азота (N02), сероводород (H2S), хлор (С12), хлороводород (HCl), окись углерода (СО), аммиак (NH3), формальдегид.

Качество атмосферного воздуха оценивали по результатам ежесуточных замеров концентраций в течение 1 года. Для оценки состояния здоровья детского населения использовали частоту обращаемости за скорой медицинской помощью детей в возрасте до 14 лет. На основе первичной информа-

ции сформированы две согласованные по дате компьютерные базы данных: I) база данных по загрязнению атмосферного воздуха с накопленной информацией о среднесуточных концентрациях загрязняющих веществ по 6 постам наблюдения; 2) база данных о частоте ежедневной обращаемости со всеми зафиксированными случаями обращений за скорой медицинской помощью для каждого класса болезней, пола и возраста с выделением контрольной группы (обращения в связи с травмами, отравлениями, гриппом, ОРВИ).

Исследование структуры обращаемости за экстренной медицинской помощью детского населения Соликамска в 1999 г. позволило установить, что доля вызовов в связи с аллергическими заболеваниями и обострениями хронических заболеваний органов дыхания, а также с аллергопатологией кожи составляет 5 и 2% соответственно. Несмотря на небольшой вклад перечисленных видов патологии в общий уровень обращаемости, в этиопатоге-незе их формирования определенную роль играют химические факторы загрязнения, поэтому при выполнении аналитических исследований наибольшее внимание уделяли обращаемости за экстренной медицинской помощью в связи с аллергическими заболеваниями кожи и органов дыхания, а также с обострениями хронических заболеваний верхних дыхательных путей.

На первом этапе определения критических параметров загрязнений атмосферного воздуха проанализировали зависимость количества ежедневных вызовов от осредненной концентрации веществ по постам наблюдений. При этом рассматривался вариант сдвига отклика (обращаемости за скорой помощью) от концентрации загрязнителя — временной лаг. Величина лага варьировалась от 1 до 30 дней. В качестве критерия взаимосвязи использовали коэффициент линейной корреляции.

По результатам исследования можно утверждать, что зависимость уровня обращаемости от абсолютных значений уровня загрязнения при малых концентрациях и временнбй лаг наступления эффекта отсутствуют. Этот вывод проверялся для различных видов обращений, а именно: вся обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.