Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧРЕЖДЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычёва Анна Федоровна

Рассматриваются теоретические основы проблемы подготовки будущих социальных работников к работе в учреждениях исполнения наказания, вопросы формирования профессиональных компетенций у будущих социальных работников в условиях высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычёва Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE THEORETICAL TRAINING OF THE FUTURE SOCIAL WORKERS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE PENITENTIARY FACILITIES

The article deals with the theoretical basis of the issue of training the future social workers to the work in the penitentiary facilities and the issues of the development of the professional competence of the future social workers in the context of the higher professional education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

Список литературы

1. Алчевский центр социальной реабилитации детей-инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://mintrudlnr.su/news/1867-alchevskiy-centr-soci alnoy-reabilitacii-deteyinvalidov-provel-chas-pamyati. htr (дата обращения: 20.01.2022).

2. Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: https://mintrudlnr.su/respub_soc_ psixo_detei.html (дата обращения: 20.01.2022).

3. Республиканский центр социальной поддержки семей, детей и молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://slavlnr.su/gu-lnr-centr-socialno-psihologicheskoy-pomoschi.html (дата обращения: 20.01.2022).

1. Alchevskij centr social'noj reabilitacii detej-in-validov [Elektronnyj resurs]. URL: https://mintrudlnr. su/news/1867-alchevskiy-centr-socialnoy-reabilitacii-deteyinvalidov-provel-chas-pamyati.htr (data obrash-cheniya: 20.01.2022).

2. Respublikanskij social'no-reabilitacionnyj centr dlya nesovershennoletnih [Elektronnyj resurs]. URL: https://mintrudlnr.su/respub_soc_psixo_detei.html (data obrashcheniya: 20.01.2022).

3. Respublikanskij centr social'noj podderzhki semej, detej i molodezhi [Elektronnyj resurs]. URL: https://slavlnr.su/gu-lnr-centr-socialno-psihologiches-koy-pomoschi.html (data obrashcheniya: 20.01.2022).

Modern problems of the specialists of the social services in the Luhansk People's Republic

The article deals with the significance of the family for children. There is analyzed the work of the Republic's social rehabilitation center for the juvenile and the Republic's center of the social support of families, children and youth. These centers give support to the persons who are in a difficult life situation, the youth and families with children, the single mothers, the pregnant women and the persons who have lost their habitation in the result of the natural disasters, fire and military conflict.

Key words: family, difficult life situation, residential institution, juvenile, social support, social rehabilitation.

(Статья поступила в редакцию 17.01.2022)

А.ф. сычЁвА (луганск)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ*

Рассматриваются теоретические основы проблемы подготовки будущих социальных работников к работе в учреждениях исполнения наказания, вопросы формирования профессиональных компетенций у будущих социальных работников в условиях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, теоретическая подготовка, учреждения исполнения наказаний, социальная работа.

Задача современного высшего образования - подготовка высокопрофессиональных, креативных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного социума, самостоятельно приобретать необходимые для профессиональной деятельности знания, умения и навыки, применять их на практике, критически мыслить, сотрудничать с членами коллектива для достижения общих целей, создавая комфортный психологический климат, стремиться к реализации собственного внутреннего потенциала. Решению поставленных задач способствует профессионально-ориентированная образовательная среда высшего учебного учреждения - специально формируемое естественное и социальное окружение в процессе обучения, способствующее разностороннему и гармоничному развитию личности, росту профессиональных качеств будущего специалиста, определяющих его компетентность и конкурентоспособность на рынке труда.

В результате теоретического анализа составляющих профессиональной деятельности социального работника можно сделать вывод о том, что социальный работник является

* Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональные дефициты специалистов социальных служб» (9 ноября 2021 г.).

О Сычёва А.Ф., 2022

* *

*

в первую очередь посредником между клиентом и социумом, что обуславливает большой спектр теоретических знаний, которыми он должен овладеть в процессе профессиональной подготовки в условиях высшего учебного учреждения.

Системная работа на этапе разработки основных направлений теоретической подготовки будущих социальных работников является основой обеспечения качественного и перспективного взаимодействия системы среднего профессионального, высшего образования и работодателей. теоретическая подготовка будущих специалистов сферы социального обслуживания к профессиональной деятельности должна вестись, исходя из требований, которые предъявляются к социальному работнику, выполняющему свою трудовую деятельность в соответствии с актуальными в обществе социально-экономическими и политическими условиями.

основная цель профессиональной деятельности социального работника определяется как осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг, социальной поддержки и государственной социальной помощи клиентам социальной работы с целью изменения качества их жизнедеятельности и обучения их самостоятельному решению возникающих у них жизненных проблемных ситуаций [1]. Необходимость повышения качества предоставляемых социальным работником профессиональных услуг стала актуальной проблемой в теоретической подготовке социальных работников и основной причиной разработки и внедрения профессиональных стандартов для сотрудников социальных служб. Профессиональный стандарт определяет функциональную карту определенного вида профессиональной деятельности и формирует точный перечень компетенций, которыми должен обладать специалист социальной сферы в современных условиях. В ходе теоретической подготовки также возникает проблема систематизации требований к объему, качеству и характеру профессиональной деятельности социального работника.

Существующий профессиональный стандарт для сотрудников сферы социальной работы является важным ориентиром для профессиональной деятельности не только социального работника, но и работодателя, а также образовательных учреждений, осуществляющих теоретическую и практическую подготовку будущих социальных работников, согласно государственному образовательному стандарту высшего образования 39.03.02 «Со-

циальная работа». образовательный стандарт регулирует организацию образовательной деятельности и является ключевым документом при подготовке будущего специалиста.

Профессиональная деятельность будущих специалистов социальной работы, освоивших программу подготовки в высшем образовательном учреждении, включает социальную защиту населения; предоставление социальных услуг в области образования, здравоохранения и культуры; медико-социальную экспертизу; выполнение функций социального работника в учреждениях пенитенциарной системы и в организациях сферы занятости, миграции, помощи в чрезвычайных ситуациях; социальная работа в других организациях различных форм собственности. В процессе освоения образовательной программы подготовки выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенции, соответствующие направлению его профессиональной деятельности [2].

трудовой функционал социального работника очень разнообразен и зачастую особенности его реализации зависят от того, какую сферу деятельности выбирает специалист. К ним относят предоставление социальным работником нуждающимся в социальном обслуживании социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых, коммуникативных и срочных услуг.

Социальная работа в пенитенциарных службах имеет свои особенности, обусловленные спецификой клиентов, среды, ограничениями в использовании средств и методов влияния, поэтому в процессе подготовки выпускников к будущей профессиональной деятельности перед образовательными учреждениями высшего образования стоит задача учесть проблематику этой деятельности в процессе теоретической подготовки специалиста.

Процесс профессиональной деятельности социального работника в учреждениях исполнения наказаний включает социализацию личности осужденного, решение межличностных конфликтов, адаптацию к сложившимся социально-экономическим условиям, обмен эмоциями и информацией, передачу навыков и умений, формирование отношения к себе и всему обществу в целом. В этом смысле социальный работник должен уметь выбирать индивидуальный подход к каждому клиенту. При этом к нему выдвигаются такие профессиональные требования, как отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством страны и про-

хождение периодических медицинских осмотров. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что профессиональная деятельность социального работника в условиях уголовно-исполнительной системы носит специфический характер, что обусловлено замкнутостью системы учреждений исполнения наказаний.

Социальной работе в учреждениях исполнения наказаний как виду профессиональной деятельности присущи особенности и проблемы, которые влияют на организацию работы в исполнительной системе. При формировании у студентов общепрофессиональных компетенций в процессе теоретической подготовки в образовательном учреждении клиента социальной работы следует рассматривать как часть общественной системы [2].

Для подготовки специалиста к работе в пенитенциарном учреждении с различными группами клиентов в теоретическую подготовку введены такие дисциплины, как «Генде-рология и феминология», «Социальная работа с военнослужащими», «Социальная работа с инвалидами», «Социальная работа с осужденными», «Социальная работа с женщинами», «Социальная работа с молодежью». Специфика объекта социальной работы в учреждениях исполнения наказаний заключается в том, что объект является одновременно и субъектом педагогического влияния, поскольку социальная работа с клиентом должна осуществляться с его согласия.

Формирование способности будущего социального работника к решению социальных проблем клиента происходит посредством изучения таких дисциплин, как «основы социальной медицины», «основы социального государства», «Правовое обеспечение социальной работы», «Государственное управление системой социальной защиты населения».

такая особенность в работе с осужденными, как сотрудничество и психолого-педагогическое взаимодействие с окружением клиента для оказания ему своевременной и посильной помощи по ресоциализации в общество, реализуется посредством изучения теоретических курсов «Социальная профилактика девиантного поведения», «теоретические и практические основы профилактики насилия в семье», «технологии социальной работы», «Социальная педагогика».

Специфика профессиональной деятельности социального работника проявляется в соблюдении этических норм социальной работы. Для формирования данной компетенции введены в учебный план подготовки будущих

специалистов такие дисциплины, как «Профессионально-этические основы социальной работы», «Психология в социальной работе», «Конфликтология в социальной работе».

Формируя такие профессиональные компетенции у будущих социальных работников, как способность к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании и способность к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан студентами изучаются следующие дисциплины: «Социальная работа в пенитенциарной системе», «основы социальной работы в учреждениях исполнения наказания».

Уровень сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у специалиста социальной сферы определяется и корректируется посредством практической деятельности в учреждениях исполнения наказаний или в службах социального обслуживания. Компетентность специалиста повышается в его профессиональной деятельности, т. к. спектр прав и обязанностей социального работника соответствует современным социально-экономическим и политическим условиям, сложившимся в стране и обществе.

таким образом, изучая актуальные проблемы теоретической подготовки будущих социальных работников к деятельности в учреждениях исполнения наказаний, мы пришли к выводу, что внедрение социальной работы в уголовно-исполнительную систему является свидетельством гуманизации пенитенциарных служб и ориентации социальной политики на защиту прав человека, оказание необходимой помощи для успешной социальной реабилитации и социализации осужденных. особая роль в процессе ресоциализации и социального сопровождения учреждениях исполнения наказаний отведена работникам социальной сферы, от уровня профессионализма которых зависит уровень развития и социального благополучия общества.

Важнейшим условием профессионализма работников социальной сферы является качество их теоретической подготовки в образовательных учреждениях. образовательная среда вуза способствует получению обучающимися

необходимых профессиональных знаний, обретению устойчивых навыков и применению обретенных умений в практической деятельности. Обучающие курсы преподаваемых дисциплин должны ориентировать обучающихся на всестороннее и системное изучение проблем осужденных и основные технологии социальной работы с ними, основные направления развития социальной работы в уголовно-исполнительной системе, проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы, риск рецидива преступности, вопросы защиты прав осужденных.

Характерной особенностью профессионального образования сегодня должна стать ориентация на становление специалиста социальной работы как активной профессиональной личности с высокой компетентностью и профессионально-приоритетными качествами личности, способной к социальной адаптации в современных социально-экономических условиях. Глубокое изучение мирового опыта социальной работы в пенитенциарной системе поможет будущим специалистам усовершенствовать социальную работу с осужденными путем наследования положительного опыта профессиональной деятельности.

Функциональная карта социального работника и карта компетенций подготовки образовательными учреждениями будущих специалистов изменяется в зависимости от политической, экономической, социальной ситуацией в стране и мире. В заключение можно отметить, что подготовка будущих специалистов социальной сферы образовательными учреждениями высшего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, профессионального стандарта трудовой деятельности социального работника позволит улучшить профессионализм будущих социальных работников при выполнении своих трудовых функций в учреждениях исполнения наказаний.

список литературы

1. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 351н [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pra vo.gov.ru/Document/View/0001202007160009 (дата обращения: 14.01.2022).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»: приказ Мини-

стерства образования и науки Российской Федерации от 5 февр. 2018 г. № 76 [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2018. 2 марта. URL: https://rg.ru/2018/03/ 02/minobr-prikaz76-site-dok.html?ysclid=l10b270phz (дата обращения: 14.01.2022).

3. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]: приказ Минюста России от 30 дек. 2005 г. № 262 (ред. от 21 июля 2016 г.) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-miniusta-rf-ot-30122005-n-262/ (дата обращения: 14.01.2022).

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po social'noj rabote»: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 18 iyunya 2020 g. № 351n [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 02007160009 (data obrashcheniya: 14.01.2022).

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazo-vaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 39.03.02 «Social'naya rabota»: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 5 fevr. 2018 g. № 76 [Elektronnyj resurs] // Ros. gaz. 2018. 2 marta. URL: https://rg.ru/2018/03/02/minobr-prikaz 76-site-dok.html?ysclid=l10b270phz (data obrashcheniya: 14.01.2022).

3. Ob utverzhdenii Polozheniya o gruppe social'-noj zashchity osuzhdennyh ispravitel'nogo uchrezh-deniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Elektronnyj resurs]: prikaz Minyusta Rossii ot 30 dek. 2005 g. № 262 (red. ot 21 iyulya 2016 g.) // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-miniusta-rf-ot-30 122005-n-262/ (data obrashcheniya: 14.01.2022).

Topical issues of the theoretical training of the future social workers to the professional activities in the penitentiary facilities

The article deals with the theoretical basis of the issue of training the future social workers to the work in the penitentiary facilities and the issues of the development of the professional competence of the future social workers in the context of the higher professional education.

Key words: professional activities, theoretical training, penitentiary facilities, social work.

(Статья поступила в редакцию 17.01.2022)

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.