Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ИНТЕРНАТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акиншева Ирина Петровна

Раскрывается значение семьи для ребенка. Анализируется работа Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, а также Республиканского центра социальной поддержки семей, детей и молодежи. Данные центры оказывает поддержку лицам, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, молодежи и семьям с детьми, одиноким матерям и беременным женщинам, лицам, которые потеряли жилье в результате стихийных бедствий, пожара, военного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акиншева Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF THE SPECIALISTS OF THE SOCIAL SERVICES IN THE LUHANSK PEOPLE’S REPUBLIC

The article deals with the significance of the family for children. There is analyzed the work of the Republic’s social rehabilitation center for the juvenile and the Republic’s center of the social support of families, children and youth. These centers give support to the persons who are in a difficult life situation, the youth and families with children, the single mothers, the pregnant women and the persons who have lost their habitation in the result of the natural disasters, fire and military conflict.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

известия вгпу

11. Neverova Yu.S. Svyaz' social'nyh otnoshenij i klimata v organizacii [Elektronnyj resurs] // Vestn. Perm. nac. issled. politekh. un-ta. Social'no-ekonomi-cheskie nauki. 2013. № 19. URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/svyaz-sotsialnyh-otnosheniy-i-klimata-v-organizatsii (data obrashcheniya: 16.11.2021).

12. Ol'shanskij V.B. Lichnost' i social'nye cenno-sti. M., 2008.

13. Social'no-psihologicheskij klimat kollektiva: teoriya i metody izucheniya: sb. st. / AN SSSR, In-t psihologii; otv. red. E.V. SHorohova, O.I. Zotova. M., 1979.

14. Filatova E.V. Kadrovaya politika social'nyh sluzhb i problemy, soprovozhdayushchie ee realiza-ciyu // Vestn. Kemer. gos. un-ta. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-so tsialnyh-sluzhb-i-problemy-soprovozhdayuschie-ee-re alizatsiyu (data obrashcheniya: 18.12.2021).

15. H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb., 2020.

16. Shkerdina A.A. Faktory, opredelyayushchie social'no-psihologicheskij klimat trudovogo kollekti-va (obzor literatury) [Elektronnyj resurs] // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2018. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/ 815 (data obrashcheniya: 17.11.2021).

The personality of the social workers as the predicator of the social and psychological climate in the system of the social services

The article deals with the study of the influence of such personal characteristics of the social workers as adaptation, mutual help, mutual understanding, kindness in mutual relations, understanding and activity in supporting the friendly social and psychological climate in the collective. There are considered the peculiarities of the correlation of the emotional, behavioral and cognitive components of the social and psychological climate in the social service centers of people.

Key words: social work, social worker, social and psychological climate, personality traits, collective, components of social and psychological climate.

и.п. акиншева

(луганск)

современные проблемы специалистов социальных служб в луганской народной республике*

Раскрывается значение семьи для ребенка. Анализируется работа Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, а также Республиканского центра социальной поддержки семей, детей и молодежи. Данные центры оказывают поддержку лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, молодежи и семьям с детьми, одиноким матерям и беременным женщинам, лицам, которые потеряли жилье в результате стихийных бедствий, пожара, военного конфликта.

Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, интернатное учреждение, несовершеннолетние, социальная поддержка, социальная реабилитация.

Подготовка специалистов социальной сферы имеет огромное значение в жизни Луганской Народной Республики (ЛНР). На современном этапе в ЛНР произошли изменения в управлении социальной сферы. Так, все центры по делам семьи и молодежи получили государственный статус, т. е. стали подведомственными Министерству труда и социальной политики Луганской Народной Республики. Мы остановимся на деятельности ряда государственных учреждений ЛНР (ГУ ЛНР «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ГУ ЛНР «Республиканский центр социальной поддержки семей, детей и молодежи», ГУ ЛНР «Алчев-ский центр социальной реабилитации детей-инвалидов»), которые нацелены на оказание помощи и поддержки детям и семьям.

так, в ЛНР действует Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, включающий в себя шесть филиалов в городах республики, оказывающих помощь и поддержку детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Первый из них был открыт в 1997 г. в городе Лу-

* Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональные дефициты специалистов социальных служб» (9 ноября 2021 г.).

О Акиншева И.П., 2022

(Статья поступила в редакцию 30.12.2021)

ганске. Руководство республики, проявляя заботу о социально незащищенных детях, приложило все усилия для сохранения системы этих учреждений [2].

В центре могут находиться дети в возрасте от 3 до 18 лет в течение времени, необходимого для решения вопроса об их дальнейшей судьбе. Если родители ребенка самостоятельно или с помощью социальных служб смогут создать необходимые условия для нормальной жизни, то его возвращают в семью. В противном случае ребенку находят новую семью или определяют в интернатное учреждение.

Педагоги, психологи, юристы, медицинский персонал осуществляют психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка, оказывают медицинскую, правовую и другие виды помощи. Постоянно ведется работа с родителями по налаживанию благоприятной атмосферы для ребенка в семье.

Проживая в центре, дети обеспечиваются питанием, медицинским обслуживанием, оздоравливаются в луганском детском учреждении санаторного типа «Незабудка» и обучаются в школе. Ребята регулярно посещают театры, музеи, библиотеки, цирк, конно-спор-тивную школу, каток и др. Это настоящее убежище и «скорая помощь» для израненных детских душ, переживших в самом начале своей жизни чрезвычайные трудности, иногда даже трагедии.

Обыкновенные девчонки и мальчишки, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от своих сверстников, но уже за такой короткий период своей жизни столкнулись с серьезными трудностями до того, как они попали в центр. История у каждого своя: кто-то зарабатывал в свои 10-11 лет или попрошайничал на улицах, добывая средства маме и папе на выпивку, кого-то забыли родители забрать из больницы, а то и вовсе оставили на улице, кто-то потерял своих родителей, а кто-то вообще решил уйти на улицу, потому что не может найти понимания в семье. Они отвечают на вопросы, улыбаются, порой шутят, а о том, что творится у них в душе, говорят их потухшие глаза. В них вся душевная боль, которую пришлось пережить и перенести.

Вот тут и нужна слаженная работа квалифицированных специалистов: социального педагога, социального работника, психолога, логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, медицинских работников и др. Каждое учреждение - это большая дружная семья, в которой каждый ребенок находит защиту,

кие науки -

заботу и понимание и становится ее частью. Специалисты учреждений смогли создать теплую атмосферу любви к ребенку и веру в его способность измениться к лучшему.

За годы своего существования профессиональный коллектив педагогов, медиков и социальных работников центра приютил и обогрел более десяти тысяч детей. Здесь нет случайных людей, каждый работник отдает тепло своей широкой души, обогревает своим большим сердцем израненные души детей.

Лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, молодежь и семьи с детьми, одинокие матери и беременные женщины, лица, которые потеряли жилье в результате стихийных бедствий, пожара, военного конфликта, могут обратиться в ГУ ЛНР «Республиканский центр социальной поддержки семей, детей и молодежи», которое имеет отделение, расположенное в пгт. Славяносербске Луганской Народной Республики [3]. В соответствии со своими задачами, центр:

- предоставляет временное круглосуточное проживание семьям с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются во временном убежище, в случае отсутствия средств к существованию обеспечивает детей и родителей питанием по нормам, установленным нормативными правовыми актами, действующими на территории ЛНР, в соответствии с утвержденной сметой и финансированием расходов;

- осуществляет консультирование посредством телефонной связи;

- предоставляет социальные услуги в условиях дневного стационара без обеспечения проживанием и питанием;

- предоставляет консультации по вопросам применения норм законодательства, помощь в оформлении документов, обеспечивает защиту и реализацию прав детей, молодежи и семей, в частности путем представления их интересов перед третьими лицами;

- проводит оценку потребностей граждан, которые обратились в центр, составляет вместе с ними индивидуальный план мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации с установлением срока его исполнения;

- проводит психологическую диагностику с целью психологической коррекции, реабилитации и адаптации;

- предоставляет посреднические услуги во время осуществления диагностических мероприятий, в случае необходимости осуществляет профилактические и оздоровительные ме-

известия вгпу

роприятия, обеспечивает оказание первой неотложной помощи при несчастном случае;

- содействует трудоустройству, устройству на обучение лиц, которые обратились в центр [3].

Проблема детской инвалидности актуальна для нашего общества. Поскольку именно дети с ограниченными возможностями относятся к наиболее незащищенной категории населения, общество должно создавать условия для более успешной адаптации и социализации таких детей.

Так, государственное учреждение «Ал-чевский центр социальной реабилитации детей-инвалидов» - детское коррекционно-вос-станавливающее учреждение, которое образуется в форме государственных и коммунальных специализированных заведений детей-инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показатели и нуждающихся в специальных условиях для получения комплексной социальной реабилитации [1]. В центре работают отделение социальной реабилитации и отделение медицинского сопровождения.

Центр рассчитан на предоставление реабилитационных услуг 32 детям-инвалидам. По состоянию на 10 октября 2021 г. на реабилитации находились 107 детей-инвалидов. За пять лет работы в данном центре прошли реабилитацию 482 ребенка-инвалида в возрасте от 2 до 18 лет. В 2020 г. реабилитацию прошли 168 детей.

На первое место в организации работы с семьями, в которых воспитываются дети с инвалидностью, была поставлена социальная адаптация и социальная реабилитация детей. В центре предоставляются следующие услуги:

- социальная реабилитация и адаптация;

- психологическая диагностика и коррекция;

- педагогическая диагностика и коррекция;

- логопедическая диагностика и коррекция;

- медицинский осмотр и наблюдение;

- лечебный массаж;

- лечебная физкультура;

- физиотерапевтическое лечение (КУФ, магнитотерапия, электрофорез, динамик);

- фитотерапия;

- аэроионотерапия и др.

целью деятельности центра является осуществление мероприятий по социальной, психологической, педагогической реабилитации, профессиональной ориентации и медицинско-

му сопровождению, которые направлены на развитие ребенка-инвалида и коррекцию нарушений его развития, создание предпосылок для интеграции его в общество.

Основными целями деятельности центра являются:

- социальная защита и проведение психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов;

- обслуживание детей, имеющих ограниченные способности;

- социальная поддержка подростков и молодежи, имеющих ограниченные способности в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации их к жизни в обществе;

- осуществление социального сопровождения детей, имеющих ограниченные способности;

- предоставление социальных услуг [1].

Необходимо отметить, что данный центр

на протяжении 5 лет активно работает по комплексной программе реабилитации «Счастливое детство» для детей с инвалидностью и семей, их воспитывающих.

цель программы - социальная и психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, в которых они воспитываются, посредством психо-коррекционных методик.

Задачи программы:

1) создание условий для процесса социализации и раскрытия их творческого потенциала;

2) гармонизация межличностных отношений в семье ребенка-инвалида;

3) преодоление изолированности ребенка от общества;

4) включение родителей в процесс реабилитации ребенка-инвалида.

Основные формы организации социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями: индивидуальные и групповые занятия с педагогом и психологом в условиях реабилитационного центра, а также тренинговые занятия.

таким образом, изменение статуса центров по делам семьи и молодежи Луганской Народной Республики, а также послевоенное развитие социальных учреждений способствуют социальной поддержке, помощи наименее защищенных слоев населения. Перспективой дальнейших исследований является разработка организационных и теоретических основ деятельности центров на современном этапе развития общества.

педагогические науки

список литературы

1. Алчевский центр социальной реабилитации детей-инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://mintrudlnr.su/news/1867-alchevskiy-centr-soci alnoy-reabilitacii-deteyinvalidov-provel-chas-pamyati. htr (дата обращения: 20.01.2022).

2. Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: https://mintrudlnr.su/respub_soc_ psixo_detei.html (дата обращения: 20.01.2022).

3. Республиканский центр социальной поддержки семей, детей и молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://slavlnr.su/gu-lnr-centr-socialno-psihologicheskoy-pomoschi.html (дата обращения: 20.01.2022).

1. Alchevskij centr social'noj reabilitacii detej-in-validov [Elektronnyj resurs]. URL: https://mintrudlnr. su/news/1867-alchevskiy-centr-socialnoy-reabilitacii-deteyinvalidov-provel-chas-pamyati.htr (data obrash-cheniya: 20.01.2022).

2. Respublikanskij social'no-reabilitacionnyj centr dlya nesovershennoletnih [Elektronnyj resurs]. URL: https://mintrudlnr.su/respub_soc_psixo_detei.html (data obrashcheniya: 20.01.2022).

3. Respublikanskij centr social'noj podderzhki semej, detej i molodezhi [Elektronnyj resurs]. URL: https://slavlnr.su/gu-lnr-centr-socialno-psihologiches-koy-pomoschi.html (data obrashcheniya: 20.01.2022).

Modern problems of the specialists of the social services in the Luhansk People's Republic

The article deals with the significance of the family for children. There is analyzed the work of the Republic's social rehabilitation center for the juvenile and the Republic's center of the social support of families, children and youth. These centers give support to the persons who are in a difficult life situation, the youth and families with children, the single mothers, the pregnant women and the persons who have lost their habitation in the result of the natural disasters, fire and military conflict.

Key words: family, difficult life situation, residential institution, juvenile, social support, social rehabilitation.

(Статья поступила в редакцию 17.01.2022)

А.ф. сычЁвА (луганск)

актуальные проблемы теоретической подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности в учреждениях исполнения наказаний*

Рассматриваются теоретические основы проблемы подготовки будущих социальных работников к работе в учреждениях исполнения наказания, вопросы формирования профессиональных компетенций у будущих социальных работников в условиях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, теоретическая подготовка, учреждения исполнения наказаний, социальная работа.

Задача современного высшего образования - подготовка высокопрофессиональных, креативных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного социума, самостоятельно приобретать необходимые для профессиональной деятельности знания, умения и навыки, применять их на практике, критически мыслить, сотрудничать с членами коллектива для достижения общих целей, создавая комфортный психологический климат, стремиться к реализации собственного внутреннего потенциала. Решению поставленных задач способствует профессионально-ориентированная образовательная среда высшего учебного учреждения - специально формируемое естественное и социальное окружение в процессе обучения, способствующее разностороннему и гармоничному развитию личности, росту профессиональных качеств будущего специалиста, определяющих его компетентность и конкурентоспособность на рынке труда.

В результате теоретического анализа составляющих профессиональной деятельности социального работника можно сделать вывод о том, что социальный работник является

* Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональные дефициты специалистов социальных служб» (9 ноября 2021 г.).

О Сычёва А.Ф., 2022

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.