УДК 331.08
АБДУЛАЕВА ЗАИРА ЗАПИРОВНА
к.э.н., доцент кафедры Социальных и информационных технологий ДГУ.
e-mail: [email protected]
МАГОМЕДОВА ПАТИМАТИБРАГИМОВНА
старший преподаватель кафедры Социальных и информационных технологий ДГУ e-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ ИХ ЗАНЯТОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ К РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. Комплексная и правильно организованная система трудовой реабилитации инвалидов создает условия и возможности для развития и использования остаточной трудоспособности в общественно полезном труде и способствует восстановлению здоровья, повышению социально-общественного статуса и активной интеграции инвалидов в общество, параллельно решая и морально-этические задачи — предупреждение депрессивного состояния инвалидов, появления негативных мыслей и настроений и т.п. Целью исследования является изучение и систематизация зарубежного опыта организации трудовой реабилитации инвалидов в целях содействия их дальнейшей занятости, а также обоснование условий и возможностей его адаптации к российской практике. Метод и методология проведения работы. Для решения задач исследования использованы системный поход, методы сравнительного анализа, классификации и обобщения. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области трудовой занятости инвалидов и проблем, связанных с реабилитацией и формированием рынка труда для инвалидов трудоспособного возраста. Выводы. В работе обобщен зарубежный опыт и выделены европейская и американская модели трудовой реабилитации инвалидов, выявлены особенности и дана сравнительная оценка административно-правовых и организационных подходов к осуществлению реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с каждой из этих моделей. Результаты изучения зарубежного опыта и его сопоставления с существующими механизмами организации трудовой реабилитации инвалидов в России позволили сформулировать предложения по развитию данного направления социально-экономической политики. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как рекомендации в деятельности органов власти при формировании системы мероприятий, направленных на быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья инвалидов, возвращение их в активную жизнь и к трудовой деятельности.
Ключевые слова: инвалиды, трудовая реабилитация инвалидов, занятость инвалидов.
ABDULAEVA ZAIRA ZAPIROVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department Social and Information Technologies DGU.
e-mail: [email protected]
MAGOMEDOVA PATIMATIBRAHIMOVNA
senior lecturer of the department Social and Information Technologies DGU e-mail: [email protected]
FOREIGN EXPERIENCE OF LABOR REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE IN ORDER TO PROMOTE THEIR EMPLOYMENT AND THE POSSIBILITY OF ITS ADAPTATION TO RUSSIAN PRACTICE
Abstract. A comprehensive and well-organized system of labor rehabilitation of disabled people creates conditions and opportunities for the development and use of residual working capacity in socially useful work and contributes to the restoration of health, improving the social status and active integration of disabled people into society, while simultaneously solving moral and ethical tasks-preventing the depressive state of disabled people, the appearance of negative thoughts and moods, etc. The purpose of the research is to study and systematize foreign experience in organizing labor rehabilitation of disabled people in order to promote their further employment, as well as to substantiate the conditions and opportunities for its adaptation to Russian practice. Method and methodology of the work. To solve the research problems, we used a systematic approach, methods of comparative analysis, classification and generalization. The theoretical and methodological basis of the research is the work of domestic and foreign authors in the field of employment of disabled people and problems related to rehabilitation and formation of the labor market for disabled people of working age. Conclusions. The paper summarizes foreign experience and highlights the European and American models of labor rehabilitation of disabled people, identifies the features and gives a comparative assessment of administrative, legal and organizational approaches to the rehabilitation of persons with disabilities in accordance with each of these models. The results of studying foreign experience and comparing it with existing mechanisms for organizing labor rehabilitation of disabled people in Russia allowed us to formulate proposals for the development of this area of socio-economic policy. The scope of the results. The results of the study can be used as recommendations in the activities of authorities in the formation of a system of measures aimed at the fastest and most complete restoration of the health of disabled people, their return to active life and work.
Keywords: disabled people, labor rehabilitation of disabled people, employment of disabled people.
Трудоустройство и занятость инвалидов трудоспособного возраста признаны общемировой прагматичной задачей по отношению к интересам всего общества [1]. Дело в том, что проблема инвалидизации населения и её рост является общемировой тенденцией, и по данным ВОЗ за 2018 г. инвалидами являются 15% (более 1 млрд человек) жителей Земли, при этом 80% из них - это население развивающихся стран [2]. В то же время в экономически развитых странах мира накоплен значительный опыт социально-экономической поддержки инвалидов, что нашло отражение в работах многих исследователей, отмечающих институциональный и многоаспектный характер социальной работы с инвалидами [3]. Проблема решается содействием осуществления трудовой деятельности.
В развитых странах степень трудовой активности инвалидов достигает до 50% от их общего числа, а не от инвалидов в трудоспособном возрасте. В России это соотношение по последним данным составляет лишь 8,4%, а среди инвалидов трудоспособного возраста число инвалидов, имеющих трудовую рекомендацию, - 62% [4].
Необходимо отметить, что развитые страны перешли от административной модели инвалидности, в которой ценность человека определялась с позиции его полезности для всего общества, к парадигме социальной модели, суть которой отражает неравенство реализации возможностей человека при законодательно установленном равенстве прав человека [5]. Социальная модель инвалидности предполагает динамическое взаимодействие между инвалидами и окружающей средой с учетом совокупности составляющих человеческого капитала, включая врожденные способности, состояние здоровья, образовательный и культурный капитал, что повышает роль и значение реабилитационных процессов и процедур [6]. В большинстве развитых стран реабилитация в целом представляет собой систему мероприятий, цели которых направлены на быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья инвалидов, возвращения их в активную жизнь и к трудовой деятельности. А процесс реабилитации, как и в России, включает комплекс мер правового, медицинского, психологического, социально-
экономического, педагогического, профессионального, производственного, бытового и другого характера.
Страны мира выработали свои подходы к осуществлению реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья [7], что позволяет обобщить особенности зарубежного опыта трудовой реабилитации инвалидов и выделить две основных модели - европейскую и американскую [8].
В Европе почти 15% населения имеют стойкие проблемы со здоровьем, ограничивающие их участие в общественной и трудовой деятельности, соответственно им требуется государственная помощь и поддержка [9].
Так, в Германии, где инвалидом является каждый 10-й житель (около 8,0 млн чел.) меры реабилитации зависят от степени инвалидности, обозначаемой буквенными индексами, с учетом вида и тяжести заболевания 10]. Общая организация реабилитации инвалидов централизована и осуществляется Федеральным управлением по труду, она включает комплекс мер в области профессионального обучения, переобучения и трудоустройства. Непосредственно инвалидов обслуживает более 100 специализированных учреждений, осуществляющих различные виды реабилитации. Восстановление трудовых способностей инвалидов осуществляется соответствующими специалистами, с проведением врачебно-трудовой экспертизы, профессиональных консультаций, подбора конкретных профессий и мест работ. При необходимости инвалиды могут быть направлены для проведения трудовых испытаний в специальные учреждения профессиональной реабилитации. В процессах трудоустройства инвалидов активную роль играют биржи труда, предоставляющие одновременно консультационные и посреднические услуги. В целом организация трудовой реабилитации инвалидов в Германии включает следующие составляющие:
- услуги медицинского характера в виде лечения в больницах, амбулаториях, санаторно-курортного обслуживания и услуг реабилитационных центров;
- содействие (с учетом состояния здоровья, профессиональной подготовки и т.д.) по восстановлению прежних или получению новых трудовых навыков;
- осуществление, согласно учебным планам, профессиональной подготовки и переподготовки для различных видов трудовой деятельности в торговле, производстве, здравоохранении и т.д. Для этих целей создано около 30 учреждений профтехобразования и около 50 специальных учебных заведений;
- содействие в трудоустройстве на посильную работу.
На всех этапах реабилитации и трудовой деятельности инвалиды находятся под постоянным наблюдением врачей, консультантов, психологов и т.д., которые следят за состоянием их здоровья, соблюдением программ реабилитации, качеством обучения, освоением новых видов работ и профессий.
Во Франции количество инвалидов приблизилось к 12 млн человек или 17,9% населения. В стране действуют многочисленные законы, направленные на обеспечение прав инвалидов аналогично правам здоровых граждан. К примеру, все строительные фирмы обязаны обеспечивать при строительстве объектов свободную доступность к ним людей с ограничениями в мобильности. Государство также предоставляет инвалидам денежные пособия, размер которых зависит от возможности работать (от 282 евро до 1585 евро), налоговые льготы, различные скидки (например, на телефон) и т.д. С 2005 г. в законодательном порядке закреплены права инвалидов на труд. Все предприятия с численностью работников свыше 20 человек обязаны иметь в своем составе не менее 6% работников с инвалидностью. Восстановление трудовых способностей инвалидов проводится в ходе общей профессиональной реабилитации соответствующими специалистами с учетом конкретных профессий и мест работы. В каждом департаменте созданы социальные структуры, которые занимаются исключительно делами инвалидов.
Во многом схожа с Германией и Францией государственная политика по отношению к инвалидам и в других странах Европейского союза - Дании, Польше, Португалии, Испании и т.д. [11]. Для стран Евросоюза разработаны своды стандартов (норм) и правил, целью которых является обеспечение интеграции инвалидов в общество. Это предполагает, что инвалидность не может создавать условия какой-либо дискриминации людей (профессиональной, социаль-
ной и т.п.), она лишь может выделить индивидуальность их проблем и возможности решения. Во всех странах Европы введено специальное законодательство о труде лиц, обладающих пониженными физическими способностями, обеспечено квотирование рабочих мест на предприятиях, введены льготные условия трудоустройства. Законодательно установлены способы поощрения инвалидов в рамках их профессиональной реабилитации. Например, работающие инвалиды получают компенсации на транспортные расходы (до места работы и обратно).
Все проблемы реабилитации решаются последовательно в зависимости от индивидуальных особенностей человека и комплексно. Программы индивидуального восстановления четко определяют показания и условия проведения реабилитационных мероприятий инвалидам в профильных больницах, клиниках, учреждениях и центрах. Весь комплекс процессов реабилитации в европейских странах направлен на четкость, последовательность и эффективность действий, приводящих к быстрейшему восстановлению способности инвалидов к труду и самообслуживанию. В трудовую реабилитацию инвалидов входит совокупность мер по профессиональной реабилитации, однако при необходимости восстановительные мероприятия к труду могут быть выделены в самостоятельный комплекс, содействие которому предоставляется в виде специальных программ на выгодных для инвалидов условиях и в значительных объемах (с точки зрения выделения ресурсов и времени).
В странах Евросоюза создана разветвленная сеть учреждений, обеспечивающих профессиональную подготовку и трудоустройство инвалидов. Службы данной сети осуществляют разнообразные виды деятельности - консультирование, реабилитацию, предоставление вспомогательных технических средств, профессиональное обучение, подготовку и переподготовку, трудоустройство.
Законодательство о трудовой занятости инвалидов основано на следующих критериях: совокупность мер по реабилитации и трудоустройству лиц с ограниченными возможностями являются для общества экономически более выгодными, чем постоянные затраты на их социальное обеспечение. Кроме того, в большинстве стран Европы используются меры стимулирования в виде различных льгот, грантов и субсидий фирмам, создающим рабочие места для инвалидов или принимающим их на работу.
Несколько другие подходы социальной поддержки инвалидов и их реабилитации приняты в США, Канаде, Англии и ряде других стран, они характеризуют американскую модель трудовой реабилитации инвалидов.
В США с 1990 г. действует закон об инвалидах, обеспечивающий правовые основы их полноценного членства в гражданском обществе, возлагающий на государство совокупность обязанностей по их реализации [12]. Широко применяемый в нашей стране термин «инвалид» в США считается некорректным, его заменило словосочетание «человек с ограниченными возможностями». Инвалиды (а это почти 12,6% населения) имеют защиту через социальное обеспечение. Занятость инвалидов трудоспособного возраста (от 16 до 64 лет) составляет 29%. В случаях когда человек стал нетрудоспособным, его дети, не достигшие 18 лет, а также супруг старше 62 лет получают пособие и имеют право на различные льготы. Если инвалиды имеют совокупные доходы и ценности, которыми он владеет, ниже определенных пределов, то им предоставляется право на получение ежемесячной выплаты по программе дополнительного социального дохода (SSI) [13].
Каждый штат и муниципалитет осуществляет достаточно самостоятельную политику в социальной поддержке инвалидов: привлекают на договорной основе специализированные организации и фонды, предоставляющие меры и услуги социально-реабилитационного характера по жилищно-бытовому устройству, общему обучению, транспортному обеспечению, предоставлению работы, адаптации и т.п. Так, штат Массачусетс сформировал специальные рабочие общества, в которых инвалиды заняты трудом по сборке изделий под присмотром супервизоров. Подобные общества обеспечивают инвалидов рабочими местами, необходимым инструментом и заготовками, что позволяет выполнять работу в установленные сроки и реализо-вывать продукцию по приемлемым ценам, позволяя работникам получать как материальное, так и моральное удовлетворение, чувствовать себя полезным для общества человеком.
В США ведется широкая научно-исследовательская работа по разработке и созданию технологий и специальных технических устройств для использования их инвалидами в своей
жизни. В частности, работает Национальный институт, исследующий проблемы инвалидности и реабилитации, выдающий гранты на НИОКР. Не только департаменты США финансируют научные работы в области реабилитационных технологий и видов изделий, но и сформированы общенациональные организации, которые заняты производством доступной для инвалидов вспомогательной техники.
В США разработаны и осуществляются целевые программы, финансируемые из госбюджета и обеспечивающие сотрудничество центров подготовки инвалидов с компаниями. Состояние профессиональной реабилитации людей с ограничениями здоровья постоянно подвергается мониторингу Комитетом по трудоустройству инвалидов при президенте страны.
Трудовая реабилитация инвалидов осуществляется в США в форме специальной подготовки к труду, призванной облегчить их трудоустройство. Она во многом позволяет укрепить стремление инвалидов приспособиться к выполнению конкретных работ, достичь в них необходимых результатов. В этой связи можно говорить о некоторой выделенности мер трудовой реабилитации из состава этапов профессиональной реабилитации.
В США отсутствует закон о квотировании рабочих мест. Компании не могут отказать в трудоустройстве инвалидам, это грозит им значительной суммой штрафов. С другой стороны, фирмы, принимающие инвалидов на работу, получают существенные налоговые льготы. Хозяйствующие субъекты Америки имеют больше возможностей (по сравнению с европейскими компаниями) в самостоятельности поведения по отношению к инвалидам.
В Канаде комплекс мер по социальной поддержке инвалидов (16,4% населения, 6,2 млн человек) во многом аналогичен модели США. В целом решение проблем инвалидов предусмотрено в основных направлениях государственной политики страны.
Во-первых, инвалиды считаются членами общества, обладающими совокупностью равных прав, присущих здоровым людям. Во-вторых, инвалиды могут и должны участвовать во всех сферах жизни общества. В-третьих, государство должно создавать благоприятные условия и возможности для максимальной самостоятельности инвалидов в своем жизнеобеспечении
[14].
В Великобритании насчитывается около 13,9 млн инвалидов (21% населения из 66 млн человек). Английское законодательство стимулирует людей с ограничениями здоровья к участию в трудовой деятельности [15]. Устройство на работу понимается как выход инвалида в общество, его социальная адаптация. Восстановление трудовых навыков инвалидов проводится на этапах общей профессиональной реабилитации соответствующими специалистами. Большое внимание в обеспечении трудовой занятости инвалидов уделяется адаптации объектов внешней среды под их нужды, а также разработке и использованию множества специальных технических приспособлений, повышающих мобильность и трудовые возможности людей с ограничениями здоровья. Отдельные мероприятия по трудовой реабилитации инвалидов осуществляются в специально созданных центрах подготовки и учреждениях социального обучения.
Этапы подготовки инвалидов к трудовой деятельности многогранны, подбираются индивидуально и в целом, как и в других странах, включают необходимые виды реабилитации.
Социальные службы Англии имеют специальные подразделения, оказывающие помощь инвалидам в трудоустройстве, включая содействие в поиске работы, выделении пособия для оплаты услуг спецтранспорта (при необходимости), оснащении рабочих мест соответствующим оборудованием фирмам, использующим труд инвалидов, выделяется денежное пособие для приобретения специального оборудования (инвалидных колясок, лифтов и т.п.). Если инвалиды выполняют работу дома, то им предоставляется соответствующая компьютерная техника.
Таким образом, проведенный в работе анализ позволяет констатировать, что в целом подходы к социальной поддержке инвалидов и организации их трудовой реабилитации, принятые в США, Канаде, Великобритании и ряде других стран, имеют ряд общих характеристик:
1. Законодательное закрепление мер социальной поддержки, реализуемое муниципалитетами с привлечением широкого круга специализированных организаций, фондов и центров, благотворительных организаций и т.д. Для повышения результативности программ поддержки лиц с ограниченными возможностями в их разработке и реализации используют научный по-
тенциал университетов.
2. В процессах реабилитации широко задействованы самые современные инновационные технологии и практики, применяется специальная техника и разнообразное оборудование в целях обучения функциональным навыкам и для повышения степени мобильности, независимости и самообслуживания инвалидов.
3. В составе социальных служб создаются специальные подразделения по трудоустройству инвалидов с оказанием услуг: поиск работы, выделение пособий для оплаты спецтранспорта, обеспечение рабочих мест необходимым оборудованием. Фирмам, создающим рабочие места для инвалидов, выделяются пособия для приобретения спецтехники (например, инвалидные коляски, подъемники, протезы).
4. Меры по трудовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями осуществляются в рамках специальных программ, разрабатываемых индивидуально для каждого человека, базирующихся на комплексной реабилитации, позволяющей повысить адаптивность инвалидов к изменяющимся внешним условиям их жизни.
5. Повышение роли трудовой реабилитации в общей системе поддержки инвалидов не означает сокращение или снижение выплат денежных пособий и их регулярность, а предполагает повышение уровня и качества жизни лиц с ограниченными возможностями за счет поступления дополнительных средств.
Результаты изучения зарубежного опыта и его сопоставления с существующими механизмами организации трудовой реабилитации инвалидов в России позволяют сформулировать следующие предложения по развитию данного направления социально-экономической политики:
1. Весьма интересен опыт Германии в части централизованного обеспечения общего руководства реабилитацией инвалидов через Федеральное управление по труду, которое отвечает за организацию мероприятий в области профессионального обучения, переобучения и трудоустройства. В восстановлении трудовых способностей инвалидов обязаны участвовать соответствующие специалисты, в т. ч. по оказанию содействия в подборе конкретных профессий и мест работ и последующему контролю хода адаптации на рабочем месте.
2. Однозначно необходимо, кроме мер государственного принуждения (как, например, при квотировании), введение мер, мотивирующих бизнес на использование труда инвалидов в виде: различных льгот, грантов, компенсаций расходов на оборудование и приспособление рабочих мест, а также окружающего пространства и пр.
3. Основываясь на опыте США и Англии, возможно создать специальные организации, в которых инвалиды смогут проходить курс трудовой реабилитации под непосредственным кураторством и помощи необходимых специалистов. При успешном восстановлении трудовых навыков у инвалидов подыскивать работу и переводить их на самостоятельное выполнение.
4. Вполне очевидно и необходимо в такой огромной стране, как Россия, использовать опыт США, где целенаправленно ведётся широкая научно-исследовательская работа по разработке, созданию технологий и специальных технических устройств для использования их инвалидами. Работу возглавляет Национальный институт, исследующий проблемы инвалидности и реабилитации, одновременно выдающий гранты на НИОКР.
Деятельность существующего в структуре Минтруда РФ «Федерального научного центра реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта», согласно его уставу, в основном сосредоточена на «разработке, апробации и проведении самостоятельных и комплексных реабилитационных, диагностических мероприятий граждан, т. е. на всей цепочке реабилитации включительно по профессиональной ориентации [16]. Изучение вопросов содействия занятости в задачи данного учреждения не входят.
Выводы. Таким образом, исследование зарубежного опыта трудовой реабилитации инвалидов позволяет сделать вывод, что в развитых странах мира за последние десятилетия были приняты и успешно реализуются специальные программы, направленные на преодоление дискриминационной ситуации в сфере занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в России и её регионах подобные профильные программы отсутствуют.
Используя опыт стран с развитой экономикой по созданию людям с инвалидностью возможность трудиться, необходимо не формально, а конструктивно решать вопросы по внедре-
нию новых технологий, реализации инновационных проектов, направленных на продвижение инклюзивного и ответственного отношения к трудовой реабилитации людей с инвалидностью, поскольку именно трудовая реабилитация является потенциальной возможностью восстановления утраченных физических и физиологических функций инвалида. А это позволит использовать имеющиеся профессиональные навыки либо перенаправить человеческие ресурсы по новому вектору развития трудового потенциала, т.е. приобрести инвалиду необходимые компетенции в целях преодоления высокой конкуренции на рынке труда и последующего трудоустройства.
Литература
1. О положении дел в сфере трудоустройства инвалидов (справка к заседанию Правительства 26 декабря 2013 г.) [Электронный ресурс]. - URL : http://government.ru/quotes/9354 (дата обращения 22.04.2020).
2. По данным информационного источника Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. -URL : https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (дата обращения 22.04.2020).
3. Антюншина, Н. М. Качество человеческих ресурсов как объект управления : опыт Швеции / Н.М. Антюшина // Труд за рубежом. 2005. № 4. С. 32-36.
4. Ярская-Смирнова, E. Р. Социальная работа с инвалидами / E. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушки-на. - СПб. : Питер, 2005. С. 19-21.
5. Федеральный реестр инвалидов. 2019 [Электронный ресурс]. -URL : https://sfri.ru/analitika/ chislennost/chislennost (дата обращения 23.04.2020).
6. Ярская-Смирнова, E. Р. Социальная работа с инвалидами / E. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушки-на. - СПб. : Питер, 2005. С. 19.
7. Топилин, К. А. Стимулирование использования трудового потенциала инвалидов на региональном рынке труда (на примере Москвы) : дис... канд. экон. наук: 08.00.05 / Топилин К. А. - М., 2011.
8. Парягина, О. А. Проблемы занятости инвалидов / О.А. Парягина // Человек и государство. 2007. № 4. С. 124.
9. Felix, O., Chima, Ph. D. Persons with Disabilities and Employment // Journal of Social Work in Disability &Rehabilitation. 2005. No. 4:3. P. 39-60 [Электронный ресурс]. - URL : https://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1300/J198v04n03 05(дата обращения 15.04.2020).
10. Международная статистика инвалидности. Особенный банк. 2016 [Электронный ресурс]. - URL : http://specialbank.ru/2016/12/23/stats_world (дата обращения 30.04.2020).
11. Кримханд, В. Инвалидность в Германии. Социально-юридические аспекты [Статья] [Электронный ресурс]. - URL : https://www.partner-inform.de/partner/detail/2012/1/263/5251/invalidnost-v-germanii (дата обращения 30.04.2020).
12. Цыганов, М. E. Интеграция инвалидов в сферу занятости : опыт стран Eвросоюза / МЖ. Цыганов // Труд за рубежом. 2003. № 4. С. 51.
13. Лебедева, Л. Ф. Трудовые отношения в США : основы трудового регулирования / Л.Ф. Лебедева // Труд за рубежом. 2006. № 2. С. 15-17.
14. Disability Determination Process. 22 Feb 2004. Social Security Online [Электронный ресурс]. - URL : http://www.ssa.gov/disability/determination (дата обращения 02.05.2020).
15. Обеспечение прав инвалидов в Канаде [Электронный ресурс]. - URL : http://www.canada.ru/about/ social security/disabled.shtml (дата обращения : 07.05.2020).
16. Disability in the United Kingdom 2016 : Facts and Figures [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.papworthtrust.org.uk/sites/default/files/Disability%20Facts%20and%20Figures%202016.pdf (дата обращения: 07.05.2020).
17. Устав Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - : http://www.center-albreht.ru/about the center/(дата обращения 13.05.2020).
18. Головко, С. Г. Модель социальной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс]. - URL : https:// docplayer.ru/356357-Model-socialnoy-reabilitacii-invalidov.html (дата обращения 14.07.2020).
19. Государственная политика в отношении трудовой занятости лиц с инвалидностью: международный опыт и российская практика. - М. : Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», 2008.
20. Изучение проблем трудовой реабилитации инвалидов : информационно аналитический отчет. - М., 2015.
21. Изучение проблем трудовой реабилитации инвалидов : информационно-аналитический отчет / Петросян В.А., Холостова E.K, Бобровский В.А., Корнилова М.В., Мкртумова И.В., Маяцкая И.Н., Попов П.В., Успенская Т.Н., Утунова E.Ц., Фадин Н.И. -М., 2015.
References:
1.O polozhenii del v sfere trudoustrojstva invalidov (spravka k zasedaniyu Pravitel'stva 26 dekabrya 2013 g.) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://government.ru/quotes/9354 (data obrashcheniya 22.04.2020). 2. Po dannym informacionnogo istochnika Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. -URL : https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (data obrashcheniya
22.04.2020).
3. Antyunshina, N. M. Kachestvo chelovecheskih resursov kak obekt upravleniya : opyt SHvecii / N.M. Antyushina // Trud za rubezhom. 2005. № 4. S. 32-36.
4. YArskaya-Smirnova, E. R. Social'naya rabota s invalidami /E. R. YArskaya-Smirnova, E. K. Naberushkina.
- SPb. : Piter, 2005. S. 19-21.
5. Federal'nyj reestr invalidov. 2019 [Elektronnyj resurs]. -URL : https://sfri.ru/analitika/chislennost/ chislennost (data obrashcheniya 23.04.2020).
6. YArskaya-Smirnova, E. R. Social'naya rabota s invalidami / E. R. YArskaya-Smirnova, E. K. Naberushkina.
- SPb. : Piter, 2005. S. 19.
7. Topilin, K. A. Stimulirovanie ispol'zovaniya trudovogo potenciala invalidov na regional'nom rynke truda (na primere Moskvy) : dis... kand. ekon. nauk: 08.00.05 / Topilin K. A. -M., 2011.
8. Paryagina, O. A. Problemy zanyatosti invalidov / O.A. Paryagina // CHelovek i gosudarstvo. 2007. № 4. S. 124.
9. Felix, O., Chima, Ph. D. Persons with Disabilities and Employment // Journal of Social Work in Disability &Rehabilitation. 2005. No. 4:3. P. 39-60 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1300/J198v04n03_05(data obrashcheniya 15.04.2020).
10. Mezhdunarodnaya statistika invalidnosti. Osobennyj bank. 2016 [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// specialbank.ru/2016/12/23/stats_world (data obrashcheniya 30.04.2020).
11. Krimhand, V. Invalidnost' v Germanii. Social'no-yuridicheskie aspekty [Stat'ya] [Elektronnyj resurs]. -URL : https://www.partner-inform.de/partner/detail/2012/1/263/5251/invalidnost-v-germanii (data obrashcheniya 30.04.2020).
12. Cyganov, M. E. Integraciya invalidov v sferu zanyatosti: opyt stran Evrosoyuza /M.E. Cyganov // Trud za rubezhom. 2003. № 4. S. 51.
13. Lebedeva, L. F. Trudovye otnosheniya v SSHA : osnovy trudovogo regulirovaniya / L.F. Lebedeva // Trud za rubezhom. 2006. № 2. S. 15-17.
14. Disability Determination Process. 22 Feb 2004. Social Security Online [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.ssa.gov/disability/determination (data obrashcheniya 02.05.2020).
15. Obespechenie prav invalidov v Kanade [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.canada.ru/about/ social security/disabled.shtml (data obrashcheniya : 07.05.2020).
16. Disability in the United Kingdom 2016 : Facts and Figures [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.papworthtrust.org. uk/sites/default/files/Disability%20Facts%20and%20Figures%202016.pdf (data obrashcheniya: 07.05.2020).
17. Ustav Federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya «Federal'nyj nauchnyj centr reabili-tacii invalidov im. G.A. Al'brekhta» Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - : http://www.center-albreht.ru/about_the_center/(data obrashcheniya 13.05.2020).
18. Golovko, S. G. Model' social'noj reabilitacii invalidov [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// docplayer.ru/356357-Model-socialnoy-reabilitacii-invalidov.html (data obrashcheniya 14.07.2020).
19. Gosudarstvennaya politika v otnoshenii trudovoj zanyatosti lic s invalidnost'yu: mezhdunarodnyj opyt i rossijskaya praktika. - M. : Regional'naya obshchestvennaya organizaciya invalidov «Perspektiva», 2008.
20. Izuchenie problem trudovoj reabilitacii invalidov : informacionno analiticheskij otchet. - M., 2015.
21. Izuchenie problem trudovoj reabilitacii invalidov : informacionno-analiticheskij otchet / Petrosyan V.A., Holostova E.I., Bobrovskij V.A., Kornilova M.V., Mkrtumova I.V., Mayackaya I.N., Popov P.V., Uspenskaya T.N., Utunova E.C., Fadin N.I. -M., 2015.