Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ИНВАЛИДОВ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
664
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ ИНВАЛИДОВ / ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Омарова Камила Абдурашидовна, Курбанова Залина Айвазовна, Абакарова Аминат Асбеговна

Цель работы - изучение особенностей и проблем формирования рынка труда инвалидов, связанных со спецификой их физических потребностей. Метод и методология проведения работы. Методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, экономики труда, в т. ч. трудовой занятости населения и инвалидов и проблем, связанных с реабилитацией и формированием рынка труда для инвалидов трудоспособного возраста. Для решения задач исследования использованы системный поход, методы сравнительного анализа, социально-экономической статистики, классификации, анализа документов. Результаты. В статье изучены и систематизированы основные модели общественного отношения к инвалидам, которые получили название «модели инвалидности», - это моральная, реабилитационная, медицинская и социальная, что, на наш взгляд, дает возможность говорить, скорее, о моделях общественного восприятия или социальном отношении к инвалидности как к проблеме, а самих инвалидов воспринимать как специфическую общественную группу. Определены проблемы занятости и трудовой реабилитации инвалидов, требующие решения от федеральных и региональных органов власти, которые можно дифференцировать на правовые, финансовоэкономические, социальные, организационные. Предложены меры по содействию занятости инвалидов. Выводы. Осуществление всего спектра мер по содействию занятости инвалидов, включая развитие гибкого рынка труда с максимально возможным числом рабочих мест должно найти отражение в программных мероприятиях, а само предназначение программы переориентировано из «чисто» социального на социальноэкономическое, поскольку требуется адекватное решение вопросов, связанных с экономическими показателями, - затратами, выручкой, производительностью, прибылью и т.д. При этом необходимо соблюдение некоторых принципов. Во-первых, принципа экономической целесообразности и оправданности, предполагающего, что трудоустройство инвалидов должно быть взаимовыгодным и носить экономически оправданный характер для всех сторон: государства, работодателей и самих инвалидов. И, во-вторых, принципа отсутствия внешних эффектов, предусматривающего, что в ходе реализации программ трудовой реабилитации инвалидов и создания рабочих мест не должны формироваться отрицательные внешние эффекты (экстерналии) в отдельных отраслях и областях деятельности, по экономике и в целом в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Омарова Камила Абдурашидовна, Курбанова Залина Айвазовна, Абакарова Аминат Асбеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF FORMATION LABOUR MARKET FOR DISABLED PEOPLE

The purpose of the work is to study the features and problems of the formation of the labor market of disabled people, related to the specifics of their physical needs. Method and methodology of the work. The methodological basis of the study was the fundamental and applied works of domestic and foreign authors in the field of economic theory, labor Economics, including employment of the population and disabled people and problems related to rehabilitation and formation of the labor market for disabled people of working age. To solve the problems of the study, we used a systematic approach, methods of comparative analysis, socio-economic statistics, classification, and document analysis. Results. The article examines and systematizes the main models of public attitude towards disabled people, which have been called "models of disability" - these are moral, rehabilitation, medical and social, which, in our opinion, makes it possible to speak, rather, about models of public perception or social attitude to disability as a problem, and to perceive disabled people themselves as a specific social group. The problems of employment and labor rehabilitation of disabled people that require solutions from Federal and regional authorities, which can be differentiated into legal, financial, economic, social, and organizational ones, are identified. Measures to promote employment of disabled people are proposed. Conclusions. The implementation of the full range of measures to promote the employment of persons with disabilities, including the development of a flexible labor market with the maximum possible number of jobs, should be reflected in program activities, and the very purpose of the program is reoriented from "purely" social to socio-economic, since it requires an adequate solution to issues related to economic indicators - costs, revenue, productivity, profit, etc. At the same time, certain principles must be observed. First, the principle of economic expediency and justification, which assumes that the employment of persons with disabilities should be mutually beneficial and economically justified for all parties: the state, employers and persons with disabilities themselves. And, secondly, the principle of the absence of external effects, which provides that during the implementation of programs for the labor rehabilitation of disabled people and job creation, negative external effects (externalities) should not be formed in certain industries and areas of activity, in the economy and in society as a whole.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ИНВАЛИДОВ»

УДК: 331.1 ОМАРОВА КАМИЛА АБДУРАШИДОВНА

к.э.н., доцент кафедры Социальных и информационных технологий ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: kamusya@list.ru

КУРБАНОВА ЗАЛИНА АЙВАЗОВНА

студентка 4 курса Социального факультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: kurbanovazalina495@gmail.com

АБАКАРОВА АМИНАТАСБЕГОВНА

магистрант 2 года обучения направления «Социальная работа» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», директор Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

e-mail: srcdlyanl@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-09-116-124 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ИНВАЛИДОВ

Аннотация. Цель работы — изучение особенностей и проблем формирования рынка труда инвалидов, связанных со спецификой их физических потребностей. Метод и методология проведения работы. Методологической базой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, экономики труда, в т. ч. трудовой занятости населения и инвалидов и проблем, связанных с реабилитацией и формированием рынка труда для инвалидов трудоспособного возраста. Для решения задач исследования использованы системный поход, методы сравнительного анализа, социально-экономической статистики, классификации, анализа документов. Результаты. В статье изучены и систематизированы основные модели общественного отношения к инвалидам, которые получили название «модели инвалидности», — это моральная, реабилитационная, медицинская и социальная, что, на наш взгляд, дает возможность говорить, скорее, о моделях общественного восприятия или социальном отношении к инвалидности как к проблеме, а самих инвалидов воспринимать как специфическую общественную группу. Определены проблемы занятости и трудовой реабилитации инвалидов, требующие решения от федеральных и региональных органов власти, которые можно дифференцировать на правовые, финансово-экономические, социальные, организационные. Предложены меры по содействию занятости инвалидов. Выводы. Осуществление всего спектра мер по содействию занятости инвалидов, включая развитие гибкого рынка труда с максимально возможным числом рабочих мест должно найти отражение в программных мероприятиях, а само предназначение программы переориентировано из «чисто» социального на социально-экономическое, поскольку требуется адекватное решение вопросов, связанных с экономическими показателями, — затратами, выручкой, производительностью, прибылью и т.д. При этом необходимо соблюдение некоторых принципов. Во-первых, принципа экономической целесообразности и оправданности, предполагающего, что трудоустройство инвалидов должно быть взаимовыгодным и носить экономически оправданный характер для всех сторон: государства, работодателей и самих инвалидов. И, во-вторых, принципа отсутствия внешних эффектов, предусматривающего, что в ходе реализации программ трудовой реабилитации инвалидов и создания рабочих мест не должны формироваться отрицательные внешние эффекты (экстерналии) в отдельных отраслях и областях деятельности, по экономике и в целом в обществе.

Ключевые слова: инвалиды, рынок труда, занятость инвалидов, особенности и проблемы трудоустройства.

OMAROVA KAMILA ABDURASHIDOVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies of Dagestan State University,

e-mail: kamusya@list.ru

KURBANOVA ALINA AIVAZOVNA

4th year student of the Social Faculty of Dagestan State University,

e-mail: kurbanovazalina495@gmail.com

ABAKAROVA AMINATASBEGOVNA

Master's student of 2 years of study in the direction of "Social work" of the Dagestan State University, Director of the Republican Social Rehabilitation Center for Minors e-mail: srcdlyanl@mail.ru

FEATURES AND PROBLEMS OF FORMATION LABOUR MARKET FOR DISABLED PEOPLE

Abstract. The purpose of the work is to study the features and problems of the formation of the labor market of disabled people, related to the specifics of their physical needs. Method and methodology of the work. The methodological basis of the study was the fundamental and applied works of domestic and foreign authors in the field of economic theory, labor Economics, including employment of the population and disabled people and problems related to rehabilitation and formation of the labor market for disabled people of working age. To solve the problems of the study, we used a systematic approach, methods of comparative analysis, socio-economic statistics, classification, and document analysis. Results. The article examines and systematizes the main models of public attitude towards disabled people, which have been called "models of disability" — these are moral, rehabilitation, medical and social, which, in our opinion, makes it possible to speak, rather, about models of public perception or social attitude to disability as a problem, and to perceive disabled people themselves as a specific social group. The problems of employment and labor rehabilitation of disabled people that require solutions from Federal and regional authorities, which can be differentiated into legal, financial, economic, social, and organizational ones, are identified. Measures to promote employment of disabled people are proposed. Conclusions. The implementation of the full range of measures to promote the employment of persons with disabilities, including the development of a flexible labor market with the maximum possible number of jobs, should be reflected in program activities, and the very purpose of the program is reoriented from "purely" social to socio-economic, since it requires an adequate solution to issues related to economic indicators — costs, revenue, productivity, profit, etc. At the same time, certain principles must be observed. First, the principle of economic expediency and justification, which assumes that the employment of persons with disabilities should be mutually beneficial and economically justified for all parties: the state, employers and persons with disabilities themselves. And, secondly, the principle of the absence of external effects, which provides that during the implementation of programs for the labor rehabilitation of disabled people and job creation, negative external effects (externalities) should not be formed in certain industries and areas of activity, in the economy and in society as a whole.

Keywords: disabled persons, labor market, employment of persons with disabilities, the characteristics and problems of employment.

Введение. В современном обществе важной социальной проблемой являются вопросы, связанные с жизнеспособностью инвалидов и исходящие из объективных особенностей их здоровья и реализация основных функций. Развитие цивилизации постепенно приводило и к развитию самой парадигмы соответствующего отношения общества к вопросам и проблемам инвалидов, и, в целом, к самим инвалидам.

Сегодня выделяются несколько основных моделей общественного отношения к данной группе, которые получили название «модели инвалидности», - это моральная, реабилитацион-

ная, медицинская и социальная [1]. Такая систематизация дает нам возможность говорить, скорее, о моделях общественного восприятия или социальном отношении к инвалидности как к проблеме, а самих инвалидов воспринимать как специфическую общественную группу (рис. 1).

Самой первой исторически сложившейся моделью была моральная, которая существовала довольно долго, в основу ее были заложены некие религиозные и бытовые предрассудки, когда инвалидность воспринимали как позор, называя его «религиозным наказанием за грехи» [2].

Следующей была медицинская модель отношения к инвалидности, возникшая в начале XIX в. и связанная с развитием медицины. В соответствии с ней стали трактоваться физические и психические различия между людьми, а сама инвалидность воспринималась как «неполноценность».

Рис. 1. Основные модели общественного восприятия проблем инвалидности и инвалидов [2]

Реабилитационная модель предполагала комплекс мероприятий, который впоследствии должен был привести к адаптации всех основных сфер жизнедеятельности к нуждам инвалидов.

Социальная модель - ее отличительной особенностью является сам подход, базирующийся на признании дефектов и физиологических отличий как основного фактора жизнедеятельности, что позволяет трактовать инвалидность как девиацию. При этом наиболее значимыми становятся не медицинские или биологические проблемы, а социальные. Данный подход позволил не допускать элементы дискриминации по отношению к рассматриваемой социальной группе.

Основная суть социальной модели - это полная и масштабная интеграция инвалидов во все сферы общественной жизни, включая трудовую деятельность и профессиональное обучение. С этой моделью связано и введение в общественный оборот понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», которое во многих случаях заменяло понятие «инвалид».

Однако, несмотря на довольно широкое и частое использование термина «лицо с ОВЗ» в нормативных и правовых документах, данное понятие не получило до сих пор четкого определения. Основная проблема - к лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лиц, которым официально инвалидность не назначена. Поэтому сегодня весьма актуальным является вопрос о соотношении понятий «инвалид» и «лицо с ОВЗ».

В принятой ООН в 1975 г. Декларации о правах инвалидов подчеркнуто, что инвалидом является «любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей».

В Конвенции ООН о правах инвалидов (ратифицирована 03.05.2012) определено, что «к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [3]. Что касается российских правовых документов по исследуемой теме, то основополагающим здесь является Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ, в котором установлено: инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызыва-

ющее необходимость его социальной защиты».

В Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 21.06.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» определение инвалида не приводится. Вместе с тем указано, что признание гражданина таковым осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния его организма на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных. В нескольких приказах федеральных министерств (Минздравсоцразвития, Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования) охарактеризованные выше процедуры уточняются и конкретизируются.

Исходя из систематизации, обобщения и критического анализа различных позиций, которые зафиксированы в нормативно-правовых документах, мы можем выделить некоторые сущностные характеристики инвалидов, позволяющие воспринимать их как особую категорию граждан (рис. 2):

Сущностные характеристики инвалидов как особой категории граждан

1

Стойкие расстройства функций организма в результате заболеваний, травм, дефектов Ограничения жизнедеятельности вследствие функциовальньп расстройств Необходимость социальной защиты через установление группы инвалидности, обусловленная функциональными расстройствами и ограничениями жизнедеятельности

Рис. 2. Сущностные характеристики инвалидов как особой категории граждан (в соответствии со ст. 1 ФЗ № 181)

Таким образом, изучение сущностных характеристик данных категорий позволило нам сделать выводы о том, что все инвалиды являются одновременно и лицами с ОВЗ. Но при этом мы не можем утверждать обратное, так как не все лица с ОВЗ являются инвалидами. Здесь много причин:

1. У лиц с ОВЗ отклонения от нормального здоровья могут иметь кратковременный характер и быть обратимыми.

2. Даже если такие отклонения здоровья и наблюдаются у лиц с ОВЗ, они не приводят их к существенным ограничениям в процессе реализации жизненно важных функций.

3. И, наконец, по закону лица с ОВЗ не всегда имеют право получить официальный статус инвалида с обеспечением социальной защиты (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение понятий «лица с ОВЗ» и «инвалиды»

Если рассматривать понятие лица с ОВЗ в рамках узкой трактовки, то мы можем говорить о том, что оно является синонимом термина «инвалиды». Более широкая трактовка позволяет включать в данное понятие, помимо инвалидов, всех остальных людей, которые имеют какие-

либо отклонения от нормального состояния здоровья без определения характера этих отклонений, введения любых ограничений в жизнедеятельность и получения официального статуса инвалидов.

Можно систематизировать вышеназванные права представителей рассматриваемой социальной группы через призму сфер жизнедеятельности, под которой понимается определенный ареал реализации соответствующих человеческих функций. Как известно, полноценная интеграция инвалидов в общество возможна только в том случае, если он обеспечен трудовой деятельностью и связанным с ним обучением. Поэтому основой всех прав в этой социальной группе являются права в образовательной и трудовой сферах. Как правило, эти права могут быть объединены в отдельный блок, который называется социально-экономическими правами инвалидов (рис. 4). Соответственно, вполне логично утверждение, что занятость инвалидов выступает в качестве фундамента их эффективной социальной интеграции. В свою очередь, социальная интеграция является результатом или следствием процессов социальной адаптации.

Рис. 4. Классификация основных прав инвалидов (по критерию базовых сфер их жизнедеятельности) [4]

Для успешной социальной интеграции инвалидов в общественную жизнь необходимо создание условий, из которых одним из самых важных является доступное образование. В настоящее время многие развитые страны мира очень активно внедряют систему инклюзивного образования.

Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает процесс разработки и активного внедрения конкретных решений, позволяющих каждому индивиду равноправно принимать участие в общественной жизни [5]. В его основе лежит неограниченное участие человека с особыми потребностями во всех социальных процессах, свободу его выбора форм и способов обучения, досуга и т.д. [6].

В современном обществе проблема понимания инклюзии стоит особенно остро. Главным сегодня становится не то, как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуются в обществе, а то, как общество реагирует на этих людей, как оно относится к ним. Многие авторы, занимающиеся данными вопросами, отмечают, что обеспечение инклюзии возможно только в такой среде, в которой сами люди готовы к восприятию такой идеи в целом [6]. При этом надо четко представлять себе: инклюзивное образование не может и не должно считаться синонимом только лишь физического присутствия детей-инвалидов с обычными детьми. При создании необходимых условий для инклюзивного образования и воспитания должны учитываться все аспекты физического, материального и другого характера [7].

Инклюзивное образование представляет собой такую организацию процесса обучения, при котором учитываются все образовательные потребности и способности детей-инвалидов, обучающихся вместе с обычными детьми [8]. В ее основе лежит предположение о возможности совместного обучения детей с разными способностями и особенностями развития. При этом сама система образования должна быть адаптирована под потребности каждого индивида, а

все индивидуальные способности и потребности детей-инвалидов в процессе обучения должны остаться неизменными и не могут подвергаться коррекции.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, особенно для детей-инвалидов, образование играет большую роль и более ценно, чем для обычных людей. Это связано с тем, что образование ими воспринимается как особый ресурс, способствующий социализации инвалидов в обществе.

По мнению многих специалистов, показателем высокого уровня развитости страны является использование и развитие инклюзивного образования. Так, Г. И. Алферова уверена, что инклюзивное образование - это весьма сложный и трудоемкий процесс, облегчить который могут изменения во всей системе образования. В то же время именно совместная учеба, совмещенная с обычным общением, способна привести к успешной социализации детей с особыми потребностями и, что немаловажно, к формированию у здоровых детей толерантного и терпимого отношение к детям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями [9].

Еще одно несомненное преимущество в инклюзивном образовании для детей-инвалидов -это улучшение навыков коммуникации. Реальность такова, что после окончания обучения в интернатных учреждениях закрытого типа многие дети испытывают сложности в процессах взаимодействия с людьми, очень сложно проходит процесс их социализации. А в образовательных учреждениях с инклюзивным образованием дети-инвалиды имеют большой опыт общения со своими сверстниками и другими людьми, что формирует у этих детей коммуникативные навыки.

В России введение и функционирование системы инклюзивного образования регулирует Конституция РФ, Федеральный закон об образовании, Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ, а также Конвенция о правах ребенка. Действующая с 2011 г. на территории РФ государственная целевая программа «Доступная среда» также способствует развитию инклюзивного образования, так как в рамках этой программы предполагается увеличить количество школ с созданными условиями для совместного обучения инвалидов и здоровых детей [10].

Самое главное - это понимание того, что инклюзия является не только и не столько техническим или информационным внедрением изменений в жизни общества жизни, здесь прежде всего речь идет об изменениях взглядов на жизнь и её ценность. Активное ее внедрение является залогом успешной социализации инвалидов [11]. В свою очередь, социализация инвалидов является инструментом создания равных возможностей для востребованности инвалидов в социально-бытовой и трудовой сферах деятельности.

В целом же следует отметить наличие некоторых проблем занятости и трудовой реабилитации инвалидов, требующих решения от федеральных и региональных органов власти, которые можно дифференцировать на правовые, финансово-экономические, социальные, организационные.

Правовые проблемы. Недостаточный контроллинг по соблюдению законодательства о занятости инвалидов, анализа нормативно-правовой базы регионов. Например, в Республике Дагестан выявлена необходимость её коррекции ввиду отсутствия норм, обязывающих службы занятости изучать состояние рынка труда для инвалидов, развивать систему их профессиональной подготовки, т. е. способствовать формированию и развитию экономически эффективного трудового потенциала инвалидов. Несовершенны рычаги влияния на работодателей по приему на работу инвалидов, при одновременном отсутствии финансово-экономических стимулов за создание рабочих мест для них и т.д.

Финансово-экономические проблемы. Для региональной власти - это необходимость ежегодного выделять бюджетные средства на развитие и материально-техническое оснащение сети реабилитационных учреждений для инвалидов, на формирование экономических рычагов мотивирования бизнеса к использованию труда инвалидов, на оказание мер материальной и имущественной поддержки неработающим, в т. ч. трудоспособным инвалидам и их семьям. Отсутствие бюджетных средств на выявление, распространение и внедрение на предприятиях наилучших практик по взаимовыгодному сотрудничеству государства, работодателей и инвалидов.

Для работодателей - это отсутствие правовых гарантий на полную или частичную компен-

сацию понесенных финансовых затрат на создание для инвалидов специальных рабочих мест и инфраструктуры, на приобретение, монтаж и установку специального оборудования, на необходимость в ряде случаев дополнительного обучения, переобучения; как правило, низкий уровень производительности труда инвалидов, а также экономические потери на предоставление инвалидам дополнительных перерывов в работе, отпусков, сокращенные рабочей недели и т.д.

Для инвалидов - низкий уровень пенсионного обеспечения. По данным Пенсионного фонда РФ, на 1 апреля 2019 г. средний размер трудовых пенсий, назначенных инвалидов, состоящим на учете в ПФР, составляет 14977,7 руб. в месяц, в т. ч. у инвалидов первой группы - 17 977,5 руб., второй группы -14 619,5руб., третьей группы - 12336,2 руб. [12].

Социальные проблемы. Для региональной власти - обеспечение социальной стабильности в обществе, отсутствие механизмов формирования рынка труда для инвалидов, нормативно-правовой базы взаимовыгодного государственно-частного партнерства с работодателями по созданию рабочих мест для инвалидов.

Для работодателей - обеспечение психологической совместимости коллектива с работающими инвалидами.

Для инвалида - по разным оценкам от 17% до 30% инвалидов трудоспособного возраста, имеющих трудовые рекомендации, не мотивированы к труду, в т. ч. по причинам сложности с трудоустройством, адаптации на рабочем месте, необходимости смены вида трудовой деятельности, утраты права на региональные социальные выплаты при поступлении на работу и пр.

Организационные проблемы. Длительные сроки поиска работы для инвалида службами занятости, у инвалидов не всегда имеется возможность выбора места работы, недостаточная информированность инвалидов о возможностях трудоустройства, профессионального переобучения; практическое отсутствие сервиса клиентоориентированной работы с инвалидами по возможностям трудоустройства и т.д.

Перечисленные проблемы и другие негативные моменты свидетельствуют о необходимости более детальной и взвешенной проработки развития системы трудовой занятости инвалидов в России и ее регионах, а также индивидуальной работы с инвалидами по развитию и формированию их трудового потенциала.

Осуществление всего спектра мер по содействию занятости инвалидов, включая развитие гибкого рынка труда с максимально возможным числом рабочих мест, должно найти отражение в программных мероприятиях, а само предназначение программы переориентировано из «чисто» социального на социально-экономическое, поскольку требуется адекватное решение вопросов, связанных с экономическими показателями, - затратами, выручкой, производительностью, прибылью и т.д.

Следует учитывать ещё ряд принципов.

Принцип экономической целесообразности и оправданности. Трудоустройство инвалидов должно быть взаимовыгодным и носить экономически оправданный характер для всех сторон: государства, работодателей и самих инвалидов. Вместе с тем государство не должно использовать трудоустройство инвалидов как способ снижения своих социальных обязательств по отношению к ним. Для работодателей - при использовании труда инвалидов важно сохранить уровень дохода и конкурентоспособности предприятий, или они будут искать способы ухода от этой обязанности. Для инвалидов - трудоустройство должно быть добровольным и рассматриваться как возможность повышения уровня жизни, реализации человеческого капитала и более тесного интегрирования в общество.

Принцип отсутствия внешних эффектов. В ходе реализации программ трудовой реабилитации инвалидов и создания рабочих мест не должны формироваться отрицательные внешние эффекты (экстерналии) в отдельных отраслях и областях деятельности, по экономике и в целом в обществе. Закономерно, что при разработке подпрограммы такого социально-экономического значения должны быть учтены современные научные методологии, технологии управления человеческими ресурсами и прочие современные тенденции, а именно [13]:

- мониторинг и внедрение в практику работы медицинских, социальных учреждений новейших реабилитационных технологий, что позволит большему числу инвалидов возвращать-

ся к трудовой деятельности. Выделение средств на научную разработку направлений реабилитационной индустрии;

- постоянный мониторинг рынка труда, изучение потребностей инвалидов в процессе занятости:

а) по рейтингу востребованных профессий с учетом развития и внедрения новых инновационных технологий в производственные процессы и, соответственно, предъявления новых требований к квалификации кадрового состава [14]. Данные изменения должны учитываться при организации профессиональной подготовки /переподготовки инвалидов;

б) по наличию рабочих мест с гибкими формами занятости, надомной работы, которые позволяют инвалидам самостоятельно регулировать трудовые нагрузки с учетом состояния здоровья. Одновременно предусматривать мероприятия по содействию развития данных форм занятости;

в) на основе технологий маркетинга предусматривать проведение исследований потребностей инвалидов в области занятости, включая структуру и динамику конкретного спроса, вкусы и предпочтения работодателей и другой информации о состоянии и показателях функционирования предприятий;

г) исследование и научная разработка формирования сетевых форм организаций и применение их в программах занятости инвалидов.

Принятие таких программ и их последующая реализация позволят создать организационную форму осуществления комплекса действий, а также сконцентрировать ресурсы (кадровые, материально-технические, финансовые, учебно-методические, информационные и т.д.) участников: правительства региона, территориальных и отраслевых органов власти, соответствующей сети муниципальных учреждений (медицинских, социальных, образовательных, физкультуры и спорта), общественных организаций для целей трудовой реабилитации инвалидов, их трудоустройства и полной адаптации на рабочих местах. Литература

1. Пряжникова, Е. Ю. Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю. Пряжникова // Вестник Московской международной академии. 2015. № 3. С. 45.

2.Куваева, Н. В. Профессиональное становление в процессе социализации молодого инвалида : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Куваева Н. В. - М., 2006.

3. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 24.03.2020).

4. Игонина, Н. А. Защита прав инвалидов : содержание и сущностная характеристика /Н.А. Игонина, Т.В. Ашиткова // Философско- правовая антропология. 2018. № 2 (85). С. 57.

5. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 4.

6. Юлдасова, А. С. Философия взглядов на инклюзивное образование / С.А. Юлдасова // Познание - 2016 [Электронный ресурс]. - URL : http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1277 (дата обращения: 21.07.2020 г.).

7. Пургина, Е. И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья /Е.И. Пургина //Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 153.

8. Инклюзивное образование в России //М. : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). 2011. С. 88.

9. Алферова, Г. И. Социализация и социальная адаптация ребенка-инвалида в условиях инклюзивного образования /Г.И. Алферова //Гуманитарные исследования. 013. № 4 (48). С. 120-126.

10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 20112020 гг. : Постановление Правительства РФ от 15.04.2016 N 297 [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544064/ (дата обращения: 25.07.2020).

11. Осипов, С. А. Социализация и содействие трудовой занятости инвалидов в условиях трансформирующейся экономики региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Осипов С. А. - Воронеж, 2007.

12. Средний размер назначенных пенсий инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации. 2019 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstatmain/ rosstat/ru/statistics/ (дата обращения: 20.04.2020).

13. Завьялова, Е. В. Управление развитием человеческих ресурсов : учебник / Е.В. Завьялова, М.О. Лату-ха. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. С. 9-14.

14. Андреева, Л. Ю. Влияние цифровой экономики на формирование новых трендов на российском рынке труда / Л.Ю. Андреева, О. Т. Джемаев //Государственное и муниципальное управление. 2017. № 3. С. 7.

15. Федеральный закон №181 о социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24.11.1995 г.

16. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. - URL : https://sfri.ru/ (дата обращения: 24.07.2020).

17. Felix, O. Chima, Ph. D. Persons with Disabilities and Employment // Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation. 2005. No. 4:3. P. 39-60/DOI: 10.1300/J198v04n03_05 (дата посещения: 15.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. 7 facts about Americans with disabilities // Website: Pew Research Center. 2017/ - URL : https:// www.pewresearch.org/fact-tank/2017/07/27/7-facts-about-americans-with-disabilities/ (дата обращения: 20.04.2020).

19. The Disability Inclusion Advantage. 2018. - URL : https://webcache.googleusercontent.com/search? q=cache:9ELCjAitjwEJ:https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-89/Accenture-Disability-Inclusion-Research-Report.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 25.03.2020)/

20. Disability Determination Process. 22 Feb 2004 // Social Security Online. - URL : http://www.ssa.gov/ disability/determination (дата обращения: 02.05.2020).

References:

1. Pryazhnikova, E. YU. Social'nye i medicinskie aspekty razvitiya professional'nogo samosoznaniya lic s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E.YU. Pryazhnikova // Vestnik Moskovskoj mezhdunarodnoj akade-mii. 2015. № 3. S. 45.

2.Kuvaeva, N. V. Professional'noe stanovlenie vprocesse socializacii molodogo invalida : dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.04 /Kuvaeva N. V. -M, 2006.

3. Konvenciya o pravah invalidov. Prinyata rezolyuciej 61/106 General'noj Assamblei ot 13 dekabrya 2006 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://base.garant.ru/2565085/ (data obrashcheniya: 24.03.2020).

4. Igonina, N. A. Zashchita prav invalidov : soderzhanie i sushchnostnaya harakteristika / N.A. Igonina, T.V. Ashitkova //Filosofsko- pravovaya antropologiya. 2018. № 2 (85). S. 57.

5. Alekhina, S. V. Principy inklyuzii v kontekste razvitiya sovremennogo obrazovaniya / S. V. Alekhina // Psi-hologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. № 1. S. 4.

6. YUldasova, A. S. Filosofiya vzglyadov na inklyuzivnoe obrazovanie / S.A. YUldasova // Poznanie - 2016 [Elektronnyj resurs]. - URL : http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1277 (data obrashcheniya: 21.07.2020 g.).

7. Purgina, E. I. Filosofskie osnovy inklyuzivnogo obrazovaniya v kontekste special'nogo federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E.I. Purgina //Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 2. S. 153.

8. Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii //M. : Detskij fond OON (YUNISEF). 2011. S. 88.

9. Alferova, G. I. Socializaciya i social'naya adaptaciya rebenka-invalida v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya / G.I. Alferova // Gumanitarnye issledovaniya. 013. № 4 (48). S. 120-126.

10. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Dostupnaya sreda» na 2011-2020 gg. : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2016 N 297 [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70544064/ (data obrashcheniya: 25.07.2020).

11. Osipov, S. A. Socializaciya i sodejstvie trudovoj zanyatosti invalidov v usloviyah transformiruyushchejsya ekonomiki regiona : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 / Osipov S. A. - Voronezh, 2007.

12. Srednij razmer naznachennyh pensij invalidov, sostoyashchih na uchete v sisteme Pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii. 2019 [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ (data obrashcheniya: 20.04.2020).

13. Zav'yalova, E. V. Upravlenie razvitiem chelovecheskih resursov : uchebnik/E.V. Zav'yalova, M.O. Latuha. - SPb. : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2017. S. 9-14.

14. Andreeva, L. YU. Vliyanie cifrovoj ekonomiki na formirovanie novyh trendov na rossijskom rynke truda / L.YU. Andreeva, O.T. Dzhemaev // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. 2017. № 3. S. 7.

15. Federal'nyj zakon №181 o social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii ot 24.11.1995 g.

16. Federal'nyj reestr invalidov [Elektronnyj resurs]. - URL : https://sfri.ru/ (data obrashcheniya: 24.07.2020).

17. Felix, O. Chima, Ph. D. Persons with Disabilities and Employment // Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation. 2005. No. 4:3. P. 39-60/DOI: 10.1300/J198v04n03_05 (dataposeshcheniya: 15.04.2020).

18. 7 facts about Americans with disabilities // Website: Pew Research Center. 2017/ - URL : https:// www.pewresearch.org/fact-tank/2017/07/27/7-facts-about-americans-with-disabilities/ (data obrashcheniya: 20.04.2020).

19. The Disability Inclusion Advantage. 2018. - URL : https://webcache.googleusercontent.com/search? q=cache:9ELCjAitjwEJ:https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-89/Accenture-Disability-Inclusion-Research-Report.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (data obrashcheniya: 25.03.2020)/

20. Disability Determination Process. 22 Feb 2004 // Social Security Online. - URL : http://www.ssa.gov/ disability/determination (data obrashcheniya: 02.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.