Научная статья на тему 'Подходы к определению содержания этической подготовки будущих бакалавров социальной работы'

Подходы к определению содержания этической подготовки будущих бакалавров социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ» / СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» / MORAL VALUES OF SOCIAL WORK / PROFESSIONAL ETHICS OF SOCIAL WORKER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION IN "SOCIAL WORK" / PROFESSIONAL STANDARD "SPECIALIST IN SOCIAL WORK" / CONTENT OF THE ACADEMIC COURSE WORKING PROGRAM "ETHICS OF SOCIAL WORK"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаин Е. Г., Шарановская Ю. В.

Статья основывается на материалах исследования, проведённого авторами в 2017-2019 гг. В ней анализируются основные подходы к определению содержания университетской этической подготовки будущих бакалавров социальной работы. Дана сравнительная характеристика отражения данного вопроса в нормативных правовых документах, научно-методических источниках. По мнению авторов, содержание рабочей программы дисциплины «Этика социальной работы» при соответствующем его построении может в значительной степени снять имеющиеся противоречия между требованиями профильных федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаин Е. Г., Шарановская Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to defining the content of ethical instruction of future bachelors in social work

The article is based on the materials of the research conducted by the authors in 20172019. It analyses the main approaches to determining the content of university ethical training of future bachelors in social work. The paper gives comparative characteristic of the reflection of this issue in the legal documents, scientific and methodological sources. According to the authors, the content of academic course working program "Ethics of Social Work" with the appropriate structuring can greatly remove the existing contradictions between the requirements of the relevant federal state educational standards of higher education and professional standard.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению содержания этической подготовки будущих бакалавров социальной работы»

Е. Г. Шаин,

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Ю. В. Шарановская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья основывается на материалах исследования, проведённого авторами в 2017-2019 гг. В ней анализируются основные подходы к определению содержания университетской этической подготовки будущих бакалавров социальной работы. Дана сравнительная характеристика отражения данного вопроса в нормативных правовых документах, научно-методических источниках. По мнению авторов, содержание рабочей программы дисциплины «Этика социальной работы» при соответствующем его построении может в значительной степени снять имеющиеся противоречия между требованиями профильных федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта.

Ключевые слова: моральные ценности социальной работы; профессиональная этика социального работника; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Социальная работа»; профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе»; содержание рабочей программы дисциплины «Этика социальной работы».

E. G. Sham,

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia) Y. V. Sharanovskaya

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

APPROACHES TO DEFINING THE CONTENT OF ETHICAL INSTRUCTION OF FUTURE BACHELORS IN SOCIAL WORK

The article is based on the materials of the research conducted by the authors in 2017 -2019. It analyses the main approaches to determining the content of university ethical training of future bachelors in social work. The paper gives comparative characteristic of the reflection of this issue in the legal documents, scientific and methodological sources. According to the authors, the content of academic course working program "Ethics of Social Work" with the appropriate structuring can greatly remove the existing contradictions between the requirements of the relevant federal state educational standards of higher education and professional standard.

Keywords: moral values of social work; professional ethics of social worker; Federal state educational standard of higher education in "Social work"; professional standard "Specialist in social work"; content of the academic course working program "Ethics of social work"

DOI 10.22405/2304-4772-2019-1 -3-89-104

Деятельность по оказанию социальной помощи и социальному обеспечению, осуществлявшаяся в «доперестроечный» период в России, в 1991 году получила официальный статус профессии «социальный работник» и была включена в Квалификационный справочник профессий. Возникла необходимость профессиональной подготовки таких специалистов, и в ряде вузов страны, в том числе и в ТГПУ им. Л.тН. Толстого, был объявлен прием на данную специальность.

Социально-экономическим обоснованием возникновения и институционализации профессиональной социальной работы в России стали фундаментальные социальные сдвиги в стране, приведшие к изменению и расширению практики социального обеспечения инвалидов и пенсионеров, существовавшей в СССР. Это, в свою очередь, стало толчком для развития профессионального образования социальных работников и целого комплекса наук, необходимого для обеспечения образовательного процесса.

Следует отметить, что реализация образовательного стандарта по специальности «Социальная работа» на ранних этапах сталкивалась со значительными трудностями, связанными с недостаточностью его разработки в части постановки педагогических целей, содержания, а также технологий учебного процесса. Поскольку социальная работа обладает специфической системой ценностей и предъявляет специальные требования к личностным качествам специалиста, то опыт, накопленный педагогикой профессионального образования, в применении к профессиональной подготовке будущих социальных работников, также нуждался в дополнительном осмыслении и корректировке.

Первые научные публикации по проблеме начали появляться с 1992 г. Они во многом транслировали обширный зарубежный опыт (прежде всего северо-американский) вузовской подготовки социальных работников, накопленный к тому времени (Кремнева Т. Л., Ефимова М. В., Васильева А. Ю., Чотчоева А. М. и др.), начали выходить работы, посвященные проблемам отечественного профессионального обучения и воспитания будущих социальных работников. Ведется активная разработка теоретико -методологических аспектов социальной работы в трех основных направлениях: как научной теории, как учебной дисциплины и как профессиональной деятельности (С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, В. И. Жуков, А. М. Панов, Л. В Топчий, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, М. Н. Коныгина, Г. П. Медведева и др.).

В 1993-1994 гг. была переведена на русский язык и издана «Энциклопедия социальной работы» в 3-х томах, подготовленная коллективом учёных и профессиональных социальных работников США и выдержавшая у себя на родине восемнадцать изданий. В данной работе была обстоятельно представлена и этическая сторона: тематика статей представлена от этических проблем управления в социальном обеспечении к этике в политическом анализе социальных проблем и, далее, к этическим ценностям в социальной работе,

этической стороне исследований в социальной работе и этическому кодексу Национальной ассоциации социальных работников [39; 40; 41].

И это не удивительно, поскольку профессия «социальный работник» относится к сфере деятельности, в которой потребитель услуг - объект прямого воздействия специалиста. Контакт социального работника с клиентом связан с широким перечнем предоставляемых услуг: медицинских, социальных, психолого-педагогических, правовых и пр. Именно поэтому этика выступает важнейшей формой регламентации профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, и, следовательно, одной из первостепенных дисциплин при подготовке будущих специалистов.

Так, одним из первых документов, переведённых на русский язык и изданных в России после начала подготовки специалистов по социальной работе, был «Кодекс этики социального работника США». Указанный Кодекс «основан на фундаментальных ценностях социальной работы как профессии, которые включают ценность, достоинство и уникальность каждой персоны, также как и её права и возможности. Он также базируется на природе социальной работы, которая создаёт благоприятные условия для усиления этих ценностей... Сам по себе этот кодекс не представляет серию правил, которые распишут манеры поведения социального работника во всех сложных ситуациях его профессиональной жизни. Скорее он предлагает общие принципы, определяющие поведение и благоразумную оценку поведения в ситуациях, осложнённых этически» [28, с. 28]. В «Кодексе этики социального работника США» регламентированы поведение и облик социального работника, этические обязательства социального работника по отношению к своим клиентам, коллегам, работодателям и организациям, нанявшим его, своей профессии, обществу.

В 1994 г. Ассоциацией социальных педагогов и социальных работников России (АСОПиР) были переведены на русский язык и изданы «Международный кодекс этики профессионального социального работника» и «Декларация об этических принципах в социальной работе Международной Федерации социальных работников» [29] - уважаемой в мире общественной организации. В аннотации к русскому изданию указывалось, что для индивидуальных и коллективных членов АСОПиР - члена МФСР эти документы являются руководством в их практической, преподавательской и научной деятельности.

Результатом деятельности группы отечественных учёных и специалистов в области социальной работы стал «Кодекс этики социального работника и социального педагога» - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников России» [7], прошедший широкую общественную и научную экспертизу. Кодекс, исходя из определения социальной работы, более чётко сформулировал и уточнил ценности и принципы социальной работы, стандарты этического поведения социального педагога и социального работника.

В 2013 г. году приказом Министерства труда и социальной защиты РФ был утверждён «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» [17]. Попытка АСОПиР при обсуждении проекта данного документа сделать его сопряжённым с понятийным полем «Кодекса этики социального работника и социального педагога» не получила поддержки профильного министерства [22, с. 22-23].

Кодекс этики социального работника и социального педагога, находится в состоянии постоянного совершенствования. В частности, широкая дискуссия по этому поводу предшествовала IV съезду социальных работников и социальных педагогов России [22, с. 10-16].

Важным аспектом на момент становления вузовской подготовки будущих социальных работников стало и то, что и сама прикладная этика как область знания находилась в стадии формирования: не существовало единого мнения о ее предмете, методе, структуре и содержании, а также велись дискуссии о соотношении теоретической, прикладной и профессиональных этик, что затрудняло определение содержания этической подготовки социальных работников. Необходима была ее переориентация «с учетом реальной профессиональной и предметной практики, в которую придется включаться будущим специалистам». [1, с. 84].

К настоящему времени в России сложилось несколько отечественных научных школ, исследующих социальную политику, социальную работу, социальное образование.

На современном этапе в свете развития российского высшего образования актуализировались многие научно-теоретические и практические проблемы университетской подготовки, в том числе этической подготовки будущих бакалавров социальной работы.

Преодолению недостатков, имеющихся в практике подобной подготовки, может помочь научная разработка её содержания, в том числе этической составляющей.

В настоящее время методологические подходы к осмыслению содержания высшего образования активно разрабатываются как отечественными, так и зарубежными исследователями в условиях компетентностного подхода, в рамках которого смысл образования «заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта», а содержание образования «представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт» решения многих проблем, в числе которых мировоззренческие и нравственные. Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальный ролей, компетенций» [11].

Вместе с тем анализ документов показал, что ныне действующие федеральные государственные стандарты высшего образования, в частности ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) [32], не в полной мере спроектированы в логике современных научных подходов к определению содержания высшего образования.

Кроме того, содержание рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров, в том числе бакалавров социальной работы, в соответствии с современными требованиями должно быть сопряжено с содержанием соответствующих профессиональных стандартов.

Статья 4 пункт 1 действующего Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - важнейшего для отечественной социальной работы правового акта - гласит: «Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека» [31, с. 6].

В утверждённом в 2013 г. профессиональном стандарте «Специалист по социальной работе» при характеристике каждой из трудовых функций в разделе «Другие характеристики» установлено: «Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, соблюдать профессионально -этические требования к деятельности специалиста по социальной работе» [15].

Проектируя рабочую программу дисциплины «Этические основы социальной работы», представленную в основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки «Социальная работа», мы исходили из требований соответствующего ФГОС ВО и профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» [15], в требованиях которого значительное место занимает этический аспект.

Действующий ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) требует, чтобы освоивший её выпускник обладал, в частности, общепрофессиональной компетенцией ОПК-7: способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально -этические требования в процессе её осуществления.

«Этические основы социальной работы» - дисциплина базовой части Блока 1 дисциплин направления, базирующаяся на освоении студентами дисциплины «Философия». Изучение дисциплины начинается на 3 курсе, поскольку на более ранних сроках обучения такие понятия как профессиональный долг и вопросы совершенствования профессиональных компетенций еще не находятся в поле внимания будущих специалистов, которые должны обладать широким кругозором и быть способными к углубленной этической рефлексии. Изучение профессиональной этики рассматривается как одна из ступеней совершенствования профессиональных качеств будущего специалиста.

К началу изучения дисциплины «Этика социальной работы» будущие

бакалавры социальной работы должны владеть:

- знаниями основных теоретических парадигм в области философского знания, современной философской картины мира;

- умениями анализировать мировоззренческие проблемы на основе категориального аппарата философского знания и применять эти знания в научных исследованиях и профессиональной деятельности;

- навыками культуры мышления, использования философских знаний как методологии творческой работы по профилю направления подготовки.

Проектируя внутреннюю логику рассматриваемой дисциплины, мы исходили, с одной стороны, из профессиональной этики как области современного философского знания, с другой, - из моральных ценностей социальной работы как практической профессии и академической дисциплины, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплочённости и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе.

Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» [37], разработанная одним из авторов настоящей статьи на основе учебника И. В. Наместниковой [13], нацелена на то, что в результате её освоения студент приобретает знания этико-аксиологических основ социальной работы; принципов и функций профессиональной этики; требований Кодекса этики социального работника и социального педагога России; умения соблюдать профессионально-этические требования при решении задач профессиональной деятельности; навыки реализации этических требований в процессе решения профессиональных задач, регулирования поведения с позиций профессиональной этики.

Содержательно программа дисциплины выстроена следующим образом:

Тема 1. Место и роль профессиональной этики в социальной работе.

Этика как философская наука. Профессиональная этика. Сущность, понятие этики социальной работы. Функции этики социальной работы. Профессионально-этическая система: сущность и функции. Детерминанты профессионально-этической системы социальной работы.

Тема 2. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология.

Понятия «ценность». Виды ценностей. Профессионально-значимые ценности социальной работы. Типология профессионально -значимых ценностей социальной работы. Понятие «идеал» и его функции в социальной работе. Роль этических критериев в теории и практике социальной работы.

Тема 3. Основные этапы становления и развития этических основ социальной работы.

Становление и развитие этических оснований социальной работы. Инстинктивно-практицистские основы помощи. Традиционно-прагматические основы помощи. Социально-идеологический подход. Социально-философский подход.

Тема 4. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности социального работника.

Система правового регулирования отношений между специалистом и клиентом. Профессионально-этический кодекс: сущность и понятие. Функции профессионального кодекса этики социального работника. Источники этических норм социальной работы. Структура профессионального кодекса этики социального работника России. Кодекс этики социального работника США. Зарубежные кодексы этики социальной работы.

Тема 5. Деонтология социальной работы.

Деонтология как наука о долге. Профессиональный долг: понятие и сущность. Понятийно-категориальный аппарат деонтологии. Долг. Ответственность. Обязанность. Дисциплина. Основные виды интересов, представленные в социальной работе. Долг и ответственность социального работника перед клиентом, коллегами, профессией, обществом. Деонтологические конфликты в социальной работе.

Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника. Критерии профпригодности. Профессионально -значимые качества социального работника. Альтруизм, эмпатия, тактичность, совесть и др. Структура профессионально-этического сознания социального работника.

Тема 7. Этика взаимоотношений в социальной работе.

Моральные проблемы взаимоотношений между социальными службами, социальным работником и клиентом. Преобладание метода индивидуальной работы с клиентом. Практика сотрудничества в социальной работе. Влияние и изменение. Типы взаимоотношений социального работника с клиентом. Нравственно-этические принципы взаимоотношений между социальным работником и клиентом. Специфика отношений с различными категориями клиентов. Понятие коммуникативной компетентности. Общение как способ деятельности социального работника. Этикет в социальной работе. Этические дилеммы.

Тема 8. Этические аспекты работы социальных служб.

Этические аспекты исследований в социальной работе. Основные подходы в этике исследований в социальной работе. Принципы организации и проведения исследований в социальной работе. Соотношение общих и моральных принципов научной деятельности. Соблюдение исследователями социальной работы законов и нормативно -правовых актов. Моральные принципы в приложении к публикациям результатов научных исследований. Этические аспекты оказания социальных, психологических и социально -бытовых услуг. Участие в разработке социальной политики и в политической деятельности.

В рамках профильной основной профессиональной образовательной программы этическая подготовка будущих бакалавров социальной работы

дополняется и развивается в процессе освоения дисциплин: «Введение в профессию», «Социальная работа», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Частные технологии социальной работы», «Социальная педагогика», «Социальное обслуживание семьи и детей», а также в ходе всех типов практик студентов. Этический аспект представлен во всех дисциплинах по выбору студентов: «Социальная работа с инвалидами», «Социальная работа с безработными», «Социальная работа с пожилыми людьми» и др.

При отборе содержания этического образования будущих социальных работников авторы статьи придерживались точки зрения, что обучение профессиональной этике не ограничивается рамками аудиторных занятий по дисциплине «Этика социальной работы». В этическом воспитании будущих специалистов по социальной работе активно используется потенциал образовательной среды вуза в целом (волонтерство, культурно-досуговые мероприятия, научно-исследовательская деятельность и т.п.).

При построении курса нами использовались материалы исследований ученых ТГПУ им. Л. Н. Толстого в области этики, один из которых является автором первого в России учебника по прикладной этике [12], выстроенного на принципах интегральности, конкретности и антиномичности этического знания. Ориентация на данные принципы позволяет сохранить логическую связь между нормативной, прикладной и профессиональной этикой, что является важным в виду отсутствия у студентов начальных этических знаний и, одновременно, «не перегружает» их теоретическими вопросами морали, которые оказываются органично включены в контекст изучаемой дисциплины.

Один из авторов настоящей статьи в конце 90-х гг. в составе ВНИКа «Социальная реабилитация и профилактика безнадзорности» участвовал в подготовке программы курса «Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением». Раскрывая содержание раздела «Этика в реабилитации социально-дезадаптированных детей с девиантным поведением», мы отталкивались от сложившейся структуры представления этической составляющей в социальной работе: от общего (этика в социальной работе с дезадаптированными детьми и несовершеннолетними с девиантным поведением) - к истории данного феномена и далее к этике и этикету социального работника в деятельности с названными клиентами социального обслуживания, этике научных исследований в этой сфере [36].

В рамках исследования содержания этической подготовки будущих бакалавров социальной работы мы проанализировали ряд учебников и учебных пособий по дисциплине [8, 9, 10, 42 и др.]. Анализ показал, что в них в полной мере представлены необходимые для студентов этические знания в контексте предстоящей профессиональной деятельности, однако слабо представлен практический блок, позволяющий осуществить профессионально-нормативную конкретизацию этических знаний и помочь в формировании профессиональных компетенций.

Вышеуказанные учебные издания дополняются публикациями по введению в профессию «Социальная работа» [5, 20, 26, 34 и др.], по основам

социальной работы [4, 16, 20, 23, 24, 25, 35 и др.], статьями в энциклопедических изданиях [2, 3, 6, 18, 27, 42 и др.], содержащими соответствующий этический материал.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» [33], действие которого распространяется на приём 2019 г., в требованиях к результатам освоения программы предусматривает сформированность у выпускника универсальной компетенции УК-5: «Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах». Наше исследование, в частности, показало, что программа бакалавриата по направлению подготовки «Социальная работа» на основе профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» должна устанавливать, наряду с другими, профессиональную компетенцию (ПК): «Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе».

Таким образом, содержание рабочей программы дисциплины «Этика социальной работы» при соответствующем его построении может в значительной степени снять имеющиеся противоречия между требованиями профильных федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта.

Литература

1. Апресян Р. Г. Этика в высшем образовании // Этика образования. Ведомости. 2005. Вып. 26. С. 63-85.

2. Анисимова С. А. Этика социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. М.: Дашков и К°, 2016. С. 1011-1013.

3. Анисимова С. А. Этикет в социальной работе // Там же. С. 10131014.

4. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Аргус, 1994. 208 с.

5. Введение в профессию: Социальная работа : учебник / под ред. В. И. Жукова. М.: Изд-во РГСУ : Омега-Л, 2011. 440 с.

6. Вдовина М. В. Этическая дилемма в социальной работе // Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. М.: Дашков и К°, 2016. С. 1014-1015.

7. Кодекс этики социального работника и социального педагога -членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». М., 2003. 20 с.

8. Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. Этические основы социальной работы: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 160 с.

9. Медведева Г. П. Этические основы социальной работы: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 443 с.

10. Медведева Г. П. Деонтология социальной работы: учебник. М.: Академия, 2011. 224 с.

11. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 19.08.2019)

12. Назаров В. Н. Прикладная этика: учебник. М.: Гардарики, 2005.

302 с.

13. Наместникова И. В. Этические основы социальной работы: учебник. М.: Юрайт, 2012. 367 с.

14. Новикова Ж. А. Моральные ценности социальной работы (этико-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 / Новикова Жанна Александровна. Смоленск, 2010. 178 с.

15. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н // Рос. газета. 2013. 18 дек.

16. Основы социальной работы : учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2006. 560 с.

17. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 декабря 2013 г. № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» // Гарант.РУ: информационно -правовой портал. М., 1990-2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70458556/ (дата обращения: 19.08.2019)

18. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. М.: Дашков и К°, 2016. 976 с.

19. Сафонов К. Б. Профессиональная этика в структуре современного философского знания : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 / Сафонов Кирилл Борисович. Тула, 2011. 159 с.

20. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность : учебное пособие / отв. ред. проф. А. А. Козлов. М.: Логос, 2004. 368 с.

21. Социальная работа : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М.: Дашков и К°, 2009. 328 с.

22. Социальная работа: научно-популярный профессиональный журнал. 2014. № 7. 66 с.

23. Теория и методика социальной работы: учебное пособие. М.: Союз, 1994. 339 с.

24. Теория и методика социальной работы: учебное пособие в вопросах и ответах / под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1996. 233 с.

25. Теория социальной работы : учебник / под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1998. 334 с.

26. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учебное пособие. М.: Академ. Проект, 2000. 496 с.

27. Топчий Л. В. Этика социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. Т. 2. М.: Дашков и К, 1997. С. 381384.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Устав Национальной Ассоциации социальных работников США // Кодекс этики социального работника США. М., 1991. 54 с.

29. Устав и уставные нормы, Кодекс этики и Декларация об этических принципах в социальной работе Международной Федерации социальных работников. М., 1994.

30. Новый Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации : № 273-Ф3 : [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года : с изм.]. М.: Проспект Кодекс, 2018. 188 с.

31. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Новосибирск: Норматика, 2016. 24 с.

32. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата): утвержден 12 января 2016 г., приказ № 8 Министерства образования и науки РФ. URL: https://knastu.ru/media/files/cp files/39.03.02 Sotsialnaya rabota (red 13.07.2017 ) r7Vake.pdf (дата обращения: 19.08.2019).

33. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа : [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 76] // Гарант.РУ: информационно-правовой портал. М., 1990-2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71789368/ (дата обращения: 19.08.2019)

34. Фирсов М. В., Студенова Е. Г., Наместникова И. В. Введение в профессию «Социальная работа» : учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 224 с.

35. Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе : учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2008. 236 с.

36. Шаин Е. Г. Этика в реабилитации социально-дезадаптированных детей с девиантным поведением // Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением : учебно-методическое пособие / под ред. М. А. Новиковой. М., 1999. С. 12-13, 86-99.

37. Шарановская Ю. В. Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» // Комплект учебно-методического обеспечения профильной подготовки по образовательной программе 39.03.02 Социальная работа (профиль «Социальная работа в системе социальных служб» : Учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Е. Г. Шаина. Электрон. дан. Тула, 2019.

38. Шарановская Ю. В. Из опыта преподавания дисциплины «Деонтология социальной работы» // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО : материалы XLIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 22 -23 марта 2016 г.) / общ. ред. В. А. Панин. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. С. 364-367.

39. Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей Зорис, 1993-1994.

40. Этика : энцикл. словарь / под общ. ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.

41. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы. М.: Изд. дом Ключ-С, 1999. 93 с.

References

1. Apresyan R. G. Etika v vysshem obrazovanii [Ethics in higher education] // Etika obrazovaniya. Vedomosti [Ethics of education]. 2005. Issue 26. Pp. 63-85.

2. Anisimova S. A. Etika sotsial'noy raboty [Ethics of social work] // Rossiyskaya entsiklopediya sotsial'noy raboty [Russian Encyclopedia of Social Work] / Ed. by E. I. Kholostova. Moscow: Dashkov i K, 2016. Pp. 1011-1013.

3. Anisimova S. A. Etiket v sotsial'noy rabote [Etiquette in social work] // Ibid. Pp. 1013-1014.

4. Bocharova V. G. Pedagogika sotsial'noy raboty [Pedagogy of Social Work]. Moscow: SvR-Argus, 1994. 208 p.

5. Vvedeniye v professiyu: Sotsial'naya rabota [Introduction to the profession: Social work]: textbook / ed. by V. I. Zhukov. Moscow: Publishing House of the Russian State Social University: Omega-L, 2011. 440 p.

6. Vdovina M. V. Eticheskaya dilemma v sotsial'noy rabote [Ethical Dilemma in Social Work] // Rossiyskaya entsiklopediya sotsial'noy raboty [Russian Encyclopedia of Social Work] / Ed. by E. I. Kholostova. Moscow: Dashkov i K, 2016. Pp. 1014-1015.

7. Kodeks etiki sotsial'nogo rabotnika i sotsial'nogo pedagoga - chlenov obshcherossiyskoy obshchestvennoy organizatsii «Soyuz sotsial'nykh pedagogov i sotsial'nykh rabotnikov» [The Code of Ethics for the social worker and social educator - members of the all-Russian public organization "Union of Social Educators and Social Workers"]. Moscow, 2003. 20 p.

8. Konygina M. N., Gorlova Ye. B. Eticheskiye osnovy sotsial'noy raboty [Ethical foundations of social work: teaching aid]. Moscow: Prospekt, 2016. 160 p.

9. Medvedeva G. P. Eticheskiye osnovy sotsial'noy raboty [Ethical foundations of social work: tutorial and workshop]. Moscow: Yurayt, 2017. 443 p.

10. Medvedeva G. P. Deontologiya sotsial'noy raboty [Deontology of social work: textbook]. Moscow: Akademiya, 2011. 224 p.

11. Medintseva I. P. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competency-based approach in education] // Pedagogicheskoye masterstvo [Pedagogical excellence: proceedings of the II international scienc. conf. (Moscow, December 2012)]. Moscow: Buki-Vedi, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (reference date: 19.08.2019)

12. Nazarov V. N. Prikladnaya etika [Applied Ethics]: textbook]. Moscow: Gardariki, 2005. 302 p.

13. Namestnikova I. V. Eticheskiye osnovy sotsial'noy raboty [Ethical foundations of social work: textbook]. Moscow: Yurayt, 2012. 367 p.

14. Novikova Zh. А. Moral'nyye tsennosti sotsial'noy raboty (etiko-filosofskiy analiz) [Moral values of social work (ethical and philosophical analysis)]: dis. ... kand. filos. nauk: [Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09.00.05 / Novikova Zhanna Aleksandrovna. Smolensk, 2010. 178 p.

15. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist po sotsial'noy rabote»: Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 22 oktyabrya 2013 g. № 571n [On approval of the professional standard "Specialist in social work": Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 22, 2013 No. 571n] // Ros. gazeta. Dec 18, 2013.

16. Osnovy sotsial'noy raboty [Foundations of Social Work: textbook] / ed. by P. D. Pavlenok. Moscow: INFRA-M, 2006. 560 p.

17. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 31 dekabrya 2013 g. № 792 «Ob utverzhdenii Kodeksa etiki i sluzhebnogo povedeniya rabotnikov organov upravleniya sotsial'noy zashchity naseleniya i uchrezhdeniy sotsial'nogo obsluzhivaniya» [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of December 31, 2013 No. 792 "On Approval of the Code of Ethics and Official Conduct workers of social protection of the population controls and social service institutions"] // Garant.RU: legal information portal. Moscow, 1990-2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70458556/ (reference date: 19.08.2019)

18. Rossiyskaya entsiklopediya sotsial'noy raboty [Russian Encyclopedia of Social Work] / ed. by E. I. Kholostova. Moscow: Dashkov and Co., 2016. 976 p.

19. Safonov K. B. Professional'naya etika v strukture sovremennogo filosofskogo znaniya [Professional ethics in the structure of modern philosophical knowledge]: dis. ... kand. filos. nauk: [Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09.00.05 / Safonov Kirill Borisovich. Tula, 2011. 159 p.

20. Sotsial'naya rabota: Vvedeniye v professional'nuyu deyatel'nost' [Social work. Introduction to the profession: textbook] / ed. by prof. А. А. Kozlov. Moscow: Logos, 2004. 368 p.

21. Sotsial'naya rabota [Social work: textbook] / ed. by N. F. Basov. Moscow: Dashkov and Co., 2009. 328 p.

22. Sotsial'naya rabota [Social work: popular scientific professional magazine]. 2014. No. 7. 66 s.

23. Teoriya i metodika sotsial'noy raboty [Theory and methodology of social work: teaching aid]. Moscow: Soyuz publ, 1994. 339 p.

24. Teoriya i metodika sotsial'noy raboty: uchebnoye posobiye v voprosakh i otvetakh [Theory and methodology of social work: study guide in questions and answers] / edited by A. M. Panov, E. I. Kholostova. Moscow, 1996. 233 p.

25. Teoriya sotsial'noy raboty [Theory of Social Work: textbook] / ed. by E. I. Kholostova. Moscow: Yurist, 1998. 334 p.

26. Teterskiy S. V. Vvedeniye v sotsial'nuyu rabotu [Introduction to social work: teaching aid]. Moscow: Akademicheskiy Proyekt publ, 2000. 496 p.

27. Topchiy L. V. Etika sotsial'noy raboty [Ethics of Social Work] // Rossiyskaya entsiklopediya sotsial'noy raboty [Russian Encyclopedia of Social Work]. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Dashkov i K, 1997. Pp. 381-384.

28. Ustav Natsional'noy Assotsiatsii sotsial'nykh rabotnikov SSHA [Charter of the National Association of US Social Workers] // Kodeks etiki sotsial'nogo rabotnika SSHA [US Social Worker Code of Ethics]. Moscow, 1991. 54 p.

29. Ustav i ustavnyye normy, Kodeks etiki i Deklaratsiya ob eticheskikh printsipakh v sotsial'noy rabote Mezhdunarodnoy Federatsii sotsial'nykh rabotnikov [Charter and by-laws, Code of Ethics and the Declaration of ethical principles in the social work of the International Federation of Social Workers]. Moscow, 1994.

30. Novyy Federal'nyy zakon Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: № 273-FZ: (prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 21 dekabrya 2012 goda: odobren Sovetom Federatsii 26 dekabrya 2012 goda: s izm.) [New Federal Law On Education in the Russian Federation: No. 273-FZ: (Adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on 26 December 2012: amend.)]. Moscow: Prospekt Kodeks, 2018. 188 p.

31. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law "On the basis of social services for citizens in the Russian Federation"]. Novosibirsk: Normatika, 2016. 24 p.

32. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Sotsial'naya rabota (uroven' bakalavriata): utverzhden 12 yanvarya 2016 g., prikaz № 8 Ministerstva obrazovaniya i nauki RF [Federal state educational standard of higher education in the areas of training 39.03.02 Social Work (Bachelor level): approved on January 12, 2016, order No 8 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. URL: https://knastu.ru/media/files/cp_files/39.03.02_Sotsialnaya_rabota_(red_13.07.201 7) r7Vake.pdf(reference date: 19.08.2019).

33. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Sotsial'naya rabota: [utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 5 fevralya 2018 g. № 76] [Federal state educational standard of higher

education - Bachelor's degree in 39.03.02 Social work: [approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of February 5, 2018 No. 76]] // Garant.Ru: legal information portal. Moscow, 1990-2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71789368/ (reference date: 19.08.2019)

34. Firsov M. V., Studenova Ye. G., Namestnikova I. V. Vvedeniye v professiyu «Sotsial'naya rabota» [Introduction to the profession "Social Work": tutorial]. Moscow: KNORUS, 2011. 224 p.

35. Kholostova E. I. Professionalizm v sotsial'noy rabote [Professionalism in social work]: teaching aid]. Moscow: Dashkov and Co., 2008. 236 p.

36. Shain Ye. G. Etika v reabilitatsii sotsial'no-dezadaptirovannykh detey s deviantnym povedeniyem [Ethics in rehabilitation of socially-maladjusted children with deviant behavior] // Sotsial'naya reabilitatsiya beznadzornykh detey i nesovershennoletnikh s deviantnym povedeniyem [The social rehabilitation of street children and juveniles with behavioral problems: educational-methodical manual] / ed. by M. A. Novikova. Moscow, 1999. Pp. 12-13, 86-99.

37. Sharanovskaya Yu. V. Rabochaya programma distsipliny «Eticheskiye osnovy sotsial'noy raboty» [Working program of discipline "Ethical foundations of social work"] // Komplekt uchebno-metodicheskogo obespecheniya profil'noy podgotovki po obrazovatel'noy programme 39.03.02 Sotsial'naya rabota (profil' «Sotsial'naya rabota v sisteme sotsial'nykh sluzhb» [Set of educational and methodological support of profile training on the educational program 39.03.02 Social work (profile "Social work in the system of social services"]: educational-methodical manual] / ed. by E. G. Shain. Electron. Data Tula, 2019.

38. Sharanovskaya Yu.V. Iz opyta prepodavaniya distsipliny «Deontologiya sotsial'noy raboty» [To some experience of teaching the discipline "Deontology of social work"] // Proyektirovaniye i realizatsiya obrazovatel'nogo protsessa na osnove FGOS VO [Design and implementation of the educational process on the basis of the Federal State Education Standards of Higher Education: proceedings of the XLIII educational and methodical conference of faculty, postgraduates, undergraduates of TSPU Lev Tolstoy (Tula, March 22-23, 2016)] / ed. by V. А. Panin. Tula: TGPU im. L. N. Tolstogo, 2016. Pp. 364-367.

39. Entsiklopediya sotsial'noy raboty [Encyclopedia of social work]. In 3 vols: translated from English. Moscow: Tsentr obshchechelovecheskikh tsennostey Zoris, 1993-1994.

40. Etika: entsikl. slovar' [Ethics: Encyc. Dictionary] / Ed. by R.G. Apresyan, A. А. Guseynov. Moscow: Gardariki, 2001. 671 p.

41. Yarskaya-Smirnova E. R. Professional'naya etika sotsial'noy raboty [Professional ethics of social work]. Moscow: Izd. dom Klyuch-S, 1999. 93 p.

Статья поступила в редакцию 20.08.2019 Статья допущена к публикации 30.09.2019

The article was received by the editorial staff20.08.2019 The article is approved for publication 30.09.2019

\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.