Научная статья на тему 'Актуальные проблемы таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов'

Актуальные проблемы таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вывозная таможенная пошлина / таможенно-тарифное регулирование экспорта / экспорт нефти и нефтепродуктов / export customs duty / customs and tariff regulation of exports / export of oil and petroleum products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.С. Неудахин

Анализируются проблемы, связанные с особым порядком установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты: прямая зависимость ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты от мировой цены на сырую нефть; отсутствие дифференциации мер таможенного регулирования в отношении дизельного топлива в зависимости от условий применения (сезона). Дана оценка влияния снижения ставок вывозных таможенных пошлин на объемы экспорта нефти и нефтепродуктов в период с 2014 по 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Problems of Customs and Tariff Regulation of Oil and Petroleum Products Export

The problems related to the special procedure for setting export customs duty rates for oil and petroleum products are analyzed: the direct dependence of export customs duty rates on petroleum products on the world price of crude oil; the lack of differentiation of customs regulation measures for diesel fuel depending on the conditions of use (season). The assessment of the impact of the reducing export customs duty rates on the volume of exports of oil and petroleum products in the period from 2014 to 2020 is given.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов»

УДК 339.543.37

DOI 10.24412/1815-0683-2022-4-89-97

В. С. НЕУДАХИН*

Актуальные проблемы таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов

НЕУДАХИН Владислав Сергеевич -преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, аспирант.

vs.neudahin@customs-academy.ru.

Neudakhin V. S. - Lecturer

at the Department of Customs Revenue

and Tariff Regulation, Postgraduate.

Анализируются проблемы, связанные с особым порядком установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты: прямая зависимость ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты от мировой цены на сырую нефть; отсутствие дифференциации мер таможенного регулирования в отношении дизельного топлива в зависимости от условий применения (сезона). Дана оценка влияния снижения ставок вывозных таможенных пошлин на объемы экспорта нефти и нефтепродуктов в период с 2014 по 2020 г.

Ключевые слова: вывозная таможенная пошлина, таможенно-тарифное регулирование экспорта, экспорт нефти и нефтепродуктов.

V. S. NEUDAKHIN

Actual Problems of Customs and Tariff Regulation of Oil and Petroleum Products Export The problems related to the special procedure for setting export customs duty rates for oil and petroleum products are analyzed: the direct dependence of export customs duty rates on petroleum products on the world price of crude oil; the lack of differentiation of customs regulation measures for diesel fuel depending on the conditions of use (season). The assessment of the impact of the reducing export customs duty rates on the volume of exports of oil and petroleum products in the period from 2014 to 2020 is given.

Keywords: export customs duty, customs and tariff regulation of exports, export of oil and petroleum products.

Нефть и нефтепродукты были и остаются основой экспорта Российской Федерации. Даже в 2020 г. на фоне значительного падения мировых

* Российская таможенная академия. 140015, Люберцы, Комсомольский пр-т, 4. Russian Customs Academy. 4, Komsomolsky Ave., Lyubertsy, 140015.

цен из-за снижения глобального потребления топливно-энергетических товаров в связи с распространением новой коронавирусной инфекции соу1^19 стоимостной экспорт нефти и нефтепродуктов составил 107,66 млрд долл. США в абсолютном выражении, или 32 % всего стоимостного экспорта России [8]. В связи с этим государственное регулирование экспорта этой категории товаров играет значительную роль в национальной экономике.

Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», таможенно-тарифное регулирование - это «метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин». Согласно ст. 19 этого закона, ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

В современном мире применение вывозных таможенных пошлин выглядит противоречиво. В мировой экономике наблюдается тенденция либерализации внешней торговли, и многие страны отказываются от применения вывозных таможенных пошлин даже на конституционном уровне (например, США). Экономически развитые страны стремятся не ограничивать, а наоборот, стимулировать экспорт товаров. Это зависит от категории экспортируемых товаров и соотношения спроса и предложения таких товаров на внутреннем рынке. Например, в части государственной политики поддержки экспорта следует исходить из увеличения экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости [5]. Но если увеличение экспорта товаров негативно влияет на объем предложения и создает угрозу их дефицита на внутреннем рынке, то экспорт таких товаров имеет смысл ограничивать, используя в том числе вывозные таможенные пошлины.

Сущность экономических методов заключается в воздействии на объекты управления с помощью тарифов, платежей, налогов, курсов валют, платежных балансов, стимулирующих льгот и других экономических рычагов [9]. Регулирующее воздействие вывозной таможенной пошлины состоит в снижении выгодности экспорта товаров за счет увеличения затрат экспортера на реализацию продукции на мировом рынке.

Применение экономических методов в отличие от административных (количественные ограничения или запреты экспорта), с одной стороны, побуждает экспортера перенаправить товарные потоки на внутренний рынок, с другой - не ограничивает его в выборе альтернативного решения [9]. Другими словами, применение вывозных таможенных пошлин позволяет государству влиять на объем предложения товаров на внутреннем рынке, воздействуя на экономические интересы экспортера.

В случае если мировые цены на экспортируемые товары превышают цены этих товаров на внутреннем рынке, вывозная таможенная пошлина должна обеспечивать равновыгодность поставок товаров на экспорт и на внутренний

рынок. В случае занижения или отмены вывозных таможенных пошлин влияние государства на внутреннем рынке экспортируемых товаров существенно ограничивается [4].

С 2014 г. таможенно-тарифная политика в отношении вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты менялась в рамках налогового маневра, суть которого в нефтяной отрасли заключалась в постепенном снижении ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и светлые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) при компенсаторном повышении ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть (НДПИ).

К 2024 г. планируется полное обнуление вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, для чего уже принят федеральный закон от 03.08.2018 № 305-Ф3, в котором в формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть добавлен корректирующий коэффициент КНЕФТЬ (табл. 1). Этот коэффициент равен 0,833 в 2019 г., 0,667 - в 2020 г., 0,5 - в 2021 г., 0,333 - в 2022 г., 0,167 - в 2023 г., 0 - с 1 января 2024 г.1

Таблица 1

Расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в зависимости от средней мировой цены, долл. США за т

Средняя мировая цена (ЦНЕФТЬ) Ставка вывозной таможенной пошлины

До 109,5 0

От 109,5 до 146,0 КНЕФТЬ * 0,35 * (ЦНЕФТЬ - 109,5)

От 146,0 до 182,5 КНЕФТЬ * ^,45 * (ЦНЕФТЬ - 146,0) + 12,78)

Больше 182,5 КНЕФТЬ * (0,3° * (ЦНЕФТЬ - 182,5) + 29,2)

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты устанавливаются пропорционально ставке таможенной пошлины на нефть сырую. Общая формула расчета ставки вывозной пошлины на нефтепродукты представлена в виде произведения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетного коэффициента в отношении отдельных категорий нефтепродуктов, который установлен в Приложении к постановлению Правительства РФ от 29.03.2013 № 276. В рамках налогового маневра расчетные коэффициенты на светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо) снижались, а на темные нефтепродукты (мазут и отработанные нефтепродукты) наоборот повышались (табл. 2).

В соответствии с методикой расчета вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты их размер зависит от ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, которая, в свою очередь, зависит от мировой цены на нефть. Другими словами, ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты напрямую зависят от мировой цены на нефть, что не соответствует экономической

1 О таможенном тарифе: закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1.

сущности вывозной таможенной пошлины, поскольку она должна учитывать разницу мировых и внутренних цен на товары, в отношении которых принимается решение об установлении вывозных таможенных пошлин. В действующих формулах расчета ставок вывозных пошлин на нефтепродукты учитывается только мировая цена на сырую нефть, а внутренние цены на нефтепродукты не учитываются вовсе.

Таблица 2

Динамика расчетных коэффициентов при вычислении ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты, %

Товар 2014 г. 2015 г. 2016 г. С 2017 г.

Бензин 90 78 61 30

Дизельное топливо 65 48 40 30

Мазут и отработанные нефтепродукты 66 76 82 100

Если сравнить динамику средних цен дизельного топлива и сырой нефти марки «Юралс» на роттердамском рынке нефтяного сырья, то заметна их очень тесная корреляция (рис. 1). В среднем тонна дизельного топлива на 25 % дороже, чем тонна сырой нефти. Наблюдаются периоды (весна 2020 г., весна 2022 г.), в течение которых тонна дизельного топлива стоит почти в 2 раза больше, чем тонна сырой нефти. Однако если весна 2020 г. отличается глобальным снижением потребления нефти и нефтепродуктов в связи с распространением коронавирусной инфекции, то весна 2022 г. характеризуется увеличением дисконта нефти марки «Юралс» по отношению к сырой нефти марки Brent [3].

1400 1200 1000

2 800

<

Ц 600

g 400 200 0

2,50

;v

^ ^ # # # # # # # # # # # ¿V4

ЧТ ^ л7 О.Т ЧТ ^ ¿У ¿Р ¿Р

?У «У «У V" «У «У «У V" «У «У «У V" «5 «У

-о- 1 2 3

Рис. 1. Динамика средних цен на дизельное топливо (1) и сырую нефть марки «Юралс» (2) на роттердамском рынке нефтяного сырья и их соотношение (3)

Если такая динамика соотношения цен на дизельное топливо и нефть сырую марки «Юралс» сохранится, то это может угрожать дефицитом дизельного топлива на внутреннем рынке, поскольку высокие цены в совокупности с высоким

курсом доллара США делают экспорт этого топлива более привлекательным, а вывозные таможенные пошлины на дизельное топливо, которые зависят от мировой цены на нефть сырую марки «Юралс», не смогут обеспечить тот уровень воздействия на экономические интересы экспортеров, который побудил бы их перенаправить объемы экспорта на внутренний рынок России. Конечно, в условиях санкционного давления решающим фактором ограничения экспорта является позиция европейских государств или отдельных контрагентов по ограничению импорта российского топлива, а не применяемые меры таможенно-тарифного регулирования. Однако ситуация, при которой цены на нефтепродукты резко поднимутся, может произойти и после восстановления нормальных торговых отношений, поэтому необходимо изменить механизм таможенного регулирования экспорта нефтепродуктов таким образом, чтобы ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты зависели не от мировых цен на сырую нефть, а от мировых цен на конкретные нефтепродукты.

Приравнивание ставки вывозной таможенной пошлины на мазут к ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую объясняется тем, что с помощью технологий вторичной переработки мазут можно использовать подобно сырой нефти, поэтому экспорт мазута был выгоднее, чем экспорт сырой нефти, т. к. до 2017 г. ставка вывозной таможенной пошлины на мазут была меньше ставки пошлины на нефть сырую. После выравнивания ставок выгода от экспорта мазута уменьшилась, в связи с чем начал значительно уменьшаться объем экспорта, и в 2020 г. он снизился по сравнению с 2014 г. 36,4 % (рис. 2). Также это стало причиной увеличения глубины переработки нефти на 11,4 п.п., ее исторический максимум 83,8 % пришелся на 2020 г.

100 90 80 70 60 5 50 3 40 30 20 10 0

120 100 80 60 40 20 0

2014 г. 2015 г. 2016 г.

2017 г. 2018 г. ] 1 -о- 2

2019 г. 2020 г.

Рис. 2. Динамика объема экспорта мазута из России (1) и расчетного коэффициента в формуле расчета ставки вывозной таможенной пошлины на мазут (2)

Снижение расчетных коэффициентов в формулах расчета ставок вывозных таможенных пошлин на бензин и дизельное топливо было попыткой простимулировать экспорт этих нефтепродуктов за счет увеличения разницы между ставками таможенных пошлин на сырую нефть и светлые нефтепродукты. На фоне снижения ставок вывозных пошлин экспорт бензина и дизельного топлива в 2020 г.

увеличился по сравнению с 2014 г. на 38,7 % (1,62 млн т) и 12,2 % (5,8 млн т) соответственно (табл. 3). Экспорт нефти в 2019 г. по сравнению с 2014 г. в абсолютном выражении вырос гораздо сильнее экспорта нефтепродуктов - на 44,1 млн т, или почти на 20 %. В 2020 г. объем экспорта снизился из-за договоренностей с организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК) [7]. Таким образом, снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты позволило увеличить производство и экспорт нефтепродуктов, но произошел и значительный рост экспорта сырой нефти, объем которого больше зависит от договоренностей с ОПЕК и мирового потребления нефти, чем от применяемых мер таможенно-тарифного регулирования.

Таблица 3

Динамика объемов экспорта нефти и нефтепродуктов в России [6; 8]

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Экспорт сырой нефти, млн т 223,42 244,49 254,77 252,64 260,56 267,47 238,61

Производство автобензина, млн т 38,31 39,20 39,95 39,22 39,42 40,17 38,38

Экспорт автобензина, млн т 4,18 4,75 5,22 4,34 4,21 5,18 5,80

Доля экспорта автобензина в общем объеме производства, % 10,90 12,10 13,10 11,10 10,70 12,90 15,10

Производство ДТ, млн т 77,30 76,05 76,29 76,86 78,23 78,38 78,04

Экспорт ДТ, млн т 47,40 51,02 48,60 50,91 55,00 51,41 53,20

Доля экспорта ДТ в общем объеме производства, % 61,30 67,10 63,70 66,20 70,30 65,60 68,20

Показательным также является увеличение доли экспорта нефтепродуктов в общем объеме их производства, для бензина рост составил 4,2 п.п., для дизельного топлива - 6,9 п.п. Темп роста объемов экспорта превышает темп роста объемов их производства, следовательно, уменьшается объем отгрузок этих нефтепродуктов на внутренний рынок. Снижение предложения на рынке нефтепродуктов является одним из факторов повышения цен на них. Значительное снижение предложения может создать дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке. Зачастую от диспропорции спроса и предложения страдают отдельные региональные рынки нефтепродуктов, например, почти каждый год эксперты и аналитики нефтегазовой отрасли отмечают возникновение дефицита дизельного топлива в Дальневосточном федеральном округе [1; 2; 10].

Наиболее серьезно проблема дефицита касается зимнего дизельного топлива. В зависимости от условий применения дизельное топливо подразделяют на следующие марки2:

- летнее (для температуры воздуха до минус 5°С и выше);

- межсезонное (для температуры воздуха до минус 15°С и выше);

- зимнее (для температуры воздуха до минус 35°С и выше);

- арктическое (для температуры воздуха до минус 45°С и выше).

Такая же классификация дизельного топлива представлена в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС). У каждой марки свой десятизначный код ТН ВЭД, что в принципе дает основу для применения различных мер таможенного регулирования в зависимости от марки (сезона), однако сейчас применяется единая ставка вывозной таможенной пошлины на дизельное топливо независимо от сезона.

Если посмотреть на динамику физического экспорта дизельного топлива в разрезе его сезонных марок, то наблюдается сильная зависимость экспорта зимнего и межсезонного дизельного топлива от сезона (рис. 3). Очевидно, экспорт зимнего дизельного топлива увеличивается в холодные времена года. Но в эти же периоды повышается и потребление этой марки дизельного топлива на внутреннем рынке. Действующие меры таможенно-тарифного регулирования не позволяют в полной мере обеспечить внутреннее потребление зимнего дизельного топлива за счет ограничения его экспорта из-за отсутствия какой-либо дифференциации мер таможенного регулирования экспорта дизельного топлива в зависимости от его марки, что, как было отмечено ранее, является одной из причин возникновения дефицита зимнего дизельного топлива на отдельных региональных рынках нефтепродуктов.

120 100

н

0

900 800 700 600 500 400

200 К

^ ^ # # # # # # # # # # # ¿V4

ЧТ ^ ¿У ^ лУ ¿Р оГ?

л" ^ № ч ,ЛЧ ^ Рр № ч ,ЧЧ ^ Рр № ЧЧ

«У

«У

Ч^

«У

«У

«У

Ч^

«у

«у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«у

ч^

Рис. 3. Динамика объема экспорта зимнего (1) и межсезонного (2) дизельного топлива

из России, тыс. т [8]

Анализ действующего порядка установления вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты показал, что ставки таких пошлин напрямую зависят от мировых цен на сырую нефть марки «Юралс» и никак не зависят

2

2 ГОСТ 305-2013. Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное. Технические условия.

от мировых цен на конкретные нефтепродукты, в отношении которых принято решение об установлении вывозных таможенных пошлин. Чем выше становится мировая цена на нефтепродукты и чем больше разница между мировой ценой на нефтепродукты и мировой ценой на нефть марки «Юралс», тем больше увеличивается привлекательность экспорта нефтепродуктов, а влияние, которое оказывают вывозные таможенные пошлины на экспорт нефтепродуктов, наоборот, снижается. Такая ситуация может негативно сказаться на объеме предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке, а значит, стать причиной повышения их цен или дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.

За счет применения мер таможенного регулирования экспорта государство может обеспечить необходимый уровень предложения на внутреннем рынке нефтепродуктов, однако действующие формулы расчета пошлин на нефтепродукты, отсутствие дифференциации мер таможенного регулирования в отношении дизельного топлива в зависимости от сезона его применения и политика государства, направленная на отмену вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, говорят об исключении таможенно-тарифного регулирования как инструмента государственного регулирования экспорта и российского рынка нефтепродуктов.

Список литературы

1. Владельцы АЗС заявили о нехватке дизеля на Дальнем Востоке. URL: https://www.rbc.ru/business/09/12/2019/5de901619a79470be953d2b5 (дата обращения: 06.05.2022).

2. Дизельный дефицит: почему АЗС в регионах остались без топлива. URL: https://www.rbc.ru/business/30/10/2018/5bd6fcda9a7947574c018585 (дата обращения: 06.05.2022).

3. Дисконт на российскую нефть Urals в Европе к Brent почти достиг $40 за баррель. URL: https://tass.ru/ekonomika/14389013 (дата обращения: 06.05.2022).

4. Новиков В. Е. Теоретические и методологические основы формирования таможенного тарифа: монография / В. Е. Новиков, М. В. Крайнова, О. В. Круглова, Е. А. Чернышевская. М.: РИО Российской таможенной академии, 2015. 208 с.

5. Новиков В. Е., Манушина А. П. Использование добавленной стоимости в таможенно-тарифном регулировании // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 104-111.

6. Статистика / Официальный сайт министерства энергетики. URL: https:// minenergo.gov.ru/activity/statistic (дата обращения: 06.05.2022).

7. Страны ОПЕК+ договорились сократить добычу нефти на 9,7 млн баррелей в сутки. URL: https://tass.ru/ekonomika/8225373 (дата обращения: 06.05.2022).

8. Таможенная статистика внешней торговли РФ // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://stat.customs.gov.ru (дата обращения: 06.05.2022).

9. Черныш А. Я. Совершенствование методов экономики таможенного дела в интересах обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 91-95.

10. Эксперты предупредили о грядущем дефиците дизельного топлива в России. URL: https://news.ati.su/article/2021/11/18/kak-peresohli-reki-dizelja-ocheredi-na-zap ravkah-mogut-stat-realnostju-206955/ (дата обращения: 06.05.2022).

© Неудахин В. С., 2022 © Neudakhin V. S., 2022

Для цитирования:

Неудахин В. С. Актуальные проблемы таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 4(101). С. 89-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.