Научная статья на тему 'Актуальные проблемы современного избирательного права России и зарубежных стран как предмет диссертационных исследований'

Актуальные проблемы современного избирательного права России и зарубежных стран как предмет диссертационных исследований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2616
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В В. Игнатенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы современного избирательного права России и зарубежных стран как предмет диссертационных исследований»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫх СТРАН КАК ПРЕДМЕТ ДИССЕРТАЦИОННЫх ИССЛЕДОВАНИЙ

В.В. Игнатенко, доктор юридических наук, профессор

Актуальные проблемы современного избирательного права и избирательного процесса России и зарубежных стран традиционно являются предметом научных исследований соискателей ученых степеней доктора и кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 (конституционное и муниципальное право). Ежегодно в нашей стране представляется к публичной защите 10-15 диссертаций по вопросам избирательного права.

В 2010 г в диссертационных советах при научных и образовательных учреждениях страны были проведены защиты 1 докторской и 12 кандидатских диссертаций по данной тематике. Из этих 13 диссертаций в Белгородском государственном университете была проведена защита 1 диссертации, в Дальневосточном федеральном университете - 2 диссертаций, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова - 1 диссертации, в Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина - 1 диссертации, в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации -

2 диссертаций, в Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации - 1 диссертации, в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского - 3 диссертаций, в Южном федеральном университете - 1 диссертации.

Из 13 диссертаций, защищенных в 2010 г.,

3 диссертации были посвящены анализу избирательного права зарубежных стран (Великобритания, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Украина). Абсолютное большинство диссертаций (11) были выполнены в образовательных учреждениях, расположенных в европейской части страны. И только 2 диссертации были выполнены в Иркутске и защищены во Владивостоке в диссертационном совете при Дальневосточном федеральном университете.

Ниже вниманию читателей предлагается информационно-аналитический обзор диссертаций по вопросам избирательного права и избирательного процесса России и зарубежных стран, защита которых состоялась в 2010 г.

1. В мае 2010 г. на заседании диссертационного совета при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, подготовленной Р. Т. Бик-тагировым. Тема диссертации: «Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование» (специальность 12.00.02). Научный консультант - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Г.В. Мальцев.

Научная новизна данной диссертации заключается в том, что она представляет собой первое в юридической науке комплексное конституционно-правовое исследование, посвященное субъектам избирательного права Российской Федерации.

Авторская трактовка системы субъектов избирательного права позволила провести их классификацию, выявить общее и особенное в правовой природе различных субъектов избирательного права Российской Федерации. Проведенный в диссертации анализ стадий, содержания и особенностей избирательного процесса позволил охарактеризовать его как основную организационно-правовую форму реализации субъектами избирательного права своих прав и юридических обязанностей.

Исследованная Р. Т. Биктагировым правовая природа ряда фактически действующих в избирательном процессе субъектов права (российский народ, народы субъектов Российской Федерации, избирательный корпус муниципальных образований, суды общей юрисдикции, органы прокуратуры, организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, группы избирателей, сборщики подписей избирателей и некоторые другие) до сих пор не были объектами научных исследований с позиций их избирательной правосубъектности.

Проведенный анализ действующего законодательства и практики избирательных кампаний позволил автору диссертации предложить рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования отдельных ви- 47

48

дов субъектов избирательного права Российской Федерации.

В диссертации обосновано положение о том, что субъектом избирательного права как элементом социально-правовой реальности является лицо, наделенное нормами российского права свойствами правоспособности, дееспособности и деликтоспособности (т.е. правосубъектностью) для участия в правоотношениях, складывающихся в связи с формированием органов публичной власти в Российской Федерации и деятельностью по реализации конституционного права граждан избирать и быть избранным, принимающее и осуществляющее вовне правовые решения в рамках избирательного процесса как организационно-правовой формы реализации избирательно-правовых норм.

По мнению диссертанта, встречающиеся в специальной литературе термины «субъект избирательного правоотношения», «субъект избирательного процесса», «участник избирательного процесса» по своему содержанию означают один и тот же феномен - субъект избирательного права, характеризуемый в различных плоскостях данной базовой категории. Статус любого субъекта избирательного права - это потенциальная возможность данного субъекта стать реальным участником избирательного правоотношения, избирательного процесса. Будет ли данная возможность превращена в действительность, зависит от его волеизъявления, а также от прямого требования закона. Такие термины, как «субъект избирательного процесса», «участник избирательного процесса» по своему содержанию относятся к понятию субъекта избирательного права, которое указывает на динамическое состояние данного субъекта в качестве стороны в избирательном правоотношении, на стадии реализации своей правосубъектности в избирательном процессе.

Изучив механизм реализации правосубъектности в избирательных правоотношениях, диссертант приходит к выводу о том, что «субъект избирательного права» и «субъект избирательного правоотношения» понятия одно-порядковые, но не тождественные. Эти понятия соотносятся как парные философские категории - общее (субъект права) и отдельное (субъект правоотношения), возможное (субъект права) и действительное (субъект правоотношения).

В результате проведенного исследования автор диссертации констатирует, что в насто-

ящее время не существует ни нормативного, ни устоявшегося научного критерия отнесения того или иного индивида, социального образования к субъектам избирательного права. В этих условиях единственным объективным основанием признания за тем или иным лицом избирательной правосубъектности является характер конкретных норм конституционного, избирательного права, а в ряде случаев и смежных отраслей права, наделяющие его качествами избирательной правосубъектности. На основании оценок норм действующего законодательства на предмет наличия у тех или иных лиц качеств правосубъектности диссертантом определены различные виды субъектов избирательного права.

Подвергнув анализу имеющиеся в специальной литературе классификации субъектов избирательного права по различным основаниям, автор диссертации выдвинул их комплексную классификацию по двум новым критериям: уровню социальной общности и по признаку юридического значения их участия в избирательном процессе. По первому критерию предлагается разделить субъекты избирательного права на три типа: 1) социальные общности (объединения); 2) социальные образования; 3) индивидуальные субъекты. При этом к социальным общностям - субъектам избирательного права диссертант относит российский народ, народы субъектов Российской Федерации, избирателей муниципальных образований, которые представляют собой избирательный корпус (электорат). Социальные образования - это относительно широкие либо узкие организационно-определенные структуры, являющиеся результатом сознательной субъективной деятельности граждан, которые играют роль инструмента достижения определенных политико-правовых целей коллективами граждан. Социальные образования по отношению к социальным общностям выступают как вторичные, производные субъекты. К социальным образованиям - субъектам избирательного права относятся различные организации - как государственные, так и общественные. Понятие «индивидуальный субъект» охватывает широкий круг лиц - как граждан Российской Федерации, так и в установленных законом случаях иностранных граждан, действующих в избирательном процессе в личном качестве и (или) в качестве представителя другого субъекта избирательного права.

Диссертант предлагает также классификацию субъектов избирательного права по при-

знаку юридического значения их участия в избирательном процессе. По данному критерию субъекты избирательного права разделены на два типа: основные и вспомогательные. При этом без участия в избирательном процессе основных субъектов невозможна сама избирательная кампания, а участие вспомогательных субъектов в избирательной кампании носит факультативный характер и зависит, как правило, от позиции (решения) основных субъектов избирательного процесса или волеизъявления иных органов (организаций).

По мнению автора научной работы, конституционная и избирательная правосубъектность народа базируется на его верховной, учредительной власти, закрепленной в Конституции Российской Федерации (преамбула, ст. 3), а также в международных правовых документах (ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, раздел VIII Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, пп. 7 и 8 Документа Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ), в соответствии с которыми все народы имеют право на самоопределение, право свободно устанавливать свой политический статус, самостоятельно выбирать форму Конституции и правления. Воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти, законности и легитимности любого правительства. Избирательные правоотношения с участием народа (избирательного корпуса) предполагают наличие особых организационных структур (избирательные комиссии, комиссии референдума), обеспечивающих обобщение и официальное представление результатов волеизъявления народа.

В диссертации отмечается, что правосубъектность судов в сфере избирательных отношений, кроме полномочий по разрешению избирательных споров, отмене решений избирательных комиссий, видится в том, что суды выполняют весьма значимую в политико-правовом отношении гарантийную функцию, вынося по заявлениям управомоченных субъектов избирательного права решения, обязывающие надлежащие государственные (муниципальные) органы назначить соответствующие выборы в срок, установленный судебным решением, в случаях, когда последними своевременно не принят акт о назначении выборов. Данные полномочия судов являются важней-

шей юридической гарантией реализации принципа обязательности и периодичности выборов, регулярного функционирования одной из высших форм непосредственной демократии в Российской Федерации.

Пробелы и противоречия в регулировании надзорных полномочий органов прокуратуры в сфере электоральных отношений, как полагает диссертант, не отменяют их избирательной провосубъектности. Так, прокурор является субъектом, который вправе возбудить в суде вопрос о принудительном назначении выборов в случаях, когда они не назначены в установленный срок уполномоченным на то государственным, муниципальным органом или соответствующей избирательной комиссией. Прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Исследовав правовые нормы, регламентирующие избирательный процесс и практику избирательных кампаний, автор диссертации пришел к выводу об избирательной правосубъектности организаций, выпускающих средства массовой информации, на том основании, что они в соответствии с требованиями избирательного законодательства вступают в правовые отношения с кандидатами, избирательными объединениями, избирательными комиссиями и другими участниками избирательного процесса, которые влекут юридические последствия для сторон указанных правоотношений. Телерадиокомпании, редакции периодических печатных изданий несут юридическую ответственность за неправомерные действия (бездействие), связанные с их участием в обслуживании избирательной кампании, вплоть до приостановления по решению суда выпуска средства массовой информации до окончания избирательной кампании.

По мнению диссертанта, нормы права, закрепившие положение о том, что политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, в сочетании с введением пропорциональной системы формирования Государственной Думы и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представитель- 49

50

ных органов муниципальных образований позволили заметно поднять роль политических партий в избирательном процессе.

Вместе с тем, проведенное автором диссертации исследование правоприменительной практики привело его к выводу о том, что введение пропорциональной системы выборов депутатов по партийным спискам породило ряд серьезных проблем: ослабление связей депутатов со своими избирателями (депутаты, избранные по партийным спискам, не имеют собственного избирательного округа, а «закрепление» их за определенными субъектами Федерации во многом носит формальный характер и не обеспечивает надежные связи депутатов с регионами, их ответственности перед избирателями). Нередко под прикрытием «закрытых» партийных списков депутатами избираются личности, малоподготовленные к выполнению ответственных обязанностей члена законодательного органа и не заинтересованные в правотворческой деятельности.

По мнению диссертанта, необходимо разработать и ввести дополнительные правовые и организационные гарантии, создающие условия для реализации беспартийными гражданами своего пассивного избирательного права. Так, диссертант считает актуальной задачу обогащения свободного мандата депутата элементами императивного характера. Это, по его мнению, позволило бы нейтрализовать наиболее существенные издержки пропорциональной избирательной системы, введенной новейшим федеральным и региональным законодательством о выборах.

Исследовав нормы избирательного законодательства и практику их применения, диссертант констатирует, что правовая категория «избирательный процесс» является формой реализации гражданами и избирательными объединениями активного и пассивного избирательного права, права народа (избирательного корпуса) на формирование органов государственной и муниципальной власти. Избирательный процесс образует один из центральных институтов избирательного права.

Относительно структурирования избирательного процесса автор диссертации полагает неоправданным как его излишнее дробление на многочисленные стадии, так и слишком общую его конструкцию, не отражающую основные этапы и богатое содержание этого правового феномена. По мнению автора диссертации, на основе анализа и осмысления норм избирательного законодательства

и задач, решаемых в ходе избирательной кампании, необходимо выделить следующие стадии избирательного процесса: 1) формирование организационно-технологической основы (инфраструктуры) выборов; 2) выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов; 3) предвыборная агитация; 4) голосование избирателей, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование.

Факультативной (возможной при определенных законом обстоятельствах) стадией избирательного процесса является повторное голосование.

Рассматривая проблему стабилизации законодательства о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, диссертант исходит из того, что формирование избирательного законодательства, менее подверженного воздействию политических процессов, обусловлено как объективными, так и субъективными факторами.

Диссертант полагает, что с учетом назревших условий необходимо осуществить кодификацию норм избирательного законодательства Российской Федерации. По его мнению, кодификация позволит повысить уровень согласованности и системности материальных и процессуальных норм избирательного права, придаст устойчивость часто меняющемуся законодательству о выборах и избирательным правовым отношениям.

2. В марте 2010 г. на заседании диссертационного совета при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной О.В. Кузнецовой. Тема диссертации: «Реализация конституционного принципа равенства прав граждан России в пассивном избирательном праве» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Г.Н. Комкова.

В диссертации проведено специальное комплексное исследование теоретических и практических проблем реализации принципа равенства пассивного избирательного права в России, обозначены основные тенденции развития избирательного законодательства в сфере обеспечения пассивного избирательного права граждан Российской Федерации. Автором проведен анализ действующего законодательства о выборах в Российской Федерации с точки зрения его соответствия конституционному принципу равенства прав граждан, меж-

дународным стандартам в этой области, что позволило сформулировать предложения по решению ряда проблем и совершенствованию избирательного законодательства в части регулирования порядка выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, а также предвыборной агитации.

По мнению диссертанта, сущность пассивного избирательного права заключается в том, что гражданин наделен не просто правом выдвинуть свою кандидатуру и пассивно ожидать результаты волеизъявления избирателей, а правом в конкурентной борьбе при равных правовых условиях быть избранным на выборную должность. В этой связи государство должно взять на себя обязательство создавать равные правовые условия для реализации пассивного избирательного права в процессе выдвижения и регистрации, предвыборной агитации и на стадии голосования.

Автору диссертации представляется допустимым установление разумных и обоснованных правовых барьеров избираемости. Целесообразно, по его мнению, ввести ценз оседлости для граждан Российской Федерации на выборах в органы местного самоуправления сроком не более чем на один год. При этом эти правовые барьеры не должны носить дискриминационного характера, допускать произвольное толкование таких ограничений, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. С этой целью предложено установить правило введения цензов только на федеральном уровне, а региональному законодателю оставить возможность закрепления дополнительных гарантий реализации пассивного избирательного права.

Диссертантом предлагается включить в число фундаментальных положений Конституции Российской Федерации, составляющих основы конституционного строя России, принципы пассивного избирательного права и закрепить в ст. 3 Конституции Российской Федерации всеобщее, равное избирательное право, свободное и добровольное участие в выборах, состязательность (конкуренцию) кандидатов, избирательных объединений, открытость, гласность и периодичность выборов.

По мнению диссертанта, содержание конституционного принципа равенства прав граждан в пассивном избирательном праве состоит в том, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях, имеют реальную возможность в равной степени реализовывать свое пассивное избиратель-

ное право при выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Такое понимание норм о равном пассивном избирательном праве предполагает обеспечение принципа равенства едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до определения результатов, равной защитой законом и судом пассивного избирательного права всех граждан. Помимо этого, в содержание принципа равенства диссертантом включено положение о равенстве шансов кандидатов в предвыборной борьбе. Здесь имеется в виду не абсолютное равенство кандидатов, а равенство их стартовых возможностей.

Автором диссертации отмечается, что создание неконкурентных преимуществ для отдельных состязающихся субъектов нарушает всю логику избирательного процесса. В связи с этим недопустимо создание электоральных преференций для отдельных политических партий, а также предоставление преимуществ кандидатам, выдвинутым этими политическими партиями, по сравнению с независимыми кандидатами.

По мнению автора диссертации, новеллы избирательного законодательства в основном способствуют снижению политической конкуренции на российских выборах, которая во многих случаях и так не слишком велика. Это касается следующих положений: введения пропорциональной избирательной системы (исключающей индивидуальное представительство) на выборах депутатов Государственной Думы и ее элементов на региональных выборах, при необдуманных механизмах составления списков кандидатов и распределения депутатских мандатов; лишения права выдвижения списков кандидатов иных, кроме политических партий, общественных объединений; отмены избирательного залога при забюрократизированной процедуре сбора подписей и проверки подписных листов, а также при наличии проблемы административного ресурса.

В диссертации предлагается: а) установить максимальную величину заградительного барьера на федеральных выборах в размере 5 процентов, на региональных - от 3 до 5 процентов, на местных - отменить вообще; б) изменить основные параметры избирательной системы для региональных и муниципальных выборов: проводить выборы в представительные органы публичной власти и по партийным спискам, и по одномандатным округам (не менее 1/3 депутатов) для обеспечения 31

52

права граждан добиваться выборных постов в личном качестве; в) расширить круг коллективных участников избирательного процесса, вернув избирательную правосубъектность на региональных и местных выборах общественным объединениям (организациям и движениям); г) отказаться от института сбора подписей в целях обеспечения равенства кандидатов и политических партий; д) включить в число лиц, которые на период выборов должны освобождаться от исполнения должностных или служебных обязанностей, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (за исключением Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, депутатов представительных органов власти), в целях ограничения использования административного ресурса.

По мнению диссертанта, следует исключить как посягающую на свободу слова, политических дискуссий, а также лишающую эффективности право быть избранным норму, запрещающую кандидатам, избирательным объединениям использовать для проведения предвыборной агитации бесплатные и платные эфирное время и печатную площадь против других кандидатов, избирательных объединений.

3. В июне 2010 г. на заседании диссертационного совета при Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной М.А. Горшковой. Тема диссертации: «Сравнительный анализ избирательного права Российской Федерации и Великобритании» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент И.А. Побережная.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной юридической науке сделана попытка осуществить сравнительно-правовой анализ избирательных систем и избирательного права России и Великобритании, принципов избирательного права и законодательного закрепления его основных элементов, нормативного регулирования избирательного процесса с точки зрения принадлежности к различным правовым семьям — романо-германской и англосаксонской. На основе обширной источниковедческой базы, включая ранее не использованные в отечественной юридической литературе английские источники, рассматривают-

ся общие и особенные черты избирательного права двух национально-правовых систем, а также выработаны предложения по совершенствованию российского избирательного законодательства.

В диссертации обосновано положение о том, что, несмотря на сущностные отличия национальных правовых систем и различные предпосылки формирования избирательных систем России и Великобритании, в данных государствах сложился в целом единый подход к правовому регулированию выборов, включающий следующие общие черты: тенденции к систематизации избирательного законодательства; наличие большого количества норм-гипотез и норм-диспозиций и незначительного объема абстрактных норм-гипотез; схожесть по содержанию и сфере действия норм-диспозиций; следование основным признакам демократии, а именно: соблюдение прав граждан, недопустимость лишения избирательного права по признакам пола, расы, национальности, языка, вероисповедания; единые основания для ограничения избирательного права (избирательных цензов), в том числе лишение пассивного и активного избирательного права душевнобольных лиц и лиц, осужденных за совершение преступлений и находящихся в местах лишения свободы; единство основных принципов избирательного права, в том числе всеобщности, равенства, обязательности, периодичности, прямого и тайного голосования; единый порядок агитации и др.

На основе анализа общего и особенного в регулировании института избирательного права Российской Федерации и Великобритании диссертантом сделан вывод о том, что к недостаткам российского избирательного права следует отнести частое изменение норм избирательного законодательства, что снижает его качество, значительное количество норм, дублирующих идентичные избирательные процедуры. Недостатками избирательного права демократической консервативной Великобритании являются: размытость и несистемность правового регулирования большинства процедур в избирательном процессе; наличие ограничений избирательного права, обоснованных объективными, в том числе политическими предпосылками формирования избирательной системы, и не отвечающих тенденциям развития социально-политических институтов общества на современном этапе развития.

Автором научной работы выявлены особенности избирательного права Российской Феде-

рации и Великобритании. К особенностям избирательного права России отнесены: нестабильность избирательного законодательства и избирательных систем; принцип альтернативности выборов (исключительный характер проведения безальтернативных выборов); регистрация кандидата (списка кандидатов) на основе сбора подписей избирателей; неограниченность использования каналов СМИ для проведения агитационной кампании. К особенностям избирательного прав Великобритании диссертантом отнесены: стабильность избирательного законодательства и избирательной системы; наличие дополнительных профессиональных цензов избирательного права [активным и пассивным избирательным правом не обладают военнослужащие, судьи (за исключением мировых судей), священники государственной церкви, банкроты (лишаются активного избирательного права на срок от пяти до десяти лет), условно осужденные лица]; регулярность безальтернативных выборов; избирательный залог; недопустимость негосударственных СМИ участвовать в избирательной кампании; наличие института голосования по почте.

Анализ норм избирательного законодательства, направленных на реализацию принципа равного избирательного права, позволил диссертанту сформулировать и обосновать новые принципы избирательного права в России и Великобритании: принцип справедливой финансовой поддержки со стороны государства (принцип можно применить к избирательной системе Российской Федерации); принцип дифференцированной финансовой поддержки со стороны государства (применяется к избирательной системе Великобритании).

В диссертации на основе анализа норм избирательного законодательства показано общее и особенное в регулировании порядка проведения телевизионных дебатов.

Автором диссертации на основе анализа сложившегося опыта правового регулирования избирательного законодательства Великобритании в области создания благоприятных условий для людей с ограниченными возможностями (в частности, печать бюллетеней рельефно-точечным шрифтом Брайля для глухих и слабослышащих людей) предложено внести изменения в п. 10 ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и предусмотреть печать бюллетеней рельефно-точечным

шрифтом Брайля для беспрепятственного личного голосования людей с ограниченными возможностями.

4. В сентябре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной П.А. Дуксиным. Тема диссертации: «Конституционные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Г.Н. Комкова.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании проблемы ограничения избирательных прав граждан, находящихся в местах изоляции, и представляет собой одну из первых попыток в отечественной юридической науке рассмотрения указанного вопроса. Кроме того, автором осуществлена попытка объяснения феномена ограничения избирательных прав заключенных с точки зрения теории правосознания и теории правовых ценностей.

В диссертации сделан вывод о том, что феномен ограничения избирательных прав заключенных сам по себе и изначально имеет четкую уголовно-правовую природу, поскольку реализуется либо в качестве самостоятельного уголовного наказания в виде лишения избирательных прав, либо автоматически применяется к гражданам, которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы по приговору суда, и от него юридически неотделим.

По мнению диссертанта, лишение избирательных прав как разновидность уголовного наказания, закреплявшегося в актах советского уголовного права («лишение избирательных прав по суду»), имеет ту же уголовно-правовую природу, что и ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда («по умолчанию»). Изъятие в 50-х гг. ХХ в. из перечня уголовных наказаний лишения избирательных прав по сути не изменило ситуацию, поскольку данный вид ограничений в правах некоторое время спустя продолжил свое существование в конституционных актах РСФСР, СССР и Российской Федерации.

В диссертации отмечается, что положения __ ст. 32 Конституции Российской Федерации, со- 33

54

держащей указание на ограничение избирательных прав заключенных, учитывая историческую и философско-правовую специфику данного вопроса, являются разновидностью уголовного наказания, применяемого судами дополнительно к основному наказанию в виде лишения свободы (пожизненно или на определенный срок). В целом, ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, по сути является разновидностью дополнительных уголовных наказаний и применяется в силу прямого действия нормы ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации.

По мнению автора диссертации, факт физической изоляции гражданина, находящегося в местах лишения свободы по приговору суда, от общества не является причиной того, что он ограничивается в избирательных правах на период заключения. Причиной таких ограничений является применение к нему фактически дополнительного уголовного наказания в виде лишения избирательных прав. В диссертации утверждается, что применение дополнительного уголовного наказания в виде ограничения избирательных прав в том несформированном виде, в каком это имеет место сегодня, не отвечает самим целям уголовного наказания, а именно: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предотвращению новых преступлений.

В научной работе сделан вывод о том, что в современных условиях ограничение гражданина в избирательных правах на период заключения не способствует восстановлению социальной справедливости, поскольку государство, применяя к гражданину меру наказания в виде ограничения избирательных прав, необоснованно отказывается акцентировать внимание подсудимого и общественности на данном обстоятельстве. Факт ограничения избирательных прав как бы «ускользает» от человека, общества и государства, тем самым нейтрализуя процесс восстановления социальной справедливости. Кроме того, ограничивая заключенного в активном избирательном праве и праве на участие в референдуме, государство допускает количественные и качественные погрешности в процессах электоральной активности, сознательно делая неполным срез народного мнения и представительства, что является, по мнению диссертанта, несправедливым по отношению к остальной части российского общества.

В диссертации высказано предложение о предоставлении заключенным активного избирательного права, которое включало бы в себя право на голосование на выборах и референдумах. В то же самое время, по мнению диссертанта, необходимо закрепить в уголовном законе дополнительный вид наказания в виде лишения пассивного избирательного права граждан, подвергнутых лишению свободы пожизненно и на определенный срок, которое применялось бы посредством отдельного акта правосудия, через приговор суда именем Российской Федерации.

Автором диссертации сформулирован целый ряд предложений по совершенствованию избирательного и уголовного законодательства.

5. В сентябре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной С.Е. Абакуменко. Тема диссертации: «Реализация конституционного принципа равенства политических партий в условиях становления пропорциональной избирательной системы в России» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Г.Н. Комкова.

В диссертации проведено комплексное исследование теоретических и практических проблем реализации конституционного принципа равенства политических партий в условиях становления в России пропорциональной избирательной системы.

Диссертант исходит из того, что принцип равенства политических партий в избирательном процессе означает равенство их правовых статусов, предоставление равного объема полномочий при участии в выборах. Нормы Конституции Российской Федерации и законов равным образом распространяются на все политические партии, независимо от изложенных в их документах идеологических установок, целей и задач. Обязанность государства и его органов состоит в том, чтобы в равной мере обеспечивать соблюдение прав и законных интересов всех партий, создавать равные правовые условия для политических партий в процессе выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и распределения мандатов, финансирования выборов.

По мнению автора диссертации, содержание принципа равенства состоит в том, что все члены общества, подобные друг другу субъекты каких-либо общественных отношений, в данном случае политические партии, должны быть поставлены в одинаковые условия. Обеспечение принципа равенства политических партий гарантирует наличие единых правил проведения выборов в течение всего периода с момента их назначения и до момента определения их результатов. Кроме того, как утверждает автор, в содержание принципа равенства входят положения о равенстве политических партий в период предвыборной агитации и в процессе распределения мандатов.

В диссертации предлагается рассмотреть возможность применения государственного финансирования при проведении сбора подписей политическими партиями, а именно в части оплаты изготовления подписных листов. Применение государственного финансирования позволит еще на один шаг приблизиться к достижению правового и финансового равенства политических партий.

В целях обеспечения равенства политических партий в ходе агитационной кампании диссертантом предлагается: во-первых, внести изменения в нормы закона о равном освещении предвыборной деятельности политических партий, в частности, указав на необходимость их применения для оценки совокупности материалов, опубликованных в одном средстве массовой информации за определенный период; во-вторых, обязать избирательные комиссии осуществлять во время избирательной кампании мониторинг средств массовой информации и предпринимать необходимые меры в случае нарушения ими требований избирательного законодательства. По мнению автора, объективные выводы о наличии неравного освещения предвыборной деятельности либо о явном преобладании сведений о какой-либо из партий можно сделать лишь на основании оценки всей совокупности материалов.

Диссертант считает необходимым установить единую для всех выборов методику распределения мандатов, так как в этом вопросе нет и быть не может никакой региональной специфики. Тем самым, по его мнению, будет установлена гарантия от использования методик, существенно искажающих пропорциональность распределения мандатов, к примеру, таких как применяемый на сегодняшний день метод «делителей Империали» или метод «делителей д'Ондта». В качестве оптимальной

целесообразно применять методику, основанную на «квоте Хэйра» и правиле наибольшего остатка.

6. В ноябре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Московской государственной юридической академии им. О.Е. Ку-тафина состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной Е.О. Кудряшовым. Тема диссертации: «Правовое регулирование парламентских выборов в зарубежных европейских странах Содружества Независимых Государств» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор Б.А. Страшун.

В диссертации проведено комплексное сравнительное исследование основных институтов избирательного права в четырех европейских государствах: Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Молдова и Украине.

В диссертации сделан вывод о том, что в законодательстве указанных стран установилась тенденция к ослаблению независимости и самостоятельности избирательных органов, чему способствует действующая в этих странах модель формирования и организации их деятельности. Кроме того, в некоторых случаях избирательные органы несут политическую ответственность перед представительными органами, следовательно, перед определенными политическими силами, что на практике дает этим силам необоснованное преимущество в политической борьбе.

По мнению диссертанта, аналогичные проблемы существуют в отечественном правовом регулировании выборов. В то же время судебная власть ни в России, ни в рассмотренных странах практически не участвует ни в организации выборов, ни в формировании избирательных органов, а лишь отменяет некоторые решения последних, принятые не в соответствии с законом. Автор предлагает усилить роль органов судебной власти в процессе организации подготовки и проведения парламентских выборов, а также усилить гарантии их беспристрастности.

В диссертационном исследовании выявлена тенденция усиления роли политических партий в избирательном процессе в рассматриваемых странах. В настоящее время политические партии не достигли еще достаточного уровня структурно-функциональной развитости, демократичность их организации и деятельности обычно оставляет желать лучшего, и пото- 33

56

му они не пользуются доверием граждан. Однако правовое регулирование парламентских выборов в странах, где используется пропорциональная избирательная система, уже предполагает их монополию в избирательном процессе. При выдвижении списков кандидатов фактически лидеры политических партий или их бюрократические руководящие структуры решают вопросы реализации гражданами пассивного избирательного права. Только в Республике Молдова предусматривается право граждан на самовыдвижение, однако возможность его реализации существенно ограничена.

По мнению автора диссертации, указанное обстоятельство позволяет говорить об установившейся в рассматриваемых странах тенденции ограничения пассивного избирательного права путем его фактической трансформации из индивидуального права каждого гражданина в право коллективное, реализуемое руководящими силами партий. Кроме того, по утверждению диссертанта, Казахстан и Молдова, равно как и Россия, не в полной мере исполняют или вообще не исполняют при парламентских выборах международные обязательства в части обеспечения права граждан на самовыдвижение в качестве кандидатов. Данное право предусмотрено Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ. Поэтому представляется преждевременным упразднение права граждан на самовыдвижение и закрепление за партиями монопольного права на выдвижение кандидатов на парламентских выборах как в нашей стране, так и в Украине и Казахстане.

Исследование порядка регистрации избирателей привело автора диссертации к выводу о том, что в правовом регулировании названного процесса имеет место тенденция распространения системы обязательной регистрации избирателей и ее усовершенствование, осуществляемое схожими правовыми и организационно-техническими методами, в том числе путем внедрения в избирательный процесс современных информационно-телекоммуникационных систем, которые в конечном итоге позволяют существенно увеличить точность списков избирателей. Однако, по мнению автора научной работы, система обязательной регистрации избирателей морально устарела, дальнейшее ее использование будет сопровождаться присущими этой системе проблемами, а избирательное законодательство в этом смысле нуждается

в корректировке. Такой вывод вызван тем обстоятельством, что низовыми избирательными органами в большей степени ведется «ручная работа», что чревато ошибками в их действиях. Кроме того, функции по регистрации избирателей являются не основными для многочисленных органов, ее осуществляющих, поэтому зачастую происходит несвоевременная передача информации об избирателях. Правовым механизмом разрешения этой проблемы в диссертации предлагается замена системы обязательной регистрации системой личной регистрации избирателей в день голосования непосредственно на участке. Та же мера позволит отказаться от использования открепительных удостоверений, так как граждане смогут проголосовать на любом избирательном участке. Кроме того, все полномочия по регистрации избирателей будут сосредоточены в компетенции избирательных органов. При этом избежать многократного голосования возможно путем проставления штампов в специальных карточках избирателя.

В диссертации сделан вывод о том, что в рассмотренных государствах СНГ имеет место тенденция снижения эффективности представительства, обусловленная используемыми избирательными системами и моделями территориальной организации выборов. Мажоритарная избирательная система с использованием одномандатных избирательных округов способствует ослаблению роли парламента и усилению роли президента в политической жизни страны. В свою очередь, пропорциональная избирательная система с использованием общегосударственного избирательного округа приводит к сосредоточению власти в руках узкого круга партийных бюрократов, чья воля имитирует волю избирателей. В Российской Федерации предпринята попытка разрешить подобную проблему путем разделения списков кандидатов на общефедеральную и региональные части. Теоретически это должно способствовать более тесной связи депутатов с избирателями, а также дальнейшему развитию партийной системы.

Автор диссертации отмечает, что в рассмотренных странах СНГ установилась характерная, пожалуй, для всех демократических государств тенденция усиления роли средств массовой информации в избирательном процессе, в связи с чем обострилась очень актуальная и для российского избирательного права проблема разграничения информирования избирателей и агитации. В настоящее время выработан

только один более или менее четкий критерий, с помощью которого предлагается разграничивать агитацию и информирование в спорных правоотношениях, - это агитационная цель, выявить которую далеко не всегда представляется возможным. По мнению диссертанта, отказ от разграничения агитации и информирования, если не разрешит полностью, то снизит остроту проблемы при проведении выборов в России, следующими путями. Во-первых, используя положительный опыт молдавского правового регулирования института агитации, можно установить предельный и равный объем эфирного времени и печатной площади, отводимый каждому кандидату или партии при ведении ими агитации и оплачиваемый как кандидатом или партией, так и государством. Кроме того, предлагается использовать аналогичные правила при информировании избирателей средствами массовой информации в течение избирательного процесса, независимо от того, сколько информационных поводов и какие созданы субъектами избирательного процесса. Во-вторых, в диссертации предлагается также создание системы превентивных мер, направленных на ограничение возможностей некорректного использования СМИ и выпуска в эфир и печать незаконной агитации. Многие избирательные споры, связанные с незаконной агитацией на телевидении и радио, могут и должны разрешаться до выхода в эфир (печать) соответствующей информации. Достижимо это путем своевременного обнаружения незаконной информации наблюдателями от конкурирующих политических сил, которые могут направляться в СМИ, а также оперативного разрешения спора специальным или судебным органом. Такие меры могут быть реализованы внесением соответствующих изменений в законодательные акты о выборах.

Анализ правового регулирования финансирования избирательных кампаний в четырех странах СНГ позволил автору диссертации выявить тенденцию усиления роли частного финансирования выборов.

Проведенный в диссертации сравнительно-правовой анализ таких форм голосования, как досрочное голосование и голосование по открепительным удостоверениям, показал, что процедура досрочного голосования не предусматривает достаточных гарантий обеспечения избирательных прав граждан, так как оставляет разнообразные возможности для фальсификации его итогов и результатов выборов. По мнению диссертанта, в сравнении

с процедурой досрочного голосования голосование с использованием открепительных удостоверений является более надежной формой фиксации волеизъявления граждан при условии, что используются именные открепительные удостоверения, а полномочия по их выдаче гражданам изъяты из компетенции участковых избирательных органов и переданы вышестоящим избирательным органам.

7. В ноябре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной И.П. Егар-миным. Тема диссертации: «Правовой статус политических партий как субъектов избирательного процесса (сравнительно-правовой анализ)» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук А.А. Акмалова.

Диссертация является сравнительно-правовым исследованием, в котором с учетом опыта законодательного регулирования участия политических партий в подготовке и проведении выборов в зарубежных странах выявлены и проанализированы сущностные характеристики правового статуса политической партии как субъекта избирательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В научной работе отмечается, что формирование политических партий как субъектов избирательного процесса в России и в зарубежных государствах наряду с общими тенденциями имело и значительные особенности, которые влияли и продолжают влиять на эффективность их правового регулирования и правоприменительной практики, демократический характер институтов непосредственной и представительной демократии. Первые российские партии, возникшие задолго до становления институтов парламентаризма, вырабатывали программные и уставные документы, формы и методы своей деятельности вне избирательной практики. Данные традиции, по мнению автора, не могли не повлиять на формирование теоретических представлений о сущности политической партии и ее правовом статусе. Это предопределило расширительное толкование понятия политической партии, которое нашло свое отражение в российском законодательстве.

По мнению диссертанта, достаточно жесткие требования, установленные законодательством к численности политических партий в России, порядку их государственной регистра- 3«

58

ции и участия в выборах, противоречат статусу политической партии, созданной, например, для участия в общественных акциях.

Как показал проведенный в диссертации сравнительно-правовой анализ правовой практики России и зарубежных стран, партийные и избирательные системы способны оказать существенное влияние на правовой статус политических партий как субъектов избирательного процесса. Однако если законодатель зарубежных стран имеет опыт учета и отражения соответствующими правовыми нормами таких явлений, российский законодатель, как правило, их игнорирует. В частности, закрепление в законодательстве о местном самоуправлении порядка отказа от прямых выборов при формировании представительного органа муниципального района неизбежно приведет к ослаблению процесса развития политических партий на уровне таких муниципальных образований.

Проведенное диссертантом изучение практики правового регулирования участия политических партий в выборах в отдельных странах показывает ограниченность подходов, использованных в российском законодательстве, для формирования благоприятных условий для становления многопартийности, формирования крупных общенациональных партий, вовлечения наиболее широких слоев населения в политическую деятельность. По мнению автора научной работы, становление современных российских политических партий как субъектов избирательного процесса к настоящему моменту уже позволяет перейти от более жестких механизмов партийного строительства к более либеральным, связанным, в том числе, с возможностью создания региональных партий, уменьшением обязательных требований к политической партии при государственной регистрации и т.д. Все это необходимо сочетать с усилением ответственности политических партий за нарушение законодательства о партиях и о выборах.

По мнению диссертанта, действующее российское избирательное законодательство в значительной степени формировалось как законодательство, регулирующее выборы на общенациональном и федеральном уровне. Его нормы слабо отражают особенности проведения выборов на уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Многообразие подходов, используемых в зарубежной практике для регулирования таких выборов, требует более детального изучения и от-

ражения в законодательстве Российской Федерации.

В диссертации сформулированы рекомендации по совершенствованию российского законодательства, направленные на освоение опыта зарубежных стран, более полного и последовательного учета особенностей избирательных процессов на региональном и муниципальном уровнях, дифференцированного подхода к регулированию правового статуса политической партии в условиях различных партийных и избирательных систем.

8. В ноябре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной Д.В. Точкиным. Тема диссертации: «Финансирование федеральных выборов в России: конституционно-правовые проблемы» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Е.И. Колюшин.

Диссертация является комплексным юридическим исследованием современных проблем финансирования федеральных выборов в России.

По мнению диссертанта, нормы права, регулирующие отношения по финансированию выборов, объединяются в институт конституционного права, предметом которого является часть предмета избирательного права. Предметом института финансирования выборов являются общественные отношения, связанные с предоставлением участникам избирательного процесса финансовых и иных материальных ресурсов для совершения избирательных действий.

Избирательный фонд определяется в диссертации как публично-правовое формирование в виде аккумулируемых на специальном избирательном счете и расходуемых с него денежных средств в рублях, предназначенных для финансового покрытия избирательных действий кандидата, политической партии.

Автором диссертации предлагается установить постоянный статус избирательного фонда.

В числе основных юридических признаков избирательных фондов в диссертации указаны следующие обстоятельства: а) создание, функционирование и ликвидация в установленном избирательным законодательством порядке; б) целевая направленность; в) временный характер; г) ключевая роль норм конституционно-

го права в их правовом регулировании; д) формирование только за счет денежных средств; е) зачисление средств фонда в рублях на специальный счет и их расходование только через этот счет.

Автором диссертации предлагается исключить любые юридические лица, кроме политических партий, из числа жертвователей в действующие на федеральных выборах избирательные фонды.

Проведенный в диссертации анализ конституционно-правового механизма организации и проведения выборов свидетельствует о необходимости финансового обеспечения гарантий самостоятельности избирательных комиссий во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.

Предложенная в диссертации концепция финансирования выборов в России на современном этапе нашла проявление в разработанном диссертантом проекте федерального закона «О финансировании федеральных выборов».

9. В ноябре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной М.М. Силкиной. Тема диссертации: «Конституционное право граждан России быть избранными в органы местного самоуправления» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Е.И. Козлова.

В диссертации проанализированы основные тенденции реформирования избирательного законодательства в области обеспечения реализации пассивного избирательного права граждан России на местном уровне, проведена подробная классификация субъектов пассивного избирательного права при выборах в органы местного самоуправления в Российской Федерации, выделены особенности реализации пассивного избирательного права, выявлены и проанализированы недостатки этапов реализации права быть избранным.

Автор диссертационного исследования предлагает способы совершенствования принципа равенства кандидатов, реализации пассивного избирательного права при выборах в органы местного самоуправления на этапах выдвижения, регистрации, финансирования избирательной кампании, агитации, а так-

же организации и осуществления голосования, подсчете голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования.

В научной работе подробно рассмотрена классификация субъектов пассивного избирательного права применительно к муниципальным выборам. В основу этой классификации были положены следующие критерии: 1) вид применяемой избирательной системы; 2) субъектный состав; 3) инициатор выдвижения; 4) наличие гражданства или вида на жительство иностранного государства; 5) вид выборного органа; 6) наличие либо отсутствие членства в избирательном объединении.

Диссертант предлагает разработать и предусмотреть в действующем избирательном законодательстве понятие и основные признаки заключения эксперта в избирательном праве, конкретные требования и критерии, которым должно отвечать экспертное заключение при проверке подписей избирателей, подробную регламентацию процедуры такой экспертизы, включающую порядок отбора образцов подписей избирателей экспертом, подробное описание оснований, по которым эксперт пришел к тому или иному выводу, а также обязательность предупреждения эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В целях обеспечения реализации пассивного избирательного права, права на судебную защиту избирательных прав кандидатов автор диссертационного исследования предлагает изменить порядок обжалования решений избирательных комиссий о регистрации, отказе в регистрации кандидата, списка кандидата, предусмотрев в законодательстве возможность признания недействующими с момента издания решений нижестоящих избирательных комиссий, которые были приняты во исполнение решений вышестоящих комиссий, впоследствии отмененных как незаконные.

На законодательном уровне не урегулирован вопрос об обязательном учете мнения населения при выборе наиболее подходящей для муниципального образования избирательной системы с учетом исторических и иных местных традиций. В этой связи автор предлагает закрепить в законодательстве обязательность проведения местного референдума по этому вопросу.

В диссертации предлагается исключить применение на муниципальных выборах института «льготной» регистрации кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых политиче- 39

60

ской партией, списки которой были допущены к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах в Государственную Думу Российской Федерации. По мнению диссертанта, указанное основание регистрации нарушает равенство кандидатов и изначально ставит в дискриминационное положение кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, а также иными избирательными объединениями.

Автором научной работы выдвинут целый ряд предложений по совершенствованию федерального и регионального законодательства о выборах.

10. В декабре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Дальневосточном федеральном университете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной М.В. Штурневой в Байкальском государственном университете экономики и права (Иркутск). Тема диссертации: «Конституционно-правовая ответственность за подкуп избирателей в Российской Федерации» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации В.В. Игнатенко.

Научная новизна диссертационного исследования М.В. Штурневой выражается в том, что оно представляет собой комплексный теоретический и практический анализ подкупа избирателей как одной из разновидностей избирательных правонарушений, влекущих применение мер конституционно-правовой ответственности.

По мнению диссертанта, конституционно-правовая ответственность за подкуп избирателей выражается в отрицательной оценке государством, основанной на юридическом и общественном осуждении этого избирательного правонарушения, и наступлении в особом процессуальном порядке неблагоприятных последствий в виде применения юрисдикцион-ным органом меры конституционно-правового принуждения. Конституционно-правовая ответственность обусловлена обязанностью кандидата, избирательного объединения, виновного в совершении подкупа избирателей, претерпеть действие одной из установленных избирательным законодательством конституционно-правовой санкции в виде отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов или отмены такой регистрации, или отмены решения соответствующей избирательной комиссии о результатах выборов.

Конституционно-правовая ответственность за подкуп избирателей обладает рядом специфичных свойств и качеств, отличающих ее от иных разновидностей юридической ответственности, задействованных для обеспечения законодательного запрета на совершение подкупа избирателей: особым кругом источников, спецификой ее фактического основания, субъектного состава, процессуальной формы ее реализации, специальными санкциями и правовыми последствиями наказания виновных лиц.

В диссертации сделан вывод о том, что меры конституционно-правовой ответственности за подкуп избирателей находят свое выражение в законодательстве о выборах в виде специальных конституционно-правовых санкций, применяемых к лицам, виновным в совершении подкупа избирателей, и проявляющихся в применении к ним мер, связанных с лишением их специального избирательного статуса или иным ограничением (умалением) их избирательных прав. Меры конституционно-правовой ответственности за подкуп избирателей обладают общими характерными для них признаками: 1) применяются в зависимости от определенной стадии (этапа) избирательного процесса; 2) обладают свойством индивидуализации в зависимости от специального избирательного статуса лица, к которому применяются; 3) закрепляющие их санкции обладают качеством абсолютной определенности и без-альтернативности; 4) содержание и последствия их применения заключаются в лишении возможности лица, виновного в совершении подкупа, реализовать пассивное избирательное право в рамках соответствующей избирательной кампании.

Автор научной работы определяет подкуп избирателей как разновидность противоправных общественно вредных виновных деяний в виде предоставления либо обещания предоставления имущественных материальных выгод избирателям при проведении предвыборной агитации с целью склонить их к реализации своего активного избирательного права не свободно, а в интересах достижения определенным кандидатом или избирательным объединением выгодного для них результата, за совершение которых применяются конституционно-правовые санкции, установленные законодательством о выборах.

По мнению диссертанта, объект подкупа избирателей как элемент избирательного правонарушения составляют урегулированные избирательным законодательством обще-

ственные отношения, возникающие при проведении агитации и направленные на обеспечение свободы формирования воли избирателей и их волеизъявления при голосовании. По своим видовым особенностям подкуп избирателей как избирательное правонарушение характеризуется: 1) особым кругом участников общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого деликта, - ими являются исключительно избиратели соответствующего избирательного округа; 2) сопряженностью образующих его общественных отношений с проведением предвыборной агитации.

Автором диссертации аргументировано положение о том, что объективная сторона подкупа избирателей - это элемент состава избирательного правонарушения, отражающий выраженные вовне объективные признаки противоправного деяния в виде подкупа избирателей, и наносимого в результате его совершения вреда, обладающего качеством объективной оценки, а также обуславливающие их причинно-следственные связи, имеющие внешнее проявление. Сформулированный законодателем в качестве избирательного правонарушения подкуп избирателей закрепляется в виде формального и материального состава. Наступление конституционно-правовой ответственности в виде отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов или отмены такой регистрации за подкуп избирателей связывается с фактом передачи либо обещанием передачи предмета подкупа, т.е. самим противоправным деянием и не требует наступление вредных последствий и выявление причинно-следственных связей между ними и противоправным деянием. Причиненный вред является обязательным конструктивным признаком объективной стороны подкупа избирателей как материального состава избирательного правонарушения, влекущего применение конституционно-правовой санкции в виде отмены решения о результатах выборов. В этом случае устанавливается не просто факт подкупа избирателей, но то, что указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

В диссертации отмечено, что деяние как основной признак объективной стороны подкупа избирателей представляет собой обладающее качеством общественной вредности и противоправности действие, выражающееся в осознанном (волевом) причинении вреда урегулированным законодательством о выборах общественным отношениям, возникающим

при проведении агитации и направленным на обеспечение свободы формирования воли избирателей и свободы волеизъявления избирателей при голосовании.

Диссертантом аргументирован вывод о том, что субъектом подкупа избирателей как избирательного правонарушения является участник избирательных отношений, обладающий таким объемом специальной избирательной правосубъектности, которая охватывает его способность нести конституционно-правовую ответственность за деяния, подпадающие под определение подкупа избирателей, установленного законодательством о выборах, а также возможность претерпевать им действие специальных конституционно-правовых санкций в виде отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) либо отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов. Кандидат, зарегистрированный кандидат как субъект подкупа избирателей обладает специальной правосубъектностью, строящейся на общеэлекторальной правосубъектности гражданина, который реализовал свое право быть выдвинутым кандидатом в депутаты или на выборную должность. Избирательное объединение в качестве субъекта избирательного правонарушения в виде подкупа избирателей выступает как коллективный субъект, обладающий признаком организационного единства.

По мнению диссертанта, субъективная сторона подкупа избирателей как элемента состава избирательного правонарушения - это совокупность признаков, определяющих внутреннее (субъективное) отношение лица к своему деянию, проявляющееся относительно противоправности и общественной вредности совершаемых им волевых действий при их совершении. Основываясь на ретроспективном подходе к определению конституционно-правовой ответственности за совершение подкупа избирателей, обязательным элементом субъективной стороны указанного избирательного правонарушения следует выделить вину. Вина индивидуальных и коллективных субъектов подкупа избирателей определяется исходя из оценки наличия у лица возможности для выполнения правовых предписаний о запрете совершения указанного избирательного правонарушения и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Диссертант предлагает закрепить в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе- Ь1

62

рендуме граждан Российской Федерации» следующее легальное определение понятия «подкуп избирателей»: «Подкуп избирателей - действие в виде предоставления либо обещания представления избирателю личностных имущественных материальных благ при проведении предвыборной агитации с целью оказать на него воздействие реализовать принадлежащее ему активное избирательное право не свободно, а в интересах достижения результатов выборов, выгодных для подкупающего лица, посредством: а) вручения избирателю денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение им организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу) на основании письменного заключенного договора и за счет средств соответствующего избирательного фонда; б) вознаграждения избирателя, выполнявшего организационную работу, в зависимости от итогов голосования, результатов выборов, либо обещания произвести такое вознаграждение; в) проведения льготной распродажи либо бесплатного распространения любых товаров, за исключением предвыборных агитационных материалов, специально изготовленных и предназначенных для избирательной кампании, и не несущих для избирателя личных имущественных материальных выгод; г) предоставления избирателю услуги безвозмездно или на льготных условиях; д) воздействия на избирателя посредством обещаний передачи ему денежных средств, подарков и иных материальных ценностей (в том числе по итогам голосования, результатам выборов), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления».

11. В декабре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Дальневосточном федеральном университете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной Л.С. Гетьман в Байкальском государственном университете экономики и права (Иркутск). Тема диссертации: «Избирательные документы в российском избирательном праве» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации В.В. Игнатенко.

Диссертационное исследование представляет собой комплексный теоретический и практический анализ категории «избиратель-

ный документ» как одной из разновидностей юридических документов. В научной работе наряду с исследованием общетеоретических аспектов значительное место уделено рассмотрению практических вопросов, связанных с использованием избирательных документов в избирательном процессе, особенностями их действия на различных этапах правового регулирования избирательных отношений.

В диссертации сделан вывод о том, что в настоящее время в российском законодательстве существует правовая неопределенность по вопросу о содержании понятия «избирательный документ». В законодательстве о выборах не содержится определения избирательного документа и отсутствует единый исчерпывающий перечень избирательных документов. Анализ действующего законодательства позволяет констатировать наличие разных подходов в понимании документов, используемых в избирательном процессе.

Под избирательным документом диссертант предлагает понимать составленный (изготовленный) субъектами избирательного процесса и (или) адресуемый им официальный юридический документ, с которым законодательство о выборах связывает возможность наступления юридически значимых последствий для организации и проведения выборов.

По мнению автора диссертации, избирательный документ обладает следующими юридическими признаками: 1) представляет собой материальный носитель информации, имеющей юридическое значение (способной повлечь правовые последствия) для организации и проведения выборов; 2) предусмотрен законодательством о выборах; 3) создается субъектами избирательного процесса и (или) адресован им; 4) имеет определенную форму и порядок заверения.

В диссертации показано, что избирательные документы в правовом регулировании избирательных отношений проявляют полифункциональную природу и выполняют как общие функции, свойственные всем юридическим документам, так и специальные функции избирательных документов. К последним автор относит: 1) функцию подтверждения законности избирательных процедур и действий; 2) функцию обеспечения поступательности и непрерывности избирательного процесса; 3) инструментальную функцию; 4) организационно-конретизирующую функцию.

Периодизация исторического развития правового регулирования регламентации созда-

ния и использования избирательных документов в России включает в себя, по мнению автора диссертации, следующие этапы: 1) этап практически полного отсутствия письменной фиксации выборных процедур (Х-ХУ вв.);

2) этап минимального документационного обеспечения организации и проведения выборов (ХУ1-ХУП вв.); 3) этап детального обязательного документирования избирательного процесса (с XVIII в. и до настоящего времени).

Классификация избирательных документов проведена в диссертации на основании следующих критериев: 1) субъект избирательного процесса, который создает избирательный документ; 2) стадия избирательного процесса;

3) специальные меры, обеспечивающие подлинность избирательных документов; 4) принадлежность к документам строгой отчетности; 5) количество экземпляров, в которых избирательные документы должны изготавливаться; 6) требование к опубликованию избирательных документов; 7) обязательность создания избирательных документов при организации и проведении выборов.

Проведенный в диссертации анализ практики применения законодательства о выборах и судебной практики разрешения избирательных споров показал, что в качестве основных и наиболее распространенных нарушений установленного порядка документального оформления избирательных правоотношений выступают: 1) отсутствие требуемого в соответствии с законодательством о выборах избирательного документа; 2) несоблюдение установленной процедуры создания избирательного документа; 3) отсутствие обязательных сведений в избирательном документе; 4) несоблюдение требований к оформлению избирательного документа; 5) несоблюдение установленного порядка совершения процедур с избирательными документами, которое ставит под сомнение достоверность и подлинность документов;

6) представление избирательных документов за пределами установленного законодательством о выборах пресекательного срока;

7) непредоставление субъектам избирательного процесса возможности исправить допущенные в содержании и оформлении избирательных документов дефекты.

По мнению диссертанта, рассмотрение в правоприменительной практике указанных нарушений в качестве имеющих несущественный, технический характер зачастую не основано на законодательстве о выборах. В силу быстротечности, конкурентности и политическо-

го характера избирательного процесса отсутствие единообразного подхода к оценке допускаемых дефектов в избирательных документах, колебания правоприменительной практики между формальным и оценочным подходами к квалификации нарушений порядка документирования избирательных процедур и действий снижают эффективность защиты избирательных прав граждан и публичных интересов избирательного корпуса. Признание нарушений порядка документирования организации и проведения выборов в качестве существенных должно основываться исключительно на законодательстве о выборах.

В диссертации сформулирован ряд предложений по совершенствованию российского избирательного законодательства.

12. В декабре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Белгородском государственном университете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной Д. С. Кутишенко. Тема диссертации: «Роль правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в развитии избирательного законодательства» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Е.Е. Тонков.

В диссертации проведен комплексный анализ сущности и роли правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов Российской Федерации в развитии российского избирательного законодательства на современном этапе развития государственности.

Исходя из выводов современной конституционно-правовой науки, автором диссертации выявлены основные признаки судебных правовых позиций и на их основе предложена трактовка правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. По его мнению, она представляет собой системную устойчивую мотивационно-правовую аргументацию, осуществляемую в целях устранения конституционно-правовой неопределенности, являющуюся результатом толкования Конституционным Судом Российской Федерации Конституции Российской Федерации и выявления конституционного смысла иных нормативных правовых актов, которая служит юридическим основанием итоговых решений Конституционного Суда, действует непосред- Ь3

64

ственно, служит источником конституционного права и имеет преюдициальное значение.

На основе анализа научных работ и итоговых решений органов конституционного контроля различных уровней автором диссертации сформулировано определение правовой позиции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации. По мнению соискателя, это есть локальная устойчивая мотивационно-правовая аргументация, являющаяся результатом толкования конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации конституции (устава) субъекта Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и выявления конституционного смысла иных нормативных правовых актов, которая характеризуется связанностью с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, служит юридическим основанием итоговых решений конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, действует непосредственно в пределах субъекта Российской Федерации, является источником конституционного права и имеет преюдициальное значение, за исключением выводов, касающихся толкования Конституции Российской Федерации.

Диссертантом приведены доводы в пользу того, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации способствуют дальнейшему развитию избирательного законодательства Российской Федерации в части: а) выявления конституционной природы избирательных прав граждан; придания им качеств индивидуальных, неотчуждаемых, основных; недопущения их необоснованного ограничения; б) конституционного истолкования правовых норм отдельных институтов избирательного права и процесса; в) конституционной корректировки сложившейся законодательной и правоприменительной практики, которая придала (или потенциально может придать) неконституционный смысл нормам избирательного права; г) толкования конституционных норм, с помощью которых обеспечивается конституционная оценка и обоснование избирательного законодательства и одновременно развитие содержания самих конституционных норм без изменения текста соответствующих конституционных статей, посвященных защите избирательных прав граждан; д) реализации общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств Российской Федерации в области избирательных прав.

В научной работе выявлены и охарактеризованы материальные и процессуальные критерии классификации правовых позиций конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по вопросам избирательного законодательства (на примере Конституционного Суда Республики Коми).

Диссертантом обоснован вывод о том, что систематическое официальное опубликование в специализированном периодическом издании правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и правовых позиций конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, рассматриваемых в качестве источника права, имеет важное теоретическое и прикладное значение в целях формирования системы отечественного права и обеспечения их учета в процессе совершенствования законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.

Автором диссертации сформулированы научно-практические рекомендации по повышению роли правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в сфере совершенствования избирательного законодательства.

13. В декабре 2010 г. на заседании диссертационного совета при Южном федеральном университете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, подготовленной Н.В. Мотыже-вой. Тема диссертации: «Избирательный процесс в системе местного самоуправления» (специальность 12.00.02). Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор В.А. Юсупов.

В диссертации комплексно исследован избирательный процесс в системе местного самоуправления, выявлены его сущность и место в механизме народовластия. Автором определено, что избирательный процесс в системе местного самоуправления - это последовательно осуществляемая в установленном законом порядке совокупность избирательных действий по реализации гражданами их избирательных прав, права на участие в управлении и имеющих целью формирование органов местного самоуправления.

По мнению диссертанта, избирательный процесс в системе местного самоуправления является разновидностью юридического процесса в целом и избирательного процесса в частности. К числу особенностей избирательного про-

цесса в системе местного самоуправления автор относит систему субъектов, особенности их правового статуса, содержание прав и обязанностей участников избирательных отношений.

В научной работе выделены следующие стадии избирательного процесса в системе местного самоуправления: а) назначение муниципальных выборов; б) создание территориальных образований по муниципальным выборам; в) создание избирательных комиссий; г) составление списков избирателей; д) выдвижение и регистрация кандидатов; е) предвыборная агитация; ж) голосование; з) определение итогов голосования и результатов муниципальных выборов.

В диссертации обосновывается необходимость систематизации законодательства о муниципальных выборах, а также целесообразность принятия Избирательного кодекса Российской Федерации.

Диссертантом установлено, что одной из особенностей, присущей исключительно муниципальным выборам, является ограничение участия в выборах военнослужащих. Автор доказывает неконституционность ограничения активного избирательного права курсантов военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта, т.е. до официального отнесения их к категории военнослужащих.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.