Научная статья на тему 'Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности в контексте работы с девиантными подростками'

Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности в контексте работы с девиантными подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / групповые девиации / семейные девиации / суицидальное поведение / социальная работа / профилактика девиантного поведения / deviant behavior / group deviations / family deviations / suicidal behavior / social work / prevention of deviant behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасия Игоревна Скорнякова

В статье представлено актуальное исследование, направленное на анализ текущих проблем социально-педагогической деятельности в работе с девиантными подростками, и способы их решения. Изучив учебные пособия, опыт специалистов по педагогике и психологии (А. Айхорн, В. Г. Степанов, И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий и др.), автор сделал следующее предположение по рассматриваемой проблеме: незнание социальным педагогом трудностей и проблем, которые могут возникнуть при работе с девиантными подростками. Новизна исследования заключается в представлении современных взглядов на решение проблем социально-педагогической работы с девиантными подростками, инновационных методов, приёмов и технологий социальной работы с подростками девиантного поведения. Работа носит теоретический характер и соответствует структуре. Во Введении представлен краткий обзор на причины появление девиантного поведения среди подростков, цель и задачи работы. Раздел «Теоретическое обоснование» представлен тремя подразделами. В подразделе «Характеристика психологии подростков девиантного поведения» представлен анализ понятия «девиантное поведение» по Степанову, причины появления девиантного поведения, описаны отличительные особенности подростков склонных к девиантному поведению по Л. Шнейдер. В подразделе «Актуальные проблемы социально педагогической деятельности в контексте работы с девиантными подростками и способы их решения» отражены основные проблемы подростков склонных к девиантному поведению, с которыми может столкнуться молодой специалист социальной сферы: уход из дома или в референтную группу, попытка совершить суицидальные действия, семейные девиации. Кроме того, в данном подразделе описаны инновационные технологии социальной работы с подростками девиантного поведения. В последнем подразделе автором были описаны основные приёмы и методы профилактической работы с подростками девиантного поведения. Заключение отражает общие выводы исследования. Ключевые слова девиантное поведение, групповые девиации, семейные девиации, суицидальное поведение, социальная работа, профилактика девиантного поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анастасия Игоревна Скорнякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical problems of socio-pedagogical activity in the context of work with deviant adolescents

The author of the article presented an actual study aimed at the analysis of current problems of socio-pedagogical activity in the work with deviant adolescents and ways to solve them. Having studied textbooks, the experience of experts in the field of pedagogy and psychology (A. Eichhorn, V.G. Stepanov, I.Y. Kulagin, V.N. Kolyutsky and others), the author put forward the following assumption on the considered problem: ignorance of social teacher of the difficulties and problems that may arise when working with deviant teenagers. The novelty of the study lies in presenting modern views on the solution of problems of socio-pedagogical work with deviant adolescents, innovative methods, techniques and technologies of social work with adolescents of deviant behavior. The work is theoretical in nature and fits the structure. The Introduction gives a brief description of the causes of deviant behavior of adolescents, the goal and objectives of the work. The «Theoretical justification» section is presented by three subsections. The subsection «Characteristics of the psychology of deviant behavior of adolescents» presents an analysis of the concept of «deviant behavior» by Stepanov, the causes of deviant behavior, described distinctive features of adolescents prone to deviant behavior by L. Schneider. The subsection «Topical problems of social pedagogical activity in the context of work with deviant teenagers and ways of their solution» reflects the main problems of teenagers inclined to deviant behavior which can be faced by a young social sphere specialist: leaving home or a reference group, attempt of committing suicide actions, family deviations. In addition, this subsection describes innovative technologies of social work with adolescents’ deviant behavior. In the last subsection the author described the main techniques and methods of preventive work with adolescents with deviant behavior. The Conclusion reflects the general conclusions of the study.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности в контексте работы с девиантными подростками»

Скорнякова А.И.

Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 52-60 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 316.6

https://d0i.0rg/10.23947/2658-7165-2022-5-4-52-60

Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности в контексте работы с девиантными подростками

Анастасия И. Скорнякова

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация skornakovaanastasia116@gmail.com

Аннотация

В статье представлено актуальное исследование, направленное на анализ текущих проблем социально-педагогической деятельности в работе с девиантными подростками, и способы их решения. Изучив учебные пособия, опыт специалистов по педагогике и психологии (А. Айхорн, В. Г. Степанов, И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий и др.), автор сделал следующее предположение по рассматриваемой проблеме: незнание социальным педагогом трудностей и проблем, которые могут возникнуть при работе с девиантными подростками. Новизна исследования заключается в представлении современных взглядов на решение проблем социально-педагогической работы с девиантными подростками, инновационных методов, приёмов и технологий социальной работы с подростками девиантного поведения. Работа носит теоретический характер и соответствует структуре. Во Введении представлен краткий обзор на причины появление девиантного поведения среди подростков, цель и задачи работы. Раздел «Теоретическое обоснование» представлен тремя подразделами. В подразделе «Характеристика психологии подростков девиантного поведения» представлен анализ понятия «девиантное поведение» по Степанову, причины появления девиантного поведения, описаны отличительные особенности подростков склонных к девиантному поведению по Л. Шнейдер. В подразделе «Актуальные проблемы социально педагогической деятельности в контексте работы с девиантными подростками и способы их решения» отражены основные проблемы подростков склонных к девиантному поведению, с которыми может столкнуться молодой специалист социальной сферы: уход из дома или в референтную группу, попытка совершить суицидальные действия, семейные девиации. Кроме того, в данном подразделе описаны инновационные технологии социальной работы с подростками девиантного поведения. В последнем подразделе автором были описаны основные приёмы и методы профилактической работы с подростками девиантного поведения. Заключение отражает общие выводы исследования.

Ключевые слова

девиантное поведение, групповые девиации, семейные девиации, суицидальное поведение, социальная работа, профилактика девиантного поведения

THEORY AND METHODOLOGY OF EDUCATION

Для цитирования

Скорнякова, А. И. (2022). Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности в контексте работы с девиантными подростками. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(4), 52-60. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-52-60

Research article

UDC 316.6

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-52-60

Topical problems of socio-pedagoaical activity in the context of work with deviant aaofescents

Anastasia I. Skornyakova

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation skornakovaanastasial 16@gmail.com

Abstract

The author of the article presented an actual study aimed at the analysis of current problems of socio-pedagogical activity in the work with deviant adolescents and ways to solve them. Having studied textbooks, the experience of experts in the field of pedagogy and psychology (A. Eichhorn, V.G. Stepanov, I.Y. Kulagin, V.N. Kolyutsky and others), the author put forward the following assumption on the considered problem: ignorance of social teacher of the difficulties and problems that may arise when working with deviant teenagers. The novelty of the study lies in presenting modern views on the solution of problems of socio-pedagogical work with deviant adolescents, innovative methods, techniques and technologies of social work with adolescents of deviant behavior. The work is theoretical in nature and fits the structure. The Introduction gives a brief description of the causes of deviant behavior of adolescents, the goal and objectives of the work. The «Theoretical justification» section is presented by three subsections. The subsection «Characteristics of the psychology of deviant behavior of adolescents» presents an analysis of the concept of «deviant behavion» by Stepanov, the causes of deviant behavior, described distinctive features of adolescents prone to deviant behavior by L. Schneider. The subsection «Topical problems of social pedagogical activity in the context of work with deviant teenagers and ways of their solution» reflects the main problems of teenagers inclined to deviant behavior which can be faced by a young social sphere specialist: leaving home or a reference group, attempt of committing suicide actions, family deviations. In addition, this subsection describes innovative technologies of social work with adolescents' deviant behavior. In the last subsection the author described the main techniques and methods of preventive work with adolescents with deviant behavior. The Conclusion reflects the general conclusions of the study.

Скорнякова А.И.

Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 52-60 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Keywords

deviant behavior, group deviations, family deviations, suicidal behavior, social work, prevention of deviant behavior

For citation

Skornyakova, A. I. (2022). Topical problems of socio-pedagogical activity in the context of work with deviant adolescents. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(4), 52-60. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-52-60

Введение

Общество - человеческое единство, элементами которого являются социальные образования. Индивид - часть общества, а общество в свою очередь - объединение индивидов. Человек попадает в общество не сознательно, не имея права выборы, при этом проходит этапы социализации. По мере взросления человек приобретает знания, растёт его способность к выбору и опасность того, что его поведение будет отклоняться от общепринятых норм. Следовательно, между индивидом и обществом возникает противоречие. Человек, желая построить жизнь по своим меркам, сталкивается со стремлением общества стандартизировать эту мерку и подчинить её себе. Таким образом, социализация - это переход человека из существа антисоциального в социального, соответствующего общепринятым нормам. Индивид, овладевая социальной ролью, находит своё место в обществе и возможности для самореализации. На данный процесс оказывают влияние ценностные ориентиры, расовые и религиозные отличия. Социализация всегда имеет отклонения. Исходя из этого, неблагополучно пройденный процесс социализации может стать причиной возникновения девиантного поведения среди подростков.

Цель исследования: изучить актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в контексте работы с девиантными подростками и описать способы их решения, опираясь на инновационные технологии и методы социальной работы.

Задачи исследования:

1) рассмотреть психологию подростков девиантного поведения;

2) охарактеризовать актуальные проблемы социально- педагогической деятельности в работы с девиантными подростками и проанализировать способы их решения опираясь на инновационные технологии социальной работы;

3) описать профилактическую работу социального педагога с девиантными подростками.

Теоретическое обоснование

Характеристика психологии подростков девиантного поведения

Проблема подростков, склонных к девиантному поведению, является одной из центральных социально-педагогических проблем и требует внимательного изучения и квалифицированного подхода. Среди подростков усилилось демонстративное поведение по отношению к взрослым, жесткость, агрессивность, преступность. Следовательно, подросткам необходима помощь наставника.

Российский психолог и педагог В. Г. Степанов рассматривает понятие «девиантные подростки» по трём признакам: «Первый признак - наличие у подростков отклоняющего от нормы поведения. Второй признак - нарушения поведения подростков нелегко исправляются.

THEORY AND METHODOLOGY OF EDUCATION

И третий признак - девиантным подросткам необходим индивидуальный подход со стороны воспитателей, внимание коллектива сверстников» (Степанов, 2001, с. 5).

Российские и зарубежные психологи считают, что генетический фактор не играет решающей роли в поведении трудных подростков. Причины девиантного поведения могут исходить из социальных факторов: проблем в семье, изоляции от товарищества, стремления утвердить себя в малой группе и негативного влияния субкультур на развитие психики личности. Участник какой-либо из субкультур изучает и овладевает её нормами, ценностями, правилами и становится нонконформистом.

Таким образом, девиантное поведение подразумевает собой сложный социальный процесс взаимоотношений общества и личности.

На появление девиантного поведения влияет биологический и психологический факторы. Биологические факторы являются: особенности генетики, врождённые свойства индивида, гормональный фон, повреждения или заболевания головного мозга, особенности нервной системы, физико-психологические особенности подросткового возраста и возрастные кризисы (Ходосова, 2007). Психические расстройства, нервные заболевания, депрессия, расстройства развития, возбужденность нервной системы и другие психозы являются психологическими факторами возникновения девиантного поведения подростков (Азарова, 2009).

Из вышесказанного следует, что, при работе с подростками девиантного поведения, первое, что необходимо сделать - разобраться в причине появления такого поведения.

Актуальные проблемы социально- педагогической деятельности в контексте работы с девиантными подростками и способы их решения

Во время работы с подростками, склонными к девиантному поведению, необходимо установить тип девиации, и, исходя из этого, планировать коррекционную работу.

Подростки склонны отдаляться от взрослых и вступать в такую группу, которая служит для них стандартном, эталоном. В психологии данная группа получила название «референтная». Референтная группа имеет цель: дать урок тем, кто отстраняется от них, чтобы это не создавало препятствий на пути общегруппового движения. Так происходит формирование группового девиантного поведения, где принимаются общие взгляды и решения (Бумаженко, 2007).

Причины ухода подростка в референтную группу или плохую компанию у каждого индивидуальны. В основном они связаны с отсутствием должного внимания со стороны родителей, низкой самооценкой, отсутствием примера для подражания. Подростки склонны, в данном случае, убегать из дома. Если такое происходит, то можно сделать вывод: в жизни подростка произошёл или постоянно происходит некое событие, послужившее причиной глубокого стресса и ухода из дома. В любом случае, необходима доверительная беседа с подростком, в процессе которой нужно выявить причину отклоняющего поведения, выслушать и понять подростка, следовать советам подростка, если они справедливы, а если нет, то аргументировать свою позицию на равных с ним (Айхрон, 2001; Zavershneva, van der Veer, 2018).

В случае, когда подросток отказывается идти на контакт, социальный педагог может воспользоваться письменными формами работы. Существует множество методик, которые помогут не только выявить причины девиантного поведения подростка, но и понять, что чувствует подросток, какие у него проблемы, и на основе этого планировать работу. К примеру, методика «Человек под дождём» диагностирует способности человека к преодолению трудностей. Таким образом, специалист может выявить причину, опираясь на внутренние,

Скорнякова А.И.

Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 52-60 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

психологические факторы подростка и его индивидуальность.

Не стоит забывать и про беседу с родителями. Родителям очень важно дать понять, что с подростком необходимо устанавливать доверительные отношения, уважать его и его интересы, признавать свои ошибки, понимать и слышать своего ребёнка, хвалить, исключить из воспитания директивный стиль общения, учить его самостоятельности и ответственности, не угрожать, чаще проводить время с подростком, при этом не запрещая общаться с друзьями. В случае, если подросток уже ушёл из дома, родителям нужно предпринять следующие меры: осмыслить причину ухода подростка из дома, проанализировать ситуацию, не пытаться сразу заманить подростка в кабинет психотерапевта, а постараться самим решить проблему, не прибегая к упрёкам, насмешкам и крикам (Михайлова, 2018).

Существуют семейные разновидности групповых девиаций, которые демонстрируют отклоняющиеся образы поведения целой семьи. Они включают как прямое влияния родителей на ребенка, так и опосредованное, то есть передача девиантных традиций (например, злоупотребление алкоголем). Родители могут намеренно игнорировать собственного ребенка, что приводит к малой результативности воспитания. Подросток в такой семье испытывает постоянный стресс и дискомфорт из-за отсутствия любви и внимания к нему. (Оитогй, 2011).

Здесь социальному педагогу нужно определиться в каком типе семье находиться ребёнок: проблемная семья (отличается нарушениями в исполнении функциональной части своих обязательств, авторитарным стилем, гипоопекой или гиперопекой); кризисная семья (переживание в семье какого-либо кризиса); асоциальная (проблемы алкоголизма, пренебрежение нуждами детей); аморальная (алкоголизм, наркомания, физическое и психологическое насилие; существование необходимости включения в работу органов опеки и попечительства) (Хуторской, 2019).

Под воздействием семейной ситуации у ребёнка могут проявляться агрессия, желание попробовать алкоголь или наркотики, что впоследствии может обернутся вредной привычкой. Проблема в том, что подростки считают это нормой, так как видят пример такого типа поведения ежедневно.

Очень важна совместная работа педагога и органов социальной защиты, которые, на основе анализа ситуации, могут отправить ребёнка в детский дом или приют. В зависимости от семьи и семейной ситуации, ребёнку может понадобиться психологическая помощь, а также работа по восстановлению психики.

В последнее время психологи и педагоги сталкиваются с суицидальным поведением. Признаками такого поведения являются: разговоры и мысли о самоубийстве, депрессия, чрезмерное или неуместное ощущение вины, высокая тревожность, покупка средств увечья, поиск информации о самоубийстве в интернете.

В данной ситуации нужно доверительно поговорить с подростком, выявить причину, обсудить и решить её. Стоит учитывать индивидуальную историю каждой личности, выявить причины и мотив поведения. Если работа прошла успешно, то желание уйти из жизни пропадает (АИтес1ат а1., 2013).

Существует много инновационных техник психолого-педагогической работы, которые направлены на выявление причин суицидального поведения.

Приведём примеры:

1) «Квадрат Декарта». Техника направлена на изучение вариантов решений кризисной ситуации. При анализе ситуации, нужно ответить на вопросы: Что будет, если это произойдет?

THEORY AND METHODOLOGY OF EDUCATION

Что будет, если это не произойдет? Чего не будет, если это произойдет? Чего не будет, если это не произойдет? Такими образом, ситуация будет рассмотрена с разных сторон (Рассказова, 2020).

2) «Техника перепросмотра личной истории». Выбирается такая ситуация из жизни, которая вызвала стресс. Далее проходит работа по её принятию. Испытуемого наталкивают на понимание: Чему меня научила данная ситуация?.

3) Упражнение «Бумажный человечек» направлено на преодоление агрессии и низкой самооценки. Берётся лист бумаги и без подручных средств, обрывается по форме человека. Далее, испытуемый выделяет, что ему не нравиться в созданном образе. После каждого названного отрицательного качества заворачивается край бумаги, затем испытуемому задаётся вопрос: на какие действия способен такой скрученный человек? А уже потом, называются положительные качества образа и проводится анализ: что было легче ругать или хвалить, какой в итоге получился человек и так далее.

Д. Сигел, в своей книге, предлагает иные методики работы с девиантными подростками: майндсайт-карты. «У каждого человека есть мысли, чувства и воспоминания. Но майндсайт позволяет нам иметь общую картину, карту разума, где мы можем пользоваться этими мыслями, чувствами и воспоминаниями. К примеру, оно позволяет нам выйти за рамки состояний «печали» или «гнева» и понять, что эти чувства не являются неотъемлемой частью нашего целостного существа, оценить их по достоинству, а потом превратить их в нечто иное, чтобы они не привели к депрессии или вспышке ярости» (Сигел, 2016, с. 29).

Писатель приводит много примеров майндсайт, но все они направлены на умение проникать во «внутреннее море» подростка, с целью изучения и понимания его разума, поступков, поведения и т. д. В социальной работе с подростками, склонными к отклоняющемуся поведению, педагог сталкивается с тремя категориями:

1) психосоциальнодезадаптированные подростки;

2) патогенная дезадаптация;

3) социально дезадаптированные подростки (Муханова, 2016).

Психосоциальнодезадаптированным подросткам необходима медицинская помощь, так как они имеют инвалидность или нервно-психические отклонения. Социальная работа направлена на помощь подростка взаимодействовать с обществом.

Вторая категория - подростки с педагогической запущенностью: отклонения в поведении, низкий уровень интеллектуальной активности, трудности социализации. Необходимо проведение индивидуальной работы.

Социально дезадаптированные подростки с особым трудом поддаются воспитанию, и здесь важно грамотно находить подходы и выстраивать социальную работу (Найбоченко, 2007).

Таким образом, социальная работа с подростками, склонными к девиантному поведению, должна быть направлена на социальную адаптацию, мотивацию, изменение сознания личности, формирование нравственных норм и культурный ценностей.

Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика является одной из важных работ по предупреждению появления признаков девиации. Многие считают, что работа должна проводится только с группой риска, но для эффективности профилактической работы необходимо привлекать людей из ближнего окружения подростка (классные руководители, учителя), с целью наблюдения за признаками

Скорнякова А.И.

Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 52-60 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

появления девиантного поведения, а также психологического просвещения для повышения компетентности учителей в девиантном поведении. При этом, немаловажно давать некоторые рекомендации и советы обучающимся, тогда они станут субъектом профилактики и смогут самостоятельно обнаружить проблемы и своевременно обратиться за помощью (Рождественская, 2016).

На формирование девиантного поведения у подростков влияние оказывает такая жизненная ситуация, которая привела подростка и его родителей к трудностям по преодолению проблем. Из этого следует, что несовершеннолетнему и его семье необходима своевременная, адекватная помощь.

При проведении профилактической работы необходимо определить уровень сформированное™ девиантного поведения. Если поведение является общепринятым, то профилактическая работа проводится с целью формирования и развития способности к преодолению трудных жизненных ситуаций.

Когда в поведении проявляются признаки отклонения, то должна выстраиваться вторичная профилактика с группами риска. Если в поведении наблюдается устойчивые нарушения, то требуется работа, направленная на профилактику правонарушений.

Любая деятельность педагога начинается с психодиагностики, которую можно разделить на несколько этапов:

1) определение рисков, уязвимости, которые имеет подросток, для планирования коррек-ционной работы;

2) организация консилиума - психологическая помощь, самому подростку (психокоррекция, профориентация, психологическое консультирование, психотерапия) и работа с его окружением;

3) проведение повторной диагностики (по итогам работы), для понимания того, достигнута цель или нет. Возможно, потребуется проведение консилиума, корректировка плана профилактической деятельности и его вторичная реализация;

4) психодиагностика (Менделевия, 2005).

Методическая деятельность в работе педагога занимает важное место. К ней относятся множество методик: наблюдение за поведением, беседа, анкетирование, методы клинической психологии.

Заключение

Таким образом, в социально-педагогической деятельности в работе с девиантными подростками могут возникать проблемы, преодоление которых требует тщательной работы социального педагога, родителей, учителей, психолога. Важно помнить, что девиантное поведение подростка имеет свои причины. Исходя от факторов проявления девиантного поведения, педагог планирует и осуществляет социально-педагогическую помощь.

Литература

Азарова, Л. А., Сятковский, В. А. (2009). Психология девиантного поведения: учеб-метод.

комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ. Айхрон, А. (2001). Трудный подросток. М.: Апрель Пресс.

Бумаженко, Н. И. (2007). Курс лекций. Девиантное поведение и его профилактика. Витебск:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВГУ им. П.М. Машерова.

THEORY AND METHODOLOGY OF EDUCATION

Менделевия, В. Д. (2005). Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь. Михайлова, Ю. С. (2018). Проблема девиантного поведения подростков. Проблемы педагогики, 3(35), 64-65.

Муханова, Е. Д. (2016). Социальная работа с девиантными подростками. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 3, 60-66. Набойченко, Е. С. (2007). Психология отклоняющегося поведения подростков: монография.

Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П. Рассказова, Е. (2022). Копилка психолога: техники работы с суицидальными тенденциями.

URL: https://www.b17.ru/article/suicide_-_work_techniques/ (дата обращения: 20.04.22). Рождественская, Н. А. (2016). Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков». Москва: Генезис. Сигел, Д. Дж. (2016). Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайта уменьшают

проблемы подросткового возраста. М.: Ексмо. Степанов, В. Г. (2001). Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.

учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». Ходосова, А. П., Егорова, Н. А., Гришина, Д. В. (2007). Переходный возраст. М.: Мой мир. Хуторской, А. В. (2019). Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер.

Ahmedani, В. К., Perron, В. Е., Ilgen, M. A., Abdon, A., Vaughn, M. G., 8i Epperson, M. W. (2013). Suicide thoughts and attempts and psychiatric treatment utilization: Informing prevention strategies. American Journal of Psychiatry, 63(2), 186-189. Dumont, V. (2015). Comment Rater L'éducation De Ses Enfants? France: Fleuve Noir. Zavershneva, E., van der Veer, R. (2018). Difficult Children. In: Zavershneva, E., van der Veer, R. (eds): Vygotsky's Notebooks. Perspectives in Cultural-Historical Research, 2. Singapore: Springer, doi: https://doi.org/10.1007/978-981 -10-4625-4_27

References

Ahmedani, В. K., Perron, B. E., Ilgen, M. A., Abdon, A., Vaughn, M. G., &l Epperson, M. W. (2013). Suicide thoughts and attempts and psychiatric treatment utilization: Informing prevention strategies. American Journal of Psychiatry, 63(2), 186-189. Azarova, L. A., Syatkovsky, V. A. (2009). Psychology of deviant behavior: textbook-methodical complex. Minsk: GIJUST BSU. (in Russ.). Bumazhenko, N. I. (2007). Course of lectures. Deviant Behavior and its Prevention. Vitebsk: P. M.

Masherov Vitebsk State University, (in Russ.). Dumont, V. (2015). How to miss the education of your children? France: Fleuve Noir, (in French). Eichron, A. (2001). A difficult teenager. Moscow: April Press, (in Russ.). Khodosova, A. P., Egorova, N. A., Grishina, D. V. (2007). Puberty. Moscow: My World, (in Russ.). Khutorskoy. A. B. (2019). Pedagogy. Textbook for higher education institutions. The standard of the

third generation. St. Petersburg: Piter, (in Russ.). Mendelevia, V. D. (2005). Psychology of deviant behaviour. Textbook. St. Petersburg: Rech. (in Russ.). Mikhailova, Y. S. (2018). The problem of deviant behavior of adolescents. Problems of Pedagogy, 3(35), 64-65. (in Russ.).

Mukhanova, E. D. (2016). Social work with deviant adolescents. Bulletin of pedagogy and psychology of South Siberia, 3, 60-66. (in Russ.).

Скорнякова А.И.

Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 4, 52-60 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Naboychenko, Е. S. (2007). Psychology of deviant behavior of adolescents: monograph. Yekaterinburg:

Kalinina G.P. Publisher, (in Russ.). Rasskazova, E. (2022). Psychologist's moneybox: techniques for dealing with suicidal tendencies.

URL: https://www.b17.ru/article/suicide_-_work_techniques/ (assessed: 20.04.22). (in Russ.). Rozhdestvenskaya, N. A. (2016). Deviant behavior and the basics of its prevention in adolescents'.

Moscow: Genesis, (in Russ.). Siegel, D. J. (2016). Growing Brains. How neuroscience and Mindsight skills help to overcome the

problems of adolescence. Moscow: Eksmo. (in Russ.). Stepanov, V. G. (2001). Psychology of difficult schoolchildren: Textbook for students of higher educational institutions. 3rd ed., rev. & add. Moscow: Publishing House Academia. (in Russ.). Zavershneva, E., van der Veer, R. (2018). Difficult Children. In: Zavershneva, E., van der Veer, R. (eds): Vygotsky's Notebooks. Perspectives in Cultural-Historical Research, 2. Singapore: Springer, doi: https://doi.org/10.1007/978-981-10-4625-4_27

Информация об авторах Анастасия Игоревна Скорнякова - студент кафедры социальной педагогики, Донской государственный технический университет; экскурсовод, ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Author Information

Anastasia Igorevna Skornyakova - student of the Department of Social Pedagogy, Don State Technical University; museum guide, The State M.A. Sholokhov Museum-Reserve, Rostov-on-Don, Russian Federation.

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.