Научная статья на тему 'Актуальные проблемы социально-культурного сервиса и туризма'

Актуальные проблемы социально-культурного сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1771
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Трусова Наталья Митрофановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы социально-культурного сервиса и туризма»

Литература

1. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - 408 с.

2. Домострой. Юности честное зерцало. - СПб.: Издат. дом «Азбука-классика», 2008. - 208 с.

3. Терещенко А. В. История культуры русского народа. - М.: Эксмо, 2006. - 736 с.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Н. М. Трусова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

ROUND TABLE N. M. Trusova

ACTUAL PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL SERVICE AND TOURISM

27 сентября в Кемеровском государственном университете культуры и искусств прошел межвузовский круглый стол «Актуальные проблемы социально-культурного сервиса и туризма», посвященный Дню туризма.

В роли Ведущей круглого стола выступила заведующая кафедрой экономики социальной сферы, д. э. н., профессор кафедры мировой экономики Кемеровского института (филиала) РГТЭУ И. А. Кудряшова.

Участники: к. э. н., доцент, зав. кафедрой экономики социальной Н. М. Трусова. к. э. н., доцент кафедры экономики социальной сферы С. А. Мухамедиева, к. э. н., доцент кафедры мировой экономики Кемеровского института (филиала) РГТЭУ С. Н. Лу-бягина, доцент кафедры мировой экономики Кемеровского института (филиала) РГТЭУ Л. И. Воронина, ст. преподаватель кафедры экономики социальной сферы С. Н. Ливин-ская, соискатель кафедры мировой экономики Кемеровского института (филиала) РГТЭУ О. А. Балашова.

И. А. Кудряшова: «Круглый стол, который сегодня организован в КемГУКИ, крайне актуален для преподавателей вузов, которые осуществляют подготовку студентов по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», причиной является возрастающее значение феномена туризма в жизни общества и интенсификация туристских поездок. Эта тенденция прослеживается и в России и в Кузбассе, когда значительная часть населения ежегодно направляется в путешествия как за пределы страны, так и по культурным местам Кузбасса. Туризм как социокультурное явление и как способ взаимодействия культур практически не анализируется, несмотря на возрастающее его значение в жизни человека и общества. Анализу проблемы взаимодействия культур, изучению туризма как социокультурного явления и как способа взаимодействия культур необходимо уделять больше внимания и особое внимание следует уделять культуре самого туризма, его составляющих факторов, подтверждением чего явилось обсуждение данной темы преподавателями вузов».

С. А. Мухамедиева: «Хотелось бы отметить, что туристский бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей народного хозяйства. По некоторым оценкам международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая

нефтеперерабатывающей промышленности и автомобилестроению. Всемирный совет по путешествиям и туризму со штаб-квартирой в Лондоне оценивает экономическую деятельность в области путешествий и туризма в 3,6 млрд дол, то есть примерно 11 % валового мирового продукта, что делает ее крупной отраслью. Наибольшие доходы имеет Австрия (8 % ВНП), Испания (5,6 % ВНП), Швейцария (5,2 % ВНП). Некоторые страны имеют туризм как определяющую статью ВНП это - Бермудские острова 34,7 %, Сейшельские острова 27,4 %, Багамы 52,1 %».

Н. М. Трусова: «Как представителю вуза культуры мне представляется важным подчеркнуть, что в этом году Всемирный день туризма, отмечающийся в большинстве стран мира уже более трех десятков лет, прошел под лозунгом «Туризм объединяет культуры». Так, во Всемирной туристической организации (ВТО) ООН хотели подчеркнуть роль туризма в сближении самых разных культурных тенденций, наблюдаемых на планете, и укреплении взаимопонимания через путешествия по другим странам. “Главный посыл, который несет в себе на этот раз Всемирный день туризма, заключается в том, что именно благодаря этой отрасли миллионы людей, представляющих иные культуры, пересекаются между собой в самых разных точках земного шара, и делают это так успешно, как никогда раньше, - пояснил генсек ВТО ООН Талеб Рифаи. - Взаимодействие людей, представляющих совершенно разные культурно-этнические и социальные корни, а также стили и традиции, представляет неисчерпаемый источник возможностей укрепления толерантности, взаимного уважения и взаимопонимания”.

Каждый человек рождается в мире своей культурной среды, в мире готовых значений и рассматривает их как объективные реальности. Восхищенные талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения,

овощи называем сельскохозяйственной культурой, а человека, знающего этикет поведения, - культурным. Культура представляется некой системой правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т. е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и, таким образом, фундаментальное целое расчленяют на отдельные части. Культура - настоящий букет характеристик, сложенная дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых различных точек отсчета. Культура -это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Культуру можно представить себе как огромную лабораторию, в которой создается масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в различных областях. Общество, находящееся вокруг нас имеет культуру взаимоотношений, культуру взаимодействий, культуру путешествий. Поскольку культура в современном мире представляет главный смысл и главную ценность туризма, необходимо, чтобы нормами взаимодействия стали такие положения, как заблаговременное знакомство туристов с особенностями и традициями людей в месте посещения; проявление терпимости к различиям между людьми и культурами, как со стороны местных жителей, так и со стороны посетителей; преобладание духовных ценностей над элементами материального и духовного характера и так далее».

С. А. Мухамедиева: «В прошлом

году 940 млн. человек выезжали за пределы родного отечества, чтобы лично соприкоснуться напрямую (живопись, памятники) или опосредованно (музыка, кулинарногастрономические специалитеты, традиции)

с иной культурой. В этом смысле Всемирный день туризма представляет уникальную возможность взаимодействия абсолютных противоположностей, поощряя в жителях планеты понимание той роли, которую несет собой культурно-этническое разнообразие».

О. А. Балашова: «Изменения происходят в стиле отдыха. Пассивное времяпрепровождение на пляже, хотя и остается наиболее распространенной формой проведения отпуска, все в меньшей и меньшей степени отвечает процессу растущей диверсификации индивидуальных запросов. На смену «трем S» море - солнце - пляж (Sea - Sun - Sand) постепенно приходит формула «три L» национальные традиции -пейзаж - досуг (Lore - Landscape - Leisure). Данная тенденция наилучшим образом соответствует новым ценностям и развитию анимационного сервиса в туризме».

И. А. Кудряшова: «Главной идеей «Круглого стола», посвященного Международному дню туризма, не случайно выбрана идея культуры туризма. Основные аспекты культуры туризма рассматривались в контексте окружения туризма, его составных частей и влияющих на него факторов, оказывающих особое влияние на сам туризм.

Туризм можно рассматривать как фактор совершенствования качества жизни. Это связано не только с прямым экономическим эффектом в виде дополнительных доходов, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, но и влиянием туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья и уровня благосостояния. В современном мире новые экономические явления связаны прежде всего с процессом глобализации, который оказывает очень большое влияние на развитие туристической отрасли. Современное состояние культуры оценивается с разных сторон. Но, по-видимому, ведущую роль в изменяющемся культурном мире играет беспре-

цедентная мобильность человека, сопровождающая процессы глобализации. В свою очередь, сами процессы глобализации нивелируют отличия многовариантности жизни сложившихся культур, стандартизируют многообразие культурных практик человека, унифицируют стили повседневности».

С. А. Мухамедиева: «Кстати, о глобализации и ее влиянии на развитие туризма. Процессы глобализации в сфере туризма на международном уровне сопровождаются резким обострением конкурентной борьбы, ростом числа слияний и поглощений туристских компаний. В данную сферу внедряются промышленные компании, банки, ассоциации и объединения. Многие участники рынка сокращают деятельность в традиционных для себя областях и сосредотачивают усилия в сфере туризма и путешествий, считающейся более прибыльной».

И. А. Кудряшова: «Да, но, помимо конкуренции туристических компаний, глобализация вызвала и ряд других проблем».

С. А. Мухамедиева: «Конечно. Вышеуказанные факты говорят о том, что глобализация стала одним из основных трендов в международном туризме, сопровождаемых концентрацией доли рынка, в зависимости от сегмента действия на рынке туристских услуг.

Для современного процесса глобализации на туристском рынке характерны следующие черты:

- изменение технологий;

- модернизация транспортной инфраструктуры;

- развитие сервиса анимационных услуг;

- интернационализацией деловой активности;

- создание механизма регулирования международного туризма.

Сегодня туристские услуги предлагают около 150 стран мира, каждая из которых имеет свой характерный образ и может по-

ложительно влиять на все более разнообразный спрос и мотивацию поездок туристов. Эффективному развитию туризма способствует формирование разнообразных сегментов и ниш международного рынка. Индустрия отдыха превращается в лидирующую отрасль мировой экономики.

В туристском бизнесе активно используются возможности Интернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме».

И. А. Кудряшова: «Вопросы глобализации, оказывая общенаправляющее, общекультурное влияние на сферу туризма, влияют и на такие ее аспекты, как нормативно-правовое, в частности, таможенное регулирование».

Л. И. Воронина: «В этой связи интерес представляет нормативно-правовая основа Таможенного союза (ТС) Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации. Начало функционирования с 1 января 2010 года Таможенного союза (ТС) трех государств существенным образом отразилось и на таможенных правилах, связанных с перемещением товаров и транспортных средств, пересылкой товаров в международных почтовых отправлениях физическими лицами через таможенную границу ТС.

В настоящее время данные правила регулируются следующими основными нормативными правовыми актами:

1. Таможенный кодекс ТС - Глава 44 «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях».

2. Таможенный кодекс ТС - Глава 49 «Особенности перемещения товаров для личного пользования».

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях».

4. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного

пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

5. Решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 18 июня 2010 года № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»

6. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза».

И. А. Кудряшова: «Каковы основные изменения, произошедшие в связи с вступлением в силу таможенного законодательства Таможенного союза?».

Л. И. Воронина: «-без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг (до 1 июля 2010 года 65 тыс. руб. и 35 кг соответственно);

- если указанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 % от таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг;

- без уплаты таможенных платежей физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ввезти не более 3 литров алкогольных напитков и пива, в случае превышения (от 3 до 5 литров включительно) таможенные платежи взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения нормы 3 литра;

- введена единая форма пассажирской таможенной декларации, которая заполняется на все виды товаров, подлежащих декларированию (в письменной виде); ее необязательно заполнять от руки непосредственно в таможне, возможно заполнить бланк деклара-

ции на компьютере, распечатав его с официального сайта ФТС России, что существенно сократит время на прохождение таможенного контроля;

- установлена необходимость письменного декларирования (как при ввозе, так и при вывозе) наличных денежных средств и дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. дол. США, а ценные бумаги, перемещаемые через таможенную границу ТС, подлежат письменному декларированию независимо от суммы;

- таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов (кассовые чеки, квитанции и т. п.), содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.

В 2010 году физическими лицами на ввоз в РФ товаров и транспортных средств было оформлено 244,4 тыс. таможенных приходных ордеров (ТПО) общей стоимостью 1628,5 млн долл. США (по сравнению с 2009 года количество ТПО увеличилось на 4,4 %, а стоимость ввезенных товаров увеличилась на 97,7 %)».

И. А. Кудряшова: «Какие товары, ввезенные физическими лицами в 2010 году и оформленные по ТПО, имели наибольший удельный вес?».

С. Н. Лубягина: «% от общей стоимости оформленных ТПО (по сравнению с 2009 года - увеличение в 2,4 раза), в том числе оформленные легковые автомобили (товарная позиция 8703 ТН ВЭД ТС) - 131,8 тыс. штук общей стоимостью 1430,5 млн долл. США, что по количеству больше показателей 2009 года на 61,7 %;

- суда, лодки и другие плавучие средства (группа 89 ТН ВЭД ТС) - 46,3 млн долл. США или 2,8 % (на 30,6 % меньше, чем в 2009 году);

- мебель (группа 94 ТН ВЭД ТС) -20,7 млн долл. США или 1,3 % (на 8,8 % больше показателя 2009 года);

- прочие готовые текстильные изделия (группа 63 ТН ВЭД ТС) - 13,8 млн долл. США или 0,8 % (на 12,9 % больше показателя 2009 года);

- одежда текстильная (группа 62 ТН ВЭД ТС) - 12,7 млн дол. США или 0,8 % (на 21,5 % больше, чем в 2009 году);

- технологическое оборудование (группа 84 ТН ВЭД ТС) - 6,6 млн дол. США или 0,4 % (на 12,9 % меньше показателя 2009 г.);

- электрооборудование (группа 85 ТН ВЭД ТС) - 6,1 млн долл. США или 0,4 % (на 21,6 % меньше, чем в 2009 году);

- фрукты и орехи (группа 08 ТН ВЭД ТС) - 4,8 млн долл. США или 0,3 % (на 57,8 % меньше, чем в 2009 году).

Суммарно на эти товары пришлось 96,6 % от общей стоимости товаров, ввезенных физическими лицами и оформленных по ТПО».

И. А. Кудряшова: «Помимо экономического, о каких социальных аспектах туризма можно говорить применительно к современным условиям?».

С. Н. Лубягина: «В мировом экспорте услуг на туристические приходится не менее %. Даже в кризисные годы этот сегмент рынка оставался «в плюсе» - 2 %. Хотя падение темпов развития задело и его (приблизительно) - в три раза.

Довольно устойчивый иммунитет туризма к кризисным явлениям можно объяснить его двойственной природой, порожденной постиндустриализмом. Поэтому естественно ставить вопрос о туризме как о феномене, сочетающем в себе экономическое и социальное («туризм-бизнес» и одновременно «туризм - элемент социальной сферы»). Следовательно, можно утверждать, что туризм -это особенная форма разрешения глубинных противоречий современного экономического

развития - между рынком и не рынком (сознательно регулируемыми, отражающими социальную направленность, отношениями).

Таким образом, туризм следует определить как особую социально-экономическую форму услуги, имеющую специфический социально-оздоровительный характер, развивающую личность, обусловливающую познание исторических и культурных ценностей, занятие спортом, сохранение здоровья, участие в культурно-массовых мероприятиях и др., связанной с временным передвижением по территории своей или другой страны.

Из данного определения туризма следует, что его объективными социальными функциями являются: эстетическая, гуманитарная (сближение народов, лучшее понимание менталитета других наций), воспитательная (формирование уважения к чужой культуре, языку), оздоровительная (воспроизводство рабочей силы нормального качества), функция социального нивелирования (повышение уровня и качества жизни, сглаживание социально-экономической дифференциации, сокращение бедности)».

И. А. Кудряшова: «Какие направления туризма наиболее перспективны именно в плане своего потенциала?».

С. Н. Лубягина: «1. Культурно-познавательный туризм, который включает в себя не только объекты всемирного культурного и природного наследия, но и музеи, библиотеки, театры, природные, исторические, этнографические парки, места исторических сражений, мемориальные памятники и т. д.

2. Рекреационный туризм, понимаемый как “туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения”».

И. А. Кудряшова: «Это как-то коррелирует с российской действительностью?».

С. Н. Лубягина: «Да. Что касается перспектив российской туристической деятельности - вряд ли они могут расширяться без использования социального туризма. Так-

же совершенно очевидно, что для реализации его социального потенциала потребуются эффективные меры государственного регулирования».

И. А. Кудряшова: «Направлений государственной политики в сфере туризма несколько. Есть ли у коллег информация о тех из них, которые еще не упоминались, но явно являются важными?».

С. Н. Ливинская: «В настоящее время вопросы формирования современной системы обеспечения безопасности российских и зарубежных туристов являются одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в сфере туризма.

В целях обеспечения безопасности в туризме необходимо:

1) внести изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Рассмотреть вопрос о совершенствовании его положений, а также положений других федеральных законов в части обеспечения безопасности туризма, развития механизмов лицензирования туристской деятельности с учетом действующего законодательства РФ, изменившейся социальнополитической ситуации, а также практики туристской деятельности;

2) рассмотреть вопрос о создании эффективной системы информационного обеспечения безопасности в туризме с целью своевременного информирования туроператоров, турагентов и туристов о принятых нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности туризма, об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;

3) при подготовке совместно с Росту-ризмом межправительственных соглашений в области развития туризма с зарубежными странами стремиться к закреплению в них конкретных мер, а также обязательств сторон по взаимному обеспечению безопасности туристов;

4) в связи с участившимися случаями возникновения угрозы безопасности для российских граждан, пребывающих за рубежом с туристическими и иными целями, совершенствовать практику оперативного информирования туристов о регионах с повышенной опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций, временно не рекомендованных МИДом, Ростуризмом для их посещения российскими гражданами;

5) при выдаче путевок туристам одновременно выдавать инструкции по технике безопасности, памятки и другие документы по обеспечению безопасности туристов;

6) разрабатывать и утверждать инструкции по обеспечению безопасности туристов для конкретного тура (маршрута) с учетом особенностей на транспорте и при нахождении в стране пребывания;

7) размещать на сайтах объединений туриндустрии, туроператоров и турагентов разделы «Безопасность в туризме», в т. ч. информацию об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, несчастных случаях, ограничений на свободу передвижения и координаты российских организаций, куда необходимо обращаться по соответствующим вопросам.

Реализация данных вопросов позволит при оказании туристских услуг обеспечить приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т. п.).

В соответствии со ст. 14 Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 12 от 05.02.2007 года) под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материаль-

ным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании согласно ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» возникает в условиях:

- существования источников риска;-проявления данного источника на опасном для человека уровне;

- подверженности человека воздействию источников опасности.

Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, от мер, принимаемых фирмами - турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста».

И. А. Кудряшова: «Кемеровская область в последнее время занимает все более лидирующие позиции в развитии туризма. Каковы здесь законодательные основы для обеспечения безопасности труизма?».

С. Н. Ливинская: «В 2009 году Комитетом по туризму, спорту и молодежной политике в Кемеровской области разработаны и приняты основополагающие региональные законы: «О туристской деятельности» от 06.02.2009 г. № 5-ОЗ и «О развитии внутреннего и въездного туризма» от 13.07. 2009 г. № 88-ОЗ.

Но особое, практическое значение имеет закон Кемеровской области от 08.06.2009 г. № 67-ОЗ «О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области». Это первый в России региональный законодательный акт, в котором прописаны условия организации снего-ходных трасс, определены правила движения по ним, меры безопасности, а также формы государственной поддержки, предоставляемые организаторам снегоходных трасс.

Предполагается, что маршруты снего-ходных трасс будут пролегать по достопримечательным местам Таштагольского района.

В будущем работа этих маршрутов не будет ограничиваться только зимним периодом. Планируется, что по этому пути возможно проведение конных, пеших и других видов маршрутов уже в летнее время. На перспективу в области будет создана Кузбасская снегоходная ассоциация, которая возьмет на себя решение части вопросов по снегоходно-му туризму. При написании этого законопроекта использовался опыт зарубежных стран, в частности, Канады и США. По мнению главы комитета по вопросам туризма, закон позволит, в первую очередь, обеспечить безопасность туристов, а также стимулировать развитие предпринимательской деятельности в этом направлении.

Также в Кемеровской области начали формировать реестр снегоходных трасс. Это требуется для развития этого вида туризма на территории области, а главное - для безопасности туристов на снегоходных трассах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если брать в целом по России, то до сих пор не создана целостная система обеспечения безопасности туристов, нет статистики несчастных случаев в туризме и их анализа, защиты личности и собственности в сфере туристской деятельности».

И. А. Кудряшова: «Успешность туриста, выезжающего за границу, путешествующего по родному краю, состоит из многих вопросов, и, в том числе, как он позаботился о собственной безопасности и о своем здоровье».

Н. М. Трусова: «Статистика и практика последних лет убедительно подтверждает, что выезды российских граждан в страны ближнего и дальнего зарубежья с целью туризма и путешествий ежегодно увеличиваются.

Страхование выезжающих за рубеж -молодой вид бизнеса. Активно он начал развиваться с принятия в 1996 году Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Тогда ответственность

за здоровье и жизнь туристов, выехавших за границу, была возложена на туроператора. Дополнительный импульс развитию страхования путешествующих придало введение странами Шенгенского соглашения обязательного страхования для россиян.

Одно из правил международных путешествий, которое неукоснительно соблюдают граждане цивилизованных государств и только берут на вооружение россияне, - надежная страховая защита. Любая встреча с экзотикой, необычной природой, кухней или традициями для человека, знакомого с ними в лучшем случае по путеводителю, может таить неприятные неожиданности. По статистическим данным страховых компаний, на сто тысяч застрахованных туристов происходит в среднем четыре смертных случая (по самым разным причинам: от инфаркта до убийства), два перелома позвоночника, требующие специальной транспортировки больного, одна черепно-мозговая травма, шесть острых аппендицитов, десять тяжелых переломов, требующих оперативного вмешательства, пять инфекционных заболеваний, требующих госпитализации, пять обострений хронических заболеваний, угрожающих жизни туриста, а также две тысячи мелких травм, простудных заболеваний, солнечных ожогов, тепловых ударов и т. д.

Бесспорным лидером по неприятностям с отечественными туристами большинство страховых компаний признает Турцию. В сервисные компании за границей обращается примерно 1 % владельцев полиса. По Турции их количество доходит до 8 %. Даже на Кипре - стране, близкой Турции по экономическому развитию и климатическим условиям, - за помощью обращается только 2 % застрахованных туристов. Второе место, по мнению страховщиков, занимает Болгария. У туристического бизнеса этой страны своя специфика: там много детских лагерей, где периодически происходят вспышки все-

возможных детских инфекций. Третье место по количеству страховых случаев принадлежит Испании и Кипру. Здесь у туристов чаще всего случаются мелкие неприятности - простуды, инфекционные заболевания.

И если они случаются, то кто окажет помощь - медицинскую, юридическую, техническую? Именно поэтому серьезные туристические фирмы, выдерживающие международные стандарты в своей работе, все больше внимания уделяют взаимодействию со страховыми компаниями. Партнеры-страховщики, в свою очередь, готовы предложить весь ассортимент страховых услуг клиентам турфирм.

Причем туристическое страхование необходимо не только субъектам туристической деятельности (туристическим организациям и туристам) для борьбы со всевозможными рисками, но и государству, а также самим страховщикам. Благодаря чему создаются условия экономии государственных расходов, проявляется возможность направления их на решение приоритетных задач, снижается нагрузка на государственный бюджет. Страховщикам работа на рынке туристического страхования дает возможность повысить концентрацию средств страхового фонда, диверсифицировать страховой портфель и увеличить доходы от страховой деятельности, что ведет к укреплению их финансового состояния.

Таким образом, успешное развитие туристического страхования способно принести пользу экономике страны в целом и, в частности, таким ее составляющим, как индустрия туризма и страхование.

Страхование постепенно становится атрибутом спокойствия и комфорта в путешествии. Туристические компании зачастую не предлагают своим клиентам приобрести страховой полис, а делают это за них. Отдыхающий принимает такой порядок как должное. Страховой полис попадает в один

пакет с визой и билетами. Однако обращение в турфирму - это организованный отдых, а сегодня страховые полисы приобретают тысячи россиян, не пользующиеся услугами туристических компаний. Это говорит о том, что наши соотечественники сами пришли к осознанию необходимости страхования и хотят гарантировать себе не только хороший отдых, но и надежную защиту от непредвиденных событий».

И. А. Кудряшова: «Становится реальностью факт вхождения РФ в ВТО. Каковы прогнозы этой организации в отношении Развития туризма в мире?».

Н. М. Трусова: «Согласно прогнозу ВТО, в XXI веке ожидается туристический бум: число путешествующих к 2020 году приблизится к 1,6 млрд (в 1997 году их было 612 млн) При этом определены пять перспективных направлений: приключенческий туризм, круизы, экотуризм (сохранение окружающей среды), культурно-познавательный, тематический (интерес к определенному явлению).

Данное явление затронет в первую очередь культурный туризм, поскольку расширение культурного уровня - один из основных мотивов передвижения людей. Культурная составляющая присутствует и в других видах туризма, например оздоровительном, деловом, конгрессном, а также спортивном, где без культурной программы не обходятся ни Олимпийские игры, ни другие сколько-нибудь значительные состязания.

Одна из самых характерных черт путешествия и туризма как его составляющей состоит в том, что, в отличие от других сфер деятельности людей, оно всегда связано с временным их передвижением с места постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с познавательной, оздоровительной, профессионально-деловой, развлекательной, спортивной, паломнической и другими целя-

ми. Как показывает статистика путешествие всегда связано с определенным риском. Неизведанные места, другой климат, переезды, непривычная пища, иной уклад жизни - все это чревато неожиданными заболеваниями, травмами, несчастными случаями, потерями личного имущества, документов, проездных билетов, нарушением правил и т. д. Поэтому путешествие (туризм) и страхование взаимосвязаны.: с одной стороны, это отдых, оздоровление, познание, спорт, а с другой - безопасность, уверенность, спокойствие, комфорт».

С. Н. Ливинская: «Таким образом, культура страхования и культура самого туриста тесно взаимосвязаны. Поднимая уровень культуры туриста необходимо дать ему понятие безопасного туризма и объяснить, что надо делать, чтобы сократить риск».

И. А. Кудряшова: «Резюмируя выступления коллег, можно сказать: когда решены основные вопросы экономического, правового, таможенного, страхового регулирования, организации безопасности, можно говорить о содержании, технологиях, ноу-хау продуктов, представленных туристической индустрией».

О. А. Балашова: «Сегодня рынок туристских услуг обладает широким спектром развлечений для своих потребителей. В последнее время ни одно путешествие не обходится без так называемой анимации, предполагающей активное проведение досуга и личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях. Понятие «анимация» включает в себя также музыкальные фестивали, театрализованные шоу, литературные фестивали и мероприятия, музыкальные концерты, танцевальные вечера, карнавалы, ролевые игры, конкурсы, соревнования и т. п.

Для небольшой части туристов театрализация может быть главной причиной поездки даже на край света. Самым ярким примером этому служит ежегодный карнавал в Брази-

лии. Это самый известный праздник в стране. который стал событием огромного масштаба. Карнавал, который длится две недели, приносит миллионы долларов дохода для страны и привлекает сотни тысяч туристов со всего мира, что составляет 70 % от годового числа посетителей.

Так что же такое «театрализация»? Индустрия туризма в целом рассматривает театрализацию либо как главную причину поездки для определенного меньшинства туристов, либо как одно из возможных вечерних мероприятий в составе тура, либо в виде социальной программы для MICE мероприятий (Meetings-Incentive-Conferences-Events)».

И. А. Кудряшова: «Чем отличается культурный турист от, так сказать, “не культурного”?».

О. А. Балашова: «Разделение между теми, кто видит себя в качестве «культурных туристов», и теми, кто таковыми не является, размыто, и большинство отдыхающих все же находят элемент культурного туризма в своих турах. Хотя театрализация является лишь одним из компонентов культурного туризма -и не главным из них, - необходимо заниматься ее продвижением и расширением потребительской аудитории.

За последнее десятилетие театрализации, как и туризму в целом, пришлось преодолеть немало трудностей: спад мирового спроса в первой половине 2001 года из-за кризиса ящура, замедление экономического роста в некоторых развитых странах, высокая стоимость иностранных валют, катастрофическое воздействие на туризм террористических атак, мировой экономический кризис и социально-политические волнения в некоторых привлекательных для туризма странах. Однако есть вполне обоснованные надежды на то, что перспективы развития театрализации не так мрачны, как может показаться на первый взгляд.

Взаимозависимость туризма и театрализации безусловно признается обеими сто-

ронами, однако нет комплексных данных о вкладе каждого из них друг в друга. В некоторых странах специализированные туристские исследовательские центры (такие как Canadian Tourism Commission (CTC) в Канаде или UK Tourism Survey (UKTS) и British Tourist Authority (BTA) в Великобритании) предоставляют некоторую общую статистику на внутренних и въездных туристов, которые во время своего путешествия посещают театрализованные представления. К сожалению, такие анализы туристского рынка не проводятся ежегодно, а последние исследования ВТА были проведены в 1995 и 1996 году».

И. А. Кудряшова: «Насколько развиты исследования в сфере туризма? Есть ли исследования, посвященные вопросам театрализации в туризме?».

О. А. Балашова: «Безденежный сектор исполнительского искусства чрезвычайно фрагментирован - даже больше, чем индустрия туризма - и нет ни одного учреждения, которое взяло бы на себя ответственность за сбор данных об аудитории, количестве спектаклей, финансировании, доходности и т. д.

Отсутствие финансирования научных исследований, рабочей силы и соответствующих технологий, а также конкуренция в коммерческом секторе исполнительского искусства, препятствуют последовательному сбору и анализу данных. Наиболее заметно отсутствие информации об аудитории и числе представлений.

В июле 2001 года Британский институт политических исследований в своем отчете “Британский культурный сектор” так прокомментировал ситуацию: “Мы потерпели неудачу в попытке получить надежные данные о культурной сфере, и большая часть информации в настоящее время является непоследовательной и ненадежной” [1].

В целом фестивали во многом зависят от местного, регионального финансирования, а заинтересованность общественности является обязательным ключом к успеху. Многие

организаторы фестивалей полагают, что есть еще неиспользованный потенциал на местных рынках, который надо использовать, прежде чем искать дальше».

И. А. Кудряшова: «Каковы перспективы театрализации в туризме?»

О. А. Балашова: «В долгосрочной перспективе возможно подвести театрализованное искусство ближе к интересам туризма на местном и региональном уровнях, а также уделять первоочередное внимание разработке культурного туризма. Это может быть положительным для обоих секторов.

В то же время, новые средства массовой информации и информационные технологии дают независимому путешественнику более широкий доступ к информации о театрализованных шоу и способствуют убыстрению процесса заказа билетов. Новые технологии также позволяют театрализованному искусству улучшить методы анализа аудитории и нацелить свою маркетинговую активность на целевой сегмент.

Не стоит также забывать, что повышению спроса на театрализованные шоу безусловно способствует образованность и благосостояние населения.

В стратегическом плане постепенно растет осознание того, что театрализация обладает хорошим потенциалом для привлечения аудитории и развития туризма в том или ином регионе.

Театрализация может быть главным туристским объектом региона и города. Шоу может стать одной из целей путешествия туриста в регион, в котором организуется мероприятие. Оно важно само по себе, хотя также может помочь посетителям больше узнать о других характеристиках области. Чем выше число туристических достопримечательностей, которыми обладает регион, тем он более привлекателен для туристов».

И. А. Кудряшова: «Причиной является возрастающее значение этого феномена ту-

ризма в жизни общества и интенсификация туристских поездок. Эта тенденция прослеживается и в России и в Кузбассе, когда значительная часть населения ежегодно направляется в путешествия как за пределы страны, так и по культурным местам Кузбасса. Во время путешествия туристы сталкиваются с иными представлениями, традициями, образом жизни. Туризм как социокультурное явление и как способ взаимодействия культур практически не анализируется, несмотря на возрастающее его значение в жизни человека и общества. Анализу проблемы взаимодействия культур, изучению туризма как социокультурного явления и как способа взаимодействия культур необходимо уделять больше внимания и особое внимание следует уделять культуре самого туризма, его составляющих факторов, подтверждением чего явилось обсуждение данной темы преподавателями вузов».

Н. М. Трусова: «В заключение хотелось бы сказать о том, что уже становится традицией отмечать День туризма совместно РГТЭУ и КемГУКИ. Причем это касается не только преподавателей, но и студентов. Если преподаватели обсуждают ключевые вопросы развития туризма, подготовки специалистов для этой сферы, то студенты в полной мере реализуют свой творческий и личностный потенциал».

И. А. Кудряшова: «В этом году в музее-заповеднике “Красная горка” прошел конкурс среди студентов КемГУКИ и РГТЭУ и “Кемерово индустриальный”. Он состоял из двух этапов: разработка экскурсии на тему: “Кемерово индустриальный” и “Рекламная компания по продвижению и разработке экскурсий”. Мы выражаем благодарность руководству и всему коллективу историко-архитектурного музея-заповедника “Красная горка” за возможность провести конкурс на его базе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.