МРНТИ 14.15.01 УДК 378
001:10.56032/2523-4684.2022.4.4.164
Н.Г. Каликова1 1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Аннотация
В статье раскрывается общая характеристика понятий «гуманизм», «гуманитарное знание». Определяются современные образовательные тенденции в процессах гуманизации и гуманитаризации образования, которые являются основой устойчивого развития общества. Показана особая роль интеллигенции в решении этих проблем. Авторы также рассматривают вопросы эффективного личностного становления и конкурентоспособности современных специалистов с высшим образованием.
Ключевые слова: гуманизм, гуманитарное образование, конкурентоспособность, духовная культура, компетентность, интеллектуальность, образовательное пространство
Н. Г. Каликова1 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)
ЭЛЕУМЕТТ1К-ГУМАНИТАРЛЫК Б1Л1М МЕН РЫЛЫМНЫН ©ЗЕКТ1 МЭСЕЛЕЛЕР1
Аннотация
Макалада «гуманизм», «гуманитарлык бiлiм» YFымдарынын жалпы сипаттамасы берлген. КоFамнын туракты дамуынын негiзi болып табылатын бiлiм беруд'1 '¡згленд'ружэне iзгiлендiру процестерiндегi казiргi заманFы бiлiм беру YPДiстерi айкындалады. Бул мэселелердi шешуде интеллигенциянын ерекше рел'\ кэрсетлген. Авторлар сонымен катар жоFары бiлiмi бар заманауи мамандардын ти'1мд'1 калыптасуы мен бэсекеге кабiлеттiлiгiн тYЛFа ре^нде карастырады.
ТYЙ¡нд¡ сездер: гуманизм, гуманитарлык бiлiм, бэсекеге кабiлеттiлiк, рухани мэдениет, кYзыреттiлiк, зияткерлiк, бiлiм беру кенiстiгi.
N.G. Kalikova1 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)
ACTUAL PROBLEMS OF SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION AND SCIENCE
Annotation
The article reveals the general characteristics of the concepts of «humanism», «humanitarian knowledge». Modern educational trends in the processes of humanization and humanitarization of education, which are the basis of sustainable development of society, are determined. The special role of the intelligentsia in solving these problems is shown. The authors also consider the issues of effective formation and competitiveness of modern specialists with higher education as individuals.
Key words: humanism, humanitarian education, competitiveness, spiritual culture, competence, intellectuality, educational space
Введение. Гуманизм и гуманитарное образование - основа и необходимое условие устойчивого развития общества. Широкий философский смысл устойчивого развития означает творческую эволюционную социальную систему, не способную ослабить динамическое равенство внутренних и внешних угроз. Такая система своими действиями не приводит нынешнее, а также будущее поколение в опасное положение, не нарушает природную среду, не существует деградации человека, не расшатывает основы безопасности общества. При этом мы исходим из того, что образование - это особая сторона жизни общества, отражающая не только достижения и недостатки, но и признаки, обеспечивающие устойчивое будущее нового поколения. Поэтому очень важно поддерживать уровень гуманитарного состава образования на своем уровне. Это обеспечит будущее нашей страны, а жизнь человека будет очень интересной, качественной и свободной.
Методы исследования. В данной статье использован описательный и сравнительный метод,
которые позволили в рамках исследования прийти к определенному заключению.
Основная часть. Понятие гуманизма как мировоззрения прошло долгий путь своего развития. Его предками считаются античные (древние) люди. В античную эпоху гуманизм имел место в гаклиях (трактатах) Протагора, Сократа, Демокрита, Эпикура, Платона, Аристотеля, Лукреция и др.
В эпоху Средневековья гуманизм нашел свое выражение в виде учения о религии как о нравственности любви и скорби к человечеству. В эпоху Возрождения гуманизм приобрел новый содержательный характер. Сторонниками гуманизма в эту эпоху были Бэкон, Эразм Роттердамский, Монтень, Мор, Петрарка и др. Если говорить о непосредственном истоке понятия «гуманизм», то, как показывает история мышления человечества, это понимание было дополнено глубоким философским и нравственным содержанием римским писателем и государственным деятелем М.Т. Цицероном. Он использовал понятие «гуманизм» (ЬитэпкэБ) в пяти взаимосвязанных значениях [1, с.71]:
• «знание», «образованность», «просвещение». Это, кажется, его основное значение;
• интеллектуальное и человеческое совершенство;
• поклонение Богу, почитание богов, стабильность, верность;
• характеристика цивилизационной природы человеческой жизни против дикой;
• философская категория, отражающая нравственный уровень и характеризующая нравственные ценности. Мазсуннская сущность гуманизма Цицерона стала многовековой основой воспитания человека.
Обзор литературы по теме. Сегодня можно сказать, что в основе гуманизма (мирового гуманизма, неогуманизма) лежит система общечеловечески значимых ценностей,
составляющих мировую культуру. Новое название стратегии ЮНЕСКО - новый гуманизм. Очень важно уважать культурные и мировоззренческие установки
166
народов земного шара. Это согласуется с определением Международного гуманистического Союза, т.к. гуманизм - это коллективный подход, демократическая и этическая жизненная позиция, закрепляющая права и обязанности, которые люди обязаны сами создавать как смысл и форму своей жизни.
Сегодня планетарный гуманизм (неогуманизм) поддерживает веру человечества в способность природы и социума побеждать в борьбе с угрозами, исходящими из среды. Гуманизм - закономерный и естественный процесс мировой социальной эволюции.
Роль педагога-просветителя в этом процессе, кажется, трудно переоценить. Ученый-гуманист -центр привлечения молодежи, организатор науки, сторонник истины. Решая педагогические проблемы, он не отрицает гуманистических идей. Поэтому идеи античного образования и просвещения определяют гуманизм как многообразные системы знаний.
Изменения в сфере образования последних лет показывают, что жизнь молодого человека не развивается от учебы к работе. Он актуализирует выбор разумных путей, соответствующих будущим целям. Так осуществляется движение к устойчиво развитому обществу.
Значение гуманитарного образования особенно актуально сегодня. Его ценности воплощаются в целостной деятельности человека, в его приверженности политическим, экономическим и культурным процессам в реальной жизни
Как показывает анализ современного гуманитарного знания, вполне возможно, что в интеллектуальном пространстве происходят проявления прежней системы знаний.
Раскрывая смысловую характеристику гуманитарного знания, мы используем понятия «гуманизация» и «гуманитаризация». Руководствуясь принципами этих понятий, мы создаем гуманитарную среду в учебном заведении.
Как показывает педагогическая практика, качество гуманитарного образования можно
соотнести с объемом усвоенных студентами духовных ценностей. Поэтому неограниченное определение естественнонаучных и технических знаний, их приоритет над гуманитарным знанием снижает воспитательные возможности духовной культуры. Хотя математика учит многому, но с тем вместе она не научит умиляться (переживать, горевать). Не научит эмоции.
Как показывает педагогическая практика последних лет, подготовка компетентных специалистов на уровне узких специальностей показывает, что они оказываются
«непрофессионалами», «жестокими специалистами». Помочь стать общекультурными людьми могут только педагоги с философским мышлением и гуманитарным образованием широкого уровня. В XXI веке нам нужны: образование, подчиненное задачам воспитания, многообразие профессиональных и высших школ, возрождение чувства собственной человечности, возрождение человека как чего-то возвышенного, возрождение чести и достоинства [2, с.60].
Гуманист Шакарим Кудайбердиевич в своих поэтических размышлениях показывает, что этические нормы, которыми руководствуется каждый человек в обществе, эффективны через знания и искусство. «Твой человеческий долг: труд с народом. Не отступай от верного пути, сохрани совесть, знай ее. Учись искусству и знаниям. Без образования, без искусства будет УМ» [3, с.18].
Поэтому мы можем сказать, что образование как способ становления человека истинно только в том случае, если оно гуманитарное и культурологическое. Важно то, что само образование и его реформирование предшествуют гуманитарной природе человека.
Общество второй половины ХХ-начала ХХ1 века ученые называют по-разному; постиндустриальное общество, общество научно-технической революции, общество высоких технологий, открытое общество, общество массовых коммуникаций, общество массового потребления, информационное общество,
общество знаний, глобальное инновационное общество. Отсюда вытекает и многообразие современных знаний. Если говорить об инновационно-образовательном подходе, оно предполагает:
• преобладание узкого профессионального образования над общим классическим;
• преобладаение инженерно-технического образования в отличие от социально-гуманитарного образования;
• формирование управленческой элиты в обществе.
Между тем, можно увидеть некоторое противопоставление двух символов
образовательной стратегии и инновационного общества: человека - приложения научно -технического прогресса и являющегося средством существования элитарной группы.
Второе - «Хомо-знание», в котором каждый человек общества является целью и результатом всестороннего образовательного процесса [4, с.51].
Роль интеллигенции в решении образовательных задач является исключительной. Интеллигенция (от лат. ¡^еШдепБ - понимающий, мыслящий, умный) - профессиональный подход к мыслительным, творческим трудам общественная группа людей, занимающихся, развивающих и распространяющих культуру, поддерживающих высокую нравственность. Другими словами, интеллигенция характеризуется как
профессионализмом, так и нравственностью.
Д.С. Лихачев писал, что «полуобнаженных» нельзя назвать интеллигентами (интеллигентами). Они действуют «бесчестно и бескомпромиссно». Основные принципы интеллекта - интеллектуальная свобода. «Интеллигентный человек занят только своей совестью и собственными мыслями» [2, с.4].
Заключение. Основные тенденции развития современной педагогики и психологии направлены на гуманизацию сферы образования, всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся,
формирование равноправных, партнерских отношений между обучающимся и обучающимся.
В организациях образования наряду со свободой и ответственностью, вниманием, поддержкой, доверием и мотивацией к развитию внутреннего мира, познанием способностей личности, ее жизненных целей и ценностей наряду с профессиональным развитием возрастает возможность расширения возможностей
личностного роста, а следовательно, расширения актуальности в гуманистической парадигме. К истинным гуманистическим ценностям относится способность человека овладеть своей жизнью, готовность стать подлинным субъектом своего бытия, относятся только те знания, которые ставят перед собой развивающую задачу, могут быть достигнуты.
Выживаемость здоровье личности,
индивидуальность является постоянным процессом реализации и роста актуализации себя; напротив, неудачи и болезни создают препятствия на пути самоактуализации.
Список использованных источников:
1. Мейдер В.А. Гуманистические идеалы Цицерона // Logos et Praxis. - 2006. - C.41-46
2. Nasimov M.O., Paridinova B.Z. Credit technology of education (on the example of the republic of Kazakhstan) (in Kazakh) // The Fourth International conference on development of pedagogical science inEurasia. Proceedings of the Conference (May 15, 2015). «East West» Associationfor Advanced Studies and Higher Education GmbH. - Vienna, 2015. - P. 7-9.
3. Панина Г.В. Роль социально-гуманитарных дисциплин в модернизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия история, культурология, философия. - 2012. - №11. - Т. 75. - С. 181.
Паридинова Б.Ж. Место социально-гуманитарного образования в современном обществе // Молодой ученый. -2016. - №19.2(123.2). - С.32-34.
References:
1. Mejder V.A. Gumanisticheskie idealy Cicerona // Logos et Praxis. - 2006. - C.41-46. (In Russ).
2. Nasimov M.O., Paridinova B.Z. Credit technology of education (on the example of the republic of Kazakhstan) (in Kazakh) // The Fourth International conference on development of pedagogical science inEurasia. Proceedings of the Conference (May 15, 2015). «East West» Associationfor Advanced Studies and Higher Education GmbH. - Vienna, 2015. - P. 7-9. (In Engl).
3. Panina G.V. Rol' social'no-gumanitarnyh disciplin v modernizacii obrazovanija // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija istorija, kul'turologija, filosofija. - 2012. - №11. - T. 75. - S. 181. (In Russ)
4. Paridinova B.Zh. Mesto social'no-gumanitarnogo obrazovanija vsovremennom obshhestve // Molodoj uchenyj. - 2016. - №19.2(123.2). - S.32-34. (In Russ).