Педагогика
УДК 371.032
кандидат педагогических наук, доцент Билял Эльмаз Адиль-Гареевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
АНТРОПОЛОГИЗМ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу исторических аспектов развития гуманизации обучения и воспитания на основе антропологического подхода. Определена сущность понятия «гуманизм» в философской, психологической и педагогической литературе. Выяснено, что гуманизация учебно-воспитательного процесса основывается на принципе педагогического гуманизма и касается содержания образования, способов его получения, цели образования, условий, в которых оно осуществляется. Анализ теоретических основ гуманизации обучения и воспитания свидетельствует о том, что этот процесс не стал общим ни в пространстве, ни во времени, и нельзя не замечать негативных факторов общественного прогресса. Это, прежде всего, дегуманизация личности средствами массовой культуры; постепенная потеря способности к рефлексии в подборе информационного знания; изменение аналитически-критического подхода к источникам информации, поглощением информационного потока, в результате чего формируется синдром зависимости от него. Однако в освещении этих проблем преимущество все еще предоставляется общесоциологическому подходу, согласно которому человечество доминирует над человеком, а биосоциальному подходу уделяется меньше внимания. Этот подход подвергает сомнению аутентичность соображений и рекомендаций по «человеческому фактору» в образовательной деятельности. Становится очевидным, что внимание к человеческому фактору в развитии мировой цивилизации должно занимать главное место в новых образовательных теориях и технологиях. Это, в свою очередь, требует углубленных, структурных и функционально-дифференцированных знаний о человеке, что позволит создать действенную систему корреляций между тем, как мы должны обучать учеников, и тем, кого конкретно мы хотим научить. В последние годы все больше педагогов-исследователей и практиков образования обращаются к антропологическому подходу как инструменту поиска научно-педагогического знания и совершенствования учебно-воспитательной деятельности. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Ключевые слова: антропология, воспитание, развитие, педагогика, гуманизация, гуманизм, обучение, формирование.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the historical aspects of the development of the humanization of education and upbringing based on the anthropological approach. The essence of the concept of "humanism" in the philosophical, psychological and pedagogical literature is determined. It has been found out that the humanization of the educational process is based on the principle of pedagogical humanism and concerns the content of education, methods of obtaining it, the purpose of education, the conditions in which it is carried out. An analysis of the theoretical foundations of the humanization of education and upbringing indicates that this process has not become common either in space or in time, and one cannot help but notice the negative factors of social progress. This is, first of all, the dehumanization of the individual by means of mass culture; gradual loss of the ability to reflect in the selection of informational knowledge; changing the analytical-critical approach to information sources by absorbing the information flow, resulting in the formation of a syndrome of dependence on it. However, in highlighting these problems, the advantage is still given to the general sociological approach, according to which humanity dominates the person, and less attention is paid to the biosocial approach. This approach calls into question the authenticity of considerations and recommendations on the "human factor" in educational activities. It becomes obvious that attention to the human factor in the development of world civilization should occupy the main place in new educational theories and technologies. This, in turn, requires in-depth, structural and functionally differentiated knowledge about a person, which will create an effective system of correlations between how we should teach students and who exactly we want to teach. In recent years, more and more teachers-researchers and practitioners of education are turning to the anthropological approach as a tool for searching for scientific and pedagogical knowledge and improving teaching and educational activities. All this determines the relevance of the chosen research topic.
Key words: anthropology, education, development, pedagogy, humanization, humanism, education, formation.
Введение. В последнее время в педагогике появилось много новых идей и подходов к педагогическим проблемам. Среди них можно назвать субъект-субъектный, деятельностный, личностно-ориентированный, антропологический, системный, технологический и другие подходы. Использование в педагогике научных разработок по философии, психологии и другим наукам, открывает путь к пониманию развития многих педагогических явлений, помогает усовершенствовать процесс обучения и воспитания учащихся. На этом фоне актуальным является вопрос изучения роли антропологического подходав современных процессах гуманизации обучения и воспитания.
Однако, как свидетельствуют выводы Б. Бим-Бада, Г. Коджаспирова, В. Максаковой, большое внимание ученых объясняется необходимостью исследования возможностей антропологического подхода в педагогике и неполной их реализацией в педагогической науке и практике обучения и воспитания [2].
Цель статьи - рассмотреть особенности антропологизма как структурного элемента гуманизации обучения и воспитания.
Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы определить составляющие понятия гуманизации обучения и воспитания, необходимо выяснить сущность понятия «гуманизм», поскольку эта проблема сегодня представляет собой определенный эпицентр всех педагогических поисков. Термин «гуманизм» возник еще в античные времена. Туллий Цицерон употреблял его в значении идеал образования знатных римлян [3]. Как социально-политическое, педагогическое течение гуманизм сформировался в эпоху Возрождения. Первым гуманистом этой эпохи считают итальянского поэта и мыслителя Петрарка (1304-1374). Согласно его взглядам, гуманизм - настоящая вера в человека и его возможности, новый метод научного исследования, новый взгляд и отношение к миру. Итак, гуманизм (лат. «humanitus» - «человечность») -рассматривается в философии как мировоззрение антропоцентрима, осознание полноты величия человека, его способность понять и превратить во благо все богатство и разнообразие окружающей среды, с которым человек связан неразрывно.
По мнению современной исследовательницы Л. Серовой, категориальный анализ понятия «гуманизм» охватывает такие признаки, как целостность человеческой личности, свобода, счастье, равенство и тому подобное. Особое значение она придает идее любви к человеку, который пронизывает философию, этнопедагогику и научную педагогику в целом. Категория «любовь» - центральная в гуманизме. Любовь является общей основой, в рамках которой смысл жизни выражен в отношении к объекту любви - ребенку. Любовь к ребенку является сущностью гуманизации обучения и воспитания. По мнению А. Сидоренко и других исследователей, гуманизм определяется как принцип, в основе которого - человеко-центристский подход, признание человека высшей ценностью, уважение к личности, его мотивов и интересов, его личных целей и стремлений, создание максимальных условий для наиболее полного раскрытия его способностей, для его
постоянного самосовершенствования и самоутверждения [6, С. 245].
В центре гуманизации учебно-воспитательного процесса лежит принцип педагогического гуманизма. По определению исследователя Г. Васянович, принцип педагогического гуманизма - это моральный принцип, на котором основывается гуманизация учебно-воспитательного процесса, центром которого является ребенок [3, С. 58]. Российский ученый-диалектолог, писатель В. Даль (1801-1872) отмечал, что гуманизм характерен для образованного человека и для педагога, призванного формировать личность, опираясь на принцип педагогического гуманизма [4, С. 408]. Сущность гуманизма, по мнению Ш. Амонашвили, заключается в «определении ценности человека как личности, его правана свободное развитие и проявление своих способностей» [1, С. 28]. Ш. Амонашвили делал акцент на такие стороны гуманизации учебно-воспитательного процесса, как доброжелательное и позитивное восприятие ученика, несмотря на его ошибки, уважение к личности, умение учителя сотрудничать с учащимися при совместном решении познавательных задач.
Следует согласиться с определением М. Ярмаченко о главных доминантах гуманизма. Гуманизм - признание ценности человека как личности и права на свободное развитие и выявление своих способностей, признание блага человекакритерием оценки общественных отношений [7, С. 5-11]. В основе гуманизма лежат убеждения в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью человечества. Идеи гуманистической теории уже сейчас могут быть реализованы в системе образования, если учебный процесс и содержание учебных программ станут средствами, которые обеспечат проявление стремления личности к развитию при условии, что акцент в процессе обучения будет перенесен из задач формирования личности на задачу создания условий для максимального развития его внутреннего потенциала. А это означает переход педагогов к новым отношениям с учениками, к актуализации их внутренних мотивов учения в противовес внешним, к обеспечению условий для удовлетворения всех их потребностей [2, С. 80]. Итак, гуманистическое обучение и воспитание - это не просто свободное и спонтанное обучение и воспитание, а сознательный, организованный процесс, ответственная и совместная работа всех его субъектов. Для создания подобной системы необходимы, прежде всего обобщенные знания о человеке. И это призвана осуществить антропология - наука, которая постоянно обновляется. Она дает возможность систематизировать те компоненты, которые существуют в разных гуманитарных и естественных дисциплинах, но концептуально и методологически не объединенных в единое целое с подсистемными блоками. Антропология опирается на философскую концепцию антропологизма, как общую теорию человека, его сущности, способов и смысла существования. В психологическом словаре антропологизм трактуется как научная концепция, которая рассматривает человека как высшее и совершенное произведение природы. Поэтому «человек» в антропологизме выступает основной мировоззренческой категорией и исходя из этой точки зрения должны проводиться исследования и природы, и общества, осуществляться развитие всех наук [5, С. 56].
В мировой практике остро дискутируются проблемы перестройки образования, его содержания, социальной сущности и институциональных структурна основе антропологизма. Четко выделяются два концептуальных подхода к толкованию сути образовательного кризиса и путей выхода из него. Первая концепция несколько технократическая: она предлагает изменить сущность и характер образования, сфокусировав его содержание и методы на формировании у учащихся рациональных умений оперирования информацией, владение компьютерными технологиями. Вторая концепция -гуманитарная - усматривает истоки и содержание кризиса в дегуманизации образования, в превращении ее в инструментальную категорию индустриальных и рыночных отношений [5, С. 70]. Сторонники гуманистической концепции считают, что обучение, организованное по современным учебным технологиям, не сохраняет гуманистической направленности. Обеспокоенность кризисом образования, его упадком, деформациями, несоответствием требованиям общества требует поиска приоритетных путей развития образования, общества, человеческих отношений. Сегодня никто не отрицает необходимости образовательных изменений гуманистической направленности. Поэтому следует заметить, что гуманизация обучения и воспитания - понятие многомерное. Оно касается содержания образования, способов его получения, цели образования, условий, в которых оно осуществляется и тому подобное.
Новый импульс получило осмысление проблем человека в неогуманизме - педагогическом течении, возникшим в Германии в середине XVIII века и вновь возродившим интерес к античной культуре. Родоначальниками неогуманизма были И. Теснер (1691-1761), И. Эрнесте (1707-1781) и X. Гейне (1729-1812), которые видели основную цель обучения в том, чтобы привить ученикам знания языка. В то же время, учитывая потребности общества, вводили в школах изучение и реальных предметов. Значительное место отводили родному языку. Существенных изменений претерпело и преподавание древних языков: главное внимание начало уделяться не грамматике, а ознакомлению с античной литературой, усвоению культурного наследия античности, а также изучению математики. Все это должно было способствовать развитию самостоятельного мышления молодежи, формировать его мировоззрение и вкусы [4].
Во второй половине XVIII в. неогуманисты А. Вольф и В. Гумбольт главной целью воспитания стали считать полноценное развитие всех сил человека. Поэтому от педагогов требовали уделять значительно больше внимания изучению естественных наук и истории. Неогуманизм, пытаясь обосновать демократическое требование всестороннего развития каждого человека, сыграл важную положительную роль в развитии школы и педагогики. Заслугой неогуманизма является изменение характера образования, а также организация подготовки педагогических кадров.
Осмысление «нового гуманизма», по мнению некоторых исследователей, становится ведущим принципом современной жизни, не только в образовании, но и в демократизации общественных отношений в целом. Необходимость гуманистического подхода к образованию была провозглашена в Уставе ЮНЕСКО и еще раз подтверждена во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Конвенции и Рекомендации ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), в Международном пакте по экономическим, социальным и культурным правам (1966), в специальных решениях, принятых 40-й и 42-й сессиями Генеральной ассамблеи (соответственно, 1985 и 1987 гг.), а также других документах международного сообщества, в которых говорится о правах человека, о цели, задачах и содержании образования [7]. В этих документах образование рассматривается как неотъемлемое право каждого человека. Кроме того, гуманистический подход рассматривается как принципиальные изменения в содержании обучения, в отказе от технократизма и экологического невежества, признании приоритета гуманитарной культуры.
Гуманистический путь обновления обучения и воспитания призван сыграть решающую роль в реформировании образования, чтобы она была способна освободить общество от архаики и консерватизма. Однако, далеко не в каждом общеобразовательном учебном заведении в центре внимания находится личность ученика, не налажено определенным образом сотрудничество взрослых и детей, их взаимодействие в учебно-воспитательном процессе. Это можно объяснить тем фактом, что задачи гуманизации при наличии новых стандартов, программ, учебников для обучения и воспитания и т.д. еще не стали личностными программами развития людей, а принцип гуманизма - глубоким убеждением, методологией деятельности. Именно поэтому следует обратить внимание на усиление методологической, аксиологической, антропологической составляющей в образовательных сдвигах человека.
Выводы. Проведенный анализ исторических аспектов развития гуманизации обучения и воспитания на основе
антропологического подхода позволяет утверждать: каким бы сегодня не определяли гуманизм - рациональным, безграничным, универсальным, творческим, современным и т.п., его проблема будет и в дальнейшем считаться, как недостаточно решенная, а гуманизм как принцип будет оставаться под сомнением относительно существования в перспективе, пока человек не научится ценить себя как часть природы. В поисках выхода из кризиса современное образование постепенно смещает свою ориентацию в субъектную плоскость, и в процессе ликвидации последствий недемократического обучения и воспитания на первый план постепенно выходит человек как цель прогресса. Учет же его внутреннего потенциала в процессе личностного роста и самодостаточности и создание условий, в которых каждый ученик имел бы возможность открывать в себе качества субъекта, становятся главными задачами образования. Именно поэтому проблема человека в наше время является своеобразным эпицентром всех философских и педагогических поисков, личности учителя и ученика становятся главным ориентиром педагогических парадигм на различных направлениях модернизации образования, ведущей среди которых можно считать гуманизацию обучения и воспитания. Перспективы дальнейших исследований в этом направлении видим в раскрытии традиций антропологизма в истории фтлософско-педагогической мысли.
Литература:
1. Амонашвили, Ш.А. Основания педагогики сотрудничества / Ш.А. Амонашвили // Новое педагогическое мышление /Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. - С. 144-177
2. Балл, Г.А. Современный гуманизм и образование: социально-философские и психолого-педагогические аспекты / Г.А. Балл,-Ровно: «Листа-М». -2003. - 128 с.
3. Васянович, Г.П. Педагогическая этика: учеб. пособие / Г.П. Васянович. - М.: Академвидав, 2011. - 256 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: [В 4 т.] / В.И. Даль; Т. 1: А-3: М.: Рус. яз., 1989,-С. 408.
5. Краткий психологический словарь / Под общей ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского / ред.-составитель Л.А. Карпенко; [Второй изд.расш.исп.доп.]. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512 с.
6. Сидоренко, А.П. Философия / А.П. Сидоренко, С.С. Корлюк, М.С. Филяпипи др. / Под ред. А.П. Сидоренко. - М.: Знание, 2010. -414 с.
7. Ярмаченко, М.Д. Основные педагогические категории / Ярмаченко М.Д. // Педагогика и психология. - 1998. -№4.-С. 5-11
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Бугрова Арина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Гудина Елена Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматривается важность целенаправленной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном образовании. Авторами отмечается, что при организации данного направления работы следует обеспечить правильное планирование содержательных и технологических аспектов, ориентируясь на индивидуальный уровень развития и возрастные особенности дошкольников, возможности родителей как партнеров воспитательно-образовательного процесса. Дано описание некоторых образовательных технологий, обеспечивающих обучающий, развивающий и воспитательный характер профилактических мероприятий. Сделан вывод, что от качества профилактической и обучающей работы по данному направлению зависит сохранение жизни и здоровья ребенка. Обосновано, что их применение позволяет целенаправленно развивать мотивационную, познавательную, коммуникативную, творческую и рефлексивную деятельность каждого ребенка.
Ключевые слова: дошкольное образование, детский дорожно-транспортный травматизм, образовательные технологии, профилактические мероприятия.
Annotation. The article discusses the importance of targeted work on the prevention of children's road traffic injuries in preschool education. The authors note that when organizing this area of work, it is necessary to ensure the correct planning of content and technological aspects, focusing on the individual level of development and age characteristics of preschoolers, the capabilities of parents as partners in the educational process. The description of some educational technologies providing the training, developing and educational nature of preventive measures is given. It is concluded that the preservation of the life and health of the child depends on the quality of preventive and educational work in this area. It is substantiated that their use makes it possible to purposefully develop the motivational, cognitive, communicative, creative and reflective activities of each child. Key words: preschool education, children's road traffic injuries, educational technologies, preventive measures.
Введение. Современное состояние проблемы дорожной безопасности подрастающего поколения характеризуется как нестабильное, что обусловлено напряженной дорожно-транспортной ситуацией.
Дети дошкольного возраста в силу возрастных психофизиологических особенностей развития относятся к наиболее уязвимой категории пешеходов. Поэтому в дошкольном образовании данная проблема рассматривается, прежде всего, как проблема профилактики, и актуализирует особую роль педагогов и родителей в поиске эффективных способов формирования у детей необходимых и прочных знаний, приобретения ими навыков правильного дорожного поведения, воспитания дисциплинированности.
Важно отметить, что методологически проблемное поле относится к области теории безопасности, а различные аспекты исследуемой проблемы находят широкое отражение в психолого-педагогических исследованиях. Прежде всего, она рассматривается как вид «нормативного и социально желательного поведения» [7, С. 4]. Е.Г. Капустина и Е.С. Лимарева