Научная статья на тему 'ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОЗИЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОЗИЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ANTHROPOLOGICAL ORIENTATION / HUMANIZATION / TRAINING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна

В статье автор делает обзор педагогических технологий, описывает типы педагогических технологий, а также раскрывает антропологические условия эффективной организации учебного процесса на основе анализа гуманистических инноваций и технологий. Антропологизм в учебном процессе является важной задачей для педагогов, главная роль в котором отводится педагогическому воздействию. Результатом такого воздействия будет изменение человека в целом, а не только психических качеств и интеллекта. Поэтому сегодня необходимо акцентировать внимание на антропологическую направленность педагогических технологий, в которых будут применяться такие технологии, составляющие предпосылки для свободного, сознательного и положительного выбора учащимися содержания, приемов и методов обучения, групповой и индивидуальной деятельности, применение в учебно-воспитательном процессе игр и театрализации, креативности, создание дружеской атмосферы в классе, поддержки детей и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FROM THE PERSPECTIVE OF AN ANTHROPOLOGICAL APPROACH

In the article, the author reviews pedagogical technologies, describes the types of pedagogical technologies, and also reveals the anthropological conditions for the effective organization of the educational process based on the analysis of humanistic innovations and technologies. Anthropologism in the educational process is an important task for teachers, the main role in which is assigned to pedagogical influence. The result of such an impact will be a change in the person as a whole, and not only in mental qualities and intelligence. Therefore, today it is necessary to focus on the anthropological orientation of pedagogical technologies, in which such technologies will be used, which constitute the preconditions for students' free, conscious and positive choice of content, techniques and methods of teaching, group and individual activities, the use of games and theatricalization in the educational process, creativity, creating a friendly atmosphere in the classroom, supporting children, etc.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОЗИЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

педагогические науки

Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

УДК 37.011

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0092

ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОЗИЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© 2020

ORCID: 0000-0002-7820-739X

Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Начальное образование» Крымский инженерно-педагогический университет (295015, Россия, Симферополь, пер. Учебный, 8, e-mail: yunusova.elm@mail.ru)

Аннотация. В статье автор делает обзор педагогических технологий, описывает типы педагогических технологий, а также раскрывает антропологические условия эффективной организации учебного процесса на основе анализа гуманистических инноваций и технологий. Антропологизм в учебном процессе является важной задачей для педагогов, главная роль в котором отводится педагогическому воздействию. Результатом такого воздействия будет изменение человека в целом, а не только психических качеств и интеллекта. Поэтому сегодня необходимо акцентировать внимание на антропологическую направленность педагогических технологий, в которых будут применяться такие технологии, составляющие предпосылки для свободного, сознательного и положительного выбора учащимися содержания, приемов и методов обучения, групповой и индивидуальной деятельности, применение в учебно-воспитательном процессе игр и театрализации, креативности, создание дружеской атмосферы в классе, поддержки детей и др.

Ключевые слова: педагогическая технология, антропологическая направленность, гуманизация, обучение, воспитание.

REVIEW OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FROM THE PERSPECTIVE OF AN ANTHROPOLOGICAL APPROACH

© 2020

Yunusova Elmaz Adil-Gareevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of "Primary Education" Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Russia, Simferopol, lane. Educational, 8, e-mail: yunusova.elm@mail.ru)

Abstract. In the article, the author reviews pedagogical technologies, describes the types of pedagogical technologies, and also reveals the anthropological conditions for the effective organization of the educational process based on the analysis of humanistic innovations and technologies. Anthropologism in the educational process is an important task for teachers, the main role in which is assigned to pedagogical influence. The result of such an impact will be a change in the person as a whole, and not only in mental qualities and intelligence. Therefore, today it is necessary to focus on the anthropological orientation of pedagogical technologies, in which such technologies will be used, which constitute the preconditions for students' free, conscious and positive choice of content, techniques and methods of teaching, group and individual activities, the use of games and theatricalization in the educational process, creativity, creating a friendly atmosphere in the classroom, supporting children, etc.

Keywords: pedagogical technology, anthropological orientation, humanization, training, education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Антропологизм в теории педагогики представлен интегральным методолого-инструментальным вектором в движении к междисциплинарному подходу и трансдисциплинарному синтезу. Эта ориентация предполагает исследование учеными различных предметных областей знания развития человека в процессе обучения как гармоничной личности с присущими ей биологическими, общественными, профессиональными, культурными, морально-нравственными наклонностями и качествами. Таким образом, научные исследования посвящены исключительно проблемам человека, и решать их следует на основе нового знания, полученного в той или иной конкретной плоскости. Методологический инструментарий, таким образом, распространяется на процесс развития внутреннего потенциала ученика, его межличностного общения, самоутверждения, самовыражения, свободы и творчества, которые согласуются с социопри-родными детерминантами, законами, установленными конкретными науками.

Под антропологической направленностью педагогической теории обучения и воспитания мы подразумеваем знания, способствующие развитию гуманистического мировоззрения, ориентированного на признание ценности каждого человека, ценностей его жизни, на формирование целей воспитания в целостном развитии ребенка как личности, живущей в гармонии с природой, обществом и самим собой.

Известно, что антропологизм системно влияет на организационные основы обучения и воспитания. Антропологические принципы самоценности, природо-сообразности, социо - и культуросообразности становят-

ся главными доминантами концептуального осмысления процесса обучения, его целей, содержания, субъект-субъектных отношений, интерактивности в обучении и воспитании и личностно-ориентированной парадигмы образования в целом [1].

Проанализировав гуманистически ориентированные теории обучения и воспитания, мы можем говорить о наиболее совершенных с точки зрения антропологизма видах, методах, формах, авторских идеях организации обучения, а также об элементах развития антропологизма в инновациях образования и технологиях, которые будут отвечать критериям антропологизма.

Так, с возникновением педагогической технологии, как средства обучения и воспитания, ученые и педагоги делали попытки выявления ее основных черт и особых характеристик. Прежде всего, этому способствовало увеличение теоретического и методического интереса к педагогическим технологиям как способу улучшения результатов школьного обучения, а во вторую - по причине развития важнейших педагогических идей, в частности педагогического антропологизма. Применяя педагогические технологии в учебном процессе, педагог раскрывает их основные характеристики, выявляет эмпирические данные, формирует универсальные категории.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешённых раньше частей общей проблемы.

Проблема педагогической антропологии была в центре внимания многих педагогов, психологов и исследователей. В современном образовательном пространстве аспектами антропологизации учебного процесса занимались Б. Ананьев, Е.Андрос, М. Булатов, П. Каптерев,

Yunusova Elmaz Adil-Gareevna pedagogical

REVIEW OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES ... sciences

В. Куликов, В. Максакова, А. Огурцов, И. Подласый, В. Сластенин. Позже были образованы гуманистически-ориентированные системы обучения и воспитания, созданные Ш. Амонашвили, А. Захаренко, С. Соловейчик, В. Шаталовым и др. [7].

Также нужно отметить, что изучаемая проблема была в поле зрения известных психологов и педагогов

- А.Маслоу, К. Роджерса, Э. Берна, Л. Выготского, которые проводили многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам антрополо-гизации образования [8].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является обзор педагогических технологий с позиции антропологического подхода, раскрытие особенностей организации учебного процесса в направлении антропологизма.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к определению понятия «Педагогическая технология». Ученые и педагоги дают ей различные трактовки: некоторые ученые считают, что педагогическая технология - это комплекс методов и приемов, наполняющих учебный процесс и позволяющих эффективно выполнять запланированные результаты обучения. Другие исследователи определяют педагогическую технологию как научную систему реализации всех элементов учебного процесса, осуществляющихся в конкретном времени и с конкретным результатом. Некоторые ученые определяют педагогическую технологию как обогащение методологических и методических приёмов обучения с соблюдением этапов становления педагогики как науки. В. Беспалько, Г. Селевко, А. Козлова утверждали, что педагогическая технология

- это комплекс методических приемов, которые регулируют и определяют взаимосвязанную деятельность учителя и учеников [2].

Вместе с осуществлением процесса гуманизации обучения, педагогическая технология преобразуется в теоретически обоснованную систему, разработанную в соответствии с потребностями и возможностями учащихся и предполагающую полноценное усвоение школьниками в учебно-воспитательном процессе привычек поведения, ценностей, знаний и навыков, которые позволят им в будущем быстрее адаптироваться в обществе. Педагогическая технология будет способствовать личностному и профессиональному становлению и самосовершенствованию как учащихся, так и педагога. При правильно организованных профессиональных действиях учителя, слаженной работы всех участников учебного процесса, педагогическая технология дает возможность вынести педагогическую деятельность на совершенно новый высокий уровень [3].

Мы придерживаемся мнения, что педагогическая технология способствует осуществлению деятельности учителя, влияет на ее результативность и последовательность, достижение намеченного результата, который предполагает успешное обучение учащихся и саморазвитие каждого ученика.

Исследования педагогов и психологов показывают, что педагогическая технология гарантирует достижение определенных результатов школьного обучения и направлена на увеличение продуктивности учебного процесса. М.Кларин, Г.Селевко, С.Сысоева полагают, что эти результаты определенной составляющей функционирования педагогических технологий, а это в свою очередь, свидетельствует об антропологической направленности большинства педагогических технологий [4].

Немаловажным элементом педагогической технологии является роль учеников в учебном процессе, толерантное отношение к ним и учителя, и семьи. На основе этого признака выделяют несколько видов педагогических технологий:

1. Личностно-ориентированные технологии. В этих

технологиях ученик - центральная фигура в учебном процессе. Личностно-ориентированные технологии способствуют развитию учащихся, выступают благоприятными условиями для их развития, помогают в раскрытии их личных качеств и возможностей. Ученик в данной технологии является субъектом, который управляет своей деятельностью, он является целью, а не способом получения каких-либо педагогических целей (это можем видеть в авторитарных и дидактоцен-трических технологиях). Такие технологии называют «Антропоцентрические технологии». Следовательно, личностно-ориентированные технологии имеют гуманистическое, психотерапевтическое и антропоцентрическое наполнение. Основной задачей использования данных технологий является всестороннее и гармоничное развитие школьников. Личностно-ориентированные технологии по направлениям делят на: гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

2. Гуманно-личностные технологии - включают в себя гуманистическую составляющую, психологическую поддержку учащимся, помощь ему в обучении. Все это отражается в чувстве уважения и любви к школьникам, веры в его силы и возможности [5].

3. Технологии сотрудничества. Выбранные технологии осуществляются на основах демократизма, уважении к личности, обеспечении субъект-субъектных отношениях между педагогом и учениками. Педагог и ученик сообща определяют цель, план деятельности, результаты своей деятельности, которая осуществляется в атмосфере поддержки и помощи.

4. Технологии свободного воспитания. Эти технологии особый акцент делают на предоставление учащимся свободы выбора и инициативы в учебном процессе. Выполняя заданные действия, в процессе обучения, ученик занимает позицию субъекта, достигая нужного результата с помощью своих стремлений и убеждений, а не от внешнего влияния педагога [6].

Применение в учебном процессе личностно-ориен-тированного обучения основывается на принципах педагогического антропологизма, который предполагает ориентацию на индивидуальные качества личности, их развитие и совершенствование в соответствии с природными задатками, обеспечение субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса.

Антропологическая направленность учебного процесса заключается в следующих положениях:

- Школьное обучение должно опираться на общекультурные ценности и на ценности различных культурных сообществ [9];

- целью обучения должно стать развитие и становление личности, которая развивается, реализуется, и которая имеет свою точку зрения и мировоззрение;

- развитие ребенка должно осуществляться гармонично, постепенно, совмещая интеллект и эмоции, мораль и нравственность;

- права гражданина, а также его право на свободный выбор обучения, должны находиться под контролем и защитой;

- коллективно-групповая работа в обучении должна осуществляться параллельно с индивидуальной, при которой важное значение уделяется развитию индивидуальности и креативности каждого ребенка;

- школьное обучение как деятельность личности должно опираться на внутреннюю мотивацию, а также на полноценное взаимодействие учителя и учащихся, при котором школьники могут самостоятельно или с помощью педагога принимать решения;

- наиболее эффективно обучение будет происходить в обстановке терпения, поддержки, сотрудничества, а не строгого руководства [10].

Антропологический подход во взглядах на личность может проявляться в следующих позициях: ребенок раскрывается в раннем детстве, ученик - проявляется в

педагогические науки

Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

школе; личность должна быть субъектом, а не объектом в учебном процессе; личность моет выступать целью воспитания и обучения, но не средством для достижения каких-либо результатов и целей; каждый учащийся имеет свои особые способности и таланты; важнейшими качествами личности должны быть нравственные и этические ценности (доброта, толерантность, любовь, трудолюбие, честь, достоинство, гражданственность и

др.) [11].

Антропологизация учебного процесса предполагает: выявление склонностей и потребностей учащихся; опора на положительные качества ребенка; отношение к ребенку как к субъекту учебного процесса; улучшение условий для совершенствования личности ребенка; учет возрастных особенностей и психологии ученика; помощь педагога в самореализации и социализации личности.

Необходимо отметить важность принципа учета личностных и возрастных особенностей детей, который заключается в том, в формировании определенных компетенций как результата развития личности ребенка. Отдельное внимание отводится антропологической составляющей личностного подхода, который подразумевает не ориентацию на учащихся со средней и низкой успеваемостью, а предусматривает нахождение положительных качеств личности, использование психолого-педагогической диагностики личности учеников (выявление уровня способностей, склонностей, интересов, особенностей умственных процессов, качеств личности и др.), осуществление гармоничного развития личности учеников, внедрение индивидуальных программ развития детей, их изменение и дополнение и т.д. [12].

Антропологизм как общенаучный способ, создавая научную картину мира, в частности развития человека в учебном процессе, направляет цели и задачи образования на развитие и саморазвитие потенциальных возможностей личности. Далее в гуманистически ориентированных практиках антропологические идеи получили распространение в системе развивающего обучения П. Гальперина, В. Давыдова, Д. Эльконина, Л. Занкова, Н. Талызиной; в теории развития творческих способностей личности И. Волкова, Г. Альтшуллера, И. Иванова; в теории «Зоны ближайшего развития» Л.Выготского; в личностно-ориентированном обучении А. Маркова, Т. Щукина, И. Якиманской; в технологии саморазвития личности учащегося А. Ухтомского, Г. Селевко [7]; творческого саморазвития В.Андреева; раннего обучения Н. Зайцева; образовательной программе «Окружающая среда» В. Ильченко; программе всестороннего развития ребенка «Шаг за шагом; здорового развития ребенка Б. и Л. Никитиных и других.

Методологический инструментарий, требующий от развития идей концептуальности, системности, управляемости, эффективности способствует появлению появление новых элементов общенаучного (общепедагогического) уровня (проблемное, программированное, модульное, компьютерное обучение с различными авторскими идеями антропологизма) [13-17].

Методологическая предопределенность общекультурных компонентов в целях, содержании, формах, методах обучения и воспитания нашла отражение в «Школе диалога культур» В. Библера, И. Берлянда, Н. Малахова, Г. Кондратова, С. Курганова, в системах «Экология и диалектика» Л. Тарасовой, гармонизации и гуманитаризации образования Ш. Амонашвили, в технологиях педагогики сотрудничества С. Соловейчик др.

Антропологизм как принцип, приобретая распространение и превращаясь в антропологический подход открывает широкие возможности для новаторства и инноваций в образовательно-информационном пространстве, приближая личностные интенции индивида и его активность, самостоятельность и креативность [18]. Информационный компонент антропологизма внедрен в таких гуманистически ориентированных системах и

технологиях как: формирование информационной культуры ученика (Н. Безручко, В. Бабич, Г. Воронцов, А. Почупайло, Е. Семенюк и др.), применение информационно-компьютерных средств в предметном обучении (В. Мадзигон, В. Быков, Г. Коджаспирова, К. Петров, А. Смирнов, Л. Соловьева и др.), освоение и разработка средств компьютерной поддержки процесса обучения (Г. Гуревич, М. Жалдак, А. Меняйленко, Н. Морзе и др.), применение виртуального учебного пространства (Г. Атанов, А. Бойченко, А. Хуторской и др.), использование Интернета в учебно-воспитательном процессе (В. Котко); технологии создания дистанционного курса (В. Кухаренко, В. Олейник, В. Рыбалко, Н. Сиротенко, А. Петренко и др.); информационно-технологическое обеспечение профессиональной подготовки будущих учителей и использование средств информационно-коммуникационных технологий в управлении школой (М. Жалдак, В. Лунячек, И. Подласый, С. Сысоева, А. Хроленко) [19] .

Антропологическими условиями эффективной организации учебного процесса на основе анализа гуманистических инноваций и технологий являются:

- управление путем привлечения внимания к дифференцированным потребностям всех участников учебной деятельности, а также детей с ограниченными возможностями здоровья;

- учет в обучении природных способностей личности;

- полноценное дружеское взаимодействие всех участников педагогического процесса, в котором реализуются инициатива и креативность, свобода творчества.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

М. Кларин полагает, что педагогическая технология - это системная общность и определенное функционирование всех личностных и методических приемов и методов, применяемых для достижения конкретной педагогической цели [20]. Он отмечает, что понятие «педагогическая технология» неразрывно связано в современной науке с учебной деятельностью школьников.

Г. Селевко под «Педагогической технологией» понимает процесс внедрения всех элементов педагогического процесса, который основывается на методологической основе, имеющий ограниченный промежуток времени и запланированный конечный результат.

Также Г. Селевко выделяет в «педагогической технологии» следующие алгоритмы:

- научный алгоритм предусматривает, что педагогические технологии - неотъемлемая часть учебного процесса, изучающая и определяющая цели, приемы и методы обучения;

- процессуально-описательный алгоритм включает в себя содержание процесса, единство целей, содержания, приёмов и средств для осуществления желаемых результатов школьного обучения;

- процессуально-действенный алгоритм отвечает за процесс обучения, применение в учебном процессе педагогических приемов и технологий [21].

Другую точку зрения имеет В. Сластенин, который утверждает, что «Педагогическая технология» - это деятельность, которая обеспечивает осуществление педагогического процесса и имеет более высокий уровень эффективности, конечного результата, чем при применении традиционных технологий обучения [22].

По мнению Н. Шеховской, педагогическая технология оказывает влияние на применение методических и методологических приемов педагогической науки, а также на сохранение этапов развития педагогики и методики обучения, оказывающих свое воздействие на профессиональное становление личности педагога [23].

Принимая во внимание процесс гуманизации образования с позиции антропологического подхода, мы считаем целесообразной и важной точку зрения Е. Елизовой, которая утверждает, что применение педагогических

Yunusova Elmaz Adil-Gareevna

REVIEW OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES ..

pedagogical sciences

технологий должно соответствовать потребностям каждого человека и общества в целом, а также представляет собой теоретически обоснованную учебно-воспитательную систему социализации, совершенствования и развития человека в образовательном процессе. При грамотных и оптимальных действий учителя, при взаимосвязанной работе всех участников образовательного процесса, можно говорить об обеспечении эффективной учебной деятельности [24].

В своих исследованиях ученые придерживаются той точки зрения, что педагогические технологии оказывают огромное влияние на результативность учебного процесса, на получение желаемых результатов обучения. А такие ученые как М.Кларин, Г.Селевко, С.Сысоева и др., отмечают, что именно личность играет важную роль в процессе применения педагогических технологий, что говорит об антропологической направленности большинства педагогических технологий.

Таким образом, педагогу следует активизировать антропологическую направленность в педагогическом процессе, в котором ведущую роль должны сыграть педагогические технологии, создающие возможность для свободного, творческого выбора учащимися приемов, содержания и методов обучения, использование интерактивных приёмов обучения, применение игр, театрализации, создание атмосферы уважения, толерантности, поддержки ребенка и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стрюкова Е.В., Соколова О.В. Идеи личностно-развивающего образования в трудахВ.А. Крутецкого / Е.В. Стрюкова, О.В. Соколова // Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс. Материалы Международной юбилейной интернет-конференции. Под редакцией С.В. Недбаевой. — 2018. — С. 129-133.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

3. Логинова Н.А. Антропологическая психология развития в петербургской психологической школе/Н.А. Логинова//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. -2008. — № 4. — С. 15-22.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. — М.: Арена, 1994. — 222 с.

5. Балахонский В.В., Балахонская Л.В., Береснева Ю.В. Идеологические и методологические основания педагогической деятельности: проблемы формирования современной образовательной парадигмы/ В.В. Балахонский., Л.В.Балахонская., Ю.В. Береснева // Тенденции развития науки и образования. — 2019. — № 54-6. — С. 34-37.

6. Яковлева Т.А. Гуманизация образования в рамках синергети-ческого подхода / Т.А. Яковлева, В.М. Давыдов // Гуманитарное образование в высшей и средней школе: материалы Межвузовской на-уч.-метод. конф.: [редкол.: Антипова A.M. и др.]. — Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2001 — С. 35-46.

7. Юнусова Э. А.-Г. Значение антропологизма в системе исто-рико-педагогического развития / Э.А-Г. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология.

— Сб. статей : — Ялта : РИО ГПА, 2015. — Вип. 46. — Ч. 2. — С. 342-348.

8. Юнусова Э.А.-Г. Теоретические основы гуманизации обучения и воспитания на основе антропологизма/ Э.А.-Г. Юнусова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. — 2018. — № 2 (60). — С. 290-294.

9. Макотрова Г.В. Реализация принципа антропологизма в развитии исследовательского потенциала школьников/ Г.В. Макотрова // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций. Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. А.С. Обухова. — 2018. — С. 112-123.

10. Макотрова Г.В. Принцип антропологизма в дидактической концептуализации развития исследовательского потенциала школьников/ Г.В. Макотрова // Современные проблемы науки и образования.

— 2018. — № 1. — С. 20.

11. Яковлева Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения / Е.В. Яковлева // Педагогика. — 2001. — №2. — С. 31-35.

12. Москаленко П. Педагогические технологии / П. Москаленко — К.,2001. — 267 с.

13. Недвецкая М.Н., Миронова ДА. Педагогические условия эффективности исследовательской деятельности студентов на основе системно-деятельностного подхода к формированию предметных компетенций в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 351-354.

14. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2 (11). С. 37-41.

15. Пащенко О.В. Антропологические основания модуса будущего // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 23-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. МеджидоваН.Г. Актуальные проблемы современной философ-

ской антропологии //Балканское научное обозрение. 2018. № 1. С. 1214.

17. Козлова Т.А., Гончарук А.Г. Становление философской антропологии как учебного предмета в системе высшего образования // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 30-33.

18. Волков И.П. Цель одна — дорог много: Проектирование процессов обучения /И.П. Волков. — М.: Просвящение, 1990. — 176 с.

19. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010. — 647 с.

20. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках/М.В. Кларин. — М.: Арена, 1994. — 222 с.

21. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. —144 с.

22. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

23. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX - первая половина XX вв.) Н.Л. Шеховская // автореферат дис. ... доктора педагогических наук / Белгород. гос. ун-т. Белгород, 2007.

24. Елизова Е.А. Антропологические аспекты философии гуманитарного образования/Е.А. Елизова//Психология обучения. — 2010. — № 3. — С. 4-12.

Статья поступила в редакцию 06.10.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.