Научная статья на тему 'АНТРОПОЛОГИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

АНТРОПОЛОГИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЗМ / ГУМАНИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-гареевна

В статье автор анализирует современный гуманизм как мировоззренческую основу процесса гуманизации, раскрывает роль антропологического знания. В поисках выхода из кризиса современное образование постепенно смещает свою ориентацию в субъектную плоскость, и в процессе ликвидации последствий недемократического обучения и воспитания на первый план постепенно выходит человек как цель прогресса. Учет его внутреннего потенциала в процессе личностного роста и самодостаточности, создание условий, в которых каждый ученик имел бы возможность открывать в себе качества субъекта, являются главными задачами образования. Именно поэтому проблема человека в наше время является своеобразным эпицентром всех философских и педагогических поисков и обусловливает развитие гуманистики, которая еще с античных времен, опираясь на мировоззренческий принцип гуманизма, стремится определить место человека в мире, определить его ценностные ориентиры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОЛОГИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

С. 127-131.

7. Витвицкая Л.А, Щербакова Е.В. Взаимодействие учительских и духовных семинарий в Оренбургской губернии в XIX - начале XX вв.// Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». - Екатеринбург. - 2014. - №2. - С. 80-84.

© Щербакова Е.В., Поляков В.Д., 2017

Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

канд. пед. наук, преподаватель кафедры начального образования ГБОУВО РК «КИПУ»

г.Симферополь, РФ е-mail: yunusova1988@mail.ua

АНТРОПОЛОГИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

В статье автор анализирует современный гуманизм как мировоззренческую основу процесса гуманизации, раскрывает роль антропологического знания. В поисках выхода из кризиса современное образование постепенно смещает свою ориентацию в субъектную плоскость, и в процессе ликвидации последствий недемократического обучения и воспитания на первый план постепенно выходит человек как цель прогресса. Учет его внутреннего потенциала в процессе личностного роста и самодостаточности, создание условий, в которых каждый ученик имел бы возможность открывать в себе качества субъекта, являются главными задачами образования.

Именно поэтому проблема человека в наше время является своеобразным эпицентром всех философских и педагогических поисков и обусловливает развитие гуманистики, которая еще с античных времен, опираясь на мировоззренческий принцип гуманизма, стремится определить место человека в мире, определить его ценностные ориентиры.

Ключевые слова антропологизм, гуманизм, гуманистическая педагогика.

Цель статьи: рассмотрение антропологизма как научно-педагогической проблемы.

Педагогическая теория и практика требуют четко очерченных определений и формулировок, конкретных рекомендаций, которые в процессе изучения и развития человека опирались на законы, которые становятся основой для мотивов жизнедеятельности. Ретроспективный экскурс в эволюцию гуманизма позволяет утверждать, что термин «гуманизм», который первоначально использовался для определения способа мышления, так и образа жизни, достойной человека, уже в эпоху Возрождения начал превращаться в самостоятельное идейное движение, в котором провозглашались идеи свободы личности, человеческой красоты, но именно с этого времени идея гуманизма развивается в плоскости антропоцентризма и фокусируется только на человеке, который считается центральным компонентом мироздания [1^.243].

Известно, что в XVII - XVIII веках были внесены принципиальные коррективы в осмысление человекоцентризма и гуманизма: мыслителей этого времени интересовала сущность человека, его место в обществе, амбивалентность; представления идеологов Просвещения о разуме личности, о причинах рационального поведения индивида, о «человеческой природе» и т.д. претерпели существенных изменений, но их аргументация была достаточной.

На рубеже XIX-XX веков идеи гуманистического воспитания нашли методологическую основу в персонализме, экзистенциализме и феноменологии (Т.Адорно, Г.Маркузе, А.Маслоу).

В концептуальном пространстве гуманизма работали отечественные педагоги А.Макаренко,

С.Русова, В.Сухомлинский; рефлексологи, педологи, педоцентристы Блонский, А.Владимирский, А.Залужный, В.Протопопов, И.Соколянский, Я.Чепига, С.Шацкий [2,с.46].

По хронологическим критериям различают античный, ренессансный, просветительский, современный и новейший гуманизм, по мировоззренческим - секулярный (атеистический), теологический, материалистический, идеалистический, рационалистический и иррационалистический, виталистический (естественный) и космологический гуманизм. Почти все исследователи гуманизма рассматривают эту категорию в пределах антропоцентризма, признавая гуманизм как взгляд и ориентацию, изменяющиеся в процессе исторического развития общества. Но аксиологическая интерпретация природы человека только в социальной или личностной сфере не способствует преодолению многих проблем современности, прежде всего глобальных, которые могут привести цивилизацию к катастрофе. Такое понимание гуманизма не содержит коэволюционной естественной доминанты, приоритета общечеловеческих ценностей относительно классовых, социальных, национальных, религиозных и других интересов, и именно поэтому проблема возможностей гуманизма в решении глобальных проблем современности и в дальнейшем возникает как решаемая, а гуманизм как антропологизм, признает доминантами гуманизма уникальность человека, понимание его свободы и ответственности, способствует развитию человека, актуализирует изучение его в социально обусловленном процессе преобразования индивида в полнофункциональную личность [3,с.78].

Антропологическое обоснование образования, объяснение специфической сущности человека с точки зрения воспитательных отношений берет свое начало с XIX века, когда появилась антропология - наука о происхождении и эволюции человека. Однако и сегодня в освещении проблем человека преимущество все еще предоставляется общесоциологическому подходу, согласно которому человечество доминирует над человеком, а биосоциальному феномену уделяется меньше внимания.

Выводы. Таким образом, исторический анализ проблемы доказывает, что антропология стала самостоятельной наукой, признанной как реальное человековедение, в середине XIX века благодаря Ч.Дарвину, хотя еще И.Кант считал, что теоретической базой педагогики должна быть антропология. Как известно, предметом исследований антропологии были естественная история, палеонтология, мифология, социология, лингвистика, демография, медицинская география и тому подобное. Комплекс разнообразных знаний объективно сделал антропологию универсальной наукой о человеке - одновременно синкретичной и динамичной. Большое количество антропологической информации привело к дифференциации научных знаний, а также к выделению самостоятельных исследовательских направлений, росту интереса к гуманитарному знанию и возникновение отраслевых антропологий. Сегодня существует философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и другие антропологии. Ознакомление с теоретическими и методологическими достижениями антропологии позволяет утверждать, что антропологическое знание развивается в рамках диалога между противоречивыми взглядами.

Список использованной литературы:

1. Аносов И.П. Человек в интернет-технологическом образовательном процессе: к постановке проблемы // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски: Сб. науч. тр. - К.-Запорожье, 2002. - Вып. 24. - С. 133-139.

2. Аносов И.П. Антропологический подход в творчестве Г.Сковороды и Н.Гоголя // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски: Сб. науч. пр. - К.-Запорожье, 2002. - Вып. 25. - С. 228-233.

3. Аносов И.П. Человековедение как основа антропологизации современного образовательного процесса // Теоретические вопросы образования и воспитания: Сб. науч. тр. - К.: Изд. центр КГЛУ, НМАУ, 2002. - Вып. 23 - С. 15-18.

4. Аносов И.П. Проблемы методологии педагогики: антропологический аспект// Гуманитарные науки. - 2002. - №2. - С. 191-194.

© Юнусова Э.А.- Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.