Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / детский дорожно-транспортный травматизм / образовательные технологии / профилактические мероприятия / preschool education / children's road traffic injuries / educational technologies / preventive measures

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Бугрова Арина Анатольевна, Гудина Елена Игоревна

В статье рассматривается важность целенаправленной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном образовании. Авторами отмечается, что при организации данного направления работы следует обеспечить правильное планирование содержательных и технологических аспектов, ориентируясь на индивидуальный уровень развития и возрастные особенности дошкольников, возможности родителей как партнеров воспитательно-образовательного процесса. Дано описание некоторых образовательных технологий, обеспечивающих обучающий, развивающий и воспитательный характер профилактических мероприятий. Сделан вывод, что от качества профилактической и обучающей работы по данному направлению зависит сохранение жизни и здоровья ребенка. Обосновано, что их применение позволяет целенаправленно развивать мотивационную, познавательную, коммуникативную, творческую и рефлексивную деятельность каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Бугрова Арина Анатольевна, Гудина Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the importance of targeted work on the prevention of children's road traffic injuries in preschool education. The authors note that when organizing this area of work, it is necessary to ensure the correct planning of content and technological aspects, focusing on the individual level of development and age characteristics of preschoolers, the capabilities of parents as partners in the educational process. The description of some educational technologies providing the training, developing and educational nature of preventive measures is given. It is concluded that the preservation of the life and health of the child depends on the quality of preventive and educational work in this area. It is substantiated that their use makes it possible to purposefully develop the motivational, cognitive, communicative, creative and reflective activities of each child.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

антропологического подхода позволяет утверждать: каким бы сегодня не определяли гуманизм - рациональным, безграничным, универсальным, творческим, современным и т.п., его проблема будет и в дальнейшем считаться, как недостаточно решенная, а гуманизм как принцип будет оставаться под сомнением относительно существования в перспективе, пока человек не научится ценить себя как часть природы. В поисках выхода из кризиса современное образование постепенно смещает свою ориентацию в субъектную плоскость, и в процессе ликвидации последствий недемократического обучения и воспитания на первый план постепенно выходит человек как цель прогресса. Учет же его внутреннего потенциала в процессе личностного роста и самодостаточности и создание условий, в которых каждый ученик имел бы возможность открывать в себе качества субъекта, становятся главными задачами образования. Именно поэтому проблема человека в наше время является своеобразным эпицентром всех философских и педагогических поисков, личности учителя и ученика становятся главным ориентиром педагогических парадигм на различных направлениях модернизации образования, ведущей среди которых можно считать гуманизацию обучения и воспитания. Перспективы дальнейших исследований в этом направлении видим в раскрытии традиций антропологизма в истории фтлософско-педагогической мысли.

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Основания педагогики сотрудничества / Ш.А. Амонашвили // Новое педагогическое мышление /Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. - С. 144-177

2. Балл, Г.А. Современный гуманизм и образование: социально-философские и психолого-педагогические аспекты / Г.А. Балл,-Ровно: «Листа-М». -2003. - 128 с.

3. Васянович, Г.П. Педагогическая этика: учеб. пособие / Г.П. Васянович. - М.: Академвидав, 2011. - 256 с.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: [В 4 т.] / В.И. Даль; Т. 1: А-3: М.: Рус. яз., 1989,-С. 408.

5. Краткий психологический словарь / Под общей ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского / ред.-составитель Л.А. Карпенко; [Второй изд.расш.исп.доп.]. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512 с.

6. Сидоренко, А.П. Философия / А.П. Сидоренко, С.С. Корлюк, М.С. Филяпипи др. / Под ред. А.П. Сидоренко. - М.: Знание, 2010. -414 с.

7. Ярмаченко, М.Д. Основные педагогические категории / Ярмаченко М.Д. // Педагогика и психология. - 1998. -№4.-С. 5-11

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Бугрова Арина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Гудина Елена Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается важность целенаправленной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном образовании. Авторами отмечается, что при организации данного направления работы следует обеспечить правильное планирование содержательных и технологических аспектов, ориентируясь на индивидуальный уровень развития и возрастные особенности дошкольников, возможности родителей как партнеров воспитательно-образовательного процесса. Дано описание некоторых образовательных технологий, обеспечивающих обучающий, развивающий и воспитательный характер профилактических мероприятий. Сделан вывод, что от качества профилактической и обучающей работы по данному направлению зависит сохранение жизни и здоровья ребенка. Обосновано, что их применение позволяет целенаправленно развивать мотивационную, познавательную, коммуникативную, творческую и рефлексивную деятельность каждого ребенка.

Ключевые слова: дошкольное образование, детский дорожно-транспортный травматизм, образовательные технологии, профилактические мероприятия.

Annotation. The article discusses the importance of targeted work on the prevention of children's road traffic injuries in preschool education. The authors note that when organizing this area of work, it is necessary to ensure the correct planning of content and technological aspects, focusing on the individual level of development and age characteristics of preschoolers, the capabilities of parents as partners in the educational process. The description of some educational technologies providing the training, developing and educational nature of preventive measures is given. It is concluded that the preservation of the life and health of the child depends on the quality of preventive and educational work in this area. It is substantiated that their use makes it possible to purposefully develop the motivational, cognitive, communicative, creative and reflective activities of each child. Key words: preschool education, children's road traffic injuries, educational technologies, preventive measures.

Введение. Современное состояние проблемы дорожной безопасности подрастающего поколения характеризуется как нестабильное, что обусловлено напряженной дорожно-транспортной ситуацией.

Дети дошкольного возраста в силу возрастных психофизиологических особенностей развития относятся к наиболее уязвимой категории пешеходов. Поэтому в дошкольном образовании данная проблема рассматривается, прежде всего, как проблема профилактики, и актуализирует особую роль педагогов и родителей в поиске эффективных способов формирования у детей необходимых и прочных знаний, приобретения ими навыков правильного дорожного поведения, воспитания дисциплинированности.

Важно отметить, что методологически проблемное поле относится к области теории безопасности, а различные аспекты исследуемой проблемы находят широкое отражение в психолого-педагогических исследованиях. Прежде всего, она рассматривается как вид «нормативного и социально желательного поведения» [7, С. 4]. Е.Г. Капустина и Е.С. Лимарева

раскрывают положения, согласно которым эффективность профилактических мероприятий по безопасному дорожному движению влияет на формирование правовой культуры современного общества [6].

В исследованиях подчеркивается важность комплексного подхода, учета принципов системности, непрерывности, объективности, правовых основ и возрастных особенностях участников дорожного движения. Проблема целеполагания, выбора содержания и методических форм профилактической работы в области детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ) достаточно широко представлена в исследованиях (М.И. Андреева, Р.Ш. Ахмадиева, А.Г. Бабич, К.Ю. Белая, М.В. Доронина, Р.Г. Тер-Григорьянц и другие ученые).

Учеными определяются структурные компоненты профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в области ПДДТТ, дается их описание, особенности изучения и формирования в процессе методического сопровождения [2-4, 8]. Это связано с необходимостью повышения эффективности подготовки компетентного дошкольника в области безопасности на дороге.

Выделим исследование И.Ю. Ивановой, И.Н. Евтушенко, Е.Б. Быстрай, Б.А. Артеменко, М.Е. Беломестновой, раскрывающее проблему «обеспечения безопасности детей в информационном пространстве» посредством «целенаправленной реализации психолого-педагогической программы повышения информационной компетентности родителей» [1].

Как важная составляющая в системе работы с детьми дошкольного возраста по привитию навыков безопасности она раскрывается H.H. Авдеевой, К.Ю. Белой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной и др.

В тоже время учеными в системе дошкольного образования отмечается недостаточность сформированности у детей знаний о возможных опасностях, мерах их профилактики и преодоления, навыков безопасного поведения и применения правил поведения на дороге и в транспорте [5]. Поэтому при организации данного направления работы важно обеспечить правильное планирование содержательных и технологических аспектов, ориентируясь на индивидуальный уровень развития и возрастные особенности дошкольников, возможности родителей как партнеров воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, в современных условиях жизнедеятельности ребенка проблема ПДДТТ в дошкольном образовании сохраняет свою актуальность, что обуславливает цель данной статьи: особенности использования современных технологий в области ПДДТТ.

Изложение основного материала статьи. Решение проблемы ПДДТТ направлено на сохранение жизни, воспитание дисциплинированности, поэтому должна отличаться системностью предлагаемых знаний и прочностью их усвоения детьми. Это обусловлено особенностями детей дошкольного возраста, прежде всего, отсутствием сформированной реакции защиты на опасные дорожные ситуации. Часто любознательность ребенка-дошкольника в процессе освоения норм и правил окружающего мира приводит к возникновению реальной опасности. Следовательно, у детей необходимо формировать устойчивые привычки к выполнению правил дорожной безопасности, поскольку привычки, усвоенные дошкольником, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью. Данное положение обуславливает использование эффективных технологий по формированию у детей представлений о ПДДТТ, начиная с дошкольного возраста [9].

В современных исследованиях к образовательным технологиям в области ПДДТТ относят игровые, проблемные, проектные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, др. Рассмотрим особенности применения некоторых технологий более подробно.

Посредством игровых технологий расширяются возможности изучения различных вопросов в области ПДДТТ, так как они в наибольшей степени отвечают детским интересам и особенностям дошкольников. Например, с помощью логических, дидактических (настольно-печатных, словесных), театрализованных, сюжетно-ролевых игр дети овладевают необходимыми знаниями, закрепляют их, упражняются в применении правил. Интерактивный характер игр-путешествий, компьютерных игр придает обучающему процессу активность, желание проявить самостоятельность, инициативу, выполняя заданные условия (определить дорожный знак, найти опасность, решить проблему, др.).

Технология проблемного обучения обеспечивает развитие осознанного понимания возникшей проблемы или ситуации (на дороге, улице, в транспорте), ее причин и способов решения. В процессе такого поиска дети учатся выявлять противоречие, обсуждают возможные варианты, выбирают самый лучший, формулируют вывод. Кроме того, у них развивается способность к коммуникации, умение вступать в диалог, используя правильные речевые обращения, др.

При использовании проектной технологии создаются условия для развития субъектности ребенка, его индивидуальности, обогащается опыт взаимодействия, др. В содержание проектов включают игры, проблемные ситуации и другие виды детской деятельности, которые способствуют демонстрации детьми своих знаний, опыта, умений ориентироваться в дорожном движении.

Проектная технология рассматривается как одна из эффективных форм развивающей работы с дошкольниками, в процессе которой создаются условия для познавательного, социального и творческого развития каждого ребенка. Однако реализация проектной работы с детьми часто вызывает у педагогов затруднения, так как меняется их роль с позиции носителя знаний, умений и навыков, на позицию организатора-исследователя. Поэтому освоение педагогами технологии проектной деятельности необходимо проводить в рамках методических мероприятий. Причем, важно, чтобы педагоги упражнялись в постановке цели и задач проекта в соответствии с темой, в правильном выборе содержания, учитывая программные требования конкретной возрастной группы, в определении доступных средств его освоения на каждом этапе реализации проекта. В рамках проектной работы следует активно включать обсуждение проблемных вопросов, способов наиболее успешного их решения. Например, можно предложить рассмотреть проблемную дорожную ситуацию и подумать «Кто прав?», сформулировать четкие правила, которые в дальнейшем будут применяться в работе с детьми.

Общая схема технологии проектной деятельности включает четкую последовательность и состоит в определении проблемы, которая будет решаться в рамках проекта, в создании мотивирующего начала, обеспечении поиска форм его реализации, организации работы над проектом и презентации результатов. Причем, на каждом этапе важно продумывать деятельность педагога и детей. Например, при выделении и постановке проблемы, педагог ее формулирует, предлагает детям подумать, как она может быть разрешена. Задача для детей состоит в том, чтобы понять и увидеть проблему, правильно сформулировать конкретный вопрос. Затем педагог мотивирует детей на совместное определение цели деятельности и организует обсуждение идей, мнений, предложений по планированию работы для достижения необходимого результата.

Таким образом, при правильной реализации проектной деятельности у детей развиваются умения анализировать, планировать работу, размышлять, сравнивать, конструктивно взаимодействовать во время обсуждения, предвосхищать события, представлять результаты, др. Процесс усвоения информации осуществляется как совместный поиск с использованием различных источников.

Успешность реализации проекта выражается в достижении ребенком образовательных результатов:

- у детей отмечается положительный опыт выдвижения собственных идей, создания и воплощения собственного замысла;

- каждый ребенок испытывает состояние успешности от выполняемой работы, умеет ее организовать, проявляет инициативу;

- дети активно овладевают актуальными знаниями и умениями, анализируют свои действия, комментируют их выполнение, задают вопросы;

- дети договариваются между собой и с педагогом, контролируют свое поведение, соблюдают правила, др.

Достаточно эффективной технологией в работе по ПДДТТ является теория решения изобретательских задач.

Рекомендуемые данной технологией методы и приемы («мозговой штурм», «ассоциации», др.) способствуют развитию критичности и гибкости мышления, творческого воображения, системности знаний. Так, обсуждая ситуацию «Почему может произойти авария?», дети выдвигают разные идеи, строят гипотезы последствий и формулируют конкретные правила дорожного поведения для пешеходов и водителей.

С помощью использования здоровьсберегающих технологий у детей развивается выносливость, произвольность и скоординированность движений, умение ориентироваться в пространстве. Сформированность данных характеристик позволяет дошкольникам быть более целеустремленными и ответственными на дороге или на улице.

Применение технологии «Мнемотехника» в процессе обучения детей ПДДТТ, с одной стороны, создает баланс между умственными и эмоциональными нагрузками. С другой стороны, способствует запоминанию большого объема информации. Это связано с тем, что приемы мнемотехники (схемы, таблицы) основаны на особенностях наглядно-образного развития памяти и непроизвольности запоминания. Поэтому информация, «зашифрованная» в такой схеме или таблице, позволяет составлять правильную последовательность события, что важно при обучении детей правильному (безопасному) поведению в дорожно-транспортных условиях.

Информационно-коммуникационные технологии придают детской деятельности более интересный и динамичный характер, «погружая» ребенка в реальную ситуацию. С этой целью используются мультимедиа-презентации, обучающие мультфильмы, видеоролики, др.

Рассмотренные примеры образовательных технологий успешно используются в практике дошкольного образования. В исследованиях указывается, что занятия с дошкольниками можно считать эффективными, если достигнуты конкретные обучающие, развивающие и воспитательные результаты, выраженные в сформированных способностях и умениях. Целенаправленное применение современных образовательных технологий по ПДДТТ придает воспитательно-образовательному процессу системность и последовательность, что позволяет:

- сформировать у детей необходимые представления и опыт дисциплинированного пешехода, умения правильно взаимодействовать с участниками дорожного движения, применяя специальные дорожные термины;

- повысить интерес детей к процессу познания и приобретения новой информации, важной доя безопасной ориентации на улице и формирования привычки вести себя правильно в дорожно-транспортной ситуации;

- развивать умение видеть (замечать) опасность на дороге, в транспорте, понимать причину, которая привела к опасной дорожной ситуации, определять возможные варианты ее решения;

- применять полученные знания в самостоятельных и творческих видах деятельности;

- объективно оценивать правильные/неправильные поступки (действия), включаться в диалог, регулировать свое поведение, др.

Выводы. ПДДТТ рассматривается как одна из актуальных проблем дошкольного образования. От качества профилактической и обучающей работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению зависит сохранение их жизни и здоровья.

Важную роль в этом процессе занимают современные образовательные технологии, характеризующиеся проблемно-поисковой, индивидуально-личностной, здоровьесберегающей направленностью, что позволяет целенаправленно развивать мотивационную, познавательную, коммуникативную и рефлексивную деятельность каждого ребенка, раскрывать его творческий потенциал.

Литература:

1. Анализ проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье / И.Ю. Иванова, И.Н. Евтушенко, Е.Б. Быстрай [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4(41).

2. Белинова, Н.В. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении / Н.В. Белинова, И.Б. Бичёва // Перспективы науки и образования. - 2018 - № 1. - С. 5-9

3. Белинова, Н.В. Подготовка педагогов дошкольного образования к проектной деятельности по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении / Н.В. Белинова, B.C. Додонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 50-53

4. Бичева, И.Б. Методические основы формирования педагога безопасного типа поведения в дошкольной образовательной организации / И.Б. Бичева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2019. - №4 (32). - С. 218-231

5. Бичева, И.Б. Безопасное поведение как актуальное направление социально-культурного образования ребенка дошкольного возраста / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, Г.А. Волкова, A.B. Степаненкова // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 10. - С. 130-134

6. Капустина, Е.Г. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества / Е.Г. Капустина, Е.С. Лимарева // Транспортное право. - 2017. - № 1,- С. 25-28

7. Силаева, O.A. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде / O.A. Силаева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9, №4. - С. 12.

8. Тимофеева, Л.Л. Подготовка педагога к решению задач обеспечения безопасности детей дошкольного возраста / Л.Л. Тимофеева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1(64). - С. 119-128

9. Ханова, Т.Г. Технологии воспитания культуры безопасного поведения дошкольников на дороге / Т.Г. Ханова, И.Б. Бичева, Т.А. Куликова // Наука и практика регионов. - 2019. - №4 (17). - С. 85-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.