Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Гусейнова И.Р.

ВПИ (филиал) ГОУВПО Волгоградский государственный технический университет

Россия, г.Волжский

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Здоровье человека - важнейшая часть общественного богатства. Ведущую роль в сохранении и укреплении здоровья граждан играет система здравоохранения как социальная сфера национальной экономики, предоставляющая населению услуги в области охраны здоровья, обеспечивающая воспроизводство человеческого капитала на основе социальных гарантий.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. указано, что достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики [5, с. 42]. Т.к. система отечественного здравоохранения может развиваться только на основе баланса государственного и рыночного сектора, то система сотрудничества государственного и частного сектора здравоохранения должна функционировать при посредничестве и участии некоммерческих организаций.

Анализ публикаций ведущих специалистов в области экономики здравоохранения позволяет выявить целый комплекс социальных, политико-экономических и медицинских проблем общественного здоровья и системы здравоохранения современной России.

1. Медико-демографические проблемы:

1.1. Низкая продолжительность жизни.

Начиная с 1992г., наша страна каждый год теряет в среднем 836 тыс. человек. В РФ смертность на 60-80% превышает европейские показатели, общая продолжительность жизни в РФ на 16,4 года меньше, чем в Японии, на 14,3, чем в Канаде, на 12,9, чем в Финляндии, на 12,0, чем в США, и на 5,7 лет меньше, чем в Китае [2, с. 67, 71].

1.2. Высокая смертность населения в трудоспособном возрасте.

По показателям здоровья населения России принадлежат 127-е место и 130-е место по интегральной оценке, что говорит о неэффективности использования ресурсного потенциала [3, с. 23-24].

1.3. Углубление разрыва в состоянии здоровья наиболее обеспеченных и беднейших слоев населения.

Основные виды медицинской помощи в России хоть и бесплатны, но получить их бесплатно очень трудно, а их объемы ограничены. Наиболее нормированной является помощь для неизлечимо больных. Переложить часть финансирования здравоохранения путем увеличения объема платных медицинских услуг возможно только для 15-20% населения, у которых ежемесячные доходы составляют не менее 15000 руб. на одного члена семьи [13, с. 54]. Поэтому покрыть финансовый дефицит на охрану здоровья за счет собственных средств населения на общенациональном уровне практически невозможно.

2. Общесистемные проблемы:

2.1. Недостаточная реализация принципов охраны здоровья граждан, закрепленных в законодательстве.

По последним данным, Россия среди 191 страны - члена Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в зависимости от размера душевых расходов на здравоохранение занимает 75-е место. Общие затраты на здравоохранение на душу населения (по данным ВОЗ) в РФ в 7 раз меньше, чем в Чехии, в 4 раза, чем в Эстонии и Польше, в 2 раза, чем в Турции, а показатели развитых стран для России просто недостижимы [9, с. 187].

2.2. Ограниченность, декларативность и несбалансированность государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

Расходы домохозяйств на здравоохранение выросли с 27,4 в 2000г. до 136,7 млрд. руб. в 2010г. или в 1,7 раза в реальном выражении [11, с. 59]. По данным ВОЗ, в настоящее время расходы на государственный сегмент здравоохранения в России значительно превышают расходы на коммерческое медобслуживания, покрывая приблизительно 65% от общего рынка медицинских услуг [7, с. 15]. Эти оценки, однако, не учитывают распространенные в России неофициальные платежи за лечение в государственных клиниках. В настоящее время примерно 42% россиян вынуждены оплачивать предоставление медицинских услуг из своего кармана. С ростом благосостояния населения это число будет увеличиваться. При сохранении существующих темпов роста к 2016г. российский рынок коммерческих медуслуг и коммерческого медстрахования может возрасти до 20 миллиардов долларов [4, с. 154]. В 2010г. объем рынка коммерческого здравоохранения в России достиг 8,3 миллиардов долларов [3, с. 213]. Увеличение финансирования здравоохранения в последние годы достигается, в основном, за счет увеличения объема оказанных платных услуг, а также их стоимости. Для сравнения: во Франции этот показатель равен 8,9%, в Великобритании - 7,2%, в Австралии - 6,5% [6, с. 248].

2.3. Сохраняющийся низкий уровень качества и доступности медицинской помощи, особенно для малообеспеченных слоев населения, на фоне роста затрат на здравоохранение;

Существенным дефектом системы здравоохранения является неадекватность роста затрат на здравоохранение процессу улучшения

состояния здоровья населения. Если в начале века увеличение расходов на здравоохранение на 10% приводило к улучшению здоровья населения на 12%, то сейчас этот показатель снизился в двенадцать раз и составляет лишь 1%. Структурное строение отечественного здравоохранения сегодня на 90% состоит не из охраны и профилактики здоровья, а из непосредственно медицинской помощи, что свидетельствует о серьезном дефекте в системе управления отраслью. В итоге сегодня в России 70% всей лечебно-диагностической помощи оказывается в условиях стационара и только 30% -в амбулаторно-поликлинической сети, что ведет к существенному удорожанию медицинской помощи и снижению эффективности системы здравоохранения в целом [10, с. 45-46].

2.4. Существенное обострение неравенства муниципальных образований по состоянию и уровню финансирования здравоохранения.

Дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения по регионам достигает 12-кратного размера.

3. Проблемы ресурсов здравоохранения:

3.1 Избыточность сети медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением.

Износ зданий и коммунальной инфраструктуры лечебно-профилактических учреждений составляет сегодня в среднем 58,5%, в том числе медицинского оборудования - 64% [8, с. 76]. 80% медицинского оборудования в РФ физически изношено и морально устарело. Большая часть приборов эксплуатируется 15-20 лет.

3.2. Слабое развитие сети специализированных медицинских учреждений и низкий процент оказания высокотехнологичной помощи.

3.3. Отсутствие нормативов обеспечения населения врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками и дорогостоящим медицинским оборудованием

Укомплектованность врачами в среднем за 209-2011 годы составляет 76,76+0,89%, средним медицинским персоналом 88,20+0,34%. Потребность Лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в медтехнике удовлетворяется только на 30-40% [10, с. 21]. Отечественная медицинская промышленность не выпускает медтехнику, соответствующую мировому уровню по высокотехнологичным направлениям. В РФ нет производства современных ультрозвуковых аппаратов, компьютерных томографов, аппаратов искусственного кровообращения, аппаратов для гемодиализа, эндопротезов суставов, клапанов сердца и т.п. Поэтому практически вся высокотехнологичная медтехника и высокоэффективные медпрепараты покупаются зарубежом.

3.4. Недостаточная мотивация медицинского персонала к качественной работе.

На протяжении нескольких лет одной из главных проблем здравоохранения оставался низкий уровень заработной платы, который не

превышал 50% от уровня зарплаты в промышленности. 38% работников сферы здравоохранения получают зарплату ниже прожиточного минимума.

3.5. Недоработанность нормативного и методического сопровождения государственных закупок по отрасли «Здравоохранение».

В отрасли отсутствуют методологии и унифицированные подходы к закупкам товаров, работ, услуг, специфичных для отрасли, что, в том числе, обусловлено отсутствием полномочий у Минздравсоцразвития РФ на осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Как результат: консервация устаревшей материально-технической базы, низкая заработная плата (в 1,5 раза ниже, чем средняя по стране), структурные диспропорции (доля врачей первичного звена в России составляет 20-25% против 45-55% в западных странах), устаревшие методы управления лечебными учреждениями, что приводит к неэффективному использованию ресурсов отрасли [12, с. 319].

Положительный вектор решения перечисленных проблем отечественного здравоохранения автор связывает с оптимизацией качества медицинской помощи населению при повышении эффективности использования ресурсов отрасли, что предполагает:

- структурную перестройку здравоохранения;

- сохранение доступности, качества и эффективности оказания медицинской помощи населению;

- привлечение дополнительных ресурсов.

Таким образом, сложившаяся сегодня ситуация в отечественном здравоохранении не отвечает стратегическим интересам России и представляет угрозу национальной безопасности. Можно констатировать, что отрасль находится в состоянии глубокого системного кризиса и одновременного реформирования, беспрецедентного по масштабности и глубине преобразований, затрагивающего принципиальные основы организации медицинской помощи в стране: системы финансирования, управления, ресурсного обеспечения. Подобное испытание становится непосильным бременем для отрасли, и ранее никогда не имевшей большого запаса прочности [7, с. 66].

Следствием перечисленных причин являются многочисленные проблемы отрасли, но главной проблемой всего здравоохранения является низкое качество и эффективность управления медицинскими учреждениями, поэтому реформирование службы здравоохранения и её управления - задача государственного масштаба. [1, с. 18].

Использованные источники:

1. Власов, В.В. Медицина в условиях бедности: технология и этика распределения / В.В. Власов // Здравоохранение: 2011. - №7-8. - С.71- 75.

2. Вялкова, Г. Показатели оценки эффективности деятельности ам-булаторно-поликлинических учреждений // Г. Вялкова, В. Флек // Главврач. 2009. - №6. -С.69-70.

3. Гебель, В. А. Организационные аспекты системы управления материально-техническими ресурсами здравоохранения : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.33 / В. А. Гебель. - Кемерово, 2006. - 26 с.

4. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2011 году // Здравоохранение Рос. Федерации. 2012. -№5. - С.3-19; № 6.- С.11-34.

5. Емельянов, О.В. Нормативные и действительные сроки службы медицинской техники / О.В. Емельянов, Ю.С. Кудрявцев // Экономика здравоохранения. 2009. - №5-6. - С.38-43.

6. Козак, B.C. Закупки в учреждениях здравоохранения, или что такое логистика / B.C. Козак // Главврач 2012. - №3: - С. 18-22.

7. Ларионов, Ю.К. Управление ресурсами в системе ОМС и реструктуризация территориальной лечебной сети / Ларионов Ю.К. // Здравоохр. Рос. Федерации. 2009;- № 3. -С.14-18.

8. Линок, И. А. Оптимизация управления ресурсами в здравоохранении (на примере Томской области): Автореферат дис. ... канд. мед. наук : 14.00.33/ И. А. Линок. - Кемерово, 2007. - 22 с.

9. О лицензировании отдельных видов деятельности / Федеральный Закон РФ от 08.08.2001г. №128- ФЗ. -М., 2001.-20 с.

10. Путин, М.Е. О мерах повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения / М.Е. Путин // Здравоохранение. 2010. - №5. -С.12- 18.

11. Топорков, А.А. Организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности медицинской техники, эксплуатируемой в учреждениях здравоохранения / А.А. Топорков // Здравоохранение. 2001. -№12.-С. 29-34.

12. ОАО «Волжский трубный завод» медико-санитарная часть: http://vtzmsch.ru/

13. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №323-ФЗ ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 Г. ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: HTTP://CMSCH21.FMBAROS.RU/2502/2520/ITEM/6330

Данилов А.А. студент 1 курса Финансово-экономический институт кафедра социологии и управления персоналом, Республика Саха Якутия, г.Якутск

Борисова У. С.

научный руководитель, доктор соц. наук, профессор ФЭИ, г. Якутск ЦЕЛЬ И МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Актуальность работы заключается в том, что именно миссия и цели организации задают основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии и целей. Любое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.