АНАЛИТИКА
УДК 339
С. ЛАВРЕНОВ,
зав. отделом Молдовы и Приднестровья, Институт стран СНГ e-mail: [email protected]
Ключевые слова:
энергетическая сфера, диверсификация поставок газа, «Газпром», «Молдовагаз», Румыния
S. LAVRENOV,
Head of the Department of Moldova and Pridnestrov'ye, the Institute of the CIS countries
Keywords:
energy sector, diversification of gas supplies, "Gazprom", "Moldovagaz", Romania
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКО-МОЛДАВСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Энергетической безопасности Молдавия в последние годы уделяет особое внимание, намереваясь выйти из газовой зависимости от России и одновременно выполняя свои обязательства в этой сфере перед Евросоюзом. Подобный курс вызван прежде всего геополитическими соображениями, поскольку с экономической точки зрения, как свидетельствуют нижеизложенные факты, он менее выгоден для Кишинёва, чем поддержание взаимовыгодных отношений с Россией. Существенное влияние на состояние энергетики Молдавии оказывает также последовательный курс на максимальное сближение Кишинёва с Румынией в основных сферах жизнедеятельности.
Колебания газовой конъюнктуры
Очередным поводом, заставившим Кишинёв говорить о необходимости поиска альтернативных России источников газовых поставок стало решение российского «Газпрома» начать с 1 марта 2018 г. процедуру расторжения контрактов
газа с украинским «Нафтогазом». Молдавия по этой причине уже оказывалась без газа в 2009 г., когда «Газпром» временно прекратил его поставки на Украину. В создавшейся ситуации молдавские власти временно перешли на мазут для отопления. Однако в настоящее время в связи с заявлением руководства «Газпрома» о бесперебойных поставках газа в Молдавию такой угрозы не возникает. Газовая система Республики Молдова продолжает работать в обычном режиме, «Молдовагаз» по-прежнему обеспечивает подачу газа конечным потребителям.
Что касается Приднестровья, то для него риски более высоки, поскольку российский газ поступает сюда транзитом, через украинскую территорию. Помимо газоизмерительных станций на входе в Приднестровье установлены отсекатели, которые Украина, при наихудшем сценарии, может задействовать, чтобы прекратить подачу газа в Приднестровье. Такой сценарий гипотетически возможен, если Россия окончательно откажется использовать украинский транзит с 2019 г.
В настоящее время Россия развернула строительство альтернативных Украине газопроводов, в первую очередь второй ветки «Северного потока». Взамен замороженного проекта «Южный поток» (один из участников которого, Болгария, под давлением США, отказалась от участия в нём), продолжается строительство газопровода «Турецкий поток» (для поставок газа в Южную Европу), первая очередь которого должна вступить в действие в 2019 г.
Молдавия ищет альтернативу
В Кишинёве прекрасно понимают, что свёртывание транзита российского газа через территорию Украины неизбежно осложнит проблему газоснабжения Молдавии. Эту проблему молдавские власти намерены решать с помощью западных партнёров, прежде всего Румынии.
Румыния обладает собственными достаточно внушительными запасами углеводородов*, что даёт ей основание претендовать на самостоятельную роль поставщика газа в Молдавию. Тем самым Румыния намеревается получить не только экономическую выгоду, но и накрепко привязать к себе Молдавию. Данная позиция Бухареста находит поддержку нынешнего парламентско-пра-вительственного большинства, стоящего у власти в Кишинёве. С пониманием к этому относятся и в Евросоюзе.
* Румыния является самой богатой энергетическими ресурсами страной в Восточной Европе, обеспечивая себя газом на 80%, недостающие объёмы закупает у «Газпрома». По состоянию на 2015 г. доказанные запасы природного газа в Румынии составляли 150 млрд куб. м газа, а геологические запасы — 615 млрд куб. м газа. В то же время доказанные запасы нефти составляли 60 млн т, а геологические запасы 2 млрд т. Однако на практике из-за высоких налогов газ внутреннего производства является для покупателей более дорогим, чем импортный.
С этой целью 27 августа 2014 г. был запущен проект строительства газопровода из Румынии в Молдавию, и уже через год была открыта первая ветка газопровода Яссы — Унгены (протяженностью в 43,2 км и пропускной способностью — 1,5 млрд куб. м в год). На тот момент, строительство газопровода обошлось в 26 млн евро, из которых 7 млн были предоставлены Евросоюзом. Однако уже на следующий год работа газопровода была приостановлена. Проблема заключалась в том, что цена румынского газа по контракту (250 долл. за 1 тыс. куб. м) была выше, чем запрашиваемая «Газпромом» цена (200 долл. за 1 тыс. куб. м), что сделало импорт румынского газа нерентабельным.
Строительство газопровода было приостановлено также по той причине, что в молдавской газотранспортной системе давление газа выше, чем в румынской. Для того чтобы обеспечить поставку газа в штатном режиме, необходимо дополнительное строительство дорогостоящих газокомпрессорных станций. В настоящее время соответствующая работа, при содействии ЕС, проводится. Евросоюз высказал готовность вложить до 100 млн евро в продление газопровода Яссы — Унгены до Кишинёва с целью интеграции Молдавии в европейскую газотранспортную систему (ГТС)1. При этом одним из условий предоставления займа является принятие молдавскими властями мер, направленных на либерализацию энергетического рынка.
Непосредственным следствием этого стало то, что в феврале 2018 г. румынская государственная компания «Трансгаз» получила возможность приобрести молдавскую государственную компанию Vestmoldtransgaz (начальная цена стоимости компании — 180 млн леев, около 9 млн евро). Договорённость об этом была достигнута на соответствующей встрече премьер-министра Молдавии П. Филипа и его румынского коллеги В. Дэнчилэ в марте 2018 г.2 По условиям конкурса покупатель обязан в течение двух лет инвестировать дополнительные 93 млн евро в строительство газопровода Кишинёв — Унгены, максимальная пропускная способность которого должна составить до 1,5 млрд куб. м газа в год. Напомним, что ежегодные потребности Молдавии в природном газе оцениваются примерно в 1,3 млрд куб. м, а Приднестровским регионом — около 2,9 млрд куб. м.
Строительство газопровода Унгены — Кишинёв планируется начать в июне 2018 г. Помимо Румынии на реализацию проекта будет выделен кредит МВФ в рамках трёхлетней программы для Молдавии, утверждённой МВФ в ноябре
1 ЕС вложит 100 млн евро в продление газопровода Яссы — Унгены до Кишинёва // URL: https:// teknoblog.ru/2016/12/20/72887
2 Достраивать трансграничный газопровод в Молдавию будет Румыния // URL: https:// oilcapital.ru
2016 г. (общая сумма кредита составляет 187 млн долл., из которых 83 млн долл. уже были выделены3.
Полная реализация данного проекта, по мнению официального Кишинёва, позволит Молдавии подключиться, через румынскую газотранспортную систему, к европейской энергетической системе. Об этом заявил 5 марта 2018 г. председатель молдавского парламента А. Канду, подчеркнув также, что в ближайшем будущем Республика Молдова намерена окончательно отсоединиться от восточной (российской) системы электроснабжения.
Свидетельством бескомпромиссности занятой позиции является то, что Кишинёв в последнее время всё чаще присоединяется к эпатажным антироссийским акциям, в том числе в энергетической сфере. Так, спикеры парламентов Украины и Молдавии в начале февраля 2018 г. подписали открытое письмо главам парламентов стран ЕС, в котором утверждается, что строительство второй очереди российского газопровода «Северный поток» является фактором дестабилизации региональной обстановки, направлено на то, чтобы ослабить европейские государства4.
Насколько реалистична Энергетическая стратегия Молдавии?
Задача по интеграции в европейский энергетический рынок является ключевой в Энергетической стратегии Молдавии до 2030 г. (принята в январе 2013 г.)5. Согласно этой стратегии Молдавия должна интегрироваться во внутренний энергетический рынок Европейского союза до 2020 г. как минимум на уровне законодательства и инфраструктуры.
Кроме того, тремя главными задачами новой Энергетической стратегии Молдавии являются: обеспечение энергетической безопасности; создание конкурентоспособных рынков и их региональная и европейская интеграция; обеспечение экологической устойчивости и борьба с изменением климата.
В первую очередь Молдавия планирует до 2020 г. присоединиться к Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E (European Network of Transmission System Operators for Electricity). Для этого Молдавии необходимо построить три новые высоковольтные линии электропередачи
3 Строительство газопровода Унгены — Кишинев планируется начать в июне 2018 г. // URL: http://www.blackseanews.net/read/139876
4 Украина и Молдавия назвали «Северный поток- 2» фактором дестабилизации // URL: https://www.segodnya.ua/ukraine
5 Молдавия утвердила Энергетическую стратегию до 2030 г. // URL: https://point.md/ru/novosti/ ekonomika
(ЛЭП) с Румынией и одну с Украиной общей стоимостью свыше 135 млн долл. Кроме того, Кишинёв намеревается восстановить внутреннюю транспортную сеть ГП «Молдэлектрика» за счёт модернизации его подстанций и линий электропередачи. В результате предполагается увеличить внутренние мощности по производству электроэнергии на 800 МВ т к 2020 г. и ещё на 200 МВ т к 2030 г.*
На эти цели Молдавия предполагает получить кредиты от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка, а также грант Европейской комиссии. На эти деньги Кишинёв планирует к 2020 г. с целью взаимоподключения электроэнергетических и газовых систем Молдавии и соседних стран построить 139 км высоковольтных ЛЭП и 40 км газопроводов, увеличить использование энергии из возобновляемых источников до 10% к 2015 г., до 20% - к 2020 г. и до 25% - к 2030 г.
Соответственно, одним из важнейших приоритетов энергетической стратегии Молдавии является закрепление за Молдавией статуса страны - транзитёра электроэнергии и природного голубого топлива за счёт реверсных поставок.
В документе предусматриваются также меры по регламентированию тарифов, модернизации инфраструктуры энергоотрасли, повышению энергобезопасности, развитию возобновляемых источников энергии, защиты потребителей и окружающей среды. Долю производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии планируется повысить до 10% в год к 2020 г. и до 15% -к 2030 г. Что касается биотоплива, то Молдавия предполагает увеличить его долю в общем объёме используемого горючего до 10% к 2020 г.
Ослаблению зависимости Молдавии от поставок российских энергоносителей будет способствовать также и то, что поставки в Молдавию российского газа из «Турецкого потока» приведут к его удорожанию (в силу увеличения плеча подачи, а также числа стран-транзитёров, через которые российский газ будет поставляться в молдавские газопроводы).
Однако и переориентация Молдавии на европейских поставщиков газа неизбежно приведёт к удорожанию для неё стоимости этого энергоресурса. Это связано с тем, что, во-первых, Молдавия лишится возможности получения платежей за транзит российского газа в Европу. Во-вторых, к 2020 г. Молдавия, являясь членом Европейского энергетического сообщества, должна в полном объёме присоединиться к европейским энергопакетам (в том числе Третьему), регламентирующим отношения в сфере поставок энергоносителей. Третий энер-
* В настоящее время Молдавия на 100% зависит от поставок российского природного газа и производит не более трети от общих объёмов необходимой ей электрической энергии, закупая недостающие для потребления объёмы электричества у Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье и принадлежащей российской компании «Интер РАО ЕЭС», а также «ДТК Пауэр-Трейд», входящей в крупнейшую украинскую частную энергетическую компанию ДТЭК.
гопакет, как известно, состоит из двух директив и трёх регламентов, призванных обеспечить более высокий уровень конкуренции в Европе, что гипотетически должно привести к снижению цены для конечных потребителей. Для этого компании, участвующие в сфере ТЭК, должны разделить бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставить доступ к магистралям третьей стороне. Конечной целью является запрет предприятиям, производящим природный газ, и поставщикам этого товара контролировать транспортные сети (трубопроводы, компрессорные станции и другие элементы этой разветвлённой и технологически сложной инфраструктуры). Помимо Румынии найдутся ещё желающие принять участие в этом прибыльном деле.
Кроме того, к 2020 г., согласно новой Энергетической стратегии, Молдавия должна для внедрения Третьего энергопакета Энергетического сообщества устранить правовые, регуляторные и институциональные барьеры, препятствующие развитию регионального интегрированного энергорынка. Тем не менее столь масштабные задачи скорее напоминают прожекты, чем проекты ближайшего будущего.
Другие, ещё менее обещающие проекты
Помимо газопровода Унгены — Кишинёв Молдавия в настоящее время проявляет также интерес к реализации других энергетических проектов, в частности AGRI (Интерконнектор Азербайджан — Грузия — Румыния). Речь идёт о так называемом «Южном газовом коридоре», включая такие его сегменты, как TAP и TANAP, с помощью которых Кишинёв рассчитывает обеспечить диверсификацию источников природного газа и усилить собственную энергетическую безопасность.
«Южный газовый коридор», предусматривающий транспортировку 10 млрд куб. м азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу является приоритетным для ЕС проектом; в 2017 г. стоимость проекта оценивалась от 1,2 млрд до 4,5 млрд евро. На начальном этапе основным источником для «Южного газового коридора» станет газ, добываемый в рамках второй фазы разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах—Дениз. В последующем к проекту могут быть подключены и другие источники.
Что касается проекта AGRI, то он предусматривает транспортировку азербайджанского газа по газопроводам на Черноморское побережье Грузии, где тот будет сжижаться на специальном терминале и доставляться танкерами на терминал в румынском порту Констанца с последующей поставкой в Молдавию. Участниками проекта AGRIявляются SOCAR, Грузинская нефтегазовая корпорация, а также компании MVM (Венгрия) и Romgaz (Румыния). Реализация проекта началась с февраля 2011 г., но пока ощутимых результатов не дала.
Что касается проекта «Турецкий поток», то он лишь частично отвечает интересам не только Молдавии, но и Румынии, которая собирается стать главным партнёром Кишинёва в газовой сфере. В настоящее время объём транзита российского газа по Трансбалканскому газопроводу (ТБГ) через Румынию составляет в среднем 17 млрд куб. м, включая 11,7 млрд для Турции и 5,3 млрд для Болгарии, Греции и Македонии. В случае постройки первой нитки «Турецкого потока» Румыния неизбежно потеряет турецкую часть транзита. Однако и в этом случае верх, скорее всего, возьмут геополитические соображения.
Для компенсации потерь Румыния попытается использовать мощности газопровода Tranzit II, который уже в январе 2016 г. был освобождён от обязательств Транзитного соглашения с «Газпромом» (1996 г.). Если Румынии удастся построить компрессорные станции, то Tranzit //можно будет вывести к Чёрному морю для того, чтобы транспортировать добываемый на морских месторождениях газ, соединив с национальной газотранспортной системой страны. Мощность Tranzit //составляет около 9 млрд куб. м газа. Однако необходимо учитывать, что газопровод опять же должен соответствовать нормам Третьего энергопакета ЕС, что предполагает допуск к трубам любой третьей стороны. Тем не менее Румыния, скорее всего, попытается использовать возможности газопровода Tranzit //в силу его выгодности. Тем более, что это позволит нарастить поставки природного газа в соседнюю Молдавию.
Помимо диверсификации поставок газа молдавское руководство не оставляет попыток обнаружить источники природного газа на собственной территории. Соответствующая разведка в настоящее время ведётся компанией Frontera Resources International LLC (США), выигравшей в конце 2016 г. международный конкурс, объявленный Министерством окружающей среды Молдавии.
Frontera Resources International LLC была основана в июле 2015 г. в американском штате Техас и является частью концерна Frontera Resources, международной организации, специализирующейся на разведке природного газа. Согласно информации с сайта компании она была основана в 1996 г. с целью разведки полезных ископаемых в странах Восточной Европы и Причерноморья.
Впервые Молдавия инициировала процесс разведки и добычи природного газа ещё в 1995 г., когда был подписан подобный договор с другой американской фирмой Redeco LTD. Впоследствии, однако, договор был расторгнут, а проект так и не был завершён. В 2006 г. договор был заключён с компанией Valiexchimp, возглавляемой В. Бодиштяну, однако и на этот раз без особого успеха, в том числе и по причине коррупционной составляющей.
Тем не менее исследование, проведённое Институтом геологии и сейсмологии, а также Академией наук Молдавии в 2012 г., позволило обнаружить структуры антиклинального типа, отвечающие всем геологическим условиям для их квалификации в качестве подземных месторождений. Физические свойства
пород-коллекторов, обнаруженных на юге Молдавии, способствуют хранению газа на глубине 800—1400 м в подземном хранилище.
В начале марта 2017 г. молдавское правительство заключило с Frontera Resources International LLC соглашение, на основании которого компания в настоящее время занимается разведкой и оценкой месторождений нефти и газа с дальнейшей их эксплуатацией на условиях концессии. Право на разведочные и оценочные работы предоставлено на пять лет, а на эксплуатацию выявленных месторождений — на 40. Площадь территории на юге Молдавии, на которой Frontera Resources разрешено проводить исследование недр, составляет 12 тыс. кв. км.
По условиям конкурса компания должна начать работы по добыче газа не позднее, чем через два года после подписания контракта. Государство будет получать минимум 1% от дохода от продажи углеводородов компанией-разработчиком. О добыче сланцевого газа (природный газ, добываемый из горючих сланцев и состоящий преимущественно из метана) в соглашении формально речь не шла, однако, по мнению большинства экспертов, именно это является приоритетной задачей компании6.
Свидетельством этого является то, что 1 марта 2018 г. парламент отклонил законодательную инициативу, поступившую из президентуры И. Додон и предусматривавшую запрет метода гидравлического разрыва пластов пород, применяемого для добычи сланцевого газа. Законопроект предусматривает также запрет на использование любых других методов, подразумевающих закачивание в недра земли жидкости для разрыва пластов пород.
Об опасности технологии добычи сланцевого газа методом гидроразрыва написано немало. До уровня залегания сланцев бурят вертикальные скважины, вдоль сланцевого пласта — горизонтальную. В скважину вставляется труба, в неё закачиваются вода и песок, которые постепенно разрушают сланец. Для каждой скважины требуется около 1000 т кварцевого песка, 380 т токсичных химикатов и от 11 до 38 млн т пресной воды. Газ собирается из трещин и разломов породы и прокачивается через трубопровод. Когда его давление падает, проводят повторное разрушение сланца. Добычу сланцевого газа методом гидроразрыва специалисты приравнивают к своего рода «экологическому терроризму», поскольку это предполагает заражение водоёмов токсическими отходами и резкое ухудшение экологической обстановки в регионе.
Вышеназванные проекты, на которые в настоящее время делает ставку официальный Кишинёв, являются делом будущего, а в настоящее время сотрудничество Молдавии с Россией в энергетической сфере сохраняет высокую
6 Добыча сланцевого газа в Республике Молдова оставит страну без виноградников и питьевой воды! // URL: http://topnewsrussia.ru/
значимость для республики, поскольку доходная часть государственного бюджета Республики Молдова на 78% закрывается за счёт таможенных платежей по импорту. В этих платежах доля НДС на импорт природного газа составляет почти половину.
В попытке преодолеть зависимость от России Кишинёв опирается на поддержку ЕС, которая заключается не только в оказании существенной финансовой помощи, но и в нормативно-правовой адаптации энергетического рынка Молдавии к стандартам Европейского союза.
Подобная ситуация неизбежно коснётся и Приднестровья, которое может рассчитывать только на российский газ и газопровод, на пропускную способность которого может существенно повлиять недружественная Украина. Появление у Молдавии альтернативных источников газовых поставок может стать дополнительным инструментом давления на тираспольское руководство.
Свою энергетическую независимость Приднестровье может поддерживать за счёт Молдавской ГРЭС, способной работать как на газе, так и на угле. В 2017 г Молдавская ГРЭС обеспечила потребности правобережья Днестра почти на 70% и всего Приднестровского региона почти на 32%.
В целом энергичные попытки Кишинева диверсифицировать поставки газа, а также перспективы экспорта румынского газа в Молдавию могут привести к ослаблению её энергозависимости от России в среднесрочной перспективе.
Список литературы
Добыча сланцевого газа в Республике Молдова оставит страну без виноградников и питьевой воды! // URL: http://topnewsrussia.ru/
[Dobycha slancevogo gaza v Respublike Moldova ostavit stranu bez vinogradnikov i pit'evoj vody! // URL: http://topnewsrussia.ru/]
Достраивать трансграничный газопровод в Молдавию будет Румыния // URL: https://oilcapital.ru
[Dostraivat' transgranichnyj gazoprovod v Moldaviju budet Rumynija // URL: https:// oilcapital.ru]
ЕС вложит 100 млн евро в продление газопровода Яссы — Унгены до Кишинёва // URL: https://teknoblog.ru/2016/12/20/72887
[ES vlozhit 100 mln evro v prodlenie gazoprovoda Jassy — Ungeny do Kishinjova // URL: https://teknoblog.ru/2016/12/20/72887]
Молдавия утвердила Энергетическую стратегию до 2030 г. // URL: https://point. md/ru/novosti/ekonomika
[Moldavija utverdila Jenergeticheskuju strategiju do 2030 g. // URL: https://point.md/ ru/novosti/ekonomika]
Строительство газопровода Унгены — Кишинев планируется начать в июне 2018 г. // URL: http://www.blackseanews.net/read/139876
[Stroitel'stvo gazoprovoda Ungeny — Kishinev planiruetsja nachat' v ijune 2018 g. // URL: http://www.blackseanews.net/read/139876]
Украина и Молдавия назвали «Северный поток- 2» фактором дестабилизации // URL: https://www.segodnya.ua/ukraine
[Ukraina i Moldavija nazvali «Severnyj potok- 2» faktorom destabilizacii // URL: https:// www.segodnya.ua/ukrain]