001: 10.24411/2072-4098-2020-10202 Актуальные проблемы регулирования отношений по подаче природного газа как коммунальной услуги
И.Л. Бурова председатель коллегии адвокатов города Москвы «Лебедева, Бурова и партнеры», заведующий кафедрой отправления правосудия в судах общей юрисдикции Российского государственного социального университета, доцент, кандидат юридических наук (г. Москва) М.В. Рудов доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, доцент, кандидат юридических наук (г. Таганрог)
Михаил Викторович Рудов, [email protected]
Нормативные положения, касающиеся регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг, в последние десять лет новейшей истории отечественного законодательства получили мощный импульс к развитию.
Субъекты нормотворчества, которым делегированы полномочия по регулированию такого компонента жилищных отношений, как предоставление коммунальных услуг, весьма активно проявляют себя, особенно в сфере подзаконного нормотворчества.
Нормативные предпосылки регулирования этого сегмента общественных отношений представлены в значительном количестве нормативных актов как законодательного, так и подзаконного уровня. Следует отметить, что системность и соответствие друг другу этих актов даже в очень важных моментах оставляет желать лучшего (это будет показано далее). Это затрудняет функционирование отдельных элементов механизма правового регулирования, прежде всего «страдает», в частности, элемент правоприменения.
В качестве важнейших элементов системы правового регулирования указанной сферы общественных отношений следует выделить следующие нормативные правовые акты.
Гражданский кодекс Российской Феде-
рации (часть первая). Этот нормативный правовой акт включает значительное количество положений, так или иначе имеющих отношение к регулированию обозначенного круга общественных отношений. Важнейшие из них представлены в различных статьях, главах и разделах первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К ним, в частности, относятся нормативные положения, закрепленные в таких структурных элементах первой части ГК РФ, как статья 10 «Пределы осуществления гражданских прав», статья 12 «Способы защиты гражданских прав», статья 151 «Компенсация морального вреда», глава 22 «Исполнение обязательств», глава
24 «Перемена лиц в обязательстве», глава
25 «Ответственность за нарушение обязательств», глава 26 «Прекращение обязательств», подраздел 2 «Общие положения о договоре».
Кроме того, в указанную систему правового регулирования входят положения второй части ГК РФ, прежде всего положения § 6 «Энергоснабжение» главы 30 «Купля-продажа», а также § 4 «Компенсация морального вреда» главы 59 «Компенсация морального вреда».
Также, поскольку согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) «Жи-
лищные отношения. Участники жилищных отношений», предоставление коммунальных услуг относится к предмету регулирования жилищного законодательства. Важным элементом регулирования рассматриваемого сегмента общественных отношений являются соответствующие положения ЖК РФ, в частности, положения статьи 11 «Защита жилищных прав» и раздела VII «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги».
Помимо указанных нормативных правовых актов, отдельные, более специфические аспекты названной сферы общественных отношений регулируются такими нормативными правовыми актами, как Федеральный закон от 7 декабря 2012 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотве-дении», Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 7 февраля 1 992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Кроме того, отдельные сферы отношений по предоставлению коммунальных услуг регулируются рядом подзаконных нормативных правовых актов, которые должны соответствовать перечисленным законодательным актам. К важнейшим из них относятся следующие правовые акты:
• постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление № 354);
• постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 548 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее - Постановление № 548);
• постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013
года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоот-ведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
• постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 № 83»;
• постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа потребителям при отсутствии приборов учета газа»;
• приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 2 июля 2015 года № 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требований знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке;
• приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 164 «Об утверждении формы свидетельств об утверждении типа стандартных образцов и типа средств измерений»;
• приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 961 «Об утверждении правил учета газа».
Кроме того, учитывая, что в России действие нормативных актов в основном имеет перспективный характер, правоприменение в этой сфере предполагает учет положений и ранее действовавших нормативных правовых актов, которые были актуальны для оценки каких-либо обстоятельств, имевших место до рассмотрения спора юрисдикци-онным органом.
Продемонстрированная только в первом приближении сложность системы нормативных правовых актов, регулирующих предоставление коммунальных услуг, не может
не порождать и порождает проблемы в сфере их применения. На наш взгляд, к важнейшим из них можно отнести следующие:
1) разрешение коллизий отдельных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу;
2) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам предоставления различных коммунальных услуг;
3) правовое регулирование отношений, связанных с учетом количества потребленных коммунальных ресурсов.
Обращаясь к первой из обозначенных проблем, необходимо отметить, что проблема коллизий отдельных правовых норм весьма ярко проявляется в сфере применения положений, регулирующих отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, в частности, с предоставлением такой услуги, как подача газа в качестве коммунального ресурса.
Базовыми нормативными правовыми актами, специально предназначенными для регулирования отношений по поставке газа для коммунально-бытовых нужд, являются постановления № 354 и № 548.
Постановление № 548 непосредственно регулирует отношения, связанные с поставкой газа для коммунально-бытовых нужд.
Постановление № 354 в качестве коммунального ресурса называет и газ, соответственно, этот нормативный правовой
акт конкурирует с Постановлением № 548. Указанные нормативные правовые акты находятся в отношениях коллизии - они регулируют одни и те же общественные отношения 1.
Коллизии между постановлениями № 548 и № 354 создают известные проблемы при их применении, несмотря на то, что орган, принявший эти акты, казалось бы, предпринял меры по их разграничению в рамках соответствующих нормативных положений.
В частности, вполне определенной выглядит норма, зафиксированная в подпункте «б» пункта 2 Постановления № 354, где закреплено, что правила, утвержденные этим постановлением, не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановление № 548.
Вместе с тем, как показывает анализ доступной правоприменительной практики 2, поставщики газа пытаются игнорировать положения подпункта «б» пункта 2 Постановления № 354 и в спорах с потребителями газа активно пытаются применять соответствующие положения Постановления № 354 без учета требований подпункта «б» пункта 2 этого нормативного правового акта. Обусловлено это прежде всего
Полагаем, что одной из наиболее авторитетных и обоснованных точек зрения на вопрос о том, что представляют собой коллизии норм, является позиция Н.А. Власенко, который, определял коллизию правовых норм как отношение между нормами, выступающее в форме различия или противоречия одного фактического отношения (см. [12, с. 22].
При подготовке статьи были проанализированы постановления Таганрогского городского суда и Неклинов-ского районного суда Ростовской области. В частности, были изучены:
• решения Таганрогского городского суда по делу № 2-20/2018 (2-5422/2017;) ~ М-4713/2017 от 26.01.2018; по делу № 2-2477/2018 ~ М-1844/2018 от 07.08.2018; по делу № 2-1519/2018 ~ М-690/2018 от 11.04.2018; по делу № 2-38/2018 (2-5903/2017;) ~ М-5437/2017 от 2.03.2018; по делу № 2-2953/2017 ~ М-2041/2017 от 01.11.2017. URL: https://taganrogsky-- os. sudrf. ru/modules. php?name=sud_delo&name_op=sf&delo_ id=1540005
• решения Неклиновского районного суда по делу № 2-36/2018 (2-1269/2017;) ~ М-1187/2017 от 05.03.2018; по делу № 2-26/2018 (2-1193/2017;) ~ М-1019/2017 от 13.06.2018; по делу № 2-28/2018 (2-1200/2017;) ~ М-1102/2017 от 05.03.2018; по делу № 2-1040/2017 ~ М-923/2017 от 28.12.2017; по делу № 2-34/2018 (21267/2017;) ~ М-1188/2017 от 27.02.2018; по делу № 2-33/2018 (2-1266/2017;) ~ М-1189/2017 от 2.03.2018; по делу № 2-40/2018 (2-1307/2017;) ~ М-1222/2017 от 19.01.2018. URL: https://neklinovsky--ros.sudrf.ru/ modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=sf&delo_id=1540005
Анализ перечисленных судебных актов позволил составить совершенно определенное мнение о позиции, занимаемой поставщиком газа в спорах с потребителем, прежде всего с точки зрения применимого законодательства.
2
строгостью санкций, предусмотренных отдельными положениями названного нормативного правового акта, за нарушение ряда обязательств со стороны потребителя газа.
В пункте 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан)» (далее -Постановление № 549) специально предусмотрена норма, устанавливающая основания для привлечения потребителя газа к ответственности за неисполнение им обязанности незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или иной организацией, осуществляющей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа. Ответственность за такое нарушение предусмотрена в абзаце 2 пункта 28 Постановления № 549. Согласно этому положению в таком случае объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе со дня установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за шесть месяцев.
Несообщение потребителем о нарушении контрольных пломб прибора учета коммунального ресурса также рассматривается как нарушение условий обязательства, урегулированного Постановлением № 354. Этот нормативный правовой акт предусматривает иное отношение к оценке нарушения пломб на приборе учета коммунального ресурса, выявленного в результате проверки. Такое нарушение или повреждение пломб рассматривается как «несанкционированное вмешательство в работу прибора
учета» и предусматривает более строгую ответственность потребителя.
Следует отметить, что согласно пункту 81 (11) Постановления № 354 контрольные пломбы рассматриваются наряду с индикаторами антимагнитных пломб в рамках более широкого понятия, а именно пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Соответственно, отсутствие или повреждение пломбы или устройства, позволяющее фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, априори оценивается именно таким образом, а не иначе. Это обстоятельство является совершенно самостоятельным основанием для привлечения абонента к ответственности согласно абзацу 2 пункта 28 Постановления № 549.
Следует отметить известную жесткость формулировок, представленных в положениях пункта 81 (11) Постановления № 354. Согласно этой норме несанкционированным вмешательством в работу прибора учета признаются:
• нарушение целостности прибора учета, наличие на нем механических повреждений, наличие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, неплотное прилегание стекла индикатора;
• отсутствие и несохранность пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
• наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющее осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Совершенно очевидно, что авторы приведенных положений игнорировали то, что перечисленные обстоятельства могут иметь место не в силу умышленных действий абонента, который стремился исказить или укрыть действительные показания
прибора учета, а в силу естественных причин эксплуатационного характера. В силу особенностей проекта, согласно которому осуществлена газификация, прибор учета может иметь различное расположение и условия эксплуатации, в частности, он может быть установлен не в жилом помещении, а на улице либо в неотапливаемом помещении. Соответственно, условия эксплуатации такого прибора будут характеризоваться резкими перепадами температур, высокой влажностью и тому подобными факторами. На прибор учета газа, установленный на улице, могут упасть ветка дерева, камень, а проволока, на которой укреплена пломба поставщика, поверителя или изготовителя, может быть разрушена в силу естественной коррозии. Вместе с тем все эти обстоятельства авторами рассматриваемых нормативных положений совершенно не учтены, и остается открытым вопрос, является ли вина абонента необходимым условием применения положений пункта 81 (11) Постановления № 354.
На наш взгляд, указанные положения являются не чем иным, как нормативным описанием основания и меры ответственности абонента по договору предоставления коммунальных услуг.
Такая мера ответственности применяется к абоненту в случае нарушения им ряда специфических обязанностей, предусмотренных подпунктами «б», «г(2)» подраздела 34 раздела V Постановления № 354.
Так, согласно подпункту «б» подраздела 34 раздела V Постановления № 354 потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.
Согласно подпункту «г(2)» подраздела 34 раздела V Постановления № 354 потребитель обязан сохранять установленные
исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Соответственно, рассматриваемые нормативные положения должны действовать и соответствовать положениям главы 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств», а также нормам § 6 «Энергоснабжение» главы 30 ГК РФ.
В соответствии с положениями абзаца 1 пункта 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В пункте 2 статьи 548 ГК РФ «Применение правил об энергоснабжении к иным договорам» установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Положения пункта 81 (11) Постановления № 354, устанавливающие основания и меру ответственности за нарушение обязанностей абонента, установленных подпунктами «б» и «г(2)» подраздела 34 раздела V Постановления № 354, не указывают на то, что ответственность за эти нарушения наступает и в случае отсутствия вины абонента. То есть по общему правилу вина абонента является необходимым условием его ответственности за такие нарушения и в случае возникновения спора ее отсутствие обязан доказывать абонент.
Вместе с тем согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 401 ГК РФ вина абонента как условие ответственности за перечисленные нарушения может быть исключена в рамках договора предоставления коммунальных услуг, заключенных с конкретным абонентом.
При этом следует отметить, что ответственность по договору энергоснабжения, основания и условия которой установлены в статье 547 ГК РФ, распространяющей свое действие в силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ и на отношения по предоставлению отдельных коммунальных услуг, необходимо предполагает учет вины лица, поставляющего потребителю газ как коммунальную услугу.
Анализ приведенных нормативных положений наводит на очевидную мысль о неравенстве условий ответственности, к которой может быть привлечено лицо, оказывающую коммунальную услугу, и лицо, которому такая услуга оказывается. Следует учесть, что поскольку договор предоставления коммунальных услуг не подпадает под признаки договора присоединения, предусмотренного статьей 428 ГК РФ, у потребителя отсутствуют законные основания для изменения этого договора в части условий ответственности потребителя.
Положения пункта 81 (11) Постановления № 354, а также положения пункта 28 Постановления № 549 устанавливают специальные способы защиты прав кредитора за нарушение указанных условий договора предоставления коммунальных услуг, а также условий договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд.
В качестве параметров, определяющих размер начисления, в пункте 81 (11) Постановления № 354 указаны:
• установленный норматив потребления газа;
• период начисления - начиная с даты установления пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предше-
ствующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства;
• повышающий коэффициент 10.
Параметры начисления, предусмотренные в абзаце 2 пункта 28 Постановления № 549, включают:
• норматив потребления газа;
• период начисления - со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб;
• предельный срок, за который может осуществляться такое начисление, -не более шести месяцев.
На наш взгляд, с позиции способов защиты нарушенных прав в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 393 ГК РФ приведенные положения относятся к иным способам защиты нарушенных прав, предусмотренных договором.
При изучении положений пункта 81 (11) Постановления № 354 обращает на себя внимание крайняя жесткость меры ответственности, применяемой к абоненту за нарушение обязанностей, установленных подпунктами «б» и «г(2)» подраздела 34 раздела V указанного нормативного правового акта. Помимо этого, его авторы не предусмотрели никаких возможностей для дифференциации ответственности абонента за допущенное нарушение.
Вместе с тем, как представляется, правая природа этого способа защиты нарушенного права все же позволяет дифференцировать размер ответственности абонента в случае привлечения его к ответственности за нарушение условий договора предоставления коммунальных услуг.
Приведенные положения пункта 81 (11) Постановления № 354 указывают на то, что за нарушение условий договора предоставления коммунальных услуг предусмотрен, по сути, штраф, начисляемый в определенном порядке. С позиции гражданского права штраф - это разновидность неустойки,
размер которой может быть уменьшен судом в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
В связи с этим известный интерес представляют особенности споров, возникающих между абонентом и поставщиком газа по поводу начислений, основанных на положениях пункта 81 (11) Постановления № 354.
Как показывает изученная правоприменительная практика, обычно в суд первым обращается абонент, которому, как он полагает, было неправомерно произведено начисление за потребленный газ 3.
Учитывая, что отношения по поставке газа для коммунально-бытовых нужд одновременно урегулированы и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением № 354, и Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановление № 549, штрафные начисления абоненту могут быть сделаны в соответствии как с одним, так и с другим нормативным правовым актом.
В качестве основных исковых требований, заявляемых абонентом, фигурируют требования о возложении на поставщика газа обязанности устранить нарушения порядка расчета платы за потребленный газ за какой-либо период, выразившееся в неправомерном начислении абоненту какой-либо суммы, обязав поставщика газа исключить указанную сумму из начислений, сделанных в отношении абонента за ука-
занный период. Эти требования основаны на положениях части 6 статьи 157 ЖК РФ и пункта 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусматривающих обязанность поставщика коммунального ресурса выплатить абоненту штраф в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
Таким образом, в рассмотренном случае используется специфический способ защиты нарушенного права, специально предусмотренный в жилищном законодательстве.
На наш взгляд, этот способ защиты нарушенного права, по сути, близок к такому способу защиты нарушенного права, как присуждение к исполнению обязательства в натуре.
Следует отметить, что в круге обязанностей поставщика газа, предусмотренных пунктом 22 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, специально не зафиксирована обязанность поставщика газа правильно определять объем газа, потребленного абонентом, и устранять нарушения, допущенные при исполнении такой обязанности. Не предусмотрена такая обязанность и в пункте 31 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользова-
3 Об этом свидетельствует достаточно значительный массив изученных дел. В частности:
• дело № 2-20/2018 (2-5422/2017;) ~ М-4713/2017, рассмотренное Таганрогским городским судом 26.01.2018. URL: https://taganrogsky--ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_ id=549905510&delo_id=1540005
• дело № 2-145/2018 (2-1655/2017;) ~ М-1612/2017, рассмотренное Неклиновским районным судом Ростовской области 18.07.2018. URL: https://neklinovsky--ros.sudrf. ru/modules. php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=case&case_id=1166424&delo_id=1540005; № 2-707/2018 ~ М-475/2018
• дело № 2-707/2018 ~ М-475/2018, рассмотренное Неклиновским районным судом Ростовской области 24.07.2018. URL: https://neklinovsky--ros. sudrf. ru/modules. php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_ op=case&case_id=1288142&delo_id=1540005
• дело № 2-36/2018 (2-1269/2017;) ~ М-1187/2017, рассмотренное Неклиновским районным судом Ростовской области 05.03.2018. URL: https://neklinovsky--ros. sudrf. ru/modules. php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=case&case_id=1163574&delo_id=1540005
• дело № 2-1214/2018 ~ М-404/2018 от 23.07.2018. URL: https://taganrogsky--ros.sudrf.ru/modules. php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=556952192&delo_id=1540005
телям помещении в многоквартирных домах и жилых домов.
По этоИ причине возникает известная сложность в определении верного способа защиты нарушенного права, в случае если поставщиком газа или исполнителем по договору предоставления коммунальных услуг неправильно определен объем потребленного газа и сделаны неправильные начисления абоненту.
Дополнительным аргументом в пользу того, что в случае неправомерного начисления абоненту штрафа в соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан либо в соответствии с пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов может быть использован такои способ защиты нарушенного права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, свидетельствуют отдельные положения указанных нормативных правовых актов, которые могут быть интерпретированы, как свидетельствующие о наличии обязанности поставщика газа или исполнителя правильно определять объем потребленного газа и делать правильные начисления сумм, предъявляемых к оплате абоненту.
Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 20 раздела III Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусмотрено право абонента ставить вопрос о снижении размера платы за поставленныи газ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком газа.
Учитывая, что каждому праву одного субъекта правоотношении соответствует обязанность другого субъекта, из буквального смысла этои нормы следует, что поставщик газа в случае обращения абонента к нему с таким вопросом обязан его рассмотреть.
Вместе с тем в указанном нормативном правовом акте отсутствует норма об обязанности поставщика газа устранить допущенные нарушения в исполнение порядка
определения объема потребленного газа, если таковые будут выявлены.
В подпункте «в» пункта 23 раздела III Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусмотрено право поставщика газа при наличии приборов учета газа осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 этих Правил.
Таким образом, в пункте 23 зафиксировано право поставщика газа определять объем потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления при наличии установленного у абонента прибора учета газа только при определенных условиях. Если таких условии нет, то поставщик газа такого права не имеет, а напротив, несет обязанность определять объем потребленного газа по показаниям прибора учета.
Помимо этого, о наличии обязанности у поставщика газа определять объем газа, потребленного абонентом, по показаниям прибора учета газа вкупе с подпунктом «в» пункта 23 раздела III Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан свидетельствуют и положения пункта 24 раздела III Правил. В этоИ норме зафиксировано, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ // Собрание законода-
тельства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
4. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов : постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168.
5. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан : постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 548 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3636.
6. Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 201 3 года № 644 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 32, ст. 4306.
7. Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 № 83 : постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 642 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013 № 32, ст. 4306.
8. О порядке установления нормативов потребления газа потребителям при отсутствии приборов учета газа : постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 25, ст. 2733.
9. Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требований знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке : приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 2 июля 2015 года № 1815 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 25, ст. 2733.
10. Об утверждении формы свидетельств об утверждении типа стандартных образцов и типа средств измерений : приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 164 : [официальный интернет-портал правовой информации]. URL: htt:// www.pravo.gov.ru? 09/09/2015
11. Об утверждении правил учета газа : приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 961 // Российская газета. 2014. № 110.
12. Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984. 96 с.
13. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (вместе с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан) : постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 // Российская газета. 2008. № 163.
14. Об утверждении методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета газа : приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 975. Документ не был принят.
15. Россинская Е. Р. Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. Е. Р. Рос-синской. М., 2013. 544 с.
16. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
17. О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг : постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 258 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 15, ст. 1783.
Окончание в следующем номере журнала.