Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОДАЧЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА КАК КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОДАЧЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА КАК КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ ПО ПОДАЧЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПОТРЕБИТЕЛЮ / ДОГОВОР ПОСТАВКИ ГАЗА ДЛЯ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВЫХ НУЖД / НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В РАБОТУ ПРИБОРА УЧЕТА / НАРУШЕНИЕ ПЛОМБ НА ПРИБОРЕ УЧЕТА / ДОНАЧИСЛЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / RELATIONS FOR THE SUPPLY OF NATURAL GAS TO THE CONSUMER / GAS SUPPLY AGREEMENT FOR HOUSEHOLD NEEDS / UNAUTHORIZED INTERFERENCE WITH THE METERING DEVICE / VIOLATION OF SEALS ON THE METERING DEVICE / ADDITIONAL CHARGES FOR UTILITY SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурова И.Л., Рудов Михаил Викторович

Авторами проанализированы нормативные и правоприменительные аспекты регулирования отношений по подаче природного газа потребителю. Исследованы проблемы соотношения нормативных правовых актов, регулирующих такие общественные отношения. Обоснована правовая природа ответственности потребителя за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа. Отмечены некоторые сложности определения надлежащего способа защиты интересов потребителя и предлагаются пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурова И.Л., Рудов Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF REGULATION OF RELATIONS ON THE GAS SUPPLY OF NATURAL GAS, AS A MUNICIPAL SERVICE

The authors analyzed the regulatory and enforcement aspects of regulating relations for the supply of natural gas to the consumer. The problems of correlation of regulatory legal acts regulating such social relations are investigated. The legal nature of the consumer’s responsibility for unauthorized interference with the gas metering device has been substantiated. Some difficulties of determining the proper way to protect consumer interests are noted and ways to overcome them are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОДАЧЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА КАК КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ»

 DOI: 10.24411/2072-4098-2020-10202 Актуальные проблемы регулирования отношений по подаче природного газа как коммунальной услуги *

И.Л. Бурова председатель коллегии адвокатов города Москвы «Лебедева, Бурова и партнеры», заведующий кафедрой отправления правосудия в судах общей юрисдикции Российского государственного социального университета, доцент, кандидат юридических наук (г. Москва) М.В.Рудов доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, доцент, кандидат юридических наук (г. Таганрог)

Михаил Викторович Рудов, mis6431@yandex.ru

Анализ положений разделов IV и V Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, фиксирующих соответственно права и обязанности исполнителя, а также права и обязанности потребителя по договору предоставления коммунальных услуг указывает на то, что в этих разделах не содержится специальная норма, которая возлагала бы на исполнителя обязанность определять объем коммунальной услуги, потребленной абонентом по показаниям индивидуального прибора учета. Отсутствует такая обязанность и у потребителя.

Помимо этого, нормы раздела V Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не предусматривают положения, дающие право потребителю требовать от исполнителя определять объем соответствующей коммунальной услуги исходя из показаний прибора учета.

Однако авторы анализируемого нормативного правового акта всё же принимают во внимание наличие законного интереса потребителя в том, чтобы определять объем потребляемой им коммунальной услуги

и получать правильные начисления от исполнителя, основанные на показаниях прибора учета. Такой интерес потребителя учтен в положениях подпункта «б» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, где, помимо прочего, зафиксировано право потребителя получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также о наличии (об отсутствии) задолженности (или переплаты) потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Вместе с тем не совсем ясно, какое же средство может использовать потребитель для защиты указанного интереса.

По-видимому, для этих целей предназначены положения пункта 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, где предусмотрена обязанность исполнителя, нарушившего порядок расчета платы за коммунальные услуги, уплатить потребителю штраф. Согласно этой норме эта обязан-

Окончание. Начало см.: Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 2.

*

ность исключается, когда такое нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Приведенные нормативные положения указывают на то, что у исполнителя есть обязанность соблюдать порядок расчета платы за коммунальные услуги и ему может быть присуждено исполнить обязанность в натуре, которая будет заключаться в устранении нарушения порядка начислений за потребленную коммунальную услугу.

В пользу именно такого способа защиты нарушенного права свидетельствуют и положения абзаца 5 пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, где непосредственно зафиксирована обязанность исполнителя начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Из изложенного следует, что в случае нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, в частности неправомерного определения объема потребленной коммунальной услуги в соответствии с утвержденной нормой потребления, либо неправомерного доначисления платы за коммунальную услугу с применением повышающего коэффициента, как это предусмотрено в пункте 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

наиболее адекватным средством защиты нарушенного права потребителя в этой ситуации является присуждение исполнителя к исполнению обязанности устранить нарушения порядка начислений платы за потребленную коммунальную услугу, выразившуюся в неправомерном начислении какой-либо суммы.

В качестве дополнительного требования вполне уместным выглядит требование о присуждении исполнителя к исполнению обязанности осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, установленного у абонента.

В соответствии с абзацем 3 пункта 81(11) Постановления № 354 к признакам несанкционированного вмешательства в работу прибора учета относятся:

• нарушение целостности прибора учета;

• наличие механических повреждений;

• наличие не предусмотренных изготовителем отверстий и трещин;

• неплотное прилегание стекла индикатора.

Совершенно очевидно (подтверждением этому является достаточно обширная судебная практика 1, что поставщик газа будет склонен рассматривать как несанкционированное вмешательство в работу прибора любые повреждения прибора учета независимо от их причин. Собственно, указанное положение не содержит никаких критериев, которые позволили бы отграничить признаки несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от его повреждений, которые возникли помимо воли абонента. В свое время такие критерии были предло-

Именно такая позиция указывалась при рассмотрении следующих дел:

• № 2-3540/2018 ~ М-2315/2018, рассмотренного Кировским районным судом города Ростова-на-Дону 20.09.2018. URL: https://kirovsky--ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id= 99576599&case_uid=d806299a-a55b-40e8-ba51-1a71593eda45&delo_id=1540005

• № 2-2477/2018 ~ М-1844/2018, рассмотренного Таганрогским городским судом 10.10.2018. URL: https:// taganrogsky--ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=592400191& delo_id=1540005

• № 2-681/2018 ~ М-505/2018, рассмотренного Неклиновским районным судом Ростовской области 26.07.2018. URL: https://neklinovsky-- ros. sudrf. ru/modules. php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op= case&case id=1284588&delo id=1540005

жены в приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 975 «Об утверждении методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета газа» 2. Согласно пункту 3.11 этого документа несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа - это несанкционированное внесение изменений в настройку и (или) конструкцию прибора учета газа, умышленное повреждение прибора учета газа, не позволяющее проводить достоверный учет потребленного газа, а также несанкционированное нарушение пломб прибора учета газа. Таким образом, по мысли авторов этого приказа, критерием, позволяющим отграничивать несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа, выразившееся в его повреждении, является отсутствие возможности проводить достоверный учет потребленного газа. Соответственно, при исследовании прибора учета должна быть установлена причинно-следственная связь между повреждением прибора учета и отсутствием возможности проводить достоверный учет потребленного газа.

Несмотря на то, что этот документ так и не был принят на законодательном уровне, представленная в нем идея была воспринята экспертной и судебной практикой.

Спецификой рассмотрения дел, связанных со спорами между поставщиком газа и абонентом по поводу правомерности применения к последнему положений пункта 81(11) Постановления № 354, является на-

значение и проведение технической экспертизы прибора учета газа.

Основной вопрос, который ставится перед экспертом в рамках определения о назначении экспертизы, - наличие признаков несанкционированного вмешательства в представленный для исследования прибор учета. Практически во всех доступных для изучения заключениях эксперта, содержащих исследования по этому поводу, вывод о наличии или отсутствии признаков несанкционированного вмешательства был основан на оценке именно этих обстоятельств 3. Как показывают проанализированные заключения экспертов, их выводы о наличии признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета всегда были основаны на данных метрологического испытания прибора учета. Если при проведении такого испытания устанавливалось, что исследуемый прибор учета не соответствует каким-либо базовым метрологическим характеристикам, установленным для конкретного типа средства измерения, к которому относится исследуемый счетчик, то всегда следовал категорический вывод о наличии признаков несанкционированного вмешательства в прибор учета.

Вместе с тем, как представляется, только наличия признаков повреждения прибора учета, даже в совокупности с тем, что проверяемый прибор имеет какие-либо отклонения от установленных метрологических характеристик, недостаточно для вывода о факте несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. На наш взгляд, должна быть установлена причинно-следственная связь между повреждением

2 Документ не был официально опубликован и зарегистрирован в установленном порядке в Министерстве

юстиции Российской Федерации.

3 В частности, именно такой подход был продемонстрирован в следующих заключениях экспертов:

• № 0480500494 от 16.07.2017, фигурировавшем в деле № 2-1519/2018 ~ М-690/2018, рассмотренном Таганрогским городским судом 01.08.2018. URL: https://taganrogsky--ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_ delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=565351596&delo_id=1540005

• № 0480501014 от 15.01.2018, фигурировавшем в деле № 2-16/2018 (2-1014/2017;) ~ М-888/2017, рассмотренном Неклиновским районным судом Ростовской области 13.03.2018. URL: https://neklinovsky--ros. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=1162370&delo_id=1540005

• № 45/4-171/3111 от 21.08.2018, фигурировавшем в деле № 2-453/2018 ~ М-199/2018, рассмотренным Неклиновским районным судом Ростовской области 28.09.2018. URL: https://neklinovsky--ros.sudrf.ru/ modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=1226316&delo_id=1540005

прибора учета и несоответствием его метрологическим характеристикам. В случаях когда эксперт делает вывод о наличии признаков несанкционированного вмешательства только по совокупности повреждений на счетчике и выявленного несоответствия метрологических характеристик, не установив причинно-следственную связь между этими обстоятельствами, имеет место такая гносеологическая ошибка, как смешение причинно-следственной связи с простой последовательностью во времени 4.

При рассмотрении споров, касающихся поставки газа для коммунально-бытовых нужд, зачастую возникает проблема квалификации спорных правоотношений. В частности, не всегда ясно, какой договор имеет место - договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд или договор предоставления коммунальных услуг. При этом очевидно, что правильное установление характера спорного правоотношения является определяющим для решения вопроса, какой способ защиты права применять, - предусмотренный пунктом 81 (11) Постановления № 354 или пунктом 28 Постановление № 549. Обусловлено это тем, что этот способ определяется договором, который должен соответствовать тому или иному из указанных нормативных актов.

Так, согласно пункту 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением № 549, регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановление № 354 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения

коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением № 549.

Казалось бы, приведенные нормативные положения однозначны и не дают оснований для каких-либо иных трактовок, отношения по поставке газа для коммунально-бытовых нужд регламентируются только Постановлением № 549.

Однако отдельные положения Постановления № 354 дают почву для некоторых сомнений.

Согласно абзацу 9 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов к коммунальным ресурсам, используемым для предоставления коммунальных услуг, относится газ. Соответственно, возникает вопрос: сколько договоров заключается по поводу поставки газа - один или два? Несомненно, решение этого вопроса имеет принципиальное значение для применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 81 (11) Постановления № 354. Это обусловлено тем, что некоторые обстоятельства, являющиеся основаниями применения указанных мер ответственности, одинаковые как в Постановлении № 549, так и в Постановлении № 354 5. Однако с учетом того, что эти меры ответственности имеют договорный характер, их применение обусловлено наличием либо одного, либо другого договора. Очевидно, что поставка газа для коммунально-бытовых нужд может являться предметом только одного договора.

Решение этой проблемы упрощается, если стороны оформили свои отношения документом, поименованным «Договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд». Однако, как показывает изучение доступной практики, так бывает отнюдь не

4 Такой вид экспертных ошибок выделяет Е.Р. Россинская (см. [6, с. 25]).

5 Так, нарушение пломб на приборе учета, а также его неисправность являются основаниями для применения

и пункта 28 Постановление № 549, и пункта 81 (11) Постановления № 354.

всегда. В лучшем случае стороны опосредуют свои отношения в договорах, имеющих различные наименования (документ может быть назван, например, так: «Договор продажи газа населению»).

Но все же наличие договора, заключенного между сторонами в письменном виде, весьма облегчает задачу определения характера спорных отношений, определение применимого законодательства и обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. В конце концов, спор будет разрешен прежде всего на основании положений даже непоименованного договора.

Ситуация в значительной мере усложняется в том случае, если отношения, сложившиеся между поставщиком газа и абонентом, не получили письменного выражения в договоре. Собственно характер правоотношений в этом случае устанавливается исходя из особенностей субъектов, участвующих в правоотношениях, объекта и предмета договора, целей, которыми руководствовались стороны, вступая в спорные отношения.

Нормативные положения, позволяющие определить правовую природу отношений между поставщиком газа и абонентом, зафиксированы в пункте 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением № 549, а так же в пункте 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением № 354.

Согласно пункту 1 Правил, утвержденных Постановлением № 549, эти Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Кроме того, в абзаце 2 пункта 1 названных Правил указано, что они не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами -собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, специфика элементов правоотношения, формирующегося на основе указанных нормативных правовых положений в Правилах, утвержденных Постановлением № 549, описана с предельной ясностью и четкостью.

Характеристики же субъектов, объекта и предмета правоотношений, формирующихся на основании положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление № 354, описаны с применением значительно более сложных приемов юридической техники. В частности, это выразилось в том, что содержание объекта и предмета договора предоставления коммунальных услуг сформулированы в различных нормах этого подзаконного акта.

Так, в пункте 1 Правил, утвержденных Постановлением № 354, зафиксировано, что эти Правила, помимо прочего, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Понятие «коммунальные услуги», рас-

крыто в пункте 2 Правил, утвержденных Постановлением № 354, где указано, что коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двумя и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Содержание понятие «коммунальные ресурсы» зафиксировано также в пункте 2 Правил, утвержденных Постановлением № 354, где указано, что последние включают холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Из изложенного следует, что подача газа также является предметом договора предоставления коммунальных услуг.

Очевидно, для того чтобы разграничить договорные отношения по поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан и отношения по предоставлению коммунальных услуг, в подпункте «б» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением № 354, закреплено положение, согласно которому названные Правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением № 549.

Вместе с тем объективно признаки, позволяющие отличить договорные отноше-

ния, предметом которых является поставка газа для коммунально-бытовых нужд, и отношения, в рамках которых газ подается в качестве коммунального ресурса, в рассматриваемых нормативных правовых актах отсутствуют. Очевидно, что и субъекты, и предмет, и объект этих договорных отношений совпадают. Соответственно, принимая во внимание приведенные нормативные правовые положения, полагаем, что невозможно предложить сколько-нибудь удовлетворительные теоретические критерии, позволяющие отграничить договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан и договор предоставления коммунальных услуг, предусматривающий подачу газа.

Однако при рассмотрении конкретных споров, возникающих между поставщиком газа и абонентом, критерии, позволяющие определить характер спорного правоотношения, и выявить, какие же все-таки отношения сложились между поставщиком газа и абонентом, существуют. Прежде всего следует принять во внимание, что законодатель не установил какие-либо специальные требования к форме договора, предметом которого является поставка газа потребителю. Вытекает это из положений статей 539-547 ГК РФ, которые в соответствии с положениями части 2 статьи 548 ГК РФ распространяются и на отношения, связанные со снабжением газом через присоединенную сеть. Из этого следует, что нормативные требования к форме договора, предусмотренные статьей 434 и положениями статей 161 и 162 ГК РФ, распространяется и на отношения, касающиеся поставки газа потребителю.

Соответственно, по общему правилу договор поставки газа потребителю должен совершаться в простой письменной форме.

В случае несоблюдения требования совершения такого договора в простой письменной форме наступают последствия, предусмотренные частью 1 статьи 162 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. То есть стороны

в случае возникновения спора относительно наличия договора и его условий смогут приводить только письменные и другие доказательства.

Доступная для изучения практика рассмотрения и разрешения такой категории споров указывает на то, что поставщик газа в обоснование правомерности начислений за потребленный газ в соответствии с пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов всегда предоставляет акт проверки газового оборудования и приборов учета, снятия контрольных показаний. Такой акт предоставляется в стандартной форме, отпечатанной типографским способом, которая заполняется непосредственно при проведении проверки. Во всех исследованных актах всегда стандартно указывается, что акт составлен в соответствии с подпунктом «д» пункта 16, подпунктом «а» пункта 23 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением № 549 6. Соответственно, этот документ указывает на то, что между сторонами заключен именно договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, а не договор предоставления коммунальных услуг. Следовательно, в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 393 ГК РФ в случае нарушения условий договора потребителем поставщик газа может воспользоваться только такими способами защиты нарушенного права, которые предусмотрены законом или договором.

Кроме того, на характер отношений, сложившихся между поставщиком газа и або-

нентом, указывает и время возникновения этих отношений.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением № 354, эти правила вступили в действие по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Названные изменения были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 258 «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которые введены в действие 1 июля 2012 года.

Из этого следует, что если отношения по поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан сложились до введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, то, несомненно, согласно статье 422 ГК РФ их характер и содержание должны определяться в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением № 549.

Подводя итог изложенному, следует заключить, что нормативные правовые акты, призванные регулировать такую важнейшую сферу общественных отношений, как предоставление коммунальных услуг, требуют пристального внимания как со стороны субъектов нормотворчества, так и со стороны субъектов правоприменения,

Именно такое содержание актов было выявлено при изучении следующих дел:

• № 2-20/2018 (2-5422/2017;) ~ М-4713/2017, рассмотренного Таганрогским городским судом 26.01.2018;

• № 2-145/2018 (2-1655/2017;) ~ М-1612/2017, рассмотренного Неклиновским районным судом Ростовской области 18.07.2018;

• № 2-707/2018 ~ М-475/2018, рассмотренного Неклиновским районным судом Ростовской области 24.07. 2018;

• № 2-685/2017 ~ М-545/2017, рассмотренного Неклиновским районным судом Ростовской области 12.10. 2017;

• № 2-36/2018 (2-1269/2017;) ~ М-1187/2017, рассмотренного Неклиновским районным судом Ростовской области 05.03.2018.

а также представителей научного сообщества.

На наш взгляд, в сфере правового регулирования этих отношений должны быть ликвидированы нормативные правовые источники, коллидирующие друг с другом. По нашему мнению, такой нормативный правовой акт, как Постановление № 549, в этом сегменте является совершенно излишним и изжившим себя.

В качестве базового нормативного правового акта, охватывающего различные виды предоставляемых коммунальных услуг, следует использовать Постановление № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». При этом отдельные его положения должны быть оптимизированы. В частности, положения, регулирующие основание, характер и размер ответственности исполнителя по договору предоставления коммунальных услуг, должны быть приведены в соответствие с положениями части 6 статьи 157 ЖК РФ. Кроме того, в положения пункта 81 (11) Постановления № 354 следует внести изменения, указывающие на необходимость установления вины абонента для наступления обстоятельств, которые оцениваются как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.

Наконец, на наш взгляд, Пленум Верховного Суда Российской Федерации должен обратить внимание на правовую природу ответственности, применяемой к абоненту за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и дать оценку соответствующей нормы с позиции статьи 333 ГК РФ.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный за-

кон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть 1), ст. 14.

4. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов : постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168.

5. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (вместе с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан) : постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 // Российская газета. 2008. № 163.

6. Россинская Е. Р. Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. Е. Р. Рос-синской. М., 2013. 544 с.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 1 4 ноября 2002 года № 1 38-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг : постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 258 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 15, ст. 1783.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.