Научная статья на тему 'О недостатках правового регулирования имущественной ответственности участников отношений по оказанию коммунальных услуг и поставке коммунальных ресурсов'

О недостатках правового регулирования имущественной ответственности участников отношений по оказанию коммунальных услуг и поставке коммунальных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
530
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОСТАВЩИКОВ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОСТАВКА КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / ВМЕШАТЕЛЬСТВО В РАБОТУ ПРИБОРА УЧЕТА / ДОНАЧИСЛЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / THE PROPERTY LIABILITY OF PUBLIC SERVICE PROVIDERS / THE SUPPLY OF UTILITIES / THE CONTRACT FOR THE PROVISION OF UTILITIES / INTERVENTION IN THE OPERATION OF THE METER / ADDITIONAL CHARGING FOR UTILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудов Михаил Викторович

В статье анализируются положения нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих имущественную ответственность участников отношений в сфере оказания коммунальных услуг и поставки коммунальных ресурсов. Рассмотрены нормы, фиксирующие основания и условия ответственности потребителя коммунальных услуг и их исполнителя. Выявлено нарушение системности комплекса соответствующих документов, затрудняющее их понимание и правоприменение. Определены причины, создающие предпосылки для нарушения законных прав и интересов потребителя коммунальных услуг и ресурсов. Даны предложения по совершенствованию отдельных положений нормативных правовых актов и практики их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DISADVANTAGES OF LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF SETTING UP THE GROUNDS AND CONDITIONS OF PROPERTY RESPONSIBILITY OF PARTICIPANTS RELATED TO PROVIDING COMMUNAL SERVICES AND THE DELIVERY OF PUBLIC UTILITIES

The work is devoted to the analysis of interrelated provisions of a number of legal rules of various levels, regulating property liability of the participants of relations in the sphere of public services and supply of public utilities. Regulations fixing the grounds and conditions of responsibility of the consumer of public utilities and their provider are analyzed. Violations of the systemic nature of the relevant regulatory and legal acts that hamper their understanding and enforcement in the designated sphere are revealed. The reasons for both material and procedural nature have been identified, creating prerequisites for violating the legitimate rights and interests of the consumer of utilities and resources. Proposals have been worked out to improve certain provisions of the analyzed legal rules as well as the practice of their application.

Текст научной работы на тему «О недостатках правового регулирования имущественной ответственности участников отношений по оказанию коммунальных услуг и поставке коммунальных ресурсов»

 О недостатках правового регулирования имущественной ответственности участников отношений по оказанию коммунальных услуг и поставке коммунальных ресурсов

М.В. Рудов доцент кафедры гражданского и корпоративного права Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (г. Таганрог)

Михаил Викторович Рудов, [email protected]

Сфера снабжения коммунальными ресурсами и оказания коммунальных услуг является весьма значимым компонентом жилищных отношений. Важность защиты законных прав и интересов как потребителя коммунальных ресурсов, так и их поставщика трудно переоценить.

Эти отношения регулируются сложной системой нормативных правовых актов различного уровня.

Согласно абзацу 9 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление № 354) к коммунальным ресурсам относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, к коммунальным ресурсам приравнены сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Очевидно, что такое разнообразие объектов, выступающих в качестве комму-

нальных ресурсов, обусловило известную сложность системы нормативных правовых актов, регулирующих эту сферу.

Также следует учесть, что, с одной стороны, поставка коммунальных ресурсов -это предметное поле гражданского законодательства, с другой стороны, необходимо принять во внимание положения подпункта 1 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также -ЖК РФ), из которой следует, что отдельные аспекты этих отношений урегулированы жилищным законодательством.

Соответственно, эта сфера, помимо нормативных правовых актов федерального уровня, регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами органов местного самоуправления.

Мы полагаем, что основными элементами системы нормативного регулирования обозначенного сегмента общественных отношений являются следующие компоненты:

• § 6 «Энергоснабжение» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГКРФ);

• Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416 ФЗ «О водоснабжении и

водоотведении»;

• Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

• Раздел VII «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Помимо указанных федеральных законов, сферу поставки коммунальных ресурсов регламентирует ряд подзаконных актов, принятых на уровне Правительства Российской Федерации. К основным из них относится уже названное Постановление № 354. Кроме того, в систему правового регулирования этой сферы общественных отношений входят следующие нормативные правовые акты:

• постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотве-дения и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее - Постановление № 549);

• постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа».

Названные нормативные правовые акты представляют собой важнейшие элементы системы правового регулирования отношений в сфере поставки коммунальных ресурсов.

Кроме того, следует принять во внимание положения части 2 статьи 548 ГК РФ, в которой установлено, что к отношениям, связанным с потреблением через присоединенную сеть газа, нефти и нефтепродуктов, воды и других товаров, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Из этих положений следует, что в сфере соответствующих отношений перечисленные акты имеют определенные приоритеты.

Одними из важнейших аспектом отношений, связанных с поставкой коммунальных ресурсов потребителю, является учет объема поставляемых коммунальных ресурсов, начисление оплаты за них, привлечение к ответственности поставщика коммунальных ресурсов и абонента за нарушение своих обязательств в этой сфере.

По общему правилу, учитывая положения части 1 статьи 544 и части 2 статьи 548 ГК РФ, оплата потребленных коммунальных ресурсов производится за фактически принятое абонентом количество коммунальных ресурсов в соответствии с данными учета коммунальных ресурсов, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Эти положения фактически воспроизведены в части 1 статьи 157 ЖК РФ, в которой установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из этих положений следует, что абонент может быть обязан оплатить не только фактически потребленное количество коммунальных ресурсов, но и коммунальные ресурсы, объем которых ему вменен,

как потребленные. Такие начисления происходят в том случае, если фигурирует так называемое «начисление по нормативу потреблению».

Учитывая известную значительность нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов, весьма существенным интересом абонента является определение поставщиком объема предоставляемых им ресурсов именно на основании установленных приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов.

В свою очередь, не слишком хорошо завуалированным интересом поставщика коммунальных ресурсов является определение объема их потребления по установленным нормативам, которые многократно превосходят действительные объемы коммунальных ресурсов, в среднем потребляемых абонентом.

По поводу указанного компонента рассматриваемых общественных отношений сформировалось определенное нормативное правовое регулирование, устанавливающее предпосылки для установления взаимных прав и обязанностей поставщика коммунальных ресурсов и их потребителя. Собственно основным обоюдным интересом как поставщика коммунальных ресурсов, так и их потребителя является их точный учет, позволяющий однозначно определить сумму, подлежащую оплате со стороны абонента поставщику за потребленные ресурсы. Приоритетным способом определения объема потребляемых коммунальных ресурсов является использование показаний приборов учета поставляемых коммунальных ресурсов.

Это суждение вытекает из раздела VII Постановления № 354, а также из раздела «Основные правила учета поставляемого газа, определения объема потребленного газа и размера платы за газ» Постановления № 549.

Оба эти нормативных акта содержат определенные требования к приборам учета коммунальных ресурсов. При этом Постановление № 549 (абз. 1 п. 3) специфичен

именно для такого коммунального ресурса, как природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из ре-зервуарной или групповой баллонной установки.

В силу того, что оба указанных документа входят в систему жилищного законодательства, принципиальным при их применении является возможность использования положений статьи 7 «Применение жилищного законодательства по аналогии» ЖК РФ.

Вместе с тем, как нам представляется, имеются определенные проблемы в синхронизации этих нормативных правовых актов, обусловленные не совсем внятным подходом законодателя к разграничению сфер действия этих документов. Связано это с тем что, с одной стороны, согласно абзацу 9 пункта 2 Постановления № 354 к коммунальным ресурсам, помимо прочего, относится газ, с другой стороны, согласно подпункту б) пункта 3 Постановления № 354 эти правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением № 549.

В такой ситуации возникает закономерный вопрос: если авторы этого нормативного правового акта в перечень коммунальных ресурсов включают газ, а отношения, на регулирование которого ориентировано это постановление, в качестве субъектов называет прежде всего собственников и пользователей помещений в многоквартирных и жилых домах, то какой же сегмент общественных отношений, обладающих этими характеристиками, этот нормативный документ регулирует?

На наш взгляд, буквальное толкование положений подпункта б пункта 2 Постановления № 354 вообще исключает поставку газа для коммунально-бытовых нужд из

сферы действия этого нормативного правового акта.

Вместе с тем названные нами причины, а также весьма серьезные санкции, которые могут быть применены к абоненту при наличии обстоятельств, указанных в пункте 81 (11) Постановления № 354, делают для поставщика газа очень соблазнительным применение к абоненту положений именно Постановления № 354 вместо соответствующих положений Постановления № 549.

Необходимо отметить, что в этом случае у поставщика газа есть вполне весомые основания, позволяющие ему мотивировать выбор применяемого нормативного правового акта.

Кроме того, если дело примет опасный оборот для поставщика газа, в частности, если абонентом в процессе рассмотрения дела будут представлены серьезные аргументы, подтверждающие необоснованность претензий поставщика газа, связанных с положениями пункта 81 (11) Постановления № 354, и в связи с этим будет заявлен встречный иск о привлечении поставщика газа к ответственности согласно пункту 155 (1) указанного Постановления за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, то поставщик всегда может аргументировано сослаться на невозможность применения этих положений, мотивируя свою позицию нормами подпункта б) пункта 2 Постановления № 354.

На наш взгляд, абсолютно не способствуют решению этой проблемы положения части 6 статьи 157 ЖК РФ, в которой указано, что лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем. По нашему мнению, содержание этой

нормы мало проясняет вопрос о возможности применения положений пункта 155 (1) Постановления № 354 к отношениям, связанным с поставкой газа для коммунально-бытовых нужд граждан. Кроме того, даже в случае оценки Постановления № 354 как нормативного акта, применимого в рамках конкретного дела, положения абзаца 4 пункта 81 указанного документа помогут с легкостью обосновать невиновность в таком нарушении исполнителя своих обязательств.

Обусловлено это тем, что согласно приведенному положению нарушение целостности прибора учета, наличие механических повреждений, наличие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, неплотное прилегание стекла индикатора; отсутствие или несохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета, расценивается как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.

Эти обстоятельства, как следует из пункта 81 (11) рассматриваемого документа, безусловно, позволяют без установления причин этих обстоятельств осуществить начисления в нормативных пределах, которые установлены этим же пунктом, а также применить повышающий коэффициент 10. То есть даже если и будет установлена невиновность абонента в наступлении этих обстоятельств, то наличие последних всегда будет использовано исполнителем для оправдания сделанных им начислений.

Вместе с тем положения статей 6 и 157 ЖК РФ в определенной мере можно рассматривать как некий ориентир для формирования более взвешенного подхода к правоприменению в этой сфере.

На наш взгляд, большую справедливость и взаимный учет интересов участни-

ков отношений, складывающихся в сфере оказания коммунальных услуг, в том числе поставки газа для коммунально-бытовых нужд, обеспечивали бы нормы, которые также предусматривали бы достаточно высокий уровень ответственности поставщика газа за ненадлежащее исполнение своих обязательств по осуществлению начислений абоненту за потребленные коммунальные услуги.

Из системного толкования части 4 статьи 154 ЖК РФ, а также абзацев 7 и 8 пункта 2 Постановления № 354 со всей очевидностью следует, что поставка газа для коммунально-бытовых нужд относится к коммунальным услугам. Если же принять во внимание, что для регулирования отношений в этой сфере предназначено именно Постановление № 354, то, думается, вполне возможно применение положений пункта 155 (1) этого документа к отношениям, связанным с поставкой газа для коммунально-бытовых нужд граждан уже с учетом возможности применения жилищного законодательства (ч.1 ст. 7 ЖК РФ) по аналогии закона.

Описанная нормативная невнятность предоставляет поставщику газа широкие возможности, учитывая исключительное положение организаций, поставляющих газ для коммунально-бытовых нужд на потребительском рынке, для предъявления необоснованных претензий потребителю. В свою очередь, учитывая огромный массив потребителей газа для указанных целей, это позволяет поставщику газа извлекать огромные, совершенно необоснованные прибыли.

Правительство Российской Федерации, установив весьма серьезные санкции в отношении потребителя газа, для поставщика газа прямо не предусмотрело никаких мер ответственности в случае предъявления им необоснованных претензий. Изыскивать основания для привлечения поставщика

газа к ответственности за нарушение своих обязательств в этой сфере приходится посредством изощренного анализа положений ЖК РФ, Постановления № 354 и Постановления № 549.

Как показывает практика, применение положений пункта 81 (11) Постановления № 354 позволяет поставщику осуществлять огромные начисления абоненту на основании признаков, наличие которых, по мнению поставщика, свидетельствует о вмешательстве в работу прибора учета газа либо об эксплуатации неисправного прибора. При этом обращает на себя внимание то, что в указанном нормативном акте нет каких-либо оговорок относительно того, что, во-первых, такие обстоятельства могут иметь место в силу естественных причин 1, во-вторых - при отсутствии вины абонента в силу действий других лиц, например, устанавливавших и ремонтировавших прибор учета.

Необходимо отметить, что в определенной степени авторы Постановления № 354 этот аспект отношений попытались учесть. Так, согласно абзацу 3 пункта 81 (11) этого документа исполнитель вправе произвести перерасчет платы за коммунальные услуги и направить потребителю требование о доначислении платы за коммунальные услуги только в том случае, если прибор учета установлен в жилом помещении или ином помещении, доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя. Видимо, это положение, по мысли его авторов, должно укрепить презумпцию виновности абонента во вмешательстве в работу прибора учета при наличии указанных выше обстоятельств.

Установление обстоятельств, указанных в абзаце 2 пункта 81 (11) Постановления № 354, позволяет исполнителю считать сведения, подаваемые потребителем, об объеме потребленного коммунального ресурса недостоверными и осуществлять начисле-

1 В частности, вполне возможна ситуация разрушения средства контроля в силу неблагоприятных погодных условий в случае установки индивидуального прибора учета, например, на улице.

ния на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

Необходимо отметить, что пункт 81 (11) Постановления № 354, нормы которого предоставляют такие возможности исполнителю в разделе VII «Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний», некоторым образом «затемняет» правовую природу этого положения. В связи с этим возникают вопросы:

1) что описали авторы Постановления № 354 в указанном пункте?

2) можно ли расценивать эти положения как определенную форму ответственности потребителя за неисполнение своих обязательств в рамках договора на оказание коммунальных услуг или поставки коммунальных ресурсов?

На наш взгляд, описанное в абзаце 4 пункта 81 (11) Постановления № 354 доначисление, которое может сделать исполнитель при указанных обстоятельствах, представляет собой именно ответственность абонента, основанную на неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств согласно договору на оказание коммунальных услуг.

Учитывая, что в настоящее время, помимо прочего, нормативными правовыми предпосылками договора на оказания коммунальных услуг являются положения Постановления № 354, по нашему мнению, основой такой ответственности является нарушение абонентом своих обязанностей в рамках этого договора, что предусмотрено пунктом «г(2)» раздела V «Права и обязанности потребителя» Постановления № 354. Согласно этой норме абонент, заключая договор на оказание коммунальных услуг, даже если это положение и не будет включено в содержание конкретного договора, берет на себя обязательство сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплано-

вых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Изложенное подтверждает, что положением абзаца 3 пункта 81 (11) Постановления № 354 предусмотрена именно ответственность абонента за нарушение своих обязательств в рамках договора на оказание коммунальных услуг. Правовые предпосылки регулирования ответственности за неисполнение обязательств, основанных на договоре оказания коммунальных услуг или договоре поставки газа для коммунально-бытовых нужд, сформулированы в соответствующих положениях главы 25 «Ответственность за нарушение обязательств» и § 6 «Энергоснабжение» главы 30 ГК РФ.

В части 2 статьи 548 ГК РФ «Применение правил об энергоснабжении к иным договорам», помимо прочего, установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 547 ГК РФ «Ответственность по договору энергоснабжения» в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15).

Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Ни Постановлением № 354, ни Постановлением № 549, ни каким-либо другим законом не установлено положений о том, что абонент по договору поставки газа для коммунально-бытовых нужд либо по договору оказания коммунальных услуг может отвечать за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в рамках такого договора при отсутствии признаков своей вины. Отсутствуют и положения, согласно которым на абонента возлагались бы обязанности нести ответственность за намеренные действия третьих лиц.

Из этого следует, что применение положений абзаца 4 пункта 81 (11) Постановления № 354 либо положений абзаца 2 пункта 28 Постановления № 549 в отношении абонента возможно только при наличии его вины (умысла или неосторожности).

В связи с этим излишне категоричными выглядят формулировки приведенных нормативных положений, особенно абзац 4 пункта 81 (11) Постановления № 354, в котором без каких-либо оговорок утверждается, что наличие указанных обстоятельств признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При наличии такой законодательной нормы потребители коммунальных услуг, чтобы отстоять свои права, в случае необоснованных претензий исполнителя должны иметь глубокие юридические знания, чего, конечно, трудно ожидать от основной их массы. В свою очередь, это создает весьма благоприятную почву для всякого рода злоупотреблений.

На наш взгляд, учитывая специфику массы адресатов постановлений № 354 и № 549, в этих документах необходимо закрепись положения, которые описывали бы условия, при которых невозможны такие штрафные начисления. Прежде всего это должно быть отсутствие вины абонента в несохранности, повреждении установленных исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих проверках прибора учета контрольных пломб, индикаторов антимагнитных пломб, а также

пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Кроме того, в качестве обстоятельства, исключающего ответственность абонента, следует зафиксировать отсутствие его вины в неисправности прибора учета газа.

Собственно, привлечение к ответственности абонента только на основании неких признаков, свидетельствующих о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, без установления факта действительного вмешательства в работу такого прибора и вины абонента в этом, аналогично тому, как если бы привлекали к уголовной ответственности только на основании заявления о привлечении к уголовной ответственности, в котором фигурируют отдельные признаки состава преступления, без проведения предварительного расследования и даже без вынесения обвинительного приговора. Совершенно очевидно, что это недопустимо.

На наш взгляд, установление обстоятельств, перечисленных в пункте 81 (11) Постановления № 354, никак не может быть безусловным основанием для привлечение потребителя коммунальных услуг к ответственности в упрощенном порядке. В сущности, это должно быть только основанием для проведения проверки, в рамках которой устанавливались бы причины появления таких обстоятельств.

Наверное, нужно быть благодарным авторам Постановления № 354 за то, что в их головы не пришла идея в рамках этого нормативного правого акта придать начислению, произведенному исполнителем на основании пункта 81 (11), значение исполнительного документа.

Вообще, оценивая отдельные пассажи указанного нормативного правового акта, этого вполне можно было ожидать. Основанием для таких опасений является, в частности, положение подпункта а) пункта 2 Постановления № 354, в котором указано, что правила, утвержденные этим документом, применяются к отношениям, вытекающим

из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих правил. Из приведенной нормы со всей очевидностью следует, что при отсутствии каких бы то ни было законодательных предпосылок для этого, игнорируя однозначные положения части 2 статьи 422 ГК РФ, действие этого положения распространено и на отношения, вытекающие из ранее заключенных договоров.

Впрочем, Правительства Российской Федерации в рамках анализируемого акта остановилось буквально «в шаге» от того, чтобы такой подход реализовать. Свидетельством этому являются положения статьи 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ), не ограничивающие какими-либо пределами право мирового суда выносить судебные приказы, основанные на требованиях о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. А, как известно, вынесение судебного приказа как упрощенная форма гражданского судопроизводства совсем не предполагает установление причин, по которым возникли те или иные обстоятельства, на которых основаны требования лица, подавшего заявление о выдаче судебного приказа.

В силу указанных причин, вопреки конституционным гарантиям на судебную защиту своих прав и свобод потребитель коммунальных услуг может быть в весьма упрощенном порядке привлечен к очень серьезной имущественной ответственности. Ситуацию усугубляет и то, что в случае удовлетворения судом требований потребителя газа о возложении на поставщика газа обязанности определять объем поставленного газа на основании показаний прибора (узла) учета газа и признании незаконными начислений, сделанных на основании пункта 81 (11) Постановления № 354, отсутствуют внятные нормативные предпосылки, которые позволяли бы привлечь поставщика газа к какой-либо ответственности. Ис-

ключение составляет только эфемерная возможность обратиться с требованиями о выплате компенсации морального вреда либо к аналогии жилищного законодательства.

На наш взгляд, в случае неправомерно сделанных начислений за потребленный газ абонент не вправе для защиты своих интересов обратиться к положениям пункта 6 статьи 13 Федерального закона «О защите прав потребителей», которая предусматривает, что при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Обусловлено это тем, что в случае удовлетворения иска потребителя: суд никакой реальной суммы в пользу потребителя не присуждает, что и препятствует применению этой нормы.

Вместе с тем если учитывать, что поставка газа для коммунально-бытовых нужд, следуя буквальному смыслу части 4 статьи 154 ЖК РФ, относится к одной из разновидностей коммунальных услуг, то в описанной ситуации вполне возможно использование части 6 статьи 157 ЖК РФ.

Согласно указанной норме ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Основания для возложения на исполнителя обязанности по уплате штрафа в случае нарушения им своей обязанности по расчету платы за коммунальные услуги, повлекшее необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотрено в пункте 155 (1) Постановления № 354. Этим положением устанавливает-

ся, что в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с этими правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя.

Содержание части 6 статьи 157 ЖК РФ свидетельствует о том, что эта норма имеет общий характер и распространяет свое действие на отношения, связанные с оказанием всех видов коммунальных услуг, в том числе на отношения, связанные с поставкой газа. Соответственно, поскольку только в Постановлении № 354 установлены такие меры ответственности, именно этот нормативный правовой акт должен применяться в рассматриваемой сфере.

Вместе с тем положения абзаца 2 пункта 1 Постановления № 549 и подпункта б) пункта 2 Постановления № 354, жестко разграничивающие сферы действия этих нормативных правовых актов, дают почву для весьма нестабильной правоприменительной практики, позволяя давать как положительный, так и отрицательный ответы на вопрос о возможности применения положений пункта 155 (1) Постановления № 354 вообще ко всем сферам оказания коммунальных услуг.

По нашему мнению, нет никакой рациональной причины, в соответствии с которой собственник жилого помещения в многоквартирном доме, являющийся абонентом по договору о поставке электрической энергии, в случае нарушения исполнителем своих обязательств по осуществлению начислений за потребление этого коммунального ресурса для защиты своих интересов может использовать положения пункта 155 (1) Постановления № 354, а абонент по договору поставки газа для коммунально-бытовых нужд нет.

На наш взгляд, важность этого вопроса обусловливает необходимость введения в ЖК РФ некоей общей нормы, в которой были бы сформулированы основания, условия и размер ответственности исполнителя в виде штрафа за нарушение своих обязательств в указанной сфере. Из содержания такой нормы должно следовать, что она распространяет свое действие на все сферы оказания коммунальных услуг, регулируемые жилищным законодательством.

Помимо этого, учитывая, что обстоятельства, предусмотренные в абзацах 3-5 пункта 81 (11) Постановления № 354, вполне могут иметь место и при отсутствии в этом вины абонента, по нашему мнению, излишне поспешным является предоставление права исполнителю без установления названного условия ответственности абонента направлять ему требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Полагаем, что выявление названных фактов может являться только основанием для проведения дополнительной проверки по этому поводу, осуществление которой исполнителем должно быть необходимым условием для его обращения в суд с соответствующими требованиями.

Наряду с этим, учитывая значительность размера ответственности, которая может быть применена к абоненту, полагаем необходимым внести соответствующие коррективы в гражданское процессуальное законодательство, которые исключали бы возможность взыскания с абонента суммы указанных доначислений в рамках приказного производства.

Актуальность такого подхода повышается в связи с необходимостью для абонента иметь возможность обосновать отсутствие своей вины в наступлении указанных обстоятельств.

Кроме того, к недостаткам правового регулирования рассматриваемого сегмента общественных отношений следует отнести допускающую серьезные разночтения формулировку оснований, исключающих привлечение исполнителя к ответственности

в соответствии с частью 6 статьи 157 ЖК РФ и пункта 155 (1) Постановления № 354.

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что применение указанных положений возможно только при наличии вины исполнителя. Учитывая, что основной массой исполнителей в этой сфере являются субъекты предпринимательской деятельности, такой подход законодателя к описанию условий привлечения исполнителя к ответственности за рассматриваемое нарушение своих обязательств выглядит очень серьезным отступлением от общего подхода к определению оснований и условий ответственности таких субъектов, предусмотренных частью 3 статьи 401 ГК РФ.

Следует отметить, что такой подход законодателя к решению этого вопроса в практической сфере может усугубляться еще и тем, что ни в пункте 28 Постановления № 549, ни в пункте 81 (11) Постановления № 354, устанавливающих штрафные меры ответственности в отношении потребителя коммунальных услуг, нет ни одного упоминания о вине потребителя как необходимом условии ответственности.

Сопоставление положений пунктов 81 (11), 158 Постановления № 354 и части 3 статьи 401 ГК РФ показывает, что в рассматриваемой сфере общественных отношений ответственность абонента перед исполнителем строится на базовых принципах гражданско-правовой ответственности. Вытекает это из того, что ни в положениях § 6 «Энергоснабжение» главы 30 ГК РФ «Купля-продажа» , ни в постановлениях № 354 и № 549 не предусмотрена ответственность абонента и при отсутствии вины. Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 157 ЖК РФ и пунктом 155 (1) Постановления № 354 обстоятельствами, исключающими ответственность исполнителя за нарушение своих обязательств по начислению платы за коммунальные услуги, является наличие вины потребителя в та-

ком нарушении или устранение такого нарушения до обращения и (или) до оплаты ее потребителем. То есть если следовать буквальному смыслу этой нормы, то добровольный отказ исполнителя от своих необоснованных претензий к потребителю исключает применение к нему указанных норм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем возникает вопрос, не установил ли здесь законодатель обязательный претензионный порядок разрешения конфликта между исполнителем и потребителем коммунальных услуг, возникшего по поводу правильности сделанных начислений за потребленные услуги. Такая постановка проблемы отнюдь не является беспочвенной, поскольку, как показывает практика, суды, столкнувшись с указанием на какое-либо упоминание обращения в норме, весьма склонны трактовать ее как устанавливающую некий претензионный порядок со всеми вытекающими из этого последствиями. Такой подход к пониманию этой нормы естественно воплощается в неправомерном оставлении искового заявления без движения на основании статьи 136 ГПК РФ либо в возвращении искового заявления согласно статье 135 ГПК РФ.

Необходимо отметить, что поскольку Постановление № 354 является подзаконным нормативным актом, согласно статье 132 ГПК РФ этим документом вообще не может устанавливаться какой-либо обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

В свою очередь, часть 6 статьи 1 57 ЖК РФ также не устанавливает какого-либо досудебного порядка разрешения спора, соблюдение которого является обязательным условием для принятия искового заявления к производству. Обусловлено это тем, что в указанной норме отсутствует императивное предписание, адресованное потребителю, в случае возникновения спора в этой сфере предварительно обращаться с претензией к исполнителю 2.

2 Ярким примером предварительного претензионного порядка разрешения спора является порядок, регламентированный частью 2 статьи 452 ГК РФ, в которой установлено, что требование об изменении или о рас-

Судя по содержанию части 6 статьи 157 ЖК РФ, закон предоставляет потребителю право предварительно обратиться со своими претензиями к исполнителю, которым последний может не воспользоваться, а сразу обратиться в суд.

В заключение, завершая обзор проблем, которые имеют место в таком сегменте правового регулирования отношений по оказанию коммунальных услуг, как ответственность сторон таких отношений, полагаем вполне обоснованным утверждать, что в настоящее время назрела как минимум потребность в принятии Пленумом Верховного Суда Российской Федерации соответствующего постановления, в котором содержались бы разъяснения для нижестоящих судов по разрешению описанных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1 996 года № 1 4-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть 1), ст. 14.

4. О газоснабжении в Российской Федерации : Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 1667.

5. О водоснабжении и водоотведении : Федеральный закон от 7 декабря 201 1 года № 416-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7358.

6. О защите прав потребителей : Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1 996, № 3, ст. 140.

7. Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168.

8. Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 : постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 642 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 32, ст. 4304.

9. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан : постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30 (часть 2), ст. 3635.

10. О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа : постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 25, ст. 2733.

11. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов : постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168.

12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ.

торжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.