Научная статья на тему 'Водоснабжение и водоотведение в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и применения платежей на общие домовые нужды'

Водоснабжение и водоотведение в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и применения платежей на общие домовые нужды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1829
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ / ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ / ОДН / ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ОБЩЕДОМОВЫЕ ПРИБОРЫ УЧЕТА / ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК / LEGISLATION ON WATER SUPPLY AND SANITATION / COMMON HOUSE-NEEDS / CENTRAL WATER SUPPLY / DECENTRALIZED WATER SUPPLY / METERING DEVICES / GUARANTEEING SUPPLIER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеметова Наталья Юрьевна

Автор рассматривает проблемы применения российского законодательства о водоснабжении и водоотведении, в частности, вопросы использования систем централизованного и децентрализованного водоснабжения, транспортировки и подачи воды абонентам, установления размера оплаты за водоснабжение (водоотведение), в том числе взимания платы за воду, потребляемую на общие домовые нужды. Анализирует пробелы в существующем законодательстве в этой сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER SUPPLY AND SANITATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND APPLICATION FOR PAYMENT GENERAL HOUSES NEEDS

The author considers the problem of the use of the Russian legislation on water supply and sanitation, in particular, questions the use of centralized and decentralized water supply systems, transport and water supply customers, determine fees for water supply (drainage), including charging for water consumed at the common house-needs. Analyze the gaps in the existing legislation in this sphere of economy.

Текст научной работы на тему «Водоснабжение и водоотведение в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и применения платежей на общие домовые нужды»

Водоснабжение и водоотведение в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и применения платежей на общие домовые нужды

Н.Ю. Шеметова

адвокат Адвокатской палаты Иркутской области (г. Иркутск)

Наталья Юрьевна Шеметова, [email protected]

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Таким образом, под водоснабжением понимается комплекс услуг, оказываемых абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего и холодного водоснабжения. Под водоотведением в указанном законе понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Порядок предоставления услуг по водоснабжению в жилом секторе регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - постановление № 354), утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В пункте 4 этого постановления определяются следующие

виды коммунальных услуг, которые могут предоставляться потребителям:

1) холодное водоснабжение - снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;

2) горячее водоснабжение - снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридо-мовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);

3) водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

При этом согласно новым Правилам вводится новый порядок расчета размера платы за каждую коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (далее также - ОДН) в многоквартирном доме:

• холодное и горячее водоснабжение;

• водоотведение;

• электроснабжение;

• газоснабжение;

• отопление.

Законность взимания платежей по этой категории коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, представляется спорной по причине отсутствия отдельных «точек» для потребления исключительно для общедомовых нужд (проще говоря, отдельных унитазов, раковин, другого оборудования,которые потребляли бы воду для общедомовых нужд, нет, соответственно, отсутствуют и стоки, то есть услуга водоотведения не требуется).

Неслучайно в Интернете появились черный юмор и язвительные комментарии по поводу этой категории платежей. В то же время у практиков возникли вполне серьезные вопросы, касающиеся применения этой нормы.

Так, в постановлении № 354 предлагается методика начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН. Однако в этом документе не рассматривается возможность освобождения от оплаты коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, при ее отсутствии. В связи с этим на местах гражданские активисты и, конечно, сотрудники управляющих компаний, других организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее также - ЖКХ) столкнулись

с тем, что в пункте 40 постановления № 354 предусматривается внесение платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, тогда как в большинстве многоквартирных домов постройки 70-80-х годов прошлого века отсутствует общедомовое оборудование, потребляющее холодную и тем более горячую воду. «Отсутствуют краны для подключения шланга и полива газонов, воду для мытья лестничных площадок жители берут у себя в квартирах. Впрочем, если бы даже были краны для полива газонов, как в этих случаях быть с водоотведением? Таким образом, отсутствует возможность потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды. Следуя букве Постановления № 354 жители обязаны оплачивать ОДН по холодной, горячей воде и водоотведению даже в том случае, если такая услуга им не предоставляется. Такое положение противоречит закону «О защите прав потребителей». Газовики, например, отказались от начисления платы за ОДН по газу, поскольку в многоквартирных домах отсутствует общедомовое газовое оборудование. В случае отсутствия общедомового прибора учета коммунального ресурса имеется возможность опротестовать начисление ОДН, так как потребление коммунального ресурса на общедомовые нужды отсутствует. Но при наличии общедомового прибора учета расчет коммунального ресурса на ОДН, приходящийся на квартиру, производится по формуле № 12. В этом случае неоплаченный, разворованный или «потерянный» объем коммунального ресурса распределяется по остальным собственникам пропорционально площади жилья независимо от того, предоставляется ли в доме подобная услуга»1.

1 Общественный совет по ЖКХ Орловской области предложил отложить взимание платы за ОДН по воде. Ш1_: http://www.potrebitel59.ru/novosti/obschestvenyi-sovet-po-zhkh-orlovskoi-oblasti-predlozhil-otlozhit-vzimanie-platy-za-odn-po-vode.html (дата обращения: 12 марта 2014 года).

Наличие подобных ситуаций не могло не вызвать возмущение граждан. В результате Правительством Российской Федерации было принято постановление от 16 апреля 2013 года № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», отменившее норматив потребления ресурсов на ОДН в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета. Однако его принятие явилось лишь полумерой. Ведь для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, обязанность по оплате ОДН на общедомовые нужды сохраняется. Даже если по объективным причинам (например из-за отсутствия в доме оборудования, которое потребляло бы воду на общедомовые нужды) такое потребление отсутствует де-факто, то где гарантия, что управляющая компания удержится от того, чтобы начислить собственникам жилых помещений в доме сумму платежа якобы в качестве оплаты за ОДН? Оформить соответствующие документы, якобы подтверждающие потребление воды на ОДН, специалисты управляющих компаний смогут, случаи фальсификаций документов такими организациями, даже официально подтвердившиеся, имели место многократно. К сожалению, авторы текста этого постановления механически, наобум, установили еще одну обязанность для собственников жилья - оплачивать и эти, не оказываемые, услуги, ведь возможности доказывания подлога документов, совершенного организациями ЖКХ, у граждан чаще всего отсутствуют. Была отменена самая одиозная норма, но осталась еще одна, которая может быть использована как еще один источник дохода для управляющих компаний, менеджмента товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и т. д. Складывается впечатление, что текст постановления писали люди, далекие от практики применения таких актов.

Сам факт существования нормы права, обязывающей потребителей оплачивать ОДН, в том числе по водоснабжению,

содержит колоссальную дополнительную возможность для обогащения организаций ЖКХ, управляющих компаний, ТСЖ и т. д., которые могут использовать новую строку для получения с потребителей дополнительных платежей, даже если фактически такое потребление отсутствует. При отсутствии у граждан-потребителей гарантий доступа и контроля за показаниями общедомовых приборов учета введенная Правительством норма о платежах, взимаемых за услуги, предоставляемые на ОДН, стала лишь дополнительным источником дохода для управляющих компаний, поскольку они имеют возможности указывать в отчетных документах такие цифры потребления, какие считают нужным, а затем, ссылаясь на них, взимать с потребителей не только по-квартирную плату за потребленные ресурсы, но и оплату за услуги, предоставленные на ОДН.

Возможно, разработчики текста постановления № 344, узаконившие обязательность платежей за услуги, предоставляемые на ОДН, не понимают, что таким образом увеличили финансовое бремя, возложенное на граждан? Собственники в домах, оборудованных приборами учета, превратились в заложников этих приборов. В условиях нередкого манипулирования показаниями этих приборов управляющими компаниями, когда в счетах граждан для оплаты указаны одни показания, а управляющие компании оплачивают услуги энергоснабжающих компаний по другим показаниям - реальным (представителя энергоснабжающей компании - монополиста не удастся обмануть, как граждан), управляющие компании просто «нарисуют» еще одни «расходы», в том числе на воду, общедомовые нужды, ссылаясь якобы на показания приборов учета, и граждане ничего не смогут сделать. Получается, что жители домов, в которых отсутствуют приборы учета, более защищены от таких манипуляций управляющих компаний. Это относится и к ТСЖ, поскольку норма закона теперь вообще освободила их от таких

платежей. Конечно, чиновники, разработавшие рассматриваемую поправку, могут сослаться на то, что якобы в домах, где отсутствуют приборы учета, жители оплачивают потребление по нормативам, в которые уже заложено потребление на ОДН. Но, как показывает практика, в реальности собственники помещений в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, часто платят почти столько же, если не больше, как собственники помещений в домах, такими приборами не оборудованных, если сравнивать в абсолютных цифрах. Но когда речь заходит о дополнительных платежах, дополнительной финансовой нагрузке, наличие общедомовых приборов учета становится для собственников настоящим бедствием, поскольку у них нет правовой защиты от незаконных манипуляций со стороны профессиональных игроков рынка ЖКХ.

Система централизованного обеспечения населения России водой, как и многие другие элементы российского ЖКХ, была сформирована во времена СССР, значительных изменений за реформенные и постреформенные годы не претерпела, если не считать незначительных нововведений в системе очистки питьевой воды для населения, проведенной в ряде крупных городов России. Российскую провинцию за редкими исключениями эти нововведения затронули мало. Как и в других системах жизнеобеспечения советского периода, главный «упор» в системе водоснабжения был сде-

лан на максимально централизованные системы снабжения населения водой, когда в районе, даже среднего размера городе (до 1 миллиона жителей), как правило, существует одна организация, выполняющая эти функции.

Современное законодательство, касающееся водоснабжения, начало формироваться в конце 1990-х годов. Например, в 1999 году были приняты Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации 2, заложившие основы нового постреформенного законодательства. В Правилах указано, что целью их принятия является создание условий для обеспечения потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, охраны окружающей среды от загрязнения, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшения организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечения энергоресурсосбережения. Во многом заявленная этими Правилами цель продолжает традицию советских нормативных актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, актов технического характера, писавшихся инженерами и для инженеров соответствующим языком, изобилующих формулами, методиками учета и т. д. 3. Даже для их

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

3 В качестве примеров многочисленных подобных актов технического характера, написанных инженерами для инженеров, можно назвать следующие:

постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества с многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;

Государственный Стандарт Российской Федерации «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» : постановление Госстандарта России от 19 июня 2000 года № 158-СТ. Введен в действие с 1 января 2001 года;

чтения необходимы специальные познания в технике, знание физических процессов и особенностей применяемых технологий. По существу, это технологические принципы отрасли, введенные в законодательство. Юристы за редкими исключениями эти акты не читали, эта часть отраслевого законодательства долгое время оставалась «за бортом» юриспруденции, хотя именно она регулировала большинство практических вопросов в рассматриваемой сфере. Отчасти такая практика издания отраслевых нормативных актов «для технарей» сохраняется и сейчас, нередко давая поводы специалистам административного права утверждать, что область ЖКХ в праве может рассматриваться только с точки зрения управления, то есть с позиции административных, советских методов, а не с точки зрения регулирования ее рыночными, имущественными методами 4.

При этом федеральный законодатель все же пытается перестроить сложившуюся систему на рыночных принципах 5. Рыночные подходы к регулированию отношений в этой области просматриваются в том, что, например, в подпункте 18.1 статьи 4 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведе-нии» в числе полномочий органов публичной власти - Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, региональных и местных органов власти - установление порядка расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды дея-

тельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с принятием уполномоченными органами решений об изменении установленных тарифов, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоот-ведения, а также решений об установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления поселения или городского округа либо согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, в установленных этим Федеральным законом случаях возмещения недополученных доходов.

постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 5, ст. 546.

Приходится констатировать, что в сфере ЖКХ подавляющее число нормативных актов имеют именно такой, технический, характер, что обусловлено спецификой отрасли, однако при этом игнорируется, что их нормы затрагивают интересы миллионов граждан. В связи с этим возникает вопрос о необходимости правовой экспертизы таких нормативных актов и их последующей государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Далеко не все названные акты проходили такую экспертизу.

4 Приходится признать, что в значительной части законодательство в рассматриваемой сфере имеет административный характер, подчиняется нормам не гражданского, а административного права, поскольку к отношениям в сфере ЖКХ применяются соответствующие нормы, например, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5 Настоящим манифестом рыночных отношений в жилищном праве стало принятие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Этот подпункт был внесен в Федеральный закон не сразу, а через год после его принятия. Надо полагать, что к этому принудили обстоятельства, экономические реалии в этой сфере. Организации жилищно-коммунального комплекса имеют большой опыт лоббирования своих интересов, зачастую в ущерб интересам населения. Когда же речь идет об угрозе убытков для самих организаций, они делают все возможное, используют все ресурсы, в том числе административные, чтобы не допустить причинения им убытков действиями органов публичной власти. Само по себе принятие этой нормы ничем из ряда вон выходящим не является, оно логично, а в некоторых случаях экономически оправданно. Только, к сожалению, такая оперативность в принятии поправок в законодательство чаще всего имеет место лишь в случае угрозы ущемления интересов организаций жилищно-коммунального комплекса (управляющих жилищных компаний, ресур-соснабжающих компаний и т. д.). В отношении защиты прав граждан - потребителей коммунальных ресурсов и коммунальных услуг чаще всего складывается ситуация, когда убытки уже причиняются, нередко годами, имеет место массовое нарушение прав граждан, и лишь после длительной и изнурительной борьбы, вмешательства высших органов власти, общественного резонанса в средствах массовой информации дело сдвигается с «мертвой точки» 6. На упреждение нарушений прав граждан российское законодательство в сфере ЖКХ чаще всего не работает.

Приведенная норма Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

(подп. 18.1 ст. 4) свидетельствует не столько о стремлении законодателя регулировать правоотношения в этой сфере методами гражданского оборота, а не административно-командными методами, а об административных возможностях организаций ЖКХ. Граждане таких возможностей, к сожалению, не имеют.

В связи с этим невольно напрашивается мысль об учреждении в России должности омбудсмена, уполномоченного по правам населения в сфере ЖКХ, подобно тому, как была учреждена должность уполномоченного по правам предпринимателей, хотя омбудсмену по правам граждан в сфере ЖКХ, конечно, будут необходимы большой аппарат и большие полномочия, учитывая, какими колоссальными административным ресурсами обладают организации энергетического сектора экономики. Он может оказаться бессильным перед возможностями этих организаций выстраивать ситуацию, в том числе влиять на изменения законодательства, в своих интересах. Однако такая должность необходима прежде всего потому, что большинство (если не все) ныне существующие органы управления ЖКХ обеспечивают интересы в первую очередь профессиональных игроков этого рынка. Специализированного органа, в функции которого входила бы защита прав граждан в этой сфере, в России до сих пор нет. Предложенное касается оказания не только услуг по водоснабжению, но и любых других услуг в сфере ЖКХ.

С началом проведения реформ ЖКХ и переводом этой отрасли на коммерческие рельсы, когда она стала представлять интерес для бизнеса, при этих централизо-

6 Приведем примеры таких нормативных актов: Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 года); постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг»;

постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

ванных предприятиях-монополистах стали появляться сопутствующие компании, осуществляющие вспомогательные функции. Нередко такие организации используются для увода денежных средств головной компании не только от налогообложения, но и для хищения средств, получаемых «большой» компанией, для увода их в оффшорные зоны и т. д. Вероятно, опасаясь, что новые экономические отношения в российском ЖКХ, коммерческие интересы новых компаний могут привести к децентрализации и развалу системы, формировавшейся десятилетиями, российский законодатель предусмотрел в качестве принципа государственной политики в области водоснабжения и водоотведения «обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения» (подп. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Также указанной нормой предусматривается, что целью государственной политики в этой области является «обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водо-отведения» (подп. 6 п. 2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведе-нии»). Обе цели, конечно, благие, но, каким образом государство планирует их достигать, неясно, ведь специальные механизмы не предусмотрены. Очевидно, что эти нормы могут так и остаться декларациями.

Несмотря на то, что в части 1 статьи 9 этого закона устанавливается, что «отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водо-отведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяй-

ственной деятельности не допускаются», тот факт, что номинально эти объекты остаются в собственности органов власти, еще не означает, что заинтересованные лица не смогут воспользоваться активами этих предприятий. Ведь, строго говоря, речь идет только о сохранении систем водоснабжения и водоотведения, однако не менее важно сохранить функциональность этих систем (как минимум). Но как обеспечить их развитие, причем таким образом, чтобы эти системы не превратились в объект эксплуатации и действовали отнюдь не в интересах населения?

Возможностей для злоупотреблений остается много. Нахождение систем водоснабжения в собственности органов местной власти либо в государственной собственности, конечно, необходимо по соображениям безопасности, для социальных целей, но это не означает отсутствие возможностей для злоупотреблений. К тому же, в этом случае неизбежно возникает проблема отсутствия инвесторов, готовых вкладывать в поддержание и развитие этих систем. Полагаем, что, строго говоря, проблема отсутствия инвестиций в сферу ЖКХ вообще и в системы водоснабжения и (или) водоотведения во многом надуманная, поскольку с ростом цен на услуги в этой области реальная доходность этого бизнеса очень высока, как бы не пытались убедить общество в обратном соответствующие организации, и имеющихся средств достаточно и для поддержания сетей в рабочем состоянии, и для развития новых технологий, особенно когда в их внедрении финансово заинтересованы такие организации. Об этом свидетельствует опыт применения общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах. В системах водоснабжения ряда крупных и средних по численности населения городов России уже появился опыт модернизации систем очистки воды, заменивших советские системы, не только физически устаревшие, но и не соответствующие современным экологическим требованиям. Такие системы появились, несмотря на то,

что органы местной власти регулярно заявляют о нехватке средств в бюджетах, и аналогичные заявления руководителей организаций ЖКХ. Там, где менеджмент этих компаний работает не только «на себя», там, где руководство местной власти понимает, что невозможно взимать оплату за свои услуги с населения по ценам XXI века, а работать по технологиям XIX века (системы очистки воды для нужд водоснабжения появились в конце XIX века; тогда же, в XIX веке, отмечены первые удачные опыты по организации водопровода), там появилась возможность осуществить модернизацию системы водоснабжения.

В статье 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» среди целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения указано следующее:

• обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водо-отведение;

• обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, в норму этого закона заложены и приоритеты развития отрасли, и улучшение качества жизни граждан. Справедливости ради следует отметить, что в рассматриваемом законе это не единственная норма, нацеленная на увеличение доступности систем водоснабжения и водоотведения для граждан. Среди специальных норм закона имеются и нормы, касающиеся ограничения сроков подключения к сетям централизованного водоснабжения и (или)

водоотведения для объектов коммунального строительства.

Например, согласно статьям 18 и 19 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного, горячего водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Относительно ситуаций, когда такая возможность технически отсутствует, в обе эти статьи в конце 2012 года были внесены изменения и дополнения, согласно которым при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное (горячее) водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.

Представляется, что эти поправки не станут панацеей, но уже сам факт того, что они были внесены в законодательство, свиде-

тельствует о масштабе проблемы, достигнут уровень, когда ее решением занимается законодатель на федеральном уровне. В строительстве, как известно, проблема подключения строящихся объектов к сетям централизованных коммуникаций является одной из самых болезненных и значительных по своей коррупционной емкости. Представляется, что было бы хорошо, если бы законодатель не ограничивался этими нормами, а предусмотрел и меры ответственности должностных лиц, превращающих такое подключение в огромную проблему для застройщиков. Вместе с тем внесенные в законодательство изменения, требующие от организаций, осуществляющих холодное (горячее) водоснабжение и (или) водоотве-дение, заключать договор о подключении (технологическом присоединении) с заявителем сразу (при наличии свободной мощности) либо при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное (горячее) водоснабжение и (или) водоотведение, обязана заключить такой договор в сроки, предусмотренные в инвестиционной программе.

На наш взгляд, целесообразнее было бы сформулировать это положение не в административно-командном ключе («организация, осуществляющая водоснабжение, обязана»). В условиях рыночных отношений сложно добиться исполнения нормы, если водоснабжающая организация, например, в процессе исполнения инвестиционной программы получит выгодное предложение, скажем, от крупного застройщика, которое по объемам перекроет все ранее поданные заявки от обычных заявителей, которые в такой ситуации рискуют остаться ни с чем. И даже серьезные меры ответственности вряд ли смогут ее остановить в стремлении получить максимум выгоды, менеджмент такой организация найдет способы оформить отказ в подклю-

чении другим лицам по другим основаниям либо затягивать процесс всеми способами. Марксов постулат о том, что при наличии высокого уровня прибыли капитал готов на все, актуален и сейчас. Для подобных случаев эффективнее действовала бы норма, предусматривающая меры экономического стимулирования (например налоговые льготы, другие преференции от государства) водоснабжающей организации, если она обеспечивает доступ к подключению и для граждан, поскольку таким образом решается социально важная для государства и общества задача - обеспечение граждан благоустроенным жильем. Причем льготы должны быть значительными, чтобы этот механизм действовал и был эффективным. В таком случае водоснабжающая организация, конечно, вряд ли откажется от крупного заказчика, однако постарается построить с ним работу так, чтобы не ущемлять и интересы обычных граждан (и самой не упустить льготу), например, станет подключать крупные объекты поэтапно, давая возможность и частным лицам решить свои проблемы.

Отдельного рассмотрения заслуживает правовая природа правоотношений по водоснабжению (водоотведению). Как и в отношениях по теплоснабжению, близких к ним и технологически, и экономически, законодательство чаще всего имеет жестко императивный характер (содержание договоров изначально прописано законодательно). Нередко участников оборота вообще принуждают заключать договоры по прямому указанию закона.

Так, согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении, водо-отведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоот-ведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и

которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), то договор (договоры) считается заключенным. Необходимо пояснить, что согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотве-дении» под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоот-ведения, если обязательность заключения договора со стороны гарантирующей организации объясняется ее особым статусом, полученным ею от органов местной власти, обязательствами, которые она добровольно приняла на себя, получив полномочия гарантирующей организации. Обязательность заключения ею договора со всеми лицами, организациями, которые к ней обратятся, вытекает из ее особого статуса. Это публичный договор со стандартными в большинстве случаев условиями (гражданское законодательство предусматривает заключение таких договоров во многих случаях). Однако нормой пункта 6 статьи

2 этого закона предусматривается публичный характер договора не только для наделенной властью особыми полномочиями - гарантирующей организации, но и для ее контрагентов по договорам, то есть для обычных субъектов гражданского оборота. Более того, в случае их уклонения от заключения с такой организацией договора договор признается заключенным.

Вероятно, в этом случае речь идет о применении стандартных условий аналогичных договоров, заключенных с другими участниками. Возникает вопрос: по какой причине законодатель столь жестко принуждает субъектов к заключению договоров? Единственной причиной может быть то, что объекты капитального строительства организаций подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения ЕЩЕ ДО ПОЛУЧЕНИЯ ими статуса гарантирующих. Если говорить о правоотношениях, то, на наш взгляд, здесь речь идет не о заключении договора, а о продолжении уже имеющихся договорных отношений, подобно тому, как продлевается ранее заключенный договор, если срок его действия истек и ни одна из сторон не продемонстрировала намерение его расторгнуть. Но в этом случае вполне может оказаться, что содержание вновь заключаемого с гарантирующей организацией договора может быть иным, чем ранее заключенный договор. Новый гарантирующий поставщик может предусмотреть более жесткие условия, которые не устроят контрагентов. Контрагенты могут саботировать заключение договора с поставщиком на его условиях. Возможность согласования между сторонами условий договора при несогласии одной из них с его условиями Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» также не предусмотрена.

Таким образом, можно говорить о прямом нарушении принципа свободы заключения договора между сторонами, нарушении, прямо закрепленном в норме Федерального закона «О водоснабжении и

водоотведении». Если новый гарантирующий поставщик станет навязывать контрагентам кабальные условия, то они не смогут по закону предложить ему заключить договор на других условиях, даже на условиях ранее применявшихся договоров.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (ч. 1), ст. 14.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ : в редакции Федерального закона от 16 октября 2006 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1.

3. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса : Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ : в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (ч. 1), ст. 36.

4. О водоснабжении и водоотведении : Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ : в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7358.

5. Об утверждении Правил содержания общего имущества с многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность : постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Правил установления

и определения нормативов потребления коммунальных услуг : постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам : постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2501.

8. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами : постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов : постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг : постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 // Собрание законодательства Российской Федерации», 2013, № 16, ст. 1972.

11. Государственный Стандарт Российской Федерации «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» : постановление Госстандарта России от 19 июня 2000 года № 158-СТ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

12. Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда : постановление Госстроя России от 27

сентября 2003 года № 170. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

13. Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 : в редакции постановления от 23 мая 2006 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями : постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 // Собрание за-

конодательства Российской Федерации, 2006, № 5, ст. 546.

15. О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг : постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 392 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3339.

16. Общественный совет по ЖКХ Орловской области предложил отложить взимание платы за ОДН по воде. URL: http://www. potrebitel59.ru/novosti/obschestvenyi-sovet-po-zhkh-orlovskoi-oblasti-predlozhil-otlozhit-vzimanie-platy-za-odn-po-vode.html (дата обращения: 12 марта 2014 года).

ООО «ПЕРВАЯ ПАТЕНТНАЯ КОМПАНИЯ» ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПОЛНЫЙ СПЕКТР ПАТЕНТНО-ЮРИДИЧЕСКИХУСЛУГ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

С 2011 ГОДА

Основными клиентами компании являются коммерческие, государственные и общественные

организации

КОМПАНИЯ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ:

^по регистрации и управлению правами на следующие объекты интеллектуальной собственности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о товарные знаки/знаки обслуживания о наименования мест происхождения товаров о фирменные наименования о изобретения о полезные модели о промышленные образцы о программы для ЭВМ и базы данных ^по защите и представлению интересов правообладателей в следующих инстанциях: о Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) о Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) о Палата по патентным спорам (ППС)

о Всемирная организация по интеллектуальной собственности (ВОИС) о Суд по интеллектуальным правам (СИП) о арбитражный суд (АС)

о Федеральная антимонопольная служба (ФАС) о Центральное таможенное управление (ЦТУ) о Федеральная таможенная служба (ФТС) о Российское авторское общество (РАО)

И ПЕРВАЯ А ПАТЕНТНАЯ V КОМПАНИЯ

www.patentmsk.ru 8-495-604-42-47, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.