Научная статья на тему 'Плата за водоотведение в жилищно-коммунальном хозяйстве: учет и налогообложение'

Плата за водоотведение в жилищно-коммунальном хозяйстве: учет и налогообложение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
844
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДООТВЕДЕНИЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Водоотведение это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты. Водоотведение неразрывно связано с водоснабжением, и так же, как и водоснабжение, оно осуществляется на платной основе. В статье рассмотрен порядок определения размера платы за водоотведение, а также ее учета в целях бухгалтерского учета и налогообложения организациями жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плата за водоотведение в жилищно-коммунальном хозяйстве: учет и налогообложение»

Проблемы учета

ПЛАТА ЗА ВОДООТВЕДЕНИЕ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ), в соответствии со ст. 2 которого водоотведение — это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водо-отведения. Водоотведение неразрывно связано с водоснабжением, и так же, как и водоснабжение, оно осуществляется на платной основе.

Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, а сточные воды централизованной системы водоотве-дения — это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Водоотведение в настоящее время осуществляется в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167). Правила № 167 также содержат определение водоотведения, по которому водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Рассмотрим основные положения по водоотве-дению, установленные Правилами № 167, регулирующими отношения между абонентами и организа-

циями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Правила № 167 действуют на территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (пп. 2 и 5 Правил № 167).

Абонентами могут быть юридические лица, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся (п. 1 Правил № 167):

— жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры;

— организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде;

— товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

Прием (сброс) сточных вод, как и отпуск (получение) питьевой воды, осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. 426, 539 — 548 Гражданского кодекса РФ), заключаемого абонентом с организацией ВКХ (п. 11 Правил № 167).

Для заключения договора в организацию ВКХ следует представить пакет документов, перечень которых содержится в п. 12 Правил № 167. В частности, должна быть представлена заявка с указанием объектов, непосредственно присоединенных к системам канализации, данных о субабонентах, а также объемах водоотведения сточных вод абонента и субабонента. В состав документов входит баланс водоотведения (п. 12 Правил № 167).

В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжение, учтенными средствами измерений, что следует из п. 56 Правил № 167.

При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, при наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотреб-ления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией ВКХ сроки представить все необходимые данные для расчета.

Пунктом 57 Правил № 167 определено, что в случаях самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

Лимиты водопотребления и водоотведения абонентам согласно п. 58 Правил № 67 устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.

При установлении лимитов, в частности, учитываются:

• фактическая мощность систем водоснабжения и канализации;

• необходимость первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;

• соблюдение лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организациями ВКХ, водохозяйственными и природоохранными органами (нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ);

• баланс водопотребления и водоотведения абонента.

На период, необходимый абоненту для выполнения согласованных с организацией ВКХ мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод, организация ВКХ может установить абоненту временные условия приема сточных вод, указав их в договоре (п. 62 Правил № 167).

Обязанность по обеспечению лабораторного контроля и соблюдению установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод возлагается на абонента (п. 64 Правил № 167). Контроль за соблюдением нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (п. 65 Правил № 167).

Порядок осуществления расчетов за прием (сброс) сточных вод. Оплата абонентом сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не установлено Правилами № 167 или договором, что следует из п. 69 Правил № 167. Расчеты абонентов за прием (сброс) сточных вод в пределах и сверх установленных нормативов водоотведения производятся в порядке, установленном Правительством РФ (п. 70 Правил № 167).

В циркулярном письме Госстроя России от 14.10.1999 № ЛЧ-3555/12 «О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» разъяснено, что расчеты абонентов с организацией ВКХ за прием (сброс) сточных вод в пределах лимитов производятся по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления.

Объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента и оплачивается по договору с организацией ВКХ на основании показаний средств измерений или в порядке, определяемом в соответствии с п. 56 Правил № 167 (п. 73 Правил № 167).

В случае присоединения к абоненту су -бабонентов расчеты за прием от них сточных вод производятся субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления (п. 76 Правил № 167). По соглашению абонента и субабонента с организацией ВКХ такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией ВКХ. Форма оплаты услуг определяется по соглашению между абонентом и организацией ВКХ (п. 77 Правил № 167).

Следует отметить, что организация ВКХ может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, основанием для чего может послужить неуплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод (п. 83 Правил № 167).

Правила № 167 не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ. В настоящее время следует руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с п. 2 Правил № 354 коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

К коммунальным ресурсам отнесены не только холодная и горячая вода, электроэнергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах и пр. К коммунальным ресурсам приравнены также сточные бытовые воды, отводимые по

централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем, соответственно, является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Одним из видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, является услуга водоотведения, т. е. отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным сетям (подп. «в» п. 4 Правил № 354).

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пп. 9 — 12 Правил № 354 (п. 6 Правил № 354). Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения определены разд. III Правил № 354.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354 (п. 7 Правил № 354). Отметим, что конклюдентные действия — это действия, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор.

Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу. Расчет производится в порядке, установленном Правилами № 354 (пп. 36 и 37 Правил № 354).

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные

потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (п. 40 Правил № 354).

Потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (п. 41 Правил № 354).

Размер платы за услугу водоотведения, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к Правилам № 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, размер платы рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды — в соответствии с формулой 4 приложения 2 к Правилам № 354, исходя из норматива водоот-ведения (п. 42 Правил № 354).

Нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ). Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2006 № 306 (далее — Правила № 306).

При определении нормативов водоотведения учитываются износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая). При выборе единицы измерения в отношении водоотведения используется следующий показатель — 1 м3 на 1 чел.

Норматив водоотведения определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства

многоквартирных домов или жилых домов (п. 28 Правил № 306).

При временном, т. е. более пяти полных календарных дней подряд отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу, причем размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (пп. 86 — 88 Правил № 354).

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 ЖК РФ. Плату за коммунальные услуги должны вносить наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, собственники и арендаторы жилых помещений, члены жилищных кооперативов, а также лица, принявшие от застройщика помещение в многоквартирном доме после выдачи последнему разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Вноситься такая плата должна своевременно и в полном объеме. В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за коммунальные услуги входит и плата за водоотведение.

В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности за водоотведение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон № 210-ФЗ).

В соответствии с Законом № 210-ФЗ подлежат регулированию:

— тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения

и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

— надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

— надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с гл. 6 Закона № 416-ФЗ. При применении тарифов необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 19 Закона № 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан — нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок для потребителей.

Правительством РФ 14.07.2008 было принято постановление № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее — Постановление № 520). Пунктом 12 Постановления № 520 установлено, что тарифы на товары и услуги коммунальщиков и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходы на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления повышенных тарифов и надбавок для других категорий потребителей не допускается.

Таким образом, размер платежа за водоотведе-ние складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для организации ВКХ в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 № 708 были утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее — Основы формирования), а приказом Минрегиона России от 23.08.2010 № 378 утверждены Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с п. 2 Основ формирования предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской

Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, причем плата вносится исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (п. 63 Правил № 354).

Плату следует вносить ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (п. 66 Правил № 354).

Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ установлены санкции за несвоевременное внесение коммунальных платежей: несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату лица обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Также исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг при наличии задолженности потребителя по оплате услуг (разд. XI Правил № 354).

Основанием для внесения платы за услугу водо-отведения являются платежные документы, которые должны быть представлены потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п. 67 Правил № 354). Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит п. 69 Правил № 354.

В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками (п. 70 Правил № 354). Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена приказом Минрегионразвития России от 19.09.2011 № 454.

В соответствии с п. 65 Правил № 354 плата за водоотведение может быть внесена несколькими

способами, причем потребители сами могут выбрать тот способ, который им более удобен:

• оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее трех лет со дня оплаты;

• поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;

• вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;

• осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Нормами ЖК РФ установлено, что потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе водоотведение, в следующем порядке:

• наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодате-лем в порядке, согласованном с управляющей организацией (п. 4 ст. 155 ЖК РФ).

Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые

коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества;

• члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива — в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления названных выше кооперативов (п. 5 ст. 155 ЖК РФ);

• собственники помещений в доме, где созданы ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, но сами не являющиеся членами ТСЖ и названных кооперативов — в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо этими кооперативами (п. 6 ст. 155 ЖК РФ);

• собственники помещений в доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный, или иной специализированный потребительский кооператив, управление которым осуществляет управляющая организация,—этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (п. 7 ст. 155 ЖК РФ);

• собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ);

• собственники жилых домов — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ). Бухгалтерский и налоговый учет платы за

водоотведение. Рассмотрим на примере управляющей организации бухгалтерский и налоговый учет платы за водоотведение, поскольку этот способ управления многоквартирными домами в

последнее время выбирают все больше и больше собственников.

Прежде всего напомним, что договор управления должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, что следует из ст. 162 ЖК РФ. По договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива) обязуется, в частности, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.

Управляющая организация, предоставляющая собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по водоотведению, поступления от собственников платы за водоотведение учитывает в составе доходов от обычных видов деятельности.

Осуществляя бухгалтерский учет, все организации независимо от их организационно-правовой формы должны руководствоваться Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, доходами от обычных видов деятельности являются, в частности, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств (п. 6 ПБУ 9/99).

Расчетным периодом по коммунальным плате -жам является календарный месяц, следовательно, выручка признается в учете управляющей организации ежемесячно в сумме, рассчитанной исходя из установленных тарифов или нормативов.

Чтобы выполнить условия договора по предоставлению услуги водоотведения, управляющая организация в свою очередь должна заключить договор с организацией ВКХ согласно Правилам № 167 и приобрести соответствующую услугу у организации ВКХ. То есть в учете управляющей организации должны отражаться расходы на приобретение такого вида услуги, как водоотведение. Стоимость приобретенных управляющей орга-

низацией услуг организации ВКХ учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности, что следует из Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 «Продажи».

На основании подп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (НК РФ) не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса.

Коммунальные услуги, оказываемые ресурсос-набжающими организациями населению и управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, не включены, поэтому такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в письме Минфина России от 18.01.2012 № 03-0714/06. Указанная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.02.2011 № 12552/10.

Разъяснение о порядке применения подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ содержит и письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-07-15/169. Как сказано в письме, освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, ТСЖ и другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса НК РФ не предусмотрено.

При применении указанной нормы следует руководствоваться п. 4 ст. 154 ЖК РФ и п. 1 ст. 2 Закона № 210-ФЗ. Таким образом, указанные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ коммунальные услуги, в частности услуги по водоотведению, предоставляемые управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными

в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутри-домовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее — управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от налогообложения НДС при условии, что данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Закона № 210-ФЗ.

На основании подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, что подтверждает и письмо Минфина России от 21.11.2011 № 03-07-14/112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются плательщиками налога на прибыль организаций, регулируемого гл. 25 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли согласно подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Затраты на приобретение услуги у организации ВКХ должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).

Список литературы

1. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.

2. Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги: приказ Минрегиона России от 23.08.2010 № 378.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении: Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ.

6. О водоснабжении и водоотведении: Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

7. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

8. О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации; циркулярное письмо Госстроя России от 14.10.1999 № ЛЧ-3555/12.

9. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ.

10. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.

11. Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги: постановление Правительства РФ от 28.08.2009 № 708.

12. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

13. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

14. Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12.02.1999 № 167.

15. Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг: постановление Правительства РФ от 23.09.2006 № 306.

16. Письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-07-15/169.

17. Письмо Минфина России от 21.11.2011 № 03-07-14/112.

18. Письмо Минфина России от 18.01.2012 № 03-07-14/06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.