Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации гарантий правообладателей земельных участков в процессе изъятия земельных участков для проведения международных спортивных мероприятий в Российской Федерации'

Актуальные проблемы реализации гарантий правообладателей земельных участков в процессе изъятия земельных участков для проведения международных спортивных мероприятий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИИ / ИЗЪЯТИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / GUARANTEE THE EXEMPTION OF INTERNATIONAL SPORTS EVENTS / COMPENSATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лупандина Ирина Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению проблем связанных с реализацией законодательных гарантий, имеющихся у правообладателей недвижимого имущества при изъятии земельных участков для проведения международных спортивных мероприятий в Российской Федерации. В ходе анализа действующего законодательства и современного состояния в практической деятельности указанного вопроса, обосновывается вывод, что в целях комплексной подготовки международных спортивных мероприятий и обеспечения прав граждан необходимо разработать и принять единый закон, систематизирующий нормативные положения об изъятии земельных участков для публичных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF WARRANTIES OF LEGAL OWNERS OF LAND PLOTS IN THE PROCESS OF SELLING LAND PLOTS FOR HOLDING INTERNATIONAL SPORTS EVENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the implementation of guarantees of the rights holders of real property when the expropriation of land for the purposes of holding international sports events in Russia. It is concluded that for complex training events and ensure the rights of citizens requires adoption of the common law, codified regulations on seizure of land plots for public needs.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации гарантий правообладателей земельных участков в процессе изъятия земельных участков для проведения международных спортивных мероприятий в Российской Федерации»

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы LAND PLOTS FOR HOLDING INTERNATIONAL SPORTS EVENTS IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: the article is devoted to the implementation of guarantees of the rights holders of real property when the expropriation of land for the purposes of holding international sports events in Russia. It is concluded that for complex training events and ensure the rights of citizens requires adoption of the common law, codified regulations on seizure of land plots for public needs.

Key words: guarantee the exemption of international sports events, compensation.

В период с 2010 по 2019 год Россия приняла на своей территории ряд крупномасштабных спортивных мероприятий. В 2013 году в Казани была успешно проведена ХVII Всемирная летняя Универсиада, а уже в 2015 состоялся Чемпионат мира по водным видам спорта. В 2014 году Сочи принимал XXII зимние Олимпийские игры 2014 и ежегодно, начиная с октября 2014 года на «Сочи автодром» проводится этап гран-при Формулы 1. В 2018 году Россия приняла в 11 городах на 12 стадионах ХХ! Чемпионат мира по футболу FIFA, а в 2019 году состоялась XXIX Всемирная зимняя универсиада в Красноярске.

Кроме состоявшихся спортивных мероприятий в недалеком будущем Российская Федерация примет в 2021 году Чемпионат мира по биатлону, а в 2023 году Летнюю Универсиаду в Екатеринбурге.

Для обеспечения безопасности и комфортности проведения международных спортивных мероприятий необходимы значительные финансовые вложения в создание современной инфраструктуры. В ряде регионов, которые были указаны ранее, имелся определенный комплекс объектов, однако его необходимо было приводить в соответствии с международными стандартами, либо осуществлять строительство новых объектов. В преддверии проведения ХVII Всемирной летней Универсиады в Казани на реконструкцию и строительство новых объектов инфраструктуры в

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

количестве 30 было потрачено 228 миллиардов рублей. Перед проведением

XXII зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи было осуществлено строительство объектов инфраструктуры, в том числе спортивных стадионов, железнодорожных станций, отелей, автодорог на сумму более 1 триллиона рублей.

В процессе подготовки к международному спортивному событию, в большинстве случаев возникает проблема нехватки свободной земли для строительства объектов инфраструктуры. К примеру, в связи с возведением олимпийских объектов в районе Сочи было осуществлено переселение около 2,5 тысячи человек, или около 1000 семей.

Актуальность данной темы в настоящее время является достаточно высокой, так как международные спортивные мероприятия проводятся в подавляющем случае на территории Российской Федерации в европейской части, а земельные участки, на которых размещаются жилые дома и коммерческие организации находится в частной собственности. Следствием чего является необходимость в освобождении указанных земельных участков путем их выкупа у собственников с соответствующей компенсацией.

Правое регулирование изъятия земельных участков в Российской Федерации осуществляется рядом нормативно-правовых актов: ГК РФ [1], ЗК РФ [2], Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ [3], кроме того перед проведением ХХ1 Чемпионат мира по футболу FIFA был принят Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ[4], регламентирующий процесс подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу в России, а в случае с XXII зимними Олимпийскими играми 2014 в Сочи был принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ [5], вместе с тем был подписан Указ Президента РФ от 25 марта 2013 г. № 282 [6], а также утверждено Постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 518 [7]. Анализ законодательства показывает, что в целях проведения международных спортивных мероприятий в Российской Федерации принимаются специализированные законодательные

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

акты, регулирующие порядок подготовки и проведения событий.

В течение последних 5 лет законодательство в сфере земельных правоотношений, в том числе институт значительно были реформированы. При изъятии земельных участков, правообладатели имеют определенные гарантии осуществлении указанной процедуры. В Конституции РФ в ч. 2 ст. 35 закреплена общая гарантия, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Специальные гарантии нашли отражения в ЗК РФ, а именно в положениях, предусматривающие основания изъятия, право обжалования решения, срок реализации, определение размера возмещения, порядок уведомления правообладателя об изъятии земельного участка. Кроме того, как ранее нами отмечалось в специальных нормативно-правовых актах, принимаемых в преддверии международных спортивных мероприятий, также предусматриваются определенные гарантии за правообладателями.

Однако, не смотря на не малое нормативно-правовых, в настоящее время в результате изучение правоприменительной практики выявлено значительное количество проблем связанных с реализацией данных гарантией при изъятии земельных участков:

отсутствует перечень конкретных органов власти уполномоченных на принятие решения об изъятии;

отсутствие указание на равноценность предоставления взамен другого земельного участка;

отменено требование о государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, что противоречит п. 4 ст. 279 ГК РФ;

производится незамедлительное исполнение судебного решения по изъятию имущества (п. 33 ст. 15 ФЗ № 310);

определение размера возмещения (п. 26 ст. 15 ФЗ №310);

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

дата формирования размера возмещения.

В большинство случаев, лица у которых было изъято имущество для государственных и муниципальных нужд в связи с проведением международных спортивных мероприятий, обращаются в суд и государственные органы в связи с занижением выкупной цены, а также размера иных убытков, выплачиваемых частным лицам по решению администрации.

В настоящий момент в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ устанавливается рыночная стоимость земельного участка, которая при этом должна осуществляться оценщиками.

В соответствии с п. 26 ст. 15 данного Закона выкупная цена, а также размер убытков не могут превышать размеры, определенные в отчете об оценке.

Однако п. 33 ст. 15 ФЗ № 310, регламентирующая немедленное исполнение судебных решений об изъятии в целях размещения олимпийских объектов, лишает возможности собственника обжаловать вынесенное судом решение об изъятии в вышестоящих судебных инстанциях, а также ущемляет гарантированное Конституцией РФ право граждан на судебную защиту.

С реализацией недавно внесенной гарантией в ст. 59.3 ЗК РФ, предусматривающей выявление правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, права которых могут быть затронуты изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, возникли проблемы при подготовке к Универсиаде в Красноярске, где собственники земельных участков соответствующими органами не были определенны. Государственные органы должны осуществлять выявление правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, для этого они направляют запросы в соответствующие государственные реестры, в которых содержатся данные сведения, после чего уведомляют правообладателей о планируемом

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

процессе изъятия [9, с. 19]. При первом взгляде существенных проблем в

указанной процедуре не имеется и гарантии правообладателей должны быть соблюдены, тем не менее анализ правоприменительной практики показывает иное.

В Российской Федерации приватизация была запущена в 90-годах XX века, государственные органы производили выдачу населению документов, закрепляющие определенные права на земельные участки, однако данные у лицах не учитывались, в связи с тем, что федеральная система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним начала действовать только с января 1998 г., а федеральная система государственного кадастра недвижимости - только с марта 2008 г. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что процедура государственной регистрации прав собственности и осуществление постановки земельного участка на кадастровый учет в настоящий момент, согласно действующему законодательству является добровольной. Однако в данном случае, обращаем внимание на положения ст. ст. 56.5, 56.6 ЗК РФ из которых следует, что в случае отсутствия сведений в государственных реестрах, данное обстоятельство не является препятствием для принятия решения об изъятии.

В случае отсутствия в ЕГРП сведений о правах на земельные участки, уполномоченные органы исполнительной власти или орган местного самоуправления не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков для публичных нужд запрашивают сведения в госорганах об имеющихся правах на данный земельный участок, опубликовывают сообщения о планируемом изъятии на официальном сайте уполномоченного на изъятие органа и муниципального образования по месту нахождения земельного, а также на информационном щите по месту нахождения земельного участка.

В случае если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, то в дальнейшем у органов власти возникает право в судебном

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

порядке признавать право публичной собственности на изымаемые участки

независимо от постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что возможны случаи, правообладатель добросовестно остался, не осведомлен, это может быть связаны с различными причинами, к примеру, собственник проживает в одном субъекте Российской Федерации, а принадлежащее ему имущество располагается в другом регионе и не был в курсе сообщения о том, что его имущество находится в процессе изъятия [10, с. 448]. Таким образом, прежний собственник лишается возможности своевременно защитить свои права и законные интересы в процессе прекращения его права собственности на землю.

Однако в данном случае возникает проблема, а как быть в случае, если прежний собственник после утраты своего имущества «нашелся» со своими законными правоустанавливающими документами и выяснилось, что участок не является бесхозяйной недвижимостью?

Согласно п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ за прежним собственником земельного участка остается право на предъявление требований о финансовом возмещении за прекращение прав на имущество в органы власти только в ситуации, когда изъятый земельный участок не был передан третьим лицам во владение и пользование. В случае передачи третьим лицам, государственные органы освобождаются от гражданской ответственности за действия о фактическом «присвоении чужого имущества» в качестве бесхозяйного. Бремя ответственности переход к фактическому владельцу перед прежним собственником земельного участка. Однако анализируя положения гл. 25 ГК РФ, гл. 59 ГК РФ, ст. 60 ГК РФ следует сделать вывод, что основания для привлечения фактического владельца к гражданской ответственности отсутствуют. Кроме того, прежний собственник не имеет права по истребованию ранее принадлежащего ему участка.

Таким образом, в ходе изучения положений ГК РФ и ЗК РФ,

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

регламентирующих процесс изъятия земельных участков для государственных

и муниципальных нужд, было установлено, что собственники, которые приватизировали свои земельные участки до 1998 года, в результате в некоторых ситуациях могут не получить соответствующую компенсацию за утрату земельного участка в результате изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд при проведении международных спортивных мероприятий. Складывающаяся ситуация, по нашему мнению не отвечает порядку, закрепленному в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, так как собственники, которые не зарегистрировали свои права в определенном законодательством порядке, оказываются в неравном положении по сравнению с собственниками, права которых учтены в ЕГРП.

Так в научной литературе, имеется позиция, согласно которой, для устранения указанных недостатков действующего законодательства необходимо обратиться к международному опыту регулирования подобных отношений: «Одним из основных международно-правовых актов, действующих на территории РФ, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколы к ней. Осуществляя толкование ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что право собственности не должно быть условным и легко отменяемым, а нормы закона, на основе которых происходит ограничение или лишение права собственности, должны быть четкими, ясными, доступными и определенными» [11, с. 262].

В заключении считаем необходимым обратить внимание на то, что требуется более подробно осуществить регламентацию по реализации закрепленных гарантий и дополнить имеющийся перечень. У прежнего собственника должны быть законодательно закрепленные юридические гарантии получения финансовой выплаты в случае утраты имущества для государственных и муниципальных нужд в связи с проведением международных спортивных мероприятий в Российской Федерации, а также

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

существует потребность в четкой проработки процедуры выплат и возможность

реализации возражений относительно оснований такого изъятия.

По нашему мнению, необходимо уточнить данные законодательные положения для того, чтобы определить единый соответствующий орган на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на уровне муниципальных образований. К примеру, таковым мог стать государственный орган по управлению имуществом на вышеуказанных уровнях власти.

На основании изложенного считаем, что в целях разрешения вышерассмотренных правовых проблем необходимо принять специальный Федеральный закон, посвященный вопросам изъятия земельных участков для публичных нужд, разделив структуру на две части. Считаем, что в «Общей» части законодателю следует закрепить основные понятия, их определение, принципы изъятия и перечень объектов, относящихся к общественным нуждам. «Особенную» часть данного закона надлежит разделить на две самостоятельные главы - «Процедура изъятия» и «Возмещение правообладателям», в которых изложить процедурные вопросы, связанные с изъятием земельных участков у правообладателей и возмещением возникающих в связи с этим убытков. Убеждены, что указанные изменения будут способствовать реализации конституционных прав и гарантий граждан, а также юридических лиц в Российской Федерации. Вместе с тем, указанные изменения будут иметь положительное значение в построение правового государства, направленное на взаимный учет публичных и частных интересов. Безусловно, Российская Федерация еще неоднократно будет принимать международные спортивные мероприятия на своей территории, что значительно сказывается на развитии регионов. Но для гармоничного развития субъектов России и благоприятных условий для жизни граждан необходимо с учетом ранее полученного опыта осуществить соответствующие изменения в законодательстве. Регулирование столь обширного института всего несколькими статьями в Земельном и Гражданском кодексах представляется

М&

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

недостаточным.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51--ФЗ (в ред. Федерального закона от 18 июля 2019 г. № 177-ФЗ) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. № 136 -ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001.

- № 44. - Ст. 4147.

3. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 312-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.

4. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 331-ФЗ) // СЗ РФ. - 2013. - № 23. - Ст. 2866.

5. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 194-ФЗ) // СЗ РФ.

- 2007. - № 49. - Ст. 6071.

6. Указ Президента РФ от 25 марта 2013 г. № 282 «Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2013. - № 13. - Ст. 1520.

7. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 г. в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (в ред. Постановления Правительства РФ от 05

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

мая 2017 г. № 536) // СЗ РФ. - 2013. - № 26. - Ст. 3340.

8. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.

9. Платонов В. В. О некоторых проблемах права собственности на земельный участок под многоквартирным домом // Человек. Общество. Право. Материалы международной научной конференции курсантов, слушателей и студентов. 2018. Издательство: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Омск). С. 19-22.

10. Платонов В. В. Проблема приватизации земельных участков собственниками объектов незавершенного строительства в связи с изменениями в Земельном кодексе РФ: материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Оренбург, Оренбургский государственный университет, 16-18 марта 2016 года / отв. ред. Е.В. Ерохина. ООО ИПК «Университет», 2016. - 770 с. ISBN 978-5906501-27-1. С. 447-450.

11. Платонов В. В. К вопросу о необходимости обеспечения гарантий правообладателей земельных участков при реализации процедуры изъятия для государственных и муниципальных нужд // Правовая система и вызовы современности: Материалы XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 3-5 декабря 2015 г. Часть 1. - Уфа; РИЦ БашГУ, 2016. С. 262-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.