20. Алешина А. Д., Асланян А. Л., Беляева К. В., Булатова В. В. Сделки о признании вины в уголовном процессе зарубежных стран // Юридический вестник молодых ученых. № 3. М., 2016.
© Прокопова А. А.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
УДК 349.6(470)
А. В. ЛЕБЕДЕВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Казанского юридического института МВД России, кандидат экономических наук, доцент (г. Казань)
A. V. LEBEDEVA, associate professor of the department of civil law disciplines, of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of economic sciences, associate professor (Kazan)
Л. Н. АБДРАХМАНОВА, слушатель 5 курса Казанского юридического института МВД России (г. Казань)
L. N. ABDRAKHMANOVA, listener of the 5th course of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Kazan)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018
ENSURING THE PROTECTION OF ENVIRONMENTAL RIGHTS OF CITIZENS DURING THE FIFA WORLD CUP 2018
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Освещаются вопросы защиты частных лиц в связи с особенностями прекращения прав на земельные участки, а также особенности процедуры принятия и утверждения документов территориального планирования, проектов межевания и проектов планировки территории.
Ключевые слова: земельное право, право собственности, изъятие земельных участков, государственные нужды, муниципальные нужды, чемпионат мира по футболу FIFA 2018.
Annotation. The article deals with theoretical and practical issues of seizure of land plots for state and municipal needs in connection with the FIFA World Cup 2018. The issues of protection of private persons are discussed in connection with the peculiarities of termina-
ls
tion of rights to land plots, as well as specifics of the procedure for acceptance and approval of territorial documents planning, land surveying projects and land-use planning projects.
Keywords: land law, ownership, lands confiscation, state needs, municipal needs, FIFA World Cup 2018.
Чемпионат мира по футболу -это масштабное спортивное событие, в котором принимают участие национальные сборные стран-членов FIFA всех континентов. По значимости его можно сравнить с Олимпийскими играми. В 2018 году главное международное соревнование по футболу проводилось в России.
Проведение данных значимых мероприятий требует значительных финансовых вложений, организационных усилий. Наибольший интерес для исследования представляют особенности регулирования правоотношений в сфере земельных и экологических прав граждан в связи с подготовкой и проведением Кубка мира по футболу.
Для регулирования правоотношений, возникших во время подготовительных мероприятий к чемпионату мира, в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 108 от 07.06.2013 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -ФЗ № 108) [1].
Чемпионат мира по футболу проходил в 11 городах Российской Федерации, при этом не все из них ранее сталкивались с подобного масштаба мероприятиями, в связи с чем возникали проблемы строительства стадионов, тренировочных баз, гостиниц и иных объектов инфраструктуры. Для реализации масштабных инфраструктурных проектов возникала необходимость изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Данная процедура является достаточно сложной, длительной и не учитывает ряд практических особенностей
отечественного оборота недвижимого имущества, среди которых можно выделить следующие:
- наличие большого количества земельных участков, не прошедших кадастровый учет и государственную регистрацию прав на них;
- наличие земельных участков существенной площади, в то время как для государственных или муниципальных нужд нередко требуется лишь часть этого участка [2, с. 20].
В связи со сжатыми сроками строительства инфраструктурных объектов, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, в вышеуказанном законе был определен особый порядок изъятия земельных участков [3, с. 74]. Так, отсутствие согласия собственника земельного участка на образование нового земельного участка из того объекта недвижимости, который принадлежит последнему, не является препятствием для принятия решения об изъятии земельного участка (чч. 9, 10 ст. 30 ФЗ № 108).
Нередко при строительстве объектов для нужд проведения спортивных соревнований требуется изъять не весь участок, а только его часть. Вводя в законодательство вышеуказанные нормы, публичный субъект не оставляет частному лицу выбора, в случае несогласия последнего на раздел (или иное изменение объекта недвижимости) государство или муниципальное образование заберет участок целиком.
Следующим спорным решением законодателя стало правило, которое предусматривало сокращенный срок уведомления о принятии решения об изъятии земельного участка (определен в 7 дней), а также презумпцию уведомления собственника земельного участка о предстоящем изъятии посредством
опубликования в местном печатном издании (чч. 14 и 15 ст. 30 ФЗ № 108).
Приведенные нормы вызывают споры, поскольку являются расплывчатым перечнем тех объектов, для размещения которых возможно изъятие земельных участков. Такими объектами, для размещения которых допускается изъятие земельных участков, законодатель именует объекты инфраструктуры чемпионата мира, которые он определяет как предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, включенных в Программу подготовки к проведению в 2018 г. в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (п. 25 ст. 2 ФЗ № 108). На практике возникали спорные моменты применения указанного Федерального закона в части изъятия земельных участков [4, с. 54].
Программа подготовки к проведению чемпионата мира была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 518 [5]. Она в свою очередь закрепляла перечень объектов инфраструктуры и мероприятий, которые должны быть реализованы уполномоченным органом исполнительной власти или организацией, являющейся исполнителем мероприятий подпрограммы, за счет средств соответствующего бюджета: федерального, бюджета субъектов Российской Федерации и иных внебюджетных источников.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм права, основанием изъятия земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества являлось размещение объектов инфраструктуры, указанных в Программе.
Чемпионат мира по футболу является значимым спортивно-массовым
мероприятием, и, по нашему мнению, при принятии в будущем законов в связи с проведением мероприятий такого характера следует учесть следующие поправки, которые можно было бы внести в действующий ФЗ № 108.
Для устранения противоречий, возникающих на практике, правильно было бы уточнить формулировку ст. 30 ФЗ № 108, дополнив ч. 1 указанной статьи словами «..., включенных в федеральную Программу подготовки к проведению в 2018 г. в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» после слов «для размещения объектов инфраструктуры». Это позволило бы избежать завуалированного расширения оснований изъятия земельных участков для нужд проведения чемпионата мира и защитило бы таким образом права частных лиц.
На практике также возникает ситуация, в которой законодатель устанавливает общий порядок, призванный защищать частные права граждан при возникновении конфликта с публичным интересом государства. Однако в каждом конкретном случае изъятия земельного участка или его части государство или орган исполнительной власти, представляющий его интересы, определяет особый порядок действий, исходя из публичного интереса в ущерб частным интересам граждан.
Такое положение вещей не соответствует Конституции РФ (ст.ст. 2, 9, 35, 36, 55) [6]. Представляется правильным законодательно ограничить возможность изъятия части земельного участка при отсутствии согласия на то собственника и, напротив, необходимо запретить государственным органам изымать земельный участок целиком при возникновении необходимости изъятия лишь его части и возможности раздела земельного участка.
Предлагаем законодательно запретить расширение перечня случаев изъятия земельных участков на уровне субъекта Российской Федерации, уточ-
нив соответствующие нормы. Разумно будет указать на недопустимость расширения случаев изъятия земель по специальной процедуре либо, по край-
ней мере, на необходимость подробного научного обоснования в исключительном случае расширения такого перечня.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.
2. Вакула А. И. Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд: некоторые недостатки гражданского, земельного и иного законодательства // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 6 (79).
3. Григорьева А. Г. Процедура изъятия земельных участков для государственных нужд // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5.
4. Губанищева М. А. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд: возможные пути улучшения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 8 (191).
5. О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу: постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 518 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26. Ст. 3340.
6. Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
© Лебедева А. В.
© Абдрахманова Л. Н.