УДК 377 ББК 74.5 И 20
А.Г. Иванов
Актуальные проблемы развития системы профессионального образования в Республике Адыгея
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье приведен анализ динамики развития системы профессионального образования в Республике Адыгея за последние пять лет, рассматриваются проблемы, существующие сегодня в российском профессиональном образовании, в целом, и в регионе, в частности, намечаются ориентиры совершенствования обеспечения эффективности профессионального образования в республике в аспекте регионализации образовательной политики.
Ключевые слова:
Образование, регионализация социальной сферы, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование.
Уровень развития образования - одно из наиболее значимых условий социальной стабильности общества. Проблемы образования особенно актуальны для современной России, так как оно является главным достоянием нации. Право на образование, пожалуй, следует ставить сразу же после права на жизнь. Ничто так не гарантирует прочного положения в жизни, как образование. Его можно дать, но лишить его уже нельзя. Сегодня на государственном уровне образование объявлено одним из главных приоритетов Правительства Российской Федерации. В основе необходимости проведения реформы образования в настоящее время лежат два фактора. Первый обусловлен необходимостью преодоления разрыва между неизмеримо возросшим объемом знаний, накопленных за последнее время наукой и практикой, и возможностями их усвоения учащимися. Второй - возросшей востребованностью включения этого банка знаний, умений и практических навыков в процесс социально-экономического развития страны.
Актуальной проблеме подготовки и переподготовки специалистов для экономики и государственного строительства Российской Федерации было посвящено заседание Совета законодателей Федерального Собрания Российской Федерации 9 октября 2007 г., на котором В.В. Путин отметил: «Стабильно растущая рос-
сийская экономика сегодня, прежде всего, нуждается в кадрах инженерно-технических, рабочих специальностей. Их дефицит уже остро ощущается в стройиндустрии, инфраструктурном комплексе, некоторых других сферах. Система подготовки кадров, структура ее направлений, специальностей и профессий должны отвечать современным потребностям рынка труда. Одновременно с этим вся система профобразования должна становиться более вариативной, более гибкой, мобильной. Она должна быть готова к тому, чтобы своевременно отвечать на меняющиеся запросы рынка и экономики» [1]. Согласно экспертной оценке в настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три корневые проблемы.
Первая. Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей, стимулирует безработицу, а в результате делает систему образования и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.
Вторая. Резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующие реальным потребностям рынка труда. На рынке труда остро ощущается дефицит ква-
лифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.
Третья. Крайняя неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет некачественной подготовки во многих профессиональных образовательных учреждениях «специалистов» по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения.
На заседании Совета законодателей прозвучала резкая оценка Президента России сложившейся ситуации, в частности, работы Министерства образования и науки Российской Федерации в данном направлении. Он заявил: «На мой взгляд, за мнением регионов по подготовке кадров стоит лоббизм отдельных учебных заведений, которые просто не хотят перестраиваться. Им легче готовить тех специалистов, которых они готовили десятилетиями, а теперь нужно набирать новых преподавателей, что-то изменять. Им легче так получить деньги и готовить то, что готовилось раньше» [1]. Происходящий сегодня процесс регионализа-
Учитывая спрос на рынке труда профессиональных рабочих кадров и в связи с возросшим конкурсом на бюджетные места в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, для определенной части молодежи из семей с низким уровнем доходов самым доступным остается начальное профессиональное образование. В 2005 г. сеть профессиональных училищ претерпела изменения - их число сократилось на 3 единицы (на 25%). Численность учащихся в 2006 г. по сравнению с
2004 г. сократилась на 90 чел., соответственно сократился и выпуск квалифицированных специалистов на 89 чел. [2].
Обучение в профессиональных училищах -наиболее доступный и ускоренный путь к от-
ции социальной сферы особым образом актуализирует активизацию регионов в области подготовки кадров. В связи с этим считаем целесообразным остановиться на положении дел в системе профессионального образования в Республике Адыгея.
Начальное профессиональное образование. В системе начального профессионального образования преобладает подготовка рабочих кадров и специалистов различных профессий для производственной сферы экономики. Основным поставщиком рабочих кадров в экономику Республики Адыгея являются учебные заведения начального профессионального образования. По данным Федеральной службы статистики на начало 2007 г. в республике насчитывалось 9 профессиональных училищ с численностью учащихся 4243 чел., в т.ч. 2 профессиональных училища в исправительнотрудовых учреждениях Минюста России с численностью учащихся 314 чел. и 1 специальное профессиональное училище с численностью учащихся 87 чел. [2].
носительной материальной самостоятельности подростков. В 2006 г. наблюдалось уменьшение числа принятых учащихся по сравнению с рядом предшествующих лет. В 2006 г. было принято 2426 учащихся, что на 15,7% меньше, чем в 2005 г. На начало 2007 г. основная масса учащихся (73,0%) дневных профессиональных училищ проходила подготовку на базе основного общего образования. Их численность по сравнению с 2001 г. увеличилась на 24,5%. Увеличилось число учащихся в отделениях на базе среднего (полного) общего образования по сравнению с 2001 г. на 24,7% [2].
Каждое профессиональное училище ведет подготовку в среднем по 6-8 рабочим профессиям. Набор предлагаемых профессий доста-
Показатели развития начального профессионального образования в Республике Адыгея
1998 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Число учебных заведений начального профессионального образования 11 11 11 12 12 9 9
Численность учащихся, чел. 3700 3836 4073 4315 4333 4202 4243
Принято учащихся, человек 2200 2151 1993 2397 2670 2880 2426
Выпущено квалифицированных рабочих, чел. 1900 2129 1685 1870 2119 2026 2030
точно однообразен: мастер отделочно-строительных работ, продавец-кассир, портной, повар-кондитер. Следует отметить, что, учитывая потребность на рынке труда специалистов совмещенных профессий, готовятся кадры сразу по нескольким профессиональным квалификациям. Так, например, профессия мастер отделочно-строительных работ включает в себя ряд квалификаций - облицовщик-плиточник, штукатур-маляр. В профессиональных училищах, расположенных в сельской местности, готовят кадры не только для сельского хозяйства, но и для других отраслей экономики. Так, профессиональное училище в ст. Ханской наряду с подготовкой профессий сельскохозяйственной направленности (мастер сельскохозяйственного производства, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства), готовит специалистов по профессии лаборант-аналитик, оператор ЭВМ, портной, повар-кондитер, продавец-кассир. Профессиональное училище в с. Красногвардейском Красногвардейского района наряду с профессиями сельскохозяйственной направленности также готовит операторов ЭВМ, поваров-кондитеров, портных, бухгалтеров.
Следует остановиться на проблеме подготовки кадров в сельской местности и аграрной
безработице. Ни для кого не секрет, что в Республике Адыгея, как и во многих регионах, в значительной степени утрачены позиции отечественных товаропроизводителей на продовольственном рынке. Складывается ситуация, когда мы имеем благоприятные климатические условия, хорошие земли, большое количество свободных рук, но при этом население потребляет значительное количество импортного продовольствия практически всех видов. Реформирование АПК, изменение форм собственности на селе негативно сказались на деятельности сельскохозяйственных предприятий. Большинство граждан оказались не готовы к новым реалиям жизни, т.к. были приучены к коллективному труду, а не к предпринимательской деятельности, с которой активно боролись в советское время. Это породило отсутствие знаний, опыта, инициативы и личной предприимчивости. В связи с этим стала проблема адаптации населения к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности в рыночных условиях, проблема обучения владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств методам и способам повышения доходности их деятельности.
Структура выпуска подготовленных квалификационных рабочих кадров
по отраслям экономики [2]
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Всего выпущено рабочих кадров 2129 1685 1870 2119 2026 2030
в том числе для:
- сельского хозяйства 532 568 611 573 527 407
- промышленности 699 426 395 467 512 416
- транспорта 75 30 - - - 55
- строительства 295 229 235 289 352 378
- торговли и общественного питания 306 298 282 297 526 419
- сферы обслуживания - - 47 - - -
- должности служащих 82 62 95 119 109 95
- для других отраслей 140 72 205 374 - 260
За последние шесть лет в системе начального профессионального образования подготовлено около 12 тыс. профессиональных рабочих. Анализ структуры выпуска рабочих кадров в динамике свидетельствует о снижении числа подготовленных специалистов для сельского хозяйства на 22,8% по сравнению с
2005 г. и на 23,5% по сравнению с 2001 г. Вместе с тем, произошло увеличение числа выпускников, профессия которых связана со строительной деятельностью (на 28,1% по сравнению с 2001 г. и на 7,4% с 2005 г.). Увеличился выпуск служащих, хотя трудоустройство по таким профессиям, как оператор ЭВМ, бухгал-
тер, секретарь-референт по данным Управления Федеральной службы занятости населения Республики Адыгея затруднено. Отмечается наличие вакантных мест на такие рабочие профессии, как фрезеровщик, токарь, газо-электро-сварщик, в общественное питание требуются официанты, повара. В целом, начальные профессиональные училища в 2006 г. подготовили для экономики республики 2030 квалифицированных рабочих, из них 1330 человек получили направление на работу, т.е. 66% были трудоустроены. Отчасти это связано с тем, что профессиональные училища выпускают рабочие кадры со вторым и третьим разрядами, тогда как уровень профессиональных требований у предприятий повысился, и требуются квалифицированные рабочие, начиная с 4 разряда.
Отсутствие высокого квалификационного уровня выпускников связано с низким уровнем материально - технической базы училищ, (старые станки и оборудование), недостатком педагогических и производственных кадров. На-
чальные профессиональные училища только на 85% обеспечены педагогическими и производственными кадрами. При этом средняя заработная плата в системе начального профессионального образования Республики Адыгея в
2006 г. составила 5551,7 руб.
По данным Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея на конец 2006 г. из числа обратившихся к услугам службы занятости 1987 чел. окончили в то или иное время профессиональные училища. От числа состоящих на учете в службе занятости данная категория составляет 21%. Эти квалифицированные рабочие не были трудоустроены, однако на начало 2007 г. в республиканском банке вакансий сохранилось 3645 рабочих мест [3]. Это связано с тем, что работодатель предлагает низкую заработную плату при высоких требованиях к квалификации работника. Оценивая перспективы рынка, следует расширить круг специальностей подготовки рабочих кадров для отраслей экономики.
Распределение клиентов службы занятости по профессиональной принадлежности за январь-сентябрь 2007 г.
45,90%
На учете в органах занятости по состоянию на 01.10.2007 г. состояло 5783 рабочих, 2576 служащих и 7089 граждан, ищущих работу впервые [3]. В настоящее время, определяя на перспективу потребность экономики в квалифицированных кадрах, следует уделить серьезное внимание материально-технической базе профессиональных училищ, привлечению высококвалифицированных педагогических и производственных кадров, повышению оплаты труда, а также рентабельности обучения одинаковым профессиям в разных профессиональных училищах. Сегодня сохраняет свою акту-
альность важнейшая задача образовательной политики региона - на основе инновационного мышления и новых технологий создать конкурентоспособную продукцию и завоевывать новые рынки, обеспечивать подъем жизненного уровня населения. Для этого нужны высококвалифицированные кадры - инженеры, менеджеры, профессиональные рабочие, специалисты своего дела.
Среднее и высшее профессиональное образование. Все больше в нашу жизнь входит понятие «непрерывное образование». Это школа, затем ВУЗ или среднее специальное учеб-
ное заведение и далее ВУЗ. Обращает на себя внимание одна особенность современного образовательного процесса - значительный рост численности населения с высшим образованием - в 1,7 раза и средним специальным - в 1,5 раза (по данным переписи населения 1989 г. и 2002 г. соответственно).
С начала 90-х годов российская система профессионального образования претерпела существенные изменения: выросло количество вузов, особенно их филиалов, представительств. Многие из них, не сообразуясь с по-
требностями рынка кадров страны, готовят экономистов, менеджеров, юристов, порой, в непрофильных вузах. Уровень подготовки специалистов при этом выше не стал. В результате растет перепроизводство одних профессий в ущерб другим, крайне нужным сегодня рынку труда. Подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием в Республике Адыгея ведут 9 ВУЗов и 5 средних специальных учебных заведений. За последние пять лет наблюдается рост приема студентов в ВУЗы республики [2]:
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Число высших учебных заведений 10 10 10 10 9 9
Численность учащихся, человек 18449 18400 18854 20096 20808 20916
в том числе обучаются по специальностям:
экономика и управление 6126 6200 6637 7284 7238 7049
гуманитарно-социалогические 4196 4226 4362 4189 4105 4360
образование и педагогика 2621 2600 1935 2697 2675 2421
Выпущено специалистов, человек 2739 2953 3105 3147 3308 3504
Принято учащихся 4245 4265 4389 4401 4443 4354
Ежегодно в ВУЗы принимается свыше 4 тысяч студентов. Наибольшее число студентов обучаются по специальности экономика и управление, которые составляют 34% от всех обучающихся в ВУЗах. В 2006 г. в ВУЗы рес-
публики принято студентов на 2% меньше, чем в 2005 г., но на 2,6% больше, чем 2001 г. За 2001-2006 гг. выпущено свыше 18 тыс. специалистов с высшим образованием.
Численность учащихся в средних специальных учебных заведениях [2]:
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Число средних специальных учебных заведений 6 6 6 6 5 5
Численность учащихся, человек 6511 6406 6522 6574 6302 5962
в том числе обучаются по специальностям:
экономика и управление 1510 1529 1588 1640 1615 1511
образование и педагогика 1320 1326 1281 1252 1255 1213
здравоохранение 628 628 704 743 751 719
информатика и вычислительная техника 400 416 481 513 515 533
Принято учащихся 2079 2063 2232 2017 1860 1651
Выпущено специалистов, человек 1715 1816 1765 1692 1614 1625
За 2001-2006 гг. выпущено 10227 чел. специалистов среднего звена.
Распределение обучающихся по специальностям в средних специальных заведениях в 2006 г
12,06%
□ экономика и управление
■ образование и пкдагогика
□здравоохранение
□ информатика ивычислительная техника
■ другие специальности
Сегодня существует острая проблема трудоустройства специалистов с высшим и средним специальным образованием. Как и в других регионах, в республике только незначительная часть выпускников устраиваются на работу по полученной специальности. Не успев приступить к работе, они уже нуждаются в профессиональной переподготовке. Здесь прослеживается базовая проблема российского профессионального образования - ослабление его связи с быстро меняющимися реалиями жизни. Другая наболевшая проблема - выпускники не идут работать по той специальности, по которой их готовили. Государство, вкладывая бюджетные деньги в подготовку специалистов, не может рассчитывать на них в выполнении своих задач. Здесь уже не приходится говорить о том, что государственные средства работают на результат. Согласно балансу трудовых ресурсов и результатам обследования, безработные составляют 14,5% от экономически активного населения, т. е. каждый шестой человек в Адыгее - безработный [3]. Основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной и перспективной части населения. Следует отметить, что подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием ведется без учета потребности рынка труда. Поэтому необходимо государственное регулирование на специальности, которые соответствуют потребностям сложившегося рынка труда. Важно работать на опережение, анализируя с работодателями в тех
или иных отраслях, каковы будут нужды экономики в ближайшие два-три года. Нужно повышать привлекательность отдельных специальностей и делать доступным обучение по дефицитным в нашем регионе профессиям.
Как видим, темпы роста и объемы бюджетного финансирования на всех уровнях образования, по-прежнему, остаются низкими и недостаточными, слабо используются финансовые возможности российских и международных образовательных программ. Безусловно, одним из ключевых звеньев подготовки кадров должна стать современная система профессионального образования. По нашему мнению для решения обозначенных проблем, сложившихся сегодня в сфере профессионального образования республики, необходимо принять ряд следующих комплексных мер:
1. Повышение привлекательности отдельных специальностей и доступность обучения по дефицитным в нашем регионе профессиям. Здесь можно подумать о повышенных стипендиях и иных формах доплат из бюджетов регионов.
2. Внедрение норм, позволяющих субъектам влиять на направление федеральных денежных средств на подготовку кадров, анализируя с работодателями запросы экономики в ближайшие два-три года.
3. Увеличение финансирования начального и среднего профобразования. Реальное недофинансирование потребностей деятельности учреждений в настоящее время достигает 45%.
Бюджетные расходы на начальное и среднее профессиональное образование по объемам и темпам роста в сравнении с другими уровнями образования значительно меньше.
4. Переход на новый порядок бюджетного нормативного финансирования учебных заведений, ориентированный на результат. Введение критериев результативности деятельности учебных заведений.
5. Сохранение и развитие системы интеграции начального и среднего профессионального образования с высшей школой.
6. Обеспечение мер дополнительной государственной поддержки платного образования, негосударственного сектора профобразования.
7. Развитие образовательного кредитования, субсидий, грантов, увеличение стипендиального фонда.
8. Включение в приоритетный национальный проект мероприятий в части поддержки и
развития начального и среднего профессионального образования.
В целом, как нам представляется, данные направления должны стать ориентирами для современной общественности в деле совершенствования обеспечения эффективности профессионального образования в регионе.
Примечания:
1. Бюллетень заседания Совета законодателей Федерального Собрания Российской Федерации. -2007. - 9 октября.
2.
Республике Адыгея: аналитическая информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Ады, 2007 .
3. :
информационный бюллетень Управления государственной службы занятости населения Респуб-- 2007 . - ,
2007. - 56 .