Научная статья на тему 'Оптимизация системы начального профессионального образования как приоритетное направление регулирования рынка труда Удмуртской республики'

Оптимизация системы начального профессионального образования как приоритетное направление регулирования рынка труда Удмуртской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Марина Николаевна

Проанализированы основные проблемы, обусловленные проблемами дисбаланса спроса и предложения на рынке труда Удмуртской Республики, рассмотрены основные механизмы трансформации подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макарова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the System of Elementary Vocational Education as a Priority in Regulating the Labour Market in the Udmurt Republic

The main problems determined by the supply and demand imbalance in the labour market of the Udmurt Republic have been analyzed. The basic mechanisms for transformation of skilled workers training through the system of elementary vocational education have been considered.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы начального профессионального образования как приоритетное направление регулирования рынка труда Удмуртской республики»

_________________ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 377.35(045)

М.Н. Макарова

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Проанализированы основные проблемы, обусловленные проблемами дисбаланса спроса и предложения на рынке труда Удмуртской Республики, рассмотрены основные механизмы трансформации подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования.

Ключевые слова: социология образования, образовательный потенциал, начальное профессиональное образование, рынок труда, рабочие, непрерывное образование.

Трансформационные процессы, происходящие в России, несмотря на известные трудности и проблемы отражают изменения, происходящие во всем мире, и определяются тенденциями движения к информационному обществу и «обществу знания». Это проявляется как в растущей популярности различных форм и уровней образования у населения, повышении требований работодателя к образовательному статусу и квалификации работников, так и в государственной политике в области развития науки и образования, направленной на модернизацию этих важнейших социальных институтов и усиление их взаимосвязи с экономическими подсистемами.

Удмуртская Республика является одним из крупнейших промышленных регионов России. Решение проблемы взаимосвязи начального профессионального образования и рынка труда тесно связано с развитием спроса на выпускников учреждений начального профессионального образования. Однако последний изучен крайне слабо и не позволяет судить о потребностях в выпускниках ни со стороны предприятий республики, ни с позиции служб занятости. Образовательным учреждениям часто приходится иметь дело с информацией фрагментарного и неупорядоченного характера, которая не позволяет получить целостную картину востребованности их выпускников.

На промышленных предприятиях Удмуртской Республики численность работающих на 2005 г. составляла 124155 чел., или 70,1 % от общей численности занятых на крупных и средних предприятиях. Массовые сокращения работников на крупных предприятиях УР в 90-е гг. привели к утере высококвалифицированных кадров, закрытию многих рабочих специальностей в учреждениях начального профессионального образования. Рыночные механизмы регулирования экономики заставили многие российские учреждения НПО ориентироваться на спрос молодежи, среди которой престиж рабочих профессий очень низок.

В экономике Удмуртской Республики потребность в работниках с начальным профессиональным образованием находится на стабильно высоком уровне по сравнению с потребностью в специалистах с высшим и средним специальным образованием. Средняя доля работников с начальным профессиональным образованием, востребованных промышленными предприятиями УР, составляет 80,3 % от общей потребности. Вместе с тем на учете в службах занятости находится значительное количество выпускников учреждений НПО. При этом темпы снижения численности безработных с начальным профессиональным образованием гораздо ниже темпов уменьшения числа безработных выпускников учреждений НПО республики. В целом это можно объяснить естественной ситуацией, когда выпускники имеют меньше преимуществ по сравнению с более опытными работниками с тем же уровнем образования. В то же время сохранение уровня невостребованности выпускников за последние 10 лет указывает на сохраняющиеся проблемы в системе подготовки рабочих кадров, на неудовлетворенность работодателей уровнем и качеством этой подготовки. Кроме того, несмотря на некоторое снижение доли выпускников учреждений НПО, обратившихся в службу занятости, среди всех обратившихся выпускников учреждений профессионального образования, а также безработных с начальным профессиональным образованием, эти доли остаются достаточно высокими на фоне возрастающей потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах.

Рис.1. Динамика изменениядоли безработных с НПО среди всех безработных и выпускников учреждений НПО в числе выпускников системы ПО УР, обратившихся в службу занятости, за последние 10 лет

Сложившаяся ситуация требует более глубокого анализа рынка труда в УР, однако уже эти предварительные данные говорят о необходимости реформирования системы НПО с учетом потребностей предприятий региона в

квалифицированных рабочих. Особенности экономической структуры республики обусловливают распределение потребностей в рабочих кадрах с начальным профессиональным образованием.

Как следует из результатов, представленных в табл. 1, в течение последних лет на стабильно высоком уровне сохраняется потребность в работниках с НПО в таких сферах экономической деятельности, как металлообработка, транспорт, строительство, сфера обслуживания.

Таблица 1

Динамика потребности в рабочих с НПО на предприятиях УР с 2003 по 2006 г. (по данным, ежегодно предоставляемым предприятиями в Г осударственный комитет по труду УР)

Отрасль (ОК 016-94) 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Транспорт 306 259 182 268

Строительные, монтажные и ремонтностроительные работы 629 971 848 683

Сельское хозяйство 3 5 125 601

Общественное питание, торговля и производство пищевой продукции 4 15 12 299

Металлообработка 3584 3421 2872 3920

Профессии, общие для всех отраслей экономики 285 286 147 472

Легкая промышленность 60 51 0 191

Должности служащих 20

Производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи 109 86 64 137

Сфера обслуживания 179 203 130 269

Деревообрабатывающее производство 51 60 74 90

Сталеплавильное производство 27 48 26 234

Эксплуатация и ремонт электростанций и сетей 0 8 5 55

Увеличение потребности наблюдается в сельском хозяйстве, легкой промышленности, общественном питании и торговле, сталеплавильном производстве. Металлообрабатывающая сфера в этом перечне занимает особое ме-

сто, поскольку именно в ней наблюдается угрожающий дефицит работников в связи с ее неблагоприятным положением в экономике республики: реорганизация предприятий машиностроения, оборонно-промышленного комплекса негативно сказалась на ситуации с кадровым обеспечением: отток работников в связи с невыплатой и сокращением заработной платы, массовым сокращением персонала в конце 90-х гг. привел к резкой нехватке квалифицированных рабочих и старению производственных кадров в этой отрасли. Нестабильная ситуация сохраняется в этих отраслях и по сей день: низкая заработная плата рабочих приводит к усилению текучести на предприятиях, к нежеланию молодежи работать на заводах республики. То же можно сказать и о видах деятельности, связанных с производством металлов, сталеплавильном производстве.

Другие отрасли, например торговля общественное питание, транспорт, развиваются в соответствии с общероссийской тенденцией перехода к рыночным отношениям, усилением роли непроизводственных отраслей, общей тенденцией повышения уровня жизни населения. Безусловно, позитивные тенденции развития этих отраслей затрудняют процессы выявления и прогнозирования потребностей в работниках в связи с появлением множества предприятий и организаций, обслуживающих эти отрасли.

Согласно этим потребностям образование должно обеспечивать экономику квалифицированными кадрами. Система начального профессионального образования является основным институтом подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики республики. В то же время на сегодняшний день она нуждается в модернизации. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 г. № 1139-р с 1 января 2005 г. в ведение Удмуртской Республики переданы 37 из 39 профессиональных училищ. Изменение статуса и источников финансирования системы НПО обусловливает необходимость не только ее оптимизации, но и приведения ее структуры в соответствие с потребностями экономики региона, основанное на более тесном взаимодействии с предприятиями и организациями республики, службой занятости, Г осударственным комитетом УР по труду.

Численность учащихся учреждений НПО в Российской Федерации в 2003 г. составила 1 649 354 чел., из них в УР обучается 17 887 чел., что составляет 1,09% от общей численности обучающихся. Тенденция к незначительному снижению численности учащихся учреждений НПО стабильна как в России, так и в Удмуртии. Доля УР остается на уровне 1%. Так, в 1990 г. количество учащихся составило 1866,7 тыс. чел. по России и 21,3 тыс. чел. по Удмуртии (1,14%), а в 2003 г. - 1649,4 тыс. чел. и 17,9 тыс. чел. соответственно (1,09%). Это чуть ниже средней численности учащихся учреждений НПО в РФ, которая с 1990 по 2003 гг. снизилась на 11,7%, а в УР снижение численности обучающихся составило 16%. Также изменяется и соотношение числа учащихся ВПО, СПО и НПО. Так, в 1992 г. доля учащихся ВПО составила 41%, СПО -32%, а НПО - 27%. В 2003 г. процент учащихся ВПО увеличился до 57%, а СПО и НПО снизился до 26% и 17% соответственно.

В системе начального профессионального образования на данный момент осуществляется подготовка по более чем 90 специальностям из 13 основных видов экономической деятельности.

Наибольшее число выпускаемых из учреждений НПО УР рабочих сосредоточено в сферах строительства (20%), сельского хозяйства (16%), общественного питания и торговли (14%), металлообработки (14%), транспорта (13%). Большое количество квалифицированных кадров сферы общественного питания и торговли, транспорта (прежде всего продавцов, поваров, автослесарей, автомехаников) выпущено в том числе за счет внебюджетной подготовки и обусловлено большим спросом на эти профессии среди населения. Тем не менее, несмотря на стабильно повышающуюся потребность экономики в работниках торговли и общественного питания, количество выпускников последних лет этой отрасли превышает потребность, которая составляет к выпуску всего 40%. То же самое можно сказать и о транспорте (26%). Вместе с тем, как уже отмечалось, становится все сложнее отследить спросы работодателей на рабочих этих отраслей, особенно если учесть, что спрос на работников торговли и общественного питания неуклонно растет, а в сфере транспорта остается на стабильно высоком уровне (см. табл.1). Превышение выпуска специалистов над потребностью касается также должностей служащих (бухгалтер, делопроизводитель, секретарь-референт), заявленная потребность в которых составляет всего 8% от выпуска.

Напротив, в других отраслях наблюдается стабильное превышение потребности над выпуском. Сюда относятся прежде всего металлообработка (525%), сфера обслуживания (1129%), деревообрабатывающее производство (360%).

Следует выделить также отдельные профессии, по которым имеется существенное несоответствие потребности и подготовки. Здесь на ведущих позициях находятся специальности металлообработки (слесари, токари, станочники).

В табл. 2 указаны также профессии, по которым отсутствует подготовка в системе НПО, но потребность в которых остается высокой - слесарь механосборочных работ, фрезеровщик, шлифовщик, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, штамповщик, контролер станочных и слесарных работ. Все эти профессии металлообработки направлены на обеспечение производства большинства видов продукции промышленных предприятий УР.

Несоответствие спроса и предложения проявляется не только в количестве выпускаемых работников, направлении подготовки, но и в квалификации. Если предприятиям требуются в основном рабочие 4-6 разрядов, то большинство профессиональных училищ республики готовят рабочих 3 разряда. Подготовка рабочих 4 разряда составляет менее 1% всех специальностей НПО.

Таблица 2

Потребность и выпуск по наиболее востребованным специальностям НПО

Специальность Средняя потребность 2005-2006 гг. Выпуск 2004 г.

Токарь 415 60

Слесарь механосборочных работ 397 -

Тракторист 314 342

Фрезеровщик 304 -

Слесарь-ремонтник 243 38

Станочник широкого профиля 177 60

Шлифовщик 175 -

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 171 159

Слесарь-ннструментальщик 146 24

Электрогазосварщик 127 27

Слесарь-электрик 122 25

Сварщик контактной сварки 108 200

Каменщик 103 357

Оператор станков с ЧПУ 86 27

Штукатур 83 95

Наладчик автомат. линий и агрегатных станков 81

Плотник 78 64

Штамповщик 62

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования 60 53

Маляр 59 79

Слесарь по контрольноизмерительным приборам 56

Электросварщик ручной сварки 53 27

Кондитер 45 113

Контролер станочных и слесарных работ 34

В табл. 2 указаны также профессии, по которым отсутствует подготовка в системе НПО, но потребность в которых остается высокой - слесарь механосборочных работ, фрезеровщик, шлифовщик, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, штамповщик, контролер станочных и слесарных работ. Все эти профессии металлообработки направлены на обеспечение производства большинства видов продукции промышленных предприятий УР.

Несоответствие спроса и предложения проявляется не только в количестве выпускаемых работников, направлении подготовки, но и в квалификации. Если предприятиям требуются в основном рабочие 4-6 разрядов, то большинство профессиональных училищ республики готовят рабочих 3 разряда. Подготовка рабочих 4 разряда составляет менее 1% всех специальностей НПО.

Анализ паспортов ПУ, предоставленных в Министерство образования и науки УР в 2004 г., выявил наличие следующих проблем в функционировании системы начального профессионального образования:

1) отсутствие эффективной программы развития системы НПО и отдельных образовательных учреждений;

2) недостаточное финансирование;

3) недостаточное количество рабочих площадей;

4) отсутствие механизмов взаимодействия с предприятиями;

5) наличие в программах обучения маловостребованных профессий;

6) проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений;

7) недостаточное взаимодействие учреждений НПО со службами труда и занятости;

8) проблема финансирования обучения детей-сирот, получающих образование в системе НПО;

Всё это перекликается с проблемами НПО не только в республике, но и по всей России. Тем не менее, в настоящее время как никогда становится необходимым решение этих проблем на региональном уровне с учетом потребностей республики.

Диспропорция между потребностями предприятий в квалифицированных рабочих кадрах определенных профессий отчасти преодолевается в системе повышения квалификации, дополнительного образования и т.д., которую условно можно определить как систему учебных центров. В настоящее время в УР существует более 100 учреждений, получивших лицензию на подготовку рабочих кадров различных специальностей. Практически все профессиональные училища республики имеют право на такую деятельность и активно его используют. Это дает им возможность, с одной стороны, выживать в трудных условиях снижающегося финансирования, ориентируясь на спросы населения, а с другой - поддерживать связи с предприятиями, для которых они готовят или переподготавливают работников. Большинство крупных предприятий и организаций республики имеют собственные учебные центры, выполняющие различные функции - обучение новых работников без специального образования, адаптацию выпускников училищ к производственному процессу на предприятии, переподготовку и повышение квалификации работников предприятий в соответствии с изменениями в производственных и трудовых функциях.

Следует отметить, что структура подготовки рабочих кадров в учебнопроизводственных центрах отражает структуру потребностей предприятий в работниках, к которой не всегда могут так гибко и своевременно адаптироваться учреждения НПО. Наиболее востребованные экономикой УР профессии - токарь, фрезеровщик, слесарь-ремонтник, по которым выпуск НПО либо недостаточен, либо отсутствует, широко представлены в системе повышения квалификации. Кроме того, система повышения квалификации более гибко реагирует на спрос населения, осуществляя подготовку по таким популярным у населения специальностям, как водитель, продавец, секретарь-референт, бухгалтер и т.д.

Таблица 3

Количество учебных центров различного уровня, осуществляющих повышение квалификации по наиболее распространенным профессиям

Профессия Организация, осуществляющая подготовку

УЦ на предприятиях ПУ Другие виды учебных центров

Токарь 6 11

Слесарь-ремонтник 14 19 5

Фрезеровщик 6 7

Шлифовщик 4 1

Штамповщик 5 1

Бухгалтер 1 5 6

Водитель 2 13 11

Оператор ЭВМ 1 8 2

Парикмахер 6 4

Секретарь 4 6

Продавец 9 4

Из табл. 3 следует, что по профессиям, наиболее востребованным в экономике, подготовка осуществляется в основном в системе учебных центров предприятий, вынужденных адаптировать к своим нуждам вновь поступающих выпускников или работников с различным уровнем образования, а иногда даже переучивать их в соответствии со своим производственным процессом. Подготовка по профессиям, пользующимся спросом у населения, осуществляется в основном в специализированных учебных центрах различного уровня (государственных, муниципальных, частных и т.д.). Это отражает специфику удовлетворения спроса населения на наиболее востребованные специальности, а также ориентацию на социальную поддержку безработных граждан, прежде всего в государственных учебных центрах или центрах при службе занятости. Промежуточную позицию между ними занимают учреждения НПО, имеющие право на подготовку по программам повышения квалификации и дополнительного образования.

Эта система восполняет также недостаточность предпрофессиональной подготовки в системе российского общего образования, слабость системы профессиональной ориентации в процессе школьного обучения. Она отражает некоторую инертность системы НПО и прерывность в ее взаимосвязях как с учреждениями общего образования, так и с предприятиями республики.

Предварительный анализ взаимосвязи спроса и предложения рабочей силы отражает необходимость не только реформирования системы начального профессионального образования, потребность в котором давно назрела, но и формирования программы взаимодействия всех подсистем, заинтересованных в стабилизации обеспечения экономики региона квалифицированными рабочими кадрами. Усложнение и постоянное изменение производственных процессов, структурные трансформации в социально-экономической системе требуют более гибкого реагирования на эти изменения системы подготовки, прежде всего, рабочих кадров. Для этого необходимо согласование действий различных структур, включенных в образовательные и производственные процессы: образовательных учреждений, предприятий, министерств, службы занятости и научных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многообразные способы решения проблем, связанных с оптимизацией подготовки рабочих кадров, предлагаются самими образовательными учреждениями. Однако все они сводятся к необходимости создания республиканской программы оптимизации системы НПО, основанной на следующих принципах:

1) принцип непрерывности процесса подготовки кадров, заключающийся в обеспечении взаимосвязи образования и практики, то есть сочетание различных существующих технологий подготовки - теоретическое обучение, приобретение практических навыков не только в стенах профессионального училища, но и на предприятии (в учебном центре предприятия, на рабочем месте). При этом необходимой является допрофессиональная подготовка, профессиональная ориентация молодежи еще в системе школьного обучения. Это требует формирования комплексных совместных учебных программ школ и учреждений НПО в сотрудничестве с предприятиями республики;

2) принцип научной обоснованности. Формирование государственного заказа на подготовку кадров в системе НПО должно осуществляться на основе прогнозирования спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг. Необходимость создания единого информационного центра мониторинга потребностей в подготовке рабочих кадров отмечается как на уровне образовательных учреждений, так и на уровне предприятий и органов управления;

3) принцип мобильности. На основании исследований спроса и предложения на рынке труда необходимо формировать структурные компоненты и учебные планы подготовки рабочих таким образом, чтобы они позволяли адаптироваться к происходящим изменениям в экономике, образовании, социально-демографическим процессам. При этом необходимо создание совместных программ повышения квалификации предприятий и учреждений НПО.

Воплощение этих наиболее общих принципов в конкретных мероприятиях по реформированию системы подготовки кадров требует совместной деятельности различных структур. Изменения в системе финансирования и

управления начальным профессиональным образованием обусловливают формирование новых подходов к оптимизации образовательного потенциала рабочих кадров, эффективному и целенаправленному использованию бюджетных средств.

В настоящее время в республике разрабатывается программа модернизации системы НПО. При Министерстве образования и науки УР создан центр маркетинговых исследований начального профессионального образования. Государственный комитет Удмуртской Республики по труду в рамках научно-исследовательской деятельности занимается разработкой оптимальной методики прогнозирования развития спроса и предложения и рекомендаций по регулированию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Удмуртской Республике на ближайшие 10 лет. Сочетание различных методов (анализа статистических данных, опроса руководителей кадровых служб предприятий республики, экспертных оценок) позволит учесть влияние множества факторов, например таких, как экономическая ситуация в республике, демографические тенденции, изменение уровня безработицы и т.д., на динамику соотношения спроса и предложения рабочих кадров, что позволит выработать оптимальную методику установления контрольных цифр приема на различные специальности НПО с учетом потребностей экономики и демографической ситуации. В рамках научной работы предполагается также выработка рекомендаций по организации взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями в процессе подготовки рабочих кадров.

Статья выполнена при поддержке Государственного комитета по труду Удмуртской Республики.

Поступила в редакцию 13.01.06

M.N. Makarova

Optimization of the System of Elementary Vocational Education as a Priority in Regulating the Labour Market in the Udmurt Republic

The main problems determined by the supply and demand imbalance in the labour market of the Udmurt Republic have been analyzed. The basic mechanisms for transformation of skilled workers training through the system of elementary vocational education have been considered.

Макарова Марина Николаевна

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.