Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития малой авиации в арктических районах Республики Саха (Якутия)'

Актуальные проблемы развития малой авиации в арктических районах Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / АРКТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ / ARCTIC REGIONS / МАЛАЯ АВИАЦИЯ / SMALL AIRCRAFT / АВИАПЕРЕВОЗКИ / ПРОБЛЕМЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / TRANSPORT ACCESSIBILITY / ТАРИФЫ / TARIFFS / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / REGULATIONS / AIR PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна, Барахова Вера Васильевна

В ходе исследования выявлены пробелы развития малой авиации в действующем законодательстве, регулирующем вопросы развития малой авиации арктических районов Республики Саха (Якутия), транспортной доступности в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) и предоставления субсидий на авиаперевозки пассажиров в арктических районах Республики Саха (Якутия). Развитие местных авиаперевозок требует государственной поддержки. Существующая концепция развития социальных авиаперевозок предусматривает консолидированное субсидирование из бюджетов всех уровней авиакомпаний, выполняющих на конкурсной основе перевозки по авиалиниям, признанным социальными. Для решения государственной задачи развития малой авиации и обеспечения транспортной доступности в отдаленных населенных пунктах средствами воздушного транспорта необходимы консолидация федеральных и региональных средств бюджетной поддержки на системной основе и механизм федеральной поддержки авиаперевозок по социальным маршрутам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Challenges Currently Facing Small Aircraft Carriers on the example of Sakha Republic (Yakutia)

The article has covered the challenges facing small aircraft carriers (SACs) in the Russian Federation (RF), highlighting the provision of passenger accessibility to regions as remote as the Arctic-based Sakha Republic (Yakutia). The commentary, is so doing, identifies a series of gaps in the development of SACs and in the provision of state subsidies for air passengers to territories such as Yakutia. The paper, at this stage, shifts its focus, positing that the development of SACs would require increased RF government support. It observes, in this vein, that the current 'concept of social development' for air carriers mandates a consolidated subsidy for all types of airlines. However, this policy does not recognize the 'social significance' of enabling passengers to reach far-off Russian regions. As a pre-step to resolving this problem, the blueprint has suggested that regional budgets be reconsolidated on a more systematic basis, and that RF federal mechanisms be redirected so that SACs receive the primary support from the viewpoint of 'air coverage.'

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития малой авиации в арктических районах Республики Саха (Якутия)»

^ Таким образом, на примере одного региона — Рес-

^ публики Коми — с учетом особенностей субъектов

х инновационной деятельности и отраслей предложена

ш система индивидуальной государственной поддержки

х инновационной деятельности в регионе. Эта система

^ полезна тем, что она дает возможность правильно с

2 наибольшей эффективностью планировать расходы бюджетной системы на поддержку инноваций в соот-

^ ветствии с направлениями поддержки и соответственно

к грамотно осуществлять государственную политику.

х <

^ Литература

1. База данных научно-инновационных разработок и проектов ^ (технологии, продукции, услуг), разрабатываемых и реализуемых на территории Республики Коми: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://innov.rkomi.ru/page/7781/.

2. Напалков А. А. Структурный анализ инновационных проектов Республики Коми // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 34 (313). С. 16-22.

3. Стадии развития инновационной компании: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://venture-biz.ru/stadii-raz-vitiya.

4. Как защитить идею?: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.business-immigration.org/articles/how_to_ protect_ideas.

References

1. Database of scientific innovations and projects (technologies, products and services), developed and implemented on the territory of the Republic of Komi. Available at: http://innov. rkomi.ru/page/7781/. (in Russ.).

2. Napalkov A. A. Strukturnyy analiz innovatsionnykh proektov Respubliki Komi [Structural analysis of innovative projects in the Republic of Komi]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, 2013, no. 34 (313), pp. 16-22.

3. Stages of development of an innovative company. Available at: http://venture-biz.ru/stadii-razvitiya. (in Russ.).

4. How to protect the idea? Available at: http://www.business-immigration.org/articles/how_to_protect_ideas. (in Russ.).

Актуальные проблемы развития малой авиации в арктических районах Республики Саха (Якутия)

The Challenges Currently Facing Small Aircraft Carriers on the example of Sakha Republic (Yakutia)

УДК 338.47:656.7

Элякова Изабелла Дамдиновна

профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального государственного университета имени М. К. Аммосова (г Якутск), доктор экономических наук 677000, г Якутск, пр. Ленина, д. 1

Elyakova Isabella Damdinovna

Northeastern Federal State University (M. K. Ammosova)

Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

В ходе исследования выявлены пробелы развития малой авиации в действующем законодательстве, регулирующем вопросы развития малой авиации арктических районов Республики Саха (Якутия), транспортной доступности в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) и предоставления субсидий на авиаперевозки пассажиров в арктических районах Республики Саха (Якутия). Развитие местных авиаперевозок требует государственной поддержки. Существующая концепция развития социальных авиаперевозок предусматривает консолидированное субсидирование из бюджетов всех уровней авиакомпаний, выполняющих на конкурсной основе перевозки по авиалиниям, признанным социальными.

Для решения государственной задачи развития малой авиации и обеспечения транспортной доступности в отдаленных населенных пунктах средствами воздушного транспорта необходимы консолидация федеральных и региональных средств бюджетной

Барахова Вера Васильевна

магистрант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального государственного университета имени М. К. Аммосова (г. Якутск)

677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 1

Barakhova Vera Vasil'evna

Northeastern Federal State University (M.K. Ammosova)

Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

поддержки на системной основе и механизм федеральной поддержки авиаперевозок по социальным маршрутам.

The article has covered the challenges facing small aircraft carriers (SACs) in the Russian Federation (RF), highlighting the provision of passenger accessibility to regions as remote as the Arctic-based Sakha Republic (Yakutia). The commentary, is so doing, identifies a series of gaps in the development of SACs and in the provision of state subsidies for air passengers to territories such as Yakutia. The paper, at this stage, shifts its focus, positing that the development of SACs would require increased RF government support. It observes, in this vein, that the current 'concept of social development' for air carriers mandates a consolidated subsidy for all types of airlines. However, this policy does not recognize the 'social significance' of enabling passengers to reach far-off Russian regions. As a pre-step to resolving this problem, the blueprint has suggested that regional

budgets be reconsolidated on a more systematic basis, and that RF federal mechanisms be redirected so that SACs receive the primary support from the viewpoint of 'air coverage.'

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), арктические районы, малая авиация, авиаперевозки, проблемы, транспортная доступность, тарифы, нормативно-правовые акты.

Keywords: Republic of Sakha (Yakutia), Arctic regions, small aircraft, air problems, transport accessibility, tariffs, regulations

Актуальность проблемы развития малой авиации и обеспечения транспортной доступности арктических территорий России на сегодняшний день не вызывает сомнений. Исследования по проблемам развития малой авиации в Арктической зоне страны до конца не разработаны и имеют недостаточную нормативно-правовую базу для обеспечения безопасности авиаперевозок. Важность данной темы исследования также определяется труднодоступностью населенных пунктов Арктики, дороговизной авиабилетов воздушного транспорта, низкой обеспеченностью безопасности полетов из-за высокого износа воздушных судов и недостаточной технической оснащенностью аэропортов Севера.

Транспортная доступность играет главную роль в развитии и дальнейшем становлении населенных пунктов, развития жизни в Арктике в целом. Без достаточно развитой транспортной инфраструктуры ни один регион нашей страны не будет иметь шансов на светлое будущее. Арктической зоне на протяжении 20 лет не уделяли должное внимание со стороны стран, имеющих территории в данной зоне. И вот Арктике начали уделять пристальное внимание не только государства-участники (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция), но и страны-наблюдатели, такие как Великобритания, Германия, Испания, Италия, КНР, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Сингапур.

Транспортная доступность — это оценка степени легкости, с которой можно добраться до данного места с помощью транспортных услуг и инфраструктуры. Появилось множество специфических понятий, служащих для определения этой доступности, — временная доступность, потенциальная доступность, доступность общественного транспорта. Уровень транспортной доступности в большой степени формирует экономическое и демографическое развитие в любом регионе.

Например, более 90% территории Республики Саха (Якутия) обеспечено только сезонной транспортной доступностью. Доля пассажирооборота воздушного транспорта в Якутии составляет 84% от общего объема перевозок. Самолеты и вертолеты — практически единственное средство круглогодичного передвижения для населения северных районов. Расстояния транспортировки пассажиров и грузов внутри республики сравнимы с расстояниями межобластных перевозок. При этом в настоящее время развитие региональной авиации тормозят много факторов: вопросы ценовой доступности при низких уровнях доходов населения, устаревшая и неэффективная авиатехника. Отсюда и малая авиационная подвижность населения, составляющая в республике 0,3 полета на человека в год, в России — 0,4, в США — 2,5. Между тем малая авиация — единственное средство транспортной доступности для 15 млн человек, 28 000 населенных пунктов, 60% территорий.

Нормативно-правовая база развития малой авиации ^

и обеспечения транспортной доступности авиаперево- =п

зок в арктических районах Республики Саха (Якутия) х

представлена в следующих документах [1-3]: ш

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской х Федерации и обеспечения национальной безопасно- ^ сти на период до 2020 г., утвержденная Президентом ^ Российской Федерации от 08.02.2013 г. № Пр-232; □=

2. Постановление Правительства РФ от 28.12.2009 г. ^

со

№ 2094-р «Об утверждении Стратегии социально- к экономического развития Дальнего Востока и Бай- =Ц кальского региона на период до 2025 г.»; <

3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. ^ № 1212 (ред. от 06.08.2013 г.) «Об утверждении ^ Правил предоставления субсидий из федерального ^ бюджета на возмещение российским авиакомпани- 2 ям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок»;

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.»;

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2600-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"»;

6. Указ Президента РС(Я) от 12.10.2011 г. № 974 (ред. от 16.11.2012 г.) «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"»;

7. Постановление Правительства РС(Я) от 30.05.2012 г. № 244 (ред. от 04.02.2013 г.) «О Порядке предоставления субсидий из государственного бюджета РС(Я) предприятиям воздушного транспорта РС(Я) на возмещение затрат по уплате авансовых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) воздушных перевозок регионального назначения»;

8. Распоряжение Правительства РС(Я) от 10.04.2012 г. № 316-р «Об утверждении распределения субсидий авиаперевозчикам при выполнении авиаперевозок на местных социально значимых пассажирских авиалиниях РС(Я) в 2012 г.»;

9. Распоряжение Правительства РС(Я) от 14.03.2013 г. № 71 «Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета РС(Я) субсидий организациям воздушного транспорта во внутрирегиональном сообщении от населенных пунктов арктической зоны РС(Я) до узловых аэропортов "Якутск", "Полярный" и в обратном направлении».

В ряде регионов действуют собственные программы по субсидированию авиамаршрутов. Наилучшие результаты в этом отношении достигнуты в Архангельской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Красноярском крае, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Камчатском крае и др.

В то же время в ходе исследования нами выявлены следующие пробелы развития малой авиации и проблемы в действующем законодательстве, регулирующем вопросы развития малой авиации, транспортной доступности и предоставления субсидий на авиаперевозки пассажиров в арктических районах Республики Саха (Якутия):

• отсутствие законодательства, устанавливающего правовые и организационные основы развития малой авиации в арктических территориях РФ;

2,1% 2,0%

1,6%

<

о

]] — аэропортовые расходы

]] — расходы

авиакомпании

^ — налоги и сборы

- АвиаГСМ

1X1 — оплата ремонтным предприятиям

РД — сборы авиакассы

] — аэронавигационные сборы

] — метеосборы ] — прочее

Рис.1. Структура тарифов по регулярным рейсам в арктической территории Республики Саха (Якутия)

• отсутствие федеральной целевой программы «О развитии малой авиации в Арктике»;

• отсутствие мероприятий развития малой авиации в подпрограмме «Воздушный транспорт» в государственной программе РФ «Развитие транспортной системы», принятой распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2600-р;

• недоступность воздушного транспорта для населения арктических районов республики ввиду высоких тарифов авиаперевозок;

• низкая плотность населения и его низкая платежеспособность обуславливают низкую интенсивность пассажиропотоков;

• низкие объемы грузоперевозок из-за отсутствия крупных промышленных предприятий в арктических районах.

Вышеперечисленные факторы, в свою очередь, определяют высокую себестоимость авиаперевозок вследствие высоких удельных затрат на содержание аэродромной сети и использования воздушных судов малой вместимости.

Себестоимость авиаперевозок в большинстве случаев превышает возможности населения по оплате услуг воздушного транспорта, что определяет убыточность деятельности его авиапредприятий на рынке местных перевозок. Это, в свою очередь, приводит к закрытию авиалиний, банкротству авиаперевозчиков, сокращению аэродромной сети и других объектов наземной инфраструктуры. Ситуацию усугубляют высокая стоимость авиационного топлива, нехватка квалифицированных авиационных специалистов из-за общего оттока населения из регионов.

К негативным факторам следует также отнести:

• низкий уровень технического совершенства эксплуатируемых воздушных судов и старение парка воздушных судов, высокую стоимость ремонта воздушных судов и нехватку собственных финансовых средств на покупку и модернизацию более экономичных типов воздушных судов;

• недостаточность средств государственного бюджета республики для обеспечения доступности воздушного транспорта.

Структура тарифов по регулярным рейсам в арктической территории Республики Саха (Якутия), например, по маршруту Якутск — Батагай — Якутск представлена на рис. 1.

Таким образом, в структуре тарифа расходы по содержанию авиакомпании составляют всего 21,6%.

В целом по России размер региональных субсидий авиакомпаниям после 2000 г. увеличился почти в 10 раз — до 1,6 млрд руб. в год [4]. Субсидируется более 20 000 рейсов на 427 маршрутах, на которых перевозится около 1 млн человек. Но для обеспечения минимально необходимой авиатранспортной доступности в районах Крайнего Севера страны объем местных авиаперевозок должен быть увеличен еще в 2 раза.

Развитие местных авиаперевозок требует государственной поддержки. Существующая концепция развития социальных авиаперевозок предусматривает консолидированное субсидирование из бюджетов всех уровней авиакомпаний, выполняющих на конкурсной основе перевозки по авиалиниям, признанным социальными.

Приведем основные положения концепции развития социально значимых местных авиаперевозок:

• создание государственного реестра социальных авиационных маршрутов, являющегося основанием для предоставления субсидий на перевозки. Регистрация маршрутов осуществляется по представлениям правительств субъектов Российской Федерации, включающим оценку размера потребных субсидий;

• субсидии предоставляются авиакомпании, осуществляющей перевозки по социальному маршруту, на конкурсной основе. Размер субсидии должен обеспечить авиакомпании рентабельность этих перевозок при социальном уровне тарифа и с учетом расходов на содержание удаленного аэропорта;

• предоставление субсидий по социальным авиаперевозкам за счет средств федерального бюджета должно носить обоснованный местными условиями, адресный и конкурсный характер, стимулируя и дополняя усилия регионов по поддержке местного воздушного сообщения, но не заменяя их;

• распоряжение средствами федерального бюджета, выделяемыми на предоставление субсидий по социальным перевозкам, предлагается поручить Федеральному агентству воздушного транспорта, в том числе в части распределения между субъектами Российской Федерации объемов ассигнований на эти цели;

• схема социально значимых авиационных маршрутов определяет базовую аэродромную сеть местного авиасообщения для каждого из регионов. Принципами субсидирования авиаперевозок за счет

федерального бюджета являются:

• субсидирование осуществляется только по маршрутам, включенным в единый государственный реестр местных социальных авиационных маршрутов;

• средства на цели субсидирования определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета и общих потребностей экономики, и доводятся до субъекта РФ в рамках межбюджетных отношений посредством межбюджетных трансфертов, носящих целевой характер;

• получателем субсидии является авиакомпания, выбираемая на конкурсной основе. При этом на авиакомпанию накладываются обязательства по регулярному выполнению перевозок по социальному маршруту в определенный период календарного года, в том числе в части частоты выполнения рейсов, количества предоставляемых пассажиро-мест, предельному уровню тарифов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обязательства авиакомпании по перевозке и государственные обязательства по их субсидированию оформляются в виде государственного контракта, заключаемого уполномоченным органом исполнительной власти;

• приоритетными маршрутами для субсидирования авиаперевозок (в пределах лимитов бюджетных обязательств) являются те, которые обеспечивают максимальный эффект для повышения уровня транспортной доступности.

Для решения государственной задачи развития малой авиации и обеспечения транспортной доступности в отдаленных населенных пунктах средствами воздушного транспорта, на наш взгляд, необходимо:

• разработать и принять Федеральный закон «О развитии малой авиации в арктических районах РФ», устанавливающий правовые и организационные основы развития малой авиации в Арктике, и федеральную целевую программу «О развитии малой авиации в Арктике»;

• принять Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Арктики»;

• принять на федеральном уровне законодательный акт о возможности субсидирования авиаперевозок по социальным местным маршрутам из средств федерального бюджета;

• консолидировать федеральные и региональные средства бюджетной поддержки на системной основе;

• разработать механизм федеральной поддержки авиаперевозок по социальным маршрутам. Критерии отнесения маршрута к числу социальных

маршрутов предусматривают:

а) социальную значимость маршрута в регионе, заклю- ^ чающуюся в обеспечении круглогодичной транспорт- =п ной доступности для населения или важности марш- х рута для обеспечения социально-экономического ш развития региона; х

б) низкую платежеспособность населения, обуславли- ^ вающую необходимость установления на маршруте ^ социального авиационного тарифа, уровень которого не обеспечивает окупаемость экономически ^ обоснованных расходов авиакомпании на выпол- к нение рейсов по этому маршруту. =Ц Таким образом, Республика Саха (Якутия), является <

одним из наиболее труднодоступных северных регио- ^

нов, где необходима стабильная и развитая система ^

авиаперевозок. Решение актуальных проблем и задач ^

развития малой авиации в этом регионе, в том числе 2 субсидирования тарифов авиаперевозок населения, является приоритетной задачей на общефедеральном и региональном уровнях.

Литература

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года / Утв. Президентом Российской Федерации от 08.02.2013 г. № Пр-232: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://severcom.ru/law/item71-1.html.

2. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»: Указ Президента РС(Я) от 12.10.2011 г. № 974 (ред. от 16.11.2012 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW249;n=41435.

3. Об утверждении распределения субсидий авиаперевозчикам при выполнении авиаперевозок на местных социально значимых пассажирских авиалиниях РС(Я) в 2012 году: Распоряжение Правительства РС(Я) от 10.04.2012 г. № 316-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://m. sakha.gov.ru/node/8686.

4. Попов А. И., Плотников В. А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 197-219.

References

1. Development Strategy of the Arctic Zone of the Russian Arctic and of ensuring national security for the period up to 2020, approved by the President of the Russian Federation on Feb. 08. 2013 № Pr-232. Available at: http://severcom. ru/law/item71-1.html. (in Russ.).

2. Decree of the President of the Republic of Sakha (Yakutia) of Oct. 12.2011 № 974 (as amended on Nov. 16. 2012) "On the state program of the Republic of Sakha (Yakutia) "The development of transport complex of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2012 - 2016". Available at: http://base. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW249; n=41435. (in Russ.).

3. Order of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) of April 10. 2012 № 316-r 'On approval of the distribution of subsidies to air carriers when performing air operations in the local socially important passenger airlines of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2012. Available at: http://rn.sakha.gov. ru/node/8686. (in Russ.).

4. Popov A. I., Plotnikov V. A. Vybor novoy modeli razvitiya i modernizatsiya: osnovy perekhoda k innovatsionnoy eko-nomike [Choosing a new model of development and the modernization: Basics of transition to an innovative economy]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Bulletin of St. Petersburg Univ. of Economics and Finance], 2012, no. 2, pp. 197-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.