4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru.
5. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Consultant.ru.
6. Официальный сайт АК «АЛРОСА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alrosa.ru/.
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСИРОВАНИИ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)1
© Попова Т.Н.*
Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В статье проанализированы основные аспекты в сфере пассажирских авиаперевозок в Республике Саха (Якутия). Дано обоснование необходимости увеличения государственных субсидий, с целью обеспечения транспортной доступности внутренних региональных пассажирских перевозок воздушным транспортом в РС (Я).
Ключевые слова транспорт, авиаперевозки, субсидирование, бюджет, финансирование, тарифы.
Экстремальные природно-климатические условия, низкая плотность населения, высокая ресурсоемкость, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения и зависимость жизнедеятельности от северного завоза, низкая устойчивость экологических систем, удаленность от экономических и промышленных центров страны негативно влияют на уровень и качество жизни населения республики и обуславливают необходимость постоянного присутствия и внимания со стороны государства [1].
Необходимость субсидирования пассажирских авиаперевозок с учетом экономико-географических особенностей региона является актуальным вопросом на сегодняшний день.
Разработка Порядка предоставления субсидий на условиях софинансиро-вания из федерального бюджета организациям воздушного транспорта РС (Я)
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Оптимизация систем управления финансами Республики Саха (Якутия) в соответствии с потребностями устойчивого социально-экономического развития Северо-Востока России» (проект № 01201460079).
* Научный сотрудник отдела проблем управления региональными финансами.
позволит обеспечить транспортную доступность внутренних региональных пассажирских перевозок воздушным транспортом.
Основные проблемы системы воздушного транспорта РС (Я) связаны:
- с большой удаленностью от других регионов и внутри республики;
- безальтернативностью воздушного транспорта для передвижения граждан, обусловленных неразвитой сетью автомобильных дорог, отсутствием железнодорожных линий;
- высокой стоимостью авиабилетов, связанных с расстояниями, высокими аэропортовыми ставками, стоимостью топлива, малой емкостью воздушных судов;
- с техническими характеристиками воздушно-посадочных полос, не позволяющих приемку-выпуск воздушных судов 1-2 класса;
- низкой плотностью населения в республике.
Согласно п. 16 протокола совещания у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 04 апреля 2015 г. № ДМ-П16-33пр было принято решение об обеспечении предоставления дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, в которых воздушный транспорт является безальтернативным средством сообщения, в соответствии с пунктами 50, 51 раздела Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р [2].
Транспорт в Республике Саха (Якутия) является важной составляющей экономики и всего северо-востока России.
Доля транспорта в валовом региональном продукте РС (Я) составляет 4,6 %. Годовые объемы перевозок грузов составляют около 20 млн. тонн, пассажиров - около 100 млн. человек. Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте составляет около 70 %.
При этом транспортный комплекс Республики Саха (Якутия) характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с круглогодичной эксплуатацией, что негативно отражается на развитии экономики и особенно тех отраслей, которые ориентированы на межрегиональные и внешнеторговые связи, а также на транспортную доступность населения республики. Являясь самым крупным по площади субъектом России, республика до настоящего времени остается одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении.
В Республике Саха (Якутия) только 10 % территории, где проживает менее 15 % населения республики, обеспечено круглогодичной транспортной связью, почти 90 % объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта [3].
Воздушный транспорт играет важнейшую роль в обеспечении транспортной доступности отдаленных районов республики (около 85 % пасса-жирооборота приходится на воздушный транспорт), вносит неоценимый вклад в ее социально-экономическое развитие.
Особо важную роль играет гражданская авиация в транспортном обслуживании населения, проживающего в северной и арктической зоне, где связь с отдаленными населенными пунктами в основном осуществляется воздушным транспортом.
Недостаток современных воздушных судов и высокая стоимость воздушных перевозок, отсутствие оптимального типажа авиатехники, дефицит ресурсов для содержания и развития наземной аэропортовой инфраструктуры являются реальными ограничивающими факторами в обеспечении свободы перемещения населения и решении жизненно важных социально-экономических задач.
Важным шагом в улучшении ситуации стало включение в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» мероприятий по строительству и реконструкции 15-и аэропортовых комплексов Республики Саха (Якутия), в том числе 8 аэропортов Арктической зоны (Белая Гора, Депутатский, Зырянка, Саккырыр, Среднеколымск, Черский, Чокурдах и Тикси). Объем финансирования по Арктическим аэропортам составляет 12712,39 млн. руб., что составляет 47,6 % от общего объема финансирования (26700 млн. руб.) [4].
В Республике Саха (Якутия) реализуются 2 федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок:
1. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009г. № 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» [4].
В период с 2009 по 2014 годы специальными тарифами воспользовались более 349 тыс. пассажиров, освоена субсидия в размере 2799,9 млн. руб.
В 2014 году всего перевезено 50045 пассажиров, освоено субсидии 355889,7 тыс. руб., из них по РС (Я) 47555 пассажиров, освоено 335772,9 тыс. руб.
Плановый объем субсидии в 2015 году составил 272,7 млн. руб.
2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 г. № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации».
В 2014 году всего перевезено 71913 пассажиров, освоено субсидии 470200,9 тыс. руб., из них по РС (Я) 18327 пассажиров, освоено 231534,4 тыс. руб.
В 2015 году плановый объем субсидии составил 800,8 млн. руб.
В республике субсидирование пассажирских авиаперевозок осуществляется по двум направлениям: внутрирайонным и межрайонным.
Программа внутрирайонных (от районных центров до населенных пунктов и в обратном направлении) авиаперевозок в республике действует с 2002 года, в настоящее время перевозки выполняются в 25 районах республики воздушными судами Л-410, Ан-2, Ан-3, Ми-8 по 143 маршрутам. Из республиканского бюджета субсидируется 70 % от экономически обоснованного тарифа, в среднем ежегодно выделяется 200,0 млн. руб. на перевозку 28-30 тыс. пассажиров.
С 2012 г. по аналогии с федеральной программой субсидирования авиаперевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, Правительством республики решается задача снижения стоимости местных авиаперевозок от населенных пунктов арктической зоны Республики Саха (Якутия) до узловых аэропортов «Якутск», «Полярный» и в обратном направлении. За 2012-2014 гг. перевезено более 21 тыс. пассажиров по специальным тарифам, направлено авиаперевозчикам субсидия в размере 214,5 млн. руб.
На реализацию программы в 2015 г. бюджетом республики предусмотрено 97,3 млн. руб. Ограниченность средств республиканского бюджета позволяет осуществлять только частичное финансирование пассажирских авиаперевозок. Субсидирование осуществляется по квоте мест от 8 до 10 мест и для отдельной категории граждан в ограниченный период (весенне-летний). Размеры установленных субсидируемых тарифов составляют 50 % от экономически обоснованных от 6875 руб. до 15150 руб. [3].
Следует отметить, что в приложении № 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на межрегиональные воздушные перевозки пассажиров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.12.13 г. № 1242 [4] приведен перечень населенных пунктов, с которыми отсутствует круглогодичная связь наземными видами транспорта и транспортная доступность, которых обеспечивается воздушным транспортом. В данный перечень вошли 17 населенных пунктов Республики Саха (Якутия), однако технические характеристики взлетно-посадочных полос этих аэропортов и расстояния (Хабаровск - Черский 2666 км.) не позволяют выполнять межрегиональные авиаперевозки в узловые аэропорты Дальнего Востока и Сибири. Полеты в указанные аэропорты осуществляются только воздушными судами 3-4 класса (Ан-24, Ан-26, Q-300, Л-410) тем самым постановление Правительства Российской Федерации № 1242 не решает проблемы доступности воздушного транспорта населению Республики Саха (Якутия).
Таким образом, для обеспечения транспортной доступности внутренних региональных пассажирских перевозок воздушным транспортом в РС (Я), предлагается усовершенствовать действующий механизм субсидирования из бюджета республики в части:
- снятия возрастных требований;
- снятия ограниченного периода авиаперевозок;
- отмены установленных квоты мест.
Всего предлагается к субсидированию 14 безальтернативных регулярных маршрутов в Арктическую зону республики, из аэропорта Якутск в аэропорты: Батагай, Белая Гора, Депутатский, Жиганск, Зырянка, Мома, Оленек, Саскылах, Среднеколымск, Саккырыр, Тикси, Усть-Куйга, Черский, Чокурдах и в обратном направлении.
С учетом действующего регулярного расписания авиакомпаний с 01 января по 31 декабря потребность из федерального бюджета составит 1051,3 млн. руб., из бюджета Республики Саха (Якутия) 262,8 млн. рублей.
Для возможности предоставления субсидий из Государственного бюджета Российской Федерации организациям воздушного транспорта на осуществление воздушных перевозок пассажиров на территории Республики Саха (Якутия) предлагаем следующие варианты решения:
а) Внести изменения в Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В частности внести изменения в подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3, позволяющие в порядке исключения предоставлять субсидии из бюджета РФ на осуществление воздушных перевозок, осуществляемых в пределах Республики Саха (Якутия).
б) На примере постановления Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1118 «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации порядок предоставления субвенции из Государственного бюджета РФ бюджетам субъектов Российской Федерации на субсидирование организаций воздушного транспорта, в целях обеспечения транспортной доступности внутрирегиональных пассажирских перевозок воздушным транспортом в пределах территории субъекта Российской Федерации.
в) На примере постановления Правительства РФ от 5 марта 2015 года № 193 «Об утверждении правил предоставления в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям
Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на субсидирование организаций воздушного транспорта, в целях обеспечения транспортной доступности внутрирегиональных пассажирских перевозок воздушным транспортом в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Список литературы:
1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Consultant.ru.
2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru.
3. Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /http://www.sakha.gov.ru/ mintrans.
4. Официальный сайт компании «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Consultant.ru.
5. Республиканская государственная целевая Программа «Развитие транспортного комплекса РС (Я) на 2012-2016 годы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// sakha.gov.ru.