УДК 343.823
Парнякова Светлана Алексеевна Раевская Анастасия Евгеньевна Санкт-Петербургский институт (филиал) Университета Прокуратуры Российской Федерации
Россия, Санкт-Петербург svetlana.parnyakova@gmail.com nastya.raevskaya.2000@mail .ru Parnyakova Svetlana Raevskaya Anastasia St. Petersburg Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation
Russia, Saint-Petersburg
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТРУД ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: администрации исправительных учреждений должны создавать все необходимые условия для эффективного привлечения заключённых к труду путем создания рабочих мест и соблюдения трудовых прав осужденных. На данный момент из-за неудовлетворительного материально-технического обеспечения, отсутствия должного внимания со стороны администрации и нежелания осуждённых трудиться и получать низкую заработную плату, организация труда в местах лишения свободы оставляет желать лучшего. Именно поэтому прокурорский надзор за соблюдением законодательства, регулирующего труд осужденных, приобретает особое значение на сегодняшний день.
Ключевые слова: прокурорский надзор, труд осуждённых, трудоспособные осуждённые, исправительные учреждения, нарушение трудовых прав.
К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
CURRENT PROBLEMS OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF THE LAWS REGULATING WORK OF CONVICTS Annotation: œrrectional facility administrations should create all the necessary conditions for the effective involvement of prisoners in work by creating jobs and observing their labor rights. At the moment, due to unsatisfactory logistical support, lack of proper attention from the administration and the unwillingness of convicts to work and receive low wages, the organization of work in places of deprivation of liberty leaves much to be desired. That is why the prosecutor's supervision of compliance with the legislation regulating the work of convicts is very important today.
Key words: prosecutor's supervision, work of convicts, able-bodied convicts, correctional facilities, violation of labor rights.
Отбывая наказание в местах лишения свободы, осужденный сохраняет за собой право на защиту прав и интересов, охраняемых законом, однако большинство прав люди, оказавшиеся изолированными от общества, могут реализовывать исключительно через администрацию того учреждения, в котором они находятся. В свою очередь на администрацию учреждения возлагается обязанность по соблюдению прав содержащихся в нем лиц, которая зачастую не выполняется.
По статистическим данным на 1 января 2022 г. количество лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, составило 439453, что на 26443 человек меньше по сравнению с 2021 годом [1]. Несмотря на сокращение количества лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, их число остается значительным, что свидетельствует о необходимости особенно трепетного отношения к защите прав и свобод данной категории лиц.
Для того чтобы уделить должное внимание прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих
наказание, его регулированию посвящена отдельная глава Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Все осужденные делятся на две категории: первые являются трудоустроенными в исправительном учреждении, вторые по каким-либо причинам таковыми не являются. В 2021 году прослеживается тенденция, по которой численность осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, увеличилась и составила 63,4% [2]. Высокого уровня достиг и показатель трудоспособных осужденных, имеющих материальные обязательства по приговору суда - 85,8%. Всего привлечению к труду подлежало 128 тыс. человек [4], что подчеркивает актуальность надзора прокурора за исполнением законодательства, регламентирующего труд осужденных к лишению свободы.
Таким образом, лица, подвергнутые наказанию в виде лишения свободы, должны быть привлечены к труду, который определяется администрацией исправительного учреждения. Считается, что, будучи привлеченным к труду, осужденный сможет прийти к достижению целей наказания. На международно-правовом уровне труд относится к положительному элементу содержания заключенных [5]. Необходимо отметить, что в данном случае отсутствуют противоречия положению Конституции РФ, которое не допускает принудительный труд [6].
Прокурор при осуществлении пенитенциарного надзора должен проверять надлежащее исполнение обязанности, возложенной на администрации исправительных учреждений, по привлечению осужденных к труду, поскольку она находится в прямой взаимосвязи с обязанностью осужденных трудиться. При этом неукоснительному соблюдению подлежат нормы трудового и уголовно-исполнительного права.
Первое нарушение, которое зачастую оказывается в материалах проверки у прокурора, - это невыполнение администрацией исправительного учреждения обязанности по привлечению трудоспособных лиц к подлежащему оплате труду. Причиной тому становится нежелание администрации предпринимать
какие-либо действия по созданию рабочих мест, которое к тому же
пенитенциарного учреждения. Значительное количество мест лишения свободы создано из когда-то существовавших воинских частей, в связи с чем производство организовывается в учреждении на ограниченной территории. Следовательно, и привлеченными к оплачиваемому труду оказывается незначительное число заключенных. К сожалению, только эта небольшая часть способна самостоятельно обеспечивать себя продуктами питания и предметами первой необходимости, остальных же, не имеющих собственного заработка осужденных вынуждено содержать государство. Кроме того, они не в состоянии возместить исковые требования потерпевших от преступлений, что делает принцип неотвратимости наказания нерабочим.
Еще одну проблему непривлечения осужденных к лишению свободы затрагивает в своих работах М. С. Нурбаев. Заключенный не имеет возможности сохранить свою квалификацию, что рассматривается как «дополнительное» наказание, поскольку в будущем лицо может быть лишено работы, что, с большой вероятностью, станет причиной девиантного поведения [7]. Данный факт, по мнению авторов, свидетельствует о невыполнении такой задачи уголовно-исполнительного права, указанной в ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, как оказание помощи осужденным в социальной адаптации.
При проведении проверки прокурорам следует обращать внимание на соблюдение администрацией учреждения правил охраны труда, техники безопасности, санитарии и продолжительности рабочего времени. Зачастую администрации исправительных учреждений забывают о необходимости регулярного обучения осужденных и проверки их знаний в профессиональной сфере. Несомненно, этому способствует еще и тот факт, что осужденных на непродолжительные сроки просто не успевают должным образом обучить определенной профессии. Вместе с тем, в силу ненадлежащего материально-
сопровождается
плохим
материально-техническим
состоянием
технического обеспечения исправительных учреждений администрация не может предоставить осужденному безопасные условия труда, которые полностью бы отвечали требованиям законодательства. Такие нарушения становятся причиной травматизма осужденных, привлеченных к труду, в том числе с летальным исходом. Так, из-за несоблюдения администрацией исправительной колонии-поселения №40 в Иркутской области требований охраны труда в процессе трудовой деятельности погибли двое осужденных, которые отравились парами токсичных газов при спуске в колодец. По данному факту было возбуждено уголовное дело [8].
Более того, как показывает прокурорская практика, нередки случаи нарушения режима труда и отдыха осужденных: их рабочая неделя составляет более 40 часов, что не соответствует положениям ст. 91 Трудового кодекса РФ. Следствием этого является переутомление работника, что может привести к несчастному случаю на производстве, и его профессиональное выгорание.
Нельзя не отметить, что в случае, когда осужденные осознают возможность возникновения угрозы их жизни и здоровью в процессе осуществления труда из-за нарушения администрацией требований техники безопасности и охраны труда, им недоступен такой механизм защиты трудовых прав, как прекращение работы, поскольку это является злостным нарушением режима в соответствии с ч. 6 ст. 103 УИК РФ. Осужденные не имеют права таким образом оказывать влияние на работодателя, что, с нашей точки зрения, является несправедливым и требует внесения изменений в ст. 103 УИК РФ. Однако невозможно не брать во внимание характер деятельности всех исправительных учреждений, поэтому согласимся с мнением М.Н. Кустова о том, что «запрет организовывать и проводить забастовки должен быть сохранен» [9, с. 660].
Еще одним пунктом, требующим проверки, является оплата труда осужденных. Анализ результатов прокурорских проверок свидетельствует о большом количестве нарушений в данной сфере. В основном они связаны с
несвоевременной (реже, чем каждые полмесяца) и неполной выплатой заработной платы, а также игнорированием администрациями исправительных учреждений обязанности дополнительно оплачивать труд осужденных в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочные работы. Данным фактам прокурорам, с нашей точки зрения, необходимо уделять особое внимание, так как из-за подобных нарушений со стороны работодателя осужденный лишается возможности исполнить свои материальные обязательства, наложенные на него приговором суда, в полном объеме и в скором времени. Вместе с тем, такие незаконные действия работодателя способны вызвать волну недовольств среди осужденных, что может привести к погромам и бунтам.
При осуществлении надзора за исполнением законов, регулирующих труд осужденных к лишению свободы, необходимо проводить системные прокурорские проверки и применять следующие меры реагирования: представление, протест, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. В случае незаконного применения к осужденному дисциплинарного взыскания прокурор вправе его отменить постановлением.
Меры могут быть приняты не только по отношению к администрации пенитенциарного учреждения, но и непосредственно к осужденным. Так, в отношении лиц, имеющих исполнительные листы и наотрез отказавшихся трудиться, несмотря на примененные администрацией исправительного учреждения меры дисциплинарного взыскания (например, выдворение в ШИЗО), прокурорами направляются исковые заявления о возмещении затрат на содержание заключенных [10, с. 84].
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что надзор за соблюдением прав привлеченных к труду осужденных к лишению
свободы имеет особую актуальность на сегодняшний день. Он способствует защите конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, № 20. ст. 3397, май 2021.
2. Fsin.gov.ru [Электронный ресурс] // URL : https://fsin.gov.ru/.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, № 20, ст. 3397, май 2021.
4. Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам № Rec (2006) 2-REV «Европейские пенитенциарные правила» // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание, № 8 (218), 2020.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 22 янв. 2014 г. № 111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ресина Андрея Игоревича на нарушение его конституционных прав статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации».
6. Нурбаев М. С. Организационно-правовые основы привлечения к труду осужденных в местах лишения свободы Федеральной службы исполнения наказаний России : монография. М., 2015.
7. В колонии погибли двое заключенных [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5435152.
вопросы российской юстиции выпуск № 22
8. Кустов М.Н. Актуальные проблемы нарушения требований законов, регулирующих труд осужденных / М.Н. Кустов // Человек: преступление и наказание. 2017. №4. С. 657-661. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/aktualnye-problemy-narusheniya-trebovaniy-zakonov-reguliruyuschih-trud-osuzhdennyh.
9. Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях / М. Н. Кустов // Криминалист. 2016. N 2 (19). С. 81-85. URL : https: //www.procuror.spb.ru/k 1919. html.