Научная статья на тему 'Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (на примере практики Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях)'

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (на примере практики Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
804
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / надзор / осужденные / исправительные учреждения / Prosecutor's office / supervision / convicts / correctional institutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Александровна Куницына

Статья посвящена вопросам прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Александровна Куницына

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision over the execution of laws by the administrations of bodies and institutions executing punishment and coercive measures imposed by the court, administrations of places of detention of detainees and prisoners (on the example of the practice of the Karelian Prosecutor’s Office in supervising the observance of laws in correctional institutions)

The article is devoted to the issues of prosecutorial supervision over the implementation of laws by the administrations of bodies and institutions that execute punishment and coercive measures imposed by the court, administrations of places of detention of detainees and prisoners.

Текст научной работы на тему «Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (на примере практики Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях)»

Закон и право. 2022. № 5. С. 51-55. Law and legislation. 2022;(5):51—55.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-51-55

NIION: 1997-0063-5/22-251 MOSURED: 77/27-001-2022-5-451

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (на примере практики Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях)

Елена Александровна Куницына

Университет прокуратуры Российской Федерации, Москва, Россия, e.kunitsyna@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, осужденные, исправительные учреждения.

Для цитирования: Куницына Е.А. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (на примере практики Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях) // Закон и право. 2022. № 5. С. 51—55. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-51-55.

Original article

Supervision over the execution of laws by the administrations of bodies and institutions executing punishment and coercive measures imposed

by the court, administrations of places of detention of detainees and prisoners (on the example of the practice of the Karelian Prosecutor's Office in supervising the observance of laws in correctional institutions)

Elena A. Kunitsyna

University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Moscow, Russia, e.kunitsyna@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the issues of prosecutorial supervision over the implementation of laws by the administrations of bodies and institutions that execute punishment and coercive measures imposed by the court, administrations of places of detention of detainees and prisoners.

Keywords: Prosecutor's office, supervision, convicts, correctional institutions.

For citation: Kunitsyna E.A. Supervision over the execution of laws by the administrations of bodies and institutions executing punishment and coercive measures imposed by the court, administrations of places of detention of detainees and prisoners (on the example of the practice of the Karelian Prosecutor's Office in supervising the observance of laws in correctional institutions) // Law and legislation. 2022; (5): 51—55. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-51-55.

© Куницына Е.А. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 05-2022

Количество осужденных в Российской Федерации продолжает оставаться одним из самых значительных в мире. По состоянию на 1 января 2022 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы России содержалось 465 896 человек, что на 16 936 человек меньше, чем по состоянию на 1 января 2021 г. [10].

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р (далее — Концепция) [5], по состоянию на 2010 г. уголовно-исполнительная система России в мировом рейтинге пенитенциарных служб занимала 22-е место по количеству лиц, отбывающих наказания, на 100 тыс. населения, по состоянию на 2020 г. — 26-е место.

С учетом проводимой государственной политики, в том числе в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, предполагается, что к 2024 г. в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система России может занять 30-е место с последующим прогнозируемым снижением к 2030 г. При этом снижение показателя содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России лиц к 2024 г. предположительно составит 400 тыс. человек, к 2030 г. — от 250 до 300 тыс. человек.

Целями Концепции, основанными на принципах обеспечения верховенства закона, соблюдения и защиты прав и свобод человека, укрепления государственности, среди прочих, являются: обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и гуманизация условий отбывания наказаний и мер пре -сечения; исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам [5].

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, является одним из направлений прокурорской деятельности, предусмотренной ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее — Закон о прокуратуре) [2], и самостоятельной отраслью прокурорского надзора.

Прокурорская деятельность в указанной сфере регламентируется главой 4 Закона о прокуратуре.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов админи-

страциями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [6] ориентирует прокуроров рассматривать надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, как одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры, а также предписывает организовывать работу так, чтобы при осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры своевременно предупреждали, выявляли и пресекали нарушения законов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание (п. 1).

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 8 августа 2011 г. № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» [7] ориентирует прокуроров добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме (п. 1).

Причины столь пристального внимания к проблеме соблюдения законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, закономерны.

Во-первых, находясь в изоляции от общества, осужденные обладают специальным правовым статусом, предполагающим существенное ограничение их прав и наделение специфическими обязанностями.

Во-вторых, специфика функционирования исправительных учреждений предполагает закрытый характер деятельности, является почвой для нарушения прав осужденных и последующего сокрытия данных фактов.

В-третьих, соблюдение прав осужденных является обязанностью администраций органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, однако анализ прокурорской практики показывает, что именно эти администрации, в первую очередь, допускают нарушения прав и законных интересов осужденных [9, с. 5].

В качестве примера рассмотрим практику Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее — прокуратура, специализированная прокуратура), осуществляющей в соответствии с

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022

приказом прокурора Республики Карелия от 21 января 2022 г. № 4 «Об организации надзора в органах прокуратуры Республики Карелия за исполнением уголовных наказаний и содержанием под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов, регламентирующих организацию исполнения уголовных наказаний администрациями учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия (далее — УФСИН России по Республике Карелия), расположенных в Сегежском и Медвежьегорском районах республики и г. Петрозаводске.

К таковым учреждениям согласно Положению о прокуратуре, утвержденному прокурором республики 17 марта 2020 г., относятся:

■ федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Республике Карелия» (исправительное учреждение строгого режима),

■ федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 УФСИН России по Республике Карелия» (исправительное учреждение общего режима),

■ федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Республике Карелия» (исправительное учреждение строгого режима),

■ федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 4 УФСИН России по Республике Карелия» (лечебное противотуберкулезное исправительное учреждение),

■ федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Республиканская больница № 2 УФСИН России по Республике Карелия» (лечебное профилактическое учреждение).

В условиях продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) специализированной прокуратурой в организацию и осуществление надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, внесены коррективы. Особое внимание уделяется вопросам медико-санитарного и материально-бытового обеспечения спецконтингента.

В ходе проведения прокуратурой проверок исполнения учреждениями уголовно-исполнительной системы законодательства об охране здоровья граждан и санитарно-эпидемиологическом благополучии для выяснения возникших вопросов привлекаются специалисты территори-

альных органов Росздравнадзора и Роспотреб-надзора.

Всего в минувшем году в учреждениях уголовно-исполнительной системы прокуратурой проведено 84 проверки, по результатам которых установлено 140 нарушений законов; в связи с этим приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, направленные на их устранение.

В целях реализации решения состоявшегося 26 июня 2020 г. совместного заседания коллегий прокуратуры Республики Карелия и УФСИН России по Республике Карелия, на котором обсуждены вопросы состояния законности в сфере исполнения законодательства о медико-санитарном обеспечении осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия, специализированной прокуратурой в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в 2021 г. проведены надзорные мероприятия, направленные на исполнение законодательства о медико-санитарном обеспечении лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, приведение условий их содержания в соответствие с нормативными требованиями.

Так, проведенной в июне 2021 г. проверкой установлено, что осужденный А.Г.М., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, в нарушение требований статей 10, 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ [3], пунктов 4, 5 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида» [8] на момент проверки не был обеспечен средствами реабилитации инвалида — специальным устройством для чтения электронных книг с голосовым сопровождением, медицинским термометром с речевым выходом.

В этом же учреждении норма санитарной площади в камере на одного осужденного устанавливалась в размере от 2,2 до 2,35 кв. м вместо предусмотренных ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г. № 103-Ф3 [1] 4 кв. м.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 05-2022

По этим фактам начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия специализированным прокурором 23 июня 2021 г. внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены, осужденный обеспечен средствами реабилитации, норма санитарной площади в камере на одного осужденного приведена в соответствие с нормативными требованиями.

В ходе проверок исполнения учреждениями уголовно-исполнительной системы законодательства об охране здоровья граждан особое внимание уделяется вопросам укомплектования расположенных на территории этих учреждений медико-санитарных частей медицинским оборудованием.

Например, проведенной в октябре 2021 г. с привлечением специалистов территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия проверкой установлены факты неукомплектования медицинским оборудованием в филиале Больница № 1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России; в связи с этим начальнику ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России специализированным прокурором 15 ноября 2021 г. внесено представление об устранении нарушения закона, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В ходе проверок исполнения учреждениями уголовно-исполнительной системы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии выявлено, что последними в целях профилактики распространения новой корона-вирусной инфекции (СОУГО-19) на регулярной основе проводятся мероприятия, направленные на установление в учреждениях уголовно-исполнительной системы контроля над санитарно-эпидемиологической обстановкой, обеспечивается ежедневный мониторинг использования осужденными средств защиты, измеряется температура тела сотрудников и посетителей, проводится дезинфекция помещений.

Принятие подобного рода мер не позволило допустить массового заражения лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях республики. Случаев смерти от новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) среди осужденных в минувшем году не зарегистрировано.

С учетом изложенного в условиях продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) важно сохранять ориентированность прокурорского надзора на неукоснительное исполнение законов в сфере охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия

лиц, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы. При этом нельзя снижать интенсивность мер, принимаемых для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, до отмены специальных ограничений, поскольку специфика содержания осужденных значительно повышает риск массовых заболеваний и может привести к опасным последствиям.

В целях укрепления законности и повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, значительное внимание следует уделять вопросам материально-бытового и медико-санитарного обеспечения спецконтингента.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что приведенные примеры лишь отчасти демонстрируют актуальность и приоритетность надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, как одного из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры.

Список источников

1. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-Ф3 (ред. от 30.12.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-Ф3 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

4. Распоряжение Правительства РФ от29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Приказ Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022

в совершении преступлений» // Законность. 2014. № 4.

7. Приказ Генерального прокурора РФ от 08.08.2011 № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» // Законность. 2011. № 12.

8. Приказ Минюста России от 22.09.2015 № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2015 № 39135) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 46.

9. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, мест содержания задержанных и заключенных под стражу: Учеб. пособие/ Е.Л. Никитин, М.Н. Кустов. СПб.: Санкт-Петербургский юрид. ин-т (филиал) Унта прокуратуры РФ. 2018.

10. URL:https://fsin.gov.ru/structure/inspector/ iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Дата обращения: 07.03.2022)

References

1. Federal Law «On the detention of suspects and accused of committing crimes» dated 15.07.1995 № 103-FZ (as amended on 30.12.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» dated 17.01.1992 № 2202-1 (ed. dated 01.07.2021, with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Federal Law «On Social Protection of disabled persons in the Russian Federation» dated 24.11.1995 № 181-FZ // http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.29.2021 № 1138-r «On the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.29.2021 № 1138-r «On the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

6. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation № 6 dated 16.01.2014 «On the organization of supervision over the execution of laws by the administrations of institutions and bodies executing criminal penalties, pre-trial detention facilities when detaining suspects and accused of committing crimes» // Legality. 2014. № 4.

7. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation № 237 dated 08.08.2011 «On the organization of prosecutorial supervision over compliance with the law when holding suspects and accused in temporary detention facilities of internal affairs bodies, border agencies of the FSB of Russia, in guardhouses, in convoy premises of courts (military courts)» // Legality. 2011. № 12.

8. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation № 222 dated 22.09.2015 «On Approval of the Procedure for providing conditions for rehabilitation measures, the Use of rehabilitation equipment and services provided for by the individual rehabilitation or habilitation program of a disabled person in relation to convicts who are disabled and are in correctional institutions» (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation 02.10.2015 No. 39135) // Bulletin of Normative Acts federal executive authorities. 2015. № 46.

9. Prosecutorial supervision over the execution of laws by the administrations of bodies and institutions executing punishment, places of detention of detainees and prisoners: Textbook / E.L. Nikitin, M.N. bushes. St. Petersburg: St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2018.

10. URL:https://fskn.gov.ru/structure/inspec-tor/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Accessed: 07.03.2022)

Информация об авторе

Куницына Е.А. — кандидат юридических наук

Information about the author

Kunitsyna E.A. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 11.03.2022; одобрена после рецензирования 08.04.2022; принята к публикации 14.04.2022.

The article was submitted 11.03.2022; approved after reviewing 08.04.2022; accepted for publication 14.04.2022.

LAW & LEGISLATION • 05-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.