УДК 343.163 С. В. БОГДАНОВ
доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности юридического факультета ВИПЭ ФСИН России
Вологда
STANISLAV V. BOGDANOV
Assistant Professor of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics
and Operational-Investigative Activity of the Faculty of Law of the VILE of the FPS of Russia
Vologda
Некоторые особенности # осуществления прокурорского надзора Ф
за следственными изоляторами
Some features of implementing prosecutorial supervision over pre-trial detention centers
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы организации надзорной деятельности прокуроров за соблюдением законов в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы в части конкретизации разграничения полномочий между специализированными прокурорами и аппаратами прокуратур субъекта Российской Федерации. Также на основе сравнения предмета прокурорского надзора за исполнением законов в следственных изоляторах с иными учреждениями, исполняющими наказания, проводится анализ действий и мероприятий, подлежащих выполнению прокурором при подготовке к проведению плановой прокурорской проверки.
Ключевые слова: прокурорский надзор, следственный изолятор, обвиняемый, осужденный, уголовно-исполнительная система.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020
Abstract. The article examines certain issues of organizing the supervisory activities of prosecutors over the observance of laws in pre-trial detention centers of the penal system in terms of specifying the division of powers between specialized prosecutors and offices of prosecutors of a constituent entity of the Russian Federation. Also, on the basis of comparing the subject of prosecutorial supervision over the execution of laws in pre-trial detention facilities with other penal institutions, an analysis of actions and measures to be taken by the prosecutor in preparation for the planned prosecutor's inspection is made.
Key words: prosecutor's supervision, pre-trial detention center, defendant, convicted person, penal system.
31
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений пенитенциарной системы Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, что обозначено в статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1].
В то же время в данной статье федерального закона и в иных нормативных актах, регулирующих прокурорский надзор за органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, надзор за следственными изоляторами (СИЗО) выделяется в самостоятельное направление работы прокуроров наряду с надзором за законностью нахождения лиц в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказания.
Можно согласиться с мнением А. В. Ен-дольцевой о том, что условия изоляции лиц, содержащихся под стражей, обусловливают самый сложный механизм реализации их законных интересов, а также прав и свобод. Именно поэтому он способен работать исключительно в ситуациях должной государственной правовой защиты. Отсюда следует важность прокурорского надзора за законностью функционирования мест содержания под стражей [2].
Содержащиеся в СИЗО арестованные и осужденные, с учетом особенностей задач, решаемых этими учреждениями, являются наиболее уязвимыми в своих правах, которые сохраняются у них в условиях временной изоляции от общества, или в правах, которые они приобретают в связи со сложившимися обстоятельствами. Поэтому соблюдение законности их прав и обязанностей при организации работы прокуроров при осуществлении надзора
за законностью в СИЗО носит приоритетный характер.
Это обусловлено в первую очередь особым предметом надзора, который закреплен статьей 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а именно:
- законность нахождения лиц в местах предварительного заключения;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей всех категорий лиц, находящихся в СИЗО;
- соблюдение порядка и условий их содержания.
В первом случае под законностью подразумевается наличие предусмотренных законом оснований для их помещения и содержания в учреждении.
С учетом того что в СИЗО могут находиться различные категории лиц, к таким основаниям помещения относятся:
1) соответствующие решения судов об избрании в отношении подозреваемых (обвиняемых) мер пресечения о заключении под стражу;
2) приговоры судов в отношении лиц, оставленных в СИЗО по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 74, статьей 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [3] (УИК РФ);
3) определения или постановления судов об оставлении в СИЗО или о переводе в них осужденных из исправительных учреждений в порядке статьи 771 УИК РФ;
4) решения российских судов либо судебных органов зарубежных государств об избрании меры пресечения в виде ареста лиц, в отношении которых имеется запрос иностранного государства о выдаче в порядке статьи 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [4] (УПК РФ).
32
[email protected] www.or.fsin.su
Следует отметить, что вопросы законности и обоснованности принятия указанных решений относятся к иному предмету прокурорского надзора - к надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. Тем не менее это не значит, что, осуществляя надзор в следственном изоляторе, прокуроры должны исходить исключительно из формальной стороны вопроса - наличия либо отсутствия соответствующего судебного решения. Необходимо не только подвергать проверке соответствие документа процессуальным требованиям, но и анализировать его содержание, в том числе в совокупности с иными материалами в отношении поступивших лиц, а при необходимости - в рамках взаимодействия с подразделениями и органами прокуратуры, осуществляющими в отношении этих лиц процессуальный надзор.
Особого внимания заслуживает проверка указанных в судебных решениях сроков помещения лиц в СИЗО и их окончания как составной части состояния законности содержания в учреждении.
Соблюдение законных прав и обязанностей лиц, содержащихся в СИЗО, подразумевает осуществление надзора в двух аспектах:
- в первую очередь, надзор за деятельностью сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), в том числе за деятельностью сотрудников СИЗО по исполнению ими своих должностных обязанностей в части соблюдения прав содержащихся в СИЗО лиц в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства;
- во-вторых, надзор за поведением лиц, заключенных под стражу, и их подчинением требованиям правовых норм,
регламентирующих их права и обязанности при содержании в СИЗО.
Особенностью надзора на данном направлении деятельности является значительное количество требующих строгого исполнения нормативных актов, регулирующих права и обязанности не только содержащихся в СИЗО, но и сотрудников этих учреждений.
К их числу относятся Конституция Российской Федерации [5], УИК РФ, УПК РФ, Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [6], Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [7] и иные нормы российского законодательства, в том числе различные подзаконные нормативные правовые акты, решения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации.
Существенное значение в соблюдении прав и обязанностей лиц, содержащихся в СИЗО, занимают также ратифицированные Российской Федерацией различные международные правовые акты, например такие, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод [8], Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [9], Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными [10], Европейские пенитенциарные правила [11], а также отдельные решения Европейского суда по правам человека.
Конкретизация особенностей организации надзора за СИЗО закреплена в приказах Генерального прокурора Российской Федерации, раскрывающих более подробно не только предмет и пределы надзора, но и разграничение компетенций между
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020
33
территориальными и специализированными прокуратурами, в частности в приказах Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [12] и от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» [13].
Исходя из положений данных приказов, специализированные прокуроры по надзору за исправительными учреждениями лишены полномочий осуществлять надзор за следственными изоляторами. Эти полномочия возложены исключительно на прокуратуры субъектов Российской Федерации. Для решения указанных задач в данных прокуратурах создаются специальные структурные подразделения (отделы) или должности старшего помощника (помощника) прокурора области (группы) по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и содержания подозреваемых и обвиняемых.
Как правило, следственные изоляторы в большинстве регионов располагаются в областных (краевых и тому подобных) центрах, являются наиболее крупными учреждениями ФСИН России, осуществляют подавляющее большинство функций, возложенных на уголовно-исполнительную систему, и поэтому в их деятельности могут проявляться все характерные для региональной системы исполнения наказаний недостатки и проблемы. В таких случаях в связи с особой значимостью решаемых задач является целесообразным возложение полномочий по осуществлению надзора за СИЗО на
сотрудников отраслевых подразделений аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации.
Данное положение нашло свое закрепление в пункте 2.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6: осуществление надзора за исполнением законов в следственных изоляторах, дислоцированных в республиканских, краевых и областных центрах субъектов Российской Федерации, включая непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказаний, возлагается на прокурорских работников прокуратур субъектов Российской Федерации.
Однако во многих регионах России расположенные в районных центрах следственные изоляторы находятся на значительном удалении от областных. Например, по два СИЗО функционируют в следующих регионах: Вологодская область: в Вологде и Череповце, растояние между ними более 130 километров; Мурманская область: в Мурманске и Апатитах, удаленность второго - более 190 километров; Оренбургская область: в Оренбурге и Орске - более 270 километров. В Хабаровском крае четыре СИЗО: в Хабаровске, Эльбане, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, удаленность - 450, 411 и 914 километров соответственно [14].
Между тем в каждой из указанных прокуратур субъектов Российской Федерации данное направление надзора представлено соответствующими старшими помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации, то есть в лучшем случае группой из 2-3 сотрудников.
Очевидно, что в подобных условиях сотрудники отраслевых подразделений самостоятельно и полноценно осуществлять ежемесячные проверки исполнения законов в следственных изоляторах, как
34
[email protected] www.or.fsin.su
это предусмотрено указанным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6, не могут.
Поручать осуществление надзора за конкретными СИЗО соответствующим территориальным прокурорам представляется нецелесообразным, поскольку:
- во-первых, данный вид надзора требует специализированной и углубленной подготовки минимум двух сотрудников (с учетом взаимозаменяемости), не считая самого прокурора;
- во-вторых, с учетом необходимости ежемесячных проверок требуется системная работа - как до проведения проверок, так и после них. При таком подходе надзор за СИЗО городской (районной) прокуратурой воспринимается, как правило, очередным «приоритетным направлением надзора», к тому же отвлекающим от основных надзорных функций территориальной прокуратуры. Следствием этого является либо проведение проверок в СИЗО неполноценно, поверхностно, что называется для галочки, либо, при ответственном подходе, начинают страдать иные направления работы прокуратуры.
В подобных ситуациях наиболее целесообразным является поручение системного надзора за следственными изоляторами в удаленных от региональных центров населенных пунктах соответствующим спецпрокурорам по надзору за соблюдением законов по исполнению уголовных наказаний при их наличии в структуре прокуратуры субъекта.
С этой целью представляется необходимым дополнить пункт 2.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 [13] положением о возложении на указанных специализированных прокуроров полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов в местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по решению прокурора субъекта Российской Федерации.
Наиболее существенной особенностью организации надзора за соблюдением законов в СИЗО следует признать организацию и проведение самих надзорных проверок.
Многолетний опыт работы автора в органах прокуратуры позволяет сделать вывод, что ежемесячные проверки следственных изоляторов относятся к числу одних из самых сложных плановых проверок.
В первую очередь это обусловлено многоплановостью и разнонаправлен-ностью вопросов, подлежащих охвату в период одной проверки за относительно короткий промежуток времени (как правило, один день).
Следственные изоляторы в части многообразия поставленных перед ними задач существенно отличаются не только от учреждений других правоохранительных органов, но и от иных исправительных учреждений в самой системе исполнения наказаний.
Главной причиной сложности функционирования СИЗО и организации прокурорского надзора служит содержание в них самых различных категорий граждан:
- по процессуальному статусу: подозреваемые; обвиняемые; осужденные, оставленные для отбывания наказания в СИЗО, оставленные и переведенные в СИЗО из мест лишения свободы для участия в судебных заседаниях и следственных действиях;
- по возрасту: совершеннолетние, несовершеннолетние, престарелые;
- по половому признаку: мужчины, женщины;
- по наличию судимости: впервые совершившие преступления и ранее судимые к лишению свободы;
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020
35
- по социальному статусу: должностные лица различных органов власти и правоохранительных органов;
- иностранные граждане и лица без гражданства и иные категории.
Если обязанности всех категорий граждан, содержащихся в СИЗО, практически одинаковы, то права могут существенно отличаться, в особенности это касается процессуального положения этих лиц, их возраста и пола.
Вторая сложность выражается в том, что права содержащихся в СИЗО находят свое отражение в огромном количестве нормативных правовых актов, к числу которых относятся, как было указано выше, международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство: уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, трудовое и другое, а также иные нормативные правовые акты, включая нормативные акты ФСИН России.
Исполнение всех указанных норм является обязанностью сотрудников уголовно-исполнительной системы, и, соответственно, входит в предмет прокурорского надзора, подлежащий обязательной и систематической проверке.
Автор считает, что основой организации надзора должен являться анализ оперативной обстановки в СИЗО. Однако только одного такого анализа явно недостаточно.
В основе любой плановой проверки должны присутствовать цель, задачи и план их достижения.
Целью в данном случае всегда является соблюдение вопросов, входящих в предмет надзора (статья 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), а именно: законность нахождения лиц в СИЗО, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации их
прав и обязанностей, а также соблюдение порядка и условий их содержания.
Однако следует понимать, что охватить своей проверкой всех содержащихся в изоляторе лиц и все вопросы их содержания в ходе одной проверки невозможно. Поэтому прокурор должен поставить себе в обязательном порядке минимальную задачу:
1) проверка законности нахождения в СИЗО конкретных категорий лиц (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, престарелые, иностранные граждане и другие);
2) проверка законности нахождения в СИЗО лиц, поступивших за последний месяц;
3) определение круга и количества камер, подлежащих личному посещению;
4) проверка соблюдения законности в карцерах и помещениях сборного отделения;
5) определение иных помещений и подразделений СИЗО, подлежащих личному посещению и проверке (медчасть, пищеблок, банно-прачечный комбинат, хозчасть и другие);
6) определение круга или категории лиц, содержащихся в СИЗО, с которыми прокурор проведет личную беседу.
В данном случае речь не идет о комплексных проверках СИЗО, а также о внеплановых проверках по конкретным жалобам, обращениям либо заданиям вышестоящей прокуратуры.
С учетом определенных задач следует составить соответствующий план проведения проверки.
Необходимо учитывать, что в основу выработки задач и подготовки плана проверки прокурору необходимо положить проведение предварительной аналитической работы, состоящей из следующих операций:
36
[email protected] www.or.fsin.su
- изучение статистических показателей работы СИЗО, а при необходимости и регионального УФСИН;
- анализ оперативной обстановки в СИЗО;
- изучение результатов предыдущих прокурорских проверок, выявленных нарушений, принятых мер прокурорского реагирования и результатов их рассмотрения, а также решений органов уголовно-исполнительной системы;
- анализ жалоб и обращений лиц, содержащихся в СИЗО, в том числе жалоб на действия и решения должностных лиц изолятора.
Кроме того, при подготовке к проверке необходимо актуализировать свои знания действующего законодательства, в необходимых случаях подробно изучить соответствующие правовые нормы с учетом планируемых мероприятий.
Отдельно следует обращать внимание Ф на проведение ведомственных, межве-
домственных и координационных совещаний по интересующим вопросам и при необходимости включать в план проверку исполнения их решений.
Надо отметить, что результативная проверка состояния законности в СИЗО возможна только при глубоком знании надзирающим прокурором всего действующего международного и федерального законодательства, а также ведомственных правовых актов по рассматриваемому предмету надзора.
При подготовке к проверке следует понимать, что в ходе ее проведения, в осо-
бенности по результатам обходов камер и бесед с содержащимися в СИЗО лицами, могут возникнуть любые вопросы, требующие проверки, разъяснения либо прокурорского реагирования. Игнорировать вопросы на том основании, что они не запланированы проверкой, прокурор не имеет права. При поступлении обращений либо жалоб на действия органов предварительного расследования и суда следует разъяснять, что эти вопросы не входят в компетенцию прокурора по надзору за СИЗО, но могут быть им доведены до сведения вышестоящего прокурора.
Отдельно при подготовке к проверке прокурору необходимо рассмотреть и решить вопрос о целесообразности привлечения к ней специалистов или сотрудников иных структурных подразделений аппарата прокуратуры субъекта Российской Федерации (например, осуществляющих надзор за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, за исполнени- Ф
ем законов о несовершеннолетних).
Завершающим этапом подготовки к проверке состояния законности в следственных изоляторах можно назвать фактическое ее начало в форме краткого совещания с руководством СИЗО, в ходе которого представляются участники проверки, сообщаются цель проверки и сроки, выясняется общая обстановка в учреждении, определяются окончательный порядок и последовательность проверки, а также порядок взаимодействия проверяющих с сотрудниками СИЗО на весь период проверки. ф
1. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17.01.1992 № 2202-I (ред. от 06.02.2020) // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 28.06.2020).
2. Ендольцева А. В. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С.127-130.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2020 37
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 28.06.2020).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 28.06.2020).
5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 28.06.2020).
6. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федер. закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Сетевое издание «ГАРАНТ.РУ». URL: https://base.garant.ru/1305540/ (дата обращения: 28.06.2020).
7. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-I (с изменениями и дополнениями) // Сетевое издание «ГАРАНТ.РУ». URL: https://base.garant.ru/1305321/ (дата обращения: 28.06.2020).
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) // Правовой Сервер «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_29160/ (дата обращения: 28.06.2020).
9. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10.12.1984) // Сетевое издание «ГАРАНТ.РУ». URL: https://base.garant.ru/1305395/ (дата обращения: 28.06.2020).
10. Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (пересмотренный текст) : приняты резолюцией Генеральной ассамблеи
ООН 17.12.2015 // Сетевое издание «ГАРАНТ.РУ». URL: https://constitution.garant.ru/act/right {g}
/megdunar/1305346/ (дата обращения: 28.06.2020).
11. Европейские пенитенциарные правила : утв. Комитетом министров 12.02.1987 на 404-м заседании представителей министров // Электронное периодическое издание «Кодекс.ру». URL: http://docs.cntd.ru/document/901732870 (дата обращения: 28.06.2020).
12. Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : приказ Генпрокурора России от 16.01.2014 № 6 (ред. от 21.08.2019) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rossii-ot-16012014-n-6/ (дата обращения: 28.06.2020).
13. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур : приказ Генпрокурора России от 07.05.2008 № 84 // Сетевое издание «ГАРАНТ.РУ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256817/ (дата обращения: 28.06.2020).
14. ФСИН Атлас : справочник тюрем Российской Федерации. URL: https://fsin-atlas.ru/ (дата обращения: 28.06.2020).
1. On the Prosecutor's Office of the Russian Federation : Federal Law of 17.01.1992 No. 2202-1 (as amended on 06.02.2020) // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_262/ [Accessed 28th June 2020].
2. Endoltceva, A. V. (2018) Public prosecutor's supervision of performance of laws by administrations of places of keeping of detainees and taken into custody // Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 5, 127-130.
38
[email protected] www.or.fsin.su
3. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 27.12.2019) // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12940/ [Accessed 28th June 2020].
4. Criminal-Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 No. 174-FZ (as amended on 24.04.2020) // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34481/ [Accessed 28th June 2020].
5. Constitution of the Russian Federation : adopted by popular vote on 12.12.1993 (with account of the amendments introduced by the laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ) // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28399/ [Accessed 28th June 2020].
6. On the remand in custody of persons suspected and accused of committing crimes : Federal Law of 15.07.1995 No. 103-FZ (with amendments and additions) // Online edition «GARANT.RU». URL: https://base.garant.ru/1305540/ [Accessed 28th June 2020].
7. On institutions and bodies executing criminal sentences of imprisonment : Law of the Russian Federation of 21.07.1993 No. 5473-I (with amendments and additions) // Online edition «GARANT. RU». URL: https://base.garant.ru/1305321/ [Accessed 28th June 2020].
8. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms : concluded in Rome on 04.11.1950 (as amended on 13.05.2004) // Legal Server «Consultant Plus». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ [Accessed 28th June 2020].
9. Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (New York, 10.12.1984) // Online edition «GARANT.RU». URL: https://base.garant.ru/1305395/ [Accessed 28th June 2020].
10. Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (Nelson Mandela Rules) (revised text) : adopted by the resolution of the UN General Assembly on December 17, 2015 // Online edition «GARANT.RU». URL: https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/1305346/ [Accessed 28th June 2020].
11. European Penitentiary Rules : approved by the Committee of Ministers 12.02.1987 at the 404th meeting of representatives of ministers // Electronic periodical «Kodeks.ru». URL: http://docs.cntd.ru/ document/901732870 [Accessed 28th June 2020].
12. On the organization of supervision over the execution of laws by the administrations of institutions and bodies executing criminal punishments, pre-trial detention centers during the remand in custody of persons suspected and accused of committing crimes : order of the Prosecutor General of Russia dated January 16, 2014, No. 6 (revised on August 21, 2019) // Laws, codes and regulatory legal acts of the Russian Federation : [site]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rossii-ot-16012014-n-6 [Accessed 28th June 2020].
13. On the division of the competence of prosecutors of territorial, military and other specialized prosecutor's offices : order of the Prosecutor General of Russia of 07.05.2008 No. 84 // Online edition «GARANT.RU». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256817/ [Accessed 28th June 2020].
14. FPS Atlas : directory of prisons of the Russian Federation. URL: https://fsin-atlas.ru/ [Accessed 28th June 2020].
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2020 39