Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2019, № 4, с. 103-112
103
УДК 343.163
АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ
ЗАКОНОВ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОКУРАТУР СУБЪЕКТОВ)
© 2019 г. А.В. Гречин
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань Исправительная колония № 9, Дзержинск
Поступила в редакцию 25.03.2019
Рассматриваются организационно-правовые вопросы осуществления прокурорской деятельности по соблюдению и исполнению законов в местах содержания под стражей уголовно-исполнительной системы, анализируется практическая прокурорская деятельность с учетом сложившейся обстановки в рассматриваемой сфере правоотношений. Выделяются проблемы, связанные с осуществлением прокурорской деятельности, имеющие негативные последствия обеспечения законности в местах содержания под стражей, а также прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей. Рассматриваются вопросы правомерности использования в актах прокурорского реагирования требований о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности в рамках действующего законодательства.
Ключевые слова: прокурорская деятельность, соблюдение и исполнение законов, места содержания под стражей, статистические данные, Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, организационно-правовые формы, средства и акты прокурорского реагирования, нарушения.
Актуальность исследования обусловлена наличием значительного количества нарушений законов в местах содержания под стражей уголовно-исполнительной системы России (далее по тексту - УИС), выявляемых в ходе осуществления прокурорской деятельности по надзору. Данное обстоятельство аккумулирует внимание на государственном механизме обеспечения законности в местах содержания под стражей, в котором важнейшая роль отводится органам прокуратуры РФ.
Результаты сравнительного анализа исторического развития прокурорской деятельности по соблюдению и исполнению законов в местах содержания под стражей свидетельствуют о неразрешенных проблемах, связанных с нарушениями законов в рассматриваемой сфере правоотношений на протяжении всего периода существования мест содержания под стражей (например, несоблюдение норм санитарной площади).
Если в эпоху царской России «на 1 января 1902 г. во всех местах заключения России находилось 88 тысяч арестантов, из них около 25 тысяч подследственных, то к 1911 г. тюремное население увеличилось вдвое и составило 177 017 человек, из которых подследственные составляли одну треть» [1, с. 62].
«В исправительно-трудовых лагерях, колониях и тюрьмах на 1 января 1956 года содержа-
лось 940 880 заключенных, в том числе: в 412 тюрьмах 159 250 заключенных, из них: числящихся за следственными и судебными органами - 90 086 чел. ... в то время как на 1 января 1953 года в лагерях и колониях содержалось 2 472 247 человек» [2, с. 59]. В условиях современности подобные проблемы также присутствуют, о чем свидетельствует доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации от 18.04.2018 г. [3].
Данные обстоятельства заставляют серьезно задуматься о причинах и условиях, способствующих нарушениям законов в местах содержания под стражей УИС, а также о возможности их устранения, используя всю совокупность средств прокурорского реагирования, непосредственно направленную на обеспечение законности.
Для поиска решения проблемы полагаем необходимым проведение анализа практики деятельности прокуратуры по соблюдению и исполнению законов в местах содержания под стражей используя различные его виды и формы: функциональный, статистический и динамический, систематический и эпизодический, локальный и комплексный, внешний и внутренний, количественный и качественный, описательный и исследовательский, причинный и итоговый и др.
Таблица 1
Сводная таблица статистических данных об основных показателях деятельности органов прокуратуры РФ по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний 2012-2018 гг. __(годовая форма отчетности)____
Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Проведено проверок 41 602 44 369 48 120 49 173 50 864 51 407 51 155
Выявлено нарушений закона 168 941 167 766 184 242 173 359 185 883 118 486 115 349
Принесено протестов 6792 6447 6873 6767 6536 6797 6485
По удовлетворенным протестам отменено незаконных правовых актов 6371 6111 6527 6459 6296 6430 6181
Внесено представлений 20 703 21 721 23 477 23 526 25 063 26 211 27 116
По представлению прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности 25 651 31 043 31 709 32 933 36 608 38 710 40 405
Целью исследования является обеспечение системно налаженной прокурорской деятельности, способствующей повышению законности при исполнении меры пресечения в виде содержания под стражей; организация ее целенаправленности на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности при исполнении меры пресечения в виде содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах (далее по тексту - СИЗО) и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее по тексту - ПФРСИ) УИС, а также восстановление нарушенных прав содержащихся под стражей.
Для анализа динамики статистических данных о количественных показателях выявляемых нарушений закона, в ходе прокурорской деятельности по соблюдению и исполнению законов в УИС, размещенных на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РФ, исследованы статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры РФ [4] за период 2012-2018 гг., на основании которых построена «Сводная таблица статистических данных об основных показателях деятельности органов прокуратуры РФ по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний» (см. табл. 1).
Анализируемые статистические данные в период с 2012 по 2018 год показывают, что прокурорами регулярно выявляется более 100 тысяч нарушений закона в сфере исполнения уголовных наказаний. Рассматривая в совокупности вышеуказанные показатели в динамике, наблюдаем рост следующих количественных показателей статистической отчетности: количества проведенных прокуратурой проверок, количества вносимых представлений, а также количества должностных лиц, привлеченных к
дисциплинарной ответственности. Показатель выявленных нарушений 2015 и 2017 г., в сравнении с АППГ, заметно снижался (в 2018 году показатель количества нарушений закона в сфере исполнения уголовных наказаний оказался ниже всего), а количество вносимых прокуратурой протестов фактически оставался на том же уровне.
Таким образом, правомерно сделать вывод, что прокурорская деятельность по надзору за законностью в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется методом проверок, по результатам которых основным средством реагирования выступает представление об устранении нарушений закона с требованием о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности, независимо от количества выявляемых правонарушений.
Использование общих статистических показателей Генеральной прокуратуры РФ не является определяющим фактором для оценки практической деятельности отдельных прокуратур РФ, входящих в ее систему. Поэтому для исключения необоснованных выводов о практической деятельности прокуратур субъектов РФ, а также применительно к рассматриваемой нами сфере правоотношений, выборочным методом исследуем статистические показатели деятельности прокуратур, информация о деятельности которых размещена на официальных сайтах. Определяющее значение в выборе нижеперечисленных прокуратур для осуществления анализа обусловлено наличием необходимой опубликованной информации на официальных сайтах, т.к. значительная часть прокуратур субъектов РФ размещают неполные сведения статистической отчетности, например прокуратура Краснодарского края [5], прокуратура Псковской области [6] и др.
Таблица 3
Сводная таблица статистических данных об основных показателях деятельности прокуратуры Республики Мордовия по надзору за соблюдением и исполнением законов в СИЗО и ПФРСИ
за 9 месяцев 2013-2018 гг.
Таблица 2
Сводная таблица статистических данных об основных показателях деятельности прокуратуры Волгоградской области по надзору за соблюдением и исполнением законов в СИЗО и ПФРСИ
за 2012-2018 гг.
Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Количество проверок СИЗО и ПФРСИ 121 127 115 102 120 115 123
Количество выявленных нарушений в СИЗО и ПФРСИ 240 268 303 121 164 165 207
Количество внесенных представлений 38 35 37 28 32 26 30
Количество должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлениям 44 37 46 45 52 52 41
Количество должностных лиц и организаций, привлеченных к административной ответственности по постановлениям 1 1 3 0 0 0 3
Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Количество проверок СИЗО и ПФРСИ 29 18 18 18 18 18
Количество выявленных нарушений в СИЗО и ПФРСИ 12 56 51 55 57 60
Количество внесенных представлений 1 8 6 9 6 6
Количество должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлениям 6 20 22 24 23 24
Количество должностных лиц и организаций, привлеченных к административной ответственности по постановлениям 0 0 0 2 2 2
Для осуществления анализа статистических данных практической деятельности прокуратуры Волгоградской области [7], прокуратуры Республики Мордовия [8], Кабардино-Балкарской [9] и Чеченской [10] республик были составлены «Сводные таблицы статистических данных об основных показателях деятельности по надзору за исполнением законов в СИЗО и ПФРСИ» (см. табл. 2-5).
Сравнительный анализ количественных показателей деятельности Волгоградской прокуратуры свидетельствует о том, что максимальное количество нарушений закона в СИЗО и ПФРСИ - 303 в 2014 году выявлено меньшим количеством проверок - 115, а максимальное количество проверок - 127 в 2013 году позволило выявить 268 нарушений. При этом в 2014 и 2017 году при равном количестве проверок - 115 выявлено разное количество нарушений 303 и 165, соответственно, а привлечено к дисциплинарной ответственности по представлениям прокуроров должностных лиц 46 и 52, соответственно.
Аналогичный результат следует из сравнительного анализа практической деятельности прокуратуры Республики Мордовия: при неизменном количестве проверок СИЗО и ПФРСИ -18 в 2014-2018 годах повышается количество выявляемых нарушений от 51 до 60, привлечено по представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности от 20 до 24 должностных
лиц. При этом в 2013 году большим количеством проверок - 29 выявлено минимальное количество нарушений - 12, а привлечено к дисциплинарной ответственности - 6 лиц.
Показатели практической деятельности прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики на протяжении 2013-2017 годов, за исключением 2016 года, также свидетельствуют, что при неизменном количестве проверок - 36 изменяется количество выявляемых нарушений законов от 261 до 337, а также количество привлеченных к дисциплинарной ответственности должностных лиц варьируется от 10 до 16. Однако незначительное увеличение количества проверок СИЗО и ПФРСИ в 2016 до 39 позволило выявить максимальное количество нарушений -511, при этом привлечено к дисциплинарной ответственности 19 должностных лиц, что на 3 человека больше, чем в период 2013-2017.
При исследовании показателей практической деятельности прокуратуры Чеченской Республики установлено, что количество выявляемых нарушений закона в рассматриваемой сфере правоотношений не зависит от количества проведенных проверок, однако выявлена закономерность увеличения количества должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности при снижении количества нарушений (2018 год).
Таким образом, установлена независимость количественных показателей статистической
Таблица 4
Сводная таблица статистических данных об основных показателях деятельности прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики по надзору за соблюдением и исполнением законов в СИЗО и ПФРСИ за 2013-2017 гг.
Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 2017
Количество проверок СИЗО и ПФРСИ 36 36 36 39 36
Количество выявленных нарушений в СИЗО и ПФРСИ 268 337 287 511 261
Количество внесенных представлений 10 8 5 7 10
Количество должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлениям 14 15 16 19 10
Количество должностных лиц и организаций, привлеченных к административной ответственности по постановлениям 7 0 0 0 0
Таблица 5
Сводная таблица статистических данных об основных показателях деятельности прокуратуры Чеченской Республики по надзору за соблюдением и исполнением законов в СИЗО и ПФРСИ за 2012-2018 гг.
Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Количество проверок СИЗО и ПФРСИ 25 24 24 28 27 26 25
Количество выявленных нарушений в СИЗО и ПФРСИ 170 210 120 159 199 219 172
Количество внесенных представлений 16 16 15 17 21 22 21
Количество должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлениям 29 28 35 39 54 57 72
Количество должностных лиц и организаций, привлеченных к административной ответственности по постановлениям 2 5 9 11 12 18 17
отчетности, что вполне обоснованно позволяет сделать следующие выводы.
1. Количество выявляемых прокурорами нарушений законности не зависит от количества проводимых прокурорских проверок, так как результат проверок в большей степени характеризуется качеством их проведения.
2. Количественный показатель должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, увеличивается независимо от количественного показателя числа выявленных нарушений и количества проводимых прокурорских проверок.
Однако статистические данные Генеральной прокуратуры РФ свидетельствуют о прямой зависимости показателей количества лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлениям прокуроров, от количества проведенных прокурорских проверок, несмотря на общее снижение показателя количества выявленных нарушений.
Так, увеличение количества прокурорских проверок в 2013 году на 6.7% в сравнении с 2012 годом способствовало росту количества внесенных представлений на 4.9%. В свою очередь это отразилось на увеличении количества лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, на 21%, при общем снижении количества выявленных нарушений закона на 0.7%. Подобные зависимости зафиксированы в 2015 и 2017 году (см. табл. 1).
Данное обстоятельство связано с тем, что количественные показатели каждой прокуратуры РФ, обобщенные Генеральной прокуратурой РФ, непосредственно показывают проведенный объем работы всей системы прокуратур РФ. При этом полностью исключена информация о предупреждении нарушений закона, о работе прокуратур РФ по восстановлению нарушенных прав, а также информация о характере выявленных нарушений закона.
В основе оценки прокурорской деятельности по соблюдению и исполнению законов в местах содержания под стражей определяющим аспектом должен выступать качественный показатель работы органов прокуратуры, характеризующийся соответствием действующему законодательству используемых прокурором форм и методов, а также средств реагирования, направленных на обеспечение состояния законности в данной сфере правоотношений.
По данному поводу В.Д. Ломовский отмечает: «Конечно, при производстве проверок прокуроры находят немало нарушений законов, однако чаще тратят время впустую или выявляют незначительные нарушения, создавая тем самым видимость активности» [11, с. 21].
Рассматривать порядок проведения прокурорских проверок в рамках озвученной статьи не представляется целесообразным, в связи с тем, что прокурорская проверка - это один из
методов надзорной формы организации прокурорской деятельности по соблюдению и исполнению законов в местах содержания под стражей УИС. Более подробно остановимся на самих проблемных моментах организации прокурорской деятельности по соблюдению и исполнению законов в местах содержания под стражей, касающихся достижения ее целей.
Стоит отметить, что качество проведенной прокурорской проверки не только определяет количество выявляемых нарушений законов, но и служит катализатором для выбора средств реагирования на выявленные нарушения в деятельности мест содержания под стражей УИС. Именно средств, а не актов реагирования, входящих в состав средств прокурорского реагирования.
Данное положение связано с тем, что для обеспечения законности в рассматриваемой сфере правоотношений органы прокуратуры РФ наделены обширным арсеналом полномочий для достижения целей прокурорской деятельности. Однако бланкетное использование одних и тех же актов прокурорского реагирования на выявляемые нарушения законов в деятельности СИЗО и ПФРСИ (протесты, представления, постановления) непосредственно отражается на неразрешенности существующих проблем, связанных с обеспечением соблюдения и исполнения законов в местах содержания под стражей, одну из которых озвучили выше - перелимиты.
Количественные показатели практической прокурорской деятельности по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний демонстрируют активное использование прокурорами представлений об устранении нарушений законов, особенно с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности (см.: табл. 1). Помимо этого, сложившаяся обстановка в СИЗО и ПФРСИ УИС, характеризующаяся регулярным выявлением одних и тех же нарушений закона [12], свидетельствует о том, что система мер предупреждения и пресечения нарушений закона, регламентированная п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ») и пунктом 1 Приказа Генерального прокурора РФ [13], как составная часть комплекса средств прокурорского реагирования, в деятельности СИЗО и ПФРСИ УИС, надлежащим образом не используется. Не исключено, что в связи с отсутствием правовой регламентации в главе 4 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Примером профессионального использования всей совокупности средств прокурорского реагирования в практической реализации про-
курорской надзорной деятельности являются действия заместителя прокурора Магаданской области, который установил, что после внесения представления начальнику ФКУ СИЗО-1 достаточные меры к устранению нарушений администрацией не приняты. Данное обстоятельство послужило основанием обращения в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию обязанности выполнить требования законодательства по соблюдению санитарно-гигиенических и материально-бытовых норм (требования об обеспечении изоляции) и созданию условий проведения краткосрочных свиданий [14].
Рассматривая правовую природу актов прокурорского реагирования, А.И. Карпова приходит к выводу, что «акт прокурорского реагирования может и должен квалифицироваться, как определенный результат деятельности прокурора, представленный в виде правоприменительного акта, имеющего в своем основании нормы права, во-первых, определяющие его полномочия на вынесение данного правоприменительного акта, а во-вторых, предусматривающие эталон поведения, образец определенных действий, противоречием которых признаны действия поднадзорного объекта и (или) субъекта» [15, с. 67].
Ю.А. Аврагимова констатирует, что «акт прокурорского реагирования - это определенное специфическое правовое средство реагирования на выявленное в ходе деятельности прокурора нарушение закона, предусмотренное законодательством, регулирующим деятельность прокурора, полномочие прокурора, выраженное в письменной форме документа, носящее юрисдикци-онный характер, выносимое определенными в законе должностными лицами органов прокуратуры, отвечающее требованиям законности, обоснованности и справедливости» [16, с. 66].
Следовательно, представление, как акт прокурорского реагирования, помимо направленности на эффективное устранение нарушений закона в рассматриваемой сфере правоотноше-н ий, их причин и условий, должно выражать требование прокурора, вытекающее из его полномочий, предусмотренных ст. 33 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Действующим законодательством РФ не регламентировано требование прокурора о привлечении сотрудников УИС к дисциплинарной ответственности, что подтверждается судебным решением Верховного суда Российской Федерации [17]. Следовательно, требование прокурора о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности в представлении об устранении нарушений закона автоматически лишает руководителя учреждения права самостоятельного выбора -
применять или не применять наказание в отношении подчиненных сотрудников.
Федеральным законом от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» в главе 7 предусмотрены основания для применения дисциплинарных взысканий к сотрудникам УИС, порядок их применения и не предусмотрена обязанность руководителя (начальника) о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности. В соответствии со ст. 52 «Порядок применения к сотрудникам мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий» главы 7 вышеуказанного закона, наложение дисциплинарных взысканий на сотрудников УИС -это право руководителя (начальника), воздействовать на которое может только вышестоящий руководитель (начальник).
Императивные требования ст. 24, 32-34 ФЗ «О прокуратуре РФ» не содержат правоустанавливающих норм, регулирующих привлечение к дисциплинарной ответственности кого-либо, а обязательность выполнения требований прокурора непосредственно относится к обеспечению установленного порядка и условий содержания под стражей. Тем более что обязательность привлечения сотрудников УИС РФ к дисциплинарной ответственности, на основании представления прокурора, не находит своего подтверждения в регламентирующих порядок привлечения сотрудников к ответственности нормах Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (статьи 5, 24); Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (статья 51); Трудового кодекса Российской Федерации (статья 192).
Таким образом, требования о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности, отраженные в прокурорском представлении, являются превышением должностных полномочий прокуроров, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре РФ». Привлечение сотрудников УИС к дисциплинарной или административной ответственности - как фактор, непосредственно влияющий на устранение нарушений закона, принципиальным образом не способствует повышению законности в рассматриваемой сфере правоотношений (см.: табл. 1 -5).
Следовательно, одно представление по результатам проведенной прокурорской проверки, в случае положительного решения руководите-
лем о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника, в ведомственном отчете прокурора отражается в трех позициях основных количественных показателей работы Раздела 3 формы ПМ: количество выявленных нарушений; количество представлений и количество привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора. Аналогичные показатели вносятся в отчет по форме УИС.
Мало кто из сотрудников СИЗО и ПФРСИ УИС, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора, будет обращаться в суд для признания данного представления прокурора не соответствующим закону, хотя основания для этого предусмотрены законодательством, как и выработана судебная практика по подобным обращениям.
Таким образом, для надлежащего обеспечения законности в местах содержания под стражей УИС, повышения уровня воздействия на нарушения закона для обеспечения оперативного их устранения и восстановления нарушенных прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, прокурорская деятельность наделена обширным комплексом средств и методов, закрепленных законом. Однако их результативность непосредственно зависит от выбора прокурора с учетом его профессионального уровня подготовки, при этом определяющую роль играет не использование отдельных средств и методов прокурорского реагирования, а планомерная их совокупность, основанная на законодательных нормах, направленная на достижение поставленных перед прокуратурой РФ целей.
На основании проведенного исследования полагается выделить следующие организационно -правовые формы осуществления прокурорской деятельности по соблюдению и исполнению законов в местах содержания под стражей УИС:
1) предупреждение нарушений закона в рассматриваемой сфере правоотношений;
2) выявление нарушений закона;
3) устранение выявленных нарушений закона и восстановление нарушенных прав лиц, содержащихся под стражей;
4) контроль фактического устранения выявленных нарушений закона.
В данном случае осуществляемый контроль за устранением нарушений закона предусматривает не подмену деятельности территориальных органов УИС, а непосредственный контроль за обеспечением законных требований органов прокуратуры РФ, указанных в соответствующих актах прокурорского реагирования, проведение контрольных проверок.
Приложение 1
1 См.: Отчеты за градской области.
2 См.: Отчеты за градской области
3 См.: Отчеты за градской области
4 См.: Отчеты за градской области
5 См.: Отчеты за градской области
6 См.: Отчеты за градской области
7 См.: Отчеты за градской области
12 месяцев 2012 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Волго-Режим доступа: https://volgoproc.ru/upload/stat/2012-12.zip (дата обращения 28.01.2019); 12 месяцев 2013 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Волго-. Режим доступа: https://volgoproc.ru/upload/stat/2013-12.zip (дата обращения 28.01.2019); 12 месяцев 2014 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Волго-. Режим доступа: https://volgoproc.ru/upload/stat/2014-12.zip (дата обращения 28.01.2019); 12 месяцев 2015 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Волго-Режим доступа: https://volgoproc.ru/upload/stat/2015-12.zip (дата обращения 28.01.2019); 12 месяцев 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Волго-. Режим доступа: https://volgoproc.ru/upload/stat/2016-12.zip (дата обращения 28.01.2019); 12 месяцев 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Волго-Режим доступа: https://volgoproc.ru/upload/stat/2017-12.zip (дата обращения 28.01.2019); 12 месяцев 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Волго-Режим доступа: https://volgoproc.ru/upload/stat/2018-12.zip (дата обращения 28.01.2019).
Приложение 2
Сводная таблица статистических данных об основных показателях деятельности прокуратурыРеспублики Мордовия по надзору за исполнением законов в СИЗО и ПФРСИ за 9 месяцев 2013-2018 гг.
* ё k à Ш àf
■ Количество должностныхлиц и органи}аций, привлеченных к административной ответственности по постановлениям
■ Количество внесенных представлений
■ Количество должностныхлиц, при) дисциплинарной ответственности по представлениям
проверок СИЗО и ПФРСИ
месяце вмесяцевмесяцевмесяцевмесяцевмеспцее ¿013 7014 2015 2016 2017 2018 года-1 ода-2 ода-3 i ода-4 года-5 шда-6
1 См. : Основные показатели работы прокурора за январь -Официальный сайт прокуратуры Республики Мордовия. 1309/pm_556_1309.pdf (дата обращения 30.10.2018);
2 См. : Основные показатели работы прокурора за январь -Официальный сайт прокуратуры Республики Мордовия. 1409/pm_556_1409.pdf (дата обращения 30.10.2018);
3 См. : Основные показатели работы прокурора за январь -Официальный сайт прокуратуры Республики Мордовия. 1509/pm_556_1509.pdf (дата обращения 30.10.2018);
4 См. : Основные показатели работы прокурора за январь -Официальный сайт прокуратуры Республики Мордовия. 1609/pm_556_1609.pdf (дата обращения 30.10.2018);
5 См. : Основные показатели работы прокурора за январь -Официальный сайт прокуратуры Республики Мордовия. 1709/pm_556_1709.pdf (дата обращения 30.10.2018);
6 См.: Основные показатели работы прокурора за январь -Официальный сайт прокуратуры Республики Мордовия. 1809/pm_556_1809.pdf (дата обращения 28.01.2019).
■ Количество выявленных нарушений в СИЗО и ПФРСИ
сентябрь 2013 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://prokrm.ru/media/stat/
сентябрь 2014 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://prokrm.ru/media/stat/
сентябрь 2015 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://prokrm.ru/media/stat/
сентябрь 2016 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://prokrm.ru/media/stat/
сентябрь 2017 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://prokrm.ru/media/stat/
сентябрь 2018 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://prokrm.ru/media/stat/
Приложение 3
Сводная таблица статистических данных об основных показателях деятельности прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики по надзору за исполнением законов в СИЗО и ПФГ'СИ за 2013-2017 гг.
й I I | I
^^ ^^
Мг ~ ш, т ш
ш ш - - ш — - - — —
2013 2014 2015 2016 2017 ГОд-1 год 2 год-З год-4 год :•
■ Количество должностных лиц и организаций привлеченных к административной ответственности по постановлениям
■ Количество внесенных представлений
■ Количество должиогтг гы* лиц, привлеченными дисциплинарной ответственности по представлениям
Количество проверок СИЗО и ПФРСИ
■ Количес во выявленных нарушений в СИЗО и ПФРСИ
1 См.: Сведения о результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний 2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики. Режим доступа: http://www.prokuror-kbr.ru/files/file/uis%20for%202013.XLS (дата обращения 30.10.2018);
2 См.: Сведения о результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики. Режим доступа: http://www.prokuror-kbr.ru/files/file/516_1412.XLS (дата обращения 30.10.2018);
3 См.: Сведения о результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики. Режим доступа: http://www.prokuror-kbr.ru/files/file/yis.pdf (дата обращения 30.10.2018);
4 См.: Сведения о результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики. Режим доступа: http://www.prokuror-kbr.ru/files/file/2016/yis-1216.XLS (дата обращения 30.10.2018);
5 См.: Сведения о результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики. Режим доступа: http://www.prokuror-kbr.ru/files/file/2017god/yis-17.XLS (дата обращения 30.10.2018).
Приложение 4
Сволная табтнца статистических шиньк об основных показателях деятельности прокуратуры Чеченской Республики по надзору зл исполнением законов в СИЗО н ПФРСИ ш 2012-201 В гг.
1 См.: Сведения об основных показателях работы прокурора за 2012 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. Режим доступа: http://chechproc.ru/load/url— L3VwbG9hZC9kb2NzL3N2ZWRIbmlqYS1vYi1vc25vdm55aC1wb2themF0ZWxqYWgtcmFib3Q1YjZhOTYz YWU2MGIzMTUzMzcxMTkzMC56aXA= (дата обращения 30.10.2018);
2 См.: Сведения об основных показателях работы прокурора за 2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. Режим доступа: http://chechproc.ru/load/url— L3VwbG9hZC9kb2NzL3N2ZWRIbmlqYS1vYi1vc25vdm55aC1wb2themF0ZWxqYWgtcmFib3Q1YjZhOTc0 M2RiYmFjMTUzMzcxMjE5NS56aXA= (дата обращения 30.10.2018);
3 См.: Сведения об основных показателях работы прокурора за 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. Режим доступа: http://chechproc.ru/load/url— L3VwbG9hZC9kb2NzL3N2ZWRIbmlqYS1vYi1vc25vdm55aC1wb2themF0ZWxqYWgtcmFib3Q1YjZhOThiM TIwYTM3MTUzMzcxMjU2MS56aXA= (дата обращения 30.10.2018);
4 См.: Сведения об основных показателях работы прокурора за 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. Режим доступа: http://chechproc.ru/load/url— L3VwbG9hZC9kb2NzL3N2ZWRIbmlqYS1vYi1vc25vdm55aC1wb2themF0ZWxqYWgtcmFib3Q1YjZhOTljZ GRiNTVj MTUzMzcxMj g0NS56aXA= (дата обращения 30.10.2018);
5 См.: Сведения об основных показателях работы прокурора за 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. Режим доступа: http://www.chechproc.ru/load/url— L3VwbG9hZC9kb2NzL3N2ZWRIbmlqYS1vYi1vc25vdm55aC1wb2themF0ZWxqYWgtcmFib3Q1YjZhOWM wNWRjZjkyMTUzMzcxMzQxMy56aXA= (дата обращения 30.10.2018);
6 См.: Сведения об основных показателях работы прокурора за 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. Режим доступа: http://chechproc.ru/load/url— L3VwbG9hZC9kb2NzL3N2ZWRIbmlqYS1vYi1vc25vdm55aC1wb2themF0ZWxqYWgtcmFib3Q1YWE4MmR kODU4YTA5MTUyMDk3MTIyNC56aXA= (дата обращения 30.10.2018);
7 См.: Сведения об основных показателях работы прокурора за 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. Режим доступа: http://chechproc.ru/load/url— L3VwbG9hZC9kb2NzL3ZlZG9tc3R2ZW5uYWphLW90Y2hldG5vc3QtMTItbWVzLTIwMTgtemk1YzQ4MzQ zYjFjM2M3MTU0ODIzNTgzNS56aXA= (дата обращения 28.01.2019).
Список литературы
1. Маланкин А. В государевых тюрьмах // Неволя. 2005. № 5. С. 58-76.
2. ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2 Д. 479. С. 388-399.
3. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18.04.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/gen proc/news-1366820/ (дата обращения: 02.02.2019).
4. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Режим доступа: https://genproc. gov.ru (дата обращения: 02.02.2019).
5. Основные результаты прокурорской деятельности за 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Краснодарского края. Режим доступа: http://prokuratura-krasnodar.ru/sites/def ault/files/statisitcs/pokazateli_raboty_za_2017_god.xls (дата обращения: 02.02.2019).
6. Информационно-аналитический сборник «Об итогах работы правоохранительных органов Псковской области по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью» за 12 месяцев 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Псковской области. Режим доступа: http://www.prokuratura.pskov.ru/img/12%20 2017.doc (дата обращения: 02.02.2019).
7. Ведомственные отчеты: Правовая статистика [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Волгоградской области. Режим доступа: https://volgoproc.ru (дата обращения: 28.01.2019).
8. Основные показатели работы прокурора (Форма ПМ): Статистика [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Республики Мордовия. Режим доступа: http://prokrm.ru (дата обращения: 28.01.2019).
9. Сведения о результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний: Ведомственная статистика [Электронный ресурс] // Официаль-
ный сайт прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики. Режим доступа: http://www.prokuror-kbr.ru (дата обращения: 28.01.2019).
10. Сведения об основных показателях работы прокурора: Ведомственная статистика [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Чеченской Республики. Режим доступа: http://chechproc.ru (дата обращения: 28.01.2019).
11. Ломовский В.Д. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. 2001. № 9. С. 21-22.
12. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/up load/files/docs/lib/lite2-doclad_20.04.18.pdf (дата обращения: 28.01.2019).
13. Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Приказ Генерального прокурора от 16.01.2014 г. № 6 // Законность. 2014 № 6. С. 61-66.
14. Прокурор Магаданской области провел проверку в следственном изоляторе № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magoblproc.ru/news/1234-prokuror-magadanskoj -oblasti-provel-proverku-v.html (дата обращения: 28.01.2019).
15. Карпова А.И. Средства прокурорского реагирования как разновидность правовых средств прокурора // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 3 (14). С. 63-68.
16. Аврагимова Ю.А. Понятие акта прокурорского реагирования через его сущность // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 2 (13). С. 64-66.
17. Постановление Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. № 81-АД15-5 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71197032/#ixzz5avst5MRZ (дата обращения: 28.01.2019).
ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION AND REALIZATION OF PROSECUTORIAL ACTIVITIES FOR COMPLIANCE WITH AND ENFORCEMENT OF LAWS IN PLACES OF DETENTION OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION (based on the materials of the statistical data of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation
and prosecutor's offices of constituent entities)
A. V. Grechin
The article deals with the organizational and legal issues of prosecutorial activities to comply with and enforce the laws in the places of detention of the penal system. An analysis of practical prosecutorial activities is presented, taking into account the current situation in the field of legal relations. The paper highlights some problems related to ensuring the rule of law in places of detention, as well as the rights and legitimate interests of persons in custody. The issues of the legality of using the requirements for bringing officials to disciplinary liability in the acts of prosecutorial response under the current law are considered.
Keywords: prosecutorial activities, observance and execution of laws, places of detention, statistical data, Prosecutor General's Office of the Russian Federation, prosecutor's offices in constituent entities of the Russian Federation, organizational and legal forms, means and acts of prosecutorial response, violations.
References
1. Malankin A. V gosudarevyh tyur'mah // Ne-volya. 2005. № 5. S. 58-76.
2. GARF. F. 9401. Op. 2 D. 479. S. 388-399.
3. Doklad General'nogo prokurora Rossijskoj Fed-eracii Yu.Ya. Chajki na zasedanii Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 18.04.2018 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-13668 20/ (data obrashcheniya: 02.02.2019).
4. Statisticheskie dannye ob osnovnyh poka-zatelyah deyatel'nosti organov prokuratury RF [El-ektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt General'noj proku-ratury RF. Rezhim dostupa: https://genproc.gov.ru (data obrashcheniya: 02.02.2019).
5. Osnovnye rezul'taty prokurorskoj deyatel'nosti za 2017 god [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt prokuratury Krasnodarskogo kraya. Rezhim dostupa: http://prokuratura-krasnodar.ru/sites/default/files/stati sitcs/pokazateli_raboty_za_2017_god.xls (data obrashcheniya: 02.02.2019).
6. Informacionno-analiticheskij sbomik «Ob itogah raboty pravoohranitel'nyh organov Pskovskoj oblasti po ukrepleniyu zakonnosti i pravoporyadka, usileniyu bor'by s prestupnost'yu» za 12 mesyacev 2017 goda [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt prokuratury Pskovskoj oblasti. Rezhim dostupa: http://www.proku ratura.pskov.ru/img/12%202017.doc (data obrashcheniya: 02.02.2019).
7. Vedomstvennye otchety: Pravovaya statistika [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt prokuratury Volgogradskoj oblasti. Rezhim dostupa: https://vol goproc.ru (data obrashcheniya: 28.01.2019).
8. Osnovnye pokazateli raboty prokurora (Forma PM): Statistika [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt prokuratury Respubliki Mordoviya. Rezhim dostupa: http://prokrm.ru (data obrashcheniya: 28.01.2019).
9. Svedeniya o rezul'tatah nadzora za zakonnost'yu ispolneniya ugolovnyh nakazanij: Vedomstvennaya statistika [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt proku-
ratury Kabardino-Balkarskoj Respubliki. Rezhim dostupa: http://www.prokuror-kbr.ru (data obrashcheniya: 28.01.2019).
10. Svedeniya ob osnovnyh pokazatelyah raboty prokurora: Vedomstvennaya statistika [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt prokuratury Chechenskoj Respubliki. Rezhim dostupa: http://chechproc.ru (data obrashcheniya: 28.01.2019).
11. Lomovskij V.D. Kakoj vlasti prinadlezhit pro-kuratura? // Rossijskaya yusticiya. 2001. № 9. S. 2122.
12. Doklad Upolnomochennogo po pravam chelo-veka v Rossijskoj Federacii za 2017 god [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ombudsmanrf.org/up load/files/docs/lib/lite2 -doclad_20.04.18.pdf (data obrashcheniya: 28.01.2019).
13. Ob organizacii nadzora za ispolneniem za-konov administraciyami uchrezhdenij i organov, ispol-nyayushchih ugolovnye nakazaniya, sledstvennyh izolyatorov pri soderzhanii pod strazhej po-dozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij : Prikaz General'nogo prokurora ot 16.01.2014 g. № 6 // Zakonnost'. 2014 № 6. S. 61-66.
14. Prokuror Magadanskoj oblasti provel proverku v sledstvennom izolyatore № 1 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://magoblproc.ru/news/1234-prokuror-magadanskoj-oblasti-provel-proverku-v.html (data obrashcheniya: 28.01.2019).
15. Karpova A.I. Sredstva prokurorskogo rea-girovaniya kak raznovidnost' pravovyh sredstv proku-rora // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2017. № 3 (14). S. 63-68.
16. Avragimova Yu.A. Ponyatie akta prokuror-skogo reagirovaniya cherez ego sushchnost' // Pra-Voporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2017. № 2 (13). S. 64-66.
17. Postanovlenie Verhovnogo Suda RF ot 16 dek-abrya 2015 g. № 81-AD15-5 [Elektronnyj resurs] // SPS «Garant». Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71197032/#ixzz5avst5MRZ (data obrashcheniya: 28.01.2019).