Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / JUVENILE OFFENDERS / EXEMPTION FROM ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казахский Гуманитарно-юридический Инновационный Университет, Егежанова Диана Рамзиевна, Смоилов Самат Жумагалиевич, Сергазинов Болат Рамазанович

Статья посвящена проблемам привлечения к административной ответственности несовершеннолетних лиц в правоприменительной практике и деятельности специализированных судов. Анализируются недостатки в административном законодательстве, а также практика его применения в судебном производстве административных дел в отношении несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казахский Гуманитарно-юридический Инновационный Университет, Егежанова Диана Рамзиевна, Смоилов Самат Жумагалиевич, Сергазинов Болат Рамазанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ

Егежанова Диана Рамзиевна

магистр юридических наук Смоилов Самат Жумагалиевич, доктор PhD Сергазинов Болат Рамазанович,

к.ю.н.

Казахстан, г. Семей,

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

Аннотация. Статья посвящена проблемам привлечения к административной ответственности несовершеннолетних лиц в правоприменительной практике и деятельности специализированных судов.

Анализируются недостатки в административном законодательстве, а также практика его применения в судебном производстве административных дел в отношении несовершеннолетних.

Annotation. The article is devoted to the problems of bringing minors to administrative responsibility in law enforcement practice and the activities of specialized courts. The author analyzes the shortcomings of administrative legislation, as well as the practice of its application in the judicial proceedings of administrative cases against minors.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетние правонарушители, освобождение от административной ответственности.

Keywords: administrative responsibility, juvenile offenders, exemption from administrative responsibility.

Проблемы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних были и остаются актуальными в условиях меняющихся общественных и социально-экономических отношений современного Казахстана.

В настоящее время наблюдается рост административных правонарушений совершаемых несовершеннолетними, что подтверждается количеством фактов привлечения их к административной ответственности за период 2017-2018 г. г по данным сайта qamqor.gov.kz Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

Так, за 2017 год было зарегистрировано в целом по республике 3 781 правонарушений по ст. 434 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП) - Мелкое хулиганство; по ст. 435 -Хулиганство, совершенное несовершеннолетними - 121 правонарушений; по ст. 442 - Нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей - 2 283 случая. За 2018 год - по ст. 434 Кодекса об административных правонарушениях - Мелкое хулиганство - 2 353; по ст. 435 - Хулиганство, совершенное несовершеннолетними - 15 правонарушений; по ст. 442 - Нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей - 4 553 нарушений (см. Диаграмма 1) [1].

Динамика роста административных

5 000 4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Также данные в сравнении за 2 года по ст. 442 КоАП РК показывают, что в целом за совершение административных правонарушений привлекалось за 2017 год - 619 лиц несовершеннолетнего возраста, за 2018 год - 152 несовершеннолетних лица.

Это требует привлечения пристального внимания к складывающейся тенденции, так как ее игнорирование может повлечь за собой ряд негативных последствий в виде перерастания административных деликтов в уголовные, падения уровня правосознания молодежи Казахстана и ряда других, неприемлемых для общества явлений.

На практике наблюдается дисбаланс между действенностью двух институтов - административной ответственности несовершеннолетних и профилактики их противоправного поведения в целом.

Как правило, полномочиями по привлечению к административной ответственности наделяются органы внутренних дел. При всем при этом ведомствами не определяется конкретный орган по реализации профилактических мероприятий и не создан единый механизм, а также алгоритм действий для взаимодействия между определенными структурными органами.

Указанное обстоятельство не позволяет, с одной стороны, создать надлежащие условия для целесообразной, обоснованной и справедливой реализации средств административной ответственности, с другой, условий для снижения противоправных деяний несовершеннолетних путем системного применения воспитательных и профилактических мероприятий. Необходимы действенные программы, такие как, например, Стратегия противодействия административных правонарушений несовершеннолетних или Отраслевая программа профилактики административных правонарушений несовершеннолетних на 2019-2025 годы.

Важное место в системе практической реализации института административной ответственности занимают вопросы подсудности административных дел.

К подведомственности ювенальным судам отнесены составы административных правонарушений, субъектами которых являются иные лица, не совершавшие непосредственно деяния, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, но несущие административную ответственность за противоправные действия несовершеннолетних, не достигших возраста административной ответственности (родители, опекуны, попечители, патронажные воспитатели). Также к подведомственности ювенальных судов следует отнести все составы административных правонарушений, субъектами которых являются вменяемые несовершеннолетние лица в возрасте от 16-ти до 18-ти лет. В подведомственности ювенальных судов следует оставить состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 127 КоАП РК.

В этом смысле особый интерес вызывает изучение допустимости объективного вменения административной ответственности законных представителей, в первую очередь родителей за административные деяния несовершеннолетних детей.

правонарушений с участием несовершеннолетних

4 553

ст. 434 Мелкое хулиганство ст. 435 Хулиганство ст. 442

несовершеннолетних

2017 ■ 2018

В вопросах снижения роста административных правонарушений значим вопрос о коллективной ответственности или так называемом объективном вменении. Безусловным фактом является то, что начало действия его механизма заложено в особенностях семейно-бытовых отношений, когда родитель берет ответственность за ребенка на себя.

Однако, как отмечено практиком Н.И. Мамонтовым, «необходимо исключить объективное вменение и административную ответственность за совершенные несовершеннолетними в возрасте от 16-ти до 18-ти лет административные правонарушения родителей и иных законных представителей» [2]. В какой - то мере с позицией практика можно согласиться.

Выдвигая в системе административно-правовых отношений идею о приоритетности защиты прав несовершеннолетних в Концепции правовой политики РК до 2020 года было отмечено о необходимости дальнейшего развития административного законодательства и соответственно дальнейшего совершенствования механизма защиты прав граждан, так называемая управленческая контрольно -надзорная деятельность уполномоченных государственных органов. Вместе с тем говорится о значимости пересмотра системы административных взысканий, а именно штрафов в целях соблюдения принципа неотвратимости ответственности и наказания [3].

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года основной целью определяет дальнейшее укрепление системы охраны прав и законных интересов детей [4].

При всем превентивном механизме государства в отношении несовершеннолетних детей все же преобладает недостаток внимания в личностном развитии несовершеннолетнего со стороны школьных учреждений, а также законных представителей ребенка, и как следствие - рост их административной деликтности.

Считаем, что государство в лице правоохранительных органов, инспекторов по делам несовершеннолетних должны принимать участие как в процессе начальных этапов социализации ребенка, и непосредственно в процессах социальной реабилитации несовершеннолетних лиц.

Таким образом, первоочередными задачами правовой политики государства должны быть направления работ по реализации воспитательной функции в более раннем и среднем подростковом возрасте, и особенно в семьях асоциального типа.

Данная задача предусмотрена в ст. 3, ЗРК «О профилактике правонарушений» от 29.04.2010 года. Обращая внимание на этот нормативно-правовой акт, хочется заметить, что в соответствии со ст. 20, профилактика правонарушений осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер, однако ст. 22, указанного закона, «Специальные меры профилактики правонарушений» исключена. Старая редакция 22 статьи данного закона, содержала следующее правило: «Специальные меры профилактики правонарушений включают разработку и реализацию республиканских и региональных программных документов, направленных на:

1) профилактику отдельных видов правонарушений;

2) выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию противоправного проведения определенных социальных групп населения» [5].

Несмотря на важность данной проблемы, в настоящее время исследование административной деликтности несовершеннолетних (далее АДН) проводится слабо, нет выборочных социологических исследований.

Рассмотрим международный опыт.

В зарубежных странах, например в Дании, Швейцарии, Великобритании на протяжении длительного времени реализация механизма превенции административных правонарушений составляет важную часть государственной политики.

Так, в Германии применяется механизм эксперимента выбора процедур и мер, с помощью которых можно воздействовать на сознание несовершеннолетнего правонарушителя. Механизм получил название «любекская модель», смысл которой заключается в следующем:

Шаг 1. Подросток получает уведомление о необходимости придти к прокурору для профилактической беседы.

Шаг 2. Беседа является обязательной и альтернативной административному и уголовному преследованию

Шаг 3. После беседы прокурор вправе направить несовершеннолетнего в службу по делам молодежи для дальнейшего выполнения общественных работ [6].

В юридической литературе не рассмотрены особенности АДН и не сформировано ее определение. Здесь важно учесть, что у деликтности несовершеннолетних есть причины, определенные условия, при которых социальные, экономические, исторические факторы оказывают огромное влияние влияющих на уровень правонарушений.

В этой связи считаем, что институт превенции АДН, будет эффективным лишь при условии его осмысления, научного обоснования и формирования на этой основе правового механизма регулирования административной ответственности несовершеннолетних.

При анализе правоприменительной практики в сфере административной ответственности несовершеннолетних, формируется вывод о том, что действующее законодательство об

административных правонарушениях (в частности, нормы административного права, касающиеся ответственности несовершеннолетних) требует совершенствования по следующим направлениям.

1. Необходима разработка отдельной главы об административной ответственности несовершеннолетних и ее включением в КоАП, с содержанием понятия административной ответственности несовершеннолетних, где были бы определены специфические меры взыскания, применяемые к подросткам, а также раздел о потерпевшем несовершеннолетнем. Следует определить также виды административных наказаний и порядок их применения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

2. Необходимо четкое правовое регулирование по вопросам взаимодействия различных служб и подразделений полиции, осуществляющих профилактическую деятельность. На практике такое взаимодействие реализуется слабо, а сами профилактические мероприятия носят чисто формальный характер, что не может не влиять в целом на профилактический потенциал службы охраны общественного порядка.

3. Необходимо уделить внимание проработке комплекса мер принудительно-воспитательного характера с включением их в КоАП, направленных, прежде всего на исправление несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение совершения ими новых административных правонарушений и преступлений.

4. Ответственность за результат воспитания несовершеннолетних должна быть в полной мере возложена на родителей и иных воспитателей (педагогов, социальных работников и др.). Вмешательство полиции в этот процесс должно осуществляться, как правило, через этих лиц с их согласия либо по инициативе органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних. Предписания КоАП в настоящее время не достаточно четко регламентируют данные вопросы.

5. Необходима Государственная программа развития ювенальной юстиции до 2020 года по примеру Кыргызской Республики (Государственная программа ювенальной юстиции на 2016-2018 гг.).

Учитывая особый процессуальный статус несовершеннолетнего в производстве несовершеннолетнего в производстве по делам несовершеннолетних, предлагается в КоАП выделить специальную главу «Производство по делам об административных правонарушениях с участием несовершеннолетних», а также отдельно выделить перечень административных взысканий, которые применяются к указанным лицам. Для того чтобы обеспечить с помощью административного взыскания и надлежащего процесса его исполнения формирование у несовершеннолетнего правонарушителя стойкого непринятия антиобщественных, аморальных тенденций. Также необходимо при определении административного взыскания назначаемого несовершеннолетнему учитывать возрастные, психические и индивидуальные особенности указанного лица. Кроме того основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения служат: характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.

Список литературы:

1. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики. http://pravstat.prokuror.gov.kz

.И. Мамонтов Подсудность дел о хулиганстве ювенальным судам // zakon.kz Источник, интернет-ресурс: Мамонтов Н.И. 31 августа 2017 года

3. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» //http://adilet.zan.kz/rus/ тратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года

5. Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» от 29 апреля 2010 года № 271 -IV. ИПС «Параграф» [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/

6. Криминология / Под ред. Дж. Ф.Шели / Пер. с англ.-СПб.: Питер, 2003; Newbum T. Criminology. -Гилинского. СПб.: Алетейя, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.