Научная статья на тему 'Проблемы административной ответственности несовершеннолетних'

Проблемы административной ответственности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6619
858
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINORS / ADMINISTRATIVE LIABILITY / MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE / PECULIARITIES OF PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES MINOR / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Наталья Викторовна, Антонова Лариса Борисовна.

В статье анализируется состояние действующего законодательства Российской Федерации об административной ответственности несовершеннолетних, вносятся предложения о его дальнейшем совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полякова Наталья Викторовна, Антонова Лариса Борисовна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS

The article analyzes the state of the current legislation of the Russian Federation about administrative responsibility of minors, made proposals on his further improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы административной ответственности несовершеннолетних»

Н.В. Полякова,

кандидат юридических наук, доцент

Л.Б. Антонова

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS

В статье анализируется состояние действующего законодательства Российской Федерации об административной ответственности несовершеннолетних, вносятся предложения о его дальнейшем совершенствовании.

The article analyzes the state of the current legislation of the Russian Federation about administrative responsibility of minors, made proposals on his further improvement.

Совершаемые несовершеннолетними правонарушения обоснованно вызывают особую озабоченность общества, поскольку во многом определяют состояние правопорядка не только на текущий момент, но и в ближайшем будущем. Комплекс мер противодействия противоправному поведению несовершеннолетних очень широк, одной из таких мер является возможность привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [1] субъектом административной ответственности может выступать лишь лицо, которое достигло установленного возраста и отвечает определенным условиям. Так, в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено лицо, которому к моменту совершения административного правонарушения исполнилось шестнадцать лет.

Одновременно в части второй ст. 2.3. КоАП РФ установлено, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав имеет право с учетом конкретных обстоятельств дела применить к лицу в возрасте от 16 до 18 лет, совершившему административное правонарушение, меры воздействия, установленные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних [2], освободив его от административной ответственности.

Следует отметить, что в отсутствие в КоАП РФ специально установленного понятия административной ответственности несовершеннолетних диспозиция части второй статьи 2.3 КоАП все же позволяет считать несовершеннолетних особыми субъектами административной ответственности.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что «поведение молодых людей, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связано с про-

цессом их роста и, как правило, самопроизвольно изменяется по мере взросления» [3].

Таким образом, законодатель считает, что лица, достигшие шестнадцати лет, уже способны осознавать социальное значение своего поведения, обязаны понимать и уважать права и свободы иных лиц, правильно оценивать возможные последствия своих действий и отвечать за них.

Тем не менее в теории административного права и на практике возникал вопрос о необходимости изменения возраста привлечения к административной ответственности [4, 5]. Отдельные авторы полагают, что к административной ответственности можно привлекать лишь лиц, старше 17 лет [6]. Такой подход мотивируют тем, что 16-летний возраст привлечения к административной ответственности был определен якобы по аналогии с уголовным законодательством.

Такая дискуссия развивалась и в уголовном праве, в ходе нее обсуждался вопрос о необходимости снижения возраста уголовной ответственности за особо тяжкие преступления. Так, С.Ф. Милюков пишет, что требует серьезного изучения вопрос о правомерности понижения возрастного порога уголовной ответственности за убийство до 12-13-летнего возраста [7].

В практической деятельности органов внутренних дел возникает вопрос о снижении возраста административной ответственности до 14 лет за достаточно распространенные правонарушения, опасность и противоправность которых очевидно должны осознаваться большинством подростков уже в раннем возрасте. Это связано с тем, что меры воспитательного характера не всегда действуют эффективно. В качестве таких административных правонарушений можно выделить мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), уничтожение и повреждение имущества (ст. 7.17 КоАП РФ), оборот наркотиков и психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП РФ), потребление наркотиков или психотропных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), пропаганду или публичное демонстрирование нацистской или экстремистской атрибутики и символики (ст. 20.3 КоАП РФ), неповиновение законным распоряжениям представителей государственной власти (ст. 19.3 КоАП РФ), заведомо ложный вызов спецслужб (ст. 19.13 КоАП РФ), занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ).

Возможность снижения возраста административной ответственности подтверждается практикой применения законодательства Республики Беларусь. Принятый в 2003 г. Кодекс Республики Беларусь об административных

правонарушениях [8] предусматривает возможность наступления административной ответственности правонарушителей за некоторые виды административных правонарушений с 14 лет. Например, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия; за мелкое хищение; за умышленные уничтожение либо повреждение имущества; за жестокое обращение с животными; за мелкое хулиганство; за незаконные действия в отношении газового, пневматического, метательного, холодного оружия и другие противоправные деяния, а если вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), 14-летний подросток во время совершения деяния был не способен сознавать его фактический характер или противоправность, то он не подлежит административной ответственности.

Кроме того, мы предлагаем дифференцировать возрастные критерии ответственности за административные правонарушения, связанные с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение, к примеру в употребление алкогольных напитков, психотропных веществ, наркотических средств, и установить, что ответственность за такие правонарушения наступает с 16 лет в случае, если совершено вовлечение малолетнего ребенка, то есть не достигшего возраста 14 лет, либо лица старше этого возраста, но уже с применением насилия, обмана, угроз, а при отсутствии перечисленных условий ответственность возможна, если возраст вовлекающего превышает возраст вовлекаемого не менее, чем на 1 год, даже в случае, если вовлекающий несовершеннолетнего уже достиг совершеннолетия.

Закрепление данных положений в КоАП РФ должно сопровождаться и внесением в Особенную часть процессуальных норм, предусматривающих особенности производства по делам об административных правонарушениях лиц с 14 до 18 лет.

Действующий КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.2) с учетом последних изменений закрепляет десять видов административных наказаний. Анализ данных норм показывает, что к несовершеннолетним могут применяться все административные наказания, кроме административного ареста, что закреплено ст. 3.9 КоАП РФ. Но наиболее распространенными являются предупреждение, а также административный штраф, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних, что является явным недостатком ныне действующего правового регулирования административной ответственности несовер-

шеннолетних. В какой-то мере это компенсируется возможностью освобождения несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ) с применением к нему предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних меры воздействия.

Думается, было бы логично такие меры воздействия закрепить непосредственно в КоАП РФ.

В этом плане показателен опыт Республики Казахстан, в КоАП которой имеется специальная глава 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» [9], в которой установлено, что на несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, могут быть наложены административные взыскания с применением мер воспитательного воздействия. К несовершеннолетним на общих основаниях возможно применение всех видов административных взысканий, исключая административный арест, а также такие меры административно-правового воздействия, как: 1) проверка знаний правил дорожного движения; 2) установление особых требований к поведению правонарушителя.

При назначении административного взыскания возможно применение следующих мер воспитательного воздействия:

1) разъяснение закона;

2) передача под надзор специального государственного органа или родителей либо лиц, их заменяющих;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению (На срок до трех месяцев. В случае систематического нарушения несовершеннолетним указанных запретов и требований в суд направляются материалы для решения вопроса об отмене этой меры и привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности, если не истек срок давности).

Несовершеннолетнему может быть назначено сразу несколько мер воспитательного воздействия.

Было бы разумным использовать опыт казахстанских законодателей и в нашей стране, выделив в КоАП Российской Федерации специальный раздел, посвященный всем аспектам административной ответственности несовершеннолетних, тем более, что подобное давно уже используется в уголовном праве — в УК Российской Федерации имеется специальная глава 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Применение отдельных видов административных наказаний к несовершеннолетним также имеет свои особенности, например, лишения предоставленного физическому лицу специального права, дисквалификации.

Анализ норм Особенной части КоАП РФ показывает, что к специальным правам, предоставленным физическому лицу, лишение которых предусмотрено за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, можно отнести следующие:

- право охоты (ч. 1 ст. 8.37);

- право управления воздушным судном (ст. 11.5);

- право управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7, 11.9, 11.11);

- права управления автомототранспортом, самоходной машиной или другим видом техники (ст. 9.3, 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.18, ч. 2 ст. 12.21, 12.24, 12.26, ч.2 ст. 12.27).

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» [10] право на приобретение охотничьего оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста. Но следует отметить, что в соответствии с абзацем 2 статьи 13 данного закона возраст, достижение которого дает право на получение разрешения для приобретения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации снижен, но не более чем на два года. Однако, например, в Воронежской области региональный нормативный акт, регулирующий данное право, не принят до сих пор. Следовательно, приобрести охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие несовершеннолетний не сможет.

Таким образом, из этих положений следует, что теоретически несовершеннолетний может приобрести и зарегистрировать (абзац 14 ст. 13 КоАП РФ) охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие, а значит, ему могут быть выданы охотничьи билеты на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия и, соответственно, при совершении административного правонарушения он может быть лишен права охоты.

Вопрос о применении дисквалификации зависит от того, может ли несовершеннолетний занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный

совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Ответ на данный вопрос дает Гражданский кодекс РФ [11], который закрепляет, что дееспособность в полном объеме до наступления совершеннолетия может возникнуть в двух случаях:

- с момента регистрации брака (п. 2 ст. 21 ГК РФ);

- в силу эмансипации (ст. 27 ГК РФ), одним из оснований которой является занятие предпринимательской деятельностью.

Характер предпринимательской деятельности не предполагает возрастных ограничений для занятия руководящих должностей, поэтому можно сделать вывод, что теоретически и дисквалификация может применяться к несовершеннолетним.

Применение административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации возможно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, достигшим 16 лет, в случае нарушения ими режима пребывания на территории Российской Федерации. Однако при применении данного вида наказания возникают проблемы.

Так как несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства прибывают в Российскую Федерацию с родителями и зачастую достигают 16-летнего возраста уже на территории Российской Федерации, не всегда возможно привлечение их к административной ответственности и назначение данного вида административного наказания в силу того, что невозможно установить возраст и данные о личности несовершеннолетнего, не имеющего национального паспорта.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ [12] не содержит положений, которые бы учитывали особенности административного выдворения несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства. Процедура установления личности иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Российской Федерации, предусмотрена только в случае недействительности документа, удостоверяющего личность (ст. 10.1). В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность, иностранный гражданин, в том числе несовершеннолетний, остается вне правового поля.

В этом случае государственный орган, который осуществляет исполнение постановления об административном выдворении, должен напра-

вить в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания выдворяемого иностранного гражданина обращение о документировании выдворяемого лица в возможно короткие сроки.

Однако на практике такие запросы чаще всего остаются без ответа или порядок документирования таких граждан достаточно сложен, что затрудняет реализацию механизма административного выдворения.

При наложении административного наказания следует учитывать, что совершение административного правонарушения до наступления совершеннолетия является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), а вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения — отягчающим обстоятельством (п. 3 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних мер.

Такие меры могут применяться комиссиями по делам несовершеннолетних, правовой статус которых урегулирован Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [13].

Таким образом, необходимо дальнейшее урегулирование правового статуса несовершеннолетнего как субъекта административной ответственности, внесение в КоАП РФ соответствующих изменений, связанных с закреплением общих положений об административной ответственности несовершеннолетних в отдельной его главе, что будет способствовать правильному и единообразному применению этих норм и уменьшит вероятность нарушения законных прав несовершеннолетних.

Складывающаяся в настоящее время ситуация требует расширения перечня реально используемых в отношении несовершеннолетних административных наказаний, а также назначаемых в административном порядке мер воспитательного и административно-правового воздействия с учетом опыта в этом направлении Республики Казахстан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. №195-ФЗ // Рос. газета. — 2001. — 31 дек.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

3. Танаева З. Р. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие.

— Челябинск : Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2009. — С. 46.

4. Татарян В. Г. Новое административно -деликтное законодательство Республики Беларусь: первые впечатления и размышления // Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы. — М. : Юнити-Дана, 2004. — С. 359.

5. Хорьков В.Н. К вопросу о реформе административной ответственности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. — 2007. — №1. — С. 31—35.

6. Бикситова Ж. А. Особенности административной ответственности несовершеннолетних в системе ювенального права России // Вестник Оренбургского гос. ун-та. — 2007. — №3. — С. 38—42.

7. Милюков С. Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. — СПб. : СПб ИВЭСЭП, 2000. — С. 55.

8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. №194-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — №63. — 2/946.

9. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. №235-У // Казахстанская правда. —2014. — 12 июля.

10. Об оружии : федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ (ред. от 29 дек. 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996.

— №51. — Ст. 5681.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 31 янв. 2016 г.) // Рос. газ. — 1994. — 8 дек.

12. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — №30.

— Ст. 3032; 2016. — №1 (ч. 1). — Ст. 86.

13. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и

защите их прав : постановление Правительства Рос. Федерации от 6 ноября 2013 г. №995 (ред. от 10 сент. 2015 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http ://www.pravo.gov. ru.

REFERENCES

1. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravonarusheniyah ot 30 dek. 2001 g. # 195-FZ // Ros. gazeta. — 2001. — 31 dek.

2. Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih : feder-alnyiy zakon ot 24 iyunya 1999 g. #120-FZ (red. ot 23 noyabrya 2015 g.) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 1999. — # 26. — St. 3177.

3. Tanaeva Z. R. Preduprezhdenie prav-onarusheniy nesovershennoletnih : uchebnoe posobie. — Chelyabinsk : Chelyab. yurid. in-t MVD Rossii, 2009. — S. 46.

4. Tataryan V. G. Novoe administrativno-deliktnoe zakonodatelstvo Respubliki Belarus: pervyie vpechatleniya i razmyishleniya // Adminis-trativnoe i administrativno-protsessualnoe pravo: aktualnyie problemyi. — M. : Yuniti-Dana, 2004. — S. 359.

5. Horkov V.N. K voprosu o reforme adminis-trativnoy otvetstvennosti nesovershennoletnih // Vo-prosyi yuvenalnoy yustitsii. — 2007. — #1. — S. 31—35.

6. Biksitova Zh. A. Osobennosti administra-tivnoy otvetstvennosti nesovershennoletnih v sisteme yuvenalnogo prava Rossii // Vestnik Oren-burgskogo gos. un-ta. — 2007. — # 3. — S. 38—42.

7. Milyukov S. F. Rossiyskoe ugolovnoe zakonodatelstvo: opyit kriticheskogo analiza. — SPb. : SPb IVESEP, 2000. — S. 55.

8. Kodeks Respubliki Belarus ob administra-tivnyih pravonarusheniyah ot 21 aprelya 2003 g. #194-Z // Nats. reestr pravovyih aktov Respubliki Belarus. — 2003. — #63. — 2/946.

9. Kodeks Respubliki Kazahstan ob administra-tivnyih pravonarusheniyah ot 5 iyulya 2014 g. #235-V // Kazahstanskaya pravda. —2014. — 12 iyulya.

10. Ob oruzhii : federalnyiy zakon ot 13 dek-abrya 1996 g. # 150-FZ (red. ot 29 dek. 2015 g.) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 1996. — # 51. — St. 5681.

11. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast pervaya) ot 30 noyabrya 1994 g. #51-FZ (red. ot 31 yanv. 2016 g.) // Ros. gaz. — 1994. — 8 dek.

12. O pravovom polozhenii inostrannyih gra-zhdan v Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 25 iyulya 2002 g. #115-FZ // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2002. — #30. — St. 3032; 2016. — #1 (ch. 1). — St. 86.

13. Ob utverzhdenii Primernogo polozheniya o komissiyah po delam nesovershennoletnih i zaschite ih prav : postanovlenie Pravitelstva Ros. Federatsii

ot 6 noyabrya 2013 g. #995 (red. ot 10 sent. 2015 g.) // Ofitsialnyiy internet-portal pravovoy informatsii. — URL: http://www.pravo.gov.ru.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Полякова Наталья Викторовна. Доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: n.v.poliyakova@list.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-94.

Антонова Лариса Борисовна. Старший преподаватель кафедры административного права. Воронежский институт МВД России. E-mail: larisa.antonova1511@rambler.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-94.

Polyakova Natalia Viktorovna. Associate Professor of the chair of Administrative Law. PhD in Law, Associate Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: n.v.poliyakova@list.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Рrospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-94.

Antonova Larisa Borisovna. Senior lecturer of the chair of Administrative Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: larisa.antonova1511@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Рrospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-94.

Ключевые слова: несовершеннолетние; административная ответственность; меры воспитательного воздействия; особенности производства по делам об административных правонарушениях несовер-шенолетних.

Key words: minors; administrative liability; measures of educational influence; peculiarities of proceedings on cases of administrative offences minor.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.