Гаспарян Вартан Аркадьевич
Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583770)
Общая административно-правовая характеристика правонарушений, совершаемых в семейно-бытовой сфере
В статье рассмотрены проблемы административной ответственности за совершение правонарушений в семейно-бытовой сфере. Дается научная оценка административной деликтности данного вида правонарушений, представлен анализ правоприменительной практики.
Ключевые слова: общественная безопасность, семейно-бытовые отношения, административные правонарушения, административная ответственность, социальный конфликт, правоприменительная практика.
V.A. Gasparyan, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation; tel.: +78612583770.
General administrative legal character of offence in family domestic sphere
Problems of administrative responsibility for the offence in family domestic sphere are being stated in the article, an objective scientific evaluation of administrative tort of the particular offence is given. The law enforcement practice analysis is made.
Key words: social security, family domestic relations, administrative offence, administrative responsibility, social conflict, law-enforcement practice.
Одной из угроз общественной безопасности в современной России наряду с преступностью является административная деликтность. Она, в силу масштабности, разнообразия форм противоправного поведения, представляет существенную опасность для охраняемых законом прав, свобод, интересов физических лиц и организаций [1]. Именно поэтому важна объективная научная оценка административной деликтности в семейно-бытовой сфере, а также выработка стратегии противодействия ей.
Как отмечается в юридических источниках, «в составах административных проступков и смежных с ними преступлений находят свое отражение одни и те же цепочки реально происходящих явлений. К какому виду правонарушений будет относиться та или иная цепочка, зависит от того, на каком звене она обрывается: на формальном нарушении правил, создании общественно опасной обстановки, содержащей угрозу причинения вреда, на реализации этой угрозы (причинение вреда различной тяжести)» [2, с. 83]. При всей значимости приведенного мнения считаем обязательным отметить, что административная деликтность в определенной сфере - это только сумма выявленных административных правонарушений. Так, например, в структу-
ре ежегодных отчетов руководителей МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации принято отражать количество привлеченных к административной ответственности лиц либо количество составленных протоколов по тому или иному виду административных правонарушений [3]. Поэтому, как отмечает П.Н. Кобец, «нет нераскрытых административных правонарушений» в отличие от преступлений и, соответственно, «сколько выявили, столько и есть», хотя, безусловно, о существовании латентных, не выявленных административных правонарушений знают все» [4, с. 48].
В большинстве случаев научно-правовые исследования того или иного вида правонарушений осуществляются через определение их состава. Однако проведенный анализ показывает, что в основу значительного количества исследований административной ответственности за совершение определенного вида правонарушений все же берется характерная сфера общественных отношений, например: «Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения» [5], «Административная ответственность в сфере налогообложения» [6], «Административная ответственность за правонарушения в области строительства» [7] и т.п. Такой методический подход к решению вопросов в первую очередь
114
позволяет рассматривать семейно-бытовую сферу не как объект в составе административного правонарушения, а выделить ее в самостоятельный объект административно-правовой охраны. В современном законодательстве нет базового определения семейно-бытовой сферы, однако данный термин в подзаконных нормативных правовых актах [8] и отчетно-плановых документах органов внутренних дел имеет место, что указывает на необходимость четкой констатации круга участников адми-нистративно-деликтных отношений в данной сфере.
Так, в Наставлении, определяющем порядок проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, отдельно в п. 63.3 указываются лица, совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих. Участковому уполномоченному полиции необходимо осознавать качественную неоднородность семейно-бытовых правоотношений. При квалификации такого рода административных правонарушений, по нашему мнению, следует отталкиваться от первичного постулата, согласно которому семейно-бытовые конфликты возможны между членами семьи, т.е. между лицами, находящимися в брачно-семейных отношениях, лицами, проживающими совместно в пределах индивидуального жилого дома, квартиры или иного жилого помещения и даже между бывшими супругами.
Согласно проведенному исследованию, потерпевшими при совершении административных правонарушений в семейно-бытовой сфере являются жены или сожительницы (48,1%), несовершеннолетние дети (15,6%) либо родители (14,2%) правонарушителя. При этом различные административные правонарушения происходят в отношении мужей и сожителей (5,1%), сестер и братьев (3,8%). Каждое десятое семейно-бытовое правонарушение совершается в отношении несовершеннолетних членов семьи, из них в 53,3% случаев - в отношении малолетних (до 14 лет) детей, 11,6% - в отношении членов семьи в возрасте 51-60 лет.
Исторический анализ развития взглядов на насилие в семье, проведенный А.С. Колесовой, показывает, что как в России, так и в других странах мира общественное осуждение данного явления развивалось неравномерно, наиболее пристальное внимание уделялось и
уделяется детям. Остальные члены семьи находятся вне поля зрения государства [9, с. 48].
Бытовая составляющая в нашем случае вторична и без уточнения количественного состава семьи подчеркивает особенности коммуникативных отношений. Учету подлежит характер и формы материальных, физических, психологических и иных социальных связей членов семьи с обширным контингентом, включающим иные социальные группы. Так, например, по данным, опубликованным А.Н. Ильяшенко и П.В. Шмарион, «в момент совершения в семье насильственного преступления каждый седьмой (14,2%) потерпевший имел определенный опыт асоциального поведения и был известен органам внутренних дел в качестве правонарушителя. Из них, в частности, к административной ответственности привлекались за распитие спиртного или появление в пьяном виде в общественных местах - 61,1%, совершение мелкого хулиганства - 55,6%, невыполнение обязанностей по воспитанию детей - 11,1%, занятие проституцией - 5,6%. Более того, 7,5% опрошенных потерпевших на момент совершения против них внутрисемейного насилия состояли в ОВД на профилактическом учете в качестве правонарушителя или преступника» [10, с. 35].
Есть все основания утверждать, что наряду с субъектым составом семейных отношений для деликтной характеристики административных правонарушений в семейно-бытовой сфере в качестве характеризующей черты следует отметить их близость к преступлениям.
Отдельные попытки определить содержание административной деликтности в семейно-бытовой сфере позволяют увидеть закономерную связь административных правонарушений с такими преступлениями, как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). Следует отметить, что в течение последних трех лет подростковая преступность в Российской Федерации носила неустойчивый характер. Так, в 2015 г. несовершеннолетними и при их соучастии совершено 64,3 тыс. преступлений, в 2014 г. - 67,2 тыс., в 2013 г. -59,2 тыс. Рост подростковой преступности в 2014 г. отмечен в 12 субъектах Российской Федерации, а наиболее значительный в Чеченской Республике (+34,4%; до 43), Свердловской
115
(+14,5%; до 2680) и Томской (+15,5%; до 693) областях. В 2015 г. в ОВД доставлено свыше 357,8 тыс. несовершеннолетних правонарушителей (2014 г. - 405,3 тыс., 2013 г. -433,8 тыс.), выявлено 68,9 тыс. безнадзорных и беспризорных детей, нуждающихся в помощи со стороны государства (2014 г. - 75,9 тыс., 2013 г. - 84,5 тыс.), из них 45,4 тыс. помещены в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2013 г. - 49,1 тыс., 2012 г.- 51,0 тыс.) [11]. В Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации отмечается тенденция увеличения числа несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенными членами их семей, фактически проживающими совместно с ними (в 2013 г. - 6 575, в 2014 г. - 8 328, в 2015 г. - 9 124).
За последние пять лет примерно две трети умышленных убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью обусловлены семейно-бытовыми мотивами [12]. Как отмечают П.Ю. Константинов и группа его соавторов, «стереотипы в механизмах перерастания правонарушений в преступления не всегда срабатывают автоматически. Однако системность и характер антиобщественного поведения формируют готовность конкретного человека к преодолению границы, которая отделяет административный проступок от преступления» [13, с. 97].
Немаловажно и то, что индивидуальные качества человека, которые отражают личное индивидуальное бытие, определяются содержанием семейно-бытовых, производственных и иных отношений и связей. В свое время В.П. Лозбяковым было отмечено, что «между административными правонарушениями и преступлениями существует неразрывная причинная связь, объективно отражающая процессы постепенного формирования общественно опасной личности, поведение которой направлено против основных социальных ценностей. Причем такая личность достаточно легко переходит от наименее общественно вредных проступков к преступлениям» [14, с. 24].
Самым значительным вопросом следует считать уяснение того, что административное правонарушение и преступление есть разновидности социального конфликта. Понятие конфликтности рассматривается в известных научных трудах таких административистов,
как Е.В. Додин и В.И. Ремнев. Основной смысл данного понятия состоит в том, что желания определенного человека или группы людей входят в противоречие с правоустановлени-ем, выражающим публичный интерес, и разрешают его в пользу индивидуума. Другими словами, административные правонарушения в семейно-бытовой сфере, как и любые иные поступки, часто мотивированы и целенаправленны.
К административным правонарушениям, совершенным в сфере семейно-бытовых отношений, относятся противоправные деяния, посягающие на здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между членами семьи. С учетом предложенных нами критериев наиболее типичными административными правонарушениями, совершающимися в данной сфере, согласно КоАП РФ можно считать:
1. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35). Субъектами рассматриваемого правонарушения являются родители (лица, записанные отцом или матерью ребенка), иные законные представители несовершеннолетних (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, должностные лица воспитательных, медицинских и иных учреждений).
2. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37). Субъектами данного правонарушения являются физические лица (например, родители, опекуны, работники органов опеки и попечительства), в том числе и иностранные.
3. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10). В ч. 2 данной статьи идет речь о действиях, совершенных родителями (опекунами, попечителями) несовершеннолетних, т.е. субъекты в составе данного правонарушения названы в самой статье.
4. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (ст. 6.23). В качестве специального субъекта выделяются родители и иные законные представители несовершеннолетнего, оказывающие повышенное влияние на формирование ценностных установок и привычек несовершеннолетнего.
116
Кроме указанных выше правонарушений, составы которых созданы для защиты семейно-бытовых отношений, результаты правоприменительной практики позволяют выделить
1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683. URL: http:// www. pravo.gov.ru
2. Лукьянов В. В. Административные правонарушения и преступления: в чем их различие? //Государство и право. 1996. № 3.
3. Состояние правопорядка и основные результаты деятельности подразделений и органов ГУ МВД России по Ставропольскому краю за 2015 год: информационно-аналитическая записка к отчету начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю / ИЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
4. Кобец П.Н. Об актуальности противодействия отдельным видам преступлений путем предупреждения административных правонарушений // Административное право и процесс. 2012. № 1.
5. Вова К. П. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.
6. Морозов Е.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2009.
7. Бочков В. И. Административная ответственность за правонарушения в области строительства: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008.
более универсальные составы, среди которых в первую очередь следует указать мелкое хулиганство (ст. 20.1) и побои (ст. 6.1.1).
1. On National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 31, 2015. № 683. URL: http: // www.pravo.gov.ru
2. Lukyanov V.V. Administrative offenses and crimes: what is the difference? // State and law. 1996. № 3.
3. State of law and the basic performance of the departments and bodies of GU MVD of Russia in the Stavropol Territory for 2015: informational and analytical note to the report of the Chief of Research Affairs of Russia in the Stavropol region / IC research Affairs of Russia of the Stavropol region.
4. Kobets P.N. The relevance of countering certain types of crime through the prevention of administrative offenses // Administrative law and process. 2012. № 1.
5. Vova K.P. Administrative responsibility for offenses in the field of traffic: auth. abstr. ... Candidate of Law. Rostov-on-Don, 2011.
6. Morozov E.V. Administrative responsibility for offenses in the field of taxation: auth. abstr. ... Candidate of Law. Omsk, 2009.
7. Bochkov V.I. Administrative responsibility for offenses in the field of construction: auth. abstr.... Candidate of Law. Moscow, 2008.
117