Научная статья на тему 'Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних'

Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2541
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП / PRINCIPLE / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITY / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ / PRESUMPTION OF INNOCENCE / ОПЕРАТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ / INEVITABILITY OF PUNISHMENT / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотова Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы систематизации принципов административно-юрисдикционного процесса. Анализируются основные виды принципов и проблемы их реализации в ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федотова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objectives and principles of the proceedings on administrative offenses against minors

This article discusses the principles of systematization of administrative and jurisdictional process. It analyzes the main types of principles and problems of their realization in the course of proceedings on administrative offenses against minors.

Текст научной работы на тему «Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних»

Федотова Ольга Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права Воронежского института МВД России (e-mail: Oliga.Fedotova@yandex.ru)

Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

В статье рассматриваются вопросы систематизации принципов административно-юрисдикци-онного процесса. Анализируются основные виды принципов и проблемы их реализации в ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: принцип, административно-юрисдикционная деятельность, законность, компетентность, презумпция невиновности, оперативность, неотвратимость наказания, административная ответственность.

O.A. Fedotova, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Administrative Law of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Oliga.Fedotova@yandex.ru

The objectives and principles of the proceedings on administrative offenses against minors

This article discusses the principles of systematization of administrative and jurisdictional process. It analyzes the main types of principles and problems of their realization in the course of proceedings on administrative offenses against minors.

Key words: principle, administrative and jurisdictional activity, legality, competence, presumption of innocence, efficiency, inevitability of punishment, administrative responsibility.

Специфика административно-правового статуса несовершеннолетних лиц в полной мере получила выражение и в сфере административной ответственности -производство по делам об административных правонарушениях (далее - АПН) в отношении несовершеннолетних осуществляется в особом порядке.

С целью полноценного раскрытия выбранной темы исследования следует рассмотреть понятие и сущность процесса производства по делам об административных правонарушениях, неотъемлемыми и основополагающими элементами которого являются задачи и принципы.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства выступают «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений». При толковании данной нормы КоАП РФ авторы однозначно указывают на исполнение охранительной государственной функции [1, с. 766]. Вместе с тем, логичным окончанием производства по делам об АПН является на-

ложение административного наказания, целью которого в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Иными словами, административно-юрисдикционное производство так или иначе преследует также профи-лактическо-превентивные цели.

Развитие гражданского общества и построение правового государства в России требует повышения как качества нормативных правовых актов, так и эффективности правоохранительной (правоприменительной) деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Актуальность изучения проблемы охраны прав и законных интересов несовершеннолетних граждан обусловлена определенным правовым парадоксом, сложившимся в этой сфере. С одной стороны, в процессе реформирования общественных отношений в нашей стране особую озабоченность вызывает нес-формированность жизненных приоритетов у подрастающего поколения, провоцирующая широкую молодежную девиацию. С другой стороны, в соответствии с общепризнанными нормами международного права привлечение несовершеннолетнего к юридической ответственности применяется со значительными ограничениями и изъятиями. Так, не-

239

возможность привлечения к административной ответственности несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, негативно сказывается на превентивной составляющей производства, а иногда и делает невозможным установление истины по делу.

Это противоречие обусловливает необходимость определения самого термина «производство по делам об административных правонарушениях». А.Л. Алехин понимал под таковым урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению [2, с. 284].

В производстве по делам об административных правонарушениях уполномоченными на то органами реализуются общеюрисдикционные принципы, имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых посредством применения административно-процессуальных норм. Под принципами в этом случае понимаются закрепленные законодательно, основные, носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, вытекающие из действующего законодательства. Учеными выделяются следующие принципы административно-юрисдикционной деятельности [3, с. 21]:

а)законность;

б) оперативность;

в) непосредственность;

г) равенство всех граждан перед законом и органом, рассматривающим дело;

д) публичность;

е) гласность;

ж) состязательность;

з) национальный язык производства;

и) объективность истины;

к) двухстепенность;

л) диспозитивность;

м) устность.

Вместе с тем, постулирование некоторых из перечисленных принципов представляется спорным. Полагаем, производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних требует конкретизации перечня и содержания принципов организации этой деятельности. З.К. Сокова предлагает разделить такие принципы на два основных блока - принципы конституционные и принципы юрисдикционные [4, с. 13]. К первой группе отнесены:

принцип уважения прав и свобод человека и гражданина;

принцип законности;

принцип презумпции невиновности;

принцип равенства перед законом; принцип гуманизма.

Отметим, что большинство этих принципов так или иначе получили отражение в рамках гл. 1 КоАП РФ, в частности: принцип законности (ст. 1.6 КоАП РФ), презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ).

Интересными являются юрисдикционные принципы производства по делам об АПН. Именно они учитывают специфику исследуемой нами деятельности в общих рамках административного процесса. К таким принципам следует отнести:

принцип объективной истины; принцип оперативности; принцип экономичности и эффективности; принцип двустепенности; принцип ведения дела на национальном языке и обеспечения участия в производстве на родном или ином свободно избранном языке; принцип компетентности; принцип доступности; принцип непосредственности; принцип публичности; принцип гласности; принцип конфиденциальности; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип обеспечения права на защиту обеспечения права на возмещение имущественного ущерба и морального вреда;

принцип ответственности участников производства за неисполнение процессуальных обязанностей;

принцип ответственности должностных лиц. Как и в отношении первой группы, некоторые чисто юрисдикционные принципы нашли прямое законодательное отражение в рамках КоАП РФ. Примерами таких норм являются ст. 24.2 КоАП РФ, утверждающая принцип ведения производства на государственном языке, и ст. 24.3 КоАП РФ, декларирующая принцип открытого рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в рамках производства по делам об АПН в отношении несовершеннолетних особое внимание следует обратить на такие принципы, как законность, компетентность, презумпция невиновности, оперативность и неотвратимость наказания. Рассмотрим их более детально. Принцип законности классически трактуется как строгое соблюдение норм действующего закона при строгом его толковании. В рамках административной деятельности данный принцип связывается с применением административного принуждения исключительно на основании и в порядке, установленных законом. Иными словами, привлекаемое к

240

административной ответственности лицо не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом [5, с. 43].

Принцип законности распространяется на нормы как материального, так и процессуального права. К числу формально-юридических требований следует отнести соблюдение сроков наложения административного наказания (ст. 4.5 КоАП РФ); формы протокола и постановления (определения) по делу об административном правонарушении и соблюдении их реквизитов (ст. 28.2, 28.7, 29.10 и 29.12 КоАП РФ); места и сроков рассмотрения дел об АПН (ст. 29.5, 29.6 КоАП РФ); порядка и сроков исполнения постановлений (гл. 31 и 32 КоАП РФ). Следует отметить, что нарушения этих принципов происходят наиболее часто. Примером таковых могут быть нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, рассмотрение материала (дела) не уполномоченным на то должностным лицом, несоставление протоколов о применении мер принуждения (например, доставления или задержания), нарушение порядка уведомления родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о применении к нему мер административного принуждения.

Принцип компетентности осуществляется благодаря четкому законодательному регулированию полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих разрешение определенного объема дел об административных правонарушениях несовершеннолетних.

Действующим законодательством предусмотрена множественная подведомственность субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних [6]. Определенными полномочиями в этой сфере обладают судьи и органы внутренних дел, однако преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, принадлежит, безусловно, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Следующим принципом производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних является презумпция невиновности, которая получила свое отражение в рамках ст. 1.5 КоАП РФ. Классически презумпция невиновности трактуется через четыре основных положения:

1) установление вины как основания ответственности;

2) лицо считается невиновным до того времени, пока его вина не будет доказана в установлен-

ном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

3) привлекаемое к административной ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность , бремя доказывания вины лежит на соответствующих властных субъектах;

4) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вместе с тем, имеющая место «волокита» при рассмотрении материалов о совершенных несовершеннолетними правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав нередко приводит к освобождению виновных лиц от административной ответственности, что уменьшает значимость правоприменительной деятельности и снижает эффективность воспитательно-профилактического воздействия на нарушителя. Иными словами, ограниченная продолжительность материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной ответственности может в определенных случаях противоречить принципу неотвратимости наказания за совершение правонарушения, который предполагает, что: 1) ни одно правонарушение не останется «незамеченным» для государства; 2) меры ответственности за совершение правонарушения будут применены быстро и эффективно; 3) должностные лица правоохранительных органов обладают и используют в практической деятельности высокий профессионализм [7, с. 24].

Говоря о реализации принципа неотвратимости ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушения, следует учитывать тот факт, что ей подлежат лишь лица с 16 лет. В этом контексте следует, на наш взгляд, рассмотреть вопрос о переложении ответственности за правонарушения, совершенные лицом в возрасте до 16 лет, на родителей или иных законных представителей, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей способствовали совершению деликта.

Итак, уже применительно к базовым задачам и принципам административно-юрисдикцион-ного производства достаточно ярко проявляется особенность административной ответственности несовершеннолетних.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.

1. Специфика административно-правового статуса несовершеннолетних лиц в полной мере получила выражение в сфере административной ответственности - производство по делам об административных правонарушени-

241

ях в отношении несовершеннолетних осуществляется в особом порядке.

2. Актуальность изучения проблемы охраны прав и законных интересов несовершеннолетних граждан обусловлена определенным правовым парадоксом, сложившимся в этой сфере. С одной стороны, в процессе реформирования общественных отношений в нашей стране особую озабоченность вызывает нес-формированность жизненных приоритетов у подрастающего поколения, провоцирующая широкую молодежную девиацию. С другой стороны, в соответствии с общепризнанными нормами международного права привлечение несовершеннолетнего к юридической ответственности применяется со значительными ограничениями и изъятиями. Так, невозможность привлечения к административной ответственности несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, негативно сказывается на превентивной составляющей производства, а иногда и делает невозможным установление истины по делу.

1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 2-е изд., перераб. и доп. / И.И. Ве-ремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов. М., 2008.

2. Алехин А.Л., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учеб. М., 2002.

3. Масленников М.Л. Порядок применения административных взысканий: учеб.-практ. пособие. М., 2008.

4. Сокова З.К. Единство права и морали в административно-юрисдикционной деятельности милиции общественной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001.

5. Филатова А. В. Гарантии административной ответственности граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

6. Стеблецова Л. А. Ответственность несовершеннолетних по административному праву и практика ее применения органами внутренних дел: дис. . канд. юрид. наук. М., 2005.

7. Марков А.А. Влияние средств массовой коммуникации на правонарушения и преступления несовершеннолетних: автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

3. Интересными являются юрисдикционные принципы производства по делам об АПН. Именно они учитывают специфику исследуемой нами деятельности в общих рамках административного процесса. К таким принципам следует отнести: принцип объективной истины; принцип оперативности; принцип экономичности и эффективности; принцип двустепенности; принцип ведения дела на национальном языке и обеспечения участия в производстве на родном или ином свободно избранном языке; принцип компетентности; принцип доступности; принцип непосредственности; принцип публичности; принцип гласности; принцип конфиденциальности; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип обеспечения права на защиту обеспечения права на возмещение имущественного ущерба и морального вреда; принцип ответственности участников производства за неисполнение процессуальных обязанностей; принцип ответственности должностных лиц.

1. Commentary to the Code about administrative offences of the Russian Federation. 2nd ed., rev. and augm. /I.I. Veremeyenko, N.G. Salische-va, E.N. Sidorenko, A.Yu. Yakimov, 2008.

2. Alekhin A.L., Karmolitsky A.A., Kozlov Yu.M. Administrative law of the Russian Federation: textbook. Moscow, 2002.

3. Maslennikov M.L. The application of administrative sanctions: study and practical guide. Moscow, 2008.

4. Sokova Z.K. Unity of law and morality in administrative and jurisdictional activities of the police public safety: auth. abstr.... Master of Law. St. Petersburg, 2001.

5. Filatova A.V. The guarantees of administrative responsibility of citizens: diss. ... Master of Law. Saratov, 2003.

6. Stebletsova L.A. Liability of minors in administrative law and practice of its application by the organs of internal affairs: diss. ... Master of Law. Moscow, 2005.

7. Markov A.A. The influence of mass communications on offences and crimes of minors: auth. abstr. ... Master of Law. St. Petersburg, 2000.

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.