Научная статья на тему 'Актуальные проблемы применения организационно-правовых методов борьбы с теневой экономикой в России'

Актуальные проблемы применения организационно-правовых методов борьбы с теневой экономикой в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теневая экономика / сравнение уровня теневой экономики / совершенствование методов борьбы / организационно-правовые методы борьбы / shadow economy / comparison of the level of the shadow economy / improvement of methods of struggle / organizational and legal methods of struggle

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Сергеевич Ситков

Рассматриваются организационно-правовые методы борьбы с теневой экономикой в России. Представляется анализ уровня теневой экономики в России, а также сравнивается с развитыми странами Европы и США. В заключении предлагаются организационно-правовые меры, которые создадут среду, при которой удастся сократить сектор теневой экономики, укрепить устойчивость и увеличить инклюзивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of the application of organizational and legal methods of combating the shadow economy in Russia

The organizational and legal methods of combating the shadow economy in Russia have been considered. An analysis of the level of the shadow economy in Russia is presented, as well as compared with the developed countries of Europe and the USA. The conclusion proposes organizational and legal measures that will create an environment, in which it will be possible to reduce the shadow economy, strengthen resilience and increase inclusiveness.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы применения организационно-правовых методов борьбы с теневой экономикой в России»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-215-218 NIION: 2015-0066-4/22-428 MOSURED: 77/27-011-2022-04-627

Актуальные проблемы применения организационно-правовых методов борьбы с теневой экономикой в России

Александр Сергеевич Ситков

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, sitkovlaw@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются организационно-правовые методы борьбы с теневой экономикой в России. Представляется анализ уровня теневой экономики в России, а также сравнивается с развитыми странами Европы и США. В заключении предлагаются организационно-правовые меры, которые создадут среду, при которой удастся сократить сектор теневой экономики, укрепить устойчивость и увеличить инклюзивность.

Ключевые слова: теневая экономика, сравнение уровня теневой экономики, совершенствование методов борьбы, организационно-правовые методы борьбы

Для цитирования: Ситков А. С. Актуальные проблемы применения организационно-правовых методов борьбы с теневой экономикой в России // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 215-218. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-4-215-218.

Original article

Actual problems of the application of organizational and legal methods of combating the shadow economy in Russia

Alexander S. Sitkov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, sitkovlaw@gmail.com

Abstract. The organizational and legal methods of combating the shadow economy in Russia have been considered. An analysis of the level of the shadow economy in Russia is presented, as well as compared with the developed countries of Europe and the USA. The conclusion proposes organizational and legal measures that will create an environment, in which it will be possible to reduce the shadow economy, strengthen resilience and increase inclusiveness.

Keywords: shadow economy, comparison of the level of the shadow economy, improvement of methods of struggle, organizational and legal methods of struggle

For citation: Sitkov A. S. Actual problems of the application of organizational and legal methods of combating the shadow economy in Russia. Bulletin of economic security. 2022;(4):215-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-215-218.

В настоящий момент России предстоит решить много важных проблем экономического характера, одна из которых - это сокращение уровня теневой экономики. Стоит отметить, что теневой сектор экономики представляет собой значительную, по своей сути, неизбежную часть глобальной экономической деятельности. Учитывая, что данная деятельность находится вне государственного контроля и учета, это представляет собой серьезную экономическую проблему. Исходя из этого, поиск организационно-правовых методов борьбы с теневой экономикой является наиболее актуальным для

© Ситков А. С., 2022

российской экономики в условиях санкций против России и попыток коллективной Европы и США вывести долю иностранных инвесторов.

В настоящее время, теневая экономика представляет собой адаптивную систему, стремительно приспосабливающуюся к различным внешним воздействиям (проверки правоохранительных, контрольных, фискальных, надзорных и других органов), непрерывно развивающуюся в соответствии с общими экономическими принципами. Стоит отметить, что дальнейшее развитие национальной экономики уже невозможно представить

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

без учета влияния теневой экономики. Безусловно, в случае невозможности полного искоренения теневого сектора, использование «теневого капитала» для развития законного предпринимательства и экономики в целом принесет краткосрочную пользу и отчасти способствует экономическому росту, тем не менее, резко снизятся налоговые поступления, что приведет к уменьшению расходов бюджета, снижению эффективности экономической политики и проявлению невозможности контроля макроэкономических результатов [1], государство будет вынуждено увеличивать налоговую нагрузку на легальных экономических субъектов для поддержания уровня налоговых поступлений; изменяется драйверы покупательского спроса, конкуренция, и, вследствие этого, снизится эффективность работы рыночного механизма. Таким образом, теневой сектор не может служить основой долгосрочного качественного экономического развития.

Данная проблема является острой и актуальной не только для нашей страны, но и для многих государств в мире. Обратимся к статистическим данным по размеру теневой экономики в промышленно развитых странах Европы, Азии, США. а также в России и странах СНГ [2] (таблица 1).

Существующие данные наглядно показывают, что в таких странах, как Великобритания (11,33 %), Австралия (10,85 %), Китай (10,12 %), Япония (9,5 %) и США (7,59 %) теневая экономика находится на низком уровне. Отличительным признаком данных стран является наименьший уровень налогового бремени и высокое качество институтов управления.

Вместе с тем, лидирующими странами по уровню теневой экономики являются следующие страны: Азербайджан (58,05 %), Нигерия (47,93 %), Украина (45,84 %), Россия (39,19 %) и Шри-Ланка (34,6 %).

Таблица 1

Оценка размера теневой экономики (% ВВП) в 2011—2025 гг.

Страна 2011 г. 2016 г. 2017 г. 2020 г. Прогноз на 2025 г. Среднее значение (2011—2025 гг.)

Объем теневой экономики в мире 23,1 22,66 22,5 22,11 21,39 22,35

Азербайджан 47 67,04 66,12 56,73 58,38 58,05

Австралия 12,82 11,4 11,09 10,24 8,89 10,85

Канада 14,82 14,4 14,15 13,95 13,8 14,3

Китай 10,53 10,15 10,17 10,05 9,9 10,12

Гонконг 14,39 14,2 14,14 13,88 13,65 16,35

Индия 18,62 17,22 16,55 15,7 13,6 16,35

Италия 26,24 26,32 26,5 26,56 26,37 26,37

Шри-Ланка 39,5 37,76 37,33 36,46 34,85 37,13

Япония 10,22 10,08 9,89 9,42 7,86 9,5

Латвия 25,45 24,57 24,17 23,21 20,79 23,61

Литва 27,87 26,27 26,01 25,54 25,79 26,23

Сингапур 11,57 12,54 12,88 13,36 14,06 12,86

Россия 39,33 39,07 39,29 39,37 39,3 39,19

Нигерия 50,73 48,37 47,7 46,99 46,11 47,93

Великобритания 11,83 11,47 11,29 11,19 10,83 11,33

Украина 45,16 45,96 46,12 46,1 45,98 45,84

США 8,2 7,78 7,69 7,42 6,94 7,59

Источник: Emerging from the shadows: The shadow economy to 2025. London: The Association of Chartered Certified Accountants, 2017

216

Вестник экономической безопасности

№ 4/2022

JURISPRUDENCE

Анализируя причины низкой доли теневой экономики в этих странах, прежде всего, необходимо определить факторы, влияющие на объем теневой экономики (рис. 1).

Указанные факторы обуславливают высокий уровень теневой экономики и, в целом, стабильность в экономическом секторе.

Также стоит учитывать, что борьба с теневым сектором в России упирается в ряд специфических особенностей, в том числе ментально-психологическую природу российских граждан. Низкий уровень финансовой и экономической грамотности приводят к тому, что в обществе отсутствует понимание вреда, наносимого экономике теневой деятельностью. Распространенная среди представителей проверяющих органов негласная «презумпция виновности» бизнесмена (налогоплательщика) и низкий уровень защиты прав создает стимулы «решать вопросы» за рамками правового поля, что приводит к распространению коррупции и еще большему ослаблению формальных общественных институтов.

Таким образом, сокращение масштабов теневого сектора во многом будет зависеть от решения российских институциональных проблем, среди которых -низкий уровень доверия граждан к действиям правительства, недостаточный уровень защиты прав и свобод и т. п.

Повышение уровня финансовой и налоговой грамотности населения, формирование в общественном сознании связи между понятиями «уплата налогов» и «качество государственных услуг» могут стать основой для создания в России «общества налогоплательщиков» как базового элемента гражданского общества. Реальная борьба с коррупцией могла бы существенно повысить уровень доверия населения к действиям правительства и наладить продуктивный диалог между обществом и властью, что, в свою очередь, сформировало бы правильную почву для успешной реализа-

ции конкретных мер по сокращению теневого сектора экономики [3].

Обобщая вышесказанное, необходимо определить организационно-правовые меры, способные снизить уровень теневого сектора экономики и сделать экономику России более стабильной.

К таким мерам можно отнести применение расширенной аналитики, способной реально определять уровень и масштабы «ухода в тень» юридических и физических лиц. В этом аспекте существенным преимуществом станет прозрачность финансовых операций и отчетности, предоставляемых в налоговые и другие контрольные органы. Разгрузить организации и бизнес от излишней бюрократизации, тем самым ослабить «налоговый хомут».

Существенная необходимость стоит перед государством в увеличении инклюзивности российской экономики. И это касается не только иностранных инвесторов, а, в первую очередь, российских ивесторов, которые предпочитают вкладывать в более стабильные и сильные экономики Китая, США и стран Европы. Это происходит в том числе и потому, что «вхождение» в российский бизнес осложненно всевозожными юридическими трудностями для граждан, не обладающими со-ответствующии компетенциями. В таком случае необходимо сосредоточится на развитии системы, способной обеспечить упрощенное создание и ведения бизнеса, с использованием всех возможностей цифровизации, прозрачного для собственника/владельца и контрольных органов.

Вместе с тем, предлагается усилить ответственность юридических и физических лиц за сокрытие денежных средств либо имущества; уклонение от уплаты налогов, сборов; преднамеренное или фиктивное банкротство [4]. На опыте западных партнеров, где уклонение налогов считается одним из самых тяжких преступлений, в российском законодательстве такие меры носят формальный характер, и ответственность

Рис. 1. Факторы, влияющие на объем теневой экономики

не предусматривает принцип соразмерности. В связи с чем, сокрытие своих доходов для предпринимателей в России не представляет большую угрозу. Так, например, главой 75 раздела 26 Свода законов США, который носит название «Crimes, other offenses, and forfereitures» -«Преступления, проступки и имущественные наказания», статьей 7201 определено, что «Любое лицо, которое умышленно уклоняется от уплаты налога, установленного в данном разделе, считается виновным в совершении тяжкого преступления и подлежит ответственности по приговору суда в виде штрафа в размере: для физических лиц - не более 100 000 $, для юридических лиц - не более 500 000 $ или лишения свободы на срок до 5 лет, либо штрафа и лишения свободы с компенсацией расходов на преследование лица» [5].

В борьбе с теневой экономикой в России необходимо исходить из реального определения ее уровня во всех отраслях экономики, комплексности организационно-правовых методов, направленных на ее снижение, в том числе сбалансированностью стимулирующих и ужесточающих мер.

Список источников

1. Последствия теневой экономики для социальной и хозяйственной жизни России. [Электронный ресурс] https://spravochnick.ru/ekonomika/tenevaya_ ekonomika_v_rf/ (дата обращения: 30.03.2022).

2. Каранина Е. В. Факторы и масштабы теневой экономики : мировые тенденции и угрозы влияния на экономическую безопасность / Е. В. Каранина // Эко-

номика и управление : проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 1. С. 69-82.

3. Суслина А. Л. Борьба с теневой экономикой в России : частные аспекты общих проблем / А. Л. Суслина, Р. С. Леухин // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 6 (34). С. 46-61.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 25.03.2022).

5. U.S. Code «Internal Revenue Code» / Свод законов США, раздел 26 «Кодекс внутренних доходов».

References

1. The consequences of the shadow economy for the social and economic life of Russia. [Electronic resource] https://spravochnick.ru/ekonomika/tenevaya_ ekonomika_v_rf/ (accessed: 30.03.2022).

2. Karanina E. V. Factors and scales of the shadow economy : global trends and threats of influence on economic security / E. V. Karanina // Economics and management : problems, solutions. 2019. Vol. 10. № 1. P. 69-82.

3. Suslina A. L. The fight against the shadow economy in Russia : private aspects of general problems / A. L. Suslina, R. S. Leukhin // Scientific Research Financial Institute. Financial Journal. 2016. № 6 (34). P. 46-61.

4. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ (ed. dated 25.03.2022).

5. U.S. Code «Internal Revenue Code» / United States Code of Laws, section 26 «Internal Revenue Code».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

А. С. Ситков - научный сотрудник отдела изучения положительного опыта в служебной деятельности ОВД и обеспечения научного сотрудничества управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

A. S. Sitkov - Researcher of the Department for the Study of Positive Experience in the work of the Department of Internal Affairs and Ensuring Scientific Cooperation of the Department for the Organization of Scientific and Editorial and Publishing Activities of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 25.07.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 27.09.2022.

The article was submitted 25.07.2022; approved after reviewing 22.08.2022; accepted for publication 27.09.2022.

218

Вестник экономической безопасности

№ 4 I 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.