Научная статья на тему 'ТЕНЕВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ'

ТЕНЕВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРЫТОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ДЕТЕНИЗАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов Максим Кириллович

Предмет. Для устойчивого развития экономики России существенным препятствием в современных условиях является распространение теневой экономики, которая негативно влияет на все экономические процессы. С тенизацией экономической деятельности субъектов хозяйствования тесно связано понятие теневого (скрытого) предпринимательства в национальной экономике. Поэтому углубление понимания причинно-следственных связей между теневым предпринимательством и перспективами экономического развития требует в современных условиях России большей детализации. Цели. Целью статьи является исследование сущности, причин и последствий теневого предпринимательства в России. Для достижения цели в ходе написания статьи были последовательно решены следующие основные задачи исследования: рассмотрение теоретических аспектов функционирования теневого предпринимательства, его базовых характеристик и типов, определение основных причин и последствий развития теневого предпринимательства в России, выделение приоритетных направлений системной детенизации предпринимательства в России. Методология. Методология исследования включает в себя в основном общенаучные методы исследования - анализа научной литературы, индуктивные и дедуктивные, научного обобщения, а также моделирования, которые были использованы при разработке приоритетных направлений системной детенизации предпринимательства в России. Выводы. Сделан вывод о причинах и последствиях развития теневого предпринимательства. Определены приоритетные меры по снижению уровня теневого сектора экономики. Обосновано, что для системной детенизации предпринимательства в России наиболее важным является формирование благоприятной бизнес-среды. Предложенные в исследовании группы мер позволяют распределить регулирующее влияние с наибольшей полезностью для развития национальной экономики. Общая логика такой дифференциации мер регулирования теневой экономической деятельности заключается в противодействии нелегальной деятельности, а также стимулировании создания благоприятной институциональной среды для ведения легального бизнеса. Это позволит усилить мотивацию предпринимателей к легальной деятельности за счет создания действенных стимулов и преимуществ от нее по сравнению со скрытой и неформальной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: CAUSES AND CONSEQUENCES

Subject. The sustainable development of the Russian economy is hindered by the widespread shadow economy, which affects all economic processes. In the national economy, the concept of shadow (hidden) entrepreneurship is closely related to the shadowing of the economic activities of business entities. Therefore, it is important to study in detail the cause-and-effect relationships between shadow entrepreneurship and the prospects for economic development under current conditions in Russia. Objectives. The article is aimed at studying the essence, causes, and consequences of shadow entrepreneurship in Russia. To achieve this goal, the following main research objectives were consistently solved during the study: considering the theoretical aspects of shadow entrepreneurship and its functioning, its basic characteristics and types, determining the main causes and consequences of the development of shadow entrepreneurship in Russia, and determining the priority areas for the systemic unshadowing of entrepreneurship in Russia. Methodology. The research methodology mainly includes general scientific research methods: methods of analysing scientific literature, inductive and deductive methods, methods of scientific generalisation, and methods of modelling that were used to develop the priority areas for the systemic unshadowing of entrepreneurship in Russia. Conclusions. The conclusion was made about the causes and consequences of the increase in shadow entrepreneurship. Priority measures to reduce the level of the shadow sector of the economy were identified. It was substantiated that to ensure the systemic unshadowing of entrepreneurship in Russia it is important to create a favourable business environment. The groups of measures proposed in the study allow distributing the regulatory impact with the greatest benefit for the development of the national economy. The general logic of such differentiation of measures to regulate shadow economic activity is to counteract illegal activities and to stimulate the creation of a favourable institutional environment for legal businesses. This will encourage entrepreneurs to conduct legal activities by creating effective incentives and benefits from such activities as compared to hidden and informal activities.

Текст научной работы на тему «ТЕНЕВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2022. № 3. C. 86-99. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (3), 86-99.

Вестник Воронежского государственного университета

Серия: Экономика и управление

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Научная статья УДК 338.24

DOI: https://doi.org/10.17308/econ.2022.3/9986 JEL: M11; M21

Теневое предпринимательство в России: причины и последствия

М. К. Измайлов1®1

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Политехническая ул., 29, 195251, Санкт-Петербург, Россия

Предмет. Для устойчивого развития экономики России существенным препятствием в современных условиях является распространение теневой экономики, которая негативно влияет на все экономические процессы. С тенизацией экономической деятельности субъектов хозяйствования тесно связано понятие теневого (скрытого) предпринимательства в национальной экономике. Поэтому углубление понимания причинно-следственных связей между теневым предпринимательством и перспективами экономического развития требует в современных условиях России большей детализации.

Цели. Целью статьи является исследование сущности, причин и последствий теневого предпринимательства в России. Для достижения цели в ходе написания статьи были последовательно решены следующие основные задачи исследования: рассмотрение теоретических аспектов функционирования теневого предпринимательства, его базовых характеристик и типов, определение основных причин и последствий развития теневого предпринимательства в России, выделение приоритетных направлений системной детенизации предпринимательства в России. Методология. Методология исследования включает в себя в основном общенаучные методы исследования - анализа научной литературы, индуктивные и дедуктивные, научного обобщения, а также моделирования, которые были использованы при разработке приоритетных направлений системной детенизации предпринимательства в России.

Выводы. Сделан вывод о причинах и последствиях развития теневого предпринимательства. Определены приоритетные меры по снижению уровня теневого сектора экономики. Обосновано, что для системной детенизации предпринимательства в России наиболее важным является формирование благоприятной бизнес-среды. Предложенные в исследовании группы мер позволяют распределить регулирующее влияние с наибольшей полезностью для развития национальной экономики. Общая логика такой дифференциации мер регулирования теневой экономической деятельности заключается в противодействии нелегальной деятельности, а также стимулировании создания благоприятной институциональной среды для ведения легального бизнеса. Это позволит усилить мотивацию предпринимателей к легальной деятельности за счет создания действенных стимулов и преимуществ от нее по сравнению со скрытой и неформальной деятельностью.

Ключевые слова: скрытое предпринимательство, теневая экономика, детенизация, нелегальная экономика, неформальная экономика.

© Измайлов М. К., 2022

©® Материал доступен на условиях лицензии CC BY 4.0

Для цитирования: Измайлов М. К. Теневое предпринимательство в России: причины и последствия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 3. С. 86-99. Б01: https://doi.Org/10.17308/econ.2022.3/9986

Введение

Для устойчивого развития экономики России существенным препятствием в современных условиях является распространение теневой экономики. Она негативно влияет на все экономические процессы, а именно способствует сокращению в структуре бюджета налоговых поступлений за счет развития и совершенствования различных схем уклонения от уплаты налогов, что приводит к усложнению выполнения финансовых обязательств государством, снижению уровня финансовой безопасности; растет коррупция в органах государственной власти; повышается уровень криминализации общества из-за увеличения количества экономических преступлений; снижаются конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность государства; распространяется отток отечественного капитала за границу и тому подобное. Учитывая вышесказанное, теневая экономика является одной из существенных угроз национальной безопасности государства в экономической сфере. Несмотря на снижение в последние годы масштабов теневой экономики, всё еще остается актуальным вопрос поиска направлений минимизации теневой экономики как важных предпосылок роста экономической безопасности государства.

С тенизацией экономической деятельности субъектов хозяйствования тесно связано понятие теневого (скрытого) предпринимательства в национальной экономике. В свою очередь тенизация предпринимательской деятельности препятствует развитию конкурентоспособности страны, негативно сказывается на росте социальных стандартов жизни населения.

В России не существует единого подхода к трактовке понятия «теневое предпринимательство». Большинство ученых связывают это явление с нелегальным бизнесом. В отдельных исследованиях теневое предпринимательство ассоциируется с теневой экономикой. Это порождает различия в показателях уровня теневой экономики в ВВП России, искажая отражение реального состояния угрозы эффективному развитию экономики.

Особую актуальность приобретает решение проблем по выделению причин и последствий теневого предпринимательства; определение

группы факторов, которые существенно влияют на его объем, и системы соответствующих действенных мер противодействия; формирование механизма государственного регулирования легализации предпринимательства и построения результативной модели его работы.

Проблемы тенизации экономической деятельности исследуют давно. Базовые основы появления теневой экономической деятельности в современных условиях российской экономики рассматриваются в научных трудах В. В. Сер-ватинского [15], влияние теневой экономики на развитие малого бизнеса в России - в статье И. А. Гуляевой и О. С. Рогозинской [5]. Проблеме теневого предпринимательства, его опасности и вреда для национальной экономики посвящены также исследования А. А. Душкина и И. Г. Гри-шаевой [7].

Отдельные аспекты функционирования теневого предпринимательства в национальной экономике исследует Е. С. Тараканчиков [17], который подробно классифицирует угрозы теневой предпринимательской деятельности для экономики.

Исследованию влияния теневого предпринимательства на экономические показатели посвящена научная статья китайских ученых Ha et al. [22], которые выявили связь между уровнем экономической сложности и теневой экономикой на основе данных статистики более 110 стран. Подробное изучение опыта европейских стран по детенизации предпринимательского сектора проведено в работе зарубежных исследователей Santos et al. [24].

В частности, в работах этих ученых достаточно глубоко проанализированы сущность теневого предпринимательства, определены его типы, обобщены основные последствия для экономики, социальной сферы и национальной безопасности в целом. Благодаря исследованиям указанных авторов раскрыты большинство основных вопросов теневого предпринимательства, причины и закономерности развития теневой экономики, характеристики основных типов и механизмов осуществления скрытой экономической деятельности, методов оценки масштабов теневой экономики, а также пути детенизации экономики.

В существующих научных исследованиях и государственных программных документах определены более сотни причин и мероприятий в сфере детенизации экономики, что значительно снижает возможность их практической реализации. Имеющиеся теоретические наработки и практические действия недостаточны для формирования единого механизма и обеспечения комплексного, системного подхода к преодолению теневого предпринимательства. Несмотря на значительные затраты времени и ресурсов в процессах легализации, проблемой является отсутствие наработок по моделированию их результативности. Также существуют неточности, дублирование и разногласия в различных определениях содержания таких распространенных характеристик экономики или предпринимательства, как «теневое», «такое, которое не наблюдается», «скрытое», «нелегальное», «неформальное» и т. п.

Таким образом, углубление понимания причинно-следственных связей между теневым предпринимательством и перспективами экономического развития требует в современных условиях России большей детализации.

Целью статьи является изучение сущности, причин и последствий теневого предпринимательства в России. Для достижения цели были последовательно решены следующие основные задачи исследования: рассмотрение теоретических аспектов функционирования теневого предпринимательства, его базовых характеристик и типов, определение основных причин и последствий развития теневого предпринимательства в России, определение приоритетных направлений системной детенизации предпринимательства в России.

Материалы и методы исследования

В качестве основных материалов исследования послужили научные труды российских и зарубежных авторов, тем или иным образом затрагивающие функционирование теневого сектора экономики. Статистическая информация по уровню тенизации экономики основана на аналитических отчетах, размещенных на официальном интернет-ресурсе Федеральной службы государственной статистики РФ.

Методология исследования включает в себя в основном общенаучные методы исследования - анализа научной литературы, индуктивные и дедуктивные, научного обоб-

щения, а также моделирования, которые были использованы при разработке приоритетных направлений системной детенизации предпринимательства в России.

Результаты Определение причин и последствий теневого предпринимательства

В научных исследованиях теневое, или скрытое, предпринимательство обычно рассматривается в контексте функционирования теневой экономики. Понимание теневой экономики позволяет выделить базовые характеристики скрытой предпринимательской деятельности. В частности, к ним относится состоятельность учета, выявления и контроля результатов осуществления экономических операций (табл. 1).

Одним из главных параметров теневого предпринимательства является ориентация на сознательное сокрытие результатов деятельности. Так, неформальная экономическая деятельность, которая преимущественно связана с ведением домашнего хозяйства, мелкими услугами, нерегулярной работой и прочее, приобретает признаки сознательного сокрытия вследствие легального производства и продажи незарегистрированных товаров и услуг. Проведение экономических операций, запрещенных законодательством, превращает экономическую деятельность в нелегальную или криминальную. Таким образом, обобщая взгляды на теневую экономику, целесообразно различать три типа скрытого предпринимательства (рис. 1). При этом каждый последующий тип скрытого предпринимательства получает дополнительные характеристики относительно легальности экономических операций.

Стоит акцентировать, что неформальные и скрытые типы экономической деятельности связаны с мотивами обеспечения базовых условий жизнедеятельности в условиях экономического кризиса. Поэтому бороться с ними невозможно, их объемы и масштабы следует уменьшать, создавая благоприятные условия для жизни, ведения бизнеса, уменьшения налогового давления. Коррупцию как часть теневой экономики следует преодолевать путем создания неблагоприятных условий для ее существования. Наоборот, виды экономической деятельности, которые запрещены (продажа оружия, наркотиков, финансирование терроризма и т. п) как составляющие части уголовной экономики, следует преодолевать путем постоянного мониторинга и контроля за ними.

Т а б л и ц а 1

Базовые характеристики теневого предпринимательства

Общая характеристика скрытого предпринимательства Сущность понятия «теневая экономика»

Неучтенные официальной статистикой экономические операции Часть ВНП государства, которая не отражена в показателях официальной статистики, поскольку по ней отсутствовала отчетность либо ее стоимость была занижена (Нифонтова и др. [14])

Любая деятельность в экономической сфере, которая почему-то не учитывается официальной статистикой (01икЫуа et а1. [21])

Любая экономическая деятельность, не учтенная официальной статистикой (Абузаров & Карева [2])

Экономическая деятельность, которая не учитывается, не контролируется и не облагается государством и (или) направлена на получение дохода путем нарушения действующего законодательства (Дмитриева & Дробот [6])

Ориентированные на получение запрещенных доходов неформальные и/или незаконные экономические операции Вид деятельности в экономической сфере, направленной на получение запрещенных доходов, уклонение от уплаты налогов путем осуществления законных видов деятельности (Кондратьева & Солончук [12])

Сложное экономико-социальной явление, в котором сочетаются нерегулируемые и неконтролируемые и как незаконные, так и законные, но не отвечающие требованиям делового взаимодействия экономические отношения между субъектами хозяйствования относительно доходов путем снижения суммы налогооблагаемого дохода или его сокрытия, а также уклонения от уплаты налоговых платежей (Минина & Останина [13])

Скрытая и/или не скрытая экономическая деятельность, целью которой является умышленное или вынужденное получение сверхприбыли в результате неконтролируемых социально-экономических отношений (Абдуллаев [1])

Типы теневой предпринимательской деятельности

1 > > 1

"Неформальная" нерегулируемое производство товаров и услуг (бытовое производство; непостоянные услуги и т. п.) "Скрытая" легальное производство и продажа незарегистрированных товаров и услуг (строительных; бытовых; медицинских и т. п.) "Нелегальная / криминальная" запрещенная или ограниченная законом деятельность (коррупция; торговля наркотиками и т. п.)

Рис. 1. Типы теневой предпринимательской деятельности [составлено автором]

Проблема тенизации экономики приобрела большое значение в конце ХХ в., когда теневой сектор начал свое активное поступательное развитие практически во всех социально-экономических отношениях во всех государствах мира, вне зависимости от уровня экономического развития. В. Ю. Буров [3; 4] отмечает, что в одних государствах уровень сектора теневой экономики составлял около 5-12 % ВВП, в то время как в других превышал 30 % от ВВП, что в конечном счете оказало негативное влияние на все социально-экономические процессы этих государств. В целом уровень экономической тенизации считается нормальным при 10-11 %

от ВВП, критическим для легальной экономики - выше 20 %, катастрофическим - более 40 %.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2014-2020 гг. наблюдалось уменьшение уровня теневой экономики до 11,6 % от объема официального ВВП на конец 2020 г. Таким образом, скрытые экономические операции в национальной экономике остаются на достаточно значительном уровне, хотя и не достигают критического предела [8].

О. В. Федонина и А. Д. Федонин [18] свидетельствуют, что в отдельных странах Европы (Чехия, Польша, Словения, Словакия, Хорватия, Болгария, Украина и др.) уровень тенизации

экономической деятельности колеблется от 10,1 до 26,9% ВВП.

Свои коррективы во многие аспекты жизни, в том числе и в развитие теневого предпринимательства, внесла пандемия коронавируса. Людям пришлось перестраиваться под новые ограничения, а бизнесу потребовалось изменять рабочие процессы, чтобы привлекать клиентов (см. напр.: Климин и др. [10]). В процессе реализации ограничительных мер правительства пострадали многие юридические лица и индивидуальные предприниматели, особенно такие отрасли экономики, как торговля и сфера услуг. Все это способствовало развитию неформальной занятости, незаконной предпринимательской деятельности, что, несомненно, является негативным фактором.

Учитывая специфику появления и развития теневого предпринимательства, среди основных его причин стоит отметить запреты и ограничения, а также неэффективность функционирования системы регулирования бизнеса (бюрократия, налоговое бремя, недоверие к государственным институтам и т. п.) [4].

Обобщая научные взгляды на причины развития теневого сектора в экономике, можно выделить четыре основные группы причин появления теневого предпринимательства (табл. 2).

Л. Я. Смирнова [16] отмечает на противоречивость взглядов на последствия проблемы теневого предпринимательства для развития экономики.

Среди основных последствий тенизации предпринимательства различают отрицательные и положительные (рис. 2).

Стоит отметить, что положительные последствия свойственны лишь «неформальным» и «скрытым» видам экономической деятельности и в определенной степени являются конструктивными. Так, теневое предпринимательство обеспечивает занятость части населения страны, не имеющей источников дохода (пенсионеры, беременные женщины, люди, у которых отсутствует опыт работы, молодежь, несовершеннолетние и т. п.). Кроме того, товары и услуги теневого предпринимательства доступны по цене для социально уязвимых групп, частично уменьшая социальное напряжение, существующее в обществе [9].

Т а б л и ц а 2

Причины появления теневого предпринимательства в национальной экономике [составлено автором]

Группа причин Конкретизация проявления

Экономические - Высокие налоги; - высокие ставки, большое количество и сложные налоговые расчеты; - кризис финансовой системы; - деформация структуры занятости; - стремление предпринимателей минимизировать расходы и получить прибыль; - установление льготных условий для функционирования определенных субъектов хозяйствования

Социально-политические - Неопределенность предпринимателей относительно стабильности экономического курса; - низкая институциональная поддержка экономической политики; - коррупция; - недостатки налоговой системы; - дисбаланс государственной регуляторной политики; - несовершенство бюджетной политики; - низкий уровень социальных выплат, которые получают работники, занятые в легальной хозяйственной деятельности

Юридические - Значительное количество механизмов теневых операций; - небольшая ответственность за неправомерные действия и уклонение от уплаты налогов; - неэффективное управление государственным имуществом и защита прав собственников; - недостатки в деятельности судебной власти; - плохая подготовка сотрудников правоохранительных органов в новых экономических условиях

Морально-этические и психологические - Осуждение противоправной деятельности; - низкий уровень сознания и финансовой грамотности населения; - высокий уровень неопределенности в будущем

Основные последствия теневого предпринимательства

Негативные:

• экономические (уменьшение налоговых поступлений; нерегулируемое развитие экономики; снижение инвестиционной привлекательности экономики; невозможность использования теневых фондов для чрезвычайных целей во время войны, экономического кризиса, стихийного бедствия); снижение конкурентоспособности национальной экономики);

• политические (сложность государственного управления экономикой; потеря доверия общественности к государственным институтам; формирование негативного имиджа государства в мире);

• юридические (легальное осуществление теневых операций; низкая ответственность);

• социальные (сложность социальных функций государства; высокий уровень стратификации общества; уменьшение пенсий и социального обеспечения; отсутствие социальных гарантий; неспособность обеспечить население качественными общественными благами (образование, здравоохранение, оборона и др).

Положительные:

• экономические (накопление временно доступных средств; возможности для реализации предпринимательского потенциала; обеспечение развития конкуренции; повышение конкурентоспособности отечественных товаров за счет экономии денег);

• социальные (занятость и рост потребительского спроса; рост доходов предприятий и населения; механизм социальной, трудовой, профессиональной мобильности)

Рис. 2. Основные последствия теневого предпринимательства

Bash1akova & Bash1akov [19] приводят аргументы в пользу того, что теневое предпринимательство в России фактически существует параллельно с легальной экономикой. Как отмечают Е. А. Козлобаева и С. И. Яблоновская [11], «в определенной мере на сегодняшний день теневое предпринимательство не является скрытым от общества: для большинства россиян привычны теневые отношения и не осуждаются ими».

Однако теневое предпринимательство не совершенствует систему экономического регулирования, а лишь приводит к обострению борьбы за раздел существующих рынков, является угрозой социально-политической стабильности общества.

Приоритетные меры по снижению уровня теневого предпринимательства в национальной экономике

Сдерживание развития теневого предпринимательства видится в «детализации» и борьбе с теневой экономикой. Однако с целью эффективного противодействия распростра-

нению теневого предпринимательства до критических масштабов требуется усовершенствование институциональной среды для ведения бизнеса. Особенно трудно национальным предпринимателям выдерживать налоговое бремя независимо от результатов работы. В условиях нестабильности предпринимателям трудно работать легально, поскольку рост расходов на соблюдение законных условий функционирования бизнеса значительно превышает риски теневой деятельности.

Таким образом, несмотря на сложность проблемы теневого предпринимательства автор поддерживает инициативу ограничения ее масштабов применением мер, приведенных в табл. 3.

Реализация указанных мероприятий по противодействию теневой экономике объективно обусловливает привлечение всех возможных стейкхолдеров, в частности и тех, которые есть в самой теневой экономике. Например, добросовестные поставщики каче-

Т а б л и ц а 3

Приоритетные меры по снижению уровня теневого предпринимательства в национальной экономике

Название мероприятия Сущность мероприятия

Обеспечение четкости и однозначности действия законов Ликвидация законов непрямого действия, которые приводят к коррупции, нарушению законодательства

Осуществление масштабной налоговой реформы Оптимизация количества налогов и сборов, снижение их ставок и совершенствование предмета налогообложения. Налогообложение сверхдоходов, которые получают финансово-промышленные группы и монополисты от эксплуатации полезных ископаемых, природных ресурсов, государственной собственности, несовершенных бюджетных льгот и дотаций. Приведение правил определения доходов и расходов субъектов хозяйствования в соответствие с общеопределенными принципами единой системы учета, на которых основывается финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности. Законодательная ликвидация возможности предприятий использовать фиктивные операции с сокрытием доходов и увеличением валовых расходов, с уклонением от уплаты налогов

Повышение качества бизнес-климата Проведение эффективной судебной реформы, целью которой должно стать обеспечение эффективной защиты прав собственности; создание независимой системы контроля качества судебных решений и инструментов их выполнения; реализация программы защиты судей, потерпевших, свидетелей и обличителей правонарушений. Упрощение разрешительной системы и повышение эффективности регуляторной политики

Формирование социально ориентированной бизнес-среды Иерархическое определение и структурирование формальных (законы, официально закрепленные нормы права, судебные прецеденты, административные акты) правил соблюдения социальной направленности, сплоченности и ответственности субъектов бизнеса, а также норм социально ориентированного становления бизнес-среды. Разработка механизмов, которые обеспечили бы выполнение правил социально направленной деятельности и норм социально ответственного поведения в хозяйственных взаимоотношениях. Распространение мировоззренческих представлений о построении экономических отношений на социальной ориентации (в частности, социальной ответственности) бизнеса с обоснованием необходимости и преимуществ его становления

Имплементация механизма детенизации экономической деятельности Декриминализация экономических отношений; противодействие коррупции; устранение проявлений нелегальной хозяйственной деятельности; вывод из «тени» неучтенных операций, ресурсов и активов

Создание механизмов надежной защиты прав всех участников экономической жизни Установление прозрачности в деятельности предприятий для акционеров: обеспечение процедуры смены собственников в условиях прозрачных и оперативных судебных процедур; ликвидация схем минимизации налогообложения, вывод ликвидных активов из компаний и денежных средств за пределы страны. Имплементация обязательного аудита годовой и консолидированной отчетности. Системное стимулирование безналичных расчетов. Создание национальной информационно-аналитической платформы регистрации поставщиков сертифицированных услуг, видов этих услуг и их стоимости

Системная дете-низация рынка труда Легализация и устранения фиктивной занятости, снижение уровня трудовой миграции; обеспечение прозрачного спроса на рабочую силу; детенизация занятости; обеспечение полной и прозрачной оплаты труда; развитие инфраструктуры рынка труда и противодействие его тенизации

Ликвидация институциональных и административных препятствий бизнесу Существенные коррективы регуляторной политики государства по пересмотру и упрощению разрешительных, регистрационных и надзорных функций, установление обоснованных прогрессивных размеров тарифов за предоставленные услуги. Введение электронной идентификации товаров по принципу электронной акцизной марки с целью обеспечения возможности отслеживания пути товара к прилавку (для фискальных органов) и доказательства легальности происхождения товара (для потребителя)

Развитие системы контролирующих служб и качественного кадрового обеспечения Создание принципиально новой системы взаимодействия финансового, фискального, банковского контроля с целью и повышения качества проведения контроля. Критерием оценки деятельности контролирующих и правоохранительных органов должен быть реальный возврат средств и имущества государству и устранение правонарушений

ственных доступных коммерческих услуг априори заинтересованы в их популяризации и как потребители других видов услуг должны иметь возможность способствовать беспристрастному устранению рисков получения недоброкачественных услуг от других производителей. По мнению автора, в современных условиях алгоритм внедрения любой прозрачной модели экономического развития или ее отдельных приоритетов должен базироваться на полноценной реализации всех элементов принципа экономической свободы (экономической самостоятельности, экономического равноправия и экономической ответственности), обеспечивая тем самым качество бизнес-климата и легальность и прозрачность бизнес-среды.

Обсуждение результатов

Сформулированные в результате проведенного исследования выводы и рекомендации относительно снижения уровня теневого предпринимательства в национальной экономике основываются на выделенных основных причинах и последствиях развития теневого предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для системной детенизации предпринимательства в России наиболее важным, по мнению автора, является формирование благоприятной бизнес-среды. Поэтому актуальными доминантами качественного институционального совершенствования бизнес-среды автор определяет:

- проведение институциональных изменений в бизнес-среде, ориентированных на минимизацию коммерческих рисков предпринимателей;

- наделение решающей функцией в преодолении институциональной неэффективности бизнеса институтов государственного регулирования, на которые возлагается инициатива в реализации многогранного механизма элиминации (преодоления) дисфункций. Это касается и общей макроэкономической стабилизации состояния базовых институтов экономики, развития рыночной инфраструктуры и конкурентной среды, защиты прав частной собственности, установления различных форм социального партнерства и др.;

- формирование и развитие эффективных институтов бизнес-среды возможны при активном сотрудничестве государства и субъектов бизнеса. В то же время эффективная институциональная организация бизнес-среды

позволит обеспечить мотивацию предпринимателей на достижение индивидуальной или общественной выгоды.

Поэтому с позиций стимулирования предпринимательской инициативы в стране и формирования социально ответственной бизнес-среды первоочередное значение имеет системное искоренение таких институциональных деформаций бизнес-среды, как коррупция, тенизация, экономическая преступность и дискриминация и т. п. Целесообразным, по мнению автора, является системное внедрение независимой оценки современных законопроектных и нормативно-распорядительных инициатив на предмет возможного увеличения уровня тенизации экономики и распространения коррупции в результате их внедрения.

- разработка и имплементация общественно приемлемого алгоритма легализации теневого капитала и его привлечение к легальной экономике;

- осуществление государством контроля за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ.

Сравнивая полученные в исследовании результаты с опытом зарубежных стран (см. напр.: Owolabi et al. [23]), необходимо отметить, что правительства развитых стран с низким уровнем теневого предпринимательства реализуют мероприятия в сфере противодействия увеличению размеров скрытой экономики, обеспечения управляемости экономических процессов, распространения коррупции. Существенные усилия прилагают с целью противодействия организованной экономической преступности. В развивающихся странах теневая экономика обеспечивает рабочие места и доходы определенной части населения, что в целом можно рассматривать положительно, и это препятствует преодолению теневого предпринимательства.

Исследование иностранного опыта по применению мер детенизации экономики Chletsos & Sintos [20] свидетельствует о целесообразности разработки соответствующей регулятор-ной политики российским правительством с дифференциацией мер в зависимости от типа самой теневой экономики.

Предложенные в исследовании группы мер позволяют распределить регулирующее влияние с наибольшей полезностью для развития национальной экономики. Общая логика такой дифференциации мер регулирования теневой

экономической деятельности заключается в противодействии нелегальной деятельности, а также стимулировании создания благоприятной институциональной среды для ведения легального бизнеса. Это позволит усилить мотивацию предпринимателя к легальной деятельности за счет создания действенных стимулов и преимуществ от нее по сравнению со скрытой и неформальной деятельностью.

Заключение

Теоретическое обобщение проблемы появления и причин развития теневого предпринимательства создает условия для определения методов снижения его уровня в России на современном этапе.

Автор считает, что основные причины существования и роста объемов теневого предпринимательства в России следующие:

- кризисные явления в экономике страны;

- существование организованной экономической преступности, коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления;

- наличие внебанковского денежного оборота;

- сложность и хаотичность налогового законодательства;

- несовершенство действующего законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности;

- представление нашего общества относительно «нормальности» теневой деятельности.

Проведенный обзор литературных источников позволил выделить главные проявления теневого предпринимательства в национальной экономике, к числу которых были отнесены: нелегальная занятость населения и доходы физических лиц; наличные неучитываемые операции; незаконные операции внешнеэкономического характера; производство и сбыт неучтенной продукции по ценам ниже рыночных; повышение затрат из-за повышения стоимости приобретенных товаров и т. п.

Учитывая, что уровень теневого сектора в России всё еще остается выше 11 % от ВВП, его влияние на развитие экономики негативное. Поэтому выявление основных причин, а также осознание негативных последствий дальнейшего развития теневого предпринимательства для национальной экономики должно стать фундаментом трансформации институциональной среды в стране. Понимание этих по-

следствий определит наиболее перспективные пути снижения уровня теневой экономики и будет способствовать использованию положительных эффектов от скрытого предпринимательства для разработки необходимых стимулов функционирования предпринимателей.

Сложность преодоления теневого предпринимательства обусловлена противоречием между усилением роли международного фактора в деятельности современных преступных организаций вследствие трансформации системы международных отношений и развития процессов глобализации и ограниченными возможностями национальных правительств осуществлять контроль за деятельностью преступных структур транснационального уровня. Глобализация международных отношений, кроме позитивных последствий, создала благоприятную почву для интернационализации преступности, что приводит к тенизации международных хозяйственных процессов.

Эффективное противодействие развитию теневого предпринимательства можно обеспечить только при построении эффективного организационно-правового механизма детенизации экономики, который будет основан на международных нормах и стандартах и учитывать позитивный опыт зарубежных стран с минимальным уровнем теневой экономики.

На сегодняшний день основная цель детенизации предпринимательства в России предусматривает значительное сокращение уровня тенизации за счет формирования благоприятных бизнес-условий для привлечения теневых капиталов в легальную экономическую деятельность. Легализация теневых капиталов позволит обеспечить рост инвестиционного потенциала страны, а также благоприятно скажется на бюджетной сфере, что обеспечит долговременную устойчивость экономической сферы в стратегическом аспекте и укрепит экономическую безопасность страны.

Необходимо использование системного подхода к экономическим методам регулирования социальной сферы, в частности сферы занятости, в которой все элементы тесно взаимосвязаны. Важным является применение различных инструментариев исследования экономической политики, а также последовательности действий и их сбалансированности, например: снижение налогообложения должно сопровождаться повышением уровня заработной платы; создание надлежащего ин-

вестиционного климата должно проводиться одновременно с мерами по снижению ставки процента; формирование механизма противодействия инфляционным процессам должно предусматривать параллельное осуществление конкретных протекционистских мер по стимулированию отечественного производителя. Следовательно, эффективное противодействие процесса тенизации экономики страны и трансформации ее в легальную гарантировать экономическую безопасность России, ее прогрессивное социально-экономическое развитие.

Согласно проведенному исследованию можно выделить следующие основные цели усовершенствования регуляторной политики в России: снижение налогового и администра-

Библиографический список

1. Абдуллаев А. Ш. Теневая экономика: сущность и масштабы в современной России// Экономика и предпринимательство. 2020. № 4 (117). С. 177-179. Б01: 10.34925/Е1Р.2020.117.4.036

2. Абузаров В. Ш., Карева Е. Р. Понятие теневой экономики// Вестник науки. 2021. Т. 1, № 6-1 (39). С. 75-78.

3. Буров В. Ю. Теневая экономическая деятельность субъектов малого предпринимательства: анализ проблем и ее экономической сущности // Теневая экономика. 2018. Т. 2, № 2. С. 39-46.

4. Буров В. Ю. Теневая экономическая деятельность субъектов предпринимательства как фактор развития экономической преступности // Теневая экономика. 2019. Т. 3, № 2 (3). С. 87-96. Б01:10.18334/ tek.3.2.40096

5. Гуляева И. А., Рогозинская О. С. Влияние теневой экономики на развитие малого предпринимательства в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 5 (80). С. 16.

6. Дмитриева Е. О., Дробот Е. В. Теневая экономика: угрозы и последствия // Теневая экономика. 2018. Т. 2, № 1. С. 9-16. Б01:10.18334Лек.1.1.37636

7. Душкин А. А., Гришаева И. Г. Проблема теневого предпринимательства: опасность и вред // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2021. № 4 (39). С. 139-141.

8. Измайлов М. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 1. С. 8598. Б01: 10.17308/есоп.2021.4/3663

9. Измайлов М. К. Теоретические аспекты сущности и взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 1 (25).

тивного бремени для бизнеса; упрощение и совершенствование процесса администрирования налогов; превентивное предотвращение теневой деятельности; введение неотвратимости наказания за финансовые операции в отношении активов, полученных противозаконным способом, легализация ранее скрытых средств за счет использования института налоговой амнистии.

Реализация указанных мер позволит аккумулировать необходимые ресурсы в национальной экономике для обеспечения ее развития.

Конфликт интересов

Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

10. Климин А. И., Темиргалиев Е. Р., Усков Э. Н. Сервис se1ftrave1 как инструмент маркетинга территорий на основе стратегии голубого океана // Трансформация социально-экономического пространства России и мира: сборник статей международной научно-практической конференции. Краснодар : Просвещение-Юг, 2021. С. 86-92.

11. Козлобаева Е. А., Яблоновская С. И. Теневая экономика в системе экономической безопасности: отношения нормы и патологии // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2018. № 1 (56). С. 247-257. Б01:10.17238/ issn2071-2243.2018.L247

12. Кондратьева Д. Н., Солончук Е. С. Теневая экономика: угрозы и последствия // Научно-практические исследования. 2020. № 12-2 (35). С. 36-40.

13. Минина Т. И., Останина А. Р. Новые подходы к определению понятия теневой экономики как угрозы экономической безопасности Российской Федерации // Хроноэкономика. 2018. № 3 (11). С. 128-131.

14. Нифонтова П. Ю., Сарычева Н. Д., Бирюкова А. А. Теневая экономика: понятие, виды, причины развития, роль и методы борьбы // Бенефициар. 2019. № 56. С. 10-12.

15. Серватинский В. В. Особенности влияния государства на сектор российского малого предпринимательства с целью противодействия теневым практикам в условиях пандемии // Теневая экономика. 2021. Т. 5, № 1. С. 41-52. Б01:10.18334/tek.5.1.112174

16. Смирнова Л. Я. Теневая экономика и механизмы ее ликвидации // Вестник экономической безопасности. 2021. № 2. С. 319-321. Б01:10.24412/2414-3995-2021-2-319-321

17. Тараканчиков Е. С. Предпринимательство и теневая экономика // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 12 (51). С. 78-83.

18. Федонина О. В., Федонин А. Д. Зарубежный опыт в решении проблем в сфере теневой экономики на уровне страны и региона // Контентус.

2019. № 12 (89). С. 29-36.

19. Bashlakova V., Bashlakov H. The study of the shadow economy in modern conditions: Theory, methodology, practice // The Quarterly Review of Economics and Finance. 2021. Vol. 81. P. 468-480. DOI: 10.1016/j.qref.2020.10.032

20. Chletsos M., Sintos A. Hide and seek: IMF intervention and the shadow economy // Structural Change and Economic Dynamics. 2021. Vol. 59. P. 292-319. DOI: 10.1016/j.strueco.2021.09.008.

21. Glukhova V. I., Daribekov S. S., Daribekova A. S. The shadow economy: concept and evaluation // Bulletin of Karaganda University. Economy Series.

2020. Vol. 98 (2). P. 53-64.

22. Ha L. Th., DungH. Ph., Thanh T. T. Economic complexity and shadow economy: A multidimensional analysis // Economic Analysis and Policy. 2021. Vol. 72. P. 408-422. DOI: 10.1016/j. eap.2021.09.011.

23. Owolabi O., Berdiev A. N., Saunoris J. W. Is the shadow economy procyclical or countercyclical over the busi-ness cycle? International evidence // The Quarterly Review of Economics and Finance. 2022. Vol. 84. P. 257-270. DOI: 10.1016/j. qref.2022.01.017.

24. Santos Eu., Fernandes C., Ferreira J. J. The moderating effects of economic development on innovation and shadow entrepreneurship: grey or pink? // R&D Management. 2020. Vol. 50 (5). P. 599613. DOI: 10.1111/radm.12404.

Измайлов Максим Кириллович, канд. экон. наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: izmajlov_mk@spbstu.ru ORCID ID: 0000-0002-3147-9603

Поступила в редакцию 30.03.2022 Подписана в печать 01.06.2022

Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2022. № 3. C. B6-99. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (3), B6-99.

Proceedings of Voronezh State University

Series: Economics and Management

Economy, Organization and Management of the Enterprises, Branches, Complexes

Original article UDC 338.24

DOI: https://doi.Org/10.17308/econ.2022.3/9986 JEL: M11; M21

Shadow entrepreneurship in Russia: causes and consequences

M. K. Izmaylov13

1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 29 Polytechnicheskaya st., 195251, St. Petersburg, Russian Federation

Subject. The sustainable development of the Russian economy is hindered by the widespread shadow economy, which affects all economic processes. In the national economy, the concept of shadow (hidden) entrepreneurship is closely related to the shadowing of the economic activities of business entities. Therefore, it is important to study in detail the cause-and-effect relationships between shadow entrepreneurship and the prospects for economic development under current conditions in Russia.

Objectives. The article is aimed at studying the essence, causes, and consequences of shadow entrepreneurship in Russia. To achieve this goal, the following main research objectives were consistently solved during the study: considering the theoretical aspects of shadow entrepreneurship and its functioning, its basic characteristics and types, determining the main causes and consequences of the development of shadow entrepreneurship in Russia, and determining the priority areas for the systemic unshadowing of entrepreneurship in Russia.

Methodology. The research methodology mainly includes general scientific research methods: methods of analysing scientific literature, inductive and deductive methods, methods of scientific generalisation, and methods of modelling that were used to develop the priority areas for the systemic unshadowing of entrepreneurship in Russia.

Conclusions. The conclusion was made about the causes and consequences of the increase in shadow entrepreneurship. Priority measures to reduce the level of the shadow sector of the economy were identified. It was substantiated that to ensure the systemic unshadowing of entrepreneurship in Russia it is important to create a favourable business environment. The groups of measures proposed in the study allow distributing the regulatory impact with the greatest benefit for the development of the national economy. The general logic of such differentiation of measures to regulate shadow economic activity is to counteract illegal activities and to stimulate the creation of a favourable institutional environment for legal businesses. This will encourage entrepreneurs to conduct legal activities by creating effective incentives and benefits from such activities as compared to hidden and informal activities.

Keywords: hidden entrepreneurship, shadow economy, unshadowing, illegal economy, informal economy.

For citation: Izmaylov, M. K. (2022) Shadow entrepreneurship in Russia: causes and consequences. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (3), 86-99. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: https:// doi.org/10.17308/econ.2022.3/9986

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Conflict of Interest

The authors declare the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.

References

1. Abdulaev, A. Sh. (2020) Shadow economy: essence and scale in modern russia. Journal of Economy and entrepreneurship. 4(117), 177-179. (In Russian). DOI: 10.34925/EIP.2020.117.4.036

2. Abuzarov, V. S. & Kareva, E. R. (2021) Concept of shadow economy. Vestnik nauki. 6-1(39), 75-78. (In Russian).

3. Burov, V. Yu. (2018) Shadow economic activity of small business. Shadow Economy. 2, 39-46. (In Russian).

4. Burov, V. Yu. (2019) Shadow economic activity of business entities as a factor in the development of economic crime. Shadow Economy. 2(3), 87-96. (In Russian) DOI: 10.18334/tek.3.2.40096

5. Gulyaeva, I. A. & Rogozinskaya, O. A. (2018) The impact of the shadow economy on the development of small business in Russia. Economics and innovations management. 5(80), 16. (In Russian)

6. Dmitrieva, E. O. & Drobot, E. V. (2018) Shadow Economy: Threats and Consequences. Shadow Economy. 1(2), 9-16. (In Russian) DOI: 10.18334/tek.1.1.37636

7. Dushkin, A. A. & Grishaeva, I. G. (2021) The problem of shadow entrepreneurship: Danger and Harm. The Bulletin of the Voronezh institute of high technologies. 4(39), 139-141. (In Russian)

8. Izmailov, M. K. (2022) Shadow economy as a threat to the economic security of Russia. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 85-98. (In Russian). DOI: 10.17308/ econ.2021.4/3663

9. Izmailov, M. K. (2022) Theoretical aspects of the essence and interrelation of the shadow economy and the economic security of the state. Business and Design review. 1(25). (In Russian)

10. Klimin, A. I., Temirgaliev, E. R. & Uskov, E. N. (2021) [Selftravel service as a territory marketing tool based on the blue ocean strategy]. Transformation of the socio-economic space of Russia and the world: Procedings of International Scientific Conference, 29 September - 2 October, Sochi, Russia. Krasnodar, Prosveshenie publ., pp 86-92. (In Russian)

11. Kozlobaeva, E. A. & Yablonovskaya, S. I. (2018) The shadow economy in the system of economic security: the relation of norm and pathology. Vestnik of Voronezh State Agrarian University. 1(56), 247-257. (In Russian) DOI: 10.17238/issn2071-2243.2018.1.247

12. Kondratieva, D. N. & Solonchuk, E. S. (2020) Shadow Economy: Threats and Consequences. Scientific-Practical Researches. 12-2(35), 36-40. (In Russian)

13. Minina, T. I. & Ostanina, A. R. (2018) New approaches to the definition of a concept of the shad-

ow economy as the threat of economic safety of the Russian Federation. HronoEconomics. 3(11), 128-131. (In Russian)

14. Nifontova, P. Yu., Sarycheva, N. D. & Biryuko-va, A. A. (2019) Shadow economy: concept, types, reasons for development, role and methods of fight. Beneficiary. 56, 10-12. (In Russian)

15. Servatinskiy, V. V. (2021) Features of the state's influence on the russian small business sector in order to counteract shadow practices in the context of the pandemic. Shadow Economy. 5(1), 41-52. (In Russian) DOI: 10.18334/tek.5.1.112174

16. Smirnova, L. Ya. (2021) The Shadow Economy and its elimination mechanisms. Bulletin of Economic Security. 2, 319-321. (In Russian) DOI: 10.24412/24143995-2021-2-319-321

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Tarakanchikov, E. S. (2020) Enterpreneurship and Shadow Economy. Sustainable development of science and education. 12(51), 78-83. (In Russian)

18. Fedonina, O. V. & Fedonin, A. D. (2019) Foreign experience in resolving problems in the field of the shadow economy at the level of the country and region. Kontentus. 12(89), 29-36. (In Russian)

19. Bashlakova, V. & Bashlakov, H. (2021) The study of the shadow economy in modern conditions: Theory, methodology, practice. The Quarterly Review of Economics and Finance. 81, 468-480.D0I: 10.1016/j. qref.2020.10.032

20. Chletsos, M. & Sintos, A. (2021) Hide and seek: IMF intervention and the shadow economy. Structural Change and Economic Dynamics. 59, 292-319. D0I:10.1016/j.strueco.2021.09.008.

21. Glukhova, V. I., Daribekov, S. S. & Daribekova, A. S. (2020) The shadow economy: concept and evaluation. Bulletin of Karaganda University. Economy Series. 98(2), 53-64.

22. Ha, L. Th., Dung, H. Ph. & Thanh, T. T. (2021) Economic complexity and shadow economy: A multi-dimensional analysis. Economic Analysis and Policy. 72, 408-422. D0I:10.1016/j.eap.2021.09.011.

23. Owolabi, O., Berdiev, A. N. & Saunoris, J. W. (2022) Is the shadow economy procyclical or countercyclical over the busi-ness cycle? International evidence. The Quarterly Review of Economics and Finance. 84, 257-270. DOI: 10.1016/j.qref.2022.01.017.

24. Santos, Eu., Fernandes, C. & Ferreira, J. J. (2020) The moderating effects of economic development on innovation and shadow entrepreneurship: grey or pink? R&D Management. 50(5), 599-613. DOI: 10.1111/ radm.12404.

Maxim K. Izmaylov, Cand. Sci. (Econ.), Assist. Prof., Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation E-mail: izmajlov_mk@spbstu.ru ORCID ID: 0000-0002-3147-9603

Received 30.03.2022 Accepted 01.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.